На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Церковь и Государство

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 21.2.2013. Сдан: 2012. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: 57.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Возникновение и становление церковно-государственных отношений от принятия христианства до 1917 года 6
1.2. Развитие отношений между церковью и государством в период централизации и абсолютизма 20
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 33
2.1. Формирование отношений между церковью и государством в советском периоде 33
2.2. Роль церкви в современном обществе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75

ВВЕДЕНИЕ


Совершенствование государственно-церковных отношений в современных условиях должно опираться на осмысление богатого опыта, накопленного в данной сфере в прошлом. В течение 1000 лет развивалось сотрудничество Православной церкви и Русского государства. В период Российской империи церковь даже стала частью государственного аппарата. И исключительно позитивно можно рассматривать тот факт, что все больше исследователей обращаются к анализу данного опыта.
На разных исторических этапах вопрос о приоритете религии или закона в регулировании общественных отношений решался по-разному. Это во многом зависело от силы авторитета церкви для правящих кругов, что определяло государственную политику в отношении религии в целом. Вместе с тем государственная власть по самой своей природе чужда власти церковной: объединениям верующих присуща религиозная нормотворческая власть, которая распространяется только на верующих и обеспечивается убежденностью в непоколебимости религиозных догматов. Кара за нарушение религиозных норм, как правило, наступает после смерти; государственная же власть обладает особыми признаками, вытекающими из ее публичной природы. Нарушение установленных государством нормативов влечет за собой реальные и зачастую весьма ощутимые для виновного лица неблагоприятные последствия личного или имущественного характера. Взаимосвязь религии и закона глубока и сложна. Многие законодательные положения имеют религиозно-нравственные корни (запрет убийства, кражи и т.д.). В то же время и деятельность церкви (каноническая, догматическая и богослужебная) в настоящее время не может выходить за рамки закона и подрывать установленный в государстве правопорядок.
Изучение церковно-государственных отношений в России служит отправной точкой исторического, юридического, нравственного поиска для каждого гражданина, пытающегося решить вопросы о смысле и значении настоящей исторической ситуации и перспективах для нашего Отечества в будущем.
Вопрос об отношениях Церкви и государства является одним из сложнейших вопросов в истории человечества, так как он не разработан теоретически, а предоставлен исторической практике народов. В Священном Писании только указан основополагающий принцип церковно-государственных отношений: воздавать "Кесарево Кесарю, Божее - Богу", т.е. подчиняться всякой власти во всем, что не противоречит воле Божьей. Границей повиновения власти является необходимость повиновения Богу. Этот неизменный принцип отношения христиан ко всякому государству как явлению богоустановленному придает Церкви антиреволюционный характер. Церковь может существовать при всяком политическом режиме, благословляя его или терпя гонения, но "заветов Царства не от мира сего она уступить ему не может".
В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между церковью и государством, которая исторически могла быть выработана лишь в государстве, признающем православную церковь величайшей народной святыней, то есть в государстве православном. В качестве образца рассматриваются обычно византийские традиции, получившие название симфонии церкви и государства. Суть ее составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой.
Вышеизложенным и обусловлена актуальность настоящего дипломного исследования.
Цель исследования: проанализировать историю развития отношений государства и церкви, начиная с принятия христианства на Руси и заканчивая сегодняшним днем.
Задачи исследования:
1. изучить возникновение и становление церковно-государственных отношений от принятия христианства до 1917 года;
2. рассмотреть развитие отношений между церковью и государством в период централизации и абсолютизма;
3. проанализировать формирование отношений между церковью и государством в советском период;
4. исследовать роль церкви в современном обществе
При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов: сравнительный, исторический методы, исследования, анализа документов.
При написании работы были использованы: учебные пособия, статьи периодических изданий и монографии по исследуемой теме.
