На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Отношения, возникающие в рыночной экономике в связи с необходимостью независимого аудита. Понятие аудит, его цели, задачи, классификация. Значение аудита в современных условиях. Взаимосвязь категорий аудит и понятие ответственности, аудит и демократия

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДНИЕ
1. СУЩНОСТЬ АУДИТА
1.1. Понятие и цели аудита
1.2. Классификация и задачи аудита
2. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Аудит и понятие ответственности
2.2. Аудит и демократия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДНИЕ
В современной экономике понятие «аудит» которое используется часто и разнообразно. И если к финансовому аудиту мы привыкли, то теперь, когда мы слышим об экологическом аудите, аудировании ценностей, аудите качества управления, сообщения о необходимости аудита интеллектуальной собственности, аудирования медицинского обслуживания, и даже как новость последнего времени - о пожарном аудите - у нас возникает недоумение: в какой категории теперь должен рассматриваться аудит.
Если рассматривать поверхностно различия между названными подходами к аудиту, то определяется некоторая технологическая последовательность. Можно утверждать, что при разнообразии контрольных методов в ревизии достоверности разных процессов и знаний они только условно связаны с концепцией традиционного аудита, а наглядная полезность трансформирования подходов аудирования может вызывать сомнения. Однако стоит признаться, что традиционные методы - «оценка», «проверка правильности действия», «достоверность» отчетности (в самом широком смысле этого слова, а не только финансовом) - могут проектироваться на различные экономические и социальные процессы. В чем кроется первопричина этого явления?
Ответ на этот вопрос надо искать исходя из рациональности самого явления аудита, базирующегося на независимости суждений и требовании достоверности. Именно этой рациональностью определяется значение роли аудита в широком общественном значении. В развитии видов аудита зачастую использование традиционных контрольных подходов имеет меньшее значение, чем сама идея.
Аудит в специфической манере помогает решать существующие управленческие, социальные проблемы бизнеса, становясь универсальным методом. При большом разнообразии и сложности этих проблем аудит оправдывает традиционные надежды контроля и управления, ревизуя разнообразные функции предприятия не только соответственно логике организаторского контроля в режиме реального времени проверки, но и реализует учредительный принцип контрольного общества, иллюстрируя и прогнозируя некоторые вневременные явления как «потери» и «мотивы», давая рекомендации.
Указанные обстоятельства определяют актуальность изучения аудита и его задач в рыночной экономике.
Цель настоящей работы - понять роль и задачи аудита в современных условиях.
Объект исследования - отношения, возникающие в рыночной экономике в связи с необходимостью независимого аудита.
Предмет исследования - предпосылки и задачи аудита в рыночной экономике.
Исходя из целей, в работе решены следующие задачи:
- дано определение понятия «аудит», обозначены его цели и задачи;
- описана классификация аудита;
- выявлено значение аудита в современных условиях;
- рассмотрена взаимосвязь категорий аудит и понятие ответственности, аудит и демократия.
Теоретико-методологической базой исследования послужили законодательство Российской Федерации, учебная и методическая литература, материалы периодической печати по заданной проблематике.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. СУЩНОСТЬ АУДИТА
1.1. Понятие и цели аудита
Историческая смысловая нагрузка слова «аудит», определенная латинским «audire» - «слышать, слушать». Словарь современных экономических терминов / Райзберг Б.А. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - С.44
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (ад-министрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его де-ятельность (собственники, акционеры, инвесторы).
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следу-ющими обстоятельствами:
1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвестора-ми, кредиторами);
2. зависимость последствий принимаемых решений (а они мо-гут быть весьма значительными) от качества информации;
3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества. Аудит: учебное пособие для вузов / Е.В. Виноградов, И.А. Матвейчук. - М.: Академ. Проект, 2006. - С.59
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответству-ющую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказа-ния такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации и другие бухгалтерские и консультационные (юридические, налоговые) услуги.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффек-тивность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению ком-мерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отноше-ний должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Досто-верность информации подтверждается независимым аудитором.
Правильные данные нужны не только непосредственным инве-сторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить креди-торскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Прави-тельство заинтересовано в информации, необходимой для разра-ботки экономической политики, включая налоговые меры.
Таким образом, значение аудита определяется следующими факторами:
- аудит дает возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;
- упрощение процедуры привлечения нового партнера благода-ря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании;
- упрощение процедуры получения финансовой помощи благо-даря представлению заверенных аудитором документов о финан-совом положении компании;
- упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;
- возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнерами. Булгакова Л. О понятиях «аудит» и «аудиторская деятельность» // Право и экономика. - 2008. - №. 4. - С. 60
Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельно-сти № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бух-галтерской) отчетности».
Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как меж-дународных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.
