На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Проверка состояния финансовых вложений в акции, облигации и другие ценные бумаги. Проверка обоснованности и достоверности образования уставного капитала (фонда) организации. Правильность использования средств целевого финансирования и целевых поступлени

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 24.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Проверка состояния финансовых и капитальных вложений

Проверка состояния финансовых вложений в акции, облигации и другие ценные бумаги.
Проверка обоснованности и достоверности образования уставного (складочного) капитала (фонда) организации.

К финансовым вложениям согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации относятся инвестиции в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения осуществляются с целью избежать обесценения денежных средств в условиях инфляции, получить дополнительные доходы, установить контроль за деятельностью другой организации.
Порядок ведения бухгалтерского учета финансовых вложений с 1 января 2003 г. регулируется положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.02 г. N 126н. Пунктами 5, 6 ПБУ 19/02 организациям предоставляется самостоятельность как в выборе единицы бухгалтерского учета финансовых вложений, так и в организации аналитического учета, чтобы обеспечить полную и достоверную информацию о движении финансовых вложений и контроль за их наличием и движением. Регистр аналитического учета должен отражать необходимую информацию, как минимум, в следующих разрезах: наименование эмитента, название ценной бумаги, ее номер и серия, номинальная цена, цена покупки (фактическая стоимость), общее количество, а также даты покупки и продажи ценной бумаги и место ее хранения, временной характер инвестиций (краткосрочные или долгосрочные). Самостоятельность выбора учетной единицы финансовых вложений и показателей аналитического учета должна быть закреплена учетной политикой организации (приказ Минфина России от 9.12.98 г. N 60н "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), с изменениями от 30.12.99 г.). Как правило, данный аналитический регистр разрабатывается организацией самостоятельно и реализуется в рамках автоматизированной формы учета.
Проверка финансовых вложений проводится для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статье "Финансовые вложения" и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Информационная база, используемая при проверке финансовых вложений, включает:
документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений;
бухгалтерскую отчетность;
приказ об учетной политике организации;
регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений;
первичные документы по отражению финансовых вложений.
По приказу об учетной политике организации необходимо ознакомиться с:
порядком признания доходов от участия в уставных капиталах других организаций доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами;
рабочим планом счетов, используемых для отражения финансовых вложений;
применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых бухгалтерией организации;
документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом финансовых вложений;
перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих финансовые вложения организации, договоров займа;
формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета финансовых вложений.
В организациях, использующих единую журнально-ордерную форму учета, применяются журналы-ордера, в которых отражаются операции и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Перечень регистров, составленных организацией, утверждается приказом об учетной политике.
Операции (сделки) по финансовым вложениям совершают на основании: учредительного договора (при инвестициях в уставные капиталы других организаций), договора купли-продажи ценных бумаг, договора займа, договора на депозитный вклад, договора залога ценных бумаг, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) и другие. Необходимо проверить, соответствуют ли указанные договоры требованиям других нормативных правовых актов, регулирующих операции с ценными бумагами.
К первичным документам, на основании которых учитывают финансовые вложения, относятся: акт приема-передачи ценных бумаг, акт приема-передачи вклада в совместную деятельность, авизо об оприходовании имущества товарищем, ведущим общие дела, выписки банка и платежные поручения о перечислении вкладов в денежной форме (при безналичных расчетах) или расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру (при наличных расчетах), накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги, инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и другие документы.
Проверка правильности отнесения активов организации к финансовым вложениям. Объектом финансовых вложений для инвестора являются ценные бумаги и предоставленные займы. Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст.142 ГК РФ).
К ценным бумагам относятся: государственные и иные облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги, простое и двойное складское свидетельство, а также другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
При проверке правильности отнесения объектов к финансовым вложениям необходимо выяснить, обладает ли организация правами на ценную бумагу и соблюдает ли порядок передачи прав по ценным бумагам.
По форме фиксации прав, выраженных ценной бумагой, их подразделяют на документарные и бездокументарные.
