На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности фонематического восприятия у первоклассников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 25.2.2013. Сдан: 2012. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...………………..…………3
Глава 1. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. …………………………8
1.1. Формирование речевой функции в онтогенезе………….......…….…....8
1.2. Стадии развития фонематического восприятия…………......…...……11
1.3. Научный подход к проблеме воспитания правильной речи у детей……………………………………………………………………………....18
1.4 Значение фонематического восприятия для усвоения звуковой стороны речи……………………………………………..……………...……….26
Выводы по первой главе…………………………………………..…...………..30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………...33
2.1. Описание программы эксперимента……………………………………33
2.2. Количественная и качественная характеристика результатов констатирующего эксперимента…….………………………………………….37
Выводы по второй главе………………………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Цель данной работы привлечь внимание к недостаткам речи у младших школьников, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.
К сожалению, в течение последних лет наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.
В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Примеры таких ошибок:
1) пропуск гласных и согласных букв (день — «днь», между — «межу»);
2) перестановка букв, лишние буквы (лужа — «нулжа»);
3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке — «дожке», тишина — «тишинына»);
В последние годы внимание специалистов-психологов и педагогов привлечено к росту числа неготовых к школе детей, чьи школьные проблемы связаны с недостаточной сформированностью речевой системы и снижением качества речемыслительных процессов. Речевой дефект, таким образом, препятствует не только выражению ребенком своих мыслей, чувств и эмоций, но и усвоению знаний об окружающем мире, установлению эффективных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих низкий уровень развития речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические группы, основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в логопедических группах детского сада осуществляется реализация специальных программ.
Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников, в частности – нарушений звукопроизношения, с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. По мнению Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Г.А.Волковой и других авторов, в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.
В связи с этим можно рекомендовать учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Возможно, это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление. А чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке и не набивала «оскомину» у детей, можно проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра — это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению фиксированности ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. С.Л.Рубинштейн пишет: «Слуховые восприятия ребёнка являются следствием ранее выработанных условных связей: ребёнок приучается различать и синтезировать звуки речи, музыки и т.д. Ухо ребёнка — это не лента магнитофона, записывающая все звуки подряд. Заостряя мысль, можно сказать, что ребёнок слышит не ухом, а височной областью коры мозга, и то, что он слышит, зависит от качества условных связей, сформировавшихся до данного момента в этой височной области коры» [38,c. 99]
Целью данной курсовой работы является теоретическое и экспериментальное обоснование и описание методик, которые выявляют особенности фонематического восприятия у детей.


Задачи:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме.
2. Экспериментальное изучение особенностей фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 7 лет.
3. Анализ полученных результатов. Проанализировать полученные в ходе исследования данные;
4. Разработать методические рекомендации для учителей по развитию фонематического слуха.
Объект исследования: фонематическое восприятие.
Предмет исследования: особенности фонематического восприятия.
Гипотеза: Предположим, что у первоклассников с ОНР 3 уровня слабо сформирован навык фонематического анализа слова.
Организация исследования: поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (июль- август 2010 г.) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования.
II этап (август 2010 г.) был нацелен на разработку диагностической методики.
III этап (сентябрь 2011 г.) предусматривал проведение экспериментального исследования.
IV этап (декабрь 2011 г.- январь 2012г.) включал описание эксперимента, анализ его результатов, разработку рекомендаций, формулировку выводов по исследованию.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие группы методов: теоретические - системный анализ и синтез психолого-педагогической и логопедической литературы; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент, а также метод анализа и интерпретации полученных данных.
База исследования - школа №7 г. Рубцовска. В исследовании принимали участие 14 человек из 1-в класса.
Теоретико-методологической основой исследования являются представления о развитии фонематических функций в онтогенезе. Ими занимались такие исследователи как В.К. Орфинская [1946], Н.Х. Швачкин [1948], Р.Е. Левина [1968], В.И. Бельтюков [1964, 1977], и другие.............


Список использованной литературы

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.
2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.
3. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.
4. Волкова Г А Методика психолого логопед. обследования детей с нарушениями речи..Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
6. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
7. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120
8. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. С.213-227.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 .
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990.
12. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31
13. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"Изд-во "Педагогика", М., 1978 г. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22
14. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56
15. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
16. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР ("Осень", "Зима", "Весна", "Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна"). М.: Гном и Д, 2000-2001.
17. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: Гном и Д, 2001.
18. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.
19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю.,
20. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
21. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003.
22. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.8-13
23. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: "Паритет", 2003.
24. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
25. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
26. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. - М.: 1999.
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999.
28. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003.
29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
30. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
31. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44
32. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367с.
33. Преодоление общего недо


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.