На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Общая характеристика бухгалтерского учета: предмет, метод, цели и функции. Изучение основополагающих принципов организации бухгалтерского учета (непрерывности и денежной оценки). Учет доходов и расходов, принципы временной определенности и соответствия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 03.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


58
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета
1.2 Цель и функции бухгалтерского учета
2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Общие принципы организации бухгалтерского учета
2.2 Принцип непрерывности
2.3 Принцип денежной оценки
2.3 Учет доходов и расходов и принципы временной определенности и соответствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Бухгалтерский учет - древнейшая наука. Она появилась в первобытном обществе в виде примитивного учета основных хозяйственных операций и непосредственных хозяйственных связей в общине. Необходимость управления общественным производством в интересах всей общины побуждает ее выделять и содержать специального человека, осуществляющего учет общинного хозяйства.
В процессе хозяйственной деятельности возникает сложная система взаимодействия людей с материально-вещественными элементами и между собой. Для управления этой деятельностью необходимо определять ее цели и планировать пути их достижения, получать сведения о ходе и результатах хозяйственной деятельности, принимать решения о регулировании выявленных отклонений, контролировать выполнение решений и планов, выполнять другие необходимые действия.
Управление представляет собой обособившийся вид деятельности, возникший в результате разделения труда в общественном производстве. Организационные структуры хозяйственной деятельности подразделяются на объекты управления и органы управления. Объекты управления состоят из различных хозяйственных подразделений, их объединений и совокупностей, в которых и проявляется хозяйственная деятельность. Органы управления обеспечивают наблюдение и контроль за хозяйственной деятельностью, ее планирование и регулирование, выполняют другие функции управления.
Объекты управления и органы управления находятся между собой в определенной связи, представляют неразрывное единство двух относительно обособившихся элементов, что позволяет называть эту структуру системой управления. Различают два вида связей в системе управления - прямой и обратный, которые и определяют, в конечном счете, различные функции управления. Прямая связь характеризует определенное воздействие органов управления, например, по регулированию некоторых параметров хозяйственной деятельностью. При этом возникает необходимость получать сведения об объекте управления, анализировать их, осуществлять контроль за выполнением принятых решений. Эта объективная необходимость порождает обратную связь в системе управления, характеризующую органическое состояние объекта управления. Прямая и обратная связи реализуются в системе управления в основном посредством информации, которая представляет собой обмен между людьми, причем эти сведения могут передаваться любым способом.
Для обеспечения управления экономическими процессами, способствующими устранению элементов неопределенности при прогнозировании планировании и регулировании хозяйственной деятельности, применяются тесно взаимосвязанные и взаимодействующие виды учета: оперативный, бухгалтерский, налоговый и статистический.
Бухгалтерский учет отличается от оперативного непрерывным, взаимосвязанным, системным и последовательным отражением процесса расширенного воспроизводства на субъекте с целью наблюдения, регистрации, обобщения и анализа информации о хозяйственной деятельности. Основным измерителем в бухгалтерском учете является денежный измеритель. Бухгалтерский учет представляет собой такой способ наблюдения за хозяйственными процессами, при котором регистрируется каждая хозяйственная операция на основе сплошного документирования. Наличие документа позволяет использовать учетные данные для контроля за деятельностью материально ответственных лиц.
Для обобщения показателей работы предприятий в целях контроля за выполнением хозяйственных заданий или планов в масштабе отдельных отраслей и всего народного хозяйства в целом статистика использует данные бухгалтерии и оперативного учета. Поэтому построение бухгалтерского и оперативного учета увязывается с задачами статистики. В системе единого учета статистика осуществляет организующую роль и служит общеметодологической базой.
Качественное отражение хозяйственных процессов и явлений осуществляется в учете в натуральном, трудовом и денежном измерителях.
Натуральные измерители применяют при учете материальных ценностей и используются для отражения хозяйственных средств счетом, мерой, весом (штуки, метры, кг. и т.д.) в зависимости от физических свойств учитываемых объектов. Измерение учета в натуральных единицах очень важно для контроля за движением и сохранностью материальных ценностей, готовой продукции, средств труда. В натуральных измерителях составляются материальные, энергетические балансы по народному хозяйству, отраслям и регионам.
Денежные измерители применяют для отражения в учете как всеобщий измеритель для получения обобщенных данных о разнородных объектах учета.
Трудовым измерителем пользуются для учета количества рабочего времени (часы, дни и т.д.).
Цель работы - раскрыть тему «общая характеристика основополагающих принципов бухгалтерского учета».
Задачи работы:
- расписать общую характеристику бухгалтерского учета;
- описать основополагающие принципы бухгалтерского учета.
Объект исследования - бухгалтерский учет.
Предмет исследования - принципы бухгалтерского учета.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета

Хозяйственный учет отображает процесс расширенного общественного воссоздания, а его отдельные виды - разные стороны этого процесса. Для определения предмета бухгалтерского учета нужно выяснить экономическое содержание его объектов, то есть сущность сторон процесса общественного воссоздания, которые он отображает и контролирует.