При документарной форме владельца устанавливают на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. Проверяющему должны быть предъявлены сертификаты акций или выписка по счету депо.
При бездокументарной форме владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо. Проверяющему должны быть представлены реестр или выписка по счету депо.
Проверка оформления первичных документов по учету финансовых вложений. При проверке оформления первичных документов следует учесть, что сама ценная бумага - строго формальный документ, ее форма и обязательные реквизиты должны соответствовать требованиям, установленным законодательством для определенных видов ценных бумаг. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влекут ее ничтожность (ст.144 ГК РФ). Поэтому проверяющий должен провести как формальную проверку бланков ценных бумаг, так и арифметическую проверку первичных документов, используемых при оформлении операций.
Проверка первичных документов по учету финансовых вложений особенно важна, поскольку они определяют особый порядок перехода права собственности по ценным бумагам.
В документах, на основании которых объекты финансовых вложений принимают к учету, должна быть указана цель приобретения и срок, в течение которого предполагается использовать этот объект.
Проверка правильности оценки финансовых вложений. Общие правила оценки финансовых вложений установлены Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ и п.23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
При приобретении ценных бумаг по договору купли-продажи финансовые вложения принимают к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора. Фактические затраты на приобретение ценных бумаг включают: суммы, уплачиваемые по договору продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациями или иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы на уплату процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.
Оценка принятых к учету финансовых вложений, как правило, не меняется. Исключение составляют долговые ценные бумаги. Согласно п.44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ по долговым ценным бумагам разрешается разницу между фактическими затратами на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты. В этом случае проверяется правильность произведенных расчетов и достоверность оценки долговых ценных бумаг на отчетную дату.
При получении ценных бумаг по договору дарения (безвозмездно) их оценивают по рыночным ценам на дату приобретения.
Если финансовые вложения осуществляют в иностранной валюте, необходимо проверить эти операции на соответствие нормативным актам валютного регулирования.
Вклады в уставный капитал других организаций оценивают по стоимости, определенной в учредительном договоре. При передаче в счет вклада имущества организации необходимо проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью финансовых вложений и стоимостью переданного имущества.
Проверка аналитического учета ценных бумаг. Аналитический учет по счету 58 "Финансовые вложения" ведется по видам финансовых вложений и объектам. Проверяющий по рабочему плану счетов знакомится с перечнем счетов и субсчетов, используемых организацией для учета финансовых вложений, оценивает, насколько построение аналитического учета обеспечивает получение информации о финансовых вложениях по предприятиям-продавцам ценных бумаг, предприятиям-заемщикам, о вложениях в объекты на территории страны и за рубежом.
Организации могут хранить ценные бумаги в кассе или в депозитарии (ГКО и ОФЗ можно хранить только в депозитарии). При их хранении в организации необходимо проверить наличие реестра на передачу бланков (сертификатов) ценных бумаг на ответственное хранение в кассу организации. В реестре должны быть указаны: название ценной бумаги, номер, эмитент, номинал ценной бумаги.
При хранении ценных бумаг в депозитарии они продолжают числиться в бухгалтерском учете организации с указанием в аналитическом учете реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение. В этом случае проверяющему должен быть представлен депозитарный договор (договор о счете депо) между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения. В договоре должен быть однозначно определен его предмет - предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету прав на ценные бумаги.
Проверяющий проверяет наличие в организации Книги учета ценных бумаг, в которой должны быть описаны все ценные бумаги, хранящиеся в организации.
Проверка операций по учету средств, переданных по договору займа. Согласно п.43 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации к финансовым вложениям относится предоставление займов другим организациям. Проверка по этим операциям проводится с привлечением договоров займов, первичных документов, подтверждающих передачу средств по договору, учетных регистров. В первую очередь необходимо ознакомится с порядком документального оформления этих операций:
составлен ли договор займа в письменной форме (ст.808 ГК РФ);
на какой срок предоставлен займ;
предмет договора займа (предоставлены ли денежные средства или вещи, определенные родовыми признаками);
предусмотрено ли получение с заемщика процентов, т. е. является ли договор возмездным или безвозмездным (ст.809 ГК РФ);
носит ли договор займа целевой характер использования предоставленных средств (ст.814 ГК РФ), и определены ли в договоре конкретные цели использования и меры контроля заимодавца за целевым использованием займа;
условия и порядок возвращения займа;
предусмотрены ли договором последствия за нарушение заемщиком обязательств.
