На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.03.2013. Страниц: 72+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Проблемы психолого-педагогического сопровождения развития познавательной активности личности 8
1.1. Основные направления изучения познавательной активности в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Развитие познавательной активности 18
Выводы 28
Глава 2. Теоретические основы использования компьютерных технологий в учебном процессе 30
2.1. Психолого-педагогические аспекты обучения средствами компьютерных технологий 30
2.2. Использование компьютерных технологий на отдельных этапах обучения математике в старших классах 40
Выводы 49
Глава 3. Экспериментальное исследование развития познавательной активности подростков при изучении математики средствами компьютерных технологий 51
3.1. Психолого-педагогические условия и модель развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий 51
3.2. Анализ содержания и результатов опытно-экспериментальной работы 58
Выводы 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложения 78


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года необходима «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [37]. В условиях информационного общества значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно.
В ряде исследований (Я.А. Ваграменко, Б.С.Гершунский, А.А.Кузнецов, Е.И.Машбиц, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.В.Рубцов) отмечается, что наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и познавательной активности школьников реализуется, когда в процесс обучения включаются средства компьютерных технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эффективность применения компьютерных технологий в обучении обусловлена следующими факторами: быстротой и надежностью обработки любого вида информации; расширением возможности предъявления учебной информации, возможностью оптимально дифференцировать учебную деятельность школьников в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов, активизацией содержательной, операционной и мотивационной сторон процесса обучения; созданием условий для овладения школьниками способами организации собственной учебной деятельности и т.д.
В ходе анализа вопроса развития познавательной активности выявлено объективно существующее противоречие между потребностью ученика и учителя в расширении диапазона использования компьютерных технологий (в т.ч. для развития познавательной активности школьников) и недостаточной разработанностью теоретических аспектов применения компьютерных технологий как средства развития познавательной активности старшеклассников.
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий и психолого-педагогического сопровождения развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий в процессе обучения математике.
Цель исследования – определить психолого-педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий.
Объект исследования – процесс обучения математике с использованием компьютерных технологий.
Предмет исследования – развитие познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий в процессе обучения математике.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования:
– Развитие познавательной активности обеспечивается механизмом успешности учебной деятельности, который связан с механизмами компетентности в принятии эффективных решений; инициативы, как желание самостоятельно отыскивать новую информацию; творчества, как процесс создания субъективно нового, которое основано на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
– Развитие познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий обучения будет эффективным, если: будут выявлены и раскрыты основные направления применения компьютерных технологий в процессе обучения математике и будут определены и обоснованы психолого-педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников в процессе обучения математики средствами компьютерных технологий.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:
– осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– выявить условия, факторы, механизмы развития познавательной активности личности и дать им психологическое обоснование;
– выявление направлений и аспектов применения компьютерных технологий обучения в старших классах в процессе обучения математике;
– разработать систему психолого-педагогических условий развития познавательной активности старшеклассников в процессе обучения математике средствами компьютерных технологий.
Методологической основой исследования явились основополагающие принципы психологии и педагогики: единства сознания и деятельности, системного подхода (изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени), детерминизма, объективности и научности и деятельностного подхода.
Кроме того, исследование опирается на теории и концепции, раскрывающие особенности развития личности в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, Э. Эриксон и др.), теории психологии субъекта и его деятельности А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, В.А. Петровского, концепции психологии индивидуальности В.С. Мерлина и В.В. Белоуса; идеи гуманизации образования в рамках личностноразвивающей парадигмы (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, И.Б. Котова, В.А. Петровский, В.А. Сластенин и др.); теории субъектности и субъектной психической активности (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И.Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский и др.); концепцию неадаптивной (надситуативной) активности и связанную с ней концепцию персонализации (В.А. Петровский); работы, посвященные применению компьютерных технологий в процессе обучения математике (М.И. Башмаков, Е.В. Данильчук, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, С.Н. Поздняков, Н.Р. Резник, И.В. Роберт, Н.Х.Розов, В.С. Леднев, Е.И. Машбиц и др.).
