На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Проблемы личностного развития на этапе раннего юношеского возраста и пути их преодоления

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.03.2013. Страниц: 71+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Психологическое содержание и проблемы
личностного развития в раннем юношеском возрасте 7
1.1. Психологические характеристики раннего юношеского возраста 7
1.2. Проблемы личностного развития в раннем юношеском возрасте 20
Выводы 31
Глава 2. Психологические условия преодоления проблем личностного развития в раннем юношеском возрасте 33
2.1. Программа занятий по преодолению проблем
личностного развития 33
2.2. Результаты формирующего эксперимента 48
2.3. Особенности личностного развития в раннем
юношеском возрасте в процессе обучения 58
Выводы 65
Заключение 67
Литература 71
Приложения 78

Введение

Актуальность исследования. В современной психологии существует множество определений и теорий личности, тем не менее можно выделить два подхода к пониманию развития личности в онтогенезе. Так, одни исследователи считают, что говорить о личности можно только тогда, когда человек достиг определённого, достаточно высокого уровня психического развития. При этом главным критерием того, что он действительно стал личностью, является его способность произвольно изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами. Личность способна сознательно управлять собой, своим поведением и психическими процессами. В полной мере способность управления собой может быть свойственна только взрослому человеку. В то же время, в рамках данного подхода возникновение личности в онтогенезе может быть отнесено к какому-либо определенному возрасту. Так, например, А.Н. Леонтьев связывает этот момент со старшим дошкольным возрастом, где возникает иерархия мотивов; а второй точкой рождения личности называет подростковый период, где происходит интен-сивное развитие самосознания; А.В. Запорожец – с младшим дошкольным возрастом и проживанием кризиса 3 лет, в процессе которого ребенок начинает осознавать себя; Д.И. Фельдштейн – с подростковым возрастом, когда у растущего ребенка возникает ориентация на общественно-полезную деятельность и т.п.
Другой подход к пониманию личности исходит из того, что любой человек, поскольку он человек, является личностью. С этих позиций новорожденный ребенок также является личностью. В контексте этого подхода на каждом этапе онтогенеза личность имеет свои возрастные особенности, и на каждом возрастном этапе необходимо создавать соответствующие условия для полноценного развития личности.
Ранний юношеский возраст в психологическом плане исключительно сложен и противоречив. Обычно его характеризуют как переломный, переходный, критический. Многие авторы подчеркивают, что этот возраст является переходным периодом от детства к зрелости, в нем пере-страиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к формированию той жизненной позиции, с которой бывший школьник начинает свою самостоятельную взрослую жизнь (Д.И. Фельдштейн, B.C. Собкин, Г.А. Цукерман и др.).
В психолого-педагогической литературе отмечается, что наибольшее количество проблем в раннем юношеском возрасте связано с обучением. Обучение старшеклассников несет в себе все характерные признаки, отли-чающие типичную модель организации современного образования – классно-урочную систему, отношения учитель-ученик, домашние задания, фронтальные формы классной работы и многое другое. Но в то же время, обучение в старших классах приобретает новые черты и формы, которые вообще не применялись на предыдущих ступенях, либо использовались там крайне редко. Так, например, многие пробуют сделать первые шаги в трудовой деятельности, пытаются начать профессиональное обучение в разного рода специальных учебных заведениях. Однако подобное разнообразие в формах и видах обучения, как показывают данные различных исследований, не приводит к существенной разнице в конечных результатах. Вчерашние школьники, в своем большинстве, оказываются недостаточно приспособленными к требованиям реальной жизни, они не умеют брать на себя ответственность за последствия собственных действий, не пользуются полученными в школе знаниями и умениями в собственной деятельности (Л.М. Фридман, B.C. Собкин, Д.И. Фельдштейн и др.).
