Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность и основные положения процесса оценки нематериальных активов. Цели оценки объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки нематериальных активов. Оценка актива, приносящего стабильную прибыль. Формализация процедуры прямой капитализации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 14.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра организации производства и управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности»
на тему: «Оценка актива, приносящего стабильную прибыль»
Выполнила:
студентка группы ЭК-24а
Мозговая Е.Л.
Проверила:
Бездетко Н.А.
Харьков 2009
содержание

    введение
    3
    1
    сущность оценки нематериальных активов 4
      1.1 Суть нематериальных активов как объекта оценки 4
      1.2 Сущность процесса оценки нематериальных активов 6
      1.3 Цели оценки объектов интеллектуальной собственности 7
    2 Методы оценки нематериальных активов 10
    3
    Оценка актива, приносящего стабильную прибыль 13
      3.1 Формализация процедуры прямой капитализации 13
      3.2 Рекомендуемая последовательность действий при оценке 15
    выводы и рекомендации 17
    список использованных источников
    20
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях в практической деятельности предприятий все чаще встает проблема оценки нематериальных активов. Это происходит в связи с куплей-продажей прав на объекты интеллектуальной собственности, добровольной продажей лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности, принципиальным лицензированием и определением ущерба в результате нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, внесением нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал. Кроме того, оценка нематериальных активов предприятия проводится в целях внесения изменений в финансовую отчетность, а в связи с приватизацией или реорганизацией предприятия также необходимо определять стоимость нематериальных активов предприятия и учесть их при переоценке всего имущества предприятия. Также нематериальные активы оцениваются в связи с выпуском акции действующих предприятий.
В результате выявления нематериальных активов и при их эффективной оценке возможно увеличение активов предприятия и, соответственно, рост стоимости акций последующих эмиссий. Поэтому проблема оценки вполне актуальна и естественен интерес к ней многих украинских и зарубежных специалистов, за последние годы вышло огромное количество статей, посвященных данной теме. Законодательная база Украины предоставляет ряд возможностей для оценки
Обобщая все вышесказанное можно сказать, что цель данной работы состоит в освещении основных положений оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности, способных приносит стабильную прибыль. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи:
- рассмотреть сущность процесса оценки нематериальных активов;
- рассмотреть методы оценки нематериальных активов;
- изучить процесс оценки актива, приносящего стабильную прибыль.
1 сущность оценки нематериальных активов
1.1 Суть нематериальных активов как объекта оценки

Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на успехи или неудачи компании, является степень эффективного использования интеллектуального капитала и оценка риска. Безусловно, руководство компании должно знать стоимость прав интеллектуальной собственности и взаимосвязанных рисков по той же причине, по какой оно должно знать стоимость принадлежащих компании материальных активов, потому что руководители предприятия должны знать стоимость всех активов и обязательств, находящихся под их управлением и контролем, для поддержания этой стоимости. Использование прав интеллектуальной собственности может иметь разные формы, начиная от непосредственной продажи активов, организации совместного предприятия или заключения лицензионного соглашения. При этом их использование увеличивает оценку риска.
Понятие нематериальные активы широко используется в хозяйственной деятельности ведущих фирм мира с конца 19 века. В ряде нормативных документов упоминается, дается определение нематериальных активов, рассматриваются их виды [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Обобщая изложенный в этих документах материал, можно отметить, что к нематериальным активам относятся активы:
- либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности;
- способные приносить доход;
- используемые в течение длительного периода времени (свыше одного года).
Если руководствоваться стандартом бухгалтерского учёта 8 «Нематериальные активы», то можно сказать, что они проявляют через себя свои экономические свойства. Они не обладают материальной сущностью. Они обеспечивают их владельцам некоторые права и привилегии и, как правило, создают для них некоторую прибыль. Нематериальные активы по своему происхождению могут быть классифицированы как возникающие на базе некоторых прав, взаимоотношений, групп нематериальных элементов, интеллектуальной собственности.
Существование прав определяется условиями письменного или устного соглашения, заключенного для получения договаривающимися сторонами некоторых экономических выгод. Например: договоры на поставку, контракты с дистрибьюторами и заготовщиками.
Нематериальные активы можно подразделить на четыре основные группы [10].
