На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Профилактика девиантного поведения подростков (на материале Новосибирской области)

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.03.2013. Страниц: 72+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики
девиантного поведения 10
1.1. Сущность девиантного поведения подростков 10
1.2.Профилактика девиантного поведения - как теоретическая
проблема 19
1.3.Особенности профилактики девиантного поведения подростков 25
Глава 2. Социально - педагогические средства профилактики
девиантного поведения подростков 35
2.1. Характеристика девиантного поведения подростков
г.Новосибирска и Новосибирской области 35
2.2. Направления профилактики девиантного поведения 44
2.3. Роль диагностики в социально-педагогической профилактике 53
3аключение 61
Список использованных источников 68
Список использованных документов 72
Приложения 73
Приложение 1 73

Введение
Формирование новых экономических отношений в стране вызвало резкое изменение социальных ориентиров общества и в значительной мере усложнило процесс социализации молодежи. Существенная трудность социализации новых поколений - в неопределенности социокулътурных ситуаций, обуслов¬ленных изменением политических, экономических, социальных ориентиров го¬сударства состоит в том, что изменяется не только содержание ценностей, предлагаемых обществом молодежи, но и сам механизм их освоения.
Одновременное существование многих пластов ценностей, из которых ни один не представляет собой четко структурированной нормативной модели в переходные периоды государственных переустройств, затрудняет ситуацию социального выбора и принятия норм подрастающим поколением. Сложным является и решение другой важной возрастной задачи этого периода - задачи формирования жизненных планов, решение которой требует учета направлений и темпов изменения социальной реальности, а также высокой личной приспо-собляемости к ситуации неопределенности выбора.
Переход общества на иные социальные и ценностные ориентиры сопровождаются возникновением «социальных стрессоров», обусловленных ликвидацией определенных идеологических постулатов, политической и эко¬номической нестабильностью, отсутствием ощущения защищенности личности в обществе, резким сужением границ планируемого будущего.
Действия социальных стрессоров наиболее активно проявляются в подро¬стковой среде и, в конечном итоге, становятся одним из факторов формирова¬ния отклонении у подростка. Поэтому в настоящее время наблюдается ослабле¬ние у значительной части молодежи установки на образование, растет преступ¬ность несовершеннолетних, наркомания, алкоголизм, на фоне проявлений раз¬личных форм девиации усиливается кризис семейных отношений.
Выявление реальной картины подростковой девиации, определение тен¬денций и причин данного явления, обоснование и поиск путей предупреждения отклонений у детей и подростков является актуальной задачей психологии, со¬циологии и в том числе социальной педагогики, хотя решить её можно только комплексно, с привлечением различных научных направлений.
Итак, девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здо¬ровья, культуры, морали. Установлено, что общие объективные и субъектив¬ные условия определяют лишь возможность девиантного поведения. Огромное влияние на поступки человека оказывают его окружение - родители, семья, школа, группы сверстников как основные каналы социализации.
Так, например, по данным ГУВД Новосибирской области в последние два года уровень подростковой преступности в области несколько стабилизировал¬ся, однако в целом ситуация была и остается сложной и напряженной. Общий объем преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается самым вы¬соким в Сибирском регионе. По России Новосибирская область занимает 60 место из 89 регионов, рост преступности отмечается в каждом втором районе области. Следует отметить, что из всех доставленных в ОВД несовершеннолетних за совершение правонарушений девушки составляют более трети (38,4%). Подобная криминализация девочек-подростков достаточно существенно отличает ситуацию начала 2000 годов от периода 80-90-х.
Наркологическая ситуация среди детей и подростов стала более тяжелой, несмотря на снижение общего количества несовершеннолетних, состоящих на учете, происходящее за счет потребителей алкоголя и токсических веществ. Увеличилось общее число несовершеннолетних девочек, употребляющих наркотические вещества на 202% и составило 293 человека, что в дальнейшем отрицательным образом может отразиться на демографическом процессе в об¬ществе.
Прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом, конкретной социальной службой, социаль¬ным педагогом поиск форм, методов, технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на предупреждение от¬клонений, т.е. устранение условий, оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия подростков.
