На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙСТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.03.2013. Страниц: 75+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение ……………………..…………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной ком-петентности психолога …………………………………………………….......8
1.1. Сущность коммуникативной компетентности .……………….…………..8
1.2. Содержание способностей. Особенности коммуникативных
способностей ………………………………………………………………15
1.3. Природа коммуникативных свойств личности……………………………21

Глава 2. Возможности проведения диагностики и формирования коммуникативных способностей студентов-психологов …………………….......30
2.1. Общие требования к диагностике и формированию коммуникативных способностей ………………………………………………………………........30
2.2. Содержание возможностей формирования коммуникативных
способностей.........................................................................................................37

ГЛАВА III. Организация исследования коммуникативных способностей и их формирования в процессе профессионального становления студентов-психологов………………………………………………..………….…….45
3.1. Содержание исследования ………………………………………….……..45
3.2. Анализ изменения показателей сформированности коммуникативных способностей ……………………………………………………………..……..53
3.3. Содержание формирующего эксперимента ………………………..…….63

Заключение …………………………………………………………………….72
Список литературы ………………………………………………….………..75
Приложение ………………………………………………………….……......79

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования
На современном этапе развития общества среда приобретает ведущее значение в деле формирования человека нового типа. Одним из ведущих показателей социально-активной личности является умение контактировать и сотрудничать с другими людьми. В связи с этим процесс межличностного общения носит все более сложный, экстенсивный ха-рактер. Это способствует актуализации интереса к проблемам взаимодействия личности в сфере общения.
Значительный вклад в развитие проблемы личности и общения в их глубокой взаимосвязи внесли как отечественные (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.И. Крупное, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рыжов, И.М. Юсупов и др.), так и зарубежные исследователи (J. Bowlbi, J.S. Bruner, M. Hoffinan, С. Kelley, Т. Lipps, В. Skiner, R. Spitz).
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные ис-следования проблема развития коммуникативных свойств личности все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативных свойств личности, нет единого взгляда на классификацию этих свойств.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения содержания и возможностей формирования коммуникативных свойств личности.
В данной работе под коммуникативными свойствами личности пони-маются устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1, 2]. Но оно будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации [3].
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче [5].
Особое значение проблема формирования коммуникативной компетенции имеет в плане личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения.
Необходимо отметить, что в современной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности. Эти вопросы рассматривались в контексте: специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, А.И.Крупнов, Н.М.Пейсахов, Н.И.Рейнвальд, Е.И.Степанова, и др.), выявления сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.П.Зинченко, Е.А. Климов, А.К.Маркова, В.Д. Шадриков и др.), определения роли и места способностей, интересов, мотивов и индивидно-личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, Б.М. Теплов, В.Д.Шадриков и др.). Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития студентов педвуза, еще остается малоизученным.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции студентов является актуальной проблемой психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Изложенное выше и определило актуальность данного исследования.
Цель исследования: состоит в определении возможностей развития коммуникативных способностей студентов-психологов.
Объектом исследования: выступает общение и коммуникативная ком-петентность.
Предметом выступает психологическое сопровождение развития коммуникативных способностей студентов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы вы-двинули следующие гипотезы:
1. У каждого человека имеется определенный уровень развития коммуникативных свойств личности, который характеризует возможности человека в плане общения и выражается в наличии систем коммуникатив-ных свойств личности, находящихся в определенных соотношениях друг с другом.
2. Эти системы свойств не являются непосредственно врожденными, а формируются в процессе развития человека. В связи с этим возможно влиять на процесс формирования этих свойств.
3. На формирование коммуникативных свойств личности оказывают влияние как социальные, так и психологические факторы в их глубокой взаимосвязи, что является основой психологического сопровождения развития коммуникативных способностей.
Исходя из поставленной цели и сформулированных гипотез, были выдвинуты следующие задачи:
1. Обобщить имеющиеся в научной литературе психологические под-ходы отечественных и зарубежных ученых к изучению проблем общения, коммуникативной компетентности и развития коммуникативных способно-стей.
2. Изучить факторы формирования коммуникативных свойств личности;
4. Определить уровень развития коммуникативных свойств личности у студентов;
5. Показать возможности развития коммуникативных способностей у студентов психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые методологические принципы научной психологии (принцип системности - Б.Ф.Ломов, П.К.Анохин и др., принцип единства сознания и деятельности - С.Л. Рубинштейн, А.В.Брушлинский и др., принцип развития - Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, А.В.Запорожец и др.); положения субъектно-деятельностного (К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн и др.) и акмеологического (А.А.Деркач, А.С.Гусева, Н.В.Кузьмина и др.) подходов в психологии; идеи и разработки в рамках концепции психологического анализа профессиональной деятельности (Е.А.Климов, В.Н.Шадриков, А.К.Маркова и др.).
Организация и этапы исследования:
На первом этапе - научно-методического поиска изучались научные подходы, теории развития коммуникативных способностей студентов.
На втором этапе – организационном – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, гипотеза и задачи ис-следования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
На третьем этапе – констатирующем эксперименте – выполнялось ис-следование, направленное на изучение уровня развития коммуникативных способностей студентов.
На четвертом этапе – заключительном – были обобщены полученные результаты и подготовлена программа по психологическому сопровож-дению развития коммуникативных способностей студентов.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, беседы и пр. С целью определения уровня развития коммуникативных свойств личности нами были использованы опросники, содержащие вопросы, касающиеся разных сторон коммуникативного развития человека.
База исследования: Армавирский государственный педагогический университет (факультет педагогики и методики начального образования и факультет дошкольного образования).
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание возможностей развития коммуникативных способностей личности по-зволяет управлять этим процессом в целях повышения уровня их развития. Теоретическая часть исследования может быть использована для подготовки занятий и как методический материал для педагогов-психологов.
Апробация результатов исследования.
Результаты, полученные в процессе исследования частично внедрены в практику вузовской психологической службы в целях диагностики и коррекции уровня развития коммуникативных свойств личности.
Надежность и достоверность полученных данных обеспечивались обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; исполь-зованием совокупности апробированных методик, соответствующих целям и задачам исследования; применением статистических методов обработки и анализа данных.
Структура и объем работы: Работа изложена на страницах машинописного текста. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.........


