На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности восприятия эмоции у детей

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 15.03.2013. Страниц: 63+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию восприятия эмоций детьми с умственной отсталостью легкой степени 10
1.1. Понимание и восприятие эмоциональных состояний 10
1.2. Понятие и характеристика умственной отсталости. 28
1.3. Особенности развития умственно отсталых школьников в возраста 11-13 лет 36
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей восприятия эмоциональных состояний детьми 11-13 лет с легкой степенью умственной отсталости 44
2.1. Программа исследования 44
2.3. Выводы и рекомендации 53
Заключение. 60
Библиография 63
Приложения. 70


Введение

Актуальность исследования.
В настоящее время идет активный поиск средств гуманизации специального образования, ориентация на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы, стремление к совершенствованию и саморазвитию.
Гуманистические тенденции, связанные с оказанием психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, определяют приоритетные задачи в области специальной психологии, выделяя главную цель - социализацию детей в российском обществе.
Дети с проблемами в развитии, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать поведение другого человека по внешней экспрессии, оценивать качества личности людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных ситуациях.
Особое место в межличностном взаимодействии в аспекте социальной перцепции занимает тема невербальной коммуникации. По определению В.А.Лабунской, невербальное поведение личности - это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков.
Потенциальные возможности невербального поведения как полифункционального процесса раскрывают перспективы более глубокого изучения детей, имеющих проблемы в развитии, создавая новые возможности социально-адаптационных механизмов для них.
Познание, взаимовлияние и взаимооценивание друг друга происходит в различных видах совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение другого человека, т.е. невербальное поведение личности, во многом зависит характер взаимоотношений и результат, к которому они приходят в совместной деятельности.
А.А.Бодалев неоднократно подчеркивает, что достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением общающихся субъектов. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения внешней экспрессии общающихся, неправильной интерпретацией информации друг о друге. На первый план в восприятии человека выступают те качества, которые в данный момент являются наиболее значительными и наиболее информативными. Такой способностью обладают невербальные средства общения личности: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.
Данное исследование посвящено изучению особенностей восприятия и понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми детьми 11-13 лет.
Понятие «эмоциональные состояния» включает в себя эмоции, чувства и аффекты [А.Н.Леонтьев, 1971]. Выделяют различные эмоциональные состояния, такие, как «тревога», «стресс», «апатия», «напряженность». А.А.Лабунская выделяет шесть основных эмоций, или эмоциональных состояний: радость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев. В дальнейшем мы считаем употребление понятий «эмоции» и «эмоциональные состояния» синонимичными, не исключающими друг друга.
По данным экспериментальных исследований [K.Leonhard, 1968; G.W.Allport, 1961; Е.Ф.Бажин, 1978; P.Ekman, 1988; И. Н. Горелов, 1980], из перечисленных характеристик экстралингвистического и паралингвистического компонентов большей значимостью по созданию образа человека, распознаванию его эмоционального состояния, выявлению индивидуально-типологических особенностей личности обладает интонация. Она рассматривается нами как психологическая составляющая процесса отражения человека человеком.
В настоящее время в литературе широко представлена проблема непосредственного наглядно-образного отражения людьми друг друга, формирование образа о другом человеке в русле социальной перцепции [G.W.Allport, 1961; А.А.Бодалев, 1965;В.Н.Куницина, 1971; P.Ekman, 1973; А.С.Золотнякова, 1976; Г.В.Дьяконов, 1980;В.Н.Князев, 1982; В.Н.Панферов, 1983]. N.Frijda [1969] процесс отражения человека человеком рассматривает как полифункциональный процесс, характеризующийся высокой информативностью. Большое значение в процессе восприятия человека человеком придают невербальной коммуникации ААЛабунская [1986], Х.Х.Миккин [1975], И.Н.Горелов [1980]. А.В.Шленской [1995] принадлежит разработка структуры невербального общения.
Работы Ч.Дарвина [1872] активизировали направление в изучении возможности восприятия и понимания эмоциональных состояний по лицевой экспрессии. Состояния человека могут быть дифференцированы на основе мимики [Р.Вудвортс, 1950; J.SBruner, 1954; RTagiuri, 1954, 1969; K.Leonhard, 1968; К.Изард, 1971; P.Ekman, 1974; В.А.Барабанщиков, 1981; А.А.Акишена, 1991; С.В.Красовец, 1977].
О роли эталонов в распознавании эмоциональных состояний подчеркивали в своих исследованиях М.С.Шехтер [1967], Н.В.Витт [1965], В.А.Лабунская [1986]. Попытка найти код в опознании эмоций, расшифровать его и осуществить узнавание эмоций принадлежит C.Landis [1975], А.А.Лабунской [1978]. С.Л.Рубинштейн [1946], П.МЯкобсон [1964] отмечали значимость влияния ситуации на характер идентификации эмоциональных состояний по внешней экспрессии.
Возрастные особенности узнавания эмоциональных состояний человека исследовали В.С.Золотнякова [1964], В.Н.Куницина [1968] и др. По мнению G.W.Allporta [1961], Е.Ф.Бажина [1978], Н.В.Витт [1965], Т.В.Корневой [1976], С.С.Галагудзе [1979], существует возможность распознавания эмоций человека по интонационным характеристикам голоса.
Установка рассматривается нами как один из психологических механизмов воздействия на человеческое восприятие. Огромна роль Д.Н.Узнадзе и его школы в изучении природы установки.