Именно поэтому на первый план выступает профилактика. Профилактика девиантного поведения подростков признается одной из основных проблем как на федеральном, так и региональном уровнях. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности социальных служб. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении подро¬стков, чем потом бороться с уже наступившими последствиями.
Проблема отклоняющегося поведения имеет длительную историю. Выде¬ляются различные подходы к сущности девиации: теория связи физических черт с преступными наклонностями (Ч.Ломброзо), определенного строения тела, наиболее встречающегося среди девиантов (Х.Шелдон), концепция зави¬симости формирования девиации от аномалии половых хромосом (Прайс, Уит-кин) дают биологическое объяснение. Этой проблеме посвящены труды ряда отечественных исследователей: (З.Х. Абазов, М.М.Бабаев, А.А. Габиани, Р.М. Готлиб, М.Б. Левин и др.). Эффекты отклоняющейся социализации изучены А.И.Ковалевой. Различные виды девиации среди несовершеннолетних рассмот¬рены в работах Я.И. Гилинского, С.И. Плаксия.
Важный блок в изучении молодежной проблематики представлен иссле¬довательской школой Института молодежи г.Москвы (И.М. Ильинским, В.Ф. Левичевой, Б.А. Ручкиным, А.И.Шендрик и др.).
Работы С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского внесли значитель¬ный вклад в разработку социологии молодежи в целом.
Психолого-социальное направление установки связи между девиантными поступками и психологическими процессами нашли отражение в работах (З.Фрейда, Э.Эрксона, Э.Фромма, Д.Мида).
Социально-педагогичекое ядро исследуемой проблемы отклонений соста¬вили работы (Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Б.Скиннера, Ч.Кули, Г.Хайма).
Сегодня огромное значение вопросы социального воспитания и профилак¬тики приобретают в связи с исследованиями по проблемам социальной педаго¬гики и социальной работы (В.Г. Бочарова, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, А.В. Мудрик, М.Л. Галогузова, М.В. Фирсов, Р.В. Овчарова, Е.И. Холостова и др.).
Сущность профилактики исследуется в контексте теории социальной ра¬боты; содержание, технологические аспекты, формы, методы (И.Г. Зайнышева, Р.В. Овчарова, М.В. Фирсов и др.).
На региональном уровне появляются самостоятельные разработки, посвященные проблеме девиантного отклонения: (Н.А. Склянова, Н.О. Герьянская, М.Ю. Щербакова, Л.И. Антерейкина, Е.А. Дума, Ж.Ю. Калашникова и др.).
Но, несмотря на большую теоретическую проработку вопросов девиант¬ного поведения, на существование разветвленной сети воспитательно-образовательных учреждений, занимающихся вопросами профилактики девиантных отклонений, отмечается недостаток научно-методической разработан¬ности, низкая эффективность профилактической работы с подростками как на федеральном, так и региональном уровнях. Чётко не определены механизмы быстрого и эффективного обеспечения гарантированного достижения целей, повышения эффективности профилактической работы. Нет общей согласован¬ности в действиях различных ведомств, отвечающих за развитие профилакти¬ческой работы с подростками.
Таким образом, с одной стороны, есть потребность в практическом анали¬зе и использовании опыта профилактических мероприятий девиантных отклонений, с другой - нет конкретных разработок теоретических и практических ас¬пектов эффективности профилактических мероприятий.
Данное противоречие позволяет определить проблему исследования: ка¬ковы социально-педагогические ориентиры профилактических мер в отношении подростков девиантного поведения?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования выступает девиантное поведение подростков, как социально-педагогическое явление.
Предметом исследования является профилактика девиантного поведения подростков.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие исследовательские задачи:
- раскрыть сущность девиантного поведения подростков;
- охарактеризовать теоретическое понятие «профилактики» девиантного по¬ведения;
- определить особенности подростковой девиации;
- определив особенности девиантного поведения в г.Новосибирске, охаракте¬ризовать приоритетные направления профилактики девиантного поведения подростков, формы социально-педагогической профилактики;
- выявить роль диагностики в организации социально-педагогической профи¬лактики.
