На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.03.2013. Страниц: 85+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................ 3
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ................................................

9
1.1. Семья как институт социализации и индивидуализации личности .......................................................................................
9
1.2. Семья в системе социально-психологических ценностей старшего школьника…………………………............................
Выводы…………………………………………………………..
30
53

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ....................................


56
2.1. Организация и результаты исследования……................... 56
2.2. Методические рекомендации по формированию ценностного отношения к семье у старших школьников .......
Выводы…………………………………………………………..
65
79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................
81
ЛИТЕРАТУРА…................................................................................ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................. 90

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Начиная с 90-х годов ХХ века, проблемы личной жизни человека интенсивно исследовались психологами, социологами, историками, экономистами и представителями других наук. Сфера личной (частной) жизни является сложной теоретической историографической и методологической проблемой. Понятие частной жизни имеет не только обыденное, но и научное содержание. Понятие «частное/приватное» и «публичное» стали научными терминами лишь последние десятилетия (Репина Л.П., 1996). Это объясняется тем, что трудно найти человека, у которого не было бы «проблем» в собственной частной жизни.
К настоящему времени стало понятно, что личная сфера выступает как функция развития других социальных сфер и вместе с тем как один из важнейших индикаторов выявления ситуации в обществе. Анализ этой сферы - неотъемлемая часть анализа любого общества. Особый интерес к сюжету личной жизни и личных отношений связан с кризисом духовных ценностей, господствовавших до 80-х годов ХХ столетия. В последние десятилетия приверженность этим ценностям все чаще трактуется как свидетельство архаики и потому провозглашается отказ от них. Концепция «человека-винтика» сменилась не менее опасной концепцией вседозволенности. В противовес этому превозносятся спонтанные эмоции, подчеркнутая пренебрежительность к комфорту, полная индивидуальная раскованность, кратковременные союзы как антитеза моногамной семье.
С самого начала становления истории семьи как самостоятельной научной дисциплины наряду с ключевым вопросом об историчности современной формы семьи, был поставлен ряд проблем, имеющих отношение к частной (личной) жизни: об отсутствии понятия «privacy» и разграничения частного и публичного в домашней жизни доиндустриальной эпохи, а также «о прогрессе индивидуализма в лоне семьи». Примечательно, что из всех разнообразных сторон и сюжетов семейной жизни была выделена сфера эмоционально окрашенных родственных отношений, главным образом между мужем и женой, родителями и детьми.
В течение длительного времени проблема личного и личностного в связи с приоритетом коллективного (группового) была сдвинута на “обочину” исследовательского поиска, что не давало возможности понять возникновение тенденций к личностному росту под влиянием происходящих внутриличностных изменений, а также осмыслить значимость детерминант, обусловливающих его.
После длительного навязывания социумом представлений о второстепенности личного, частного, приватного наступило время признания личного и субъектного в качестве приоритетных ценностей. В связи с этим вопросы соотношения личного и общественного, частной сферы и публичной, индивидуального выбора и его социального резонанса приобретают особую значимость и актуальность. Их решению способствует стремление исследователей личности (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, А.Б.Орлов, А.В.Петровский, В.А.Петровский, З.И.Рябикина, Г.А.Цукерман, В.Сатир и др.) операционализировать понятие субъектности как способности стать автором своего бытия в мире.
В связи с этим возникает возможность на новом парадигмальном уровне осмыслить проблемы личных, в том числе и семейных отношений, и дать новую трактовку многих вопросов психологии семьи, которые до сих пор остаются недостаточно исследованными. Среди них, прежде всего формирование ценностного отношения к семье у нынешнего поколения молодых.
К числу личных отношений и вызываемых ими эмоций относятся: любовь, влюбленность, дружба, товарищество, соседство, приятельство и другие, которые остаются все еще мало изученными. Масштаб представленности этих отношений и эмоций в сознании и реальной жизни человека трудно переоценить. Одной из особенностей личных переживаний является их интимность и большая ценность для субъекта.
Личные отношения играют особую роль в становлении и развитии человека, приводя к разнообразным конструктивным и деструктивным следствиям, так как они позволяют эксплицировать его сущностные духовные начала, умножая и увеличивая личностный потенциал взаимодействующих субъектов. Однако понимание сущности и глубины личной сферы и испытываемых в связи с нею эмоций не приходит само собой. Оно формируется той системой отношений, в которую оказывается вовлеченным растущий человек.
Развивающийся человек затрудняется сделать выбор и принять решения по поводу того, как строить отношения с близкими, как выбирать партию в браке, как относится к успехам и неудачам в личных отношениях, к кому обращаться за советом по поводу своих интимных отношений и др. Это связано с понятием частной жизни и имеет не только субъективную, но и научную значимость.