Структура дипломного исследования: обусловлена поставленными исследовательскими задачами, отражает сущность рассматриваемой проблемы и ход исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, имеющих подразделы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

1.1. Возникновение и становление церковно-государственных отношений от принятия христианства до 1917 года


Государственность Древней Руси изначально развивалась в русле европейских традиций, что было обусловлено и логикой внутреннего развития, и наличием тесных связей с западными государствами. Русь имела все предпосылки, предполагавшие развитие русского общества как объединения свободных граждан, а не как исключительно принадлежащих власти. Дух свободы господствовал в русском обществе. В 988 г. Русь приняла ориентализированное христианство, т.е. христианство восточного образца. Впоследствии это событие становилось одним из аргументов, посредством которых объясняется последующий переход Руси на восточную магистраль общественного и государственного развития.
Положение восточной церкви в России было очень сходно с положением католической церкви в Европе. Обе они имели свой центр (Константинополь; Рим), располагавшийся вне границ государств, на территории которых они действовали. Конечно, доктрина православия в вопросе взаимоотношений Церкви и государства формулировала иные принципы, нежели церковь католическая. Авторитарные традиции Византии и возросшее на них государство не могли допустить существования автономной Церкви. Государственная власть крепко держала Церковь под своей иногда не слишком деликатной опекой..............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного исследования следует сделать следующие выводы. В 988 г. Русь приняла ориентализированное христианство, т.е. христианство восточного образца. Положение восточной церкви в России было очень сходно с положением католической церкви в Европе. В условиях Древней Руси у государства первоначально отсутствовала возможность реально ощутимого воздействия на церковь. Русские митрополиты - подданные византийского императора, а посему они не могли признавать иной светской власти, кроме власти императора. За русскими князьями они, конечно, власти не признавали. Таким образом, в момент прихода православия на Русь церковь представляла собой более сильную организацию, чем Древнерусское государство.
Необходимо отметить слабую христианизацию широких масс русского населения. Восточное христианство, как выше указывалось, было этатизировано, поэтому народные слои общества Церковь интересовали не в первую очередь, в то время как, например, в странах Западной Европы к моменту признания христианства в качестве государственной религии христианство получало широкое распространение среди народных масс, прочно укоренялось в народной культуре.
Монголо-татарское иго породило на свет новый для Руси деспотический тип государства - в данном случае можно даже говорить о гибели одной цивилизации и зарождении на ее месте иной. Этой цивилизацией стала Московская Русь. Московское государство в XV - XVI вв. вошло в полосу внешнеполитических успехов - свержение ига, завоевание всех территорий русских земель Москвой. Успехи в войне с Польшей, рост Московского царства, в состав которого был включен и Киев, вдохнули новую жизнь в русскую государственность. И как это бывает, политическому расцвету и социальному обновлению сопутствовали новые идеи. Но на этот путь вступила лишь мизерная часть общества. Гораздо большая часть увидела в новых веяниях, проникавших в московский быт, измену православию и исконным традициям, что побудило еще крепче ухватиться за свои предания и настойчивее их пропагандировать
Можно согласиться с Ю.В. Сорокиной в том, что церковный раскол стал следствием раскола, произошедшего в самом русском обществе. Русское общество раскололось на враждебные партии, и эта вражда естественным образом была перенесена на церковную почву. Естественным, потому что весь московский быт и принципы жизни строились на религиозно-православной почве. Оценивая действия государственной и церковной власти, общество усомнилось в том, что современное ему государство есть истинно православное, раскольники восприняли реформы Никона как измену, перестали верить власти.
На многие десятилетия раскол стал единственной организованной формой протеста и вследствие этого приобрел аморфный характер - он оказался одним из способов ухода из-под юрисдикции государства, благо огромная территория России позволяла это делать. В XIX в. государственные власти стали дифференцированно подходить к различным ветвям старообрядческих течений. Далее всех пошел Александр III, который практически легализовал старообрядчество, признав за ним основные гражданские права.
