На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологическое сопровождение профильного обучения

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.03.2013. Страниц: 79+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психологического сопровождения
профильного обучения 8
1.1. Понятие и модель психологического сопровождения 8
1.2. Профильное обучение и его психологическое сопровождение
как форма дифференциации школьного образования 27
Выводы 38
Глава 2. Организация и методы исследования 41
2.1. Организация экспериментального исследования 41
2.2. Методы и методики исследования 47
Выводы 54
Глава 3. Психолого-педагогические условия реализации психологического сопровождения профильного обучения 55
3.1. Программа психологического сопровождения
профильного обучения 55
3.2. Анализ результатов экспериментальной работы 63
Выводы 74
Заключение 76
Литература 79
Приложения 85



Введение

Актуальность исследования. В современной образовательной практике сосуществуют два подхода к управлению учебно-воспитательным процессом. Первый следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Второй начал складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном, информатизированном обществе. Он положил в основу организации образования ценность личности и стал определять стратегию инновации и модернизации образования.
Одним из приоритетных направлений модернизации общего среднего образования является профильное обучение, которое призвано обеспечить индивидуальный подход в соответствии со способностями и потенциальными зонами развития учащихся, сформировать их мотивацию учебной деятельности и перевести обучаемых в субъектную позицию.
Становление и развитие профильного обучения обусловлено глубокими изменениями происходящими в структуре и содержании образования, в том числе и профессионального. Образовательный процесс в условиях профильного обучения решает задачи связанные с возможностями самореализации и самоутверждения личности, включение ее в процесс профессионального самоопределения и будущей профессиональной самореализации.
Проблемы допрофессионального развития субъекта труда и руководства профессиональным самоопределением рассматривалась во многих исследованиях (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Л.М. Митина, М.Х. Титма, Д.И. Фельдштейн, П.А. Шавир и др.)
Однако до настоящего времени остаются нерешенными вопросы, касающиеся проблемы ранней профилизации: критерии отбора и распределения учеников по классам определенного профиля, методическое обеспечение и психологическое сопровождение развития личности в процессе профильного обучения.
В реальной образовательной практике выбор профиля обучения осуществляется на основе показателей успешности обучения, по результатам диагностики специальных способностей, на основе пожеланий родителей. В тех случаях, когда выбор профиля оставляют за самим учащимся, обнаруживается его неподготовленность к совершению самостоятельного выбора. В результате выбор профиля обучения учащегося осуществляется не на основе анализа реальных способностей и склонностей, а определяется такими факторами, как выборы референтных лиц, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, степень удаленности высших учебных заведений и т.п.
Указанные негативные тенденции не способствуют личностному разви-тию учащихся, сужают возможности их дальнейшей самореализации и тем самым приводят к девальвации идеи профильного обучения. Преодоление негативных тенденций возможно при реализации профильного обучения в рамках личностноразвивающей парадигмы образования. Становление личностноразвивающего подхода имеет глубокие корни в отечественной и зарубежной психологии и педагогике (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, А. Менегети и др.). Современной теоретической основой личностноразвивающего образования становятся идеи гуманизации образования (В.А. Сластенин, И.О. Исаев, А.И. Мищенко, А.Б. Орлов, Е.Н. Шиянов, С.В. Недбаева и др); субъектности личности (О.П. Гозман, И.Б. Котова, В.А. Петровский и др.). В теории и практике личностноразвивающего образования поднимается вопрос о «педагогике сотрудничества» (А.В. Адамский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов); о педагогической поддержке (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.); развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, А.И. Тубельский); организации психологического сопровождения учащихся на этапе формирования жизненных планов и совершении профессионального выбора (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Л.М. Митина, А.К. Осницкий, В.И. Степанский и др.).