Список литературы
1. Абакирова Т.П. Формирование коммуникативных свойств личности // Становление личности на современном этапе. Бийск, 2000.
2. Абульханова-Славская К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. – М., 1988. – с.4-20.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
4. Березин Ф.Б., Мирошников Н.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М., 1976. – 176 с.
5. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической. //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - С.184.
6. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление. //Педагогика.- 1992.- № 5/6.- С. 65-70.
7. Бодалев А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
8. Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. – Казань, 1983. – 111 с.
9. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с
10. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
11. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
12. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практиче-скую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
13. Золотилкова А. С. Проблемы психологического общения.- Ростов-на-Дону, 1976.
14. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от ти-пологических свойств нервной системы. – Казань, 1969.
15. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М., 1986.
16. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М: Просвещение, 1970.
17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.
18. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980. – 256 с.
19. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения //Вопросы психологии. – 1990. - №2. – С.62-69.
20. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы философии. – 1972. - №12. – С.129-140.
21. Ломакина О.И. Формирование межличностных отношений /Дипломная работа/-Кемерово ОблИУУ, 1992.
22. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. – М., 1981.
23. Лукьянова М.И. Методика групповой оценки компетентности учителя и ее выраженности в профессионально значимых личностных качествах - Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
24. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие - Ульяновск: ИПК им. Ульянова, 1996.
25. Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций. М., 2002.
26. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии. – 1987. - №5. – С.40-48.
27. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
28. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности //Вопросы психологии. – 1988. - №3. – С.71-78.
29. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М.;НМЦ 1993.
30. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний в 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
31. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989. – 192 с.
32. О`Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. Челябинск, 1997.
33. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
34. Овчарова Р.В. Технология практического психолога в образовании - М.: ТЦ Сфера, 2000.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка - М.: Азъ, 1996.
36. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
37. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы соци-ально-психологического тренинга. - М., 1982.
38. Психология педагогического общения. Методическая разработка для преподавателей и студентов / под ред. Страхова В.И. - Саратов: СПИ им. К.А. Федина, 1980.
39. Психология развивающейся личности,- М.: Педагогика, 1987.
40. Психология. А – Я: Словарь – справочник. Кордуэлл М. / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: Фаир-Пресс, 2000.
41. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х ч. – М., 1989.
43. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
44. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с.
45. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2004.
46. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. “Феникс”, 1995.-736с.
47. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. – М., 1985.
48. Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения. //Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - № 4. - С.57-64.
49. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.
50. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Синианского. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.
51. Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М., 1994.
52. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1991.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.