В начале XX в. правовое положение религиозных конфессий в Российской империи претерпевало заметные изменения. Принятием целой серии законодательных актов и правительственных распоряжений самодержавие стремилось доказать свою верность началам веротерпимости, закрепленным в Основных законах Российской империи. Однако осложняющаяся политическая ситуация в стране, начавшееся наступление реакции помешали в полной мере привести все российское законодательство хотя бы в соответствие с законом о веротерпимости 1905 г. Вопросы реформирования законодательства в религиозной сфере неоднократно поднимались в заседаниях вероисповедных комиссий Государственной Думы и Государственного Совета, находили отклик у церковной и светской общественности. Суть дискуссий по данному вопросу заключалась в стремлении преобразовать законодательство в сфере религии на либеральных принципах, сохранив при этом возможность для государства с помощью административных или уголовных рычагов контролировать развитие религиозной жизни в стране, поддерживать авторитет и влияние господствующего в государстве православного исповедания.
С падением монархии изменялся не только механизм государства, структура управления Церковью тоже претерпевала существенные изменения. В июне 1917 г. Временное правительство упразднило пост обер-прокурора Святейшего синода, учрежденный Петром Великим при отмене патриаршества. В епархиях образовались исполнительные епархиальные комитеты из духовенства и мирян, без согласия которых в ряде мест архиереи были фактически лишены права совершать какие-либо административные акты и распоряжения.
В имперский период развития России утверждаются новый стиль взаимоотношений церкви и государства, новый взгляд на предназначение самой церкви в обществе. Именно в этот период церковь приобретает государственный характер. Уже при Алексее Михайловиче (1645 - 1676) государство взяло под свой контроль церковное хозяйство, организовав в 1649 г. Монастырский приказ. В теории право собственности Церкви имелось и признавалось - на практике оно постоянно ущемлялось, так как фактическое использование земель ограничивалось, а часть доходов отчислялась в казну.
О реформах Петра вообще и о церковной реформе, в частности, написано немало. Однако проблема эта далеко неоднозначна и имеет глубокие корни. Значимость вопроса обусловлена тем, что реформа 1721 г., уничтожив патриаршество и поставив во главе церкви Духовную Коллегию - Святейший Правительствующий Синод, положила начало качественно новому этапу в истории Русской Православной церкви. Синод напоминал канцелярское учреждение, в котором решались большей частью бракоразводные вопросы. Он приобрел огромную принудительную власть не только над подчиненными ему учреждениями и лицами, но и над светскими учреждениями, так как все решения Синода приводились в исполнение обер-прокурором.
После Петра правительство России ставило перед собой вполне автономные от религиозной санкции цели, а привилегированный статус Православной церкви, ее "господствующее" в сравнении с другими религиозными общинами положение находили себе оправдание в законодательном определении православия.
В период усиления российского абсолютизма (конец XVII - XVIII в.) тенденция подчинения церковной власти светской определила отношение государства к Церкви. Петр I своими церковными реформами установил относительную подчиненность Церкви верховной власти в политико-идеологической сфере, но император, как и его преемники, не смог устроить выгодно для государства хозяйство Церкви.
В XVIII в. из всех правовых компонентов взаимоотношений между церковью и государством в России был ярко выражен только принцип верховенства государства над церковью, все же остальные принципы не только не подкреплялись, но прямо опровергались историческими реалиями. Однако само государство использовало свое влияние не против церкви, а ради ее развития в соответствии с ее предназначением как религиозного института. Эти тенденции продолжали развиваться и в XIX в.
11 декабря 1917 г. на обсуждение в Совет народных комиссаров был внесен вопрос об издании Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Декрет был принят 23 января 1918 г. и гарантировал всем гражданам свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакую.