В широком понимании предметом бухгалтерского учета есть процесс создания общественного продукта в той его части, которая может быть охвачена информацией в единственном денежном измерителе, а также его распределение, обмен и потребление.
Бухгалтерский учет осуществляется во всех звеньях народного хозяйства - на предприятиях, в организациях, учреждениях как производственной, так и непроизводственной сферы и служит для наблюдения и контроля за их деятельностью . Каждое предприятие (организация, учреждение) имеет определенное имущество - хозяйственные средства (здания, сооружения, оборудование, материальные и другие ресурсы), которые образуются за счет определенных источников (совокупность вложений основателей, прибыли, ссудных средств и тому подобное). Контроль за наличием и движением, а также целесообразным использованием средств в каждом хозяйстве осуществляется с помощью бухгалтерского учета. Следовательно, хозяйственные средства, которые находятся в распоряжении отдельных предприятий, и источники их формирования являются объектом бухгалтерского учета и принадлежат к содержанию его предмета.
Процесс расширенного общественного воссоздания основывается на единстве производства общественного продукта (необходимых обществу материальных благ), его распределения, обмена (обращению) и потребления. Процесс производства, то есть создание общественного продукта, осуществляется в звеньях производственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, строительство и тому подобное). В бухгалтерском учете отображаются материальные, трудовые и финансовые затраты на производство этого продукта. Таким образом, общественный продукт и затраты на его производство есть объектом бухгалтерского учета и принадлежат к содержанию его предмета.
Создан в процессе производства общественный продукт подлежит распределению. Часть его направляется на воссоздание употребленных в процессе производства предметов труда (сырья, материалов, топлива и тому подобное), а также на воссоздание средств труда (основных средств) путем полного их возобновления. Вторая часть общественного продукта направляется для оплаты труда рабочих и служащих; на создание общегосударственных фондов потребления (в виде отчислений в Пенсионный фонд, Фонду социального страхования, уплаты налогов от прибыли и других платежей в бюджет и тому подобное); на создание фонда накопления (прибыли предприятия). Распределение общественного продукта сурово контролируется с помощью бухгалтерского учета. В учете отображаются затраты труда и вознаграждение, которое принадлежит каждому работнику, контролируются расчеты с бюджетом по налогам и другим платежам, с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования по отчислениям, с финансовыми и другими органами.
Следовательно, процесс распределения общественного продукта и обязательства и расчеты, которые возникают при этом, являются объектом бухгалтерского учета и принадлежат к содержанию его предмета.
Для обеспечения непрерывности процесса производства созданный общественный продукт подлежит обмену (реализации). Этот обмен осуществляется в форме покупки-продажи. Обмен - это процесс передачи общественного продукта от производителя к потребителю и является формой взаимосвязи разных хозяйничающих субъектов. В процессе покупки-продажи возникают определенные расходы, связанные из транспортировкой, хранением, реализацией и тому подобное. Кроме того, товарно-денежное обращение предопределяет разные расчетные взаимоотношения между поставщиками, покупателями, банками по кредитам, с бюджетом но др.
Отсюда, процесс обращения общественного продукта, денежные средства и расчетно-кредитные операции, которые возникают при этом, являются объектами бухгалтерского учета и принадлежат к содержанию его предмета.
Из сферы товарного обращения общественный продукт поступает в сферу потребления (завершающая стадия расширенного общественного воссоздания). Потребления разделяются на производственное, непроизводственное и личное. Производственное потребление характеризует использование части общественного продукта в виде средств производства (средств труда и предметов труда) для потребностей производства (создание материальных благ) и в бухгалтерскому учету отображается как органическая часть процесса производства .
Непроизводственное потребление осуществляется в звеньях непроизводственной сферы, предназначенных для удовольствия потребностей общества (государственное управление и оборона страны, образование, культура, здравоохранение и тому подобное). Общественный продукт в этой сфере потребляется полностью и выбывает из круговорота средств в народном хозяйстве. Объектами бухгалтерского учета в непроизводственной сфере есть бюджетные ассигнования, то есть средства, выделенные из государственного бюджета для обеспечения деятельности этих ланок народного хозяйства, и контроль за целесообразностью их использования.
Ознакомление с основными объектами бухгалтерского учета в процессе расширенного общественного воссоздания дает возможность обобщить их и дать определение предмета бухгалтерского учету в широком его понимании.
Предметом бухгалтерского учета является процесс расширенного общественного воссоздания (производства, обмена и непроизводственного потребления общественного продукта), а также использование хозяйственных средств в этих процессах, которые обобщаются в денежном измерителе, для предоставления информации, необходимой для управления и контроля .
В отдельных звеньях народного хозяйства (предприятиях, организациях, учреждениях) объекты бухгалтерского учета определяются выполняемыми ими функциями в процессе общественного воссоздания. Да, на предприятиях производственной сферы объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные средства и их использования в процессе снабжения, производства и реализации, расчетно-кредитные отношения, которые возникают при этом, а также финансовые результаты деятельности.
