На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Требования к составлению пояснительной записки. Порядок составления отчетных форм и особенности формирования отчетности. Составление пояснительной записки к годовой финансовой отчетности на примере ОАО СЗ Лотос. Элементы учетной политики предприятия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


8
СОДЕРЖАНИЕ

    Введение
    Глава 1. Порядок составления и содержание пояснительной записки
      1.1. Требования к составлению пояснительной записки
      1.2. Состав пояснительной записки и общая характеристика ее содержания
    Глава 2. Составление пояснительной записки к годовой финансовой отчетности на примере ОАО СЗ «Лотос»
      2.1. Историческая справка предприятия
      2.2. Структура управления и бухгалтерии
      2.3. Элементы учетной политики предприятия
      2.4. Краткий анализ основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия
    Глава 3. Формы отчетности предприятия
      3.1. Порядок составления отчетных форм и особенности формирования отчетности
      3.2. Бухгалтерский баланс (форма № 1)
      3.3. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
      3.4. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
      3.5. Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
      3.6. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
      3.7. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
      3.8. Аудиторское заключение
      3.9. Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия
    Заключение
    Список литературы
    Приложения

Введение

Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» определено, что пояснительная записка (п.2 ст.13) включается в состав бухгалтерской отчетности организаций (за исключением бюджетных и общественных организаций) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Представление пояснительной записки является обязательным.

Пояснительная записка позволяет раскрыть не только значения показателей, но и качественные характеристики деятельности организации за отчетный период (среднесписочная численность работающих, фондоемкость и материалоемкость производства, возрастная структура парка оборудования, текучесть кадров, индексы роста и прироста и прочие показатели экономических, статистических и иных «небухгалтерских» отчетов, причины сложившегося положения, перспективы его изменения и т.д.).

В пояснительной записке можно раскрыть наметившиеся тенденции, расшифровать агрегированные показатели, указать на взаимосвязь каких-либо характеристик. Именно поэтому пояснительная записка становится основой доклада главного бухгалтера или финансового директора на ежегодном общем собрании акционеров, инвестиционного меморандума (Инвестиционный меморандум, как правило, составляется организацией, готовящейся к привлечению инвестиций путем дополнительной эмиссии акций или облигаций, привлечения значительных кредитов под крупные долгосрочные проекты) и иных подобных документов Блинова Т. В. Основы бухгалтерского учета: Учеб. пособие. - М.: Форум: Инфра-М, 2003.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение назначения пояснительной записки.

Объектом исследования в работе выступает ОАО «Судостроительный завод «Лотос». Предметом исследования является пояснительная записка к бухгалтерскому балансу ОАО «Судостроительный завод «Лотос».

Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики составления пояснительной записки.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть требования к составлению пояснительной записки;

- изучить состав пояснительной записки;

- охарактеризовать формирование показателей пояснительной записки;

- проанализировать деятельность исследуемого предприятия;

- подвергнуть анализу основные финансовые показатели предприятия;

- составить пояснительную записку к бухгалтерскому балансу предприятия.

Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.

Глава 1. Порядок составления и содержание пояснительной записки

1.1 Требования к составлению пояснительной записки

Согласно пункту 31 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны содержать следующие сведения Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43 н:

- юридический адрес организации;

- основные виды деятельности;

- среднегодовую численность работников за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;

- состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный период и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка стала унифицированной формой отчетной документации. Ей присвоен номер 0503160 по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД). Отдельные таблицы Приложения к пояснительной записке также строго унифицированы и имеют самостоятельные номера по ОКУД Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

В бумажном варианте пояснительная записка брошюруется вместе с другими формами бюджетной отчетности, ее страницы нумеруются в сквозном порядке. Кроме того, п. 2 Инструкции № 5н предусматривает представление пояснительной записки на электронных носителях информации. В последнем случае удобно заполнять таблицы пояснительной записки в файле формата Excel, полученного путем экспорта шаблона пояснительной записки из какой-либо справочно-правовой системы Там же.

Пояснительная записка представляется в обязательном порядке в составе как годовой бюджетной отчетности (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным), так и квартальной (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября). При этом главный распорядитель бюджетных средств представляет пояснительную записку органу, организующему исполнение бюджета соответствующего уровня, распорядитель бюджетных средств - главному распорядителю, получатель бюджетных средств - распорядителю либо главному распорядителю (в случае отсутствия в цепочке доведения бюджетных средств распорядителя). Сроки представления пояснительной записки определяются сроками представления всего бухгалтерского отчета Клименко Г.А. Содержание пояснительной записки к бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет - 2006 - №3.

В связи с повышением уровня информативности пояснительной записки среди ее внешних пользователей окажутся не только вышестоящие организации, но и различные контрольные органы (территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, региональные контрольно-счетные палаты, местные контрольно-ревизионные органы и т.п.). Поэтому формировать пояснительную записку следует в полном объеме, требуемом Инструкцией № 5н, и достоверно, учитывая, что числовые показатели и отдельные факты, приведенные в записке, легко проверяются при последующем финансовом контроле Клименко Г.А. Содержание пояснительной записки к бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет - 2006 - №3.

Порядку составления пояснительной записки к бюджетной отчетности посвящен разд. VII Инструкции № 5н. В этом разделе определены объем информации, а также форма ее подачи: в виде текста, таблиц или схем.

