На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Функции мифологических образов А.Н.Островского в драме «Снегурочка» и «Лесной песне» Леси Украинки

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.1.2013. Сдан: 2010. Страниц: 99. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава І. Функции мифологических образов в литературе. 10
1.1. «Мифологические элементы», сущность мифа, его свойства и функции. 10
1.2. Мифологические образы и их функции в славянской мифологии. 16
Глава ІІ. Функции мифологических образов в "Снегурочке" А.М.Островского и "Лесной песне" Леси Украинки. 33
2.1. Особенности мифологических образов в "Снегурочке" А.М.Островского. 33
2.2. Образ Снегурочки как мифологического элемента в "Снегурочке" А.М.Островского. 48
2.3. Специфика мифологических образов в драме-феерии «Лесная песня». 56
2.4. Мифологический мир и сознание персонажей “Лесной песни” Леси Украинки. 63
Глава ІІІ. Сравнительная характеристика мифологических образов Снегурочки и Мавки в "Снегурочке" А.М.Островского и "Лесной песне" Леси Украинки. 85
Заключение 92
Список использованной литературы .95


Введение

В богатой исследовательской литературе по творчеству А.Н Островского поставлены и освещены как важнейшие общие проблемы освоения писателем мифологии мировой драматургии, проблемы художественного метода, жанра, композиционных форм, так и более частные вопросы: обращение к конкретным сюжетам, мотивам, образам преимущественно бытовых пьес драматурга, между тем как «весенняя сказка» «Снегурочка» остается недостаточно исследованной.
В центре внимания данного исследования – кардинальные вопросы функций мифологических образов А.Н. Островского и Леси Украинки, которые рассматриваются в теснейшей связи с элементами художественной структуры «Снегурочки» и «Лесной песни». При таком подходе «весенняя сказка» А.Н Островского и «Лесная песня» Леси Украинки предстает как выражение мифологических взглядов драматурга, как практическое применение его художественных принципов.
«Снегурочка» А.Н Островского представляет большой интерес не только как произведение, в котором автор сумел сохранить яркость, красочность, легкость, и непринужденность сказочной, мифологической пьесы и в то же время в обобщенном абстрагированном виде дать эпическую картину жизни народа, его национального характера, ввести философский подтекст, придающий содержанию сказки общечеловеческий характер, поставить важнейшее для человека и государства в целом проблемы — взаимоотношения власти и народа, роли искусства, любви, но и как «литературное произведение», отвечающее нравственно-воспитательным задачам искусства, которые Островский как демократ-просветитель считал главными.
В «весенней сказке» создан максимально обобщенный образ «мира Островского», в мифологически-символической форме воспроизведено авторское представление о сущности национальной жизни, о человеке, об идеальном социальном устройстве, воспроизведен эстетический идеал Островского, его представления о красоте.
Изучению «Снегурочки» посвящены немногочисленные работы. Это статьи Ф.Д. Батюшкова, А.И. Гаркави, К.Н. Державина, Е.И. Дудиной, Н.П. Кашина, Ж.В. Кулиш, Л.Ю. Малоземовой. Работы Ф.Д.Батюшкова и Н.П.Кашина освещают вопрос использования А.Н.Островским фольклора в «весенней сказке»,определяется идейная сущность произведения. А.И.Ревякин в монографии «А.Н.Островский. Жизнь и творчество», говоря о «Снегурочке», делает попытку определить жанровое своеобразие пьесы.
Утопией называют «Снегурочку» и Г.Н.Поспелов, A.M.Гаркави, Л.М.Лотман, А.И.Ревякин.
Исследования Фрейда в психоанализе обусловливают актуальность образа Снегурочки что свидетельствует о нерешенности переходных проблем, а значит, и об актуальности ситуации перехода. В пьесе Снегурочка гибнет при полном одобрении берендеев, и финал при общей грусти не воспринимается зрителем и читателем пессимистично. Сказка отражает страхи нарцисса перед любовью, перед выходом на свободу, в самостоятельную жизнь. В этой ситуации гибель Снегурочки на наиболее глубинном, мифологическом уровне прочитывается как возможность преодолеть эти страхи.