Руководство любым хозяйством невозможно без хорошо настроенного учета и в первую очередь - бухгалтерского. Поэтому каждое хозяйство имеет законченную систему бухгалтерского учета, который охватывает все средства и процессы, обеспечивает необходимой информацией все ровные управления.
Бухгалтерский учет как неотъемлемая часть системы народнохозяйственного учета основывается на научных основах - диалектическом методе и экономической теории. Научное содержание метода бухгалтерского учета определяется подходом к явлениям хозяйственной деятельности предприятий, рассмотрения всех средств и процессов в непрерывном их движении и развитии, единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Вместе с тем, бухгалтерский учет имеет свои, свойственные только ему способы исследования, которые предопределены особенностями его предмета, то есть объектов, которые отображаются и контролируются, а также заданий и требований, которые относятся к учету. К этим особенностям прежде всего нужно отнести непрерывность круговорота хозяйственных средств в процессе деятельности предприятия. Для обеспечения непрерывного и сплошного наблюдения за хозяйственными операциями в бухгалтерском учете применяется документация - способ первичной регистрации объектов учета. При этом каждая хозяйственная операция обязательно оформляется соответствующим документом, который служит письменным доказательством ее осуществления. Документы (в том числе составленные с помощью вычислительной техники на машиносчитываемых носителях - магнитных, бумажных) служат обоснованием для отображения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Поэтому они должны содержать всю необходимую информацию, быть своевременно составленные и подписанные должностными лицами, ответственными за осуществление операции.
Однако в процессе хозяйственной деятельности могут иметь место такие события, которые в момент их возникновения невозможно оформить соответствующим документом (например, естественные потери или порчи материальных ценностей при хранении, неисправность приборов, злоупотребления материально ответственных; лиц, ошибки в учету и тому подобное), что приводит к разногласиям между фактическим наличием ценностей и показателями учета. Для выявления таких разногласий периодически проводят инвентаризацию, во время которой проверяют фактическое наличие материальных ценностей; получены данные сравнивают с показателями учета, а обнаруженные разногласия (недостатки, остатки) документируют и отображают в учете. Рядом с документацией инвентаризация служит важным средством контроля за достоверностью показателей учета, сохранением хозяйственных средств, законностью осуществляемых операций.
Бухгалтерский учет отображает большое количество разнообразных объектов - средств, источников их формирования, хозяйственных процессов, для обобщения которых требуется единственный измеритель - оценка. Оценка - это способ денежного измерения средств и процессов. С помощью оценки натуральные и трудовые измерители переводят в денежный. В результате денежной оценки предприятие может определить общую стоимость основных и оборотных средств, которые находятся в его распоряжении, контролировать их использование в процессе хозяйственной деятельности. Денежная оценка является необходимой предпосылкой для отображения хозяйственных операций в учете.
Основные принципы оценки хозяйственных средств устанавливаются государственными органами и являются обязательными для предприятий и организаций всех форм собственности, чем обеспечивается единство оценки средств во всем народном хозяйстве. В отдельных случаях оценка может быть осуществлена только после отображения всех затрат, связанных с определенным хозяйственным процессом (например, фактическую себестоимость готовой продукции можно определить только после отображения в учете всех затрат, связанных с процессом ее производства). Себестоимость объектов учета (приобретенных материалов, изготовленной продукции, выполненных работ) определяют с помощью калькуляции, которая служит обоснованием для их денежной оценки. Следовательно, оценка и калькуляция нужны для стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета.
Хозяйственные операции, оформленные соответствующими документами, имеют разрозненный характер. Поэтому возникает необходимость в группировании операций за определенными однородными признаками, чтобы получить нужную информацию о наличии и движении отдельных видов средств и источников их формирования, об осуществлении отдельных хозяйственных процессов и полученных по них результатах . Такое группирование в бухгалтерском учете обеспечивается за помощью системы счетов.
Счета бухгалтерского учета являются способом группирования хозяйственных операций, оформленных соответствующими документами, за экономически однородными признаками для систематического контроля за изменениями средств и их источников в процессе хозяйственной деятельности. На каждый объект бухгалтерского учета открывается отдельный счет, записи на котором осуществляют только на основании соответствующих документов. В результате получают систематизированную информацию, необходимую для управления, анализа и контроля за деятельностью хозяйства.
Хозяйственные операции, которые непрерывно осуществляются на предприятии, вызывают взаимоувязанные изменения в средствах и источниках их формирования. Это предопределяет необходимость отображать хозяйственные операции в системе счетов способом двойной записи, при которой сумму каждой операции записывают в определенном порядке на двух счетах. Например, операция приобретения материалов приводит, с одной стороны, к увеличению производственных запасов, а из другого - к уменьшению денежных средств на счете предприятия, оплаченных поставщику за приобретенные ценности. Поэтому операцию по приобретению материалов записывают на двух счетах: на одном из них отображают поступление материальных ценностей, а на втором - расходование денежных средств. Соответственно, отпуск материалов на производство продукции с помощью двойной записи отображается как увеличение затрат производства и уменьшения запасов материалов на составах. Такой способ записи хозяйственных операций в системе счетов раскрывает их экономическое содержание и обеспечивает контроль за использованием ресурсов .
