На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Основные виды работы практического психолога в наркологическом диспансере и их взаимодействие.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.03.2013. Страниц: 108+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Возможности использования основных видов деятельности практического психолога в формировании «лечебной среды» в наркологическом диспансере……………………………………………….7
1.1. Наркомания как социальная и психологическая проблема……7
1.2. Особенности работы практического психолога в наркологии и формирование «лечебной среды» в наркологическом учреждении…………………………………………………..……………21
1.3.Участие психолога наркологического диспансера в решении задач диагностики и экспертизы…………………………………………………46
Основные выводы……………………………………………………….53
Глава 2. Психологическая характеристика основных видов деятельности практического психолога в наркологическом диспансере……………………………………………………………………..56
2.1. Психопрофилактическая работа …….…………………………….56
2.2.Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с больными и членами их семей……………………..……………………….72
2.3.Подготовка больных, оказывающих помощь в проведении психокоррекционной работы и самокоррекции..…………………………87
2.4. Опытно-экспериментальное изучение влияния коллективной групповой работы психолога с «зависимыми»……………………………95
Основные выводы…………………………………………………………103
Заключение…………………………………………………………………….105
Литература……………………………………………………………………..108
Приложения……………………………………………………………………118

ВВЕДЕНИЕ
Постоянно растущий интерес к проблеме человека является одним из выдающихся явлений современности. Нацеленность гуманитарного знания на идею значимости личности и ее права на психологическую реабилитацию привели к новому осмыслению ряда проблем, где традиционно господствовали медицина, философия, антропология, генетика. Одной из этих проблем является проблема наркомании.
Несмотря на усилия пропаганды здорового образа жизни в стране, в каждом городе, селе, катастрофически увеличивается число людей, употребляющих те или иные психоактивные вещества, что приводит к деградации личности.
В нашей стране на базе существующей наркологической службы создана сеть специализированных центров и отделений, дневных стационаров и полустационаров, решающих задачи лечения и реабилитации людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. К настоящему времени найдены новые принципы и методы работы с «человеком зависимым», который должен превратиться из социального аутсайдера в «человека проблемного», но не потерянного для самого себя и общества. Практика показала, что врачу удается успешно реализовывать задачи реабилитации на всех трех ее этапах – восстановительном, реадаптационном и собственно реабилитационном, - только в том случае, если ему помогают в этом другие специалисты, в первую очередь психологи, имеющие навыки психокоррекционной работы в наркологии и способные при необходимости использовать психодиагностические методики, позволяющие точнее определить личностные особенности больных, их реальные и потенциальные возможности, достижение длительных ремиссий, оценить эмоциональное состояние, объективизировать динамику лечебного процесса и прогнозировать успешность социально-психологической адаптации больных после прохождения курса лечения. Психологи, работающие в наркологических учреждениях фактически с момента выделения наркологии из психиатрии ощутили себя в качестве «запоздалых, но желанных помощников», которых с большим нетерпением ожидала целая армия людей, потерявших веру в силу традиционной и нетрадиционной медицины. Это и определило актуальность нашего исследования.
Чтобы молодое поколение было здоровым как физически, так и психически, необходимо сформировать позицию здорового образа жизни, выделив в приоритетное направление – профилактику среди всех слоев населения. Болезнь легче предупредить, чем ее лечить.
В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы основные виды работы практического психолога в наркологическом диспансере и их взаимодействие. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической работы психолога в наркологическом диспансере, а его предметом – основные виды работы психолога с «человеком зависимым» и их взаимосвязь.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:
- многомерное воздействие на личность и социальное окружение «зависимых» будет возможно при условии проведения комплекса реабилитационных мероприятий, включающих различные виды диагностической, коррекционной и профилактической работы;
- формирование лечебной среды психологом наркологического диспансера будет эффективным при условии проведения индивидуального, группового и семейного консультирования больных, членов их семей и заинтересованных представителей общественности по различным медико-психологическим и социально-психологическим аспектам болезни;
- подготовка врачей к работе с «человеком зависимым» должна включать обучение методам групповой и психокоррекционной работы.
Для доказательства выдвинутых тезисов были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ основных видов деятельности практического психолога в наркологическом диспансере.
2. Изучить особенности использования основных видов деятельности практического психолога в формировании «лечебной среды» в наркодиспансере.
3. Определить содержание, формы и виды подготовки начинающих врачей методам групповой психотерапии и психокоррекционной работы.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились: гуманистический подход в психотерапии, разработанный К.Роджерсом, идеи современного психоанализа, основные идеи основателей психотерапевтических школ и направлений (К.Г.Юнг, В.Франкл, Ж.Минделл и др.), концепции субъектности личности (А.В.Петровский, В.И.Слободчиков и др.); положения об определяющей роли личности в конструировании жизненных стратегий и ситуаций развития (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, С.Л.Рубинштейн и др.).
