На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Образ Дон Кихота и Гамлета в творчестве И.С.Тургенева

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 14.1.2013. Сдан: 2011. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: 68.

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Традиционно-идеалистическое понимание Вечных образов.
1.1. «Вечные образы» в типологии литературных персонажей.
1.2. Дон Кихот - вечный образ в литературе.
1.3. «Принц датский»: Гамлет как вечный образ.

ГЛАВА 2. Воплощение «вечных образов» в творчестве И.С.Тургенева

2.1. Дон Кихот и Гамлет в трактовке И.С.Тургенева.
2.2. Образы «Гамлета и Дон Кихота», как ключ к типологии всех тургеневских героев

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Имя И.С.Тургенева на протяжении почти целого века возбуждало страстные споры в русской и зарубежной критике. Уже его современники осознавали громадное общественное значение созданных им произведений. Не всегда соглашаясь с его оцен­кой событий и деятелей русской жизни, нередко отрицая в са­мой резкой форме правомерность его писательской позиции, его концепцию социально-исторического развития России.
Тургенев принадлежал к плеяде крупнейших русских писате­лей второй половины XIX века. В его творчестве продолжают развиваться, обогащаясь новым содержанием, реалистические традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Тургенев обладал поразительным дарованием - сочетать так называемую злобу дня с обобщениями самого широкого, поистине общечеловеческого порядка и придавать им художественно со­вершенную форму и эстетическую убедительность.
Данная работа посвящена рассмотрению художествен­ных особенностей тургеневского наследия в частности изучению использования И.С.Тургеневым образов Дон Кихота и Гамлета в своем творчестве. Особенное внимание мы уделим роману «Накануне», который занимает одно из первых мест в творчестве писа­теля. Произведения И.С.Тургенева можно изучать и порознь - подобный подход в прошлом был достаточно результативным. Этот подход и в наше время не исчерпал всех своих возможностей. Но сейчас мы уже не можем забывать и не принимать во внимание духовные и религиозные начала прозы И.С.Тургенева, сегодня не достаточно видеть в его произведениях лишь крити­ку буржуазного строя и изобличение крепостничества. Произве­дения И.С. Тургенева требуют более глубоко и всестороннего анализа.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением «Вечных образов», в качестве термина литературоведения, искусствознания, истории культуры, охватывающего переходящие из произведения в произведение художественные образы занимались такие исследователи как: Нусинов И.М., Гайдин Б. Н., Зиновьева А.Ю. и др. Вопрос о Вечных образах так или иначе затрагивается в работах Захарова Н. В., Лукова Вл. А., Левина Ю. Д., Анненского И. и др.
Творчество И.С.Тургенева исследовано в работах: Зеньковского В.В., Курляндской Г.Б., Бялого Г.А., Шаталова С.Е., Алексеева М.П., Головко В.М. и др. Характерные особенности героев различных произведений И.С.Тургенева раскрыты в работах Кауровой Е.М., Кедровой М.М., Величкиной И.И.
Объектом исследования является художественный мир И.С.Тургенева, а также комплексное изучение его произведений
Предметом анализа выступают образы Гамлета и Дон-Кихота, рассматривающиеся вне эпохи их создания, как извечно существующие типы, две коренные, противоположные особенности человеческой природы нашедшие отражение в творчестве И.С.Тургенева.
Основной целью работы является всесторонний анализ художественных особенностей тургеневского наследия через использование образов Дон Кихота и Гамлета.
Для достижения поставленной цели в работе проведена попытка решить следующие задачи:
1. рассмотреть термин литературоведения «Вечные образы» и выделить ряд характерных ему свойств;
2. выявить характерные особенности образа Дон-Кихота, как вечного образа романа М.Сервантеса;
3. выявить характерные особенности образа Гамлета, как вечного образа в произведении В.Шекспира;
4. проанализировать статью И.С.Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот»;
5. исследовать особенности применения образов «Гамлета и Дон Кихота» к типологии тургеневских героев.
Научная новизна работы определяется тем, что
· в фокусе специального исследования представлена статья И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», что позволяет уточнить отношение автора к предложенным образам;
· проведена попытка сформировать правильное понимание смысла, вкладываемого Тургеневым в образы Гамлета и Дон-Кихота, проанализировано отношение статьи не к произведениям Шекспира и Сервантеса, но к традиции истолкования этих образов, с которой писатель был хорошо знаком;
· представлено подтверждение эффективности использования «Вечных образов» в творчестве И.С.Тургенева, а также изучены многочисленные мнения относительно статьи И.С.Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» с использованием аналитического приема при изучении характерных особенностей героев тургеневских произведений.
Материалом исследования послужили прозаические произведения И.С.Тургенева, особое внимание уделено изучению статьи И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».
Методологической базой настоящей работы послужили принятые в теоретической лингвистике фундаментальные положения философии и диалектической логики.
Цель и задачи исследования определили выбор методов. Использовался преимущественно описательный метод, а также семантико-стилистический, компонентный и сопоставительный методы; все виды анализа художественного текста применялись комплексно.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях соответствующего профиля. Материалы исследования могут лечь в основу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий при дальнейшей разработке теории художественного текста, а также могут быть использованы в лингвистических и литературоведческих курсах.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в практике преподавании литературы, при составлении курсов дополнительного образования, факультативов и спецкурсов в общеобразовательной и высшей школе.


