На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Влияние эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.3.2013. Сдан: 2011. Страниц: 85. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния
эмоциональных состояний на процессы памяти
у младших школьников
1.1. Процессы памяти и их особенности у младших школьников………… 6
1.2. Возрастные особенности эмоциональных состояний у младших школьников ……………………………………………………………………. 15
1.3. Взаимосвязь процессов памяти и эмоциональных состояний………… 24
1.4. Особенности влияния эмоциональных состояний
на процессы памяти младших школьников…………………………………. 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния эмоциональных состояний на процессы памяти
у младших школьников
2.1. Цель, задачи, организация и методы
опытно - экспериментального исследования…………………………. 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………… 41
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………………….. 48
2.4. Выявление эффективности проделанной работы……………………… 61
Заключение…………………………………………………………………….. 66
Литература……………………………………………………………………. 70

Введение

Актуальность темы исследования. В различные эпохи роль памяти была неодинакова. В древние времена, когда человечество не владело еще письменностью, требования к прочности и точности запоминания и сохранения прошлого опыта были особенно высокими. В настоящее время такое развитие памяти, как способность почти буквально восстанавливать воспринятое ранее, уже не требуется. Да это и невозможно. Резко увеличился объем сведений, которые приходится усваивать и использовать современному человеку. В связи с этим изменились требования, предъявляемые к обучению. Если раньше учиться чему-либо значило главным образом запоминать необходимые для этого сведения, то сейчас на первый план выдвигаются задачи умственного развития детей.
Однако было бы неправильно представлять, что в обучении снята задача запоминания. Многие современные методики обучения построены на так называемой механической памяти. Уже в начальной школе учителя просят заучивать таблицу умножения и правила, что является неестественным для детской психики. Ребенка, который плохо учится из-за того, что не учитываются его особенности, часто ругают и дома, и в школе.
Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.
Этой проблемой занимались такие исследователи, как Л.С. Выгот-ский, А.Н. Леонтьев, Г.Г. Кравцов, 3. М. Истомина, Я.Л. Коломинский и др. Ими сделан вывод о том, что в младшем школьном возрасте совершается переход от непроизвольной памяти к произвольному запоминанию и припоминанию. Непроизвольное запоминание ещё играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника, но постепенно произвольная память становится той функцией, на которую опирается вся учебная деятельность ребенка. Активная мотивация, а также установка, уточняющая деятельность, ставят произвольное запоминание в более благоприятное положение по сравнению с непроизвольным. Необходимым условием запоминания служит понимание - учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимать то, что надо запомнить, дает мотивацию запоминания: запомнить, чтобы сохранить знание, приобрести навыки не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.
Однако, память не является какой-то самостоятельной функцией, а тесным образом связана с личностью, в том числе и с её эмоциями и эмоциональными состояниями. Роль эмоций в управлении поведением человека велика, практически все исследователи эмоциональной сферы отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский, П.В. Симонов, 3. Фрейд, П. Фресс, и др. ).
Эмоции оказывают влияние на процессы памяти и влияние положительных и, отрицательных эмоций различно. Таким образом, проблемой данного исследования явилось изучение влияния эмоциональных состояний на процессы памяти младших школьников.
Объект исследования: процессы памяти у младших школьников.
Предмет: влияние эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников
Цель исследования состояла в выявлении характера влияния эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников;
База исследования: МОУ СОШ № 2 г. Городца Нижегородской области, 1 «а» класс.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что занятия по обучению младших школьников управлению своим эмоциональным состоянием будет способствовать повышению у них качества процессов памяти.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить характер влияния эмоциональных состояний на процессы памяти у младших школьников.
3. Изучить особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников в разных эмоциональных состояниях.
4. На основе изучения, разработать и апробировать с младшими школьниками систему работы по обучению управлению своим эмоциональным состоянием с целью повышения качества процессов запоминания и воспроизведения, выявить её эффективность.
Методологические основы исследования:
- общие теории эмоций П.К. Анохина, Л.С. Выготского, АН. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна, П.В. Симонова, Р. Фресса, Я. Рейковского, К. Изарда;
- различные теории памяти Г. Эббингауза, К. Левина, П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко и др.;
- положение о единстве эмоций и познавательных процессов Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, АН. Леонтьева, В.К.Вилюнаса, П. Фресса и Ж. Пиаже и др.;
- работы по изучению условий и закономерностей развития памяти младших школьников П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.Я. Ляудис, Л.С.Выготского З.М. Истоминой, П.П.Блонского и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по теме исследования, систематизация, синтез, обобщение;
- эмпирические: диагностические методики «Изучение особенностей запоминания и воспроизведения словесного материала» (3. М. Истомина, в интерпретации Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной) и «Эмоциональный статус личности» (другое название «Три квадрата») Э.Т. Дорофеевой.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений..........

Список литературы

1. Аболин Л М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
2. Альманах психологических тестов. - М: КСП, 1995
3. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984,
4. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта.- СПб.: Респекс, 1994.
5. Афонькина Ю.А. К проблеме диагностики произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста// Психолог в детском саду, №1, 1998
6. Батракова С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся: Учебное пособие. - Ярославль, 1982.
7. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совешенство, 1998.
8. Блонский П.П. Память и мышление: В книге избранных психологических произведений - М.: Просвещение, 1964
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968
10. Васильев И. А. Исследование соотношений познавательных и эмоциональных процессов в американской психологии // Вопросы психологии. - 1976. - № 2.
11. Вилюнас В К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1986.
12. Виноградов Ю. Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. - М.: Наука, 1975
13. Возрастная и педагогическая психология. Учебник под редакцией А. В. Петровского – М.: Просвещение, 1979.
14. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова.- М: Просвещение, 1967.
15. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995
16. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
17. Гнедова Н.М. Самоконтроль в мнемическнх процессах у дошкольников. В кн.: Развитие логической памяти у детей /Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Педагогика, 1976
18. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М.: Наука, 1980.
19. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: Крон-Пресс, 1996
20. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Владос, 1999
21. Дорофеева Э. Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний//Проблемы моделирования психической деятельности. - Новосибирск, 1978. - Вып. 2.
22. Житникова Л.М.Учите детей запоминать.- М.: Просвещение, 1985
23. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование// Вопросы психологии,1999,№ 4
24. Запорожец А. В., Неверович Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. - 1974. - № 6.
25. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.
26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2001
27. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. М: Наука, 1990.
28. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. -М: Просвещение, 1967.
29. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Педагогика, 1978
30. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. - М: Евразия, 2000.
31. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Литера, 1996
32. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей 6летнего возраста.- М.: Просвещение, 1988.
33. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. –
Ярославль.: Литера., 1997
34. Куприянович Л. И. Резервы улучшения памяти. -М.: Наука, 1987
35. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. С-Пб., Питер, 2004
36. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М: ЧеР, 1998.
37. Лук А. Н. Эмоции и личность. - М.: Прогресс, 1982.
38. Ляудис В.А. Память в процессе развития. – М.: издательство МГУ, 1976
39. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
40. Немов Р.С. Психология. Т. 1-3.– М.: Владос, 2001
41. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера,


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.