Таким образом, оценены объекты бухгалтерского учета подлежат экономическому группированию в системе счетов с применением способа двойной записи, которая обеспечивает взаимосвязь показателей хозяйственной деятельности.
Порядок отображения хозяйственных операций на счетах, а также перечень самих счетов (план счетов) устанавливается Министерством финансов РК и является обязательным для предприятий всех форм собственности.
Для получения информации о наличии и составе имущества предприятия периодически составляют бухгалтерский баланс, в котором сравнивают совокупность средств хозяйства в денежной оценке с источниками их формирования и целевым назначением. Поскольку каждый вид средств хозяйства имеет определенный источник образования, то общая стоимость средств равняется источникам их формирования. Это равенство сохраняется после любой хозяйственной операции. Обоснованием для составления баланса служат записи на счетах. Чтобы обеспечить достоверность показателей баланса, записи на счетах периодически уточняют с помощью инвентаризации. Периодическое составление баланса дает возможность осуществлять контроль за изменениями в составе средств и их источниках, определять финансовый состояние предприятия.
Для получения информации о результатах деятельности предприятия за отчетный период, кроме баланса, на основании записей на счетах составляют другие формы отчетности (отчет о финансовых результатах, отчет о собственном капитале и тому подобное). Отчетность завершает текущий учет в системе счетов и полностью предопределенная его данными. Показатели баланса и других форм отчетности анализируют для получение информации, необходимой для управления и контроля. Состав отчетности, порядок заполнения отчетных форм разрабатывается и утверждается Министерством финансов РК по согласованию с Госкомстатом РК.
Таким образом, основными способами (или элементами) метода бухгалтерского учета является:
- документация и инвентаризация;
- оценка и калькуляция;
- система счетов и двойной запись;
- баланс и другие формы отчетности.
При этом, отдельные элементы метода не выступают самостоятельно, изолировано от других, а наоборот, тесно взаимоувязанные между собой и составляют метод бухгалтерского учета только в своем единстве. Да, документация в бухгалтерском учете служит способом первичного наблюдения за хозяйственными операциями и является единственным основанием для отображения их в системе счетов; обобщение объектов учета на счетах предопределяет необходимость денежной оценки; взаимосвязь учитываемых объектов требует их двойной записи на счетах; по данным текущего учета в системе счетов составляют баланс и другие формы отчетности. Реальность показателей учета проверяется и уточняется с помощью инвентаризации. Такое сочетание элементов метода бухгалтерского учету обеспечивает сплошное, непрерывное и взаимоувязанное отображение хозяйственных операций, а также получение обобщенной информации, необходимой для управления.
Следовательно, метод бухгалтерского учета - это система способов, которые обеспечивают сплошное, непрерывное и взаимоувязанное отображение и обобщение в денежной оценке объектов учета для контроля за сохранением хозяйственных средств и обеспечение информацией, необходимой для управления.
При условиях внедрения автоматизированных систем управления, использования современной высокопродуктивной вычислительной техники все элементы метода бухгалтерского учета (счета, двойная запись, оценка, калькуляция, балансовое обобщение) сохраняются, однако происходят коренные изменения в технике сбора, регистрации и прорабатывания учетной информации. Повышение оперативности и аналитической учетной информации имеет большое значение для усиления стратегических и регулирующих функций управления.
1.2 Цель и функции бухгалтерского учета

Основная цель бухгалтерского учета - обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решения. Эти решения касаются распределения и использования ограниченных экономических ресурсов: денег, земли, рабочей силы. От того, как мы распределяем и используем эти ресурсы, зависят всемирные сбережения, цены, заработная плата, производство товаров и услуг, адекватность наших запасов продовольствия, качество транспортных систем а также то, какие страны процветают, а какие- переживают спад.
Основная цель этого текста и курса в целом- развить понимание бухгалтерской информации и способность использовать эту информацию эффективно при принятии решений.
Из-за того, что экономические решения сильно дифференцированы, существует множество видов бухгалтерской информации. Термины финансовый учет, управленческий учет и учет налогов часто используются для описания различных типов информации, широко применяемой в деловом мире.
Финансовый учет- информация общего назначения. Финансовый учет относится к информации, описывающей финансовые ресурсы, обязательства, действия юридического лица (индивидуума, организации). Бухгалтера используют термин “финансовый отчет” для описания финансовых ресурсов и обязательств на определенный момент времени, а термин “результат хозяйственной деятельности”- для описания финансовой деятельности за год.
