На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИНХРОННОМ И ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 14.1.2013. Сдан: 2011. Страниц: 73. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Наречия как часть речи в современном русском языке.
1.1. Семантические, грамматические, словообразовательные признаки частей речи.
1.2. Специфика наречий в синхронной системе русского языка.
1.3. История наречий как части речи в русском языке.

ГЛАВА 2. Словообразование наречия в диахроническом аспекте.
2.1. Сущность процесса перехода наречий из других частей речи (адвербиализация).
2.2. Адвербиализация на базе имен существительных.
2.3. Адвербиализация на базе имен прилагательных.

ГЛАВА 3. Синхронное словообразование наречий.
3.1. Суффиксация.
3.2. Суффиксально-префексальный способ.
3.3. Сложение и сращение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИЕРАТУРЫ.


ВВЕДЕНИЕ
Современный русский язык постоянно изменяется и пополняется все новыми и новыми словами, расширяются значения уже известных слов, т.к. они начинают использоваться для обозначения других предметов, признаков, действий. В этом случае мы можем говорить об активном пути пополнения наречной лексики, т.е. переходе слов из других частей речи в наречия.
Наречная лексика занимает значительное место в словарном составе русского языка, его грамматическом и коммуникативном строе. Она характеризуется семантической и функциональной разноплановостью. Образование отдельных разрядов наречий в современном русском языке является высокопродуктивным, наречные лексемы активно употребляются в разных формах речевой коммуникации и включены в обширный круг языковых связей.
Таким образом, актуальность предпринятого исследования обусловлена тем, что в нем, опираясь на богатый опыт исследования, накопленный в языкознании, предпринимается попытка на основе синхронного и диахронического аспектов раскрыть особенности словообразований такой части речи, как наречие.
В истории языкознания взгляд на наречия неоднократно менялся, что вызвано разнородностью его грамматических примет в русском языке. М.В.Ломоносов включал наречие в общую категорию частиц, местоимений и междометий, а М.В.Панов - в разряд имен прилагательных. В отличие от своих предшественников, зачастую смешивавших наречия с другими частями речи, ученые XIX века и вовсе исключают наречие из частеречной системы. Эту традицию возглавил К.С.Аксаков: ?Наречие не есть часть речи. Часть речи то, что получило в слове особую форму, особый отдел; наречие своей особой формы (в слове) не имеет. Оно выражает отношение, то есть уже синтаксическое явление. Наречием могут быть разные части речи, в разных отношениях употребляемые». Этой же точки зрения придерживался и Ф.И.Буслаев: «Наречие не есть особая часть речи; это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением» .
А.А.Потебня, не отвергая синтаксическую точку зрения на наречие, вернул его в систему знаменательных частей речи. Рассматривая члены предложения в сопоставлении с частями речи, Потебня пришел к выводу, что части речи возникают из членов предложения путем их формализации, закрепления за ними постоянных, устойчивых средств выражения. Таким образом, части речи, в том числе и наречие, есть не что иное, как грамматизованные члены предложения. Говоря о грамматическом значении наречия, Потебня писал, что эта часть речи выражает признак, «связуемый с другим признаком, данным или возникающим, и лишь через его посредство относимый к предмету (субъекту, объекту), а сам по себе не имеющий с ним никакой связи?. Ученый видел в наречии ?особую форму, присвоенную обстоятельственным словам?, не отвергая при этом синтаксическую точку зрения на наречие как на несогласуемый ?признак признака». Этот подход получил дальнейшее развитие в трудах А.А.Шахматова и А.М.Пешковского.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью сопоставления и обобщения имеющихся результатов лингвистического изучения наречия, поиска оптимальных путей интегративного описания системы наречий русского языка с учётом его функциональной дифференциации и специфики как грамматических, так и прагмасемантических свойств наречной лексики.
Наречная система реализуется множеством своих функциональных вариантов, в каждом из которых с разной степенью отчётливости проступают специфические особенности адвербиальной лексики. Поэтому её изучение, на наш взгляд, должно продвигаться по пути расширения исследовательской базы, что требует привлечения к анализу как общеупотребительных, так и нелитературных (диалектных и сленговых) наречий.
