На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Кризис среднего возраста. Особенности и основные черты.

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 25.02.2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………… 2

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ
КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ …………………………………….5

1.1. Основные черты кризиса середины жизни……………………………… 5
1.2. Факторы, влияющие на кризис среднего возраста …………………… 10
1.3. Смысл середины жизни: подведение итогов как
основа выхода из кризиса……………………………………………… 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ
В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ ………………………………….. 21

2.1. Организация исследования …………………………………. 21
2.2. Проведение исследования …………………………………. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. 35





ВВЕДЕНИЕ
Сегодня жизнь в мире и, конечно, в России отличается высоким напряжением, что способствует возникновению психологического кризиса — психического состояния, вызванного невозможностью решения проблемы, затрагивающей жизнь в целом
В настоящее время существует много психологических теорий (З. Фрейд, Л. Выготский, Э. Эриксон, Л Божович и т.д.), авторы которых утверждают, что полноценно функционирующая личность формируется путем прохождения некоторых стадий в своем развитии. И каждая стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни человека, который возникает при переходе на следующую стадию психосоциального развития. Форма, длительность и острота кризиса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.
При чем часть авторов (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец) видят в кризисах негативное, девиантное проявление. Считают, что нормальное развитие человека вполне возможно без прохождения кризисов.
Однако ряд авторов считают кризисы необходимым и обязательным условием для дальнейшего развития человека. Так Э. Эриксон пишет "кризис означает не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник силы...".
Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивные и негативные компоненты. Так, если человеку не удается разрешить кризис, то это наносит вред личности и появляются негативные качества, например (по Эриксону) - базальное недоверие или чувство вины. Если человек разрешает кризисную ситуацию (благоприятно ее преодолевает), то он приобретает нечто новое, то, чего не было на предыдущих стадиях (базальное доверие или инициативность), становиться более зрелой и адаптивной личностью.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в основном хорошо исследованы детские и подростковые кризисы, а кризисы зрелых периодов жизни и старости значительно менее изучены. А ведь именно к середине жизни люди достигают определенного общественного положения, власти, получают возможность распоряжаться другими людьми.
Кризис середины жизни, часто описываемый как кризис идентичности, инициирует глубокие размышления относительно своего существования в мире, своего места в нём, собственных возможностей и способов преодоления различных жизненных ситуаций. Несмотря на актуальность и практическую значимость данных о разрешении личностью кризисных ситуаций в контексте её отношения к экзистенциальным данностям, эта проблема еще недостаточно изучена в современной психологической науке.
Гипотезами проведенного исследования являлось предположение о том, что:
1) преодоление кризисных ситуаций в середине жизни имеет свои особенности у мужчин и женщин;
2) преодоление кризиса середины жизни взаимосвязано с состоянием эмоциональной сферы.
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, как Ассаджиоли Р., Божович Л., Василюк Е.Ф., Гришина Н.В., Ларичев В.П., Кон И.С, Рубинштейн С., Франкл В., Ялом и др.
Методологическую базу исследования представляют следующие методики:
1) методика «Ценностные ориентации» Рокича;
2) Тест «Рука» Вагнера
3) Методика В.В.Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания».
Цель работы - рассмотреть и проанализировать психологические особенности кризиса среднего возраста.
Задачи данного исследования:
1) охарактеризовать основные черты кризиса середины жизни;
2) выявить факторы, влияющие на кризис среднего возраста;
3) рассмотреть смыслосодержащие аспекты выхода из кризиса середины жизни;
4) провести практическое исследование, диагностирующее особенности протекания кризиса середины жизни.
Предметом данного исследования являются психологические особенности кризиса среднего возраста.
Объект исследования - личность в возрасте 39-50 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что психологу-консультанту для того, чтобы эффективно работать с кризисом, необходимо знать и учитывать его особенности, например, кризис середины жизни и др. На практике была выявлена мало изученная особенность психологического кризиса: психологический кризис имеет выраженный гендерный аспект, то есть его переживание различается у мужчин и женщин. Знание этой особенности может быть полезным в процессе консультирования человека в кризисе середины жизни.




Глава 1. Особенности переживания личностью
кризиса середины жизни

1.1. Основные черты кризиса середины жизни

Известно, что во взрослом возрасте поворотные моменты возникают несколько реже; ..............


Заключение
Таким образом, в середине жизненного пути человек проходит сложный, переломный этап, в течение которого ему предстоит серьезная внутренняя работа, переосмысление жизненных позиций, коррекция сложившегося отношения к миру и самому себе.
Самым типичным признаком нереализованности является так называемый кризис середины жизни, относимый разными авторами к возрасту в интервале от 35 до 45 лет. Его особенностью оказывается то, что он исподволь формируется у социально и психологически благополучных людей, которые начинают совершать поступки абсолютно неожиданные не только для окружающих, но и для самих себя. Нарастающий у них в душе психологический дискомфорт долгое время не имеет логического основания: в субъективном плане по отдельности все хорошо, а в целом как-то плохо. Неочевидность причины эмоционального дискомфорта делает невозможной целенаправленную борьбу с ней и в конце концов приводит к неординарным последствиям: алкоголизация, супружеские измены, уход из семьи, смена профессии, самоубийство. Частным признаком жизненного кризиса служит формирующаяся готовность к усвоению религиозной картины мира. Как следует из социологических опросов, среди городских жителей старше 42 лет увеличивается доля тех, кто склонен причислять себя к людям верующим.
В ходе проведенных теоретического и практического исследований подтвердились выдвинутые гипотезы о том, что преодоление кризисных ситуаций в середине жизни имеет свои особенности у мужчин и женщин; преодоление кризиса середины жизни взаимосвязано с состоянием эмоциональной сферы.
Некоторые люди нуждаются в помощи для преодоления критической ситуации. Но, практически всем необходимы знания об этом возрасте и сопутствующем ему кризисе. Очень важно, чтобы человек понимал, что с ним происходит и какие ему предоставлены возможности для дальнейшего развития. Как говорит восточная мудрость: тот, кто не способен оценить всех достоинств своего возраста, обречен испытывать все его недостатки.


Литература:
1. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал . - 1994. - № 4.

2. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. - М.: МГУ, 1980.

3. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. - 1995. - № 3.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984

5. Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. - 1995. - № 5.

6. Ветингтон Э. Кризис или только стресс? СПб., 1999.

7. Вундт В. Психология душевных явлений // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984.

8. Грот Н. Психология чувствований // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984.

9. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.

10. Кожина Е. Проблемы середины жизни. СПб.: Невский проспект, 2001.

11. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984.

12. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964.

13. Леонтьев А. Н. Мотивы , эмоции и личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер , А. А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982.

14. Лободин В. Т. Самоанализ и познание внутреннего мира. - СПб.: ИК Компл - т, 1996.

15. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер , А. А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982.

16. Психологические проблемы самореализации личности. Сборник. Под ред.: А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой. СПб., 1997.

17. Сабунаева М.Л. Особенности переживания психологического кризиса мужчинами и женщинами. Сб.: Российские женщины и европейская культура Сост. И отв. Ред.: Г.А. Тишкин. СПб., 2001.

18. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. Перри Г. Как справиться с кризисом. Брум А., Джеллико Х. Как жить с вашей болью.- М.: Педагогика - Пресс, 1995.

19. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер , А. А. Пузырея . - М.: МГУ, 1982.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура. - М.: Юристъ, 1995.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.