Информация финансового учета предназначена прежде всего для помощи инвесторам и кредиторам в принятие решений по размещению инвестиционных средств. Такие решения важны и для общества в целом, так как они определяют какие предприятия получат необходимые средства, а какие- нет.
Однако, и другие извлекают выгоды из финансовой информации. Менеджеры компании и ее служащие постоянно нуждаются в подобной информации для управления и контроля над ежедневной деятельностью предприятия. Например, управляющие нуждаются в информации о суммах на банковских счетах компании, о типах и количестве товаров на складах и сумме задолженности определенным кредиторам. Финансовая информация также используется при осуществлении налоговых платежей. Фактически, подобная информация служит для очень многих целей, поэтому она часто именуется бухгалтерской информацией общего назначения.
Управленческий учет включает обработку информации, предназначенной для достижения управленческих целей. Менеджеры используют эту информацию для определения глобальных целей компании, оценки работы отделов и индивидуумов, принятия решений, на пример, о пуске новой производственной линии, короче говоря, - для принятия всех организационных решений.
Большинство управленческой информации по сути является финансовой информацией, но интерпретированной особым образом. Однако, управленческая информация часто включает оценку нефинансовых факторов: политической ситуации, возможного воздействия на окружающую среду, общественного мнения о компании и производительности труда.
Огромные возможности компьютеров позволяют большим компаниям поддерживать интегрированные информационные системы, которые обеспечивают аналитиков как финансовой так и нефинансовой информацией. Финансовая информация, однако, включает большую часть управленческих данных. Причина проста: по определению, каждое экономическое решение требует финансового рассмотрения.
Налоговый бухгалтерский учет Подготовка налоговых платежей- специализированный раздел бухгалтерского учета. В значительной степени, налоговые платежи основаны на финансовой информации. Однако, часто информация интерпретируется и приспосабливается так, чтобы отвечать требованиям отчета о налоге на прибыль.
Но определяющий аспект налогового учета не подготовка налоговых платежей, а налоговое планирование, что означает предвидение “налоговых эффектов” от сделок и организация этих сделок таким образом, чтобы минимизировать налоговое бремя. Необходимо помнить, что финансовый, управленческий и налоговый учеты тесно связаны.
Большинство организаций имеет свою систему бухгалтерского учета для оформления финансовой отчетности, налоговых платежей, счетов покупателям и так далее. Система бухгалтерского учета включает в себя персонал, определенные технологии и записи, используемые для получения бухгалтерской информации и передачи ее аналитикам. В системе бухгалтерского учета используется как компьютерная информация, так и рукописные отчеты. Фактически, система бухгалтерского учета любой большой компании включает все эти компоненты.
Любая система бухгалтерского учета отражает экономическую деятельность компании. Записи делаются в соответствии с датой совершения сделок, информация обобщается и оформляется для нужд аналитиков, инвесторов, менеджеров и государственных органов.
Регистрация экономической деятельности по сделкам. Отчетность содержит информацию, которая отражалась в системе бухгалтерского учета. Регистрируя экономическую деятельность, бухгалтера интересуются только завершенными сделками, которые (1) тут же изменяют финансовые ресурсы или обязательства фирмы и (2) могут быть объективно отражены в денежно-кредитных средствах, как например: покупка или продажа товаров или услуг, получение денежных средств и осуществление платежей. Регистрация сделок в системе бухгалтерского учета может быть выполнена многими способами: письменно или используя компьютер.
Основное достоинство такого подхода- надежность отображаемой информации, основанной на прошедшей деятельности, результаты которой могут быть измерены с разумной объективностью. С другой стороны, сосредоточение бухгалтеров только на сделках снижает полезность использования отчетности. Некоторые важные аспекты деятельности не отображаются, так как они не подпадают под определение сделки. Например, смерть управленца, технологический прорыв, крупное достижение отделом исследования компании или продвижение нового изделия конкурентом- все это не сделки, и поэтому они не могут быть зарегистрированы в отчетах бухгалтерского учета. Эти случаи могут причинять существенные изменения в финансовых ресурсах и обязательствах фирмы, но немедленных результатов они не повлекут. Кроме того, объективно эти события оценить нельзя.
Вышеописанные случаи - примеры важной "нефинансовой" информации. Хотя эти случаи не регистрируются в отчетах бухгалтерского учета, они отражаются в системе информации управления. Кроме того, такая информация доступна людям со стороны через пресс-конференции или средства массовой информации.
2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1 Общие принципы организации бухгалтерского учета
Эффективность хозяйствования субъектов во многом зависит от правильной организации бухгалтерского учета.
Общими принципами организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности являются:
1. Начисление. Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. Согласно принципу начисления следует использовать процедуры начислений, отсрочки и распределения для приведения в соответствие доходов и расходов отчетного периода, которые могут быть получены в результате одной и той же или косвенно связанных операций или событий. В бюджетных учреждениях и субъектах, определенных в п.2 статьи 16 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О бухгалтерском учете" допускаются определение дохода по поступлению денежных средств.