Предоставленные займы принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора (п.44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).
При проверке операций по выданным займам необходимо обратить внимание на порядок отражения причитающихся по договору займа процентов: соблюдает ли организация допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что суммы процентов по договору займа должны отражаться по принципу начисления, а не фактического получения денежных средств.
При предоставлении займа материальными ценностями (вещами, имеющими родовые признаки) необходимо проверить, как был возвращен займ - денежными средствами или же материальными ценностями в равном количестве того же рода и качества, поскольку в первом случае (возврат займа денежными средствами) операция будет рассматриваться налоговыми органами как сокрытие объекта обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль.
Если договор займа предусматривает использование предоставленных средств на строго определенные цели, то проверяющий должен проверить наличие финансовых и отчетных документов заемщика, подтверждающих целевой характер использования заемных средств.
Проверка правильности использования средств целевого финансирования и целевых поступлений.

Прежде всего необходимо проверить правильность отражения получения и использования бюджетных средств на счетах бухгалтерского учета. Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. предназначен счет 86 "Целевое финансирование".
Порядок учета бюджетных средств определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н.
Согласно указанному положению организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
сумму бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы.
Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
Порядок проверки целевого использования бюджетных средств более подробно будет рассмотрена в теме 10.
Порядок организации инвентаризаций финансовых и капитальных вложений

Проверка правильности проведения инвентаризации финансовых вложений. Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета ревизор проверяет правильность проведения инвентаризации финансовых вложений. В ходе проверки он устанавливает:
соблюдает ли организация требования п.2 ст.12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" об обязательном проведении инвентаризации;
установлены ли сроки проведения инвентаризации финансовых вложений в приказе об учетной политике, и соблюдаются ли эти сроки;
правильность оформления инвентаризационных документов (использует ли организация унифицированные формы инвентаризационных описей, обеспечены ли полнота и точность внесения в описи данных о фактическом наличии ценных бумаг при хранении их в кассе организации и т. д.).
Если ценные бумаги хранят в организации, их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств. При хранении ценных бумаг в специальных организациях (банках, депозитариях, специализированных хранилищах) инвентаризация заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.
В инвентаризационных описях должны быть указаны эмитенты, название ценной бумаги, серия, номер, номинальная и фактическая стоимость, сроки погашения и общая сумма.
Особенностью инвентаризации финансовых вложений является проверка не только фактического наличия ценных бумаг, но и правильности оценки ценных бумаг, т.е. фактических затрат, формирующих их стоимость, по которой они приняты к учету.
Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Проверка правильности проведения инвентаризации капитальных вложений. Долгосрочные инвестиции подразделяются на затраты связанные с:
созданием объектов основных средств путем нового строительства, а также реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих объектов основных средств;
приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств;
приобретением земельных участков и объектов природопользования;
приобретением и созданием активов нематериального характера.
Бухгалтерский учет капитальных вложений ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" в разрезе субсчетов. На этом счете учитываются все затраты, связанные с сооружением и вводом в эксплуатацию объектов основных средств.
При проверке правильности проведении инвентаризации капитальных вложений следует обратить внимание на следующие особенности.
По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документации (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
Проверка финансового состояния и финансовых результатов

Проверка правильности определения и отражения в учете финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг)

Целью проверки финансовых результатов является определение соответствия применяемой организацией методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым результатам.
При проведении проверки необходимо использовать унифицированные документы, служащие основанием для отражения в бухгалтерском учете соответствующих операций.
На предприятиях, применяющих единую журнально-ордерную форму счетоводства, следует анализировать учетные регистры по учету:
фактической выручки от продажи продукции, оказания услуг (журналы-ордера N 1, 2, 10/1, 11, 13; ведомость N 16);
затрат и калькулирования себестоимости продукции, услуг (журналы-ордера N 10, 10/1, И; ведомости N 12, 13, 14, 15);
прибылей и убытков (журнал-ордер N 15; таблица "Аналитические данные к счету 99").