Е.А.Герсамиа [1968] изучал фиксированную установку у детей-олигофренов. Понимание эмоциональных состояний детьми с проблемами в развитии нашли свое отражение в работах В.Вярянена [1980], О.К.Агавеляна [1980], Т.З.Стерниной [1988], Ж.И.Намазбаевой [1989], М.Г.Агавелян [1998], В.Петшака [1981], Е.Е.Дмитриевой [1986].
В 80-е годы появились работы В.А.Кан-Калика [1987], И.И.Зарецкой [1993], М.А.Панфиловой [1995], Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной [1996], Е.И. Фейгенберга, А.Г.Асмолова [1991], Л.И.Новиковой [1985], направленные на практическую реализацию включения невербальных коммуникаций в педагогическую деятельность.
Несмотря на то, что по проблеме восприятия и понимания эмоциональных состояний исследования в определенном объеме проводились, возможность распознавания эмоций умственно отсталыми детьми мало изучена, поэтому рассмотрение процесса отражения эмоциональных состояний человека является одним из перспективных путей познания механизмов успешной социализации умственно отсталых детей, создает условия для включения их в межличностное общение, преодоление смысловых барьеров, снижения конфликтных ситуаций и коррекции собственного поведения.
В психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми школьниками и их коррекция не являлась предметом специального исследования.
Проблема исследования: несмотря на продолжающийся поиск путей совершенствования педагогических технологий коррекции нарушенного развития умственно отсталого ребенка, использование знаний об эмоциональных состояниях человека в системе педагогического воздействия не учитывается в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями познавательной сферы. Изучение особенностей восприятия и понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми детьми повысит эффективность педтехнологий в процессе коррекционно-воспитательной работы с ними.
Объект исследования: особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми учащимися 11-13 лет.
Предмет исследования: процесс создания, апробирования и совершенствования системы психолого-педагогической коррекции, направленной на повышение уровня восприятия и понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми школьниками.
Цель исследования: изучение уровня понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми школьниками.
Гипотеза исследования: особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека у умственно отсталых детей заключаются в сниженной способности узнавать эмоциональные состояния при зрительном и слуховом предъявлении, что обусловлено спецификой дефекта и может поддаваться определенной коррекции.
Задачи исследования:
1. Провести анализ состояний теоретической и практической разработанности проблемы восприятия и понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми школьниками.
2. Выявить специфические особенности и адекватность восприятия и понимания эмоциональных состояний человека, особенности графического изображения экспрессивной знаковой системы о человеке, его половозрастных, социальных и психологических качествах.
3. Провести исследование, направленное на повышение адекватности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека детьми с легкой степенью умственной отсталости.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является гетерологическая концепция понимания мира человека и его взаимодействия с окружающими. В рамках этой концепции наиболее важными являются положения о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей [Л.С.Выготский, 1956]; компенсаторная возможность развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса [Л.С.Выготский, 1990; П.К.Анохин, 1949; В.В.Лебединский, 1985; А.Р.Лурия, 1969; С.С.Ляпидевский, 1956]; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих нарушения в развитии [Т.А.Власова, М.С.Певзнер, 1973; К.С.Лебединская, 1975; В.Г.Петрова, 1981; ЛЛ.Носкова, 1989; Г.М.Дульнев, 1981].
В качестве методов исследования использовались известные методики, адаптированные к нашим условиям, выявляющие особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека: распознавание эмоции по лицевой экспрессии, по схематическому изображению, распознавание эмоции по позе и жесту, описание базисных эмоций. При обработке результатов исследования применены методы математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что восприятие и понимание базовых эмоциональных состояний человека умственно отсталыми школьниками рассматривается как самостоятельная проблема коррекционной педагогики и специальной психологии, вытекающей из проблем отражения человека человеком и психологической готовности детей с интеллектуальной патологией к интегративным процессам в обществе.
Установлена определенная зависимость адекватного восприятия и понимания эмоциональных состояний человека от уровня интеллектуальной деятельности. Предпринята попытка объяснить некоторые специфические особенности психики и поведения умственно отсталых детей с позиции сформированности и особенностей переключения личностно-смысловой установки, ее влияние на понимание образа человека в социально-психологической ситуации.
Практическая значимость работы заключается в определении основных путей психокоррекционного воздействия, направленного на повышение общей психологической культуры детей, уровня понимания эмоциональных состояний человека по лицевой экспрессии и акустическим средствам общения, что приводит к снижению ошибок понимания невербального поведения человека умственно отсталыми детьми в процессе межличностного общения, уменьшению конфликтных ситуаций, снижению отрицательного воздействия среды на личность с нарушением интеллектуальной сферы и частично помогает решить проблему адаптации умственно отсталых детей.
Результаты исследования могут быть использованы специальными педагогами и психологами вспомогательных школ в организации учебно-воспитательного процесса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений........


