На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Проблема общения в психологии

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 25.03.2013. Страниц: 59+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Изучение общения как научного феномена 7
1.1.1. Категория общения в психологической науке 7
1.1.2. Структура, функции, основные понятия общения 16
1.2. Изучение общения как реализации общественных и межличностных отношений 22
1.2.1. Структура направленности общения. 22
1.2.2. Сравнительная характеристика сторон и видов общения 23
1.3. Изучение социального влияния. Виды влияния и противостояния чужому влиянию. 30
1.4. Изучение психологических барьеров общения 36
1.4.1. Понятие психологических барьеров общения 36
1.4.2. Специфика психологических барьеров в общении 37
1.4.3. Виды барьеров непонимания в общении 42
Выводы по главе 44
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 46
2.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 46
2.2. Организация и методика исследования 47
2.2.1. Методика на выявление характера взаимоотношений с людьми 48
2.2.2. Методика измерения уровня потребности в общении 49
2.2.3. Методика «Склонность к одиночеству». 50
2.2.4. Контрольная методика - опросник «Самооценка коммуникативных навыков» 50
2.3. Результаты и их обсуждение 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ I. МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ II. ЦИФРОВОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ 68


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что наша жизнь немыслима без общения. Общение изучается различными науками: социологией, философией, медициной, педагогикой. Мы же будем рассматривать общение с точки зрения психологии. Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знакомыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. В виду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
В общении человек самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.
Общение пронизывает всю жизнедеятельность личности. Формы общения крайне многообразны. Однако, в конечном счете, они определяются объективными условиями, прежде всего характером общественно-экономической формации. Каждое поколение людей застает как нечто данное определенную сумму производительных сил, капиталов и социальных отношений. Общение, выраженное в непосредственных межиндивидуальных связях людей, всегда соответствует определенным исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникации и реализуется в соответствии с нормами социально приемлемого поведения (Леонтьев А.А., (1974)).
Целью данной дипломной работы является анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть теоретический анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
3. Провести экспериментальное исследование.
Предмет исследования: анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
Объект исследования: основные направления научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
Гипотеза: может существовать тесная взаимосвязь между уровнем развития потребности в общении у подростков и семейными условиями, в которых протекает его жизнедеятельность.
Проанализируем определения, которые дают общению различные авторы.
М.С. Каган рассматривает общение как один из видов человеческой деятельности, которому присущи соответствующая структура и атрибуты (по А.В. Мудрику, (1984)).
Л.П. Буева (1978) предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы» (по А.В. Мудрику, (1984)).
В.М. Соковнин (1974) анализирует человеческое общение как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и взаимовлияние.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Саму же деятельность можно рассматривать как необходимое условие общения (по А.В. Мудрику, (1984)).
Попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения предприняла Г.М. Андреева. Характеризуя общение, она выделила в нем три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся) и перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).
Анализ исследований психологов приводит к выводу о том, что независимо от того, признает это сам исследователь или нет, но фактически почти все исследования общения ориентированы на одно из вышеназванных теоретических направлений.
Наряду с выше перечисленными авторами значение общения и его влияние на развитие личности изучали такие российские психологи, как Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.
Исследования Б.Г. Ананьева (1969) нацелены на глубокое и широкое изучение общения, большое значение имеет осмысление уже сделанного в этой области в прошлом, как в психологии, так и в смежных с нею науках.
Б.Г. Ананьев подчеркивает, особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он пишет: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах».
Рассматривая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, Б.Г. Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познание и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.
«Общение, - пишет он, - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения – языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т.е. внеречевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию».
Помимо речевых и неречевых средств общения, Б.Г. Ананьев выделяет и внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, само регуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей (по А.А. Бодалеву (1983)).
Б.Г. Ананьев четко показал значимость категории общения для общей, возрастной и педагогической психологии, а также для психологии индивидуальных различий.
В.Н. Мясищев также внес весомый вклад в разработку комплекса вопросов, относящихся к психологии общения.
По мнению В.Н. Мясищева, связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком.
Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не только в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую и образуют общающиеся люди, считал, что взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия, и в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.
А также, В.Н. Мясищев отмечал, что общение может воздействовать на те или иные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, существенно изменять и перестраивать (по А.А. Бодалеву, (1983)).
Работы В.Н. Мясищева в основном были в области общей психологии, но некоторые его работы были разработаны с точки зрения медицинской психологии.
Общение играет важную роль в формировании личности. Но личность, как мы знаем, на разных этапах развития развивается по-разному. Таким образом, следующим этапом в нашей работе будет анализ развития личности в подростковом и юношеском возрасте с учетом, что общение является ведущим видом деятельности.......