В ходе исследования была выдвинута ведущая идея: решение проблем девиантного поведения включает в себя конкретные профилактические меры, которые будут эффективны, если:
- профилактика будет научно-обоснованна;
- будут учтены региональные особенности, которые формируют конкретно-социальные типы девиантного поведения;
- формы и направления профилактики будут иметь социально-педагогическую направленность при ведущей роли комплексной диагности¬ки.
Теоретической и методологической основой исследования являются теории социальной аномии и девиантного поведения, разработанные классиче¬ской и современной западной социологией: (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Н.Смелзер, Э.Фромм), концепции социализации западных (Э.Эриксон, З.Фрейд) и отечественных исследователей (И.С. Кон, Я.И. Тплинский), социаль¬но-педагогические концепции (С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Мудрик и др.).
В анализе девиантного поведения в подростковой среде используются теоретические подходы и понятийный аппарат, разработанный в трудах отече¬ственных педагогов, психологов, социологов по проблемам подростков и от¬клоняющегося поведения, теории и практики социальной педагогики.
Для решения поставленных задач и проверки исходных данных предпо¬ложения использовался комплекс методов исследования, включающий: теоре¬тический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме девиантного поведения; анализ органи¬зационно-методической документации; обобщение социально-педагогического и психологического опыта, метод опроса (анкетирование), метод диагностики, метод количественно-качественного анализа и обобщения данных.
Базой исследования были: учащиеся, педагоги и родители средней шко¬лы № 49 Кировского района г.Новосибирска, сотрудники Кировского и Ленин¬ского РУВД, ОППН Зап.Сиб.УВДТ, социальные психологи Центров социаль¬ной адаптации г.Новосибирска.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.......


Список использованных источников

1. Азаров Ю.Г. Семейная педагогика. -М.,1989.
2. Азбука нравственного воспигания /Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой, -М, 1979.
3. Актуальные проблемы современного детства. -М., 1993.
4. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. -М., 1979.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. М: Аспект-Пресс, 1997.
6. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. -М., 1989.
7. Антология социальной работы в 5 т. Т 2. Феноменология социальной патологии. /Сост. М.В. Фирсов. -М., 1995.
8. Антонян Ю.М., Самичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. -М., 1983.
9. Баженов ВТ. Воспитание педагогически запущенных подростков. -Киев, 1986.
10. Беличева С.А. Основы превентивной психологии -М., 1994.
11. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. -М., 1989.
12. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. -М., 1998
13. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. -М., 1986.
14. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения, -М., 1987.
15. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. -М., 1994.
16. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. -М., 1988.
17. Ветров Н.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. -М., 1986.
18. Вопросы медико-социальной реабилитации подростков, больных алкоголизмом и наркоманией. /Под ред. Казаковцева Б.А. -М., 1998.
19. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6т., Т 4. М: Педагогика, 1984.
20. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социологические исследования. -1991 ,№4.
21. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-педагогические основы социальной педагогики. - Барнаул, 1996.
22. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. -М., 1997.
23. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. /Под ред. В.А. Никитина. М:Союз, 1996.
24. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., ВЛАДОС, 1999.
25. Долгова Т.П. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурное и социопсихологические факторы. -Тверь, 1997.
26. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцева В.Н. Генетика, поведение, ответственность. -М., 1992.
27. Дюркгейм Э. Социология образования. -М., 1996.
28. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями: Учебное пособие. -Саратов, 1980.
29. Жарков Г.В. Противоправное поведение как игра - новые подходы к взаимодействию и коррекции поведения подростков - девиантов. -Владимир, 1999.
30. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом: Проблемы, пути решения. -М., 1986.
31. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1986.
32. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Методическое пособие. -М., 1982.
33. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. -М., 1997.
34. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростка.-Кемерово: 1996.
35. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1990.
36. Криминология: Учеб. пособие / Под ред. Кудрявцева В.Н. -М., 1997.
37. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним. //Американская социология. Перспективы проблемы, методы: Сокр.пер. с фр. /Под ред. Г.В. Осипова. -М.: Прогресс, 1972.
38. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. -М., 1983.
39. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991.
40. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. -М., 1991,
41. Ломброзо Ч. Преступление: Пер. Г.Н. Гордона. -СПб, 1990.
42. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).//Вопросы философии.–1992. №3.
43. Майерс Д. Социальная психология; пер. с англ. -СПб, 1996.
44. Макаренко А.С. Соч.в 7т., Т. 5. -М., 1991.
45. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. -М., 1987.
46. Мертон Р.К. Социальная структура и аномалия. //СоцИС. 1992 № 34.
47. Мудрик А.В. Социализация и "смутное время". -М., 1991.
48. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3-х т. Т. 2. -М.: ВЛАДОС, 1997.
49. Обучение и воспитание детей "группы риска". Хрестоматия /Сост. В.М. Астапов, Ю.В, Микадзе. -М., 1996.
50. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. –М.: ТЦ "Сфера", 2001.
51. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? //СоцИС. -1998 №9.
52. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фаетор девиантного поведения детей. //Семья в России. 1997 №2.
53. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. /Общ. ред. А.С. Спиваковской. -М.: Прогресс, 1987.
54. Реан А.А., Коломинский Я.Я. Социальная педагогическая психология. -СПб: ЗАО "Питер", 1999.
55. Руткевич А.М. Анатомия деструктивности. //Вопросы философии. -1991 №9.
56. Рязанцев В.А. Социально - психологические и медицинские проблемы пьянства и алкоголизма. -Киев: Здоровье, 1989.
57. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М., 1998.
58. Статкин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986.
59. Склянова Н.А., Герьянова Н.О., Щербакова М.Ю. Школа здоровой семьи. Учебно-методич. пособие. -Н., 1998.
60. Смелзер Н.Дж. Девиация и социальный контроль. Социология. Учебник. -М, 1994. гл.7.
61. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х. Движение в зону риска. -М.: ЮНЕСКО, 1998.
62. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. -М., 1996.
63. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуальные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. /Под ред. В.Ф.Пирожкова и др. -М., 1980.
64. Социальная работа: Рос. энцикл. -М., 1997.
65. Социальная педагогика: Курс лекций /Под ред. Галагузовой М.А. -М.: ВЛАДОС, 2000.
66. Социальная работа /Под ред. Курбатова В.И. -Ростов Н\Д: Феникс, 1999.
67. Социальная адаптация подростков девиантного поведения и "группы риска". //Подросток: проблемы социальной адаптации: Документы и материалы. -М.: Институт молодежи, 1995.
68. Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. -М.: "Флинта", 1999.
69. Технологии социальной работы. /Под ред. Зайнышева И.Г. -М.:ВЛАДОС, 2000.
70. Технологии социальной работы. /Под ред.Холостовой Е.И. -М., ИНФРА-М.,2001.
71. Тростанецкая Г.П., Вителис С.Н. Психолого-педагогические аспекты профилактики ранней алкоголизации и наркомании у детей и подростков. -М., 1999.
72. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989.
73. Шакалис Д.А. Материалы и тезисы конференции: Социальная работа. Опыт. Поиск. Перспектива. -Н., 1997.
74. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.М.; ВЛАДОС, 1995.
75. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.

Список использованных документов
76. Доклад "О положении детей в Нов. области. 1999 год" -Н., 2000.
77. Докладная записка о состоянии и результатах профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних за 2000 год.
78. Информация о состоянии законности и преступности среди несовершеннолетних. /Прокуратура НСО. №21.19.74 от 31.10.2000.
79. Концепция детского социально-педагогического профилактического центра. А.Д. Медведев. -Н., 1997.
80. Программа работы с группой волонтеров Центра социально-психологической адаптации подростков и молодежи "Пеликан" Кировского района. -П., 1999.
81. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -М., 1998.
82. Социальная защита населения Новосибирской области в 1999 году. Информационно-аналитическая записка. -П., 2000.
83. Федеральный закон №120 от 24 июня 1999. "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.