Также, на наш взгляд очень ценными являются исследования К. Юнга и С. Грофа которые в определенном смысле проникались поиском универсалий культуры, поскольку они, опираясь на понятие подсознательного, ставили себе за цель проследить, каким образом эти прирожденные человеку элементы подсознания детерминируют содержание и структуру мифологических преданий, образов, снов и культурных текстов вообще. У К. Юнга этими факторами выступали архетипы.
В конце концов, в качестве фундамента смысложизненных ориентиров К. Юнгом определяются полюса жизни – рождение и смерть, отнесенные к сфере коллективного подсознательного. Определенной мерой это обстоятельство признавал и сам К. Юнг, говоря о том, что архетипные составные снов маленькой девочки, которых он избрал для обоснования своей позиции, сводится к идеям деструкции (агрессивность как разрушение) и реставрации (восстановление как оживление), а общими рамками этого явления был пубертатный возраст девушки (эротическое кодирование жизнь как продолжение рода, как родовое бессмертие) и предчувствия ею своего преждевременного конца (мортальность). Достижения бессмертия через преодоление угрозы смерти как формульный инвариант всех архетипных мотивов косвенно принимается К.Г. Юнгом и тем, что он проводит параллель между снами девочки и обрядами инициации (конфирмации), которые имеют именно такую инвариантную структуру (жизнь–смерть– возрождения). Из этих важных замечаний К.Г. Юнга можно сделать вывод, что он и сам признает, что в основе архетипов лежат более широкие мировоззренческие структуры, которыми являются категории предельных оснований.
Драма «Лесная песня» Леси Украинки построена на моделях мира, отображенных в фольклоре и мифологии славянских народов, в первую очередь конечно, давних предков украинцев, а свойственно - волынских полищуков. Рассмотрим структуру и особенности художественного воплощения определенной фольклорно мифологической модели мира в литературном произведении.
Проблемы мифологических образов и мифологического мира драмы-феерии Леси Украинки "Лесная песня" как предмет научных разведок кажутся на первый взгляд уже достаточно исчерпанными. В мифологической перспективе произведение рассматривали много исследователей, среди них: М. Зеров, В. Петров, О. Бабишкин, И. Денисюк, Л. Мищенко, Й. Дзендзеливський, П. Орлик, В. Кордун, Н. Яценко, Т. Борисюк, О. Рысак, В. Давидюк, Н. Кухта, Ф. Бабий, Т. Возняк, Я. Полищук, В. Агеєва, Л. Скупейко и другие. Однако существует вопрос, который остался вне поля зрения интерпретаторов драмы - это функции которые исполняют мифологические образы, что интегрирует взаимосвязь основных составляющих частей произведения в единое художественное целое.
Исследование мифопоэтики Леси Украинки как направление в лесезнавстве выделяется, начиная с 90-х годов ХХ в., и является очень актуальным. В монографиях В. Агеевой, А. Бичко, Т. Гундоровой, Я. Полищука и С. Павличко специфика авторского мифологизма писательницы анализируется с позиций модернистской критики; в исследованиях А. Панькова и Т. Мейзерськой его особенности освещается в феноменологически-экзистенциональном аспекте; О. Турган рассматривает это явление, анализируя проблему синтеза античной, христианской и народно-национальной мифологии.
Драма-феерия Леси Украинки "Лесная песня" воспринимается литературоведами как уникальное явление, поскольку мифопоэтическое осмысление действительности автором приобретает нового качества - трансформируется в собственную авторскую мифопоэтику. Плодотворным кажется намерение лесезнавцов проследить, как мифологическое становится явлением художественного сознания, поскольку, как считает Я.Полищук "мифопоэтические аспекты "Лесной песни" ни в коей мере нельзя возводить к попытке реанимировать первобытную мифологию… Нет оснований говорить в этом случае также об использовании мифа как частичного тактического приема или об имитации мифологического сюжета.
