Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты организации бухучета товарных операций в розничной торговле. Организация бухучета товарных операций розничной торговли в ПО Буденовское. Налогообложение товарных операций. Формирование бухгалтерской отчетности на предприятиях.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
__________М. В. Ослопова

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

«Организация учета товарных операций в розничной торговле»

Студент

Гр. ВС/БУ - 03 ____________________________Т. А. Чертова

Научный

Руководитель ____________________________М. В. Ослопова

Нормоконтролер ____________________________

Владивосток 2004

Содержание
Введение. 1
1. Теоретические аспекты организации бухучета товарных операций
в розничной торговле. 3
1.1 Основные принципы и задачи учета в торговле 3
1.2 Нормативно-правовое регулирование организации бухучета торговых операций. 5
1.3 Методы оценки товаров, определение выручки и признание ее в учете 11
1.4 Особенности деятельности и учетной политики исследуемой организации 13
2. организация бухучета товарных операций розничной торговли в ПО «Буденовское» 15
2.1 Документальное оформление движения товаров на предприятиях
розничной торговли 16
2.2 Аналитический учет наличия и движения товаров на распределительных
складах, отделах магазинов, инвентаризация товаров 21
2.3 Синтетический учет наличия и движения, учет операций по поступлению
и реализации товаров в розничной торговле 33
2.4 Учет расходов на продажу 42
2.5 Формирование финансовых результатов от реализации в розничной торговле 52
3. Налогообложение товарных операций 58
3.1 Основные налоги, начисляемые в торговле 61
4. Формирование бухгалтерской отчетности на предприятиях розничной торговли 69
4.1 Отражение в бухгалтерской отчетности информации о наличии товаров
и их реализации Заключение 77
Список использованных источников 79
Введение
Торговля является одной из ведущих отраслей народного хозяйства и располагает большим объемом товарных запасов, составляющих большую часть оборотных средств торговых организаций.
На основании п. 1 ст. 11 НК РФ в период действия Законом № 148 - ФЗ понятие «розничная торговля» определялась в соответствии с п.1 ст. 492 Гражданского Кодекса РФ с (ГК РФ), в соответствии с которой по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В то же время вышеуказанная дефиниция содержит ряд критериев, совокупность которых позволяет отличить розничную куплю-продажу от других разновидностей договоров купли-продажи:
- характеристика продавца как стороны договора;
- характеристика предмета, его деятельности;
- характеристика товара, подлежащего передаче по договору.
Таким образом, в соответствии с данной в п. 1 ст. 492 ГК РФ, стороной договора является продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.
При исследовании темы курсовой работы: «Организация учета товарных операций в розничной торговле» должны быть рассмотрены следующие вопросы:
1. Основные принципы и задачи учета в торговле.
2. Организация бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле.
3. Формирование финансовых результатов, налогообложения и отчетности на предприятии.
4. Выводы и предложения для совершенствования бухгалтерского учета в исследуемой организации.
5. Методологической основой написания работы является отечественная нормативно-правовая база по исследуемой теме (соответствующие законы, постановления, положения, инструкции).
В процессе написания теоретической части были использованы работы таких авторов: Баканов М. И., Карзаева Н. Н., Ивашин Б. Н. И др.
Работа выполнена на материалах П. О. «Буденовское» с. Вл.-Александровского, деятельность которого связана с осуществлением розничной торговли, сдачей имущества в аренду.
1. Теоретические аспекты организации бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле


1.1 Основные принципы и задачи учета в торговле

Хозяйственными основными процессами в торговле является приобретение товаров и их дальнейшая реализация через предприятия розничной торговли.
Розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
Основными задачами учета товарно-материальных ценностей является обеспечение контроля за:
1. Правильным и своевременным поступлением товарно-материальных ценностей и оприходованием материально-ответственными лицами.
2. Состояние и сохранностью товарно-материальных ценностей.
3. Выбытием и реализацией товаров.
4. Определение финансового результата от реализации товаров.
5. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия.
6. Выявление внутренне хозяйственных ресурсов.
Принципы управления торговой организацией невозможны без поставки эффективной системы бухучета, основной на соблюдении правил ведения бухучета, связанных с товарно-материальными операциями и установленных законодательными и нормативными актами, который состоят в:
1. единстве оценки товаров при оприходовании и выбытии (продажной или покупной цене);
2. выборе варианта оценки товарных запасов при пуске из в реализацию (метод себестоимости каждой единицы, метод средней стоимости, метод ФИФО, метод ЛИФО);
3. определении порядка отражения в бухучете процесса приобретения товаров (с использованием или без использования счета 15 «заготовление и приобретение материальных ценностей»);
4. признание выручки и прибыли от реализации товаров и материальных ценностей для целей налогообложения (по оплате товаров или по мере их отгрузки и предъявлении покупателем расчетных документов);
5. обеспечение достоверности данных бухучета и бух. отчетности путем проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и обязательность, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, оценка;
6. разграничение материальной ответственности за сохранность товарно-материальных ценностей и своевременным заключением договоров о материальной ответственности.
Задачи, стоящие перед бухучетом в торговой организации могут быть выполнены при правильно организованном учете. Недостатки бухучета сказываются на отставании в учете, созданию условий для хищений товарно-материальных ценностей, увеличении расходов на продажу, запоздании предоставления отчетности, уменьшению получаемой прибыли.
1.2 Нормативно-правовое регулирование организации бухучета торговых операций
Нормативной базой для темы «Организация учета товарных операций в розничной торговле» являются:
1). Федеральный Закон «О бухучете» от 21.11.96 г. № 129 - ФЗ
2). План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 944
3) Положение по ведению бухучета и бух. отчетности в РФ «Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34-Н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 № 31-Н) с последующими изменениями и дополнениями.
4). Положение по бухучету «Доходы организации» ПБУ 9/99. утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32Н (в Федеральном Законе).
5) Положение по бухучету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 н. № 33Н.
6). Положение по бухучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1000 г. №107Н).
7) Положение по бухучету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утвержден приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44Н, комментарии к положению по бухучету: «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.
8). Гражданский кодекс РФ. Издательский центр «Март», 2002 г.
9). Налоговый кодекс РФ. Часть 1, часть 2. Издательство «Экзамен», Москва, 2004.
В Федеральном Законе «О бухучете от 21.11.96 №129-ФЗ в статье 1 п. 2 говориться, что объектами бухучета являются имущества организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В торговле основную часть информационного потока составляют сведения о наличии и движении товаров.
Бухучет торговых организаций ведется непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 8 п. №3 ФЗ - №129).
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы в торговых организациях служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухучет (ст. 9 п. 1 ФЗ-№129).
Оценка имущества и обязательств проводится организацией для их отражения в бухучете и бух. отчетности в денежном выражении (ст. 11 п. 1 ФЗ - РФ).
В торговых организациях для обеспечения достоверности данных бухучета и бух. отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (ст. 11 п. 1 ФЗ - РФ). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данным бухучета отражается на счетах бухучета в следующем порядке:
а) Излишек имущества приходуется, сумма зачисляется на финансовые результаты организации.
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы продажи, сверх норм на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то недостачи списываются на финансовые результаты организации. (ст. 12. п.3. ФЗ РФ).
Бух. отчетность торговых организаций состоит из:
а) Бухгалтерского баланса
б) Отчета о прибылях и убытках
в) Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами
г) Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бух. отчетности организации
д) Пояснительной записки. (ст. 13 п. 2 ФЗ РФ)
Все торговые организации представляют годовую бух. отчетность в соответствии с учредительными документами, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государств статистики по месту их регистрации. (ст. 15 п. 1 ФЗ РФ)
Согласно плана счетов финансово-хозяйственной деятельности от 31.10.2000 года №94-Н учет бухгалтерских операций в розничной торговле ведется на счетах:
Счет 41 «Товары, где на субсчете 1 отражаются товары на складах, субсчете 2 отражаются товары в розничной торговле, субсчете 3 отражается тара под товаром и порожняк, на субсчете 4 отражаются покупные изделия.
Счет 42 «Торговая наценка» - здесь отражается величина торговой наценки по оприходованным товаром.
Счет 44 «Расходы на продажу отражает расходы, вызываемые куплей-продажей товаров и с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка).
Счет 50 «Касса» отражает сумму денежных средств, находящихся в организации, вырученных за продажу товаров.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в торговых организациях отражает оприходование товаров от поставщиков и покупателей, также по этому счету проводится (отпуск) продажа товаров.
Счет 70 «Расчет с персоналом по оплату труда» отражает начисление и выплату зарплаты работникам, связанных с закупом и реализацией товаров.
Счет 90 «Продажи» отражает покупную стоимость проданных товаров в торговых организациях.
Счет 99 «Прибыли и убытки» по результатам хозяйственной деятельности предприятия отражает конечный результат работы организации (прибыль или убыток).
По положению ведения бух. Учета и бух. Отчетности в РФ от 29.07.1998 года №34-Н товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бух. балансе по стоимости из приобретения. При продаже товаров их стоимость разрешается списывать с применением методов оценки:
По себестоимости единицы запасов.
По средней себестоимости.
По себестоимости первых, по времени приобретения (метод ФИФО).
ПО себестоимости последних по времени приобретения (метод ЛИФО) (ст. 60. Положение по ведению бухучета в РФ в РФ от 29.07.98).
По положению бухучета «Доходы организации ПБУ 9,99 утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 года № 32 Н доходами в торговых организациях является выручка от продажи продукции и товаров (ст. 5 ПБУ 9/99). В состав информации об учетной политике организации в бух. отчетности подлежит раскрытию информация о порядке признания выручки организации. (ст. 17 ПБУ 9/99).
В отчете о прибылях и убытках доходы организации за отчетный период отражается с подразделением на выручку, операционные и внереализационные расходы, а в случае возникновения чрезвычайные доходы. (ст. 18 ПБУ 9/99).
По положению бухучета «Расходы организации» ПБУ 10/99 утвержденное приходом Минфина РФ от 06.05.99 №33Н, расходами в торговых организациях являются расходы, связанные с приобретением и продажей продукции (ст. 5. ПБУ 10/99)
В отчете о прибылях и убытках расходы торговой организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения - чрезвычайные расходы (ст. 21 ПБУ 10/99).
По положению бухучета «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.1998 года 60Н к способам ведения бухучета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухучета. (ст. 2 ПБУ 1/98).
К способам ведения бухучета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бух. отчетности относятся способы оценки товаров, признание прибыли от продажи товаров. (П12 ПБУ 1/98).
Изменение учетной политики может производиться в случаях существенного изменения условий деятельности, это может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности (ст. 16 БПУ 1/98).
По положению бухучета «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5-01, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 года № 44Н товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по доставке товаров до складов, производимые до момента их передачи в продажу, включить в состав расходов на продажу (ст. 13 ПБУ 5/01).
Согласно Гражданскому Кодексу РФ, установлено. Что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ, услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2. п. 1 ГК РФ).
По общему правилу, право собственности переходит в момент передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 223 ГК РФ). Переданной считается вещь, сданная перевозчику для отправки потребителю или в организацию связи для пересылки приобретенных вещей (ст. 224 ГК РФ).
Если товары будут поставлены до момента оплаты, то в договорах может быть предусмотрен переход права собственности к покупателю:
- После полной оплаты.
- В момент поступления на склад покупателя.
- При оплате определенной части договорной цены.
- По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товара, предназначенный для личного семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ).
Согласно договору поставки, поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок закупленные им товары для использования в предпринимательской деятельности, не связанные с личным семейным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Согласно НК РФ, товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для продажи (гл. 7 ст. 38. НК РФ).
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которую такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» (ст. 41 НК РФ).
Налоговая база при начислении «Налога на добавочную стоимость» исчисляется исходя из цен определяемых на рынке идентичных товаров при взаимодействии спроса и предложения на рынке, с учетом акцизов и без включения в них налога (ст. 154 НК РФ),
т. е. реализация товаров будет складываться из выручки от реализации этих товаров за минусом НДС. Налогообложение производится согласно налоговой ставке 1- и 18 процентов (ст. 164 НК РФ).
Доходами от реализации в торговых организациях при исчислении налога на прибыль является выручка от реализации, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетом за реализованные товары, выраженные в денежной или натуральной формах (ст. 249 НК РФ).
Порядок признания доходов и расходов производится согласно методу начисления доходов и расходов признанного в учетной политике торговой организации (ст. 268 НК РФ). Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов (ст. 284 п.1 НК РФ).
Налоговой базой для начисления транспортного налога в отношении транспортных средств является мощность двигателя в лошадиных силах (ст. 357 НК РФ).
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (ст. 362 НК РФ).
Согласно ст. 346. 11. НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога, на добавленную стоимость, организации производят оплату страховых взносов на обязательное, пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, выбор объема налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (ст. 346. 14. НК РФ).
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка 6 процентов, если доходы уменьшают на сумму расходов - 15 процентов (ст. 346. 20. НК РФ).
Нормативные акты и методические указания по бухучету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухучета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям министерства финансов РФ.
На предприятиях розничной торговли, в магазинах ПО «Буденовское» товары, приобретенные для продажи с учетом торговой наценки. Торговая наценка по магазину 24 «Промтовары» за сентябрь 2003 года составила 13,4 процента. Размер торговой наценки исчисляется, исходя из покупательского спроса на ассортимент товаров и приемлемой цены на товары для покупателей. Стоимость оплаченных покупателем товаров списывается с материально-ответственного лица Сахаровской Т. Н. На основании товарно-денежного отчета по продажным ценам следующей записью:
Д 90/2 к 41/2 56.643-02
На основании приходного ордера № 265 от 22.09.03 и ордера № 277 от 30.09.03 Приложение суммы 5000 рублей и 51643 рубля 02 копейки сданы в кассу организации. Эти суммы будут считаться выручкой организации (приложением Б).
Стоимость проданных товаров (выручка) отражается по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» в одинаковой оценке, т. е. по продажным ценам. Такой порядок признания ее в учете позволяет контролировать правильность отражения объема продаж (розничного товарооборота) и списания товаров материально ответственными лицами путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту данного счета.
1.3 Методы оценки товаров, определение выручки
и признание ее в учете