Степень научной разработанности проблемы. Научное изучение наречия имеет достаточно длительную историю. Первоначально интерес учёных вызывали, главным образом, вопросы о частеречном статусе наречия, о специфике его грамматических форм и синтаксической обусловленности его категориальных признаков (С.К. Аксаков; А.М. Пешковский; А.А. Потебня; А.А. Шахматов; Л.В. Щерба и др.).
На сегодняшний день значительная часть наречий, относящихся к «основному словарному фонду», описана в русле развития идей языковой картины мира. К настоящему времени целостное описание получили различные аспекты наречной системы русского языка: лексико-грамматический (В.В. Виноградов; Е.А Земская; И.К. Галаншина; М.В. Панов и др.), логико-синтаксический (А. А Камынина.), генетический (П.С.Кузнецов; Н.В. Чурмаева; Е.И. Янович), территориальный (И.А. Попов).
Семантика и прагматические особенности русского наречия детально анализируются на материале отдельных единиц и классов адвербиальной лексики. Лингвистикой накоплены ценные и разносторонние знания о структурно-семантических типах и отдельных классах наречий, их аспектуальной значимости, о системных семантических связях наречных лексем, о фразовых функциях адвербиальной лексики, о роли наречий в актуализации особенностей мировидения человека (Л.Р.Абдулхакова; В.И.Борковский; Л.А.Булаховский; С.А. Григорьева; Е.Курилович; И.Г.Милославский; А.Д. Кошелев; Д.Н.Шмелев; И.Б. Левонтина; И.А. Мельчук; Е.В. Падучева; А.Б. Пеньковский; В.А. Плунгян; О.Н. Селивёрстова; М.В. Филипенко; Е.И.Янович и др.).
Проблема перехода слов из одних частей речи в наречия подробно освещена в работах В.В. Виноградова, Н.С.Чиркинян, Н.С Валгиной, Н.М.Шанского, Д.Н.Шмелева, Л.В.Ноговициной. Адвербиализация в системе частей речи остается до сих пор сложной, окончательно не решенной и достаточно дискуссионной. В результате процессы взаимодействия частей речи продолжают исследоваться с противоречивых позиций.
Обзор научных работ позволяет заключить, что изучение русского наречия достигло серьёзных результатов, которые, тем не менее, нельзя назвать исчерпывающими и непротиворечивыми. Несмотря на возросший в последнее время интерес к изучению семантики и закономерностей функционирования наречия, исследователи этого участка языковой системы констатируют меньшую научную разработанность категории наречия в сравнении с другими частями речи.
Источниками сбора фактического материала послужили словари разных типов.
Объектом исследования является система частей речи как особая система форм и категорий русского языка.
Предметом изучения являются процессы лексико-грамматической переходности и транспозиции частей речи в наречия, также предмет исследования составляют семантические и прагматические свойства наречной лексики, формирующей адвербиальные системы указанных форм существования языка в их современных вариантах.
Целью исследования является описание условий словообразования наречий с применением концепции синхронии и диахронии, выявление закономерностей деления наречий на синхронные срезы, каждый из которых рассматривается в целости, а от одного среза к другому исследуется уже диахроническое развитие.
Основная цель предопределила постановку и решение следующих задач исследования:
1) Изучить семантические, грамматические и словообразовательные признаки частей речи;
2) определить общее грамматическое значение наречия;
2) Выявить особенности перехода существующих в русском языке частей речи в разряд наречий.
3) обобщить и осмыслить значение адвербиализации в русле теории взаимодействия частей речи, описать системные изменения в сфере частей речи русского языка.
Цель и задачи исследования определили выбор методов. Использовался преимущественно комплекс общенаучных и специальных лингвистических методов анализа.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем в рамках сложившихся теорий выясняется сущность явления лексико-грамматической переходности и взаимосвязи частей речи, показывается, в каком соотношении находятся явления лексико-грамматической переходности и транспозиции.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении закономерностей формирования специфики наречий в синхронной системе русского языка, их взаимодействия с другими частями речи.
Практическое значение работы заключается в возможности использования её результатов в различных областях изучения и описания русского языка, также работа может служить материалом при разработке школьных уроков по изучению наречия.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.


