Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диплом Теоретические основы проблемы профессиональной ориентации старшеклас-сников

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 25.3.2013. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы проблемы профессиональной ориентации старшеклас-сников……………………………………………………………………………….……….8
1.1 Понятие профориентация, дифференцированный подход. Исторический аспект…………………………………………………………………………….8
1.2 Изучение школьников в целях профориентации……………………………17
1.3 Дифференцированный подход как условие успешной профессиональной ориентации старшеклассников………………..………………………………20

Глава II. Исследовательская работа………………………………………………...…….25
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….…25
2.2 Формирующий эксперимент. Апробирование программы ,,Я и моя профессия”..........................................................................................................30
2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………...….32

Заключение ……………………………………………………………………….………..33
Литература…………………………………………………………………………..……..35
Приложения…………………………………………………………………….………….36

ВВЕДЕНИЕ

Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте
Элеонора Рузвельт

Выбор профессии сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От про-думанного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профе-ссию – значит найти своё место в жизни; поспешность, легкомысленность может растратить жизненные устремления и сделать человека несчастным [1, с. 34].
Ответить на вопрос ,,Кем стать?” фактически означает найти способ реализации собс-твенного ,,Я”. Однако на пути свободного поиска своего ,,Я” люди сталкиваются с различ-ными неожиданностями, препятствиями и сложностями. связано это с недостаточной инфор-мированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, ко-торые предъявляются к выбравшими ту или иную профессию.
Переход страны на рыночные отношения в условиях научно-технического прогресса и период затяжного экономического кризиса привели к радикальным изменениям на рынке труда. Появились новые профессии и специальности, изменился престиж профессий, вырос-ла безработица. В этих условиях выбор профессии становится особенно проблематичным. Предприятия принимают на работу более квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций людей. Именно в таких условиях приходится самоопределяться совре-менным подросткам и молодежи. Когда не ясны еще перспективы дальнейшего развития страны (да и всего мира в целом) многим приходится выстраивать перспективы собственного личностного и профессионального развития.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной под-готовленности кадров в ещё большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы про-фессиональной ориентации молодёжи, поскольку профессиональные намерения значитель-ной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства и кадрах определённой профессии. Профориентация молодёжи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Её правильней назвать общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов не достаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодёжи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать сущест-венное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодёжью, адаптацию её к профессии.
Опыт зарубежных стран показывает, что конкуренцию на рынке труда выдерживают наиболее высококвалифицированные работники. Выпускники же школ, средних специаль-ных и высших учебных заведений в силу неудовлетворённости к выбранной профессии ока-зываются не способными к конкуренции и становятся безработными. По данным центра социально-профессионального самоопределения института содержания и методов обучения РАО половина учащихся, как правило, своё профессиональное будущее не связывают с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда; 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессий, не умеют адекватно оценивать свои возможности; 44 % не осведомлены о том, где учиться, чтобы получить профессию по интересующей их сфере труда. Поэтому не случайно, что до 15-20 % абитуриентов ока-зываются непригодными к избранной профессии; 20-25 % прерывают учёбу; до 30 % вы-пускников трудоустраиваются не по специальности.
Таким образом, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответст-вующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития про-фориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выби-рающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без пре-доставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о пот-ребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свиде-тельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их при-тязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствие здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.
В этой ситуации возрастает значение деятельности школы по профориентационной работе с учащимися.
Знакомясь с педагогической литературой, можно сделать вывод, что ещё в конце XIX начале XX века появились литературные вопросы профессиональной ориентации молодёжи. Во Франции, к примеру, в 1849 году вышло ,,руководство по выбору профессий”; в 1889 году в России была издана книга профессора Петербургского университета Н.И. Кареева ,,Выбор факультета и происхождения университетского курса”.
Таким образом, зародившееся в конце XIX начале XX века движение по организации профессиональной ориентации получило свой толчок от требований само жизни, её социально-экономического развития. Выдающиеся педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Т.С. Шацкий внесли достойный вклад в разработку различных вопросов профориентации. В своих работах они чётко определили политическое, народнохозяйственное и педагогическое значение профориентационной работы, правильного выбора профессии.
П.П. Блонский, развивая программу воспитания ,,хорошего работника” в школе, обосновал необходимость начинать профориентационную работу с начальных классов путём знакомства с профессиями на основе углубленных знаний по интересам и практической пробы своих сил, что является своеобразным применением дифференцированного подхода в процессе профориентации учащихся.
В кругах современных психологов и педагогов поддерживается мнение, что наиболее эффективным способом обнаружения и развития профессиональных способностей детей является ,,погружение” их в соответствующую деятельность. То есть за время обучения все учащиеся должны попробовать свои силы в различных видах трудовой деятельности. Здесь речь идёт о дифференцированном подходе, с применением которого согласны 15 % опроше-нных экспертов, 66 % респондентов считают этот подход желательным, но полагают, что в школе нет условий приобретения начальных профессиональных навыков по нескольким профессиям.
Неординарен подход педагога Н. Рогановского к организации дифференцированного подхода в профессиональной ориентации в школах. Он предлагает выделить в дифферен-циации два этапа: подготовительный и основной. Задача подготовительного этапа – выявить и сформировать наклонности и интересы учащихся. На этом этапе не обязательно делить школьников на различные уровни, потоки, группы. Достаточно факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов. На основном этапе вводятся блоки обяза-тельных предметов и предметов по выбору учеников. И те, и другие изучаются на двух уровнях: общекультурном и повышенном. Взгляд Н. Рогановского на проблему организации дифференциации довольно нестандартен, так как обычно считается, что классы с углуб-ленным изучением отдельных предметов целесообразно создавать, когда профессиональные наклонности и интересы учащихся уже выявились и сформировались.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов про-фессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (руко-водитель Б.А. Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школь-ников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль: Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы профессиональной консультации молодёжи, банк профессикарт (Е.А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров; Н.К. Степаненков, Минск); общественно значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, Ташкент; П.А. Шавир, Тюмень; Н.Н. Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к созна-тельному выбору профессии (Г.П. Шевченко, Луганск).
Таким образом, дифференциация обучения определяет характер деятельности групп учеников. Учёные называют подобную дифференциацию ,,внутренней” так как она, чаще всего осуществляется по общим интеллектуальным и психофизиологическим особенностям учеников.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что выбор профессии – сложный и длительный процесс. Дифференцированных подход к профессиональной ориентации уча-щихся обусловлен тем, что разносторонние качества личности каждый ученик проявляет в зависимости от индивидуальных особенностей.
Дифференцированная работа необходима для коррекции склонностей и способностей в соответствии с избираемой профессией в рамках отрасли, профессии широкого профиля или специальности. Корректировать выбор профессии требуется и тем, у которых здоровье не позволяет выбрать желаемую профессию. Дифференцировать нужно и факторы, которые оказывают одинаковое влияние на отдельных учащихся. На одних учеников решающее влияние оказывают учебные предметы, школьные кружки и факультативы, на других – родители, на третьих – средства массовой информации и т.д.
В последнее время вопросам профориентации уделяется серьёзное внимание, но вызывает тревогу то, что удовлетворённость своей профессией низка во всех образова-тельных группах, включая лиц, на получение которого затрачены огромные усилия. За этими цифрами и текучесть кадров, и плохая работа, и множество человеческих драм [8, с. 17].
Исходя, из актуальности данного вопроса объектом исследования является процесс профориентационной работы.
Предмет исследования: дифференцированный подход, как условие успешной профориентационной работы.
Цель исследования: выяснить, является ли дифференцированный подход условием для успешной профриентации учащихся.
Гипотеза исследования: дифференцированный подход явится условием успешной профессиональной ориентации учащихся, если своевременно изучить индивидуальные особенности личности подростка и систему профориентационной работы реализовывать с их учётом.
Задачи исследования:
1. Изучить основные понятия ,,дифференциация”, ,,дифференцированный подход”, ,,профориентация” через анализ психологической, педагогической научной литературы.
2. Проанализировать на базе образовательных учреждений МООШ, с. Каховка и СПОШ № 2, г. Благовещенска, является ли дифференцированный подход условием успешной профессиональной ориентации.
3. Разработать и апробировать программу по профориентации.
4. Диагностика профессионального определения учащихся...........