Числовые показатели пояснительной записки отражаются нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Если показатель имеет отрицательное значение, то в пояснительной записке он отражается со знаком «минус». В том случае, если данные по каким-либо показателям не имеют значения, соответствующие графы заполняются прочерком.

Поскольку, как уже отмечалось, пояснительная записка имеет жестко структурированный вид, рассмотрим порядок составления отдельных частей и таблиц последовательно Там же.

Заголовочная часть

Указываются:

- дата, по состоянию на которую составляется пояснительная записка;

- наименование учреждения;

- наименование бюджета, из которого финансируется учреждение (федеральный, региональный, местный, бюджет государственного внебюджетного фонда).

Также указываются коды: дата (в числовом формате) и код учреждения по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОКПО (устанавливается учреждению органами Федеральной службы государственной статистики) Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

Текстовая часть

Единственная часть пояснительной записки, в которой можно представить информацию в относительно произвольном виде. Здесь можно указать следующую информацию:

- наименование учреждения (полное и сокращенное);

- организационно-правовая форма;

- юридический адрес и почтовый адрес;

- сведения об учредителе (вышестоящей организации);

- конкретные источники финансирования (бюджеты разных уровней, средства от предпринимательской деятельности, разрешенной законодательно и Уставом (положением), целевые средства и безвозмездные поступления);

- краткая характеристика видов предпринимательской и целевой деятельности;

- численность персонала учреждения по штатному расписанию, утвержденному в установленном порядке, среднегодовая численность работников за отчетный период, численность работающих на отчетную дату, наличие вакансий, причина некомплекта.

Кроме того, в текстовой части следует отразить перечень и краткое содержание внутренних нормативных и методических документов учреждения и вышестоящей организации, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности. К таковым относятся учетная политика (в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения), правила и график документооборота, порядок организации и проведения инвентаризации (если имеется) и другие документы. При использовании автоматизации бухгалтерского учета необходимо указать степень автоматизации (частичная, комплексная), используемый программный продукт для ведения учета и составления отчетности. Можно кратко описать структуру бухгалтерской службы (формирование отделов и групп внутри бухгалтерии), количество бухгалтерских работников, укомплектованность, наличие вакансий Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

Также можно указать принятые меры по повышению квалификации и переподготовке финансовых и бухгалтерских специалистов учреждения (наличие соответствующего уровня профессионального образования работников, участие в бухгалтерских семинарах, проведение профессиональной учебы) Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

1.2 Состав пояснительной записки и общая характеристика ее содержания

Нормативными документами по бухгалтерскому учету структура пояснительной записки не установлена. Организации разрабатывают ее самостоятельно.

Пояснительная записка более содержательна, чем комментарий к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Поэтому ее разделы могут не соответствовать разделам указанных форм отчетности. На наш взгляд, целесообразно группировать информацию по следующим направлениям: общие сведения, производство, реализация, материально-техническое обеспечение, инвестиции, перспективы деятельности и т. д. Кроме того, можно группировать информацию по видам деятельности, осуществляемым организацией Клименко Г.А. Содержание пояснительной записки к бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет - 2006 - №3.

Сведения, раскрываемые в пояснительной записке, можно представить в любой форме -- в виде текста, таблиц, диаграмм. Конкретное содержание и объем этих данных определяются руководством организации.

Сведения об учетной политике организации. Порядок раскрытия учетной политики организации установлен ПБУ 1/98. Учетная политика должна быть сформирована с учетом установленных допущений и требований, которые уже были рассмотрены нами. В том случае, если организация сформировала свою учетную политику с применением иных допущений и требований, ей следует в пояснительной записке раскрыть причину применения иных допущений и требований.

Особому раскрытию в пояснительной записке подлежат изменения, вносимые в учетную политику, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности. Согласно пункту 22 ПБУ 1/98 информация о вносимых изменениях должна, как минимум, включать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные предшествовавших отчетных периодов скорректированы Клименко Г.А. Содержание пояснительной записки к бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет - 2006 - №3.

Информация об операциях в иностранной валюте. Согласно пункту 22 ПБУ 3/2000 в пояснительной записке должны быть раскрыты:

- величина курсовых разниц, отнесенных на счет учета финансовых результатов организации;

- величина курсовых разниц, отнесенных на иные счета бухгалтерского учета;

- курс ЦБ РФ, действовавший на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности Там же.

Информация об объектах основных средств. В отношении основных средств в отчетности, согласно пункту 32 ПБУ 6/01, подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум следующая информация:

- о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

- о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и тому подобное);

- о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов;

- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;

- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

Информация о нематериальных активах. Согласно пункту 30 ПБУ 14/2000 в бухгалтерской отчетности должна быть отражена первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации по видам нематериальных активов на начало и конец отчетного года, стоимость списания и прироста, иные случаи движения нематериальных активов.

Также необходимо раскрыть информацию о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства, о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов, о способах начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений Клименко Г.А. Содержание пояснительной записки к бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет - 2006 - №3.

Информация о материально-производственных запасах. Согласно разделу IV ПБУ 5/01 МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе в нетто-оценке, то есть приводятся данные об учетной стоимости материально-производственных запасов, сумме начисленных резервов под снижение их стоимости, данные о рыночной стоимости, если она ниже учетной.

