На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 15.03.2013. Страниц: 67+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Проблема развития памяти в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2. Возрастные особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у дошкольников 13
1.3. Условия и приёмы, способствующие развитию памяти дошкольников 22

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Организация исследования и методики диагностики памяти у детей дошкольного возраста 30
2.2. Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста 34
2.3. Коррекционная программа, направленная на развитие непроизвольной и произвольной памяти дошкольников 37
2.4. Анализ результатов исследования 51
2.5. Психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов по развитию памяти дошкольников 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

БИБЛИОГРАФИЯ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 70


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж.
Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.
В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем. Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то дошкольнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее. Единственный выход из создавшейся ситуации – хорошее владение мнемическими приемами и тренировка памяти.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к воспроизведению. Память в этом возрасте становится доминирующей психической функцией, которой подчиняются остальные. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее, результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал, так что широкое использование наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.
Общеизвестно, что высокая продуктивность запоминания наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности. Поэтому лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений - например, в проблемном обучении. Менее успешно дети запоминают материал, данный им в готовом виде.
Для современной детской психологии очень важную роль играет изучение процессов произвольной и непроизвольной памяти, так как именно с помощью данных видов памяти дети могут успешно обучаться в школе и более полно познавать окружающий мир.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, Т.Б.Никитина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков и многие другие.
Проблемой соотношения непроизвольной и произвольной памяти, занимались такие психологи, как: Л.С. Выготский, Н.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Е.В. Гордон и др.
Как показывают материалы многочисленных исследований отечественных психологов и педагогов, развитие произвольной памяти детей в онтогенезе проходит ряд этапов, суть которых заключается в овладении детьми мнемическими приемами, которые облегчают процесс запоминания.
Обучение этим приемам требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа: формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий и формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.
Таким образом, значение непроизвольного и произвольного запоминания в генезисе психических функций, а в конечном итоге, в овладении ребенком мнемическими приемами определило актуальность проблемы и необходимость выявления условий, обеспечивающих развитие процессов непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста.
Противоречие избранной нами проблемы исследования заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и не всегда взрослые педагогически грамотно помогают этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. Решение данного противоречия и является целью нашей работы.
Исходя из актуальности, мы избрали тему исследования: «Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста».
Объект исследования - дошкольники 4-7 лет.
Предмет исследования – изучение механизмов произвольной и непроизвольной памяти.
Гипотеза исследования: развитие непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста будет эффективным при условии организации совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, направленной на умение применять мнемические приемы для успешного запоминания.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме развития непроизвольной и произвольной памяти у дошкольников.
2. Изучить возрастные особенности развития произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников 4-7 лет.
3. Составить программу индивидуальных коррекционных занятий по развитию непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста.
4. Провести сравнительный анализ полученных данных в констатирующем и контрольном экспериментах.
5. Дать рекомендации родителям, воспитателям и учителям по развитию непроизвольной и произвольной памяти у детей.
Для решения поставленных задач мы использовали комплекс методов: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественно-качественная обработка результатов исследования.
Методологической основой исследования является деятельностный подход в психологии А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, А. Л. Венгер, теория Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и концепция развития памяти П.П. Блонского.
Нами в работе были использованы следующие понятия: память, запоминание, узнавание, воспроизведение, мнемические процессы, интерес, личность, осознание. Центральными из них являются:
• Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
• Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
• Мнемические процессы - специальные приемы, служащие для облегчения запоминания.
• Воспроизведение - актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.
• Осознание - это акт сознания, предмет которого - сама деятельность сознания. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими.
• Интерес - это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете.
База исследования: ДОУ № 1 г. Борисоглебска.
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап - поисково-теоретический. Изучалось современное состояние проблемы развития произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников, проводился анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме, разрабатывались исходные теоретические позиции, формулировались цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, определялись методы, подбирались методики исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный. Проводился констатирующий эксперимент, сопоставительный анализ состояния изучаемой проблемы в теории и на практике, разрабатывалась и апробировалась программа индивидуальных и коррекционных занятий по развитию непроизвольной и произвольной памяти у дошкольников на формирующем этапе эксперимента. Проводился контрольный эксперимент.
Третий этап - теоретико-обобщающий, включающий проверку гипотезы исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение и анализ результатов исследования, формулировку выводов по проблеме развития непроизвольной и произвольной памяти у дошкольников, систематизацию и оформление результатов исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обобщении материала по проблеме развития непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты экспериментального исследования позволяют разработать научно-обоснованные психолого-педагогические рекомендации по развитию непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста.
Достоверность результатов обеспечена разнообразием экспериментальных приемов, объемом проведенного исследования, количеством привлеченных к исследованию детей, а также качественным анализом полученных данных и их статистической обработкой.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения..........


БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. – СПб., 1994.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. – М.,1980.
3. Блонский П.П. Память и мышление. В кн. избр. псих. произвед. – М., 1964.
4. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова – М., 1967.
5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 1998.
6. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 1998.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – Т. 2. – М., 1982.
8. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. – Минск, 1998.
9. Житникова Л.Н. Учите детей запоминать. – М., 1978.
10. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.,1978.
11. Зинц Р. Обучение и память / Под ред. Б.А.Бенедиктова. – М., 1989.
12. Ипполитов Ф.В., Махлах Е.С. и др. Память и ее воспитание. – М., 1971.
13. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. – М., 1990.
14. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М., 1967.
15. Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978.
16. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М., 1981.
17. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. – М., 2000.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2004.
19. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. // Дошкольное воспитание.-1985.-№8.
20. Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., 1979.
21. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.
22. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 1981.
23. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М., 1981.
24. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 1998.
25. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. – М., 1974.
26. Лурия А.Р. Материалы к курсу лекций по общей психологии. Вып.3. Внимание и память. – М., 1975.
27. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1994.
28. Макселон Юзеф. Психология. – М., 1998.
29. Матюгин И.Ю., Чакабария Е.И. Зрительная память. – М., 1992.
30. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. – М., 1993.
31. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1975.
32. Немов Р.С. Психология. Кн.2: Психология образования. – М., 1999.
33. Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. – М., 1988.
34. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000.
35. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 1976.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
37. Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 1998.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 1. – М., 1989.
39. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М, 1966.
40. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 1998.
41. Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей. – М., 1976.
42. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб., 1998.
43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. – М., 1999.
44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. – М., 1994.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М., 1998.
46. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.
47. Чистякова М.Н. Психогимнастика. – М., 1990.
48. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. – М., 1990.
49. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М., 1979.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.