Законодательство определяет, что «аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей». П.1 ст.1 Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // ИСС «КонсультантПлюс» (электронная версия)
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными в ней пользователями, в том числе руковод-ством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работника-ми и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искаже-ниям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтер-ской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возмож-ной пристрастности ее составителей;
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как пра-вило, не может быть самостоятельно оценена большинством за-интересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтер-ской отчетности экономических субъектов. Аудит: учебное пособие для вузов / Е.В. Виноградов, И.А. Матвейчук. - М.: Академ. Проект, 2006. - С. 69
Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Россий-ской Федерации не подменяет государственного контроля досто-верности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществля-емого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установлен-ным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квали-фикационный аттестат аудитора.
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эф-фективности системы управления предприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудитор-ские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.
В табл. 1. дана примерная характеристика аудиторской дея-тельности.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавлива-ется точность отражения в них финансового положения и резуль-татов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтер-ского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.
Таблица 1.
Характеристика аудиторской деятельности Основы аудита: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарева - М.: Флинта, 2008. - С. 61
Содержание аудиторской деятельности
Аудит
Сопутствующие аудиторские услуги

Другие виды проверок
Другие
сопутствующие
работы
Цель оказания услуг
Выражение мнения
о достоверности
отчетности
Обзор допущенных предприятием нарушений.
В зависимости от вида сопутствующих услуг
Степень выборки
До 100% с учетом
величины (уровня)
существенности
В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком.
Не установлена
Доказатель-ства типичных нарушений
Аудиторские доказательства на все нарушения
Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация.
--
Доказатель-ства отдельных нарушений
Аудиторские доказательства
Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства
--
Уровень
гарантии
достоверности
отчетности
Больший уровень гарантии
Меньший уровень гарантии
--
Формы отчета
Аудиторское заключение аудиторской организации (фирмы)
Отчет аудиторской фирмы (аудитора)
Отчет аудиторской фирмы (аудитора)
Виды аудиторской деятельности
Аудиторская проверка
Выборочная проверка отдельных сторон деятельности;
тематическая проверка;
комплексная проверка
Другие услуги, разрешенные действующим законода-тельством
Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законода-тельства и составление аудиторского заключения по этому вопро-су выполняет независимый аудитор.
Независимость аудитора определяется:
- свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;
- договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо го-сударственных органов;
- возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского за-ключения до устранения отмеченных недостатков;
- невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные от-ношения по поводу аудиторской деятельности;
- запрещением аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством. Федоренко И. В. Методика и технология аудита // Бухгалтерский учет. - 2007. - №. 14. - С. 74
Цель аудита определена как Международным стандартом ауди-та МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандар-том) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Цель аудиторской деятельности - конкретная задача, на ре-шение которой направлена деятельность аудитора; она определя-ется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами ауди-тора и клиента.
Целью собственно аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор вы-ражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверен-ности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмат-риваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности при-меняется ко всему процессу аудита.
Основная цель аудита финансовых отчетов - объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в от-четности активов, обязательств, собственных средств и фи-нансовых результатов деятельности предприятия за опреде-ленный период, проверка соответствия принятой на предпри-ятии учетной политики действующему законодательству и нормативным актам.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет квалифицированному пользователю информации отчетности де-лать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемых организаций и принимать соответствующие обоснованные решения.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использова-ния финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов дея-тельности, доходов и расходов.
В процессе подготовки аудиторского заключения прове-ряется:
- соблюдение принятой на предприятии учетной политики от-ражения хозяйственных операций и оценки имущества;
- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным пе-риодам;
- разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений;
- обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета на первое число каж-дого месяца.
Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен решать ряд задач и составить мнение по следу-ющим вопросам:
1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчет-ность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не со-держит ли противоречивой информации;
2) обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;
3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие сум-мы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании;
4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;
5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;
6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;
7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных опера-ций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли ито-говые суммы данным, приведенным в Главной книге;
8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчет-ность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним. Российский аудит // Эксперт. - 2005. - №. 34. - С. 128-129
Для реализации этих целей аудитор может использовать раз-личные способы накопления необходимой информации.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
- проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетно-сти, законности хозяйственных операций;
- помощь в организации бухгалтерского учета;
- помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
- консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
- экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
- консультирование по широкому кругу финансовых и право-вых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и эко-логическое консультирование и др.;
- разработка учредительных документов и др.;
- предоставление информации о будущих партнерах;
- информационное обслуживание клиентов;
- другие услуги. Голубева Н.А. Природа аудита // Международный бухгалтерский учет. - 2007. - № 4. - С.16
Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинно-сти и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета. Роль оценочной функции - интерпретации фактов, подтверж-дающих выводы составителя финансового отчета, и оценки выводов - сильно возросла в последние два десятилетия. Отчасти это явилось следствием успешного совершенствования адми-нистрацией своих структур внутреннего контроля, что обеспе-чивает получение технически достоверной информации. Ауди-торы часто считают более целесообразным проверить систему внутреннего контроля, чтобы получить свидетельства эффективности ее организации и работы, нежели подвергать провер-кам информацию, выданную этой системой учета. Еще одной причиной смещения акцентов в аудите является количествен-ный рост сложных сделок, сделок нового типа и необходимости оценивать способ их отражения в отчетности администрацией. Указанные две функции не являются исчерпывающими, по-скольку аудиторы выполняют также консультационную, инфор-мационную и другие функции.