Реализация профильного обучения в рамках личностноразвивающего подхода требует разработки конкретных программ организации психологического сопровождения, анализа психологических условий, выделения психологически обоснованных критериев отбора в профильные классы и оценки их эффективности.
Обобщение опыта внедрения профильного обучения в конкретную образовательную среду и его последующий тщательный анализ позволят внести ясность в указанную проблематику. В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: каково содержание психологического сопровождения профильного обучения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является образовательный процесс, а его предметом – развитие личности школьника в условиях профильного обучения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:
1. Профильное обучение является одним из средств реализации идеи личностноразвивающего образования.
2. Профильное обучение, направленное на развитие личности предполагает психологическое сопровождение, которое призвано расширить и углубить возможности самореализации развивающейся личности учащегося, помочь ему в свободном и самостоятельном выборе профиля обучения и повышении степени субъектной включенности в проектирование своего жизненного пути.
Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить сущность профильного обучения, раскрыть его содержание и структуру.
2. Раскрыть содержание психологического сопровождения личностного развития в условиях профильного обучения.
3. Обосновать модель психологического сопровождения личностного развития учащихся в условиях профильного обучения.
4. Разработать и апробировать программу реализации модели психологического сопровождения личностного развития учащихся в процессе профильного обучения.
Методологической основой исследования являются аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность социального развития и позволяющий изучать процесс обучения с точки зрения психологических условий его гуманизации; личностно-ориентированный подход, обеспечивающий свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, культурных, духовных и жизненных потребностей личности; принципы детерминизма и развития личности.
Теоретическую основу исследования составляют концепции активного субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.П. Зинченко, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), современные теории личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджерс, Г. Салливен, В. Франкл и др.), теории развития личности учащегося (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.М. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.), принципы построения психологических практик (Г.А. Берулава, В.И. Дубровина, И.Б. Котова, С.В. Недбаева, Л.А. Петровская, В. Ромек, К. Рудестам, В. Сатир и др.), концептуальные положения личностноразвивающего образования (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, И.Я. Лернер, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.).
Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблеме; методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала; констатирую-щий и преобразующий эксперименты, наблюдение, индивидуальные беседы, тесты и опросники, проективные методы, методы математической статистики и методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный теоретический анализ расширяет и углубляет современные представления о профильном обучении; обоснована необходимость организации профильного обучения в рамках личностноразвивающего подхода; научно аргументирован приоритет интересов и склонностей учащихся при определении профиля обучения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что мате-риалы работы могут быть использованы руководителями учреждений образования при организации профильного обучения; результаты апробации программы являются потенциальными источниками для осуществления рефлексивного анализа текущей реализации программ по введению профильного обучения; диагностический инструментарий и программа тренинговых занятий имеют значимость для практических психологов образовательных учреждений; имеется возможность внедрения разработанной модели психологического сопровождения личностного развития учащихся в образовательные учреждения, осуществляющие профильное обучение.
Достоверность результатов обеспечивается методологической обосно-ванностью исходных позиций, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом фактов, полученных при использовании диагностических процедур, применением методов математической статистики......


