На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 15.02.2013. Страниц: 52+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 2
Глава 1. Проблема развития связной речи в норме и патологии 6
1.1. Онтогенез связной речи 6
1.2. Особенности речевого развития детей с ЗПР 10
1.3. Дизонтогенез связной речи при ЗПР 14
Глава 2. Обследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 17
2.1 Цели и задачи обследования 17
2.2 Организация и содержание обследования 20
2.3 Результаты обследования 22
Глава 3. Формирование связной речи у старших дошкольников с ЗПР 33
3.1 Определение методических направлений по результатам обследования 33
3.2 Перспективное планирование работы по развитию связной речи у детей с ЗПР 37
3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 40
Заключение. 50
Библиография 52
Приложения. 56

Введение


Актуальность темы дипломной работы «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» обусловлена следующими положениями.
Преодоление задержки психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, что обусловлено, с одной стороны, большой распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, с другой — трудностями воспитания, образования, социальной адаптации и дальнейшей реабилитации данной категории детей. Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, дефицитарность высших корковых функций, обусловливающая низкую способность к переработке перцептивной информации, слабость аналитико-синтетической деятельности, стереотипность мышления, инертность волевых процессов, присущие детям с ЗПР, оказывают отрицательное влияние на процесс развития речи, усвоение языковых закономерностей, формирование языковых обобщений и в целом на уровень развития языковой способности (Демьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. 1972; Тригер Р.Д. 1981; Соботович Е.Ф., Ушкалова Н.П. 1986; Лалаева Р.И. 1992; Стребелева Е.А. 1998 и др.).
Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР отмечается многими авторами. У значительного количества детей с ЗПР наблюдается вариативность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Имеющиеся в отечественной науке исследования проблемы нарушений устной речи дошкольников с ЗПР в основном отражают особенности звукопроизношения, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи (Цыпина Н.А. 1984; Тригер Р.Д. 1987; Слепович Е.С. 1989; Мальцева Е.В. 1991; Лалаева Р.И. 1992; Голубева Г.Г. 1996; Зорина СВ. 1998; Борякова Н.Ю. 1999; Хохлова А.А. 1999; Малинович В.И. 2000; Кузнецова И.Г. 2003 и др.). При этом, особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития остаются практически неизученными.
Развитие языковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, а это предполагает необходимость учитывать принципиальное отличие развития устной речи от речи письменной. Этот аспект изучения речи детей в логопедических исследованиях практически не принимается во внимание.
Существующие в настоящее время теоретико-экспериментальные исследования, посвященные комплексному изучению речи, а также рекомендации по коррекции речи детей с ЗПР не в полной мере учитывают специфику связной речи, а методы работы, используемые в логопедической практике, апеллируют преимущественно к перцептивным механизмам речевой деятельности. При таком подходе вне поля зрения остается взаимосвязь мыслительных, речемыслительных и собственно речевых процессов у детей с ЗПР. В связи с этим разработка научно обоснованной методики коррекционного обучения остается актуальной проблемой.
Значимость связной речи для развития языковой способности ребенка с ЗПР, формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, а также недостаточная разработанность проблемы позволяет считать тему исследования актуальной.
Объект исследования – особенности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. Предмет исследования - содержание логопедического воздействия по развитию связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования — для старших дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс связной речи, при доминирующих нарушениях смысловой и языковой составляющих, обусловливающих расстройство речи как сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности. Специально организованная логопедическая работа, основным содержанием которой является формирование речевой деятельности говорения, способствует более эффективному преодолению нарушений развития связной речи у данной категории детей.
Цель исследования: теоретическое обоснование и определение оптимальных путей развития связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
1) анализ научно-теоретических основ изучения связной речи;
2) определение развития речи дошкольников в норме и при ЗПР;
3) изучение своеобразия различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс развития речи у дошкольников с ЗПР;
4) научное обоснование и проведение комплексного исследования с разработкой методики коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ЗПР.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;
• организационные — сравнительный, комплексный;
• биографические — изучение и анализ анамнестических данных и медико-педагогической документации;
• интерпретационные — метод логического анализа;
• статистические - t критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона, корреляционный анализ.
Методологическую основу исследования составили современные научные представления о процессе развития речи (Щерба Л.В. 1974; Зимняя И.А. 1976; Жинкин Н.И. 1982; Венцов А.В., Касевич В.Б. 1994; Горелов И.Н., Седов К.Ф. 1998; Залевская А.А. 1999; Леонтьев А.А 1999; Рубинштейн С.Л. 1999); положения о соотношении мышления и речи; о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого развития; об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств (Жинкин Н.И. 1958; Слобин Д. 1984; Шахнарович A.M. 1991, 1995; Выготский Л.С. 1996; Лурия А.Р. 1998; Пиаже Ж. 1999; Рубинштейн С.Л. 1999); современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта дошкольников с ЗПР (Лебединская К.С. 1982; Соботович Е.Ф., Ушкалова Н.П. 1986; Тригер Р.Д. 1987; Слепович Е.С. 1989; Ульенкова У.В. 1994, 1998; Лалаева Р.И. 1996; Зорина СВ. 1998; Борякова Н.Ю. 1999; Кузнецова И.Г. 2003 и др.); положения о поэтапном формировании умственных действий и о ведущей роли обучения в процессе развития (Выготский Л.С. 1956; Гальперин П.Я. 1966; Леонтьев А.Н. 1974).
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: осуществлено комплексное исследование развития связной речи у старших дошкольников с ЗПР; экспериментально выявлено своеобразие различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс развития речи у старших дошкольников с ЗПР; реализован междисциплинарный подход к изучению и преодолению нарушений развития связной речи у старших дошкольников с ЗПР; определены основные направления, содержание и этапы логопедической работы по коррекции нарушений.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание.........


Библиография

1) Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. М., 1994
2) Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1978, стр. 237-240.
3) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4) Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
5) Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
6) Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. № 1.
7) Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 1982. С.
8) Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
9) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997, С. 145.
10) Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. М., 1983 - т.5.
11) Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. ... канд пед наук. СПб., 1996.
12) Голубева Г. Г. Формирование темповой организации высказывания у дошкольников с задержкой психического развития // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб., 1997.
13) Гуревич М. О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. Т. 1, 2.
14) Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984.
15) Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
16) Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М., 1982. 399 с.
17) Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10.
18) Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999
19) Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
20) Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
21) Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб., 1992.
22) Лапшин В.Н., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.-1990
23) Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3.
24) Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
25) Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.
26) Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1999, С. 171.
27) Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989.
28) Львов М.Р. Тенденция развития речи детей. – М., 1987
29) Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1991.
30) Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990. № 3.
31) Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ). Составитель К. С. Лебединская М., 1980.
32) Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
33) Обухов Л.Ф. Концепция Шана Пиаже: за и против – М., 1981.
34) Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
35) Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.-148с.
36) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
37) Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. - М., 1989 г.
38) Слепович Е. С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1978.
39) Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
40) Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.
41) Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000
42) Торсуева И. Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации // Иностранные языки в школе. 1976. № 2.
43) Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.
44) Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005
45) Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.
46) Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
47) Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.
48) Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.