В торговых организациях возможно применение схем учета товаров с использование стоимостных и натуральных измерителей:
1) Натурально-стоимостная, при которой осуществляется контроль за движением товаров по отдельным наименованиям в стоимости и натуральном выражении.
2) Индивидуальная (попредметная), при которой проводится контроль за движением каждой единицы товара. Этот метод оценки может применяться в комиссионной торговле и в организациях с узкой номенклатурой товаров.
3) Стоимостная, при которой контроль за движением товаров осуществляется по всему объему имеющихся товаров только в стоимостном выражении.
В соответствии с положением ПБУ 5/01 организациям предоставляется выбор из следующих способов оценки списываемых запасов:
- по себестоимости единицы запасов;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по себестоимости последующих по времени приобретения (ЛИФО).
Метод оценки товаров по себестоимости единицы запасов состоит в том, что товары принимаются к учету по ценам приобретения.
По методу средней себестоимости оценка товаров определяется как произведение количества товара на конец отчетного периода на среднюю цену товара. Средняя цена определяется как частное деления стоимости товаров, находящихся в собственности предприятия в отчетном периоде, на количество товаров, находящихся в собственности предприятия за отчетный период.
По методу ФИФО (первых по времени приобретения), оценка запасов основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение ответственного периода в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца.
Этот метод позволяет получить оценку запасов на коней отчетного периода, наиболее адекватную сложившейся ситуации на рынке данного товара, т.к. оценка сформировалась по цене последних закупок. Себестоимость реализованного товара в условиях инфляции будет ниже, т.к. при ее формировании учитывается стоимость ранних по времени закупок.
Использование данного метода позволяет в условиях инфляции занижать оценку запасов на конец отчетного периода, т. к. оценка производится по фактической себестоимости ранних по времени закупок.
Себестоимость реализованных товаров в силу того, что при ее формировании учитывается стоимость поздних по времени закупок, наиболее достоверно отражает реальную ситуацию.
Фактической стоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации, а их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В фактические затраты на приобретение товаров включаются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) товаров;
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, с помощью которой приобретены товары;
- суммы процентов по кредитам и займам, начисленные до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету. Это правило применяется в случаях, когда заемные средства были получены именно для приобретения товаров;
- затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с учетом наценок. При этом стоимость приобретения принятых к бухучету товаров увеличивается на сумму надбавки с отражением этой суммы на счете 42 «Торговая наука» (ПБУ 5/01).
В момент признания выручки от продажи товаров их стоимость списывают с кредита сч. 45 в Дебет сч. 90.
Готовые изделия, приобретенные для комплектации и не включаемые в себестоимость проданной продукции, при их использовании списываются с к. 41 в зависимости от момента признания выручки в Д 45 или 90 счета. В момент признания выручки указанные готовые изделия списываются со счета 45 на сч. 90.
1.4 Особенности деятельности и учетной политики
исследуемой организации

Организация бухучета в торговой организации зависит от объема учетных работ учетной политики, которую ведет предприятие.
Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухучета - первичного наблюдения, стоимостного изменения, текущей группировки, обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика предприятия подлежит оформлению документацией (приказом, распоряжением) предприятия.
Оно должно обеспечить:
1). Полноту отраженных в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты).
2) Достоверность учета как возможных доходов и активов, так и потери (расходов) и пассивов, не допускать создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
3) Тождество данных аналитического учета и остаткам по счетам считается учет на первое число каждого месяца, а также тождество показателей бухучета (требование непротиворечивости).
4) Отражение в бухучете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
Деятельность по «Буденовскому» заключается в осуществлении розничной торговли через магазин № 13, 24, 53 и сдачи имущества в аренду.
Бухучет ведется по упрощенной системе налогообложения, согласно учетной политике для целей налогового учета утвержденной приказом « 1 от 05.01.2004 года (приложение В):
1) Ответственным за организацию бухучета назначить главного бухгалтера.
2) Ведение налогового учета возложить на главного бухгалтера.
3) На основании Уведомления МИМНС №8 по приморскому краю, Партизанский район № 27 от 30.12.2002 года вести на предприятии упрощенную систему налогообложения.
4) Налоговы й учет вести в книге доходов и расходов в соответствии с гл. 26.2. Налогового кодекса РФ.
5) Объектов налогообложения признаются доходы (приложение №В).
В организации ведется книга учета доходов и расходов организаций применяющих упрощенную систему налогообложения по соответствующей форме заполнения.
По итогам отчетного периода предоставляется в ИМНС РФ №8 по Партизанскому району налоговая декларация по единому налогу, согласно учетной политике объектом налогообложения признаются доходы, поэтому ставка единого налога составляет 6 процентов.
Все пункты учетной политике в организации соблюдаются, происходит своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухучете и бух. отчетности (требование своевременности), что приводит к сохранению денежных средств организации и возможности направлять их на расширение торговой деятельности (закуп новых товаров, увеличение зарплаты, ремонт зданий магазинов).
2. Организация бухучета товарных операций розничной торговли
в ПО «Буденовское»
Бухгалтерский учет в ПО «Буденовское» осуществляет штат бухгалтеров (4 человека), учет операций в розничной торговле неавтоматизированный (кроме расчетов по зарплате, заполнению соответствующих документов для предоставления отчетности), по предусмотренным типовым формам первичных учетных документов.
Розничной торговлей занимается 4 магазина, в продаже имеются продовольственные и непродовольственные товары.
Розничный оборот торговой сети за 2003 год составил 3438 тыс. рублей. Расходы торговли, включая налоги, составили 3421 тысячи рублей, прибыль по торговле равна 17 тысячам рублей.
Бухучет в организации не автоматизирован. Можно порекомендовать к применению 1С-бухгалтерию.
1С-бухгалтерия - программа, обладающая возможностями эффективно автоматизировать учет практически любого участка работ бухгалтерии. Типовая конфигурация универсальная и позволяет для большинства организаций по основным видам имущества и обязательство начать ведение учета сразу после установления программы на компьютер без дополнительных программ настройки и в этом ее основное достоинство.
2.1 Документальное оформление движения товаров на предприятиях розничной торговли
Правила и сроки приемки товаров и их документальное оформление определяется техническими условиями, договорами поставки или купли-продажи.
В розничную торговлю товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, со складов.
Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы. К документам первой группы относятся:
1. Накладная на отпуск материалов на сторону (ф № М-15), накладная (ф № 61).
2. Товарно-транспортная накладная (ф № 1-1).
3. Железнодорожная накладная.
Количество экземпляров, выписываемых накладных зависит от условий получения товара покупателем, места передачи товара. Накладные оформляются в четырех экземплярах: два остаются у грузоотправителя (один экземпляр - в бухгалтерии, второй - у материально-ответственного лица, которое осуществляет отпуск материала на складе), а два поступают вместе с товарами к покупателю (один в бухгалтерию, а второй - остается у материально-ответственного лица, отвечающего за прием и хранение товара).
Использование различных форм накладных по отгруженному товару зависит от способа доставки товара. Доставка товаров может осуществляться различными видами транспорта: железнодорожным, морским, речным, автомобильных, воздушным.
Регулирование отношений перевозчика и грузоотправителя в соответствии с п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ осуществляется на уровне специальных федеральных законов. Перевозка груза осуществляется на основе договора перевозки. Договор перевозки груза представляет собой соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор грузовой перевозки подразделяется по видам транспорта - это договоры железнодорожной, морской, водной, автомобильной, воздушной перевозки. Он заключается в письменной форме и является заключенным, если между сторонами в подлежащей случаю форме достигнуто соглашение по всем существующим условиям договора (ст. 432 ГК РФ) и с момента сдачи груза к перевозке вместе с накладной.
Договор поставки торговое предприятие заключает с поставщиком товаров в условиях стабильных и долгосрочных хозяйственных связей.
Договор купли-продажи заключается, если торговое предприятие приобретает товар у физического лица или юридического лица, хозяйственные отношения с которыми носят несистематический характер.
В соответствии с положением ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности не связанной с личным потреблением.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ).
Момент перехода права собственности на имущество определяется исполнением продавцом своих обязательств передать товар покупателю, если иное не оговорено в договоре (ст. 223 № 1 ГК РФ).
Переход права собственности на индивидуально - определенные вещи может произойти либо до, либо после их передачи по соглашению сторон. Если вещь не относится к индивидуальной определенной, а обладает родовыми признаками, то право собственности на нее может перейти после передачи покупателю, но может быть момент перехода права собственности определен к моменту оплаты покупателями материальных ценностей.
Договоры поставки могут предусматривать различные условия поставки и оплаты товаров:

- поставка товаров покупателю с последующей их оплатой;
- предварительная оплата партии товаров в полном объеме с последующим их получением;
- выдача авансов с доплатой после получения товаров.
По договору поставки, предусматривающему оплату товаров после получения их покупателем (после перехода права собственности на них к покупателю). Товары оприходуются на основании отгрузочных (товаросопроводительных) документов поставщика
Если договором поставки предусматривается полная предварительная оплата поставляемой партии товаров, сумма такой оплаты подлежит отражению по дебету счета 60 в качестве выданного аванса и учитывается в аналитическом учете обособленно.
В бухгалтерском учете на счете 60, как правило, одновременно учитываются расчеты с поставщиками по договорам с различными условиями оплаты. Поэтому к счету 60 целесообразно открывать дополнительные субсчета, например 60/1 «Расчеты в порядке последующей оплаты» и 60/2 «Авансы выданные».
Договором поставки может быть предусмотрен и комбинированный вариант: частичное авансирование, затем поставка продукции и, наконец, доплата до суммы фактической поставки.
В бухгалтерском учете суммы авансирования также отражаются по дебету субсчета 60/2 «Авансы выданные» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, отгрузка продукции - по кредиту субсчета 60/1 «Расчеты в порядке последующей оплаты» в корреспонденции со счетами учета товарно-материальных ценностей, а суммы доплаты - по дебету субсчета 60/1 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Организация торговли может закупать товары и у физических лиц (граждан). В этом случае организации целесообразно заключить с физическим лицом договор купли-продажи. Отношения по такому договору регулируются общими положениями ГК РФ о купле-продаже (параграф 1 гл.30 ГК РФ).
Поскольку в данной сделке одной из сторон является юридическое лицо, договор должен заключаться в письменной форме (п. 1 ст. 161 ГК РФ).
Необходимость заключения договора в письменной форме вызвана и тем обстоятельством, что организация заинтересована в документальном подтверждении расходов на приобретение товаров.
Передачу каждой партии товара необходимо оформлять документом, подтверждающим ее передачу покупателю.
Таким документом может быть закупочный акт по форме N ОП-5, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25. 12. 1998 N 132.
В то же время организация может разработать форму закупочного акта самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 12.12.1991 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" к первичным документам и утвердить его применение в приказе об учетной политике.
Закупочный акт составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки товаров у гражданина (продавца) представителем организации.
Оба экземпляра подписываются представителем организации, закупившим товары, и продавцом, а затем утверждаются руководителем организации. Один экземпляр закупочного акта передается продавцу, а второй остается у покупателя.
Поставщик может оформить сопровождение товаров, не только накладной, но и счет-фактурой, где по отдельной строке выделяется сумма НДС. Счет-фактура выписывается в 3-х экземплярах: первый остается у поставщика, два других направляются покупателю вместе с товаром.
Счета-фактуры, принятые к исполнению должны быть пронумерованы, прошнурованы в журнал учета счет-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.
Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения суммы налога подлежащего зачету. При этом итоговые данные по определенным графам используются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость. В случае использования приобретенного товара, по которому зачет произведен в непроизводственной сфере, в книге покупок делается корректирующая запись с уменьшением итоговой суммы налога принимаемого к зачету в текущем периоде.
В соответствии с договором купли-продажи ООО «Алкон» с одной стороны и ПО «Буденовское» заключили договор о следующем:
1. Предмет договора.
2. Цена договора.
3. Обязанности сторон.
4. Порядок расчетов.
5. Отпуск, доставка и приемка товара.
6. Порядок разрешения споров.
7. Срок действия договора.
8. Ответственность сторон и прочие условия.
9. Юридические адреса и реквизиты сторон.
В договоре отмечены все моменты поставки, оплаты, ответственность сторон за сохранность товара.
После заключения договора купли-продажи поставка товаров в магазин оформляется счетом-фактурой, в которой указаны все реквизиты продавца и покупателя, наименование товара, единица измерения, количество, цена, сумма без НДС, ставка НДС, всего с НДС.
Заведующий магазином производит наценку на товары и приходует товар вместе с наценкой по продажной цене, обязательно фактура подписывается руководителем предприятия, ответственным лицом от поставщика, заведующим магазином за принятие товара, ставится печать поставщика и подписи (приложение Д).
Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах: первый экземпляр остается у покупателя, второй экземпляр (копия) передается продавцу (поставщику), без печати продавца счет-фактура считается недействительной.
Оплата товаров производится после их получения, оприходования на основании счетов-фактур продавца по товарному отчету с последующей их оплатой. Сроки оплаты устанавливаются по согласованию сторон.
Отпуск товарно-материальных ценностей производится на основании счет-фактуры и доверенности на получение товара. Доверенность выписывается на представителя от организации, которая будет получать товар (приложение А).
Все фактуры на полученный и отпущенный товар регистрируются в книгах покупок, книге продажи по действующим нормам заполнения. Для того, чтобы поднять ту или иную фактуру, достаточно найти запись о ней в книге покупок. Где указаны номер, дата поступления товара, наименование поставщика с указанием отпущенного товара, что облегчает работу с документами.
Чаще всего в магазины ПО «Буденовское» доставка товаров осуществляется продавцом (поставщиков), это в значительной мере уменьшает транспортные расходы по аренде транспортных средств, а т.к. нет дополнительных транспортных расходов, они не влияют на формирование продажных цен на товары.
2.2 Аналитический учет наличия и движения товаров на распределительных складах, отделах магазинов, инвентаризация товаров

