На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование законов Хаммурапи в области регулирования семейных отношений

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 25.03.2013. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 2
Глава I. Историографии 17
Глава II. Политика государства по отношению к семье. 20
2.1. Регулирование брачно-семейных отношений. 36
2.2. Имущественные отношения между супругами и членами семьи. 39
2.3. Измена 43
2.4. Развод 48
Глава III. Политика государства по отношению к обычаям в семейном праве 50
2.1.Обычаи в семейном праве 50
2.2.Применение законов и обычаев 54
2.3.Взгляд государства на внебрачные отношения 55
Заключение 58
Список литературы 61


Введение
В 1901 году французская археологическая экспедиция, рас¬капывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Ва¬вилона, в XVIII столетии до н. э.
Целью настоящей бакалаврской работы является изучение законов Хаммурапи в области регулирования семейных отношений. Задачами является изучение аспектов регулирования семейно - брачных взаимоотношений, имущественных взаимоотношений между супругами и членами семьи, возможностью развода и стратегий поведения супругов при факте измены. Семейная тема не перестает быть актуальной во все времена и при помощи анализа законов Хаммурапи в этой сфере мы сможем понять как особенности взглядов на семейную сферу в то время, так и лучше осознать настоящее состояние этого вопроса.
Актуальность данной бакалаврской работы заключается в том, что по данной проблеме в отечественной истории имеется определенное количество исследований, в котором в разной степени затрагиваются вопросы посвященные семейно брачным отношениям.
Однако проблемы ментальности не получили обобщенного характера. Мы в бакалаврской работе предприняли попытку проанализировать на основе имеющихся исторических источников влияния государственной политики и обычаями народа и как семейно брачные взаимоотношения влияют на формирование ментальности людей того периода.
За основной метод исследования нами был принят анализ литературных источников о законодательстве Хаммурапи. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи жезл -символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было а обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу. У древних евреев бог Ягве самолично является на гору Синай, чтобы вручить Мои¬сею скрижали законов. В другом случае еврейские законодатели пытались пред¬ставить составленные ими законы неожиданно найденными в храме. Древние египтяне верили в то, что их легендарный царь - законодатель Сесострис получил законы из рук самого бога. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полнос¬тью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. Законник оказался в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и выве-зенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное . Но дни славы Элама бы¬ли, очевидно, слишком короткими. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали ка¬мень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный на город¬ской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права. Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть к правосудию. Дошли документы о нем как о судье. В одном из своих писем он дает инструкцию насчет допроса взяточников, в другом - требует явки очевидцев. Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокуп¬ность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному поло¬жению), то должно выбить его зуб». Такую форму изложения называют «казуальной». Авторы Законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это разли¬чие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось. В некоторой своей части Законник восходит к более древним - шумерийским законам. Много общего имеется между ним и недавно найденным Законником царя Билаламы из города Эшнуны, который составлен на 200 лет раньше. Можно предпо¬ложить, что, объединив в единое государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им всем общее законодательство .
Во времена шумеров города под названием Вавилон еще не существовало. Лишь где-то в начале II тысячелетия до н.э. с появлением амореев на развалинах Шумеро-Аккадского царства начали возникать новые города, возводившиеся, как правило, по берегам рек, главных «дорог» в те времена, когда шумерская система оросительных каналов была уже в значительной степени разрушена. В этих городах понемногу укреплялись самостоятельные царства — возникали и через какое-то время распадались вновь. Все эти государства строились по образцу погибшего Шумеро-Аккадского царства — с единой властью царя и большим количеством чиновников, управлявших закабаленным народом .
Месопотамия превратилась, как и на заре своей истории, в «страну множества городов». Среди этих городов долгое время ничем не выделялся Вавилон — небольшое поселение одного из племен амореев, говоривших на аккадском языке. Этот язык, заимствовавший у шумеров письменность, к тому времени стал основным разговорным языком большей части жителей Междуречья.
