На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом А.А.Фет и «чистое искусство»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 20.03.2013. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. А.А. ФЕТ В КОНТЕКСТЕ ПОЭЗИИ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» 10
1.1. «Чистое искусство» как направление в русской литературе и критике 50 – 60-х ХIХ в. 10
1.2. Место А.А. Фета среди представителей «чистого искусства» 17

ГЛАВА II. А.А. ФЕТ И ЭСТЕТСТВО 22
2.1. «Красота» и эстетство в эстетике А.А. Фета 22
2.2. Фет как певец Вечной Женственности 33

ГЛАВА III. А.А. ФЕТ КАК ПЕВЕЦ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ 38
3.1. Фетовский лирический герой 38
3.2. Красота «всесильной природы» А.А. Фета 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 62

ЛИТЕРАТУРА 69


"Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…"
К.Д.Бальмонт.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы
Расцвет творчества А.А. Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.
Незаурядный поэтический дар Фета скоро обратил на себя внимание современников. О нем одобрительно высказались не только В.Г. Белинский, но и А.А. Григорьев, Л.А. Мей, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов. Наиболее проникновенные от¬клики на поэзию Фета принадлежали А.В. Дружинину и В.П. Ботки¬ну, верно определившим тип его лирики и неповторимое творческое лицо. Однако их благоприятные отзывы стояли особняком в общем мнении о Фете «пятидесятников» и особенно «шестидесятников». Камерная направленность его творчества, отсутствие социальной ак¬туальности, эстетизм не удовлетворяли демократическую критику, и поэзия Фета была подвергнута осуждению за «бессодержательность». Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.Е. Салтыков-Щедрин, отнюдь не отрицая художественности стихов поэта, хотели от него иного — социальности.
Есть нечто общее в литературной судьбе Фета и Тютчева: оба они получали большее признание со стороны писателей и поэтов, нежели литературных критиков. Высоко ценил стихи Фета И.С. Тургенев, хотя качество его редакторской работы над фетовским сборником стихотворений оспаривается специалистами; в то же время остается непреложным фактом признание Фетом тургеневской правки стихов. Для Л.Н. Толстого Фет — один из любимых авторов. О его стихах восторженно отозвались Ф.И. Тютчев и Я.П. Полонский. Особенно возросло влечение к нему в конце XIX — начале XX в. Если для читателей XIX в., вкус которых был воспитан на классически ясной поэзии Пушкина, лирика Фета нередко казалась «темной» и непонят¬ной, символисты и их предшественники обнаружили в его стихах особые глубины и близкие себе начинания. В.С. Соловьев, Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брю-сов, А.А. Блок, А.Белый и другие писали о Фете как о бесспорной величине в истории русской лирики XIX в., глубоком поэте-ясновид¬це, оригинальном виртуозе в стихотворной технике.
В. Соловьев определял существо лирической поэзии как «самое прямое откровение человеческой души» [5, с. 399]; уточняя свою мысль и опи¬раясь прежде всего на лирику Фета, это откровение он связывал с внутренней красотой души человеческой, способной индивидуально воспринимать всеобщий смысл бытия.
В послереволюционные годы судьба наследия Фета оказалась про-тиворечивой. Не сразу он был признан и понят, хотя систематически издавались сборники его стихотворений. Названный поэтом «чистого искусства» вслед за критиками-«шестидесятниками», он первоначаль¬но не был истолкован с должной объективностью и сочувственным пониманием. Лишь в 50-х годах наметился поворот к нему как к лирику природы и творцу прекрасного в своих стихах.
Дальнейшее осмысление своеобразия творческой индивидуальнос¬ти Фета, его поэтического миросозерцания, а также типа лирических произведений поэта, взаимодействия жанров лирики и их деформа¬ций остается современной насущной задачей изучения.
Исходя из необходимости новых работ, определяющих точно место Фета в русской поэзии, мы и определили тему нашего исследования: «А.А. Фет и «чистое искусство».
Целью работы является установление эстетического отношения А.А.Фета к «чистому искусству».
Задачи исследования:
1. Определить место Фета в поэзии его времени.