2. Непрерывность. Предполагается, что субъект продолжает свою деятельность в течение неопределенного периода времени и что нет подтверждения того, что субъект имеет намерение или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности в обозримом будущем.
3. Понятность - информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.
4.Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.
5. Существенность. Информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей информации, принятых на основе финансовой отчетности. На значимость информации может оказывать влияние как ее сущность, так и ее ценность (существенность).
6. Достоверность. Информация является достоверной, когда в ней отсутствует существенная ошибка или предвзятость, и на нее могут полагаться пользователи.
7.Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств субъекта.
8.Нейтральность. Информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть надежной, быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть надежной.
9.Осмотрительность. Это соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимое для вынесения оценок в условиях неопределенности для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены.
10.Завершенность. В целях обеспечения достоверности информация в финансовых отчетах должна быть полной.
11.Сопоставимость. Для того, чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой от одного отчетного года в другой. Пользователи должны быть информированы об учетной политике, используемой субъектом при подготовке финансовой отчетности, всех изменениях в этой политике и результатах этих изменений.
12.Последовательность. Предполагается, что учетная политика последовательно производится из одного периода в другой. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты субъекта за разные отчетные периоды для того, чтобы определить тенденции изменений в его финансовом положении.
В настоящее время Министерство финансов Республики Казахстан осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью, разрабатывает и утверждает необходимые документы.
На всех субъектах применяется единый Генеральный план счетов бухгалтерского учета, типовая документация и другие нормативные акты. Инструктивные материалы по учету, а также основные положения по бухгалтерскому учету и стандартам утверждаются Министерством финансов Республики Казахстан. Подобная организационная система обеспечивает единые методические основы учета:
- дает возможность обобщения показателей учета по отраслям, экономическим районам и народному хозяйству в целом;
- обеспечение сопоставимости учетной информации с плановыми показателями по методам начисления;
- динамичность организации бухгалтерского учета путем создания такой структуры учетного аппарата, которая сможет обеспечить рациональное разделение функций между бухгалтерией, экономическими службами и производственными подразделениями предприятия;
- использование общих принципов управления, включая системный подход и различные модели;
- применение компьютерной вычислительной техники и ЭВМ для организации бухгалтерского учета на субъектах.
Чтобы создать предпосылки для нормального развития и функционирования системы учета, необходимо реализовать два основных принципа: публичной отчетности; независимой проверки финансовой отчетности аудитором.
Основываясь на общих принципах организации бухгалтерского учета, предусмотренных Законом "О бухгалтерском учете", стандартах бухгалтерского учета и другими нормативными актами, субъект самостоятельно определяет формы и методы бухгалтерского учета, исходя из конкретных условий хозяйствования, разрабатывает систему внутрихозяйственного учета, отчетности, контроля и экономического анализа, устанавливает внутренние правила документирования хозяйственных операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета, проведения инвентаризации, организационную структуру учетного процесса и распределения служебных обязанностей в бухгалтерии, организацию хранения бухгалтерской документации и регистров.
2.2 Принцип непрерывности

У термина "принцип бухгалтерского учета" есть синонимы: постулаты, требования, допущения, концептуальные основы. Каждый из них передает какой-либо оттенок смысла понятия "принцип учета". Из перечисленных вариантов термин "допущение" более точно подходит к определению принципа непрерывности деятельности. Идея его состоит в том, что при формировании методологии бухгалтерского учета и составления отчетности мы не принимаем во внимание конечности существования предприятии, мы допускаем, что оно всегда (или, во всяком случае, в ближайшем обозримом будущем) будет нормально функционировать, то есть не закроется и существенно не свернет свою деятельность. Это именно допущение, так как совершенно очевидно, что любое предприятие, любое юридическое лицо рано или поздно будет закрыто. Это данность, однако, мы исходим из обратного.
Нормативно этот принцип определяется следующим образом: "организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности)". Сегодня этот принцип закреплен и в международных стандартах финансовой отчетности, которыми устанавливается, что "финансовая отчетность обычно составляется на основе допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности".
И хотя в современную практику этот принцип вошел как позаимствованный из международных стандартов, в основе которых лежит традиция англо-американской школы учета, истоки данного принципа в теории статического баланса Э. Шмаленбаха. Основная идея здесь в противовес статической концепции заключается в том, что, так как мы при составлении баланса не предполагаем возможности закрытия предприятия, его активы не должны переоцениваться. Однако на сегодняшний день очевидно, что оценка активов по справедливой стоимости и дисконтированная оценка обязательств не противоречат принципу непрерывности.
У этого принципа несколько более широкое значение, чем лишь утверждение об отсутствии необходимости переоценивать активы.