В 1792 г. до н.э. на трон Вавилона взошел Хаммурапи – шестой царь Первый аморейской династии. Он открыл новую страницу в истории Месопотамии — страницу возвышения Вавилона. Этот жестокий, расчетливый и умный деспот очень быстро довел до конца процесс объединения городов, уже давно, хотя и крайне вяло, протекавший по всей стране. Под властью Хаммурапи оказалась вся Нижняя Месопотамия и значительная часть Верхней. Столицей нового царства стал Вавилон. Этот период в истории Месопотамии называется в современной истории Старовавилонским.
Междуречье досталось Хаммурапи не в самом лучшем состоянии. Столетия войн разрушили сложнейшую сеть ирригационных каналов, и почва стала по большей части непригодна для земледелия. Это тяжело сказалось как на частных земельных владениях, так и на крупных государственных и храмовых хозяйствах. После падения III династии Ура большая часть земель, ремесел, торговли перешла в частные руки . Зачастую продавались и покупались должности жрецов — кощунство, ранее совершенно неслыханное. Жители уже не зависели от государства, поскольку порой его просто не было. Толпы бедняков скитались по городам, готовые продать себя в кабалу за кусок хлеба. С другой стороны, в это время перед предприимчивыми людьми открывались небывалые возможности. Купец, например, отдавал правителю города некоторую часть доходов от торговой деятельности, а остальное оставлял себе. С местными правителями было гораздо проще договориться, чем с суровыми, работавшими под страхом казни за воровство чиновниками шумеро-аккадских царей. Поэтому торговля, как международная, так и внутри страны, ожила.
В крайне бедной стране, какой была Месопотамия ко времени Хаммурапи, процветали ростовщики. Мелкие земледельцы, чтобы как-то выжить, вынуждены были брать у ростовщиков серебро под высокие проценты. Из-за скудных урожаев им приходилось, чтобы расплатиться, продавать в кабалу кого-то из членов семьи, либо — но это была уже крайняя мера — продавать ростовщику землю.
Дело шло к тому, что вскоре вся земля могла оказаться в руках небольшого количества частных землевладельцев-богачей, которые стали бы серьезной властью в государстве. Но Хаммурапи решительно затормозил этот процесс. Он не был заинтересован в том, чтобы богачи превратились в главную политическую силу. Каждые пять лет царь выпускал специальные указы, называвшиеся «указами о справедливости». Указ обязывал всех богачей отпустить на свободу должников, батрачивших у них, и вернуть прежним хозяевам землю, отобранную в качестве уплаты долга. Эти меры по большей части оказывались действенными, хотя богачи-кредиторы всячески пытались увильнуть от исполнения царских указов.
Объединив большую часть Месопотамии под своей властью, Хаммурапи принялся наводить порядок в экономике страны. Он опять запретил частным купцам вести внешнюю торговлю и взял купцов на государственную службу. Храмы, успевшие к этому времени стать довольно богатыми землевладельцами, были вынуждены вернуться «под царское крыло». Они снова сделались государственными учреждениями и утратили экономическую свободу. Самым решительным образом Хаммурапи запретил продажу земли внутри госу¬дарства, за исключением участков в городах для строительства домов. Этим он старался предотвратить обнищание подавляющей части населения страны и сохранить, таким образом, мир и покой внутри государства .
Как и правители времен III династии Ура, Хаммурапи создал чрезвычайно разветвленную систему управления страной. В его руках находились все нити хозяйственной жизни царства. Сохранившиеся до наших дней архивы из дворца Хаммурапи свидетельствуют, что царь подробно вникал во все аспекты экономической и политической жизни страны. Он вел обширную переписку со своими чиновниками -во всех городах. Некоторые документы из царских архивов позволяют сделать вывод о том, что Хаммурапи дал возможность простым гражданам обращаться прямо к нему с жалобами на чиновников или богачей.
Вообще судебная реформа, проведенная Хаммурапи, стала едва ли не важнейшим его деянием — по крайней мере самым известным для потомков. Стремясь к тому, чтобы во всех сферах жизни страны решающее слово оставалось за царской властью, Хаммурапи направил во все крупные города своих судей. Он свел воедино и записал законы, по каким надлежало вести судебные дела в стране, то есть ввел единообразие в судебной системе.
ЦАРСТВОВАНИЕ ХАММУРАПИ
Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.
