На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психолого-педагогические аспекты развития по-знавательного интереса подростков

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.03.2013. Страниц: 112+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного
интереса у подрост-ков……………………………………………...…….7
1.1. Изучение познавательного интереса в работах отечественных
и зарубежных психологов………………………………………………...7
1.2. Общая характеристика и содержание познавательного интереса…15
1.3. Особенности и возможности подросткового возрас-та……………..30
1.4. Психолого-педагогическая характеристика учебной
деятельности…………………………………………………………….40
Выводы по первой главе………………………………………………………55
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
познавательного интереса у подростков………………………………58
2.1. Характеристика содержания исследования проявлений
познавательного интереса у подростков………………………………58
2.2. Анализ результатов изучения имеющихся особенностей
познавательного интереса у подростков………………………………62
2.3. Описание психолого-педагогических воздействий,
направленных на повышение уровня развития познавательного
интереса у подростков………………………………………………….82
2.4. Анализ динамики развития познавательного интереса в
экспериментальной группе…………………………………………….91
Выводы по второй гла-ве……………………………………………………..105
Заключение……………………………………………………………………109
Список литературы……………………………………………………………112
Приложение……………………………………………………………………116



Введение.
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке (Г.И. Щукина).
Интерес – форма проявления познавательных потребностей, обеспе-чивающая направленность личности на осознание целей деятельность, что способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по А.В. Петровско-му) [33].
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.
Процесс формирования познавательного интереса происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Главный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.
Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению учебных предметов, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.
Актуальность выбранной нами темы исследования определяется важностью привлечения интереса подростков к учению, в связи с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками, а интерес к школе естественно снижается.
Цели исследования:
1. изучить содержание познавательного интереса у подростков;
2. определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков.
Объект исследования: познавательный интерес и его проявление в учебной деятельности.
Субъектом исследования будут подростки, учащиеся 5-6 классов школы-интерната №1.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса у подростков.
Гипотеза исследования – мы предположили, что характер развития познавательного интереса у подростков определяется следующими факторами:
1. познавательный интерес имеет возрастную динамику (у подростков 5 класса уровень познавательного интереса выше, чем у подростков 6 класса).
2. для повышения познавательного интереса необходимо использо-вать специально разработанную коррекционно – развивающую программу, учитывать особенности, присущие подростковому возрасту, создавать благоприятные условия развития познавательного интереса.
3. своевременно и качественно выявлять уровень развития познава-тельного интереса у подростков 5 и 6 классов.
Для доказательства цели и подтверждения гипотезы нами были по-ставлены следующие задачи исследования:
1. выполнить анализ психолого-педагогической литературы по изу-чаемой проблеме;
2. изучить определение содержания познавательного интереса отечественными и зарубежными психологами;
3. определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков;
4. апробировать коррекционно – развивающую программу;
В качестве методологических основ исследования послужили результаты исследований отечественных и зарубежных ученых:
1. изучение познавательного интереса (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.И. Божо-вич, Г.И. Щукина, Дж. Брунер, Ж.-Ж. Руссо и др.);
2. изучение особенностей учебной деятельности подростков (Л.С. Вы-готский, Д.Б.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин и др.);
3. изучение особенностей подросткового возраста (Л.С. Выготский В.А. Крутецкий, С.К. Масгустова, И.В. Дубровина и др.);
4. изучение познавательного интереса у подростков (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, И.В. Бадинцян, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина и др.).
Базой апробации в нашем исследовании будут учащиеся 5 и 6 классов школы-интерната №1.
Практическая значимость состоит :
1. в возможности применения педагогами, родителями и психологом полученных результатов в практической деятельности.
2. в использовании коррекционно - развивающих заданий, направленных на развитие познавательного интереса подростков.
Методы и методики:
Для изучения содержания и проявления познавательного интереса у подростков мы использовали комплекс методов: беседа о значимости предметов для подростков; анкета по изучению предметной ориентации у подростков, анкета по выявлению: мотивации учения, ранжирования познавательных интересов, источников удовлетворения познавательного интереса.
Для получения диагностических данных нами была проведена мето-дика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к уче-нию в средних классах школы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, выводы по первой главе, выводы по второй главе, заключения, списка литературы и приложения.
Теперь рассмотрим подробно все затронутые вопросы проблемы познавательного интереса и его влияния на обучение........


Список литературы.
1. Аксюченко В. Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук — М.: Педагогика, 1987.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1980.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
4. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология учения // Психологическая наука в СССР: В 2 т. / Под ред. Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. – М.: Просвещение, 1960. Т. 2
5. Божович Л.И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте // Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 73.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л. Б. Благонадежиной. – М.: Просвещение, 1972.
7. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985.
8. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного инте-реса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. – М.: Просвещение, 1973., Вып.2.
9. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
10. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. - М., Просвещение, 1963.
11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М., Просвещение, 1984.
12. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровско-го. - М.. Просвещение, 1979.
13. Вопросы психологии познавательной деятельности. – М.: МГПИ, 1980.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давы-дова. – М.: Педагогика, 1991.
15. Выготский Л.С. Речь и мышление // Собр. соч. Т.2. – М.: Педагогика, 1990.
16. Денисова В. Г. Система дидактических игр, как средство формирова-ния познавательного интереса учащихся: Дис... канд. пед. наук — Волгоград: ВГПИ, 1996.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для вузов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1998.
18. Калчев П.П. Мотивы учебной деятельности первоклассников 6 и 7 лет: Автореф. канд. дис. – Л., 1986.
19. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. Т.1.
20. Костюк Г.С. Вопросы психологии мышления // психологическая нау-ка в СССР: В 2 т. – М.: Просвещение, 1959. Т.1.
21. Крайг Г. Психология развития. Пер. с анг. – 7-е международное изд. – СП/б: Питер, 2000.
22. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.
23. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рожд. до 17 лет): Уч. пособие, 4-е изд. – М.: УРАО, 1998.
25. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. – Л.: Знание, 1973.
26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. Т.1.
27. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.
28. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов – 5-е изд., стереотип. – М.: Издат. центр «Академия», 2000.
30. Натадже Р.Г. Об овладении конкретными естественно - научными по-нятиями в школе // Материалы совещания по психологии, 1-6 июля 1955 г. – М., 1957.
31. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.2: Психология образования.
32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969.
33. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1990.
34. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова-нии. – М.: Владос, 1996.
36. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Уч. пособие. – Л.: ЛГУ, 1990.
37. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.
38. Садыкова Н. У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 1996.
39. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума – М.: Просвещение, 1962.
40. Сеченов И.М. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1952. Т. 1
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Се-рия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов - на - Дону: Феникс, 2003.
42. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. – 1984. №1.
43. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 1990.
44. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. // Математика в школе. – 1993. № 2.
45. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред А.К. Марковой. – М.: Просвещение, 1986.
46. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. – Л.: ЛГУ, 1968.
47. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учи-теля. – М.: Просвещение, 1991.
48. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
49. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., Просвещение, 1970.
50. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1971.
51. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., Педагогика, 1971.
52. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познаватель-ных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.