Замысел писательницы заключался в создании парарелигиозного интелектуально-духоного пространства, в котором бы органично сочетали извечные архетипы и ритуальные формы, мифологические модели, элементы культурного опыта более позднего, то есть структурированого и человеческого общества и, наконец, идеальное представление о высокой духовности как "вещи в себе", что в то же время поддается постижению как элитный плод культуры, но не поддается рациональному познанию или "программированию"
Полисемантичность жанрового определения "драма-феерия" дает исследователям пространство для дебатирования относительно сказочного и мифологического в пьесе. Расставить определенные акценты в этой научной полемике пытается Л. Скупейко в монографии "Мифопоеэтика "Лесной песни" Леси Украинки". Учитывая авторский отказ от определений "драма-сказка", "драма-фантазия", а также проанализировав сюжетные мотивы, образную систему, хронотоп "Лесной песни", Л. Скупейко приходит к выводу о том, что "храня иллюзию сказки, Леся Украинка стремилась наполнить ее символическим содержанием, вписать в мифопоеэтическую структуру драмы вцелом".
Аргументация исследователя сводится к тому, что философия драмы рождается в плоскости мифопоэтики и "претендует на постигание самых универсальных истин бытия и сознания". Во-вторых, по мнению Л. Скупейка, мифологизация изображаемого достигается благодаря соблюдению "основных концептов архаичной "онтологии" и перенесению художественного в плоскость трансцендентной (сакрализированной) реальности".
Дипломная работа актуальна, так как в ней осмысливается своеобразие и функции мифологических образов А.Н Островского в «Снегурочке» и «Лессовой песне» Леси Украинки, философская глубина её идейного содержания и вместе с тем острое чувство современности - всё это позволяет говорить об особом характере сказок представляющей собой новый этап в развитии театрально-эстетической мысли второй половины XIX начала ХХ века. Также исследование является актуальным и потому, что в наше времья когда мы позабыли о славянской мифологии и обрядах наших предков мы можем их изучать из данных произведений, где они очень исскустно описаны.
Отдавая должное многим глубоким и оригинальным работам, посвященным осмыслению творчества А.Н. Островского и Леси Украинки в целом или анализу «весенней сказки» и «Лессовой песни», следует все же отметить, что о функциях мифологических образов произведений сказано недостаточно, система литературно-мифологических принципов в произведениях не исследована и требует более детального рассмотрения.
Целью данного исследования является раскрытие функций мифологических образов А.Н.Островского в драме «Снегурочка» и «Лесной песне» Леси Украинки.
С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
• определить «мифологические элементы», сущность мифа, его свойства и функции;
• раскрыть своеобразие мифологический персонаж, а также соотношение его имени и функций;
• раскрыть жанровое своеобразие «Снегурочки», определить, что включает Островский в понятие «весенняя сказка», установить, что заимствует драматург из народной сказки и как перерабатывает заимствованный материал;
• сделать попытку определить функции мифологических образов в произведениях «Снегурочка» и «Лесная песня».
• рассмотреть мифологический мир «Лесной песне» Леси Украинки, сгруппировать мифологические образы, которые встречаются в «Лесной песне»;
• сделать сравнительную характеристику и выявить общие черты главных героинь произведений «Снегурочка» и «Лесная песня».
В работе использованы текст «весенней сказки» «Снегурочка», черновой вариант сказки «Девушка-Снегурочка», феерии «Иван-Царевич», другие бытовые пьесы А.Н. Островского и Леси Украинки; пьеса-феерия «Лесная песня» Леси Украинки; использованы также теоретические работы писателей: статьи, речи, записки, письма...........


Список использованной литературы:

1. Агеева В. Поэтесса на изломе веков. Творчество Леси Украинки в постмодерной интерпретации: Монография.- К.: Лыбидь, 1999.- 264 с.
2. Аникст А.А. Английский театр. // История западноевропейского театра / Под ред. С.С. Мокульского. В 5 т. Т. 1. – М.: Искусство, 1956. – С. 387 – 534.
3. Аникст А.А. Творчество Шекспира. – М.: Издательство художественной литературы, 1963. – 615 с.
4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. - Воронеж, 1996. - 768 с.
5. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Живая вода и вещее слово. М., 1988.
6. Баженова Л. К проблеме влияния барокко на формирование стиля Комеди Франсез. // Комеди Франсез. – Л.: Искусство, 1980. – С. 14 - 31.
7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: "Художественная литература", 1990. - 543 с.
8. Бахтин М.М. Собр. соч. в 5 тт. Т. 5. - М., 1996.
9. Безверхин А.С. Античные мистерии и их наследие в современной культуре // Научные исследования современного студенчества: Материалы первой региональной научно-практической конференции / Под ред В.С. Гершгорина, Ф.И. Иванова и др.: НФИ КемГУ. – Новокузнецк, 2001. – С. 6 – 8.
10. Богданова С. Мифологические мотивы в сюжете пьесы «Снегурочка» // Литература. – 2000. - № 1. – С. 10 – 11.
11. Волинский П.К. Человек и природа. Единство и противоречия. (“Лесная песня” Леси Украинки) // Советов. лет-во. – 1978. – №1. – С. 42-55
12. Годзина Н.С. Письма А.Д. Мысовской к Островскому. // Литературное наследство. Том 88. А.Н. Островский. Новые материалы и исследования. Кн. 1. – М.: Наука, 1974.- С. 418 – 425.
13. Гузовская Л.А., Недзвецкая Е.Ю. Островский и московские театры (неизданные документы). // Литературное наследство. Том 88. А.Н. Островский. Новые материалы и исследования. Кн. 2. – М.: Наука, 1974.- С. 71 – 99.
14. Голосовкер Я. Логика мифа. - М.: Наука, 1987.
15. Дмитриева Ю.А. Островский – теоретик и практик сценического искусства// Литературное наследство. Том 88. А.Н. Островский. Новые материалы и исследования. Кн. 1. – М.: Наука, 1974.- С. 25 – 42.
16. Егоров, Б. Ф. Российские утопии : исторический путеводитель. СПб., 2007.
17. Журавлева, А. И. А. Н. Островский – комедиограф. М., 1981.
18. Журавлева А.И. Александр Николаевич Островский // История русской литературы 19 века: Вторая половина: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Н.М. Скатова. – М.: Просвещение, 1987. – С. 230 – 284.
19. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.
20. Зборовска Н. Моя Леся Украинка: Есей. / Зборовска Н. – Тернополь 2002. – 232 с.
21. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. - М.: Менеджмент, 1998. С. 463 - 482.
22. Квитка К. Наследие Музыкального фольклориста Леси Українки.- К., 1971.
23. Кулаковский Л. «Снегурочка» // Оперы Н.А. Римского-Корсакова. Путеводитель. – М.: Музыка, 1975. – с.110 – 144.
24. Куттер П. Современный психоанализ. - СПб. 1997.
25. Кухта Н. Народно сказочная основа "Лесной песни" Леси Украинки // Дивослово. - 1997. - № 4. - С. 28-30.
26. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. – М.: Искусство, 1976. – 527 с.
27. Лебедев Ю.В. Россия А.Н. Островского. Вступительная статья. // А.Н. Островский. Пьесы. – М.: Международный издательский дом «Синергия», 2000. – С. 3 – 82.
28. Леонова Н.М. Литературно – эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка». – Автореф. дис. …канд. филолог. наук. – Самара, 2001. – 17 с.
29. Лобанов М.П. Александр Островский. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 382 с.
30. Лотман Л.М. «Весенняя сказка» А.Н. Островского «Снегурочка» (вступительная статья) // Островский А.Н. Снегурочка. – Л.: Советский писатель, 1989. – С. 7 – 64.
31. Лотман Л.М. Стихотворная драматургия Островского (1866-1873). // А.Н. Островский. Полное собрание сочинений в 12 т. Т. 7 – М.: Искусство, 1977. – С. 520 – 542.
32. Малоземова Л.Ю. «Снегурочка» – «весенняя сказка» А.Н. Островского // Литература в школе. – 1994. - № 5. – С. 22 – 33.
33. Маньковский А.В. «Р


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.