Для решения обозначенных задач использовались методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта использования компьютерных технологий в процессе обучения математике; изучение учебной документации на учащихся; направленное педагогическое наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся; анкетирование; тестирование; математические методы обработки данных; психолого-педагогический эксперимент с последующим анализом его эффективности.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что нами выделены психологические механизмы развития познавательной активности личности и определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие познавательной активности средствами компьютерных технологий при обучении математике в старших классах.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в учебном процессе школы в курсе математики. Результаты исследования позволят обратить внимание учителей на необходимость дальнейшего теоретического и экспериментального изучения проблемы развития познавательной активности учащихся средствами компьютерных технологий.
Данные, полученные в результате исследования, могут найти применение в процессах самосовершенствования, саморазвития, повышения интеллектуальной активности личности.
Базой экспериментального исследования стало образовательное учреждение МОУСОШ №1 (г. Курганинск) и учащиеся 10-х классов (всего 51 человек).
Этапы исследования:
I этап – научно-методического поиска – изучение, анализ, теоретическое обобщение научных подходов по проблеме исследования.
II этап – организационный – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
III этап – констатирующий эксперимент – выполнялось диагностическое исследование, направленное на изучение познавательной активности подростков.
IV этап – заключительный – формирующий эксперимент – было получено экспериментальное обоснование предлагаемых психолого-педагогических условиях развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 5 приложений........


ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – 336 с.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: НОШ РАО, 2004. – 228 с.
3. Астахова Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации // Вестник высшей школы. – 2000. – №12. – С.3-9.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003. – 336 с.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
7. Басов М.Я. Общие основы педологии. – М., Л., 1928.
8. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2002. – 616 с.
9. Белевина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. – 1991. – №4. – С.99-102.
10. Белокопытов Ю., Панасенко Г. Активные методы обучения // Высшее образование в России. – 2004. – №4. – С.167-169.
11. Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. – 2001. – №5. – С.116-123.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – 190 с.
13. Богданов С.А. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде: Дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2002. – 206 с.
14. Брановский Ю.С. Новая дисциплина «Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования» // Педагогическая информатика. – 1995. – №2. – С.18-28.
15. Бреслав Г.М. Компьютеризация обучения и формирование личности // Тезисы докладов всесоюзной научно-методической конференции. – Рига, 1988. – 2-я часть. – С.19-20.
16. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С.80-88.
17. Васильева И.А., Пащенко Е.И., Петрова Н.Н., Осипова Е.М. Психологические факторы компьютерной тревожности // Вопросы психологии. – 2004. – №5. – С.56-62.
18. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). – М.: Информ-пресс, 2001. – 220 с.
19. Гаврилюк А.Г. Вычислительный эксперимент на уроке информатики // Информатика и образование. – 2005. – №2. – С.30-31.
20. Гришина О., Павлова О. Электронный «Курс математики» // Математика. – 2002. – №43. – С.19-20.
21. Гурьева Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству // Информатика и образование. – 1996. -№3. – С.98-102.
22. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? Часть 1. – М.: Авангард, 1994. – 168 с.
23. Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся 10-11 классов // Информатика и образование. – 2003. – №7. – С.9-18.
24. Дидактические основы компьютерного обучения / Под ред. Извозчикова В.А. и др. – СПб., 1999. – 202 с.
25. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.68-78.
26. Дорофеев Г.В., Потапов М.К. Розов Н.Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 1976. – 640 с.
27. Дорошкевич А.М. О принципах построения программированных учебных пособий. – М.: Изд-во МПИ, 1968.
28. Дронзик А., Кругликов С. Рецензия на книгу Г.В.Дорофеева, М.К.Потапова, Н.Х.Розова «Математика. Для поступающих в вузы» // Математика. – 2002. – №14. – С.25-26.
29. Захарьева Н.Л. Моделирование в школе: исследовательские проекты по математике // Информатика и образование. – 2000. – №9. – С.36-42.
30. Кастро К., Альфтан Т. Компьютер во внешкольном образовании // Перспективы. – 1991. – №2. – С.59-71.