1.2. Классификация и задачи аудита
Аудит классифицируется по различным признакам. Основные виды аудита представлены в табл. 2.
Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства.
Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и про-верка информационных систем предприятия. Объекты внутрен-него аудита могут быть различными в зависимости от особенно-стей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и незави-симым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Таблица 2.
Виды аудита

п.п.
Критерии
Виды
1
По отношению к пользователям информации
- Внешний
- Внутренний
2
По отношению к требо-ваниям законодатель-ства
- Обязательный
- Инициативный
3
По объектам аудита
- Банковский
- Аудит страховых организаций
- Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов
- Общий
- Государственный
4
По назначению
- Аудит финансовой отчетности
- Налоговый
- Аудит на соответствие требованиям
- Ценовой
- Управленческий (производственный) аудит
- Аудит хозяйственной деятельности
- Специальный (экологический, операционный и др.)
5
По времени осущест-вления
- Первоначальный
- Согласованный (повторяющийся)
- Оперативный
6
По характеру проверки
- Подтверждающий
- Системно-ориентированный
- Аудит, базирующийся на риске
Внутренний аудит - организованная на экономическом субъек-те в интересах его собственников и регламентированная его внут-ренними документами система контроля над соблюдением уста-новленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит один из способов контроля за эффек-тивностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполне-нию обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занима-ется повседневным контролем деятельности организации и низ-ших управленческих структур. Внутренний аудит дает информа-цию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определя-ются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:
- содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
- объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
- сложившейся системы управления экономического субъекта;
- состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономи-ческого субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлека-емые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:
- проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
- проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентифика-ции, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдель-ных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
- проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
- проверка деятельности различных звеньев управления;
- оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изу-чение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
- проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
- работа над специальными проектами и контроль за отдельны-ми элементами структуры внутреннего контроля;
- оценка используемого экономическим субъектом програм-много обеспечения;
- специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
- разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффек-тивности управления. Аудит: учебное пособие для вузов / Е.В. Виноградов, И.А. Матвейчук. - М.: Академ. Проект, 2006. - С. 113
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достовер-ность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевремен-но осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству.
Внутренний аудитор выполняет следующие функции:
- проверка систем контроля в целях выработки политики ком-пании в рамках законодательства;
- оценка экономичности и эффективности операций компании;
- проверка уровней достижений программных целей;
- подтверждение точности информации, используемой руко-водством при принятии решений.
Задачи внутреннего аудита определяются руководством исхо-дя из потребностей управления как подразделениями предприя-тия, так и предприятием в целом.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
3) анализ эффективности функционирования системы внут-реннего контроля и обработки информации;
4) оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.
Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внут-ренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными неза-висимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы - разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.
Основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита представлены в приложении.
По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе при-гласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономи-ческого субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и мас-штабы такого аудита определяет заказчик.
Обязательный аудит регламентируется государством. Обяза-тельный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации - это ежегодная обязательная аудитор-ская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1. организация имеет организационно-правовую форму от-крытого акционерного общества;
2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Россий-ской Федерации обязательные отчисления, производимые фи-зическими и юридическим лицами, фондом, источниками обра-зования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3. объем выручки организации или индивидуального пред-принимателя от реализации продукции (выполнения работ, ока-зания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодатель-ством Российской Федерации МРОТ;
4. организация является государственным унитарным предпри-ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для му-ниципальных унитарных предприятий законом субъекта Россий-ской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федераль-ным законом. П. 1 Ст.7 Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // ИСС «КонсультантПлюс» (электронная версия)
Обязательный аудит проводится только аудиторскими органи-зациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государствен-ной собственности или собственности субъекта Российской Фе-дерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказа-ния аудиторских услуг должно осуществляться по итогам прове-дения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации. Там же. - П.2 Ст. 7
По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит стра-ховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) аудитором не-обходимо иметь соответствующие аттестаты. Термин «государ-ственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако в Счетной палате Российской Федерации существуют должности аудитора.
В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.
Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку о-четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгал-терского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Резуль-таты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налого-вой политики.
Аудит на соответствие требованиям - это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осу-ществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.
Ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).
Управленческий (производственный) аудит - это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производи-тельности, рациональности использования средств, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.