Прежде всего, принцип непрерывности напрямую определяет учетную концепцию финансового результата деятельности предприятия. Нельзя определить прибыль, полученную собственниками за весь период существования деятельности компании, если она будет существовать постоянно. Прибыль можно исчислить только за условно ограниченный отрезок времени - отчетный период. Отсюда принцип непрерывности тесно связан с принципом соответствия. Мы соотносим расходы и полученные благодаря ним доходы как относящиеся к конкретному отчетному периоду. Именно за этот период и исчисляется финансовый результат (прибыль или убыток). Это еще раз подчеркивает высокую степень условности показателя оценки рентабельности как соотношения прибыли с итогом актива баланса. Так как временная составляющая актива шире отчетного периода, за который исчислена прибыль. Исходя из этого, актив и величина прибыли могут рассматриваться как несопоставимые величины. К одному и тому же отчетному периоду относятся декапитализированные расходы и прибыль (убыток), отраженные в отчете о прибылях и убытках, но не в балансе. Это подчеркивает противоречие метода анализа рентабельности по балансу не только принципу соответствия, но и принципу непрерывности деятельности предприятия.
Принятие во внимание принципа непрерывности меняет наше восприятие отраженных в отчетности обязательств предприятия. С позиций оценки платежеспособности, обязательства компании рассматриваются с чисто юридической точки зрения как суммы, причитающиеся к получению или платежу в конкретный момент времени. С точки же зрения анализа структуры источников финансирования деятельности компании и эффективности их использования, обязательства рассматриваются как предоставленный (дебиторская задолженность) и полученный (кредиторская задолженность) предприятием кредит.
Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности любого предприятия в динамике позволяет увидеть, что всегда существует определенный минимум дебиторской и кредиторской задолженности, постоянно присутствующий в балансе. С юридической точки зрения, выделение суммы постоянно имеющихся у предприятия долгов не имеет никакого смысла, т. к. с правовых позиций любая задолженность - эта сумма, которая в установленный срок должна быть выплачена организацией своему контрагенту. Однако с экономической точки зрения, наличие у предприятия постоянного минимума кредиторской задолженности означает, что оно на постоянной основе пользуется предоставляемым контрагентами кредитом.
Абсолютно аналогична ситуация с дебиторами юридического лица. Сумма постоянно присутствующего в активе баланса минимума дебиторской задолженности фактически показывает объем денежных средств фирмы, использующихся в обороте ее контрагентов, т. е. приносящих прибыль не предприятию, а его партнерам.
Сказанное легко пояснить житейским примером. Представьте, что у Вас есть сосед по лестничной клетке, который приходит к Вам с просьбой одолжить ему 1 000 тенге "до получки". Вы даете деньги. В день получки сосед возвращает Вам долг, но в тот же день вечером вновь просит одолжить ему "до получки" 1 000 тенге. И так продолжается постоянно. В этом случае формально, сосед возвращает Вам деньги, погашая свои обязательства, но фактически на постоянной основе пользуется вашими деньгами, вашими оборотными средствами. То же самое происходит с дебиторами юридического лица. Сумма постоянно присутствующего в активе баланса минимума дебиторской задолженности фактически показывает объем денежных средств фирмы, использующихся в обороте ее контрагентов, т. е. приносящих прибыль не предприятию, а его партнерам.
Рассматриваемые показатели можно определить как устойчивые обязательства, подразделяющиеся соответственно на устойчивые пассивы и устойчивые активы.
Устойчивые обязательства - это минимальный объем кредита, получаемого предприятием от своих контрагентов и/или предоставляемого предприятием своим контрагентам, постоянство существования которого обусловливается допущением непрерывности деятельности предприятия.
Устойчивые пассивы - это минимальный объем кредита, постоянно (исходя из допущения непрерывности деятельности предприятия) получаемого хозяйствующим субъектом от своих контрагентов. Устойчивые пассивы могут быть оценены как минимальная сумма кредиторской задолженности согласно данным бухгалтерского учета за определенный временной интервал. В этом случае:
Устойчивые активы - это минимальный объем кредита, постоянно (исходя из допущения непрерывности деятельности предприятия) предоставляемого хозяйствующим субъектом своим контрагентам. Устойчивые активы могут быть оценены как минимальная сумма дебиторской задолженности контрагентов предприятия за определенный временной интервал. В этом случае
Наличие устойчивых обязательств как элемента картины финансового положения предприятия может быть проиллюстрировано следующим образом - см. рис. 1.
Рисунок 1 - Наличие устойчивых обязательств
Анализ значения показателей устойчивых активов и устойчивых пассивов для оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов фактически является элементом реализации теории экономического равновесия. В обязательственной трактовке равновесное состояние экономики характеризуется равенством величин полученного и предоставленного хозяйствующим субъектом кредита.
При этом устойчивые обязательства показывают постоянный объем кредита, предоставляемого хозяйствующим субъектом своим контрагентам, и кредита, получаемого от контрагентов. Равновесное экономическое состояние предприятия предполагает равенство устойчивых активов и устойчивых пассивов. Существующее в реальной экономической практике неравенство этих величин обусловливает финансовый результат от соотношения их в динамике.
Таким образом, управление обязательствами организации должно предполагать действия, направленные на минимизацию размера устойчивых активов и максимизацию величины устойчивых пассивов.