С учетом закономерностей и общей логики личностного развития в онтогенезе есть основания полагать, что в основу преодоления проблем развития личности в раннем юношеском возрасте можно положить становление и развитие волевой сферы. Выделение воли в качестве новообразования юношеского возраста вовсе не означает, что ребенку до этого возраста не свойственны волевые проявления. Однако только в раннем юношеском возрасте воля становится самостоятельной психической функцией.
В рассматриваемом возрастном периоде личностного развития моло-дые люди впервые приобретают способность сознательного управления собственной волей. Управление собственными волевыми процессами непосредственно связано со способностью субъекта видеть и понимать свой внутренний мир. Соответственно, основная стратегия личностно-ориентированного обучения в этом возрасте должна быть направлена на создание условий для обеспечения адекватной направленности учащихся на свой внутренний мир, становления и развития у них субъекта волевого действия.
Цель работы – выявить проблемы личностного развития и рассмот-реть пути их преодоления в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза состоит в том, что психологической основой преодоления проблем личностного развития в процессе обучения на младших курсах училища является деятельность, в которой молодые люди учатся познавать и понимать самих себя. Есть основания полагать, что организацию такой деятельности целесообразно осуществлять в курсе практической психологии, который сделает личностно осмысленным и эмоционально окрашенным все остальное обучение.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
– выделить основные проблемы личностного развития учащихся младших курсов училища;
– определить критерии психологической готовности к личностно-ориентированному обучению на младших курсах училища;
– выявить содержание и принципы построения факультативных заня-тий по практической психологии, необходимых для преодоления проблем личностного развития на младших курсах училища.
Методологической основой исследования является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, понимание волевой сферы как ядра личности (Г.Г. Кравцов), периодизации психического и личностного развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической по теме исследования; формирующий эксперимент по развитию волевой сферы личности в раннем юношеском возрасте в процессе специального курса занятий по практической психологии, наблюдения за поведением и деятельностью учащихся младших курсов ПТУ, методика изучения представлений о себе В. Стефансона, методы математической статистики.
Предмет исследования: личностное развитие в раннем юношеском возрасте. Объект исследования: учащиеся младших курсов ПТУ.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в нем определены и конкретизированы особенности личностного развития учащихся 15-17 лет. Показано, что одним из средств формирования воли в раннем юношеском возрасте является особый вид игровой деятельности – «игра в самого себя».
Практическая значимость исследования связана с тем, что в нем разработаны психологические принципы построения образовательной программы для старших классов общеобразовательной школы, направленной на личностное развитие учащихся (программа курса «Практическая психология»), которая может быть использована в обучении старшеклассников, учащихся младших курсов ПТУ.
Достоверность результатов обеспечивается методологической обос-нованностью исходных позиций, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом фактов, полученных при использовании диагностических процедур, применением методов математической статистики.........