В работе использовались также основные концепции и подходы, направленные на работу с алкогольной и наркотической зависимостью и выработку установок на трезвеннический образ жизни, разработанные в отечественной и зарубежной психологии (В.А.Ананьев, Б.С.Братусь, М.И.Буянов, Б.В.Зейгарник, А.С.Никонов, Б.Г.Комиссаров, А.А.Роменко, Г.С.Никифорова, В.Е.Рожнова и др.).
Методы и источники исследования.
Для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы; методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала (категориально-понятийный анализ, проблемологический анализ), методы включенного наблюдения и обобщение собственного практического опыта в наркологии и медицинской практике.
Источниками для проведения исследования стали труды российских и зарубежных ученых в области работы с «человеком зависимым»; научные и учебно-методические публикации по вопросам борьбы с алкогольной и наркотической зависимостью, учебники и учебные пособия по работе практического психолога в различных медицинских учреждениях, методические рекомендации и приказы Министерства здравоохранения РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы различные виды деятельности практического психолога в учреждениях, работающих с «человеком зависимым», показана их взаимосвязь, гуманистичность и аппелирование к субъектности личности; создана модель превентивной работы по развитию личностных качеств, обусловливающих резистентность к алкогольной и наркотической зависимости.
Структура и объем работы. Квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы из 123 наименований и приложений. Объем основного текста составляет 115 страниц.......


Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр "Академия"; Раритет. – 2000. –704 с.
2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. – М., 2002.
3. Александров А.А., Александровна В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога. // Вопр. псих. 2001.-№4.
4. Алимамедова Л. Сладкий обман – смертельный дурман. //Труд. –2000 –16 мая.
5. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. Часть 1. Издание 2, переработанное и дополненное.- Санкт-Петербург, ГМНПП "ИМАТОН", 2002.
6. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. Часть 2. Учебно-профилактическая программа "перешик". Издание 2, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург, ГМНПП "ИМАТОН", 2002.
7. Бабаян Э.А. Наркомании и токсикомании. Руководство по психиатрии / Под редакцией Г.В. Морозова.- М., 1988. Т. 2.
8. Баймухаметов С. Сны золотые Исповеди наркоманов.- М.: Икар, 2000.
9. Барбина Е.М., Погосов А.М. Характеристика патологического влечения к опиумам. –М., 1991.
10. Бездна: пьянство, наркомания, Спид. –М.: Молодая гвардия, 2000.
11. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркомании.- СПб.
"Университетская книга", 2000, 92 с.
12. Белогуров С. Популярно о наркотиках и наркоманиях (материал размещен на Интернет-сайте high.ru).
13. Берн Э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры. –М.: Прогресс, 1991.
14. Битенский B.C., Херсонский Б.Г. и др. Наркомании у подростков. -Киев: изд-во «Здоровя», 1989.
15. Битенский B.C., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Нар-
комания у подростков.- Киев. "Здоровье", 1989, 215с.
16. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М., 2002.
17. Бокий И.В., Цыцарев С.В. Групповая психотерапия больных алкоголизмом в амбулаторных условиях. – В кн.: Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. – Л., 1982, с. 15-21.
18. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма,- М., 1984.
19. Буянов М.И. Размышление о наркомании. – М.: Просвещение, 1990.
20. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. – М., 2003.
21. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – М., 2003.
22. Внимание: опасность (Дети и наркотики) /Под ред. В.В. Стребиж. –Екатеринбург: Динамит, 1996.
23. Галкин В. Снять с иглы: Вступил в силу закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" //Рос. газета. – 2000. –22 апреля.
24. Гамезо М.В., Герасимова В.с., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. –М.:Педагогическое общество России, Изд. дом "Ноосфера",2001 –272 с
25. Ганин М. По дороге в искусственный рай: Наркомания. //Раб. Трибуна. –2000. –20 марта.
26. Геннова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно: Пер. с болг. –М.: Просвещение, 1989. –96 с.
27. Говоров Н.С. Деонтологический аспект раскрытия личности в групповой психотерапии. – В кн.: Проблемы медицинской деонтологии: Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции. – М., 1977, с. 233-234.
28. Гладаревская М. Белая дорога в ночь. //Рос. вести. –2000. –21 марта.
29. Грозит вырождением всей нации. // Вольная Кубань –2000. –17 октября.
30. Гройсман А.А., Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников. – М.: Просвещение, 1987.
31. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2002.
32. Гузиков Б.М., Метроян А.А. Что нас губит. –СПб.: Лениздат, 1996.
33. Гузиков Б.М., Зобнев В.М., Мейроян А.А., Рыбакова Т.Г. Групповая и семейная психотерапия при алкоголизме: методические рекомендации.- М., 1980.