Принятие товара означает выполнение определенных действий и обеспечение определенных условий для их выполнения. К обеспечению условий могут быть отнесены получение специальных разрешений на совершение действий (лицензия), предоставление необходимой информации о месте приема товара или заключение договора с транспортной организацией на перевозку груза в зависимости от условий поставки в соответствии с договором. Согласно ст. 484 ГК РФ покупатель обязана принять переданный ему товар.
Прием товаров на склад покупателя осуществляется материально-ответственным лицом на основании товаросопроводительных документов. Этими документами являются: технический паспорт, сертификат, счет-фактура, описи, упаковочные ярлыки. При отсутствии данных документов или некоторых из них составляется акт о фактическом количестве продукции с указанием недостающих документов.
Кроме того возможна выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию в случаях. Когда предусмотрено стандартами, техническими условиями. Если покупатель обнаружил нарушение условий договора купли-продажи по количеству, качеству, комплектности в сроки, предусмотренные законом или договором, он должен известить продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи (ст. 483 ГК РФ).
Продавец вправе полностью или частично отказаться от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене, если покупатель нарушил обязательства о принятии товара (ст. 483 ГК РФ).
Товар приходуется на склад в подотчет материально-ответственного лица. Заведующий складом составляет складской отчет на основании приходных и расходных документов. Период отчетности с 1 - 7; 8 - 15; 16 - 23; 24 - 31 каждого месяца. На распределительных складах ведется количественно-суммовой учет, на каждое наименование товара ведутся карточки складского учета, в которых отражается: наименование товара, дата поступления, цена и количество поступившего товара, от кого поступил товар.
В приходной части карточки отражается поступление товара по количеству, в расходной части выбытие товара по количеству. С указанием даты отпуска, № фактуры и с ФИО материально-ответственного лица, кому был произведен отпуск.
Все карточки складского учета хранятся на складе под ответственностью материально-ответственного лица.
В складском отчете в адресной части указывается наименование организации торговой единицы и структурного подразделения, фамилия, инициалы материально-ответственного лица, номер отчета, период, за который был составлен отчет. В приходной части фиксируется в стоимостном выражении остаток товаров (на дату составления предыдущего товарного отчета0 и поступление товаров и тары по сопроводительным документам.
Каждый приходный документы записывается отдельно, в приходной части рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период. В расходной части отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период. Каждому расходному документу отводится отдельная строка.
Материально-ответственные лица составляют складские отчеты в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе с документами, подтверждающими поступление и выбытие товаров, предоставляется в бухгалтерию, а второй остается у материально-ответственного лица. Все приходные и расходные документы, на основании которых составлен отчет, располагают в хронологическом порядке.
Остатки товаров в стоимостном выражении на карточках складского учета на определенную дату, должны быть равны остатку складского учета на ту же дату.
На основании расходных документов (счет-фактур, накладных) товары со склада поступают в розничную сеть и отделы магазинов.
Контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей посредством правил организации, материальной ответственности в торговой организации, правильное ведение карточек складского учета (своевременное отражение на них поступления, выбытия товара), проведение плановых и внезапных инвентаризаций, в ходе которых проверяется и документированно подтверждается наличие и состояние товара ведут:
1. Сохранности товарно-материальных ценностей.
2. выявление неходовых, залежалых недоброкачественных товаров.
3. Увеличение закупок товаров, пользующихся покупательским спросом.
Материально-ответственные лица должны составлять отчетность о наличии и движении товаров.
Товарный отчет состоит из 3-х частей: адресной. Приходной и расходной.
В адресной части указываются следующие показатели:
1. Наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения.
2. Ф.И. О. Материально-ответственного лица.
3. Лимит остатка товаров.
4. Номер отчета и период, за который составлен товарный отчет.
В приходной части отчета отражается информация о состоянии товарных запасов в стоимостном выражении на начало отчетного периода и поступление в отчетный период товаров и тары. Все записи в торном отчете производятся на основе соответствующих документов. Каждый приходный документ записывают отдельно с отражением источника поступления товара, номер и даты документа, сумму поступивших товаров.
В расходной части отчета формируется информация о выбытии товара (реализация, возврата недоброкачественного товара) в хронологическом порядке. Каждый расходный документ отражается в отчете отдельной строкой.
Показатель остатка товара на конец отчетного периода определяется как разница между показателями всего поступления товаров с остатком на начало отчетного периода и его расходом за отчетный период.
Сроки составления и предоставления в бухгалтерию материально-ответственным лицом товарно-денежных отчетов устанавливает руководитель и главный бухгалтер, в зависимости от работы предприятия. По методическим рекомендациям определена максимальная продолжительность отчетного периода - 10 дней, 7 дней.
Особое место в операциях торгового предприятия занимают кассовые операции, т. к. значительная часть выручки у данных организаций поступает через кассы.
На этом участке вероятность злоупотреблений очень велика, наличные деньги, поступившие за проданный товар, могут не попасть в кассу (присвоение их кассиром), поэтому прием наличных денег предприятиями производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. В соответствии с Законом РФ от 22.05.2003 г. применены контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением. Установлена обязанность всех предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организаций, учреждений осуществлять денежные расчеты с населением при проведении торговых операций с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Согласно закона ФР от 22.05.2003 № 594-13 о применении контрольно-кассовых машин предприятия, которые применяют кассовые машины обязаны:
1. использовать исправные кассовые машины.
2. Регистрировать контрольно-кассовые машины в налоговых органах по месту нахождения предприятия.
3. Выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовый чек за покупку, подтверждающий выполнение обязательств по договору купли-продажи.
4. Обеспечить работникам налоговых органов и центром технического обслуживания контрольно-кассовых машин безпрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.
Кассир-операционист заводит на контрольно-кассовую машину книгу по форме №24 (приложением 31). Она должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, главного бухгалтера предприятия и печатью.
Записи в книге кассира-операциониста производятся в хронологическом порядке чернилами, без помарок. Не допускаются исправления без оговорок, заверенных подписями кассира, директора, главного бухгалтера.
Контролер-кассир при работе на контрольно-кассовой машине обязан:
1. Проверить исправность блокирующих устройств, заправить чековую и контрольную ленту, установить дататор на текущую дату, перевести нуменатор на нули.
2. Напечатать два или три чека без обозначения суммы (нулевых) с целью проверки четкости печати реквизитов на чековой и контрольной лентах и правил установки дататора и нуменатора.
3. Получить от покупателя деньги за товары, согласно суммы, обозначенной в ценнике.
После завершения работы кассир обязан подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему кассиру или инкассатору банка.
В торговой организации для контроля за сдачей торговой выручки, ее сохранностью проводится инвентаризация. Разница между показателями секционных счетчиков на начало и конец дня отражает сумма выручки кассира. В том случае, если возникнут расхождения в объеме сдаваемой кассиром-операционистом выручки и показателями контрольно-кассовой машины, фактическая сумма выручки определяется путем сложения суммы, напечатанной на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам. Представитель администрации, инвентаризационной комиссии с кассиром должен выяснить причину расхождений. Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы книги кассира-операциониста.
Контрольные ленты, копии чеков и другие документы, подтверждающие сумму принятых наличных денег, должны храниться на предприятии в упакованном виде в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета. Ответственность за хранение этих документов несут руководители предприятий, другие работники по письменному указанию руководителей предприятий.
Аналитический учет по счет 41 «Товары» ведется в натурально-стоимостном выражении по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям), а в необходимых случаях и по местам хранения в ведомости № 10.
При ведении натурально-стоимостного учета могут применяться два различных метода учета товаров: сортовой и партионный.
При сортовом методе товары учитываются на карточках сортового учета, где отражаются наличие и движение (приход и расход) товаров.
При партионном методе учет товаров ведется в таком же порядке, как и при сортовом методе, но отдельно по каждой партии товаров. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному документы либо по нескольким документам.
Особенности партионного метода учета товаров:
1. При использовании этого метода аналитический учет товаров ведется на специальных карточках (партионных картах), на которых учитывается поступление товаров данной партии и расход товаров только из данной партии.
2. Партионные карты регистрируются с присвоением номера данной партии товаров.
3. Каждая партия товаров размещается обособленно, т.е. отдельно от других товаров.
4. В первичных расходных документах делаются отметки об отпуске товаров из данной партии (указание № партионной карты).
5. После полного выбытия данной партии товаров или при наличии незначительных остатков производится по данной партии товаров инвентаризация.
После того, как произвели записи в карточке учета по каждому товару и вывели остаток на конец месяца в количественном и суммовом выражении по каждому наименованию товара, то все остатки складываются, и получается остаток товаров в подотчете материально-ответственного лица по всему торговому предприятию. Этот остаток должен равняться фактическому наличию товаров, находящихся в магазине, в этом заключается обобщение и сверка данных аналитического учета наличия и движения товаров.
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, оценка (п. 26 «Положение по ведению бухучета и бух. отчетности в РФ». Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07. 98 г. № 34-Н).
Проведение инвентаризации обязательно 1. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже.
2. Перед составлением годовой бух. отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
3. При смене материально-ответственных лиц.
4. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
5. При реорганизации или ликвидации предприятия (п. 27 «Положение по ведению бухучета и бух. отчетности в РФ»).
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данным бухучета отражается на счетах бухучета в следующем порядке:
а) излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и данная сумма зачисляется на финансовые реквизиты у коммерческих организаций и увеличение дохода у некоммерческих организаций;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки организации, сверх норм - за счет виновных лиц.
Если суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческих организаций или увеличение расходов у некоммерческих организаций. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107Н).
Инвентаризации подлежат все товары организации независимо от местонахождения, а также товары, не принадлежащие организации, но находящиеся у нее на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки и т.д.
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально-ответственным лицам.
Инвентаризацию можно проводить как сразу по всему ассортименту, так и в процессе работы организации, например по группам товаров, секциям магазина и т.д.
Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия.
Состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, бухгалтеры и другие специалисты. Если это необходимо, в комиссию могут входить аудиторы, работающие в данной организации или привлекаемые из других аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Проверка фактического наличия товаров производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.
Фактическое количество товаров при инвентаризации определяют путем подсчета, взвешивания или замера. При этом руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную точную проверку наличия товаров в установленные сроки, обеспечивать комиссию грузчиками для перемещения и взвешивания товаров, технически исправными весами, мерной тарой и другими контрольно-измерительными приборами.
Если товары хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, то их количество можно определять на основании документов, но при этом необходимо обязательно выборочно проверить хотя бы часть этих товаров. Масса (объем) насыпных товаров проверяется на основании замеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании взвешивания) данные этих, ведомостей сличают и выверенный итог вносится в опись. Акты замеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи товаров.
До начала проверки фактического наличия товаров комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении товаров.
Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам ордеров (отчетам), с указанием «До инвентаризации на (указывается дата)», для того чтобы бухгалтер мог установить остатки товаров на начало инвентаризации.
Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товары сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все товары, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение товаров.
Если инвентаризация товаров проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся товары, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Если материально-ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Тогда инвентаризационная комиссия проверит эти факты и исправит ошибки.
В период между инвентаризациями в организациях с большой номенклатурой товаров могут проводиться выборочные инвентаризации товаров в местах их хранения. Выборочные инвентаризации осуществляются инвентаризационной комиссией по приказу руководителя организации.
Инвентаризация товаров, как правило, проводится в порядке расположения товаров в данном помещении. При хранении товаров в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки товаров вход в помещение не допускается (например, пломбируется).
По результатам инвентаризаций (в отсутствие хищений) легко рассчитать стоимость проданной продукции. Для этого, например, на каждое 1-е число каждого месяца проводят инвентаризацию остатков товара в данном подразделении. Затем рассчитывают стоимость проданной продукции, которая будет равна стоимости остатка товаров на начало месяца плюс стоимость поступивших в этом месяце товаров (по данным накладных или дневных заборных листов) и минус стоимость остатков товаров на конец месяца.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
При инвентаризации товаров используются формы №№ ИНВ-2 - ИНВ-7, ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9, ИНВ-19 и приказы по формам №№ ИНВ-22 - ИНВ-26.
Распоряжение о проведении инвентаризации оформляется на бланке «Приказ о проведении инвентаризации» (форма № ИНВ-22), в котором определяются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).
Сведения о фактическом наличии товаров записываются в инвентаризационные акты и описи по форме № ИНВ-3 «Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей», № ИНВ-4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных», № ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение» и др.
Каждая из описей составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за хранение. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально-ответственных лиц.
Все товары заносятся в опись отдельно по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.).
Товары отражают в тех ценах, в которых они числятся в бухгалтерском учете.
Если комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет товаров и записать их в инвентаризационную опись, то используется форма № ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык».
Заполняется она в одном экземпляре членами комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарами. В конце инвентаризации данные из формы № ИНВ-2 переносят в опись формы № ИНВ-3.
Если у организации есть товары, которые приняты на ответственное хранение, то по ним составляют отдельную опись по форме № ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение».
На находящиеся в пути товара должка заполняться отдельная форма - «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути» (форма № ИНВ-6).
При исправлении ошибок вручную во всех экземплярах описей неправильные записи зачеркиваются и над ними ставятся правильные записи. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.
В конце описи материально-ответственные лица дают расписку о проведении комиссией проверки товаров в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи товаров на ответственное хранение.
Если проверяют фактическое наличие товара при смене материально-ответственного лица, то лицо, принимающее и сдающее товар, расписывается в соответствующих строках описи.
В описи должны включаться все выявленные товары, в том числе и излишки. Если при инвентаризации обнаружены испорченные товары, то на них составляют соответствующие акты.
Товары, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товары приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
При инвентаризации эти товары заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В такой описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти товары.
Как правило, товар во время инвентаризации не отгружается. Однако если инвентаризация длится долго, то в особых случаях материально-ответственные лица могут отпускать товар в присутствии членов инвентаризационной комиссии, но на это у них должно быть письменное разрешение руководителя и главного бухгалтера
Эти товары заносятся в отдельную опись под названием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В расходных документах делается соответствующая отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
По результатам проверки фактического наличия товаров, отраженных в инвентаризационных описях и актах, составляются сличительные ведомости по форме № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»
На товары, не принадлежащие организации, но числящиеся в ее бухгалтерском учете (находятся на ответственном хранении, приняты на комиссию и т.п.), составляются отдельные ведомости.
Для выведения результата по инвентаризации составляется сличительная ведомость.
В сличительных ведомостях отражаются только те товары, по которым были выявлены отклонения от учетных данных. В ведомостях показывают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Излишки или недостачи отражаются в тех ценах, в которых ведется учет товаров (покупных, отпускных).
При оформлении итоговых документов следует учитывать пересортицу товаров, а также списание потерь в пределах норм естественной убыли.
Пересортица - это одновременно излишки одного вида и недостачи другого вида товаров одного и того же наименования. При этом материально-ответственные лица должны представить подробные объяснения о допущенной пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товара одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих товаров выше стоимости товаров, оказавшихся в излишке, то эта разница в стоимости относится на виновных лиц. При этом убыль товаров в пределах установленных норм определяется после зачета недостач товаров излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице еще осталась недостача товаров, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию, по которому установлена недостача. При отсутствии норм естественной убыли, убыль рассматривается как недостача сверх норм.
В сличительной ведомости отражают результаты проведенного зачета (суммы недостач, покрытых излишками), а также излишки и недостачи, оставшиеся после проведения зачета. Сличительную ведомость составляют в двух экземплярах. Результаты инвентаризации и выводы комиссии (о списании товаров, привлечении виновных лиц к ответственности и т.п.) оформляются приказом руководителя.
Обобщенные данные результатов проведенных инвентаризаций отражаются в «Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26)
При обнаружении несоответствий данных инвентаризации и бухгалтерского учета председатель инвентаризационной комиссии должен доложить об этом руководителю организации, который решает, как эти расхождения будут урегулированы.
Только руководитель организации может принять решение о взаимном зачете излишков и недостач или о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли, а также о привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи сверх норм естественной убыли.
Установленные недостачи или излишки в бухгалтерском учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.
Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации (п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34Н):
Д-т счета 41 - К-т счета 91 - рыночная стоимость излишков включена в состав внереализационных доходов (п.8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32Н).
Для целей налогообложения прибыли стоимость излишков товаров, выявленных при инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов (п.20 ст.250 НК РФ).
Таблица 1.
Отражение на счетах бухучета операций, связанных с приобретением товаров
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Д
К
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выявление недостатка товаров
Выявлены излишки товаров
Списана недостача в пределах норм естественной убыли
Сумма недостачи отнесена за счет виновных лиц
Внесены деньги в кассу виновным лицом в счет погашения недостачи
Отнесена за счет виновного лица разница между суммой, подлежащей взысканию и стоимостью недостающих товаров по учетным (продажным) ценам
Учетные разницы в стоимости недостающих товаров включены в состав внереализационных доходов организации
41/2
44
73/2
50
73
98/4
91
41/2
41/2
73/2
98/4
91/1
В ПО «Буденовское» нет распределительных складов, весь товар поступает непосредственно в магазины. На основании приходных, расходных документов материально-ответственные лица составляют товарно-денежный отчет, где в адресной части отчета за сентябрь 2003 года (приложение Б) указывается:
1) наименование организации - м-н № 24 ПО «Буденовское»;
2) Ф. И. О. Материально-ответственного лица - Сахаровская Т. Н.;
3) Товарооборот за месяц - 56643 рубля.
В приходной части отчета проставляется остаток товара на начало отчетного периода (105.904 - 87), далее по отчету производятся записи поступления товаров с указанием даты поступления, наименования организации и полученной суммы по счет-фактуре - за отчетный период товаров было получено на общую сумму 56628 - 20 рублей.
Расходная часть отчета формируется на основании расходных документов и квитанций к приходным ордерам сдачи выручки в кассу торговой организации. Итоговая сумма расходной части составила 600043-02. Остаток товара на конец отчетного периода составил 102490-05.
Товарно-денежный отчет подписан материально-ответственным лицом и бухгалтером, принявшим его.
Деньги за проданные товары поступают в кассу магазина, кассовые операции по денежным средствам учитываются с применением контрольно-кассовых машин, все операции по ведению операций ведутся в соответствии с правилами применения кассовых аппаратов.
Аналитический учет по товарам, находящимся в магазине, ведется по стоимости их приобретения с учетом торговой наценки. Таксировка количества оставшегося товара на продажную цену дает фактический остаток товара в суммовом выражении по магазину, если торговая выручка за ранее выданный товар уже сдана в кассу организации.
Для того, чтобы сверить фактическое наличие товара с остатками по товарно-денежному отчету проводится инвентаризация товаров. Фактическое наличие товаров заполняется в инвентаризационной ведомости в количественно-суммовом выражении (приложение Ж)_.
Общая сумма по инвентаризации ведомости должна равняться остаткам на день инвентаризации. Результаты инвентаризации оформляются актом - результатом, в котором выводится окончательный результат проведения проверки (излишки или недостача) (приложение Н).
Согласно правильному оформлению товарно-денежных отчетов и своевременным оприходованием товаров и контролем за сдачей выручки в кассу предприятия материально-ответственное лицо знает всегда свой остаток товаров, что способствует сохранности товарно-материальных ценностей, недопущению недостач, улучшению финансовых результатов организации.
2.3 Синтетический учет наличия и движению, учет операций по поступлению и реализации товаров в розничной торговле

В соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товара для продажи. Этот счет используется снабженческими сбытовыми, торговыми предприятиями.
Оборот по дебету этого счета показал общую стоимость товаров, поступивших на торговое предприятие, оборот по кредиту - выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода. Учет поступивших товаров в розничной торговле ведется с учетом НДС.
Учет товаров, принятых на ответственное хранение, на комиссию ведется на забалансовых отчетах.
Учет товаров может осуществляться следующими способами:
1) по покупным ценам:
а) по фактической себестоимости (непосредственно на счет 41);
б) по учетным ценам (с использованием счета 15 «заготовление и приобретение материальных ценностей»);
2) по продажным ценам (с использованием счета 42 «торговая наценка»)
Организация, продающая товары в розницу, может вести учет товаров, как по фактической себестоимости, так и по продажным ценам. Способ учета должен быть закреплен в учетной политике.
Фактическая себестоимость товаров складывается из всех затрат по их покупке. К ним относятся:
1) Сумма, уплаченная в соответствии с договором, продавцу.
2) Сумма, уплаченная за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением товаров.
При учете товаров по продажным (розничным) ценам надбавка при скидке должна быть выделена из цены и отражена на счете 42 «Торговая наценка». Торговая наценка покрывает расходы торгового предприятия, а превышение суммы наценки над расходами обеспечивает прибыль в торговле.
В бух. балансе по статье «Товары» необходимо указать стоимость товаров, уменьшенную на сумму наценки, отражаемую по счету 42 «Торговая наценка».
В ценах ограничения уровня цен величина торговой наценки не может быть произвольной - она регулируется рядом законодательных документов. При этом региональным органам власти предоставлено право разрешать предприятиям торговли в некоторых случаях самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок на реализуемые товары.
К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета?
1. 41/1 «Товары на складах». Здесь учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах.
2. 41/2 «Товары в розничной торговле». Здесь учитывают наличие и движение товаров в организациях розничной торговли. На этом же субсчете учитывают наличие и движение стеклянной посуды.
3. 41/3 «Тара под товаром и положения». Здесь учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, организация-покупатель ведет учет расчетов с поставщиками на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
По кредиту счета 60 отражается стоимость фактически поступивших товаров согласно расчетным документам поставщика в корреспонденции со счетом 41 «Товары».
По дебету счета 60 отражаются суммы, оплаченные поставщикам в погашение обязательств, в корреспонденции со счетами учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 50 «Касса»).
Если условиями договора предусмотрена предварительная оплата (полная или частичная), то эти суммы также отражаются на счете 60, но учитываются обособленно. Для учета авансовых платежей к счету 60 может быть открыт отдельный субсчет, например «Авансы выданные».
По счету 60 необходимо организовать ведение аналитического учета по каждому расчетному документу, предъявленному поставщиком. Структура аналитического учета должна позволять получать данные о состоянии расчетов по каждому поставщику, о не оплаченных в срок расчетных документах, об авансах выданных и сроках возникновения задолженности.
Сальдо по кредиту счета 60 показывает, что покупатель имеет задолженность перед поставщиком за поставленные ему, но не оплаченные товары.
В свою очередь, сальдо по дебету счета 60 свидетельствует о суммах выданных покупателем авансов (предварительных оплатах) и задолженности поставщиков за непоставленные товары.
Принимая к бухгалтерскому учету приобретаемые по договору поставки товары, необходимо учитывать, в какой именно момент право собственности на них переходит к покупателю.
По общему правилу, предусмотренному ГК РФ, право собственности переходит в момент передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.223 ГК РФ). Вещь признается переданной приобретателю с момента ее вручения. Переданной считается также вещь, сданная перевозчику для отправки приобретателю или в организацию связи для пересылки приобретенных вещей (ст.224 ГК РФ).
Стороны договора поставки могут предусмотреть любой иной приемлемый для них момент перехода права собственности.
Если товары будут поставлены до момента оплаты, то в договорах может быть предусмотрен переход права собственности к покупателю:
- после полной оплаты;
- в момент поступления на склад покупателя;
- при оплате определенной части договорной цены.
В случаях, когда в договоре поставки момент перехода права собственности к покупателю специально не определен, это право, согласно ГК РФ, переходит в момент передачи товаров.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации (ст.8).
Следовательно, поступление товаров по дебету счета 41 и кредиту счета 60 в бухгалтерском учете отражается именно в момент возникновения права собственности на полученные товары.
Если же право собственности к покупателю еще не перешло, но товары уже поступили на его склад, то они должны учитываться на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Такой порядок учета поступивших к покупателю товаров должен применяться по договорам поставки, которые предусматривают, например, переход права собственности на них к покупателю после полной оплаты.
Статьей 491 ГК РФ предусмотрено, что в таких случаях покупатель до перехода к нему права собственности не имеет права продавать (передавать) товары другим лицам или распоряжаться ими иным образом. Если в срок, предусмотренный договором, переданные ценности не будут оплачены или не наступят другие обстоятельства, при которых право собственности переходит к покупателю, продавец вправе потребовать от покупателя возвратить ему товар. В бухучете поступление товаров оформляется следующими проводками (таблица 2).
Таблица 2
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Д
К
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Оприходованы приобретенные товары
Отражен НДС по приобретенным товарам
Отражена торговая наценка по оприходованным товарам
Оплачены приобретенные товары
Принят к вычету НДС по приобретенным товарам
Отражена выручка от продаж
Отражен финансовый результат от продажи товаров
- прибыль
- убыток
41/2
19
41/2
60
68
90/1
90/9
99
60
60
42
51(50)
19
41/2
99
90/9
Согласно п. 5 «Положения по бухучету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденный Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32Н, выручка от реализации товаров в розничной торговле признается доходом от обычных видов деятельности (при выполнении условий, предусмотренных п.12 РБУ 9/99).
В соответствии с положением ФЗ от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт. Организации и предприниматели, осуществляющие продажу товаров за наличный расчет, обязаны применять контрольно-кассовую технику. Это требование в полной мере относится к организациям розничной торговли.
На основании отчета кассира на сумму выручки от продажи товаров составляется запись:
Д 50 «Касса»
К 901 «Продажи» субсчет 1 «Выручка».
По итогам месяца организация списывает стоимость реализованных товаров с кредита счета 41/2 в дебет счета 90/2 себестоимость продаж. Пунктом 16 ПБУ 5/01 предусмотрены четыре различных варианта оценки товаров при продаже (или ином выбытии):
- по стоимости единицы товара;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).
В бухучете выбытие товаров оформляется следующими проводками:
Таблица 3
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Д
К
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Отражено поступление денежных средств в оплату реализованных товаров
Списана учетная стоимость реализационных товаров
Сторнированы торговые скидки относящиеся к проданным товарам
Начислен НДС на сумму стоимости реализованных товаров (по ценам реализации)
Списаны расходы на продажу
Отражена выручка от реализации товаров (в кредит)
Списан убыток от реализации товаров
50
90
90
90
90
62
99
90
41/2
42
68
44
90
90
8.
Отражена прибыль от реализации товаров
90
99
Стоимость оплаченных и отпущенных покупателям товаров списывается с материально-ответственных лиц на основании их товарных отчетов по продажной стоимости (при учете товаров по продажным ценам согласно учетной политики) или по покупной стоимости (при их учете по покупным ценам) оформляется следующей записью:
Д 90/2 «Себестоимость продаж» К 41/2
Поскольку по кредиту счета 90 отражена выручка от продажи товаров, включая налог на добавленную стоимость, то необходимо начислить этот налог в бюджет.
На сумму начисленного НДС составляется запись:
Д 90 «Продажи» суб. 3 «Налог на добавленную стоимость»
К 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Для определения себестоимости проданных товаров необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам. Данный расчет проводится в два этапа: определяются по среднему проценту расходы на остаток товаров, а затем расходы - на продажные товары.
На сумму начисленных расходов на продажу составляется запись:
Д 90 «Продажи» суб. 2 «Себестоимость продаж»
К 44 «Расходы» на продажу
В результате сальдо по счету 90 «Продажи» показывает финансовый результат от продаж, на сумму которого ежемесячно делаются записи:
Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 9 «Прибыль / убыток от продаж»,
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
на прибыль;