2. Выявить суть фетовской концепции красоты.
3. Установить взаимосвязь красоты в фетовском понимании и эстетства.
4. Выяснить панэстетическую позицию А.А. Фета.
5. Определить тип лирического героя А.А. Фета и особенности его поэтического мира.
Обзор литературы. Много для нового объяснения поэзии Фета сделали Д.Д. Благой [11; 12] и Б.Я. Бухштаб [16; 17], они подготовили ценные научные издания его стихов; в основе публи¬каций, осуществленных этими учеными, лежат те принципы, которые были приняты самим поэтом. Был уяснен жизненный путь Фета, ука¬зано на своеобразие его личности — сочетание практичности в жи¬тейском поведении с высоким настроем в моменты творческого вдох¬новения. Ученые определили характер литературных и философских влияний на поэта, особенности эмоционального тона его стихов, поэ¬тических склонностей и интересов. Д.Д. Благой доминантой поэзии Фета считает идею и чувство красоты, и этот тезис ученый убедитель¬но развернул в своих исследованиях [11; 12]. В небольшой и очень просто написанной книге Д.Д. Благого «Мир как красота: О “Вечерних огнях” А.Фета» речь идёт не только о цикле сборников фетовских стихотворений, выходивших под одним и тем же названием, но и дан сжатый очерк поэтики Фета [11]. Небольшая книга Б.Я. Бухштаба «А.А. Фет: Очерк жизни и творчества» поможет разобраться и в запутанной биографии Фета, и в особенностях его поэтики [17].
На новый уровень осмысление проблемы места Фета в поэзии XIX в., его отношений с Н.А. Некра¬совым поднял Н.Н. Скатов [60; 61]. Подготовлены многочисленные издания стихотворений Фета; содержательные вступительные статьи и ком¬ментарии дают возможность углубленного изучения наследия поэта. В этом отношении много сделано такими учеными и литературными критиками, как В.В. Кожинов, В.И. Коровин, Л.А. Озеров, Н.Н. Скатов, А.Е. Тархов. Научный и широкий читательский интерес к поэту нарастает. Книги Л.А. Озерова [50; 51], Е.А. Маймина [44] выводят Фета к массовому чита¬телю, авторы делают свежие и весьма сочувственные наблюдения над его поэзией. Новое направление в изучении наследия Фета наметила Г.П. Козубовская, вскрывающая мифологическую основу образной системы поэта [33]. Выдающийся современный стиховед М.Л. Гаспаров в статье «Фет безглагольный» написал о том, как “отказ” от глаголов в некоторых стихотворениях Фета связан с его художественным мироощущением [23]. Анализ эстетических взглядов Фета сделан Л. Розенблюмом в статье «Фет и эстетика «чистого искусства» [57]. Большую роль в научном изучении наследия Фета и его популяризации играют энтузиасты из Курска, проводящие Фетовские чтения. Почитатели поэта берегут память о нем и охраняют места, где проходили годы его жизни.
Научная новизна работы вытекает из темы. Попытка обстоятельного анализа лирики Фета и его отношения к «чистому искусству» предпринимается впервые. Необходимость такого исследования назрела давно.
В качестве метода исследования использовался традиционный исторический подход к динамике литературного процесса, а при анализе текстов Фета – традиционная методика, основы которой заложены русским стиховедением, в частности, В.В.Виноградовым, В.М.Жирмунским, Б.В.Томашевским, Б.М.Эйхенбаумом, а также принципами анализа поэтического текста, разработанными Ю.М.Лотманом.
Материалом исследования послужили сборники стихов А.А. Фета. Хронологические рамки работы – от первого сборника стихов, опубликованного в 1840 году, до смерти Фета в 1892 году – позволяют выявить эволюцию творческого метода, соотнося ее с общими тенденциями развития русского стиха в XIX веке.
Практическая значимость работы – в возможности применения систематизированного в ней материала для дальнейшего изучения поэзии А.А. Фета. Результаты исследования позволяют представить более цельную картину развития эстетической системы А. Фета. Работа может быть полезна учителям русского языка и литературы при проведении уроков литературы, посвященных творчеству А. Фета.