Также в пояснительной записке подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:

- о способах оценки МПЗ по их группам (видам);

- о последствиях изменений способов оценки МПЗ;

- о стоимости МПЗ, переданных в залог;

- о величине и движении резервов под снижение стоимости МПЗ.

Информация о займах и кредитах. В соответствии с разделом IV ПБУ 15/01 в бухгалтерской отчетности организации должна быть отражена информация:

- о наличии и изменении величины задолженности по основным видам займов, кредитов;

- о величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

- о сроках погашения основных видов займов, кредитов, других заемных обязательств;

- о суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;

- о величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (при ее применении).

Информация по сегментам (с учетом ПБУ 12/2000). В соответствии с пунктом 5 ПБУ 12/2000 информация по сегменту - это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности.

ПБУ 12/2000 применяется организациями, имеющими дочерние и зависимые общества, при составлении сводной бухгалтерской отчетности, а также в том случае, если на эти организации возложена обязанность составления сводной бухгалтерской отчетности объединений юридических лиц, созданных на добровольных началах.

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно, исходя из ее организационной и управленческой структуры.

Различают операционные и географические сегменты.

Информация по операционному сегменту - это информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличных от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам.

При выделении информации по операционным сегментам в однородную группу могут быть объединены несколько видов товаров, работ, услуг при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:

- назначению товаров, работ, услуг;

- процессу производства товаров, выполнения работ;

- оказанию услуг;

- потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;

- методам продажи товаров и распространения работ, услуг;

- системам управления деятельностью организации.

Информация по географическому сегменту - это аналогичная информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенном географическом регионе деятельности организации.

При выделении информации по географическим сегментам организация должна исходить из:

- сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;

- наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

- сходства деятельности;

- рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

- общности правил валютного контроля;

- валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по одному или нескольким государствам, региону или нескольким регионам в Российской Федерации. Также информация может выделяться по местам расположения активов или рынков сбыта.

При выделении информации по отчетным сегментам (операционным или географическим) принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их.

Операционный или географический сегмент считается отчетным, если соблюдаются следующие условия:

- выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов. Выручка (доход) сегмента - выручка от продажи определенных товаров (работ, услуг) в определенном географическом регионе деятельности организации, а также части общей выручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент;

- финансовый результат деятельности данного сегмента составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов. Финансовый результат сегмента - разница между выручкой (доходами) и расходами сегмента. Расходы сегмента - это расходы по производству определенных товаров (работ, услуг), в определенном географическом регионе деятельности организации, а также части общих расходов организации, которые обоснованно приходятся на данный сегмент;

- активы данного сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов, при этом активы сегмента - это активы, которые используются для производства определенных товаров (работ, услуг), в определенном географическом регионе деятельности организации Клименко Г.А. Содержание пояснительной записки к бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет - 2006 - №.

На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75 процентов выручки организации. Если же на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75 процентов выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности перечисленным выше условиям.

При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет следует принимать данные, непосредственно относящиеся к отчетному сегменту либо относящиеся к нему путем обоснованного распределения. Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов и применяется организацией последовательно в соответствии с учетной политикой организации. Если организация вносит изменения в учетную политику по отчетным сегментам, то информация по отчетным сегментам за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с измененной учетной политикой.

При формировании информации по отчетным сегментам выделяется первичная и вторичная информация.

В составе первичной информации в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:

- общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

- финансовый результат (прибыль или убыток);

- общая балансовая величина активов;

- общая величина обязательств;

- общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

- общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

- совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

Если первичной информацией по сегментам признается информация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляется следующими показателями:

- величиной выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, - для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10 процентов общей выручки организации от продажи внешним покупателям;

- балансовой величиной активов отчетного сегмента по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10 процентов величины активов всех географических сегментов;

- величиной капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10 процентов величины активов всех географических сегментов.

Если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, то вторичная информация по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10 процентов общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10 процентов величины активов всех операционных сегментов, раскрывается в бухгалтерской отчетности следующими показателями:

- выручкой от продажи внешним покупателям;

- балансовой величиной активов;

- величиной капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

Если первичной признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из места расположения активов, отличным от места расположения рынков сбыта, то в дополнение к предыдущим показателям по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест расположения рынков сбыта, раскрывается величина выручки от продажи внешним покупателям, если она составляет не менее 10 процентов общей выручки организации от продажи внешним покупателям.

Если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из мест расположения рынков сбыта, отличным от расположения активов, то также в дополнение к предыдущим показателям по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест расположения активов, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10 процентов общей выручки организации от продажи внешним покупателям либо величина активов которого составляет не менее 10 процентов величины всех активов организации, в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели:

- балансовая величина активов сегмента, выделенного исходя из мест расположения активов;

- величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

Информация по прекращаемой деятельности (с учетом ПБУ 16/02). Многие коммерческие организации занимаются одновременно несколькими видами деятельности, осуществляемыми их структурными подразделениями, филиалами, представительствами и информация по прекращаемой деятельности представляет собой информацию, раскрывающую ту часть деятельности организации, которая может быть выделена операционно или функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и по решению организации подлежит прекращению. Часть деятельности организации, подлежащая прекращению, может представлять операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

ПБУ 16/02 не применяется, если организация прекращает деятельность вследствие таких обстоятельств, как стихийные бедствия, пожары, аварии и тому подобное, в случае принудительного изъятия имущества в соответствии с законодательством, а также вследствие национализации имущества.