Глава 1. Наречия как часть речи в современном русском языке.
1.1. Семантические, грамматические, словообразовательные признаки частей речи.
В русской грамматике с самого начала XIX в. установилось деление наречий на два основных грамматико-семантнческих класса; на наречия качественные в наречия обстоятельственные. Еще Н. Орнатовский в «Новейшем начертании правил российской грамматики» (1810) довольно точно очертил границы между этими семантическими классами наречие. Позднее к этим двум классам иногда присоединялись деепричастия.
Классификация наречий на качественные (или определительные) и обстоятельственные дожила до настоящего времени. Ее придерживался например, А. М. Пешковский. Лишь акад. А. А. Шахматов пытался внести в нее некоторые поправки.........


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русский язык - это не что-то застывшее и неизменное. Он находится в вечном движении, потому что постоянно действует множество самых различных факторов - и внешних, как говорят, экстралингвистических, и внутренних, собственно языковых.
В своем исследовании я постаралась как можно полнее осветить вопрос о переходе слов из других частей речи в наречия. Изучение особенностей наречия как части речи позволило сделать следующие выводы:
1. Специфика наречия как части речи проявляется в том, что переход слова из любой части речи в наречие выражается прежде всего в приобретении обстоятельственной синтаксической функции и утрате свойств изменяться по падежам, родам, числам, видам и т. д.
2. Словообразование служит источником новых терминов, отражая изменения в научной жизни, обеспечивая процесс обновления научной терминологии; благодаря активным процессам в словообразовательной системе терминология точных наук остается наиболее мобильной частью лексики;
3. В процессе терминообразования используются экономичные и наиболее емкие, точные приемы образования новых слов: префиксация, суффиксация, сложение, аббревиация;
4. Адвербиализация имеет отношение к лексико-грамматической или межчастеречной омонимии. Она является доказательством активного перехода частей речи в наречия в русском языке.
5. Адвербиализация как первоначальный путь образования наречия постепенно перерастает в следующую высшую фазу - в морфологический способ словообразования. Это мнение разделяет Шахматов, указывая на образование наречий от существительных, прилагательных, причастий, деепричастий, местоимений и повелительной формы глагола, не разграничивая, однако, процесс образования наречий и процесс адвербиализации.
6. Суффиксы, обладая определенным лексическим и эмоционально-стилистическим значением, выступают в роли словообразовательных формантов, способствующих появлению в языке самостоятельных лексических единиц. Процесс словообразования продолжается, а суффиксация является одним из активных способов пополнения лексики русского языка.


