На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологическое сопровождение развитияличности ребенка-инвалида

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.03.2013. Страниц: 68+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА. 9
1.1. Роль и значение психологического сопровождения
в развитии личности ребенка-инвалида 9
1.2. Особенности работы педагога – психолога с различными
категориями детей-инвалидов 30
Выводы 39
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 40
2.1. Принципы и этапы исследования 40
2.2. Содержание и результаты опытно-
экспериментальной работы 45
2.3. Программа психологического сопровождения развития
личности ребенка-инвалида 50
Выводы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и постановка проблемы исследования.
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак¬торы психологического сопровождения.
Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не яв¬ляются предметом специального исследования. Хотя пробле¬ма психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушения¬ми психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, на¬блюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за по-следнее десятилетие увеличилась в два раза.
В 1995 году в органах социальной защиты населения со¬стояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получаю¬щих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. – 2–3 % детской популяции
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными на-следственными заболеваниями, среди них 70–75 % являются инвалидами (А.М. Панов, 1995).
Инвалидность у детей означает существенное ограни¬чение жизнедея-тельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об¬щества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися откло-нениями в развитии является одним из основных и главных в истории специ-ального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.
У истоков учения возникновения аномального развития стояли такие видные исследователи как В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д.И. Азбукина, Т.А. Власовой, А.Н. Грабарова, Л.В. Занкова, Ф.М. Новика и других.
Большой вклад в разработку теоретических основ обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии внесли ведущие ученые-олигофренопедагоги Н. П. Долгобородова, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, Х. С. Замский, М. С. Певзнер, И. М. Соловьев. В их трудах коррекция рассматривается как неотъемлемая сторона образовательно-воспитательной работы специальной школы.
Теория и практика психологического сопровождения детей с отклоне-ниями в развитии значительно обогатилась благодаря большому количеству публикаций, в которых освещен опыт работы учителей специальных школ (авторы публикаций – учителя В.А. Грузинская, Е.Д. Микулина, А.Н. Смирнова, К.Ф. Ширина и другие).
В настоящее время проблемой психологического сопровождения развития детей-инвалидов занимается достаточно малое число исследователей (Мамайчук И.И., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мас-тюхова Е.М., и др.).
Мы полагаем, что сегодня сложились необходимые предпосылки для исследования проблемы психологического сопровождения развития детей-инвалидов, в частности, вопросов, связанных с организацией коррекционной работы с детьми, страдающими физическими и психическими отклонениями в процессе проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий, с целью развития личности детей-инвалидов, что и определило тему настоящего исследования «Психологическое сопровождение развития личности детей-инвалидов».
Цель исследования – рассмотреть особенности психологического со-провождения развития личности детей-инвалидов.
Объектом исследования являются дети-инвалиды дошкольного и школьного возраста.
Предмет исследования – психологическое сопровождение развития личности детей-инвалидов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была вы-двинута общая гипотеза исследования: внедрение в учебно-воспитательный процесс специальных учреждений программы психологического сопровождения необходимо для нормального формирования и становления личности детей-инвалидов.
Задачи исследования:
– осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– проанализировать теоретический и практический опыт организации и проведения психологического сопровождения развития детей-инвалидов;
– рассмотреть основные направления деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению развития личности детей-инвалидов;
– разработать программу психологического сопровождения развития личности детей-инвалидов.
Методологические и теоретические основы исследования. Настоящее исследование основывается на ряде общепедагогических и общепсихологических принципов, среди которых особое значение имеют: принцип системного подхода предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин; принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии.
Кроме того, исследование опирается на теории и концепции, раскрывающие особенности развития личности в детском возрасте (Л. С. Выготский, И. Ю. Кулагина, Э. Эриксон и др.), теории психологии субъекта и его деятельности А. В. Брушинского, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, В. А. Петровского, концепции психологии индивидуальности В. С. Мерлина и В. В. Белоуса; идеи гуманизации образования в рамках личностноразвивающей парадигмы (А. Г. Асмолов, Е. И. Исаев, И. Б. Котова, В. А.Петровский, В. А. Сластенина и др.); концепции психологического сопровождения личности на разных этапах ее развития (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов и др.); исследования психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта работы педагогов-психологов специального образовательного учреждения; изучение документации на учащихся; направленное педагогическое наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся; анкетирование родителей и педагогов-психологов; экспериментальное проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с последующим анализом их эффективности.
Практическая значимость заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе специальных учреждений при организации работы по психологическому сопровождению развития личности детей-инвалидов.
Базой экспериментального исследования стало специальное учреждение – центр «Доверие», и дети разных возрастных категорий (от 3 до 15 лет) с различными психическими и физическими отклонениями от нормы (всего 26 человек).