Укреплению позиций Вавилонского царства в Месопотамии способствовал целый ряд событий. Государство Ларса в 1834 г. до н. э. стало легкой добычей эламитов. Некоторые северные области, в том числе территории городов Мари и Эшнунны, попали во временную зависимость от Ассирии. Существует мнение, что Хаммурапи для того, чтобы более уверенно действовать на юге, на короткий срок признал свою зависимость от царя Ассирии Шамшиадада 1.
Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и, скорее всего, активно готовился к военным действиям .
На седьмой год царствования при поддержке Римсина, достаточно сильного эламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор о взаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепить свое влияние на захваченных землях, дальновидный политик уже через два года построил канал, о значении которого говорит само название - "Хаммурапи-изобилие" .
Еще одним дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза с северо¬западным соседом - государством Мари. Хаммурапи посодействовал тому, чтобы на троне этого государства утвердился представитель местной династии Зимрилим, а не наследник умершего ассирийского царя Шамшиадада I, к политике которого вавилонский правитель давно испытывал недоверие. В результате политическое и экономическое положение государства Мари значительно укрепилось. О расцвете Мари во времена правления Зимрилима свидетельствует интенсивная торговля со многими восточно-средиземноморскими государствами, в том числе с такими отдаленными островами, как Кипр и Крит, а также строительство великолепного дворца - подлинного шедевра архитектуры, слава о котором распространилась далеко за пределами царства. Оба государства-союзника - Вавилон и Мари - теперь действовали согласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, из которой следует, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действий в средней Месопотамии. Кроме того, известно, что при дворе Хаммурапи находились постоянные представители Зимрилима.
Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15 - 16-му гг. правления Хаммурапи превращается в одно из самых влиятельных государств в Месопотамии.
В 30-й год своего правления Хаммурапи удалось не только остановить вторжения, но и нанести поражение царству Эшнунне и выступившим на его стороне войскам Элама. Спустя год после победы над северными врагами царь Вавилона разгромил Римсина, в прошлом своего союзника, а теперь главного конкурента в борьбе за господство в Двуречье. Ларса была присоединена к владениям Хаммурапи, а Римсин вынужден был бежать, возможно, в Элам.
Как уже отмечалось, Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен о деятельности своего союзника благодаря наличию налаженной дипломатической службы в соседнем государстве. Уже во время похода на Ларсу, почувствовав изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместных с вавилонским царем боевых действий и отозвал свои войска. В результате победы над Эшнунной пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи совершил два опустошительных набега. Времена, когда цари Вавилона и Мари называли друг друга братьями, канули в лету. Несмотря на то, что Хаммурапи в 33-м году царствования захватил земли недавнего союзника, Зимрилим, правитель некогда богатого и сильного царства, неохотно расставался с мыслью о независимости своего государства. Через два года Хаммурапи предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стены столицы. В руины был превращен и великолепный царский дворец, символ былого могущества.
Так постепенно под власть Вавилона попадали все новые территории. Хаммурапи подчинил себе и территорию Ассирии с ее столицей Ашшуром. Скорее всего, сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чем свидетельствуют документальные сообщения о военнопленных из Элама.
Таким образом, на рубеже XIX - XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. С XIX по VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) -область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата - нередко определяли термином Вавилония.
Созданное Хаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилоном просуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначились тенденции к некоторому упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов и завоевание Вавилонии касситами. Несмотря на это, Вавилонию времен царя Хаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно называть колыбелью цивилизации.
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, не потеряло своей актуальности. Судебники являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя эти законы по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство -тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также о нравах, об обычаях государства того времени. Если хорошо поискать то можно привести еще массу примеров, причем не только из вавилонского кодекса, потому что мировоззрение государства, т. е. людей его составляющих всегда закрепляется в обычаях, а те, в свою очередь могут повлиять на составление законов .
Законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) - шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама) . Сейчас хранятся в Луврском музее в Париже .
Структура законника Хамурапи.
Клинописный текст состоит трех частей : введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов : чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перёд сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.
Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы:
Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени ".
Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов .
Затем Хаммурапи перечисляет свои благочестивые деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них. Иначе говоря, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми "новыми" общинами - от Ура и Эреду у персидского залива до Ашшура и Ниневии на среднем Тигре. В то же время ново и важно, что подчеркивается " вечность " царской власти в Вавилоне. Характерно, что, перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур и Эреду - древнейшие культовые центры Двуречья, а затем уже Вавилон, бог которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду.
Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: "Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности. Царь благоразумия. Сень страны, Ярый телец, забодавший противника. Укротитель врагов, Пастырь людей" и т.п. Наконец, вводимый словом "отныне", начинается собственно текст законов .
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм и обычаев.
Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий.
Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие "простейшие" случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте где они могут быть вставлены .
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву.
Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом "если" после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий.
При издании текста законов современными учеными он был разбит на " параграфы ", или " статьи ", снабженные нумерацией (сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов -282.
Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по " предмету " регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и " изменение " судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается пртивоправного завладения чужим имуществом.
Поэтому следующий раздел (п. 26 - 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за " дезертирство ", как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за " кражу ").
Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Проводя общий анализ законов Хаммурапи, мы можем отметить всеобъемлющее значение данного законодательства. Например, следующие разделы посвящены:
п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.
п.127 - 195 - семейное право.
п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.
п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).
Законы Хаммурапи охватывают многочисленные правовые вопросы современного ему вавилонского общества.
Первые 5 статей (нумерация статей установлена современными учёными) посвящены вопросам судопроизводства .
Статьи 6—13 определяют наказание за кражу и указывают способы установления кражи.
Статьи 14—20 направлены против кражи детей и рабов и против укрывательства беглых рабов. Здесь же устанавливается размер награды за поимку беглого раба.
В статьях 21—25 рассматриваются разнообразные случаи грабежа.
Статьи 26—41 регулируют обязанности и права воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения.
Статьи 42—47 определяют права и обязанности лиц, арендующих землю.
Следующие пять статей (48—52) устанавливают пределы права ростовщика на урожай заложенного ему поля.
Статьи 53—56 налагают кару за небрежное использование ирригационной сети. Статьи 57—58 защищают владельцев полей от ущерба, наносимого стадами.
Статьи 59—66 решают различные вопросы, связанные с владением садами, в том числе и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника.
Следующие статьи, содержавшиеся в разрушенных столбцах надписи, были посвящены отчасти вопросам владения домами и строительными участками, отчасти различным видам ростовщичества.
К ним примыкают статьи 100—107, говорящие о купцах — тамкарах и их помощниках. Корчмы, являвшиеся вместе с тем и вертепами, рассматриваются в статьях 108—111.
Праву хранения и долговому праву, связанному с обеспечением займа личностью членов семьи должника, посвящены статьи 112—126.
Очень большое место (статьи 127—195) занимает семейное право.
Отдел, содержащий статьи 196—225, устанавливает размер кары за телесные повреждения.
Законодательство Хаммурапи, как и законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний на вмешательство богов .
Исключение составляют лишь статьи 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвинённому в колдовстве, или к замужней женщине, обвинённой в прелюбодеянии, применение так называемого "божьего суда". К далёкому прошлому восходят постановления о каре за телесные повреждения согласно принципу "око за око, зуб за зуб".
Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.
Законы Хаммурапи действовали в Вавилонии довольно долгое время и повлияли на формирование правил и законов как в Ассирийском царстве, так и позже, в Нововавилонский период.
На первый взгляд, законы Хаммурапи могут показаться на редкость нелогичными: с одной стороны, невероятная жестокость наказаний за кражу, с другой — поразительная для древнего государства забота о бедняках. Значительная часть законов Хаммурапи направлена на то, чтобы богачи не могли притеснять бедняков и отбирать у них имущество, скот и главное богатство — землю.
Однако в общем контексте своего времени эти законы абсолютно логичны и представляют собой стройную систему законодательных актов. Защищая бедняков от полного разорения, вавилонский царь ограждал себя от возможного политического усиления богатых горожан и землевладельцев, а кроме того, от бунтов, причиной которых могло стать полное обнищание значительной части населения .
Защита собственника от покушений на его собственность — другая сторона той же проблемы. Вопрос собственности имел первостепенное значение как для простых жителей Месопотамии, так и для их правителей, поскольку именно собственность — царская, храмовая или частная — обеспечивала нормальное функционирование государства. Законы Хаммурапи служат наилучшим доказательством тому ..........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.