Началась "мощейная эпопея", в ходе которой кощунственно вскрывались святые мощи и закрывались монастыри, где они покоились. Параллельно с "мощейной эпопеей" развернулась кампания по изъятию ценностей из храмов и монастырей. Эта экспроприация проводилась под лозунгом сбора средств в помощь жертвам голода, начавшегося во второй половине 1921 г. и охватившего более 22 млн. человек. В начале декабря 1921 г. в высшем руководстве активизировались споры по поводу методов борьбы с Церковью. В итоге победила точка зрения главы Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) Ф.Э. Дзержинского, который считал, что "церковную проблему" нужно было решать руками ВЧК. 27 декабря 1921 г. появился декрет ВЦИК “О ценностях, находящихся в церквах и монастырях”, в котором церковные ценности делились на три части: те, которые подлежали передаче в музеи, те, которые подлежали передаче в Гохран, и "имущество обиходного характера, где оно еще сохранилось". С первых месяцев своего существования Советская власть стала проводить антирелигиозную политику, одним из мероприятий которой являлось закрытие церквей и монастырей и использование их помещений для общественных целей.
Победа Октябрьской революции кардинально изменила историческую реальность. Усилиями новой власти церковь была лишена не только всех экономических, политических, социальных, юридических, идеологических льгот и привилегий, но всяких упований на какое-либо сотрудничество с государством.
Поворот в диалоге власти и церкви произошел лишь в 1943 г., в период коренного перелома в ходе самой Великой Отечественной войны. Безусловно, здесь сыграла свою роль и патриотическая позиция РПЦ, и ее действительная заинтересованность в нормализации отношений с государственной властью. С 1943 г. правительство пошло, с одной стороны, по пути восстановления канонического управления в РПЦ; с другой - создало специальный орган, являвшийся посредником между Русской православной церковью и государством. Важными событиями в возрождении церковного управления сыграли два события: восстановление патриаршества в 1943 г. и Поместный собор 1945 г.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны власти пришлось исправлять те ошибки в культурной политике, которые были допущены в 1920-1930-е гг.
Во второй половине 1950-х гг. финансовая система СССР столкнулась с серьезными трудностями. В этих условиях ужесточалась фискальная политика власти, усиливался поиск внутренних резервов. Политическое руководство просто не могло не обратить свой взор на материально-финансовую базу Русской православной церкви, идеологически чуждой и несовместимой со "светлым коммунистическим будущем"
Во второй половине 1960-х появляются примеры активного общественного сопротивления государственному атеизму. 1970 - 80-е годы - время, когда наблюдалось оживление общественного интереса к проблемам Русской Православной Церкви. Реакция общества на засилье государственного атеизма становилась ярко выраженной, появлялись свидетельствующие об этом документы. Однако со стороны церковной иерархии эти проявления свободомыслия не всегда встречали понимание, имела место идеализация ведущими архиереями государственно-церковных отношений в СССР.
Возрождение Русской Православной Церкви является неотъемлемой составной частью политических, экономических, социокультурных и правовых процессов 90-х годов в российском обществе. Первым законодательным актом, отразившим перемены в государственно-конфессиональных отношениях в начале 1990-х годов, стал принятый 1 октября 1990 Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях". Для РПЦ он означал расширение ее прав и ограничение возможности государственного контроля за ее деятельностью.
Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством. Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Церковь в России отделена от государства, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной, а все религиозные объединения равны перед законом. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. это означает, что государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления. В свою очередь, религиозные объединения не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании государственных органов, выполнять их функции, участвовать в выборах, оказывать помощь политическим партиям. В то же время церковь не может остаться в стороне от общественной жизни.
В условиях коренных изменений всей системы социально-экономических и политических отношений в российском обществе РПЦ в выступлениях Патриарха Алексия 2, решениях Священного Синода, определениях Архиерейских соборов 1992, 1994 и 1997 годов формулировала свои позиции по вопросам своих отношений с государством по проблемам современного российского общества. Вместе с тем для разработки всеобъемлющей концепции Русской Православной Церкви по проблемам церковно-государственных отношений и современного общества в целом Священным Синодом была создана специальная группа во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
Этим комитетом был разработан документ "Основы социальной концепции Русской Православной церкви", который был принят в 2000 году на Архиерейском Соборе. По своему предназначению он аналогичен социальной доктрине Ватикана.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2012.
2. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010 г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2012.
3. Алексеев А.В. К вопросу о положении Православной Церкви в Российском государстве к началу XX века // История государства и права. - 2008. - N 3. - С. 18 - 20.
4. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 537 с.
5. Белкин А.И. К вопросу о причинах церковной реформы Петра I (методологический аспект) // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2010. - № 2. - С. 64 - 72.
6. Васильев И.А. Государственная духовная служба в Российской империи: к постановке проблемы // История государства и права. - 2009. - N 10. - С. 27 - 28.
7. Васильев Л.С. История религий. - М.: КДУ, 2008. - 791 с.
8. Вовченко Б.В. Церковь и государство в социальной концепции русской православной церкви // Государственное управление. Электронный вестник. - 2010. - № 23. - С. 2.
9. Галанов М.М. Император Павел I и проблема объединения православной и католической церквей (к постановке вопроса) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 38. - С. 96 - 100.
10. Гаранова Е.П. Правовой режим церковного имущества: межсистемные коллизии канонического и светского права (1917 - 1929 гг.) // История государства и права. - 2007. - N 20. - С. 19 - 21.
11. Гераськин Ю.В. Из истории хрущевского наступления на русскую православную церковь // Новый исторический вестник. - 2009. - № 19. - С. 71 - 79.
12. Говорова И.В. Власть и церковь в начале 20-х годов XX столетия // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). - 2006. - № 3. - С. 99 - 103.
13. Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России // Адвокат. - 2007. - N 9. - С. 79 - 89.
14. Дворникова О.А. Религия и закон: проблемы взаимодействия // Журнал российского права. - 2009. - N 7. - С. 45 - 58.
15. Долбнин В.Г. Дипломатические отношения между Петром I и Ватиканом // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - 2010. - № 4. - С. 206 - 216.
16. Донцев С.П. Русская православная церковь и государство в политической системе современной России // Право и политика. - 2007. - N 6. - С. 21 - 24.
17. Дорская А.А. Разработка Указа от 17 апреля 1905 г. "Об укреплении начал веротерпимости" и реакции на него российского общества // Материалы научной конференции "Православие в истории России. Прошлое и современность". - СПб., 1999. - С. 131 - 148.
18. Жильцов С.В. Смертная казнь в истории России. - М.: Зерцало-М, 2001. - 464 с.
19. Заварюхин В.Ю., Заварюхина Е.В. Законодательные реформы Петра I // Вестник Чувашского университета. - 2010. - № 2. - С. 17 - 20.
20. Нечаева М.Ю. Церковь в модернизирующемся обществе России XVIII - начала XX в. // Уральский исторический вестник. - №№ 5 - 6. - С. 260 - 286.
21. Иванов И.А. Церковная политика Российского государства в XVIII веке: предпосылки и реализация (историко-правовой аспект) // История государства и права. - 2008. - N 13. - С. 17 - 19.
22. Иванова М.А. Закрытие церквей и монастырей в псковской губернии в 1917-1927 гг. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. - 2007. - № 26. - С. 144 - 146.
23. Иванченко С.В. Русская православная церковь как элемент государственного механизма Российской империи // История государства и права. - 2010. - N 13. - С. 35 - 37.
24. Карпенкова Т.В. "За други своя": русская православная церковь и Великая отечественная война // Вестник Екатерининского института. - 2010. - № 1. - С. 51 - 53.
25. Карташев А.В. Церковь. История. Россия. - М.: Пробел, 1996. - 301 с.
26. Касаткин П.И. Русская православная церковь на постсоветском пространстве // Региональные исследования. - 2010. -№ 2. - С. 57 - 68.
27. Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и Советское государство (1917 - 1922). - М.: Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2005. - 439 с.
28. Коробова Е.Г. Правовой статус Русской православной церкви в первые годы советской власти // Общество и право. - 2008. - N 2. - С. 36 - 40.