Если организация приостанавливает часть деятельности без намерения ее прекратить, то такая деятельность не рассматривается как прекращаемая и не подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Прекращаемая деятельность может быть выделена операционно или функционально, если активы, обязательства, доходы и расходы по обычным видам деятельности или основная их часть относятся или могут быть прямо отнесены к прекращаемой деятельности. Такое отнесение возможно только в том случае, если они будут проданы, погашены или их выбытие произойдет иным образом в результате прекращения части деятельности организации.

Прекращение части деятельности организации осуществляется:

- путем продажи предприятия как имущественного комплекса в целом или его части, в результате заключения единой сделки;

- путем продажи отдельных активов и прекращения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

- путем отказа от продолжения части деятельности;

- при реорганизации в форме выделения из состава организации одного или нескольких юридических лиц.

Если организацией принято решение о прекращении части деятельности и выработана единая программа прекращения деятельности, то деятельность признается прекращаемой на дату возникновения наиболее раннего из следующих событий:

- заключения договоров купли-продажи активов, без которых прекращаемая деятельность практически неосуществима;

- доведения информации о решении прекращения деятельности до сведения акционеров, работников организации, поставщиков и прочих лиц, чьи интересы будут затронуты непосредственно.

Когда организация признает деятельность прекращаемой, у нее возникают обязательства перед юридическими и физическими лицами, обусловленные требованиями законодательства, заключенных договоров, а также принятые организацией добровольно. Для урегулирования обязательств, в отношении величины или срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв.

Создание и использование резерва, правила его оценки производится в соответствии с ПБУ 8/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 28 ноября 2001 года №96н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01» (далее ПБУ 8/01). В соответствии с пунктом 8 ПБУ 8/01 резерв создается при одновременном наличии следующих условий:

- существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации;

- величина обязательства может быть достаточно обоснованно оценена.

Раскрытию информации по прекращаемой деятельности посвящен раздел III ПБУ 16/02. В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности необходимо раскрыть следующую информацию по прекращаемой деятельности:

- описание прекращаемой деятельности с указанием операционного или географического сегмента, в рамках которого происходит прекращение деятельности, дату признания деятельности прекращаемой, дату или период, в котором ожидается завершение прекращения деятельности организации, если они известны или определимы;

- стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности;

- суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;

- движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.

По мере выбытия активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, следует раскрыть сумму прибыли (убытка), связанных с выбытием активов или погашением обязательств, до налогообложения и сумму соответствующего налога на прибыль. Для активов и обязательств, по которым организация заключила договоры купли-продажи, раскрывается продажная цена актива за вычетом расходов на выбытие, сроки поступления денежных средств и отражаемая в балансе сумма соответствующих активов и обязательств.

Информация по прекращаемой деятельности раскрывается в бухгалтерской отчетности, начиная с первого года, в котором деятельность признана прекращаемой, до отчетного периода, когда завершается прекращение деятельности, то есть программа по прекращению деятельности выполнена или организация от нее отказалась. Если программа прекращения деятельности отменена, суммы сформированных и признанных резервов, а также суммы убытков от снижения стоимости активов подлежат восстановлению.

Любая информация, раскрываемая по прекращаемой деятельности, должна представляться раздельно по каждому виду деятельности организации, выделяемому как прекращаемый Клименко Г.А. Содержание пояснительной записки к бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет - 2006 - №.

Информация о финансовых вложениях. В соответствии с разделом VII ПБУ 19/02 финансовые вложения должны быть представлены в бухгалтерской отчетности с подразделением на краткосрочные и долгосрочные.

В бухгалтерской отчетности с учетом требования существенности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

- способы оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам);

- последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии;

- стоимость финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется;

- разница между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений, по которым определялась текущая рыночная стоимость;

- по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость, - разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения, начисляемая в соответствии с порядком, установленным пунктом 22 ПБУ 19/02;

- стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом;

- стоимость и виды выбывших ценных бумаг и иных финансовых вложений, переданных другим организациям или лицам (кроме продажи);

- данные о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием: вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного операционным доходом отчетного периода; сумм резерва, использованных в отчетном году;

- по долговым ценным бумагам и предоставленным займам - данные об их оценке по дисконтированной стоимости, о величине их дисконтированной стоимости, о примененных способах дисконтирования Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

Вывод

Информация, содержащаяся в пояснительной записке, позволяет пользователям бухгалтерской отчетности составить полную и объективную картину о финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Об этом говорится в пункте 19 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н .

В пояснительной записке отражаются: численность работников, материалоемкость и фондоемкость производства, технические характеристики основных средств, основные экономические показатели за ряд лет, перспективы изменения финансового состояния и другие сведения Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. -- М.: Менатеп-Информ, 2004.

Исключительно в составе пояснительной записки представляется информация об аффилированных лицах (ПБУ 11/2000) Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 5н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, информация по сегментам (ПБУ 12/2000) Приказ от 27.01.00 № 11н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н), а с 2003 года -- и информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02) Приказ от 02.07.02 № 66н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №116н).

Однако не все организации представляют пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности. Так, не составляют ее общественные организации (объединения). Основание -- пункт 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом № 67н. Некоммерческим организациям и малым предприятиям, которые не подлежат обязательному аудиту, в этом вопросе предоставлено право выбора. Составлять пояснительную записку или нет, они решают сами.

