На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик материалистическое понимание психики в теории деятельности Леонтьева

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 3.2.2013. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………...…………………………………………………………………….2
Глава 1. Материалистическое представление о психике……...…………………. …5
1. Материалистическое понимание психики……………………………………….5
1. 2. Материалистические учения о психике……………………………………………8
Глава 2. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева………………..21

2.1. Общее понятие о деятельности………………………………………………………...21
2.2. Структура деятельности………………………………………………………......25
2.3. Теория деятельности и предмет психологии……………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы. ……………………………………………….45


Введение
В данной работе я рассматриваю вопрос о материалистическом представлении психики и о теории деятельности А.Н.Леонтьева. Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. Я подробно постараюсь рассмотреть подход отечественных психологов, исходящих из позиций диалектического материализма. В советской психологии особенно большое значение для общего понимания психики имело учение исторического материализма о роли сознания в деятельности людей. В зарубежной психологии сознание обозначало, некое общее качество всех сознаваемых явлений, как бы свет, в котором все они выступают, и сознание наличия этих явлений, как бы сопереживание своей психической деятельности. В отличие от этого в историческом материализме сознание разъясняется как специфическая особенность человеческой психики, формирующейся в системе общественных отношений, в труде, на основе речи и усвоения различных форм общественного сознания. В основных положениях исторического материализма подчеркивается не только обусловленность сознания людей их общественным бытием, но и активная роль сознания в деятельности людей, важность понимания ими объективных условий и задач своей деятельности. Понимание сознания как необходимого компонента активной деятельности распространяется на все формы психики, включая и психическую деятельность животных. Конечно, у животных эта деятельность ограничивается только приспособлением к окружающему миру, но все-таки приспособлением активным, а не пассивным (которое определяется только сочетанием стимулов и готовых механизмов реагирования). Это общее понимание психики с позиций диалектического и исторического материализма получает в советской психологии все более углубленное теоретическое и экспериментальное воплощение. Для его теоретического обоснования особенно большое значение имели учение Л. С. Выготского о происхождении и природе высших психических функций и учение А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна об отношении психики к осмысленной внешней предметной деятельности, получившее название «проблемы деятельности в психологии».
Предпосылками для возникновения деятельностного подхода стало то, что в 20-е годы 20 века спектр психологических направлений был чрезвычайно широким. В 1987 году Л. С. Выготский пишет, что в связи с большим наплывом различных направлений психология стала претерпевать кризис. По мнению Выготского, надо было создавать новую психологию, которая основывается на новой парадигме (на системе научных взглядов, в рамках которых находится то или иное явление). Деятельностная парадигма и стала основной в новой психологии.
В проблеме деятельности получила углубленное развитие другая сторона принципиального вопроса, только намеченная в трудах Л. С. Выготского, вопроса об отношении психической деятельности к внешней, предметной деятельности субъекта. В отличие от бихевиоризма, в советской психологии подчеркивалась осмысленность человеческой деятельности, осмысленность не только и не столько субъективная, сколько прежде всего объективно-общественная, к которой лишь постепенно приближается ее осмысление ребенком.
А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн подчеркивали происхождение психической деятельности не только из форм общения, но также из других форм человеческой деятельности, причем не только происхождение из них, но и дальнейшее существование, так сказать, внутри внешней деятельности в качестве ее собственно психологического механизма; ими подчеркивалась также разносторонняя зависимость психики от этих предметных форм внешней деятельности. Общее положение заключалось в том, что психическая деятельность не только строится по образцам внешней предметной деятельности, но в сущности и остается ее особой разновидностью, включенной в эту внешнюю деятельность, живущей ее интересами, заимствующей у нее свои возможности (в частности, орудийного опосредствования), зависящей и по функции, и по развитию от места в структуре этой внешней деятельности. Разностороннему теоретическому и экспериментальному доказательству этих положений были посвящены усилия многих советских психологов 30-60-х годов. Так, на протяжении жизни целого поколения в сознание советских психологов все глубже проникала мысль, что понимание психической деятельности следует искать в ее отношениях именно с внешней предметной деятельностью. Ведущей методологической базой для исследования психики в отечественной науке выступает теория деятельности.
Теория деятельности - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии - С.Л. Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся в 1930-е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.
Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920-х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно-исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно-исторического и онтогенетического развития. Приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956-1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.
В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским..............


Список использованной литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общюю психологию:курс лекций» М- АСТ: Астрель, 2009.
2. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) «Психология личности: словарь-справочник». К.: "Рута", 2001
3. Гоноболин Ф. Н. . «Психология » Изд-во:"Просвещение", М., 1973 г.
4. «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы» под ред. Давыдова В.В. и Леонтьева Д.А.
5. Ждан А.Н. История психологии. М.,1997.
6. Запорожец А. В,. Эльконин Д. Б «Вестник Московского университета» - 14. Психология, 1979, № 4, с. 14-24.
7. «А.Н. Леонтьев и современная психология» / Под ред. Запорожца А.В и др. М. М.: Изд-во МГУ, 1983;
8. Казаков Ю.Н; Золотарева Г.К., редактор: Л.И. Александрова.«Общая психология». (Конспект лекций).
9. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980
10. Ленин В.И.Полн. Собр. соч. 5-е изд.
11. Леонтьев А.Н. «Деятельностью Сознание. Личность» - М., 1975.
12. Леонтьев А.Н. Проблемы психологии деятельности (1969) // Философия психологии. М.,1994.
13. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики». М, 1972.
14. Леонтьев А.Н. «Методологические тетради»
15. Луковцева А. К. «
Психология и педагогика». Курс лекций 16. Лучинин А. С. « История психологии. Конспект лекций» Издательство: Эксмо, 2008 г.;
17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,1999.
19. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» 1-е изд. М.,1935; 2-е изд. М., 1964





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.