34. Гузиков Б.М. Некоторые клинические и социально-психологические аспекты групповой психотерапии больных алкоголизмом в связи с задачами их реабилитации. – Л., 1982.
35. Гурски С. Внимание родители: наркомания! – М.: Профиздат, 1989.
36. Добсон Ч. Джеймс. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отве-
чает на ваши вопросы. Центр общечеловеческих ценностей. 2000, 575 с.
37. Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов.-
М.: Советская Россия, 1988, 156 с.
38. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
39. Журавлёв Ю. Крестовый поход против наркоугрозы: Страны – члены ООН объединяют свои усилия. //Правда. –2000. –19 июня.
40. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2002.
41. Зуева Т. Профилактика табакокурения. //Воспитание школьников. 2002. №7.
42. Зобнев В.М. О приемственности стационарной и поддерживающей групповой психотерапии больных алкоголизмом. – В кн.: Вопросы реабилитации больных алкоголизмом. – Киев, 1981.
43. Иванец Н.Н., Винникова А.М. Героиновая наркомания. –М., 2002
44. Иванова Е. Как помочь наркоману. – СПб.: ИК "Комплект", 2000, 187 с.
45. Иванова Н. Выработка у ребёнка отрицательного отношения к курению и пьянству. // Твоё здоровье. 1991. -№1.
46. Канаркевич О.С. Формирование трезвеннической установки личности в контексте психологических школ и направлений. Автореф. канд. дисс. – Ставрополь, 2003.
47. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985.
48. Капков А. Мёртвый хватает живого: Специалисты и депутаты ищут способ остановить эпидемию наркомании. // Ваше право –2000. -№19.
49. Колесов Д.В. Не допустить беды. –М.: Просвещение, 1988.
50. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьников. //Вопр. психол. 2001. №1.
51. Комисаров Б.Г., Фоменко А.Л. SOS.: наркомания. –М., 2002.
52. Комментарий к кодексу об административных правонарушениях. –М.: Изд. группа "Проспект", 2000.
53. Косвинцев А. Со скальпелем против наркомании. // Труд. –2000. –13 марта. (О лечении наркоманов хирургическим путём).
54. Кошкина Е.А. с соавт. О распространенности психоактивных ве-
ществ среди населения Москвы. –М.: Пульс, 1996, 18(102), 110с.
55. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб., 2003.
56. Краснопольская М. До 30 они не доживают. //Российская газета. –2001. –12 февраля.
57. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. /Под
ред. Карпеца И.И.- М.: "Юридическая литература", 1990, 267 с.
58. Кто-то там проколол свою душу.: Акция "Слезь с иглы!" // Комсомольская правда. –2000. –26 марта.
59. Кузнецова Т.Д. Дымок от сигареты. Предостережение без назидания. // Биология в школе. –2000. -№3.
60. Левин Б. Наркомания и наркоманы. –М.: Молодая гвардия, 1991.
61. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. – Л. :"Медицина" Ленинградское отделение, 1991, 302 с.
62. Литвак М.Е., Мирович М.О., Золотухина-Аболина Е.В. Бинтование душевных ран или психотерапия. – Ростов н/Д., 2003.
63. Лучкий Я.М. Как избежать наркобеды? / Беседа с главным детским токсикологом Московского здравоохранения РФ. // Труд –2000 –19, 25 июня.
64. Лычко Л.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. -Ленинград: Медицина, 1991.
65. Макаров В.В., Киселева Л.И. Методические рекомендации по наркологии. – Красноярск: Издание медицинского института, 1989.
66. Максимов Ю. Угрожающие тенденции: Мир против наркотиков. // Юрид. газета. –2000. -№11.
67. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. –Ростов н/Д.: Феникс, 2002 –570 с.
68. Материалы Интернет-сайта koi8-www.narcom.ru
69. Материалы интернет-сайта www.kiq.narcom.ru
70. Машавец Л.М., Твелова И.А. Учителю о первичной психолого-педагогической профилактике наркомании и табакокурения: Методическое пособие для учителей школ, педагогов-психологов, студентов педагогических институтов. - Армавир: ИЦ АГПИ, 2004. – 84 с.
71. Машков В. Общество и наркотики. // Человек и закон. –2000. -№6.
72. Мегуага О. Очередная порция наркотика. // Студенческий меридиан. –2000. -№3.
73. Мирошниченко Л.Д. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика – 2002 -№3.
74. Митрохин Н. Что стоит за антинаркотической компанией? //Рус. мысль. –2000. -№42.
75. Можно ли наркоманов лечить принудительно. //Известия. – 2000. –25 февраля.
76. Наркотики: проблема, которую необходимо решить (пособие для педагогов) .//Общ.ред. Е.С.Романова, В.В.Рябов. – М., 2000.
77. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М., 2003.
78. Никонов А.С. За пеленою "кайфа". – Краснодар.: Изда-во КубГУ, 1987.
79. О концепции антинаркотической профилактики // Народное образование –2002 -№7.
80. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.
81. О работе медицинского психолога в наркологическом учреждении. Методические рекомендации. – Ленинград, 1987.
82. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1991, с.287
83. Пабмани А.А. На краю пропасти. –М.: Мысль, 1990.
84. Перленко С. … плюс наркотизм всей страны? // Континет. –2000. -№12.
85. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. –М.: Право, 1990.
86. Профилактика потребления токсических и наркотических веществ несовершеннолетними в учреждениях образования. Пособие для врачей психиатров-наркологов. -М., 2000.
87. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной –М.: 2000.
88. Психологическая помощь и консультирование. /Под ред. Проф. М.К.Тутушкиной. – СПб., 2001.
89. Психология воспитания./Под ред.: В.А. Петровского. –М.: Аспект-Трест. 1996.
90. Пятницкая И.Н. Наркомания. –М.: Медицина, 1994.
91. Пятницкая И.Н. Профилактика токсикомании у подростков: задачи наркологии и психиатрии //Вопросы наркологии. №1. 1988.
92. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. –М.: Просвещение 1991, с.45-46.
93. Рапопорт А. Наркомания. –М.: Медицина, 1994.
94. Рожнов В.Е. Психотерапия алкоголизма и наркоманий. – В кн. Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1979, с. 447-472.
95. РФ. Правительство. "Управление ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП)" Проектный документ соглашения. //Рос. Газета. –2001. –3 февраля.
96. РФ."О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотребления ими": Распоряжение Президента РФ от 17.09.98 -№343. //Российская газета. –2000. –19 сентября.
97. Сидоров Н.Г. Профилактика наркомании и токсикомании в учреждениях образования // Образование в современной школе –2002 -№10.
98. Смирнов А. Вредные привычки (Алкоголь. Курение. Наркомания и Токсикомания) // ОБЖ –2000. -№1.
99. Совет по внешней и оборонной политике. Наркомания в России: угроза нации. Доклад подготовлен рабочей группой под руководством С.А. Караганова, И.Е. Малашенко и Л II. Федорова.- М., 2000.
100. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие
для учителей и родителей. –М.: Издательский центр "Академия",.
2000, 320 с.
101. Ткаченко В.О. О наркотических средствах и психотропных веществах: Уголовно-правовое обеспечение закона. //Юрид.газета. –2000. -№11.
102. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л., 1984.
103. Телешевская М.Э. Наркопсихотерапия при неврозах. – Л., 1969.
104. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. –М.: Право, 1995.
105. Уголовный кодекс. –М.: Право, 2001.
106. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Аракелова Г.Г. – М.: Высшая школа, 1990.
107. Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах: от 08.01.99. -№3 –ФЗ."
108. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной
деятельности подростков.- М.: Педагогика. 1982, 223 с.
109. Фролова Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить. //Народное образование – 2002 -№7.
110. Хан Г.Н., Николаева С.Г. О профилактике наркомании. // Социс. –2001. -№5.
111. Цепкова Е.В., Малько В.В. Психологические аспекты профилактики наркозависимости у подростков // Основные направления развития региональной системы социально психологической поддержки населения. Материалы XII Региональной конференции – Краснодар –2001.
112. Цетлин М.Г., Кошкина Е.А., Шведова М.В. Наркологическая си-
туация в подростковой среде и пути выхода из нее. Учебно-методическое
пособие. -Москва, 1992, 123 с.
113. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 2001.
114. Чайка Н.А., Рахманова А.Г. ВИЧ/СПИД горячая линия. СПб,
1994, 200 с.
115. Чаклин А.В., Миливецкая И.Л. Сохранить здоровье смолоду. –М.: Педагогика, 1987.
116. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. –2-е изд. исправленное и дополненное. –М.: Педагогическое общество России, 2002 –407 с.
117. Шабанов П.Д., Штекельберг О.Ю. Наркомания: патопсихология, клиника, реабилитация. –СПб., 2002.
118. Шапиро Б.Ю. Педагог как консультант: социально-педагогическая помощь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию //Мир психологии, 2003/2.
119. Шлионская И. Искушение XX века. Наркотики в мире людей. // Гороскоп. 2000. -№17.
120. Шпаков А.О. Иллюзия рая: Наркотики, психоделики, яды, аллергены. –М., 2001.
121. Шпицина Л., Казанова Е. Наркотики и личность. Какие черты характера способствуют наркомании. // ОБЖ. –2002 -№17.
122. Энтин Г.М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи. – М., 1979.
123. Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2001.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.