ГЛАВА 1. Традиционно-идеалистическое понимание Вечных образов.
1.1. «Вечные образы» в типологии литературных персонажей.
История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но проходило время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения.
Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, потому что в них созданные образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые вдохновляют на творческие поиски художников разных времен. Такие образы носят название «вечных», потому что они носители черт, что всегда присущие человеку.
Вечные образы - термин литературоведения, искусствознания, истории культуры, охватывающий переходящие из произведения в произведение художественные образы - инвариантный арсенал литературного дискурса. Можно выделить ряд свойств вечных образов (обычно встречающихся вместе)..........


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская национальная культура сложилась в явление самобытное, яркое, значительное и заняла достойное место в миро­вой культуре, пройдя сложный, тернистый, полный драматизма путь. Сердца и души людей, непосредственно причастных к соз­данию российской духовности, не только испытали все перипе­тии ее развития, но и приняли на себя огромный груз ответ­ственности за состояние духовной жизни своего народа. Их имена не остались в истории застывшими вехами памяти ушедше­го времени - они продолжали служить потомкам. К ним мысленно обращались в самые тяжелые годы испытаний, когда одолевали сомнения и покидала вера в добро и справедливость. Именно эти носители национального духа являлись тем мерилом обще­ственной гармонии и человеческого достоинства, потеря кото­рых оборачивалась злом, приводила к кровопролитию, брато­убийству, отбрасывая развитие страны назад на десятилетия.
Одним из таких рыцарей духа был известный русский писа­тель Иван Сергеевич Тургенев, исследованию произведений которого и посвящена данная работа.
Жизнь И.С. Тургенева сложилась так, что большую ее часть он провел за рубежом, но душа его никогда не изменяла России - с ней были связаны постоянно его думы, заботы и боль, к ней обращено его творчество.
Будучи одним из самых образованных лю­дей своего времени, обладая чрезвычайно широким кругом обще­ния, включавшим выдающихся и талантливых людей Европы, И.С.Тургенев впервые, пользуясь своим авторитетом, познакомил европейцев с наиболее яркими явлениями русской культуры и, в первую очередь, с А.С. Пушкиным, Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским. Именно Тургенев сыграл решающую роль в изменении взгляда на Россию как на страну вторичной, подражательной культуры, как на «землю варваров»
Тургенев прочно занял одно из ведущих мест в европейской культуре, оказывая на нее заметное влияние. Эту миссию пред­ставителя русской культуры за рубежом трудно переоценить.
Изучение особенностей образов Дон Кихота и Гамлета в творчестве И.С.Тургенева позволило выявить индивидуальные особенности трактовки их сути в произведении и характеристике героев. На основе проделанного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Вечные образы - константы культуры, представляющие собой художественные образы, широко используемые в искусстве и сохраняющие свою актуальность в разные исторические эпохи благодаря сочетанию смысловой емкости и неисчерпаемости, высокой духовно-эстетической ценности, поливалентности, особой степени целостности, позволяющей им выполнять для субъекта ориентирующую функцию в социальной и культурной действительности. Они выступают в формах образов-персонажей, образов-вещей и символов, вечных вопросов, вечных сюжетов, крылатых слов.
