На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологическая профилактика наркозависимости в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.03.2013. Страниц: 152+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Проблемы наркомании в подростковом возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………………8
1. Феномен наркомании. Виды, особенности проявления…………….8
2. Психологические проблемы наркотической зависимости. Источники, факторы…………………………………………………….43
3. Подростково-юношеская наркомания, причины и особенности ее протекания………………………………………………………………..62
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальные исследования проблем наркомании в подростковом возрасте и пути ее профилактики……86
1. Постановка проблемы и организация исследования……………….86
2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению особенностей подростковой наркомании…………………………....91
3. Особенности психологической профилактики наркомании в подростковом возрасте. Программа профилактики в работе практического психолога……………………………………………..104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………150
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….152
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………156




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены пре¬жние, устаревшие, стереотипы поведения, норматив¬ные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позво¬лили бы сохранить свою индивидуальность и сформи¬ровать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно при¬вела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время со¬вершенно очевидно, что очень многие наши соотече¬ственники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не го¬товы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные фор¬мы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.
Отсутствие специальных знаний и навыков здорово¬го образа жизни, а также современных социально адап¬тивных стратегий поведения у взрослой части населе¬ния — родителей, педагогов — не позволяет им оказы¬вать результативное воспитательное воздействие, пси¬хологическую и социальную поддержку. Она оказыва¬ется одинокой и психологически беспомощной, ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать, стрессоустойчивую лич-ность, способную самостоятельно, эффективно и от¬ветственно строить смою жизнь, нужно самому обладать всеми ними качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с моло¬дежью, знать способы эффективного преодоления жиз¬ненных проблем и развивать стереотипы здорового по¬ведения.

Цель и задачи исследования.
Основная цель исследования в данной выпускной квалификационной работе – изучение особенностей психологической профилактики наркозависимости в подростковом возрасте.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Обобщение имеющихся в современной психологической литературе сведений о проблеме наркозависимости в подростковом возрасте;
2. Постановка проблемы и организация исследования;
3. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению особенностей подростковой наркомании;
4. Изучение особенностей психологической профилактики наркомании в подростковом возрасте;
5. Разработка программы профилактики в работе практического психолога.

Объект и предмет исследования.
Объектом исследования выступили воспитанники ГОУ школы-интерната (9-е классы – 15 человек) и ученики 9 класса МОУСОШ №6 п. Прогресс (16 человек).
Предметом исследования являлись особенности наркозависимости в подростковом возрасте и пути ее диагностики и профилактики.

Гипотеза исследования – основами профилактики наркозависимости являются информирование школьников о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Методологической основой исследования
1. Разработанная Сиротой Н.А. (1990) классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте:
1. Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности;
2. Факторы наследственной отягощенности;
3. Факторы нарушенного онтогенеза;
4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания;
5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития
подростка;
6. Психологические факторы.
2. Модель аддикции, предложенная Анохиной И. П. (2002) - раскрывает биологические механизмы алкоголь¬ной и наркотической зависимости. Влияние наркотиков, алкого¬ля, других психоактивных веществ на организм человека, его жизнедеятельность и функции, проявляется в трех направлениях
3. Модель аддикции, предложенная Ялтонским В.М.(1995) - было доказано, что у подростков с аддиктивным поведением преобладают преморбидные (предшествующие развитию болезни) эпилептоидные, лабильные, неустойчивые и истероидные типы акцентуаций характера, отмечается высокая пси¬хологическая склонность к делинквентности и алкоголизации, а также изменения характера по органическому тину и отчетливые признаки социальном дезадаптации.
4. Модель копинг-поведения (Сирота Н.А.1994; Ялтонский В.М. 1995) - для объяснения процессов адаптации при формировании наркологических заболеваний в этой модели используется трансакционная когнитивная теория стресса и копинга Р.Лазаруса.
5. Социально–когнитивные теории А. Бандуры Р. Лазаруса - являются базисом для понимания того, что состоянием здоровья и благополучия человек способен управлять сам.
6. Теория проблемного поведения Р. Джессора (1992) - связывает подход, базирующийся на понятии о необходимости постоянного развития человека и позитивного изменения поведения с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, которые являются актуальными в подростковом возрасте.
7. Трехкомпонентная модель профилактического тренинга Н. Фишбаха:
Первый компонент — аффективная проницательность;
Второй компонент — умение представлять себя в роли другого человека и оценивать перспективы его поведения;
Третий компонент — аффективный, отражает готовность к эмоциональному восприятию и поддержке.

Методы и методики исследования.
1. На базе ГОУ школы-интерната и в МОУСОШ № 6 п. Прогресс в 9-х классах было проведено тестирование: Шкала депрессии - тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева, Т.И. Балашовой; Шкала проявления тревоги – методика, адаптированная Т.А. Немчиным, предназначенная для измерения уровня тревожности; Шкала поиска острых ощущений (методика предложена М. Цукерманом в 1964 г.) – используется для исследования уровня потребности в ощущениях различного рода и Опросник Шмишека, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности. Также были проведены подробно разработанные уроки профилактики наркомании в школе, и анкетирование.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации психологических знаний по проблеме психологической профилактики наркозависимости в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении «групп риска» по употреблению наркотических веществ; в обучении школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям; в формировании у них отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления; во внедрении в практику специальных программ профилактики......