Литература

1. Агапов B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков - М., 1994. - 122 с.
2. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. - Екатеринбург, 1997. - 142 с.
3. Ахмедова Х.Б. Возрастные особенности продуктивного воображения у подростков. – М., 1995. - 216 с.
4. Бачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2001. -144 с.
5. Березовская Т.В. Игра как средство самопознания старших школьников - Якутск, 1999. – 147 с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 2000. – 567 с.
7. Бершедова Л.И. Психологическая готовность современных старше-классников к жизни. – Петрозаводск, 1996. - 87 с.
8. Богданов Е.Н., Краснощеченко И.П. Организация самопознания личности подросткового и юношеского возраста. – Калуга, 1996. – 48 с.
9. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. – М., 1981. – 243 с.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. - №4. – С.15-26.
11. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М., 2002. – 144 с.
12. Волина В.В. Игра - дело серьезное. - СПб., 1999. – 287 с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. – 96 с.
14. Выготский Л.С. Детская психология // Собр.соч. - М., 1984. - Т.4.
15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1966. - №6.- С.62-76.
16. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Психология. – М., 2000.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. – 536 с.
18. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.
19. Гильбух Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. – 1987. – №3. – С.65-78.
20. Гинзбург М.Р. Развитие самоопределения подростков: методические разработки НИИ общей и педагогической психологии. - М.: АПН СССР, 1988.
21. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.
22. Горячева М.В. Во что играют подростки // Журнал практического психолога. – 1999. – №2. – С.24-29.
23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
24. Демидов Д.Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков - Спб., 2000. – 219 с.
25. Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. - 1985. - №5. – С.37-44.
26. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте – Спб., 1996. - 217 с.
27. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987.
28. Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции. – М., 1994. - 121 с.
29. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 1985.
30. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998. – 254 с.
31. Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы пси-хологии. - 1986. - №2. – С.24-36.
32. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2002. - 288с.
33. Исследование личности в юношеском возрасте: Метод, указания к лаб.занятиям по психологии. / Сост. С.Н.Крыгина и др. – Магнитогорск., 1996. - 22 с.
34. Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. – М., 1999. - 42 с.
35. Как построить свое Я. / Под ред. В.П. Зинченко. - М., 1991.
36. Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. – СПб., 1998.- 215с.
37. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993. – 124 с.
38. Книпнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. - М., 2002. – 192 с.
39. Колосова М.А. Неравновесные психические состояния и новообразования подросткового возраста. // Психология психических состояний. - Казань, 2002. - Вып.4. - С.172-185.
40. Кон И.С. Дружба. - М., 1987.
41. Кон И.С. Открытие «Я». - М., Политиздат, 1978.
42. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
43. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.
44. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. – Красноярск, 1994. – 242 с.
45. Кравцов Г.Г. Формирование личности в процессе обучения. – М., 1995. - 337с.
46. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. - 2001 - Т.22 - №4 - С.42-50.
47. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче-нию в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152с.
48. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 992с.
49. Куприянов Б. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития подростковой субъективности во взаимодействии. - Кострома, 2003.
50. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей. - М.: Владос, 2001.
51. Лидерс А.Г. Подростковый возраст как возраст психологической соизмеримости со взрослостью / А.Г.Лидерс // Психолог в школе. - 2001. - №1-2. – С.3-10.
52. Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. - М., 1990.
53. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Междуна-родная педагогическая академия, 1994. - 368с.
54. Миллер С. Психология игры. - СПб., 1999.
55. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981.
56. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. – М., 2002.
57. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М., 1995.
58. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989.
59. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. – 360 с.
60. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
61. Петрова Л.О. Личностно-ориентированное обучение учащихся в 10-11 классах. // Развивающее обучение в контексте современного образования.- Великий Новгород, 2001.- С. 104-107.
62. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996.- №1.- с.20-33.
63. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старше-классников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч.1: Основы психологии: 10 кл. - 224с.
64. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старше-классников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч.2: Психология общения: 11 кл. - 192 с.
65. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под ред. М.Р.Битяновой. - СПб., 2002.
66. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А.Коссаковски. - М.: Педагогика, 1981.
67. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.
68. Разина Н.В. Построение сценария жизни как механизм личностного развития юношества. – М., 1994. - 219 с.
69. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы станов-ления личности / Пер. с нем. Г.И.Лойдиной; Под ред. Т.А.Гудковой. - М.: Мир, 1994. - 319 с.
70. Ретюнских Л.Т. Философия игры. - М., 2002.
71. Решетова В.А. Психологические основы профессионального обучения. - М., 1985.
72. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. - 1986. - №4.
73. Руффлер М. Игры внутри нас: психология динамической структуры личности. - М., 1998.
74. Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте. – М., 1996. - 220 с.
75. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И.В.Дубровиной. - Н.Новгород, 1995. - 139 с.
76. Селиванов В.И. Психология волевой активности. - Рязань, 1974.
77. Сидоров Н.Р. Психологические особенности развития мотивационно-потребностной сферы личности в раннем юношеском возрасте. – М., 1996. - 222 с.
78. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - №6. - с. 14-22.
79. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М., 1998.
80. Собкин B.C. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте. - М., 1997.
81. Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте. – Краснодар, 1999.- 211 с.
82. Степанский В.И. Психологические проблемы выбора профессии. – М., 1995. - 182 с.
83. Сысоева И.В. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте. – М., 2003. – 189 с.
84. Толстошеина Н.В. Личность подростка: актуальные проблемы теории и диагностики: Учеб.-метод, пособие / Н.В.Толстошеина. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. - 142 с.
85. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1985. - №6.
86. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - №6.
87. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержат. характеристики процесса развития личности: Избр. тр. - М.: Моск. психол..-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 670 с.
88. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 192 с.
89. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987.
90. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В.Дубровиной.-М., 1989.
91. Фридман Л.М. Особенности самосознания современной школьной молодежи // Народное образование - 1993, №5.
92. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 480 с.
93. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.
94. Черная А. Психологические основы традиционных игр // Развитие личности. – 1999. – №4. – С.86-98.
95. Шамионов P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. – СПб., 1997.-193 с.
96. Шаронова С. А. Метод игровой ситуации. - М., 2001.
97. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию.- М.: Новая школа, 1995.
98. Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие младших школьников. - М., 1970.
99. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999.
100. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 95 с.
101. Якиманская И.С. Методология личностно-ориентированного образования. / И.С.Якиманская // Построение модели личностно-ориентированной школы. - М., 2001.- С.13-18.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.