Включение в состав бухгалтерской отчетности пояснительной записки является обязательным для всех организаций, за исключением бюджетных, а также общественных организаций и объединений, включая их структурные подразделения, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Право не представлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности имеют также субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

В пояснениях должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 ПБУ 4/99.

Составление пояснительной записки представляет собой важный этап формирования бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка является важным элементом годовой бухгалтерской отчетности. В ней содержится дополнительная информация о деятельности организации, которая не отражена в других отчетных формах Бакаев А.С. Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета // Бухгалтер - 2004 - №11.

Глава 2. Составление пояснительной записки к годовой финансовой отчетности на примере ОАО «СЗ «Лотос»

2.1 Историческая справка предприятия

Решением от 6 июля 1978год Министра судостроительной промышленности СССР Егорова М. В. утверждено ТЭО на строительство завода «Лотос». 21 августа 1978 года заместитель Министра судостроительной промышленности СССР Шапошников Е.Н. утвердил задание институту « Союзпроектверфь» на проектирование завода «Лотос» в п. Нижневолжский Астраханской области. Приказом Министра судостроительной промышленности СССР от 22сентября 1978 года за № 278 в составе Астраханского судостроительного промышленного объединения создана дирекция строящегося завода. В апреле 1979 года создан хозрасчётный участок с правами генподрядчика по строительству завода «Лотос» и первым субподрядчиком УМР-2 Треста спецстрой Главастраханстроя. Во втором полугодии 1979 года начаты работы Плавстройотрядом № 5 Треста Волгодонстрой Минтрастроя СССР, одновременно начаты работы по строительству жилых домов в будущем городе-спутнике Нариманов.

Специализированный завод «Лотос» по постройке комплектов блок модулей верхних строений морских стационарных платформ, предназначенных для бурении скважин и добычи нефти и газа на континентальных шельфах морей и строительство судов различного назначения и других металлоконструкций.

В настоящее время завод располагает хорошей материально-технической базой: блок цехов площадью 130 тыс. кв. м., состоящий из:

- корпусообрабатывающего производства (склад стали с расчётной мощностью на годовую программу 17500 т., участок предварительной подготовки стали, линии тепловой резки стали с использованием машин с ЧПУ для плазменной резки «Гранат» ППлКЦ-2,4х10, механической резки, гибочного участка с прессовым парком - максимальное усилие -800т., габариты по ширине листа составляют до 7 метров, толщиной 50мм.);

- сборочно-сварочного и стапельного производства, в составе 5-ти крытых стапелей длиной 250 м и шириной 24м, обеспечивающий поточно-позиционный метод строительства, массогабаритные размеры блоков при этом составляют не менее 200тонн, оснащённое крановым хозяйством, грузоподъёмностью по 100т и сборочно-сварочным оборудованием;

- механомонтажного и трубообрабатывающего производства, оснащенного соответствующим оборудованием, обеспечивающим изготовление и испытание трубопроводов из стальных и цветных металлов;

- малярно-изоляционное производство, оснащенное оборудованием для безвоздушного распыления лакокрасочных материалов;

- участка по судоремонту;

- цеха МСЧ с участком гальванических покрытий;

- вспомогательного производства;

- инструментального цеха;

- крытого таможенного склада площадью 6000 кв. м;

- достроечной набережной длинной 150 м для достройки и ремонта судов, оборудованной портальным краном грузоподъёмностью 80 т. с обустроенным выходом железнодорожных путей, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных работ для грузов различного типа;

- транспортного цеха и железнодорожного депо;

Кроме того, имеется универсальное подъёмное устройство для подъёма водоизмещающих транспортных средств грузоподъёмностью 6000т. Также имеется подъездный железнодорожный путь длиной 34км до станции Новолесная (Астрахань). Общая площадь предприятия -86га.

Предприятие аттестовано на класс Речного Регистра, Морского Регистра Судоходства, а также Германского Ллойда.

ОАО «ССЗ «Лотос» стало правопреемником государственного предприятия «Судостроительный завод «Лотос». В 1985 году в соответствии с приказом Министерства Оборонной промышленности завод был сдан в эксплуатацию. В 1992 году в соответствии с указом президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений предприятий в акционерные общества» было преобразовано в Акционерное общество открытого типа « Судостроительный завод «Лотос».

7.07.1997 г. АООТ «Судостроительный завод «Лотос» был перерегистрирован в открытое акционерное общество « Судостроительный завод «Лотос».

ОАО «Судостроительный завод «Лотос» находится в г. Нариманов Астраханской области почтовый индекс 416309

Акционерное общество «Судостроительный завод «Лотос» является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства РФ. Общество создано без ограничения срока его деятельности.

Целью общества является извлечение прибыли.

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

- ремонт, строительство и переоборудование судов различного назначения;

- изготовление металлоконструкций и продукции машиностроения;

- изготовление и реализация продукции производственно-технического назначения;

- внешняя экономическая деятельность;

- строительные, монтажные, пусконаладочные и отделочные работы;

- операции с недвижимостью;

- транспортирование грузов всеми видами транспорта, в т.ч. международные перевозки, как на собственных, так и на привлеченных транспортных средствах и другие.