С экономической точки зрения, кредиторская задолженность - это деньги контрагентов на момент составления отчетности, вложенные в бизнес предприятия. Дебиторская задолженность - это, наоборот, средства, изъятые из оборота предприятия и используемые его контрагентами для получения прибыли. При этом если допустить, что фирма в ближайшем обозримом будущем будет нормально функционировать, то есть если исходить из принципа непрерывности, то устойчивые активы - постоянно присутствующую сумму дебиторской задолженности - следует не рассматривать как актив или приравнять к убытку, а устойчивые пассивы - постоянно существующую сумму долгов перед кредиторами - рассматривать как аналог собственных источников средств фирмы - капитала и резервов.
Такой подход делает результаты анализа финансового левериджа существенно более оптимистичными, так как объем собственных источников средств (а точнее тех источников средств, которые мы относим к таковым) значительно возрастает.
При этом подход к анализу платежеспособности компании становится более консервативным, так как устойчивые активы перестают восприниматься как обеспечение текущих долгов.
Принцип непрерывности деятельности предприятия является также неотъемлемой составляющей теории и практики аудита.
Составляя аудиторское заключение, аудитор должен выразить свое мнение о соответствии финансового положения предприятия требованию непрерывности деятельности, которое в данном случае означает, что предприятие в течение ближайшего финансового года будет нормально функционировать и не только не прекратит своего существования, но и существенно не сократит объемы своей деятельности.
Выражение аудитором своего мнения о соблюдении принципа непрерывности относительно реального положения дел в компании вселяет в пользователей отчетности уверенность в надежности финансового положения предприятия и возможности сотрудничества с ним на долгосрочной основе.
Принцип непрерывности деятельности субъекта бухгалтерского учета является ключевой концепцией современной бухгалтерской теории и практики во всем мире. Более того, мнение о его выполнении лежит в основе аудиторского подтверждения бухгалтерской отчетности. Формируя подходы к оценке имущественного потенциала ведущих учет предприятий, оно формирует идею исчисления финансовых результатов их деятельности. Непрерывность деятельности является не просто бухгалтерским методологическим принципом, но идеей, определяющей восприятие деятельности компании в современной экономике как направленной на продолжение и развитие, а не заранее ограниченной определенными временными рамками.
Такое восприятие меняет наш взгляд на картину финансового положения компании, в которой дебиторская и кредиторская задолженность трактуются как предоставленный и полученный предприятием кредит, значимая часть которого предоставляется и получается на постоянной основе, что неотъемлемо присуще деятельности любого предприятия.
Концепция непрерывности, таким образом, соотносится с принципом имущественной обособленности предприятия, в соответствии с которым смена собственника не прекращает деятельность фирмы.
2.3 Принцип денежной оценки

Принцип денежной оценки - это одна из фундаментальнейших основ бухгалтерского учета. Мы не можем представить себе данных бухгалтерского учета вне денежной оценки. Несмотря на то, что принцип этот обычно рассматривается как база теории учета и с его раскрытия обычно начинается знакомство с бухгалтерией, в настоящее время он закреплен и нормативно.
Именно принцип денежной оценки лежит в основе анализа бухгалтерской информации. Ведь анализ бухгалтерской отчетности - это сопоставление определенных ее элементов: оборотных активов и текущих обязательств, прибыли и активов, собственных источников средств и кредиторской задолженности и т. д. И именно единая денежная оценка делает их сопоставимыми.
Как только речь заходит об оценке активов и обязательств, сразу возникает вопрос: как оценивать, то есть какой именно вариант оценки применим в данном конкретном случае: себестоимость, рыночные цены, восстановительная стоимость и т. д., и т. п. Теория и практика учета знают определенное поле оценок. Классический вопрос, служащий предметом дискуссий вокруг методов оценки (квантификации) фактов хозяйственной жизни, состоит в том, какая оценка лучше? На него нет и пожалуй не может быть получено однозначного ответа. Каждый из возможных методов оценки фактов хозяйственной жизни позволяет продемонстрировать пользователям отчетности определенные характеристики фактов хозяйственной жизни, отвечает определенным целям анализа бухгалтерской отчетности, но при этом какие-то из характеристик фактов, наоборот, оказываются скрытыми от пользователя отчетности, какие-то цели анализа бухгалтерской информации остаются недостигнутыми.
Рассмотрению достоинств и недостатков различных вариантов денежной оценки активов и обязательств и посвящена эта статья.
Оценка по себестоимости, исторические цены, сумма фактических затрат на приобретение - вариант оценки активов соответствующий идеям теории динамического баланса. Именно он преимущественно реализуется в современной бухгалтерской практике.
Оценка активов по себестоимости, прежде всего, отвечает целям определения рентабельности. Исчисляя прибыль, мы сопоставляем полученные доходы с декапитализируемыми расходами, благодаря которым эти доходы были получены. С этой точки зрения активы и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.