2. Вечные образы - персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других произведениях: романах, пьесах, повестях. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа.
3. В статье Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», задуманной в год разгрома европейских революций (1848) и завершенной в то время, когда в России сложилась революционная ситуация (1860), в качестве типов, в своей совокупности обобщающих все многообразие человеческих характеров, были представлены мыслитель-теоретик, преимущественно склонный к анализу (Гамлет), и деятель-энтузиаст, натура, несущая революционное начало (Дон-Кихот). Чрезвычайно важной особенностью этой статьи явилось то, что героем ее по существу стал человек деятельного характера, он явился исходным пунктом сравнения, по отношению к нему определялся тип гамлетиста-скептика. Именно 1848 год, поколебавший веру в утопическую буржуазно-демократическую революционность, заставивший самих революционеров подвергнуть критической поверке и пересмотру многие свои верования, открыл Тургеневу этическую сторону революционного деяния, красоту подвига самоотвержения, совершаемого во имя веры в идею и служения ей.
4. Проблемы Гамлета и Дон Кихота - проблемы секулярной эвдемонической культуры. Взгляд на мир сквозь призму этих проблем не может избежать ограниченно-безрелигиозной оценки бытия. И действительно, Гамлет, и Дон Кихот - при всей возвышенности их человеческих стремлений - все свои действия (Дон Кихот) и размышления (Гамлет) строят вокруг сокровищ на земле, и только вокруг них. Правда, Тургенев признаёт за Дон Кихотом обладание некой верой, но то вера в идеальные сверхличные ценности, якобы способные установить, при их всеобщем торжестве, подобие земного рая, к которому и направлена вся активность Дон Кихота. Он борется не с грехом, а с наружными проявлениями греха. Он прозорливо замечает их торжество в мире - но борьба его недаром смешна и даже увеличивает зло в мире.
5. Повести Тургенева с шекспировскими названиями имеют наименьшее отношение к Шекспиру. Это типично русские вещи, отражающие «сомнения и тягостные раздумья» писателя-западника, противостоящего всей русской литературе: от реакционеров-охранителей и славянофилов до революционных демократов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
I. Библиографические ресурсы:

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений с 3-х томах, т.1. - М., 1948. - С.468.
2. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. М., Т. 12, 1986.
3. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28-ми т. Письма: В 15-ти т. М., 1961-1968. Т. 3. С. 385.
4. Тургенев И.С. Вопросы биографии и творчества/Под ред. Н.Н. Мостовской, Н.С. Никитина. - Л.: Наука, 1990. - 294 с.
5. Тургенев И.С. Записки охотника; Романы; Повести и рассказы; Стихотворения в прозе; Статьи. - М.: Слово, 1999.
6. Тургенев И.С. Избранное. - М.: Детская литература, 1976.
7. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети. - М.: Просвещение, 1987.
8. Тургенев И.С. Отцы и дети. Статья Д.И. Писарева. - М.: Детская литература, 1973.
9. Тургенев И.С. Отцы и дети/Поясн. ст. и примеч. Н.В. Богословского. - М.: Сов. Россия, 1985.
10. Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. - М.: Современник, 1982.
11. Тургенев И.С. Статьи о писателях. - М., 1957.