Кроме того, тщательно изучаются главная книга, Бухгалтерский баланс (форма N 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма N 2), планово-экономическая документация, решения собственника о покрытии убытков предприятий, внутренние распорядительные документы предприятия, документы и расчеты в части организации договорных отношений, отчеты об использовании бюджетных ассигнований предприятием.
Вначале проверяющему следует проверить правильность формирования конечного финансового результата на всех его этапах и соответствие данных бухгалтерской отчетности, и в том числе отчета о прибылях и убытках, данным синтетического учета. Несоответствие данных отчетности данным учетных регистров бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении порядка формирования финансового результата и его использования.
Далее рекомендуется произвести оценку правильности формирования данных главной книги для выявления возможных ошибок и нетипичных бухгалтерских записей. Так, наиболее распространенной ошибкой является отражение промышленными предприятиями средств по договорам на выполнение государственных заказов и целевых программ в составе средств целевого финансирования либо доходов будущих периодов, в то время как данные средства являются выручкой за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
При проверке финансовых результатов проверяющему следует учитывать, что в Бухгалтерском балансе (форма N 1) в разделе "Капитал и резервы" отражаются нераспределенная прибыль отчетного года (стр.470) и непокрытый убыток отчетного года (стр.475). С вводом в действие приказа Минфина России от 22.07.03 г. N 67н для отражения этих показателей предусмотрена одна строка "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (стр. 470).
Формирование финансового результата деятельности предприятия приводится в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2). Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия по состоянию на первое число следующего за отчетным периодом месяца отражается по строке 190. При этом показатель, отраженный по строке 190, должен быть равен показателю, отраженному по строке 470, в случае если предприятие по итогам отчетного периода получило прибыль (определяется как сумма прибыли по счету 99 "Прибыли и убытки"), или равен показателю, отраженному по строке 475, если предприятие получило убыток.
Осуществляя проверку, следует обратить внимание на то, чтобы по строке 475 Бухгалтерского баланса были отражены:
в течение отчетного года - сумма остатков по счетам прибылей и убытков и использования прибыли без корреспонденции по этим счетам;
по окончании отчетного года - убыток предприятия по результатам рассмотрения итогов деятельности предприятия за отчетный год после списания его в декабре в дебет счета 84.
Проверка тождественности показателей непокрытого убытка (нераспределенной прибыли), содержащихся в Бухгалтерском балансе по строкам 460, 465, 470 и 475 и регистре бухгалтерского учета (главная книга), производится путем сопоставления этих показателей, содержащихся в форме N 1, с остатками и оборотами по счетам 99 и 84 главной книги. В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в формах отчетности, не могут быть проверены по данным главной книги, используются соответствующие регистры аналитического учета.
Проверка тождественности показателей непокрытого убытка (нераспределенной прибыли), содержащихся в главной книге, и соответствующего регистра синтетического учета осуществляется путем сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам главной книги (счета 99 и 84) с аналогичными показателями регистра синтетического учета (журнал-ордер N 15). Производится сопоставление остатков и оборотов по счетам синтетического учета (в журнале-ордере N 15), субсчетам и счетам аналитического учета (в ведомости или карточке аналитического учета к соответствующему синтетическому счету).
В соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" доходы и расходы организации подразделяются в зависимости от характера, условий получения и вида деятельности.
Для установления достоверности формирования конечного финансового результата предприятия на начальном этапе проверки представляется целесообразным использовать арифметическую проверку.
Формирование прибыли (П) в бухгалтерском учете может быть выражено формулой (в скобках указаны номера счетов бухгалтерского учета):
П = Пр(90) + Пр(91) + Пд(99) + Пр(99),
где П - прибыль по данным бухгалтерского учета (КФР),
Пр(90) - прибыль (убыток) от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг,
Пр(91) - прибыль (убыток) от прочей продажи,
Пд(99) - прочие доходы, учитываемые по кредиту счета 99,
Пр(99) - прочие расходы, учитываемые по дебету счете 99.