Библиография


1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. / Научн, ред. К.С.Лебединская. - М., 1982
2. Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение 1984 г.
3. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1990 г.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. М., 1994
5. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: Теоретико-методологический аспект.-СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996.-80 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
7. Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
8. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. № 1.
9. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30
10. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11
11. Будницкая И. Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей. М.: 1995.
12. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989 г.
13. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
14. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.
15. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса. М, 1975.
16. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. М., 1983 - т.5.
17. Гуревич М. О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. Т. 1, 2.
18. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984.
19. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984
20. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.
21. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.
22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990
23. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М., 1982. 399 с.
24. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10
25. Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. Готовимся к школе. М.: ИНТ, 2004. – 48 с.
26. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - Москва, Просвещение, 1988, с.39-140.
27. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.
28. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. - №2 – с.33.
29. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999
30. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.
31. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.
32. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.
33. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996
34. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
35. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988
36. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997
37. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984
38. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.
39. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3.
40. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985
41. Леушина А.М. Обучение счёту в детском саду. -М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.
42. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. -Л.: 1964г.
43. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989
44. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. М, 1995.
45. Львов М.Р. Тенденция развития речи детей. – М., 1987
46. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28.
47. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.
48. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. - №6 – с.3.
49. Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1991.
50. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19
51. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ). Составитель К. С. Лебединская М., 1980.
52. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981
53. Мухина В. Возрастная психология. М, 1998.
54. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995
55. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. - №4 – с.43.
56. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.
57. Островская Л. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М, 1990.
58. Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г.
59. Плахова Н.С. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.39.
60. Подобед В.Л. Апробация теста зрительного сохранения А.Бентона для изучения памяти детей с отклонениями в умственном развитии/ /Дефектология. 1990. № 6.
61. Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития //Дефектология. 1981. № 3. С. 17—26.
62. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 - №1 – с.3.
63. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А. -Киев: 1985 г.
64. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж.И.Шиф - Москва, Педагогика, 1972г.
65. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983
66. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946
67. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г.
68. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. - М., 1989 г.
69. Слепович Е. С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1978.
70. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
71. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000
72. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
73. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.
74. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005
75. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9.
76. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.
77. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995
78. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981
79. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.
80. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995
81. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.
82. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии, №5, 1994.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.