ЛИТЕРАТУРА

1. Белова И.А. Проблемы профориентации молодёжи // Социс. – 2000. – № 5. – С. 24-28.
2. Выпускник перед выбором профессии / Под ред. Е.М. Бабосова. – М.: Просвещение, 1989.
3. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодёжи. – М., 1989.
4. Захаров А.С. Профориентация школьников. – М.: Просвещение, 1989.
5. Ильин Е.П. Психология. – Питер, 2004.
6. Исмаилов А.Р. На пути к профессии. – М., 1989.
7. Карнаух С.В. Введение в специальность социальный педагог. – Благовещенск, 1998.
8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 2000.
9. Куда пойти учиться в Амурской области. – Благовещенск, 2003.
10. Колосова Л.А. Профессиональная ориентация учащихся и трудовые семейные династии. – Воронежский университет, 1992.
11. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. – М., 1990.
12. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: Сфера, 2005.
13. Прощицкая Е.Н. Выдирайте профессию. – М., 1991.
14. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдигтейна. – М., 1987.
15. Павлютенков Е.М. Кем быть. – Киев, 1989.
16. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация молодёжи. – М., 1989.
17. Сазонов А.Д. Профориентация молодёжи. – М., 1991.
18. Стопелинков Н.К. Учебное методическое пособие. – Минск, 1998.
19. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.. 2001.
20. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. – М.: Сфера, 2005.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.