Доходы и расходы, учитываемые непосредственно на счете 91, отражаются в Отчете о прибылях и убытках по трем группам:
доходы, полученные по финансовым вложениям;
операционные доходы и расходы;
внереализационные доходы и расходы.
Для установления достоверности арифметической суммы финансового результата предприятия (в форме N 2) на начальном этапе проверки также можно использовать балансовые методы контроля. Покажем два из них.
Первый метод:
П (У) = Ак - Ан + (-) ИС + (-) ИК + ИП,
где П (У) - прибыль (убыток) до налогообложения (отчетного периода),
Ак, Ан - итоги актива баланса на конец и начало отчетного периода,
ИС - сумма изменений статей пассива баланса, представляющих собой собственные источники (без учета использования прибыли до налогообложения)
ИК - сумма изменений статей пассива баланса, представляющих собой обязательства,
ИП - сумма использования прибыли в Отчете о прибылях и убытках.
Второй метод:
П(У) = Дп - Др - Апзк,
где Дп - денежные поступления (при бартерных сделках - стоимость полученных товаров, сумма взаимозачета или передачи (продажи) полученного векселя в счет задолженности) в отчетном периоде,
Др - денежные (внереализационные) расходы, себестоимость
реализованных услуг (при бартерных сделках - сумма оказанных услуг) в отчетном периоде,
Апзк - полученные суммы авансов, займов и кредитов в отчетномпериоде.
Второй метод может применяться лишь в том случае, если субъект проверки выручку от продаж с целью налогообложения определяет по мере поступления средств за реализованный товар (работы, услуги).
Если выручка определяется в момент отгрузки, то П(У) вычисляется по формуле:
П(У) = Дп - Др - Апзк + Дз,
где Дз - дебиторская задолженность покупателей, заказчиков, других дебиторов за оказанные услуги (реализованные товары, продукцию, выполненные работы, иное имущество), по внереализационным доходам в отчетном периоде, руб.
Проверка правильности отнесения на финансовые результаты операционных и внереализационных доходов и расходов, недостач и потерь от порчи ценностей

На практике при организации текущего бухгалтерского учета и при составлении бухгалтерской отчетности бухгалтерам постоянно приходится сталкиваться с необходимостью подразделения значительного количества прочих доходов и расходов, не включаемых в расчет финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), на операционные и внереализационные. Это связано с тем, что ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" требует развернуто показывать в отчете о прибылях и убытках проценты к получению; проценты к уплате; доходы от участия в других организациях; прочие операционные доходы; прочие операционные расходы; внереализационные доходы и внереализационные расходы.
С 1 января 2000 г. основными нормативными документами, регламентирующими подразделение операционных и внереализационных доходов и расходов, являются положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, однако правильно и грамотно разделить прочие доходы по отдельным группам далеко не просто. Дело в том, что эти положения не дают четкого критерия, по которому организация может самостоятельно разграничивать операционные и внереализационные финансовые результаты, вместо этого ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 приводят перечни отдельных составляющих доходов и расходов, попадающих в ту или иную подгруппу.
Рассмотрим, на какие основные моменты следует обратить внимание, чтобы провести проверку правильности отражения в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) всех существующих требований законодательства.
Одним из таких моментов является порядок отражения в бухгалтерской отчетности доходов и расходов от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств. С бухгалтерской отчетности за 2001 г. вступило в силу положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н). Данный нормативный документ определяет, что доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Следует отметить, что в качестве причин выбытия основных средств ПБУ 6/01 в том числе предусматривает и аварии, и стихийные бедствия, и иные чрезвычайные ситуации, однако независимо от причин предполагает единственный порядок включения доходов и расходов от списания объектов основных средств в операционный финансовый результат.
Что касается других активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), то аналогичные частные разъяснения о порядке учета доходов и расходов от их выбытия отсутствуют, и они будут отражаться в отчетности согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, т.е. либо в составе прочих операционных доходов и расходов, либо в составе чрезвычайных доходов и расходов.