- интеллектуальная собственность - это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и/или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.);
- имущественные права - это права юридических и физических лиц на владение земельными участками, природными ресурсами;
- отложенные или отсроченные расходы издержки, представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы, оплата получения лицензии); но все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия; затраты, связанные с проведением НИОКР;
- цена фирмы, под которой понимаются стоимость ее деловой репутации, то есть гудвилл. Одни экономисты интерпретируют гудвилл как стоимость практических нематериальных активов, другие же определяют гудвилл как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его нематериальных активов и тон части нематериальных активов, что отображена в бухгалтерской отчетности. В процессе оценки целесообразнее использовать понятие «гудвилл» во втором значении.
1.2 Сущность процесса оценки нематериальных активов

Оценка представляет собой, прежде всего, объединение экономической концепции стоимости и правовой концепции собственности. Наличие активов представляет собой функцию их возможности обеспечивать доход и определять дисконтную ставку этого дохода. Правило коммерческой оценки заключается в следующем: стоимость чего-либо не может быть указана абстрактно; все что может быть указано является стоимостью вещи в конкретном месте, в конкретное время, в конкретных обстоятельствах.
Это правило особенно важно при оценке прав интеллектуальной собственности. Как правило, речь идет об одной или двух заинтересованных сторонах и оценка для каждой из них будет зависеть от конкретных обстоятельств. Если эти обстоятельства, и обстоятельства владельца прав не будут приняты во внимание, оценка будет бессмысленной.
Для того, кто проводит оценку нематериальных активов, расчет стоимости нематериальных активов обычно не представляет большой проблемы, если они получили официальную охрану с помощью товарных знаков, патентов или авторского права. Однако это не относится к таким нематериальным активам, как ноу-хау (которое может включать талант, профессиональные навыки и знания трудовых ресурсов), системы и методы подготовки, технологические процессы, списки покупателей, сети распространения и т.д. Эти активы могут быть в равной степени ценными, но более трудными для определения с точки зрения обеспечиваемых ими поступлений и прибыли. В отношении многих нематериальных активов необходимо проводить очень тщательный предварительный анализ вместе с юристами, занимающимися вопросами интеллектуальной собственности и бухгалтерами компании.
Существует четыре основных понятия, а именно: владельческая стоимость, рыночная стоимость, справедливая стоимость и налоговая стоимость. Владельческая стоимость часто определяет цену в обсуждаемых сделках и часто зависит от точки зрения владельца в отношении стоимости, если бы он был лишен права собственности. Основой рыночной стоимости служит предположение о том, что если сравнимая стоимость имеет определенную цену, то цена рассматриваемой собственности будет близка к ней. Концепция справедливой стоимости, по своей сути, представляет собой желание обеспечить справедливые условия для обеих сторон. Она признает, что сделка осуществляется не на открытом рынке, и что контакт продавца с покупателем происходит в предусмотренной законом форме. Налоговая стоимость с начала века стала предметом прецедентного права во всем мире и она представляет собой малопонятную практику [12]. Существуют квази-концепции стоимости, которые затрагивают каждую из этих основных областей, в частности, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость и стоимость действующего предприятия.
1.3 Цели оценки объектов интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность учитывается и оценивается в основном в ряде приведенных ниже ситуаций [8].
1. С целью учета или анализа производится:
- установление цены на производимые товары и услуги;
- страхование объектов интеллектуальной собственности;
- расчет вознаграждения авторов, создавших объект интеллектуальной собственности;
- анализ эффективности работы предприятия, создающего или применяющего интеллектуальную собственность;
- определение прибыли от использования объекта интеллектуальной собственности в собственном производстве;
- учет объектов интеллектуальной собственности в балансе предприятия;
- отражение стоимости интеллектуальной собственности в себестоимости продукции;
- оценка инвестиционных проектов.
2. С целью увеличения прибыли от использования интеллектуальной собственности проводится:
- определение налогооблагаемой базы;
- выбор оптимального варианта использования объекта интеллектуальной собственности;
- финансовое обеспечение обновления производственных фондов;
- уменьшение потерь, связанных с незаконным использованием и с вывозом объектов интеллектуальной собственности из страны.