Литература

1. Алексеева Л.Ф. Психодиагностические методы профессионального отбора. – Томск, 2005. – 134 с.
2. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Школьные технологии. – 2003. – №4. – С.24-35.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984. - 105 с.
4. Асмолов А.Г. Содействие ребенку в развитии личности // Новые ценности образования / Под ред. Н.Б.Крыловой. – М., 1996. – Вып.6., С.39-44.
5. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. - М.: Высшая школа, 2003. - 64с.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997. - 298 с.
7. Боголюбов Л. И. Профильное обучение в 12-летней школе // Журнал «Эйдос». – 2001. – №3. – С.44-53.
8. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. – 1971. – №1. – С.65-77.
9. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования // Педагогика. – 2001. – №1. – С.24-29.
10. Веселков А.Ф. К вопросу о надежности результатов оценочных процедур и эффективности их использования // Журнал прикладной психологии. – 2001. – № 3. – С.3-9.
11. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О.С. Гозмана. М., 1996.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982-1984. Т.2. - 251 с.
13. Газман О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Забота – поддержка – консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н.Б. Крыловой / Выпуск № 6. – М.: ИННО-ВАТОР, 1996.-С. 11-38.
14. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.
15. Гинзбург Т.П. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. – 1997. – №1. – С.92-97.
16. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. – 1989. – № 4. – С.75-87.
17. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии, – 2000. – № 6. – С.32-43.
18. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. – 2002. – №9. – С.32-39.
19. Дашковская О. Школьный профиль в зеркале министерства // «Первое сентября». – 2001. – №29. – С.3-4.
20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000. – 368 с.
21. Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М., 1997.
22. Загрядская Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем. – Ростов-н/Д, 2004. – 230 с.
23. Закон об образовании // Новая школа. – М., 2003.
24. Зимняя А.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 1997. - 396 с.
25. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки россий-ской психологии. – М., 1994. - 342 с.
26. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. – Самара, 1998. - 216 с.
27. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – 356 с.
28. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
29. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983.
30. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // Директор школы. – 2004. – №3. – С.97-115.
31. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость, успеваемость и показатели ЭЭГ человека // Психологический журнал. – 2000. – № 3. – С.132-136.
32. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. – Ростов н/Дону, 1997. - 174 с.
33. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. – Ростов н/Дону, 1994. - 241 с.
34. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. - 351 с.
35. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Как организовать профильный продуктив-ный класс в школе // Школьные технологии. – 2003. – №2. – С.28-36.
36. Лилиенталь И.Б. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза. – Ростов н/Дону, 2004. – 121 с.
37. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. – 2003. – №3. – С.68-81.
38. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблема практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993. – 127 с.
39. Микрюков В.Ю. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: существующие проблемы и пути их решения // Образование в современной школе. – 2002. – №11. – С.39-49.
40. Недбаева С.В. Психологические практики в Российском образовании XX столетия. – СПб., 1999. - 394 с.
41. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: «Юрайт-М», 2001. - 448 с.
42. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 20-е изд-е. М., 1988.
43. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
44. Орлов В.А. Соотношение профильной и предпрофильной подготовки школьников // Журнал «Эйдос». – 2001. – №5. – С.24-36.
45. Осницкий А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения // Вопросы психологии. – 1998. – №3. – С.136-148.
46. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. – 1992. – №1-2. – С.52-59.
47. Парыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин В.П. Влияние особенностей са-морегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. – 1987. – № 4. – С.45-51.
48. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998. - 512 с.
49. Перевозный А.В. Профильное и предпрофильное обучение в школе // Журнал «Эйдос». – 2001. – №2. – С.11-18.
50. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной пси-хологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 27-39.
51. Петровский А.В., Петровский В.А. Выготский и проблема личности в со-временной психологии // Вестник МГУ. Сер. Психология. – 1977. – № 3. – С.53-64.
52. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Дону, 1996. - 389 с.
53. Петровский В.А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психические условия и механизмы воспитания подростков. – М., 1983. – С.42 - 67.
54. Пинский А.А. Профилирование никого не застанет врасплох // Народное образование. – 2003. – №4. – С.79-84.
55. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1994.
56. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. - М.: Флинта, 1998. - 184 с.
57. Рассадкин Ю. Профильная школа: в поисках базовой модели // Директор школы. – 2003. – №5.– С.23-31.
58. Реан А.А., Баранов А.А. Стрессоустойчивость и особенности мотивации учителей высокого и низкого профессионального уровня // Психологиче-ские проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. – СПб., 1997.
59. Решетников М. М. Профессиональный отбор в системе образования, про-мышленности и армии США // Психологический журнал. – 1987. – №3. – С.145-153.
60. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
62. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.
63. Рягин С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в современной школе. – Омск, 2003. – 155 с.
64. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М., 2001. - 208 с.
65. Селеверстова Н.Я. Психодиагностика ребенка: за и против // Вопросы психологии. – 2000. – №3. – С.14-22.
66. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С.38-50.
67. Строкова Т.А.Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. – 2002. – №4. – С.20-27.
68. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под. ред. Т.Г. Новиковой. – М., 2003.
69. Филатова Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2005. – 191 с.
70. Хасан Б.И., Сергомаков П.А. Ситуация обучения как продуктивный кон-фликт // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С.24-29.
71. Чистякова С.Н., Лернер П.С. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002. – №1. – С.101-123.
72. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М., 2002.
73. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы. – М.-Ставрополь, 1991. - 372 с.
74. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности и их применение к детям школьного возраста. – СПб.: Союз, 1997. – 128 с.
75. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – С.39-47.
76. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. – 2000. – № 4. – С.79-88.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.