Кроме ПБУ 6/01 с 1 января 2001 г. вступило в силу положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 91н). Среди прочих операций ПБУ 14/2000 определяет порядок учета деловой репутации организации, при этом отрицательная деловая репутация организации, равномерно относящаяся на финансовый результат, будет формировать операционный доход предприятия.
2001 г. был ознаменован не только вступлением в силу новых ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000, были внесены изменения в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (утверждены приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 27н). В части операционного финансового результата следует выделить, что изменениями в ПБУ 10/99 четко определено, что резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности, включались в состав операционных расходов. Однако при составлении бухгалтерской отчетности за 2002 г. при необходимости отражения резервов, связанных с условными фактами хозяйственной деятельности, необходимо уже руководствоваться требованиями нового положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утверждено приказом Минфина России от 28.11.01 г. N 96н), п.9 которого определяет, что создание резерва относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы в зависимости от вида обязательства, т.е. созданные резервы могут попадать и в состав операционных, и в состав внереализационных расходов. Уменьшение же суммы созданного резерва вследствие уточнения расчетов или же полное списание неиспользованного резерва осуществляется путем отнесения указанных сумм в состав внереализационных доходов.
С 1 января 2003 г. описанный механизм формирования и списания резервов распространился и на резервы, создаваемые в соответствии с принятым положением по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утверждено приказом Минфина России от 2.07.02 г. N 66н), которые указанным положением приравнены к резервам, связанным с условными фактами хозяйственной деятельности.
Особая ситуация складывается при разграничении между операционными и внереализационными доходами и расходами результатов переоценки активов организации. Согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 в состав внереализационных доходов и расходов включались суммы дооценки (уценки) всех активов. При этом суммы уценки активов определялись в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов (п.14.4 ПБУ 10/99). Для основных средств порядок переоценки определен ПБУ 6/01 (п.15), согласно которому сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачислялась в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относилась на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относилась на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относилась в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относилось на счет прибылей и убытков в качестве операционного (!) расхода. Таким образом, в части расходов в 2001 г. было прямо указано, что суммы уценки, попадающие на счета учета прибылей и убытков, включаются не в состав внереализационных, а в состав операционных расходов. В части доходов такое прямое указание отсутствовало, однако можно предположить, что сходная экономическая сущность, лежащая в основе изменения первоначальной стоимости объектов основных средств, позволяла суммы дооценки основных средств, относящиеся на счет прибылей и убытков, включать также в состав операционных, а не внереализационных доходов.
С 2002 г. после выхода изменений и дополнений в ПБУ 6/01, утвержденных приказом Минфина России от 18.05.02 г. N 45н, после проведения переоценки в состав прочего финансового результата попадает только сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Такая дооценка относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода, при этом, опираясь на принцип соответствия характера доходов и расходов, ее целесообразно относить в состав операционных доходов. Что же касается сумм уценки объектов основных средств, то новая редакция ПБУ 6/01 предполагает осуществлять ее либо за счет нераспределенной прибыли, либо за счет добавочного капитала, подробно расписывая методику использования того или иного варианта.
Что касается чисто внереализационных доходов и расходов, то в 2001 г., во-первых, с вступлением в силу положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 92н) внереализационные доходы в части безвозмездно полученных активов расширены за счет сумм бюджетных средств, признаваемых доходами согласно ПБУ 13/2000, равно как внереализационные расходы в части убытков прошлых лет расширены за счет сумм бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в прошлые годы согласно ПБУ 13/2000, но подлежащих возврату в установленном порядке. Во-вторых, в 2001 г. перечень внереализационных расходов был расширен за счет перечисления средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходов на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Ранее указанные отчисления расходами не признавались, а подлежали финансированию за счет собственных средств организации.
С 1 января 2002 г. существенные изменения в порядок признания операционных и внереализационных доходов внесены положением по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (утверждено приказом Минфина России от 2.08.01 г. N 60н). Это положение ввело в учетную практику новый вид операционных расходов - затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации.