II. Монографии, журнальные и газетные статьи.

12. Анненский И. Проблема Гамлета // Кн. отражений. М., 1979;
13. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. \\ В кн.: Творческий путь И.С.Тургенева\ под ред. Бродского. - Пг.,1923.
14. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. - М., 1983.
15. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972. С. 270.
16. Богословский Н.В. Тургенев. - М.: Молодая гвардия, 1964.
17. Бялый Г. Первый роман Тургенева//Тургенев И.С. Рудин. - М.: Детская литература, 1990. - 160 с.
18. Бялый Г.А. Роман Тургенева “Отцы и дети”. - М.-Л.: Гослитиздат, 1963.
19. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М.-Л.: Советский писатель, 1962.
20. Бялый Г.А., Муратов А.Б. Тургенев в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1970. - 376 с.
21. Винникова Г. Тургенев и Россия. - М.: Советская Россия, 1986. - 416 с.
22. Величкина И.И. Новый жанр в творчестве И.С. Тургенева. \\ В кн.: Проблемы идейно-эстетического анализа худ. лит-ры в вузовских курсах - М.,1972.
23. Виноградов И.И. Повести и рассказы Тургенева 60-х годов. \\ И.С.Тургенев. Соч. в 10-ти томах. Т. 7. - М.,1962.
24. Вопросы изучения русской литературы XI-XX веков. М.; Л.: АН СССР, 1958
25. Гин М. Эпическая масштабность “Записок охотника”//Литература в школе. - 1979. - №2.
26. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. - Свердловск,1989.
27. Голубков В.В. Художественное мастерство Тургенева: Пособие для учителя. - М.: Учпедгиз, 1960.
28. Гайдин Б. Н. Вечные образы как константы культуры // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 2. - C. 241-245.
29. Гайдин Б. Н. «Анти-Гамлет» у И. С. Тургенева и Т. Стоппарда // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 3. - C. 231-235.
30. Гайдин Б. Н. «Гамлетовский вопрос» как отражение христианской картины мира // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. -C. 226-231.
31. Гайдин Б. Н. Вечные образы в системе констант культуры// Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - C. 224-230.
32. Гайдин Б. Н. Христианский тезаурус «гамлетовского вопроса»// Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 1. - М.:Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.- C. 35-48.
33. Гайдин Б. Н. Шекспир и христианская культура // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 2. - C. 236-239.
34. Гайдин Б. Н. Христианские мотивы в «Гамлете» Уильяма Шекспира // Литература Великобритании и Романский мир: Тезисы докладов Международной научной конференции и XVI съезда англистов 19-22 сентября 2006 года / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. -С. 41-42.
35. Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. - М.: Учпедгиз, 1955. - С.12.
36. Григорьев А. А. Дон-Кихот в русской литературно-публицистической традиции. - В кн.: Сервантес. Статьи и материалы. Л., 1948
37. Житова В.Н. Воспоминания о семье И.С. Тургенева. - Красноярск, 1986. - 224 с.
38. Захаров Н. В., Луков Вл. А., Гайдин Б. Н. Гамлет как вечный образ мировой культуры // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов.Вып. 16. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. - C. 15-28.
39. Зеньковский В.В. Миросозерцание И.С. Тургенева // Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.
40. Зиновьева А.Ю. Вечные образы // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001
41. Каурова, Е.М. Воспитание через литературу: творчество И.С. Тургенева в Российском литературоведении / Е.М. Каурова // Воспитательное пространство школы как среда жизненного самоопределения личности: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2004. - С. 191-195.
42. Каурова, Е.М. Герои из народа в «Записках охотника» И.С. Тургенева: портрет и характер / Е.М. Каурова // Филологическое образование: проблемы и перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф. (17 мая 2007). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та , 2007. - С.111-114.