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 90 "Продажи", субсч. 9 «Прибыль / убыток от продаж»

на убыток.

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль / убыток от продаж». При этом делаются записи:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 1 «Выручка»,

на сумму выручки;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 9 «Прибыль / убыток от продаж»,

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж»

на сумму себестоимости продаж;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 9 «Прибыль / убыток от продаж»,

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. 9 «Прибыль / убыток от продаж»

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. 3 «Налог на добавленную стоимость»

на сумму налога на добавленную стоимость;

Разница между ценой продажи и расходами, связанными с приобретением товаров, которые в соответствии с ПБУ 5/01 включаются в их себестоимость, носит название торговой наценки, учитываемой по счету 42 «Торговая наценка».

Торговая наценка представляет собой разницу между продажной ценой товара и его закупочной стоимостью и устанавливается торговой организацией. Разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров является валовым доходом (реализованной торговой наценкой или реализованным наложением).

При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Согласно п. 12.1.3. Методологических рекомендаций Роскомторга рекомендованы четыре способа расчета валового дохода:

1. Исчисление по ассортименту товарооборота.

2. Исчисление по среднему проценту.

3. Исчисление по общему товарообороту.

4. Исчисление по ассортименту остатка товаров.

Исчисление торговой наценки по ассортименту товарооборота.

Этот метод используется, если на отдельные группы товаров устанавливается одинаковая торговая наценка и учет товарооборота организован по группам товаров с одинаковой наценкой. Валовый доход (ВД) по ассортименту товарооборота определяется по формуле:

,

где Т - товарооборот по группам товаров;

РН - расчетная торговая наценка по группам товаров.

Исчисление торговой наценки (валового дохода) по среднему проценту.

В основе расчета лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средний процент валового дохода (П) рассчитан по формуле:

,

где ТНН - торговая наценка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо начальное счета 42);

ТНП - торговая наценка на товары, поступившие за отчетный период (кредитованный оборот сч. 42 за отчетный период);

ТНВ - торговая наценка на выбывшие товары (дебетный оборот счета 42 за отчетный период (под выбывшими товарами понимаются товары, возвращенные поставщикам, списанные в результате порчи));

ОК - остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо конечное счета 41).

Валовый доход определяется на основе рассчитанного среднего процента валового дохода:

П - средний процент валового дохода.

Исчисление торговой наценки (валового дохода) по общему товарообороту.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода.

Валовый доход (ВД) рассчитывается по формуле:

Т - общий товарооборот;

РН - расчетная торговая надбавка.

ТН - торговая надбавка в процента и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.