В состав затрат, связанных с получением и использованием займов и кредитов, согласно ПБУ 15/01 относятся:
проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам;
проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;
дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств - это расходы, связанные с оказанием заемщику юридических и консультационных услуг; осуществлением копировально-множительных работ, оплатой налогов и сборов (в случаях, предусмотренных законодательством), проведением экспертиз и т.п.;
курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).
Среди перечисленных расходов особое внимание следует уделить последней составляющей - ранее все курсовые разницы включались в состав внереализационных доходов и расходов, а суммовые разницы либо отражались в составе тех доходов и расходов, к которым относились операции, повлекшие за собой их возникновение, либо отражались в составе внереализационных доходов и расходов - это касалось как раз суммовых разниц, возникающих в связи с погашением задолженностей по полученным кредитам и займам.
Проверка правильности образования резервов предстоящих расходов

При ведении налогового учета организации могут формировать резервы предстоящих расходов - на ремонт основных средств (ст.324 НК РФ), на оплату отпусков (ст.324.1 НК РФ) и выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (ст.324.1 НК РФ). В ст.267 НК РФ уточнен механизм формирования и использования резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Резервирование расходов предполагает равномерное распределение предстоящих затрат в течение одного или нескольких налоговых периодов с целью стабилизации налоговой базы и платежей налога на прибыль в бюджет.
Решение о целесообразности создания того или иного резерва организация принимает самостоятельно. В учетной политике для целей налогообложения прибыли должны быть отражены принятый способ резервирования, предельная сумма резерва и норматив (процент) отчислений.
Проверка правильности образования и учета резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.
Согласно п.3 ст.260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств организация вправе создавать резервы. Данная норма распространяется как на собственника, так и на арендатора амортизируемых основных средств, если в договоре аренды не предусмотрено возмещение указанных расходов арендодателем.
Размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяется по формуле:
Ор = С х Н : 100 % х 4,
где Ор - сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт в отчетном периоде (руб.); С - совокупная стоимость амортизируемых основных средств по состоянию на начало налогового периода (руб.); Н - предельный норматив отчислений (%).
Отчисления, производимые в резерв, включаются в состав прочих расходов в последний день отчетного (налогового) периода.
Совокупная стоимость амортизируемых основных средств (С) - это сумма первоначальной стоимости основных средств, приобретенных после 1января 2002 г., и восстановительной стоимости основных средств, приобретенных до 1 января 2002 г.
Согласно п.1 ст.257 НК РФ при определении восстановительной стоимости основных средств учитывается переоценка, проведенная по состоянию на 1 января 2002 г. Для целей налогового учета указанная переоценка принимается в размере, не превышающем 30% восстановительной стоимости соответствующих объектов по состоянию на 1 января 2001 г. (с учетом переоценки, проведенной на эту дату).
Если в составе амортизируемого имущества организации имеются основные средства, не подвергавшиеся ранее переоценке, то они принимаются в расчет по первоначальной стоимости.
Предельный норматив отчислений (Н) в ремонтный резерв рассчитывается по формуле:
Н = р х 100 % : С,
где р - средняя сумма фактических расходов на ремонт, произведенных за последние 3 года (руб.).
Величина приведенного показателя имеет контрольное значение, поскольку служит основой для определения предельной суммы отчислений в ремонтный резерв в текущем налоговом периоде. Конкретное значение норматива устанавливается с учетом:
периодичности проведения ремонта основного средства;
сроков ремонта;
частоты замены элементов (узлов, деталей, конструкций);
сметной стоимости ремонта.
Организация, осуществляющая резервирование средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта, вправе увеличить предельный размер отчислений, рассчитанный указанным способом, на недостающую сумму финансирования ремонтных работ, но только если в предыдущих налоговых периодах такие работы не проводились.
Согласно учетной политике резерв формируется в допустимо возможном размере.
Предельные норматив и сумма отчислений будут равны (см. табл.1).
Сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва на ремонт основных средств. Если же затраты превысили сумму созданного резерва, то их остаток должен быть включен в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Проверка правильности образования и учета резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.