3. С целью отражения стоимости интеллектуальной собственности уставном капитале, когда необходимо:
- увеличение стоимости уставного капитала для повышения шансов на получение кредитов;
- правильный учет вклада учредителей;
- правильное определение доли, вносимой в уставный капитал иностранным участником;
- переоценка размеры и структуры уставного капитала;
- выпуск акций действующего предприятия;
4. С целью изменения формы и субъекта собственности, когда осуществляется:
- реорганизация (в том числе приватизация), ликвидация, банкротство предприятия;
- продажа предприятия с аукциона или в конкурсном порядке (в том числе при исполнении решений арбитражных и судебных органов);
- приватизация объектов научно-технической сферы;
- покупка или продажа прав на объекты интеллектуальной собственности
- предоставление франшизы или осуществление лизинга (предусматривающих использование интеллектуальной собственности);
- определение стоимости интеллектуальной собственности, предлагаемой в качестве залога.
5. С целью решения организационно-правовых вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью выполняют:
- обоснование стоимости интеллектуальной собственности при судебно-арбитражных спорах, связанных с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности;
- обоснование стоимости интеллектуальной собственности при судебно-арбитражных спорах, связанных с неправильной выплатой авторского вознаграждения;
- исполнение постановления судебных органов.
Наличие такого большого количества целей, с которыми может проводиться оценка объектов интеллектуальной собственности - нематериальных активов свидетельствует о важности и необходимости проведения правильной оценки для успешных манипуляций с ними.
2 Методы оценки нематериальных активов

Приемлемые методы оценки определяемых нематериальных активов и интеллектуальной собственности подразделяются на три широкие категории. Это методы основанные на рыночных отношениях, основанные на стоимости, или основанные на оценке прошлых и будущих экономических выгод. При оценке нематериальных активов, и, прежде всего, интеллектуальной собственности, используются доходный, затратный и сравнительный подходы. Выбор метода оценки зависит от цели оценки, определяемого вида стоимости, наличия и полноты исходной информации.
В идеальной ситуации независимый эксперт всегда предпочтет определить рыночную стоимость путем ссылки на сравнимые рыночные операции. При оценке объекта интеллектуальной собственности, поиск сравнимой рыночной операции становится практически невозможным. Это связано не только с отсутствием совместимости, но также и с тем, что критерии продажи интеллектуальной собственности, как правило, еще недостаточно разработаны, и многие случаи продажи представляют собой только небольшую часть более крупной сделки, подробности которой остаются строго конфиденциальными. Существуют другие препятствия, которые ограничивают пользу такого метода, в частности, специальные покупатели, различные переговорные навыки и искажающие эффекты пиков и низших точек экономических циклов. В целом, это подтверждает мое возражение против таких заявлений, как «это является правилом большого пальца в этом секторе».
Оптимизированные по стоимости методологии, такие как «стоимость создания» или «стоимость замены» конкретного актива предполагают, что существует определенная взаимосвязь между стоимостью и ценностью, и этот подход ничем не привлекателен, за исключением простоты использования. Этот метод игнорирует изменения стоимости денег с учетом фактора времени и не учитывает расходы на содержание.
Методы оценки, вытекающие из оценки прошлых и будущих экономических выгод (также называемые методами оценки дохода) могут быть разбиты на четыре группы: 1) капитализация исторических прибылей, 2) методы оценки разницы в валовой прибыли, 3) методы оценки сверхприбыли, и 4) метод освобождения от роялти [10].
1. Капитализация исторической прибыли позволяет определять стоимость прав интеллектуальной собственности путем умножения поддерживаемой исторической прибыльности актива на кратное число, которое было определено после достижения относительной силы ПИС. Например, кратное число определяется после оценки бренда в свете таких факторов, как лидерство, стабильность, доля на рынке, интернациональность, тенденция прибыльности, маркетинговая и рекламная поддержка и охрана. В то время как данный процесс капитализации учитывает некоторые из факторов, которые следует принимать во внимание, он имеет серьезные недостатки, связанные, главным образом, с получением прошлых доходов. Этот метод почти не учитывает будущие возможности.
2. Методы оценки разницы в валовой прибыли часто ассоциируются с оценкой товарных знаков и брендов. Эти методы рассматривают различия в продажных ценах, скорректированные с различиями в рыночной стоимости, то есть разницу между пределом колебания цены марочного и/или патентованного продукта и продукта без марочного названия или с родовым названием. Эта формула используется для обеспечения движения денежной наличности и расчета стоимости. Нахождение родовых эквивалентов для патента и определяемых различий в цене значительно более сложная задача, чем определение различий в цене на розничный бренд.
3 и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.