2.2 Структура управления и бухгалтерии

Во главе предприятия стоит Совет директоров, который принимает все конструктивные и стратегические решения по поводу деятельности предприятия. Он является высшим звеном руководства предприятия.

Один из директоров является генеральным директором предприятия, который назначается и освобождается от занимаемой должности по решению Совета директоров, также как и главный бухгалтер и главный инженер; начальники участков и главные специалисты назначаются и освобождаются от должности по согласованию с Советом директоров, по решению генерального директора.

Генеральный директор организует всю оперативную деятельность предприятия на правах единогласия и несёт за неё ответственность. Директор осуществляет управление предприятием в осуществлении и решении вопросов, связанных с производственно-хозяйственной и административно-управленческой деятельностью, принимает решения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.

Заместители начальника занимаются руководством отдельных видов деятельности предприятия. Они подчиняются генеральному директору, содействуя в управлении предприятием.

Функциональные отделы возглавляют соответственно: начальник 1-й зам. Генерального директора по экономике и производству, технический директор, зам. Генерального директора по коммерции и общим вопросам, главный инженер, начальник отдела кадров, главный бухгалтер, начальник отдела технического контроля.

Отдел снабжения осуществляет материально-техническое снабжение предприятия, заключает договора и контролирует их выполнение, а также исследует рынок, налаживает связи с заказчиками и поставщиками.

Отдел кадров занимается кадровой политикой предприятия, осуществляет документарное оформление работы кадрового состава и набор рабочей силы предприятия.

Отдел технический контроля отдел осуществляет инженерную подготовку предприятия, работает с проектно-сметной документацией о выработке продукции, производительности труда.

Кроме того, к административно-управленческому персоналу относятся такие начальники участков, которые организуют оперативную деятельность своих участков и несут ответственность за неё.

Структура бухгалтерии ОАО «Судостроительный завод «Лотос» приведена на рис.1.
Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением общества и не должна входить в состав какого-либо подразделения.
Рис.1. Структура бухгалтерии ОАО «Судостроительный завод «Лотос»
Бухгалтерию возглавляет Главный бухгалтер. Он осуществляет организацию бухгалтерского учёта хозяйственно-финансовой деятельности общества и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Назначается директором организации.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. На время отсутствия главного бухгалтера права и обязанности главного бухгалтера переходят должностному лицу, о чём объявляется приказом директора организации.
Бухгалтер материальной части. Он ведёт учёт всех материальных ценностей, оборудования, материалов, топлива, малоценного инвентаря, спец. одежды и спец. обуви, основных средств, обеспечивает правильную поставку и достоверность бухгалтерского учёта и подчинён главному бухгалтеру.
Бухгалтер расчётной части. Функции бухгалтера расчётной части, занятого учётом труда и заработной платы, сводятся к следующим основным действиям:
1) своевременному начислению (расчёту) на основании поступивших в бухгалтерию первичных документов, сумм заработной платы, премий, дотаций, пособий по социальному страхованию, отпускных;
2) расчёт удержаний из начисленных работнику денежных сумм;
3) начисление и перечисление в бюджет налогов в ФСС и обеспечения;
4) получение денежных средств в банке при отсутствии кассира на предприятии и выдача их под расчёт работникам;
5) Подготовка отчётных документов по труду и заработной плате.
На предприятии ОАО «Судостроительный завод «Лотос» финансово-экономическим отделом осуществляется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.
Заведует финансово-экономическим отделом главный бухгалтер.
Предприятием установлена организационная форма бухгалтерской службы, распределены обязанности и ответственность между бухгалтерами за законность совершаемых операций и правильность их оформления, за своевременность передачи в бухгалтерию документов, приказов, распоряжений, соглашений, смет, норм активов. За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие их.

2.3 Элементы учетной политики предприятия

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики организации, являются:

1. Федеральный закон от 21.11.1996г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н.

3. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденными Приказами Минфина РФ; Налоговый Кодекс Российской Федерации (части 1 и II);

4. Другие законодательные и нормативные акты.

В соответствии с ПБУ 1/98 учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Для целей бухгалтерского учета:

1.Рабочим планом счетов является план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н.

2.Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме (частично вручную, частично с применением компьютерной техники и программы «1С»). 3.Организация использует типовые унифицированные формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом России, а также документы свободной формы, содержащие все необходимые реквизиты и утвержденные руководителем организации.

4.Учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01.

5.Амортизация основных средств производится линейным способом. Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а также книги и брошюры, списываются по мере отпуска в эксплуатацию.

6. Ремонт основных средств отражается путем включения фактических затрат в расходы по предпринимательской деятельности ^о мере выполнения работ.

7. Износ по нематериальным активом начисляется линейным способом с применением счета 05.

8. Учет материально-производственных запасов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 по цене приобретения.

Для целей налогового учета:

1. Налоговый учет ведется организацией в регистрах, предусмотренных в программе «1С», частично вручную.

2. В целях исчисления НДС датой реализации признается дата поступления денежных средств на расчетной счет или в кассу организации.

3. В целях исчисления налога на прибыль дата определения дохода определяется по методу начислений.