Этапы исследования:
I этап (август 2004 – ноябрь 2005 гг.) – научно-методического поиска – изучение, анализ, теоретическое обобщение научных подходов по проблеме исследования.
II этап (ноябрь 2004 – декабрь 2005 гг.) – организационный – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
III этап (декабрь 2004 – январь 2005 гг.) – констатирующий эксперимент – выполнялось диагностическое исследование, направленное на изучение личности детей-инвалидов.
IV этап (январь 2005 – март 2005) – заключительный – были обобщены полученные результаты и подготовлена программа по психологическому сопровождению развития личности детей-инвалидов.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 8 приложений.
Основное содержание работы.
Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования; опреде¬лен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и мето¬ды исследования; показаны его этапы, теоретическая и практи¬ческая значимость.
В первой главе «Проблемы психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида» рассмотрены роль и значение психологического сопровождения в развитии личности ребенка-инвалида; особенности работы педагога – психолога с разными категориями детей-инвалидов.
Во второй главе «Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы» предлагается анализ результатов диагностики детей-инвалидов и собственно сами результаты опытно-экспериментальной работы; а также предлагается программа психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида в рамках деятельности педагога-психолога специального учреждения.
И теоретическая и экспериментальная главы дипломного исследования заканчиваются выводами.
В заключении также сделаны основные выводы по результатам исследования, предлагается список литературы и приложения, содержащие экспериментальный диагностический материал, а также программу психологического сопровождения развития личности ребенка-инвалида в рамках деятельности педагога-психолога специального учрежде-ния......


ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире //Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 3–16.
2. Алексеева Л. С. и др. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе «Детская личность». Президентская программа «Дети России». – М., 1997.
3. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Велико-британии. //Дефектология. – 1997. – № 3.
4. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.
5. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. – 1998. – № 3.
6. Возрастно-педагогический подход в консультировании детей и подростков: Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. В. Буршенская, Е. И. Захарова, О. А. Каробанова и др. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
7. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор, 1996.
8. Гомезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов всех специальностей педагогических ВУЗов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожден¬ными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. – 1998. – № 2.
10. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской – М., 2000.
11. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001.
12. Захаров А. И. Неврозы у детей. – СПб., 1996.
13. Иващенко Г. М., Ким Е. Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа «Дети России». – 2001.
14. Карвялис В. Специальное образование детей с ограничен¬ными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 1996. – № 1.
15. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
16. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.
17. Мак-Дермонт Я., О,Коннор Д. НЛП и здоровье: Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск, 1998.
18. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследо¬вания, как основа для построения проблемы развития). //Дефектология.– 1997. – № 4.
19. Матейчек З. В. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992.
20. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.
21. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
22. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.
23. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
24. Немов Р. С. Психология. Книга 1. – М., 1998.
25. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
26. Онебьева В. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2002.
27. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., Издательский цент «Академия», 2002.
28. Павлов И.Н. Социальная работа с инвалидами. – М.: Просвещение, 1996.
29. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ог¬раниченными возможностями - эффективная форма соци¬ального обслуживания семьи и детей //Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М., 1997.
30. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М., 2001.
31. Практическая психология образования./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
32. Программа создания государственной системы раннего выявления специальной помощи детям с отклонениями в развитии //Школьный психолог. – 2002. – № 6.
33. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов./Под общ. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.
34. Психологические тесты в двух томах. Том I. / Под ред. А. А. Карелина. – М.: «Владос», 2003.
35. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития.// дошкольное воспитание. – 1998 - №12.
36. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И. В. Дубровиной 4-е изд. Изд. Центр «Академия», 2000.
37. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.
38. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. // Вопросы психологии. – 20001 - №4
39. Смирнов Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
40. Современные подходы к болезни Дауна /Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. – М.: Педагогика, 1992.
41. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями /Общ. ред. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – М., 1996.
42. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитываю¬щих детей с отклонениями в развитии. //Дефектология. – 1998. – № 1.
43. Урантаева Г. О., Афонькина Ю. А, практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Под ред. Г. А. Урантаевой. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
44. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения, 4 части. – М., 1998.
45. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. 4 части. – М., 1998.
46. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителей. – М.: Просвещение, 1987.
47. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998.
48. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М., 1998.
49. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2001.
50. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников спе¬циальных школ для детей с нарушениями слуха. ///Дефек¬тология. – 1998. – № 1.
51. Шмидт В. В., Шмидт В. Р. Проблемы психологической коррекции глазами детских практических психологов. // Детский практический психолог. – 1996. - № 1-2.
52. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
53. Эриксон Э. Г. Детство и общетсво / Пер. с науч. Ред. А. А. Алексеев 2-е изд. перер. И доп. – СПб., 2000.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.