Становление и развитие личности связано не только с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, но и, прежде всего с формированием умений строить отношения с другими. Юношеский возраст является наиболее сензитивным периодом для освоения ценностного ряда, определяющего характер отношения к личной жизни. Юность - время поиска нравственного идеала, формирования цели и жизненной позиции, выбора профессии, подготовки к семейной жизни.
Сопоставительный анализ литературы, посвященной психологии ранней юности (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, Я.Л.Коломинский, И.С.Кон, В.А.Крутецкий, М.Ю.Кондратьев, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, М.М.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.) показывает, что названными авторами получены данные, касающиеся личностных новообразований, темпов психического и физического развития, процесса социализации, решения проблем личностного и профессионального самоопределения, изменения внутреннего мира личности, способностей, межличностных отношений и др. Ими установлены возрастные нормы и закономерности, которые оказываются достаточно стабильными, несмотря на социально-политические и социально-экономические изменения, произошедшие со времени публикации работ этих авторов.
Среди проблем юношеской психологии одно из первых мест занимает проблема личных отношений, осмысление значимости которых занимало исследователей юности в разные периоды развития отечественной психологии. Их психологическая характеристика и важность для становления личности подчеркивались исследователями начала и конца ХХ века.
Россия конца ХХ столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни и деятельности человека. Иными становятся требования к становящейся и развивающейся личности, претерпевают существенные изменения социальные институты и транслируемые с их помощью ценности. Динамика социального контекста продуцирует необходимость научного исследования содержания ценностного отношения к семье как социальному институту и поиск эффективных моделей психологической готовности подрастающего поколения к самостоятельному решению жизненных проблем.
Объект исследования: развитие личности старшеклассника в образовательном процессе.
Предмет исследования: формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Цель исследования: определить детерминанты, оказывающие решающее влияние на формирование ценностного отношения к семье как социальному институту.
Гипотеза исследования: развитие у старшеклассников представлений о семье как месте удовлетворения проблем, связанных с психологической защитой, сохранением здоровья, личностного пространства, с возможностью личностного и профессионального роста выступает в качестве значимого условия формирования у них ценностного отношения к семье и понимания ее личностно-развивающих возможностей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии исследования, касающиеся личных отношений, включая отношение к семье у старшеклассников, психологии семьи в целом.
2. Выявить теоретические и методологические основания исследований психологии семьи, развития личности и системы ценностей человека.
3. Рассмотреть понятие "ценностное отношение к семье" и выявить его содержательные компоненты.
4. Изучить влияние представлений о семье у старшеклассников на формирование их ценностного отношения к ней.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Этапы исследования:
Первый этап - поисковый, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ литературы, определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, разрабатывалась программа исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный, в ходе которого было проведено констатирующее исследование, составлена программа по формированию ценностного отношения к семье у старшеклассников; разработан и апробирован спецкурс "Психология личных отношений".
Третий этап - обобщающий, где были уточнены теоретические выводы и практические рекомендации для школьных психологов и родителей; результаты исследования были оформлены в виде дипломной работы.
Экспериментальной базой явились учащиеся 10-х классов МОУ-СОШ № 20 п. Заветного (г. Армавира) в количестве 46 человек.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психологической, социологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; включенное наблюдение, индивидуальные беседы, интервьюирование, сочинение на тему “Моя будущая семья”, метод незаконченных предложений, «Инсайт тест» и др.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции активного субъекта жизнедеятельности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, В.А.Петровский, В.П.Зинченко и др.), современные теории личности (А.В.Петровский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Салливен, В.Франкл и др.), теория развития субъекта в онтогенезе (В.И.Слободчиков), основные положения современной теории семьи (Г.М.Андреева, А.И.Антонов, С.И.Голод, И.С.Кон, Ю.Б.Орлов, Н.Пезешкиан, К.Роджерс, В.Сатир, Э.Г.Эйдемиллер и др.), теории развития личности в юношеском возрасте (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, Я.Л.Коломинский, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, А.М.Прихожан, М.М.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Ш.Бюллер, М.Кле и др.), принципы построения психологических практик (И.В.Дубровина, К.Рудестам, Л.А.Петровская, В.Ромек, В.Сатир и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в работе практических психологов общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений. Разработанная программа опытно-экспериментальной работы может быть эффективно использована при формировании ценностного отношения к семье в юношеском возрасте.
Структура и объем работы: дипломная работа изложена на 99 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и пяти приложений........