Структура работы. Работа состоит из вступления, трех глав, заключения, списка литературы (74 ист.).
Во вступлении рассматривается значение лирики Фета, его место в русской литературе (рядом с Тютчевым), возрастающий интерес к его лирике, фетовские традиции, споры о Фете, об его отношении к «чистому искусству»; указывается на необходимость работ, определяющих точно место Фета в русской поэзии; уточняется цель работы и задачи, проводится обзор литературы, посвященной А.А. Фету.
В первой главе «А. Фет в контексте поэзии «чистого искусства» рассматривается: актуальность понятия «чистое искусство» в 60-е годы XIX века; противопоставление поэзии демократической, гражданской, некрасовской и чистой, свободной; «чистое искусство» как творчество бестенденциозное, отрешенное от общественных проблем, когда, по словам Н.С. Лескова, в искусстве отрицались все посторонние цели, кроме самой красоты [42, с. 488]; отрицание «чистого искусства» революционно-демократической критикой (Д. Писаревым, Н. Чернышевским, М. Салтыковым-Щедриным); отрицание в 60-е гг. Фета как представителя «чистого искусства»; двойное отношение к Фету М. Салтыкова-Щедрина: признание как мастера и отрицание как консерватора «человеконенавистника»: Фет «отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает» [58, с. 59]; полемика с Н. Некрасовым в стихотворении «Псевдопоэту», понимание Фетом своего творчества как «свободной песни», независимой даже от служения народу; фетовская позиция (творить красоту) в стихотворении «Только в мире и есть…»; центральное место Фета среди таких представителей «чистого искусства», как Я. Полонский, А. Майков, Н. Щербина, Н. Греков; Фет как харизматическая фигура среди поэтов «чистого искусства», как эталон «чистого искусства»; особенность Фета в служении жизни и человеку как родовому понятию вне его социальных координат; неприменимость к Фету понятия «искусство для искусства», ибо в его лирике искусство не самоцельное.
Во второй главе «А. Фет и эстетство» рассматривается: противостояние понятий «красота» и «эстетство» в эстетике А. Фета; отрицание эстетства как красоты изящной, аристократической; поклонение Фета вселенской красоте, установление живой связи с мирозданием; панэстетизм А. Фета; «представление Фета об эстетическом как о глубинной сущности мира» [47, с.100]; стихи Фета о распространении красоты на все мироздание, о назначении человека – «просиять над целым мирозданьем»; Фет как певец Вечной Женственности – предтеча В. Соловьева и А. Блока, который записал в дневнике: «Громадность философии Соловьева и Блока – вне сомнений – их музыку мы слушаем на земле, а любви их нет границ» [13, Т.1, с. 149]; космическое местопребывание «молодой царицы» («Качаясь, звезды мигали лучами»); женственные звуки мироздания («Сияла ночь»); мысль о схождении вечной женственности на землю («О, не зови! Страстей твоих так звонок…») и катастрофичность этого; элегизм фетовской лирики как следствие невозможности этого.
В третьей главе «А. Фет как певец человека и природы» рассматривается: фетовский лирический герой и его романтизация; гармония души в изображении фетовского человека («Я пришел к тебе с приветом»); изъятие всего болезненного из внутреннего мира человека; небесный лик фетовской женщины («На заре ты ее не буди»); Фет как соглядатай природы, как певец прекрасных мгновений бытия; изображение в природе неуловимого, трепетного, тайного, мгновенно меняющегося; природа Фета как одухотворенный универсум, как великое одухотворенное единство; сближение Фета и Тютчева на философской почве.
В заключении указываются фетовские традиции в поэзии, подводятся итоги исследования, делаются выводы о необходимости Фета как поклонника вечной красоты в наши дни, воспитателя эстетического вкуса.........


ЛИТЕРАТУРА
I. Источники
1. Фет А.А. Вечерние огни. Серия «Литературные памятники». – М., 1979, – С. 543, 621.
2. Фет А.А. Из-за границы. Письмо второе. – М., 1978.
