На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат История интеллигенции и ее роль в развитии русского общества

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 21.3.2013. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1. Социокультурное значение интеллигенции 5
2. Интеллигенция как феномен русской культуры 10
3. Роль интеллигенции в развитии русской культуры 15
Заключение 21
Список литературы 24


Введение
О российской интеллигенции справедливо говорят как о единственном, неповторимом явлении истории и потому ей, как и всему уникальному, крайне затруднительно дать удовлетворительное определение. Это не значит, что она вовсе неопределима, напротив, она даже сама определяет себя, как теоретически, так и практически. И хотя не всегда представление о себе и самомнение является истинным, однако, при историческом подходе нельзя не учитывать этих самоосмыслений и самоопределений, анализ которых способствует формированию действительного определения, а не просто дефиниции.

«Отправной точкой в понимании интеллигенции становится социальная и нравственная значимость личности, определенный тип мировоззрения. Этапами социальной эволюции российской интеллигенции являются: 40-е гг. XIX - "кающиеся дворяне", 60-е гг. - разночинцы, 70 - 80-е гг. - народники, 90-е - марксисты. Для этих групп были характерны резко выраженная идейная и эмоционально-волевая направленность их деятельности. Все больше звучало идеологическое содержание: интеллигент - враг рутины и застоя, искатель новой правды…

Можно выделить специфические черты интеллигенции XIX и начала XX веков: а) маргинальность (находится между классами, а не «парящий класс» - Мангейм); б) оппозиция по отношению к власти, мотивированное также чувством вины по отношению к «страдающему» народу. Именно в этот период революционных изменений ведущей идеей была идея «служения народу»» [10.-с.109].

В современной русской языковой практике существуют понятия «интеллектуал» и «интеллигенция». Они различаются по содержанию. Понятие интеллектуал - интернациональное. Под ним понимается человек, профессионально занимающийся умственным трудом. В российских условиях образованный человек выделялся еще и «интеллигентностью», т.е. общепризнанными культурно-нравственными качествами (например, естественным стремлением подчинить свои поступки служению истине, добру и красоте). Общественные дискуссии на эту тему (70 - 90-е гг. XX века) выявили, что большинство под понятием «интеллигенция» понимает именно такое, функционально-духовное содержание. Советские социологи, стремясь максимально объективировать эту категорию, под интеллигенцией стали понимать слой людей, занятых на рабочих местах, требующих высшего или среднего специального образования. Такое понятие в теории не привилось. «В социологической литературе ныне высказывается идея о том, что русская интеллигенция как социальное явление все больше уходит в историю. На ее месте появился и начинает процветать слой интеллектуалов, не выходящих в своих устремлениях за пределы своих функциональных обязанностей» [10.-с.109-110].

Мы будем работать по следующему плану: охарактеризуем социокультурное значение интеллигенции, рассмотрим интеллигенцию как феномен русской культуры и скажем несколько слов о роли интеллигенции в развитии российского общества.


1. Социокультурное значение интеллигенции

«Первооснова возникновения термина «интеллигенция» - греческий язык. Из него термин перешел в латинский язык еще в первом столетии до н.э. Содержание понятия восходит к Аристотелю. Он этот термин употребил для обозначения человека, сознание которого направлено не только на мир природы, но и на самого себя (самопознание, саморефлексия)»[10.-с.108]. Из латинского (intelligentia - понимание, познавательная сила, знание), это слово перешло и в другие языки.

Понятие «Интеллигенция» по своему происхождению является категорией русской культуры, и в большинство европейских языков (французский, немецкий, английский и др.) пришло из России в 19 веке. «Определенным аналогом русского слова «интеллигенция» (но без значения собирательности) в западноевропейской культуре стал термин intellectuels («интеллектуалы»), и попытки западных деятелей культуры (например, Бальзака) ввести в обиход слова, по-французски наиболее адекватные будущему русскому «интеллигенция» (intelli-gentiels, intelligence), так и не прижились» [1.-с.195].

Интеллигенция - в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей, профессионально занимающихся сложным умственным (по преимуществу интеллектуальным) трудом. В соответствии с таким, в значительной степени социологизированным пониманием этого термина (сложившимся относительно поздно, в 19 веке) принято говорить, например, о творческой и научно-технической; провинциальной и столичной; разночинной, дворянской, рабочей и т.д. Однако генетически понятие «Интеллигенция» является чисто культурологическим и означает, прежде всего: круг людей культуры, т.е. тех, чьими знаниями и усилиями создаются и поддерживаются ценности, нормы и традиции культуры. Не утрачивается до конца в понятии «интеллигенция» и его изначальный смысл, заключенный в латинском термине: понимание, знание, познавательная сила, - именно эти свойства, присущие определенной категории людей, оказываются определяющими их деятельность, ведущими в их общественном значении и социокультурном статусе.

Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Она объединяет людей самых разных уровней: от программистов компьютерных систем до духовных лидеров общества. Разное у них образование, разный духовный мир, разные приоритеты. Вместе с тем их объединяет ряд признаков присущих интеллигенции:

«Ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии.

Единство духовной природы человека - интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает. Верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость. Более высокие нормы морали, чем в обществе в целом.

Глубоко развитое понимание своего «Я», независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность.

Мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением, позиций. Противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции, нетерпимость к другой творческой оригинальности.

В интеллигенте нередко уживаются одухотворенность с меркантилизмом, высокая степень самосознания с эгоцентризмом. У него нередко бывают причуды и капризы, он нарушает общепринятые нормы поведения. Но из мозаики его душевных надрывов появляются идеи, поступки, которые бывают очень нужны обществу.

Интеллигенция это сплав умственной и нравственной культуры» [11.-с.203-204].

Следует выделить основные функции интеллигенции, в соответствии с которыми ее можно разделить на основные группы:

«Хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных ресурсов, удержание норм и ценностей, исторической памяти. Без обеспечения такой функции невозможно ни сохранение общества, ни его адаптация к изменяющимся условиям»[4.-с.349]. Именно она ложится........


Список литературы

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие / А.И. Арнольдов. - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.
2. Бердяев Н.А. Образование русской интеллигенции и ее характер. Славянофильство и западничество // Н.А. Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. - с. 17 - 30
3. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - 240 с.
4. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч.I - М.: Аспект-Пресс, 1994. - 384с.
5. История русской культуры IX - XX вв.: Пособие для вузов / Под. ред. Л.В. Кошман. - М.: Дрофа, 2003. - 480 с.
6. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник / Н.Н. Козлова. - М.: Ключ-С, 1998. - 192 с.
7. Кормер В. Двойное сознание интеллигенции и псевдо - культура. М., 1997. - 312 с.
8. Культурология XX век: Энциклопедия. Том 1: А - Л / Глав. редактор С.Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447 с.
9. Лазарева А.Н. Интеллигенция и религия. К историческому осмыслению проблематики "Вех" / А.Н. Лазарева. - M.: ИФРАН, 1996. - 85 с.
10. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Минюшев. - М.: Академический Проект, 2004. - 272 с.
11. Терехов А.С. Российская интеллигенция и ее ответственность за судьбы отечества // Введение в культурологию: Учебное пособие в 3 частях. Часть II / Под общ. редакцией В.А. Сапрыкина. - М.: МГИЭМ, 1995. - с. 198 - 219
12. Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // Успенский Б.А. Этюды о русской истории. - СПб.: Азбука, 2002. - 480 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.