ЛИТЕРАТУРА
Анохина И. П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости // Руководство по наркологии: В 2 т. / Под ред. Н. Н. Иванца. - М., 2002.
Братусь Б. С. Психологический анализ изменений личности при ал¬коголизме. — М., 1974.
Бузина Т. С. Психологические факторы риска ВИЧ-инфицирования больных опийной наркоманией: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1998.
Валентик Ю. В., Сирота Н. А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. — М., 2002.
Грюнталь Н.А. Нарушения регуляторной функции самосознания у больных опийной наркоманией: Антореф. дисс. ... канд. психол. паук. — М., 2002.
Елшанский С. П. Психосоматические аспекты нарушений структури¬рования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. — М., 1999.
Косенко В. Г. и др. Основы общей и клинической психологии. Учебное пособие Косенко В. Г., Смоленко Л. Ф., Чебуракова Т. А. – Краснодар: «Советская Кубань», - 2000.
Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. — Л., 1991.
Мать и дитя: Справочник по воспитанию ребенка. Пер. с англ. В 2-х т. Т. 1. – М.: Дрофа – Слово, 1995.
Мир детства: Юность (под ред. А. Г. Хрипковой; отв. Ред. Г. Н. Филонов – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1991.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. — М., 1994.
Пятницкая И. Н., Найденова Н. Г. Подростковая наркология. — М., 2002.
Руководство по наркологии: В 2 т. / Под ред. Н. Н. Иванца. — М., 2002.
Сирота Н.А. Клинико-психологическне характеристики гашишной нар¬комании в подростковом возрасте: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. — М., 1990.
Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Автореф. дисс. ...д-ра мед. наук. — СПб., 1994.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилак¬тика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиатр, и мед. психол. — 1994. — № 1. — С. 63 — 74.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических превентив¬ных программ // Вопросы наркологии. — 1996. — № 4. — С. 59—67.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решение. — М., 2000.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. — М., 2000.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др. Профилактика наркомании и ал¬коголизма у подростков. От теории к практике. — М., 2001.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная про¬грамма первичной профилактики злоупотребления наркотиками и дру¬гими психоактивными веществами. — М., 2001.
Тхостов А.Ш., Елшанский С. П. Категориальная структура интрацептивного словаря при различных заболеваниях // Клиническая психоло¬гия. Материалы первой международной конференции памяти Б.В.Зейгарник. — М., 2001.
Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими: пер. с англ./ Общ. ред. И предисл. М. С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей.
Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркомани¬ей: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. — СПб., 1995.
Annis II., Davis C. Relapse Prevention Training: A Cognitive Behavioral Approach Based on Self-efficacy Theory // J. of Chemical Dependency Treat¬ment. - 1989. - V. 2 (2). - P. 82- 103.
BanduraA. Self-efficacy. The Exercise of Control. — N.Y., 2000.
Botvin G.J. Adolescent Drug Abuse Prevention: Current Findings and Future Directions // Hartel C.R., Glantz M.D. (Eds.) Drug Abuse: Origins and Interventions. — Washington, 1999.
DZurilla T.J., Gottfried M. R. Problem Solving and Behavior Modification // J. of Abnormal Psychology. - 1971. - V. 78. - P. 107— 126.
Feshbach N.D. Studies on Emparhic Behavior in Children // Mali B. (Ed.) Progress in Experimental Personality Research. — N.Y., 1978. — P. I —47.
Gorski T. T. The CENAPS Model of Relapse Prevention Therapy (CMPT). Approaches to Drug Abuse Counseling//Nl DA. — 2000. — July. — P. 23 —38.
Jessor R. Risk Behavior in Adolescence: A Psychosocial Framework for Under¬standing and Action //J. of Adolescent health. — 1992. — V. 12. — P. 597 — 605.
Kalliopuska M. Study on the Empathy and Prosocial Behavior of Children in Three Daycare Centres// Psychological Reports. — 1991. — V. 68. — P. 375 — 378.
Lazarus R.S. The Stress and Coping Paradigm // Bond L.A., Rosen J.C. (Eds). Competence and Coping during Adulthood. — Hanover, 1980.
Miller W.R. Motivation Enhancement Therapy: Description of Counseling Approach. Approaches to Drug Abuse Counseling // NIDA. — 2000. — July. — P. 99-106.
Moos R. H. Understanding Environments: The Key to Improving Social Processes and Program Outcomes // Amer. J. of Community Psychology. — 1996.-V. 24(1).-P. 193-201.
PiagetJ. The Moral Judgment of the Child. - N.Y., 1932.
Prochaska J., DiClemente C., Norcross J. In Search of How People Change: Applications to Addictive Behaviors//American Psychologist. — 1992. — V. 47. — P. 1102-1147.
Rollnick S., Mason P., Puller C. Health Behavior Change. A Guide for practitioners. — Churchill Livingston, 1999.
Schrodt G. R., Fitzerald B.A. Cognitive Therapy with Adolescents // Amcr. J. of Psychotherapy. - 1987. - July. - V. XL1. - N° 3.
ScheierL.M., Botvin G.J. etal. Social Skills, Competence, and Drug Refusal Efficacy as Predictors of Adolescent Alcohol Use // J. of Drug Education. — 1999. _v. 44. -P. 21-48.
Tucker J. et al. Environmental Influences on Relapse in Substance Use Disordersy // The International Journal of the Addictions. — 1990— 1991. — V. 25 (7A& 8A). - P. 1017-1050.
Vaux A. An Ecological Approach to Understand and Facilitating Social Support//J. Soc. and Pers. Relationship. - 1990. - V. 70. - P. 507-518.
Wills T.A. Multiple Networks and Substance Use // J. of Soc. and Clinic. Psychol. - 1990. — V. 9 (1). - P. 78-90.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.