3. Фет А.А. Избранное. – Смоленск: Русич, 2003. («Библиотека поэзии»).
4. Фет А. А. Стихотворения. Библиотека поэта (Большая серия). – Л., 1986.
5. Фет А.А. Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1982.
II. Научно-критическая литература
6. Абрамовская И.С. Очерки Фета «Из-за границы»: к истории полемики о сущности искусства. // Вестник Новгородского государственного университета. 2003. - № 25, - С. 41 – 45.
7. Айхенвальд. Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
8. Архангельский А. Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892). Художественный мир поэта // Литература в школе. – 2001. - № 24.
9. Ачкасов А.В. Философия поэзии А.А. Фета. // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета (Тезисы докл. к фетовским чтениям 1991 г. в г. Курске (второй выпуск). – Курск, 1992, – С. 13 – 16.
10. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. – М., 1982.
11. Благой Д.Д. Мир как красота (О "Вечерних огнях" А. Фета). – М., 1981.
12. Благой Д.Д. Афанасий Фет – поэт и человек // Афанасий Фет. Воспоминания. – М., 1983.
13. Блок А.А. Собр. соч.: В 6 томах. Т.1, 5. – Л., 1980.
14. Боткин В.П. Стихотворения А.А. Фета. – СПб., 1856.
15. Брюсов В. Я. Далекие и близкие. – М., 1912, – С. 20 – 21.
16. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. – Л., 1970.
17. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. – Л., 1990.
18. Воронова О.Е. Импрессионизм как способ поэтического мировидения в лирике Фета // Проблемы художественного метода, жанра, стиля в русской литературе. – М., 1995. – С. 24-33.
19. Воронова О.Е. Мифопоэтизм в художественной системе Фета // Филологические науки. – 1995. - № 3, – С. 23 – 32.
20. Векенродер В.Г. Фантазии об искусстве. – М., 1977.
21. Вулих Н.В. «Вечерние огни» А.А. Фета в свете сегодняшнего дня // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета (Тезисы докл. к фетовским чтениям 1991 г. в г. Курске (второй выпуск). – Курск, 1992, – С. 3 – 4.
22. ГапоненкоП.А. О поэтике А.А. Фета // Литература в школе. – 2000. – № 8, – С. 2 – 5.
23. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова. // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. П. О стихах. – М., 1997, – С. 21 – 32.
24. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.
25. Городецкий Б.П. Русские лирики. Историко-литературные очерки. – Л., 1974.
26. Дерябина Е.П. Тургенев и Фет: спор о творчестве. // Вестник Новгородского гос. унив., 2003. – № 25, – С. 56 – 61.
27. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 18. – Л., 1978, – С. 73, 97.
28. Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX в. Пособие для учителя. – М., 1975, – С. 217 – 230.
29. Зырянов О.В. Ситуация любви к мертвой возлюбленной в русской поэтической традиции // Гуманитарные науки. Выпуск 3. 2001. - № 17.
30. История русской литературы XIX века. 40-60-е гг.: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – 2-е издание. – М., 2001, – С. 507.
31. Касаткина В.Н. Движение художественного мировидения А.А. Фета // Русская словесность. – 1996. – № 4, – С. 10 – 18.
32. Ковтунова И.И. Языковые портреты русских поэтов. // Русский язык, 2002. - № 13.
33. Козубовская Г. П. Поэзия А. Фета мифология: Учеб. пособие по спецкурсу. – Барнаул, 1991.
34. КоноваловаЛ.И. Своеобразие творческой индивидуальности Фета-художника. // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета (Тезисы докл. к фетовским чтениям 1991 г. в г. Курске (второй выпуск). – Курск, 1992, – С. 9 – 10.
35. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972, С. 62.
36. Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. – Воронеж, 1964.
37. Кожинов В. Фет и эстетство. // Вопросы литературы. – 1975. – № 9.
38. Кошелев В.А. “Лирическое хозяйство” Фета // А.А. Фет. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. – М., 2001, – С. 10.
39. Кузнецов И.С. Элементы поэтики романтизма в лирике А. Фета. // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета (Тезисы докл. к фетовским чтениям 1991 г. в г. Курске (второй выпуск). – Курск, 1992, – С. 20 – 22.
40. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы. М., 1983.
41. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. Кн. для учителя. – М., 1990.
42. Лесков Н.С. Чертовы куклы // Собр. Сочинений. В 11 томах. Т. 8. – М.,1958.
43. Лотман Л.М. А. Фет. «Не спрашивай, над чем задумываюсь я…» // Поэтический строй русской лирики. – М., 1973, – С. 189 – 198.
44. Маймин Е.А. А.А. Фет. – М., 1989.
45. Мандельштам О. Заметки о поэзии. – М., 1996.
46. Максимов Л.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. – Л., 1981, – С. 10.
47. Минц З.Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92, кн. 1. – М., 1980.
48. Мирский Д.С. Фет // Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р.Зерновой. – London, 1992, – С. 355–360.
49. Мурашов А.А. Проблема словесного воплощения самосознающего «я» в лирике А.А. Фета. // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета (Тезисы докл. к фетовским чтениям 1991 г. в г. Курске (второй выпуск). – Курск, 1992, – С. 7 – 8.
50. Озеров Л.А. Фет: о мастерстве поэта. – М., 1970.
51. Озеров Л.А. То, что вечно, - человечно. // Фет А.А. Улыбка красоты. Избранная лирика и проза. – М., 1995.
52. Недоброво Н. Милый голос. Избранные произведения. – Томск, 2001, С. 207.
53. Некрасов Н. А.. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах, Т. 9. – М., Гослитиздат, 1950.
54. Писарев Д. И. Собр. соч. в 4 тт. Т.1. – М., 1956.
55. Пушкин А.С. Избранные произведения. – М., 1992.
56. Порошенков Е.П. Подтекст в лирике А. Фета. // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета (Тезисы докл. к фетовским чтениям 1991 г. в г. Курске (второй выпуск). – Курск, 1992, – С. 10 – 13.
57. Розенблюм Л. А. Фет и эстетика «чистого искусства»// Вопросы литературы, 2003, №2, – С. 105 – 163.
58. Салтыков-Щедрин М.Е. Наша общественная жизнь // Собр. Сочинений. В 20 томах. Т. 6. – М., 1968.
59. Северикова Н.М. Мировоззрение А.А. Фета // Вестник Моск. унив. – 1992. – № 1, – С. 35 – 44.
60. Скатов Н.Н. Далекое и близкое. – М., 1981.
61. Скатов Н.Н. Лирика А. Фета (истоки, метод, эволюция) //Русская литература. – 1972. – № 4.
62. Соболев Л. Лирика Фета. // Литература. – 1997. – № 10.
63. Соловьев В. С. О лирической поэзии // Философия искусства и литератур¬ная критика. – М, 1991.
64. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 2000. (Перечитывая классику).
65. Сухих И. Мир Фета: мгновение и вечность // Звезда. – 1995. – № 11, – С. 123 – 133.
66. Сухих И.Н. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. // Фет Афанасий. Стихотворения. – СПб.: Академический проект, 2001.
67. Тархов А.Е. Музыка груди (о жизни и поэзии А.Фета) // Фет. А.А. Сочинения. В 2 т. – М., 1982.
68. Тархов А. Е. Комментарии к кн.: Фет А. А. Сочинения. Т. 2. – М., 1982.
69. Тархов А. Лирик Афанасий Фет. Комментарии к кн.: Фет А.А. Стихотворения. Поэмы. Переводы. - М., 1985, - С. 3-22.
70. Тютчев Ф.И. Лирика. – М., 1992.
71. Щербаков А.Б. Художественная «ноуменология» А. Фета (О характере творческой рефлексии в цикле «Элегии и думы») // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета (Тезисы докл. к фетовским чтениям 1991 г. в г. Курске (второй выпуск). – Курск, 1992, – С. 4 – 6.
72. Эйхенбаум Б.М. Фет // О поэзии. – Л.,1969.
73. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной...: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990.
74. Якушин Н.И. И этот пламень не угас…// Русская поэзия второй половины XIX века. – М., 2002.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.