43. Каурова, Е.М. Жест-маска как средство раскрытия характера героя в повестях И.С. Тургенева 1844-1854 / Е.М. Каурова // И.С. Тургенев: вчера, сегодня, завтра. Классическое наследие в изменяющейся России: материалы. междунар. науч. конф. - Орел: Изд-во Орлов. гос. ун-та, 2008. - Вып. 1. - С. 42-46.
44. Каурова, Е.М. Статический портрет романтика-индивидуалиста в повестях И.С. Тургенева в период 1844-1854 гг. / Е.М. Каурова // Проблемы славянской культуры и цивилизации: материалы Х Междунар. науч.-метод. конф. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2008. - С. 274-278.
45. Каурова, Е.М. Формирование «идеального» женского образа в творчестве И.С. Тургенева: текст и контекст / Е.М. Каурова // Язык и межкультурная коммуникация: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - С. 277-280.
46. Каурова, Е.М. Механизм статического портретирования в поздних повестях И.С. Тургенева / Е.М. Каурова // Проблемы славянской культуры и цивилизации: материалы ХI Междунар. науч.-метод. конф. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2009. - С. 190-194.
47. Каурова, Е.М. Разновидности жестов-масок в динамическом портрете героев повестей И.С. Тургенева 1854-1860 гг. / Е.М. Каурова // Язык и межкультурная коммуникация: материалы VI Междунар. науч.-метод. конф. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С. 201-203.
48. Кедрова М.М. Архетипы мировой литературы в интерпретации И.С.Тургенева // История литературы и художественного восприятия. Тверь, 1991
49. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. - Орёл, 1994;
50. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. - Тула, 2001;
51. Курлядская Г.Б. Тургенев и литературно-критические направления 50-х годов 19 в. - М., 1986.
52. Курляндская Г.Б. Типология героев в произведениях Тургенева//Литература в школе. - 1999. - №6.
53. Левин Ю. Д. «Русский гамлетизм» // От романтизма к реализму: Из истории междунар. связей русской литературы. Л., 1978
54. Нусинов И.М. Вековые образы. М., 1937
55. Оксман Ю.Г. Тургенев и Герцен в полемике о политической сущности образов Гамлета и Дон-Кихота. - В кн.: Научный ежегодник за 1955 год Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Филолог, факультет, 1958
56. Струве П.Б. Тургенев / публикация В. Александрова // Литературная учёба. М., 2000,
57. Сквозников В.Д. Последние повести И.С.Тургенева. \\ И.С.Тургенев. Собр. соч. в 10-ти т. - т.8. - М., 1973.
58. Стороженко Н. Философия Дон-Кихота. - BE 1885, э 9, т. V
59. Тиме Г. Немецкая литературно-философская мысль XVIII - XIX веков в контексте творчества Тургенева: генетические и типологические аспекты. - Munchen , 1997
60. Феоктистов Е. М. Воспоминания. За кулисами политики и литературы. Л., 1929
61. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. - М.: Наука, 1979. - 312 с.
62. Шекспировские штудии IV: Луков Вл. А., Захаров Н. В., Гайдин Б. Н. Гамлет как вечный образ русской и мировой культуры: Монография. / Отв. ред. Вл. А. Луков; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т гуманит. исследований. - М.: Изд-во Моск.гуманит. ун-та, 2007. - 86 с.
63. Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854-1886). М.; Л., 1934

III. Литература на английском языке.
64. Gaydin B. N. «Anti-Hamlet» in I. S. Turgenev’s and T. Stoppard’s Grаnjard Henri. Ivan Tourguenev et les couraiits politiques ot sociaux de son temps. Paris, 1954
65. Works // Shakespeare Readings 2008. Abstracts. - Moscow: Moscow University for the Humanities Publishing House, 2008. - P. 15. 19.
66. Kagan - Kans , Eva . Hamlet and Don Quixote : Turgenev s ambivalent vision . Hague - Mouton . 1979.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.