31. Киселев Б., Моисеева М. С домашним компьютером – к образованию!? // Компьютер в школе. – 1998. – №2. – С.30-31.
32. Климов А. Электронные энциклопедии // Компьютера. Спецвыпуск. – Сентябрь 2002. – С.65-67.
33. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988.
34. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
35. Коллис Б. Информационные технологии – источник новых учебных ситуаций // Перспективы. – 1991. – №2. – С.42-58.
36. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник / Под ред. Гриценко В.И., Довгялло А.М., Савельева А.Я. – Киев: «Наукова думка», 1999. – 213 с.
37. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Профессиональное образование. – №5. – 2002. – с.17-20.
38. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. – М.: МГУ, 1990. – 191 с.
39. Крайзмер Л.П., Кулик Б.А. Персональный компьютер на вашем рабочем месте. – Л.: Лениздат, 1991. – 286 с.
40. Кругликов С.А. Методика преподавания математики с использованием информационных технологий и компьютерных продуктов учебного назначения: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 228 с.
41. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. -№3. - С. 25-32.
42. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. – Свердловск, 1985. – С.3-20.
43. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. – М.: Наука, 1980. – 143 с.
44. Лабутин В.Б. Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами новых информационных технологий: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 190 с.
45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 304 с.
46. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. - Новосибирск, 1987. - 92 с.
47. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 444 с.
48. Маслов А., Таиров О., Труш В. и др. Физиолого-гигиенические аспекты использования персональных ЭВМ в учебном процессе // ИНФО. – 1987. – №4. – С.79-91.
49. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – С.5-17.
50. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. – Казань, 1983.
51. Монахов В.М. Перспективы разработки и внедрения НИТ обучения на уроках математике // Математика в школе. – 1991. – №3. – С.58-61.
52. О’Нил Д. Технологии в школах и изменение роли учащихся // США: Общество и ценности. Школьное образование в США. Электронный журнал государственного департамента. – 1997. – №2. – Т.5. – С.31-33.
53. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М.: Педагогика, 1989. – 234 с.
54. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1982. – 254 с.
55. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону, 1996. -Т.1,2.
56. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1998. - 521 с.
57. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Дону, 1996. – 389 с.
58. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М., 1982. – 309 с.
59. Проскурякова Л.Б. Психологические механизмы развития познавательной активности учащихся. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2005. – 157 с.
60. Розов Н.Х., Савин А.П. Лабораторные работы … по геометрии? Да! // Математика в школе. – 1994. – №6. – С.52-54.
61. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957. – 328 с.
62. Садыкова Г.Г. Компьютеризация обучения как средство развития познавательной активности учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2005. – 182 с.
63. Селевко К.Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
64. Сениченков Ю. Компьютерные инструменты педагога // Математика. – 2003. – №3. – С.1-3.
65. Сивкова Н.И. Влияние инноваций на формирование мотивации обучения современных школьников. – М.: Речь, 2002.
66. Совертков П.И. Исследовательская деятельность в развивающих программах по информатике и математике // Информатика и образование. – 2003. – №4. – С.11-16.
67. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С.22-34.
68. Сулейманов Р.Р. Математические электронные игры // Математика в школе. – 1993. – №5. – С.50-51.
69. Тихомиров О.К. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения // Вопросы психологии. – 1986. – №5. – С.67.
70. Тихомиров О.К. Психологические аспекты компьютеризации // Человек и компьютер / Под ред. О.К.Тихомирова. – М., 1972. – С.235-262.
71. Тихонов М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. – М.: Издательство ИКАР, 1998.
72. Трофимова Е. Информационные образовательные технологии: представления и реалии // Вестник высшей школы. – 2004. – №4. – С.27-31.
73. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – М., 1986. -Т. 1,2.- 408, 392 с.
74. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.32-39.
75. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
76. Широкова Л.А. Учебная программа в форме игры // Математика в школе. – 1994. – №2. – С.50.
77. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1998. – 208 с.
78. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – С.39-47.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.