4. Расходы организаций делятся на прямые и косвенные. В состав прямых расходов включаются расходы, поименованные в ст. 318 НК РФ и ст. 320 НК РФ. Расходы, не относящиеся к прямым, относятся к косвенным расходам.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Все акции общества являются именными обыкновенными и выпускаются в бездокументарной форме. Ведение учета и реестра поручено в соответствии с требованиями Федерального закона об акционерных обществах специализированному регистратору (юридическое лицо) АО «Реестр-Депозит-Ахтуба».

Органами управления общества являются:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров;

- единоличный исполнительный орган (генеральный директор);

- в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами общества.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия. Совет директоров и ревизионная комиссия избираются общим собранием директоров.

2.4 Краткий анализ основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия

Основные технико-экономические показатели ОАО «Судостроительный завод «Лотос» за 2006-2007 гг. приведены в табл. 1.

Таблица 1
Основные технико-экономические показатели
ОАО «Судостроительный завод «Лотос» за 2006-2007 гг Приведенные основные технико-экономические ОАО «Судостроительный завод «Лотос» взяты из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007-2007 гг. .
№ п\п
Наименование показателей
Ед. изм.
2006
2007
Изменение
т.р..
%
1
2
3
4
5
6
7
1
Объем произведенной продукции
т.р
1000
950
-50
-5
2
Объем реализованной продукции
т.р
1000
950
-50
-5
3
Выручка от реализации товаров
т. р.
83414
97120
13706
16,43
4
Себестоимость реализации товаров
т. р
67937
78523
10586
15,58
5
Прочие операционные доходы и расходы
т. р
2350
2800
450
19,15
6
Внереализационные доходы и расходы
т. р
433
853
420
97,00
7
Фондоотдача
т. р
0,049
0,039
-0,01
-0,2
8
Рентабельность продукции
%
11,02
14
2,98
0,27
9
Коэффициент обновления основных фондов
0,39
0,24
-0,15
-0,38
10
Коэффициент износа основных средств
0,54
0,49
-0,05
-0,09
11
Коэффициент выбытия основных средств
0,22
0,10
-0,12
-0,55
12
Затраты на 1 рубль товарной продукции
руб.
67,94
82,66
14,72
0,22
13
Среднесписочная численность работающих
чел.
470
495
25
5,3
14
Производительность труда
177,47
196,20
18,73
10,55
15
Валовая прибыль
т. р
15477
18597
3120
20,16
16
Балансовая прибыль
т. р
11020
13300
2280
20,69
Чистая прибыль
т.р.
11020
13300
2280
20,69
17
Доля чистой прибыли в общей сумме прибыли
%
100
100
-
-
18
Доля прибыли от основной деятельности
%
71,2
71,52
0,32
0,004
19
Рентабельность продаж
%
11,02
14
2,98
+0,27
20
Зона безубыточности предприятия
%
49
37
-12
-24,49
Проведя анализ показателей, можно сказать, что выручка от реализации товаров в 2007 году по сравнению с 2006 годом выросла на 13706т.р., что составило 16,43%. При этом себестоимость продукции выросла на 10586 т.р., что составило 15,58%.
Предприятие произвело и реализовало на 50 т.р. продукции меньше, что составило 5%.
Фондоотдача за этот период уменьшилась на 0,01 т.р., что составило 0,2%.
Рентабельность продукции оказалась равной рентабельности продаж увеличилась на 2,98%, что составило 0,2% прироста.
Коэффициент обновления уменьшился на 0,15 (-0,38%), коэффициент износа - на 0,05 (-0,09%), а коэффициент выбытия - на 0,12 (-0,55%).
Затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 1,72 руб. (0,22%).
Среднесписочная численность увеличилась на 25чел. (5,3%), а производительность труда на 18,73т.р. (10,55%).
Валовая прибыль возросла на 3120, что составило 20,16%. Балансовая прибыль, как и чистая уменьшилась на 2280т.р. (20,69%).
Доля прибыли от основной деятельности увеличилась на 0,32% (0,004% прироста).
Прочие операционные доходы увеличились на 450т.р. (19,15%), а внереализационные на 420т.р. (97%). Отсюда увеличение прибыли от обычной деятельности составило 2280 т.р. (20,69%). Зона безопасности предприятия уменьшилась на 12% (24,49%).

Глава 3. Формы отчетности предприятия

3.1 Порядок составления отчетных форм и особенности формирования отчетности

Новые формы отчетности утверждены приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н. Кроме самих форм приказ утвердил Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (далее - Указания об объеме) и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (далее - Порядок составления). С его выходом утрачивают силу:

- приказ Минфина от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - приказ № 4н);

- приказ Минфина от 28 июня 2000 г. № 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» (далее - приказ № 60н).

Объем бухгалтерской отчетности

В отличие от норм, введенных приказом № 4н, в новых Указаниях об объеме отчетность не разделяется на годовую и промежуточную. Требования к составу теперь содержатся только в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н. Вероятно, это связано с тем, что Минфин сейчас разрабатывает новое ПБУ по промежуточной отчетности организаций.

С учетом ПБУ 4/99 годовая отчетность по-прежнему будет состоять:

- из бухгалтерского баланса (форма № 1);

- из отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

- из отчета об изменениях капитала (форма № 3);

- из отчета о движении денежных средств (форма № 4);

- из приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- из отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

- из аудиторского заключения (для фирм, отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

В состав промежуточной отчетности, как и раньше, войдут бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

К отчетности нужно будет прилагать сопроводительное письмо.