29. Костюк К.Н. Русская Православная Церковь в гражданском обществе. - М.: Политиздат, 1999. - 720 с.
30. Михайлова Н.В., Шингарева Н.В. Разработка и реализация законодательства о веротерпимости и свободе совести во второй половине XIX века - феврале 1917 года. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 68 с.
31. Морозова Е.Н. Государственная власть, русская православная церковь и общество в годы Великой отечественной войны // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2005. - № 2. - С. 48 - 55.
32. Наумова Н.И. Православная церковь в условиях белогвардейских режимов // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - № 288. - С. 159 - 164.
33. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. проф. Ю.А. Дмитриева. - М.: Юстицинформ, 2007. - 616 с.
34. Носкова Т.Ю. Взаимоотношения между государством и церковью на современном этапе развития российского общества // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - 2004. - № 137. - С. 115 - 119.
35. Отец Олег Роль Русской православной церкви в формировании гражданского общества // Культура: управление, экономика, право. - 2007. - N 1. - С. 27 - 28.
36. Пайпс Р. Русская революция: В 3-х книгах. Книга 3. Россия под большевиками. 1918 - 1924. - М.: Захаров, 2005. - 704 с.
37. Панкратов И.Е. Церковь и государство в социальной доктрине русской православной церкви // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: История. - 2002. - № 1. - С. 147 - 150.
38. Пашенцев Д.А. Церковь и государство в истории России (рецензия на научную статью Сорокиной Ю.В. "Особенности русского религиозно-правового сознания и его влияние на взаимоотношения общества и государства (к вопросу истории взаимоотношений церкви и государства)") // История государства и права. - 2009. - N 24. - С. 4 - 5.
39. Погребская А.А. Об использовании церквей Ленинграда, закрытых в 1930-е годы // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2010. - № 2. - С. 317 - 326.
40. Салтыкова С.А. Реализация православного идеала "симфонии" церкви и царства: византийская и русская исторические формы церковно-государственных отношений // История государства и права. - 2009. - N 20. - С. 13 - 16.
41. Сафонов А.А. Вероисповедные законопроекты правительства и позиция Святейшего Синода Русской православной церкви: перспективы реализации свободы совести в законодательстве Российской империи в начале XX в. // История государства и права. - 2009. - N 20. - С. 13 - 16; 2009. - N 22. - С. 33 - 37.
42. Смолич И.К. История Русской церкви. 1700 - 1917. В двух частях. Часть 1. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 785 с.
43. Сорокина Ю.В. Особенности русского религиозно-правового сознания и его влияние на взаимоотношения общества и государства (к вопросу истории взаимоотношений Церкви и государства) // История осударства и права. - 2009. - N 12. - С. 5 - 9; - N 13. - С. 7 - 12.
44. Сосковец Л.И. Религия и церковь в постсоветское время: тенденции и противоречия // Известия Томского политехнического университета. - 2003. - № 5. - С. 129 - 132.
45. Софронов В.Ю. Государство и церковь в борьбе с церковным расколом (конец XVII - начало XX в.в.) // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 301. - С. 65 - 68.
46. Федотов А.А. Русская православная церковь и религиозная интеллигенция в 1970-х - начале 1990-х гг. // Интеллигенция и мир. - 2010. - № 3. - С. 83 - 92.
47. Филатов Л., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. - 2005. - N 6. - С. 35 - 45.
48. Шингарева Н.В. Роль МВД Российской империи в разработке законопроектов по вопросам веротерпимости и свободы совести в начале XX века // Традиции и инновации в постижении истории государства и права: Научное издание / Н.В. Михайлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. - С. 820 - 827.
49. Шкаровский М. Искренний привет от Сталина. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда // Родина. - 2003. - № 1. - С. 146 - 150.
50. Якунин В.М. Укрепление положения Русской православной церкви и структура ее управления в 1941-1945 годы // Отечественная история. - 2003. - № 4. - С. 83 - 92.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.