Литература
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии, 2003, №5, с. 103-118.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.
3. Антонов А.И. Семейная политика как объект исследования // Вестник РАН, 1992, № 3, С.34-35.
4. Аристова Н.Г. Образ будущей семьи: внутренние противоречия // Становление брачно-семейных отношений. - М., 1989, С.41-52.
5. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии, 1992, № 1-2.
6. Берн Э. Трансакциональный анализ и психотерапия. - СПб, 1992.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998.
8. Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак // Психологический журнал, 1995, Т.16, № 3, - С.137-145.
9. Варга А. Системная семейная психотерапия. - М., 1996.
10. Варга А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной психотерапии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1996, №3, С.68-76.
11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М, 2001.
12. Вишневский А. Современная семья: идеология и политика // Свободная мысль, 1993, № 11, С.113.
13. Владин В.З., Капустин Д.З. Гармония семейных отношений. - Иркутск, 1991.
14. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал, 2004, №2, с. 17-26.
15. Гозман Л.Я., Гилягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии, 1985, № 2, С.186.
16. Голод С.И. Стабильность семьи: социальные и демографические аспекты. - Л., 1984.
17. Денисова Г.С., Уразгильдиева Н.К. Семья в процессе модернизации современного общества // Проблемы современного общества. - Ростов н/Д, 1996, С.152-166.
18. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
19. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1995, № 2, с.23-34.
20. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социол. исследования, 1995, № 7.
21. Жвинклене А.Б. Согласованность стереотипных представлений у молодых супругов // Семья в представлениях современного человека. - М., 1990. С. 66-77.
22. Захаров А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. - М., 1999, С.106-108.
23. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Мотивация, сексуальность и половое воспитание человека // Школа, 2003, №2, с.35.
24. Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни.// Вопросы психологии, 2001,. №3, с. 49-57.
25. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчин и женщин. – СПб, 2002.
26. Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации // Вопросы психологии, 2003, № 6.
27. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI в. - Дубна., 2001.
28. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов н/Д, 1997.
29. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопросы психологии, 2003, №1.
30. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1996.
31. Марковская Н.Г., Мытиль А.В. О некоторых подходах к изучению образа семьи // Семья в представлениях современного человека. - М., 1990. С.77-86.
32. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М., 2002.
33. Михеева С. В поисках общего языка // Школьный психолог, 2005, № 9, с. 31-33.
34. Мацковский М.С. Социология семьи. - М., 1989.
35. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М., 2001.
36. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М., 1995.
37. О положении семей в Российской Федерации. Доклад национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской федерации. - М., 1994.
38. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
39. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. - М., 1995.
40. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М., 1993.
41. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - Ростов н/Д, 1993.
42. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997.
43. Преподавание этики и психологии семейной жизни / Сост. А.С.Красовский. - Минск, 1990.
44. Прихожан А.М. Представления подростков и юношей о своей будущей семейной жизни // Семья и личность. - М., 1989. - С.184.
45. Проблемы межличностных отношений в курсе “Этика и психология семейной жизни” / Отв. ред. В.А.Кулинич. - Киев, 1988.
46. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1980.
47. Психология подростка / Сост. Ю.И.Фролов. - М., 1997.
48. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб., 1997.
49. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д .Карвасарского. - СПб., 1998.
50. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
51. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.
52. Семья и общество. Подготовка к семейной жизни. Тексты лекций к курсу “Психология и этика семейной жизни” / Под ред. А.Н.Сизанова. - Минск, 1987.
53. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М., 1989.
54. Семья в представлениях современного человека / Под ред. Г.А.Заикиной, М.С. Мацковского, Е.В.Фотеевой. - М., 1990.
55. Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. - Кишинев, 1991.
56. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.
57. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии, 1986, № 6.
58. Смагина Л.В. Психопатический механизм любовного чувства // Современная семья: проблемы и перспективы / Под ред. А.И. Тащевой и др. - Ростов н/Д, 1994.
59. Смирнов Л.М. Системы базовых ценностей и методы их эмпирического исследования. Ментальность россиян / Под ред. И.Г.Дубова. - М., 1997.
60. Степанов С. Супружество как точная наука. // Школьный психолог. - 2003, №8, с. 11.
61. Степанова М.А. Жизненные ориентиры // Школьный психолог, 2005, № 17, с. 14-17.
62. Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие // Вопросы психологии, 2003, № 5, с. 103-120.
63. Тийт Э.-М. А. Проблемы выбора будущего спутника жизни у молодежи // Современная семья. - М., 1982, С.25-39.
64. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
65. Фотеева Е.В. Образы мужа и жены: стереотипы обыденного сознания // Семья в представлениях современного человека. - М., 1990, С. 96-115.
66. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1991.
67. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. - М., 1997.
68. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Москва - Рига, 1995.
69. Чередниченко В.И. Прикасаясь к будущему. Из опыта преподавания курса «Этика и психология семейной жизни». - М., 1989.
70. Чистякова Т.Ю. Жизненные ценности и планы незамужних женщин // Становление брачно-семейных отношений. - М., 1989, С. 25-41.
71. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности// Психологический журнал, 2004, № 6, с. 5-11.
72. Чуйко Л.В. Браки и разводы. Статистика. - М., 1975.
73. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии, 1994, № 4, С.45-56.
74. Шадура А. Зачем человеку семья? //Школьный психолог.-2003, №8, с. 4.
75. Шадура А. Удачное добавление к семейной системе. //Школьный психолог. - 2003, №8, стр. 6.
76. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.
77. Эйдемиллер Э.Г., Юстицский В.В. Семейная психотерапия. - М., 1990.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.