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова С. Возрастная психология. Высшая школа, - М., 2001.- 319 с.
2. Асеев В. Возрастная психология: Учебное пособие. – Ир¬кутск, ДРОФА, 1999. - 456 с.
3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. – Избр. труды М.: Педагогика, 1983.
5. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. - 317 с.
6. Брунев Дж. Психология познания. ВЕЧЕ, - М., 1987. – 458 с.
7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет-ровского. – М., АСАDЕМА, 1999. - 567 с.
8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ, 2000. - 311 с.
9. Войскунский А. Я говорю, мы говорим. М., МИР, 1990.-313 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.-450 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь - М: Лабиринт, 1996. - 459 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., ДРОФА,- 1984.- 385 с.
13. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
14. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 1998. -316 с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М: Педагогика, 1986 . – 240 с.
16. Добровт А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.- 411 с.
17. Дубов И.. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.
18. Игумнов С. А. Психопатия и психокоррекция детей и подростков. – М.: изд. института психотерапии, 2000. - 459 с.
19. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. - 319 с.
20. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, Лада, 1997. - 311 с.
21. Коломинский Я. Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. - 563 с.
22. Кривцова С. В. Подросток на перекрёстке эпох. – М.: Генезис, 1997. - 447 с.
23. Кулганов В. А., Юнацкевич . И. Метод графологической психодиагностики личности. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №3, 1994.
24. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., ДРОФА, 1993.- 289 с.
25. Лергамов Е.К. Подросток. Минск, 1996. - 413 с.
26. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов ЛАДА, 1986. – 134 с.
27. Леитес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., ДРОФА, 1991. - 565 с.
28. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., Высшая школа, 1994. - 358 с.
29. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. - 230 с.
30. Леонтьев. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика , 1983 . – т 1. - 429 с.
31. Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка - М: Издательство АПМ РСФСР, 1956. - 556 с.
32. Люблинская А.А. Детская психология, - М: Просвещение, 1971. - 259 с.
33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М: Пресс, 1977. – 425 с.
34. Матвеев В. Ф.. Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.: Просвещение, 1987.-310 с.
35. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 1996 N 4.
36. Мир детства: младший школьник. – М., Высшая школа, 1998. - 529 с.
37. Мудрки А. В. О воспитании старшеклассников. – М.: Просвещение, 1976. - 219 с.
38. Мухина В.С. Детская психология - М: Просвещение, 1985.- 95 с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., ДРОФА, 1997. – 256 с.
40. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960. - 323 с.
41. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 1999. - 217 с.
42. Немов Р. С. Психология т. 1 – М.: Владос, 1995. - 439 с.
43. Немов Р. С. Психология т. 3 – М.: Владос, 1998. - 467 с.
44. Нестерова С. Формы и методы организации психологической помощи подросткам. Журнал практического психолога № 12 – М., 1999.
45. Протасова Н. И. Психологическая диагностика девиантного поведения несовершеннолетних. – Астрахань АГПУ 2000. - 197 с.
46. Психология педагогического общения / И. В. Страхов. Саратов, 1980 - 459 с.
47. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Самара. Изд. Дом Бахарах, 1998. - 349 с.
48. Ремщмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. - 411 с.
49. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, Виеда, 1992. - 475 с.
50. Семиченко В. А. Психология общения. – Киев Магiстр – S, 1998. - 559 с.
51. Семиченко В. А. Психология социальных отношений. – Киев Магiстр – S, 1998. - 314 с.
52. Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. К., 1991. - 475 с.
53. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону Феникс, 1997. - 513 с.
54. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М„ 1987. – 419 с.
55. Фридман Л. М., Пушкина Т. А; Каплуновин И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. - 149 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.