Список использованной литературы

1. Абдулхакова Л.Р. О двух способах образования наречий в русском языке // Р.Абдулхакова.- Казань: Изд. Каз. ун-та, 1986.
2. Аванесов Р. И., Сидоров В. Н. Очерк грамматики русского литературного языка. М., 1945.
3. Алпатов В. М. Теория и типология частей речи // Части речи: Теория и типология. М., 1990.
4. Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. Т.2: Сочинения филологические. Ч.1 / К.С.Аксаков.- М., 1880.
5. Белошапкова, В. А. Современный русский язык. /В.А. Белошапкова.-М.: Высшая школа, 1981.
6. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. Москва, Изд-во АН СССР, 1963.
7. Булаховский Л.А. Исторический комментарий к русскому литературному языку. Киев, 1978
8. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. Л., 1976.
9. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф.И.Буслаев.- М.: Учпедгиз, 1959.
10. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. -Москва: Логос, 2002.
11. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В.Виноградов.- М.: Учпедгиз, 1947.
12. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Избр. труды: Исслед. по русской грамматике. М., 1975.
13. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)./ В.В.Виноградов.- М.: 2 изд., 1972.
14. Виноградов, В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. / В.В.Виноградов.- М.: Наука, 1975
15. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., Высшая школа, 1986.
16. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избр. работы по русскому языку. М., 1959.
17. Галкина-Федочук Е.М. Наречия в современном русском языке. Москва, Московский институт истории, философии и литературы, 1939.
18. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Астрель. АСТ, 2005.
19. Земская Е.А Словообразование как деятельность. М., 1992.
20. Земская Е.А, Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
21. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. Москва, „Просвещение“, 1983.
22. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Москва, „Просвещение“, 1985.
23. Камынина А. А.Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1999.
24. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. Изд. 2. М., 1995.
25. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.
26. Кузнецов П. С. О принципах изучения грамматики. М., 1961.
27. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.
28. Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.
29. Кочергина В. А. Введение в языковедение. М., Изд. МГУ, 1970.
30. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.
31. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.
32. Лопатин В.В. Русский толковый словарь / В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина.- М.: Эксмо, 2005
33. Лопатин В. В., Милославский, Шелякин. Современный русский язык. Москва, 1989.
34. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцева В. Н. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 709 с.
35. Маслов М. Ю. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1997.
36. Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981
37. Ноговицина Л.В. Еще раз о наречиях и адвербиализации имен существительных (на примере рассказов В.М.Шукшина) / Л.В.Ноговицина // III Международные Бодуэновские чтения: И.А.Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: в 2 т. / Казан. гос. ун-т; под общ. ред. К.Р.Галиуллина , Г.А.Николаева .- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.- Т.2
38. Пешковский А М Русский синтаксис в научном освещении. М. 1968
39. Плотникова В. А. Морфология. Введение // Русская грамматика. Т. 1. М., 1980.
40. Плотникова В. А. Части речи // Русский язык. Энциклопедия. М., 1998.
41. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике / А.А.Потебня.- М., 1968.- Т.1.
42. Распопов И. П., Ломов А. М. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис. Воронеж, 1984.
43. Русский язык. Виноградов В. В. М., 1972 г.
44. Русский язык. В.В. Бабайцев, Л.Д.Чесноков М., 1994 г.
45. Русский язык, ч.I (под ред. М. Г. Булахова, И. С. Козырева). Минск, 1979.
46. Русский язык Экспериментальные учебные материалы для средней школы Ч. 3. /Подред И С Ильинской, М В Панова М, 1980
47. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т.- Казань: Казан. гос. ун-т, 2004.
48. Розенталь Д. Э., Теленкова Н. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.
49. Современный русский литературный язык. Н.М.Шанский, И.П.Распопов, А.Н.Тихонов, А.В.Филиппов 1981 г.
50. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Морфонология (под ред. П. П. Шубы), Минск, 1998, 2 изд. (1 изд. Минск, 1981).
51. Современный русский литературный язык. Н.М.Шанский, И.П.Распопов, А.Н.Тихонов, А.В.Филиппов 1981 г.
52. Современный русский язык. Белошапкова В.А., Земская Е.А И.Г.Милославский, М.В.Панов 1981 г
53. Суник О. П. Общая теория частей речи. М.; Л., 1966.
54. Тихонов А.Я. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. М., 1996.
55. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М. 1985. Т. 1-2.
56. Тихонов А. Н. Множественность словообразовательной структуры слова в русском языке // Русский язык в школе. 1970. №4. С. 83-88.
57. Чиркинян Н.С. Словообразование современного русского языка. -Ер.: Лингва, 2007. -85 стр.
58. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А.Шахматов.- М., 1941.
59. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.
60. Шанский Н М, Тихонов А. Н. Современный русский язык Ч 2 М, 1981
61. Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. Москва, „Учпедгиз“, 1957.
62. Шмелев Д. Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. М., 1978.
63. Якубинский Л.П. История древнерусского языка. Москва, Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1953.
64. Янович Е.И.Наречие в истории русского языка. Генезис и функционирование основных морфологических типов производных наречий. Минск, Изд-во Белорусского гос. университета им. В. И. Ленина, 1978.
65. Янович Е.И. Историческая грамматика русского языка. Минск, Изд-во „Университетское“, 1986.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.