Порядок составления отчетных форм

Порядок составления отчетных форм практически не изменился. Как и прежде, фирмам рекомендовано разрабатывать собственные формы отчетности на основе утвержденных образцов. При этом они должны учитывать требования ПБУ 4/99. Отчетность должна давать достоверную и полную картину финансового состояния фирмы.

В отчетности следует раскрывать все существенные показатели. При этом их существенность фирма определяет самостоятельно. В Порядке составления сказано, что она зависит от оценки показателя, его характера и обстоятельств возникновения. Сохранен параметр соотношения сумм показателей к общему итогу. Фирма может считать существенным показатель, сумма которого составляет не менее пяти процентов общего итога.

Кроме того, фирма может раскрывать в пояснениях к балансу некоторые показатели, которые обычно считаются несущественными.

Вместе с бухгалтерской отчетностью фирма может представлять дополнительную информацию. Например, планы развития фирмы, политику в отношении заемных средств, природоохранные мероприятия и др.

Как и прежде, разрешено использовать утвержденные образцы, не разрабатывая своих форм. При этом раньше графы с отсутствующими у фирмы показателями нужно было прочеркивать. Теперь чиновники предлагают не включать их в формы. Это предложение противоречит разрешению использовать утвержденные образцы. Исходя из текста документа, фирма все-таки должна будет составить свою форму отчетности. Вероятно, на практике можно будет по старинке прочеркивать пустые графы.

Особенности формирования отчетности

В отличие от приказа № 60н новый Порядок составления не содержит особенностей формирования каждого отчета. Он очень краток и оговаривает только общие правила. В целом они мало отличаются от норм, действовавших до сих пор.

Минфин объяснил, как исправлять в учете выявленные ошибки. Порядок исправления не изменился. Если ошибки обнаружены до окончания отчетного года, то необходимые записи по-прежнему нужно вносить в учет по мере их выявления. Ошибки, которые найдены в следующем году, но до составления отчетности, исправляются в учете записями декабря отчетного года. Если отчетность уже составлена, то в нее не нужно вносить исправления. Соответствующие записи в таком случае делаются в том году, в котором обнаружены ошибки. Однако в новом документе Минфин не указал на обязательное проведение инвентаризации. Решая вопрос о необходимости инвентаризации, фирма должна учитывать нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49.

Следует отметить, что в Порядке составления нет никаких указаний относительно отчетности фирм, имеющих филиалы. Раньше в приказе № 60н было сказано, что такие фирмы должны сдавать отчетность с учетом данных по всем своим обособленным подразделениям. Это правило повторяло требования, приведенные в ПБУ 4/99. Минфин убрал этот повтор. Вообще чиновники максимально почистили новый документ от встречавшихся ранее требований, прямо повторяющих правила других нормативных актов.

3.2 Бухгалтерский баланс (форма № 1)

Новая форма баланса сокращена по сравнению с применяемой до сих пор. Из нее исключены практически все расшифровки основных показателей. Теперь все подробности нужно будет указывать только в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Реквизиты фирмы, которые нужно указать в начале баланса, оставлены без изменений, не считая того, что теперь под адресом следует понимать местонахождение фирмы. Коды строк, в которых отражаются основные показатели, также сохранены в прежнем виде.

Кроме того, чиновники убрали из баланса упоминания о счетах бухгалтерского учета. Бухгалтер должен будет самостоятельно определить, остатки каких счетов следует включать в те или иные показатели.

Подписывать баланс, как и прежде, должны руководитель и главный бухгалтер фирмы. При этом теперь не нужно указывать реквизиты квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, даже если он есть у главбуха.

Актив

Основные показатели раздела «Внеоборотные активы» сохранились без изменений. Однако их больше не нужно отражать в разрезе конкретных видов активов.

Кроме того, в раздел добавлена новая строка «Отложенные налоговые активы». Ее появление связано с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Отложенный налоговый актив - это положительная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, рассчитанным с балансовой прибыли. Он показывает, насколько уменьшится сумма этого «искусственного» налога в следующих отчетных периодах. Отложенный актив рассчитывается умножением вычитаемой временной разницы на ставку налога.

Вычитаемая временная разница - это доходы или расходы, учитываемые при формировании бухгалтерской прибыли в текущем отчетном периоде, а при формировании налогооблагаемой прибыли - в следующих отчетных периодах.

Пример

Для целей бухгалтерского учета ОАО «ССЗ «Лотос» начисляет амортизацию по основным средствам по сумме чисел лет срока полезного использования. В налоговом учете амортизация начисляется линейным способом.

Первоначальная стоимость оборудования ОАО «ССЗ «Лотос» равна 190 000 руб. Срок его полезного использования - 7 лет.

За 2003 год сумма начисленной амортизации составит:

- в бухгалтерском учете:

190 000 руб. 7 лет : (7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1) = 47 500 руб.;

- в налоговом учете:

190 000 руб. : 7 лет = 27 143 руб.

Вычитаемая временная разница составит:

47 500 руб. - 27 143 руб. = 20 357 руб.

Отложенный налоговый актив с этой разницы составит:

20 357 руб. 24% = 4886 руб.

Бухгалтер ЗАО «Пассив» отразит сумму отложенного налогового актива записью:

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

- 4886 руб. - отражен отложенный налоговый актив.

На конец отчетного периода эта сумма показывается по строке 145 баланса.

К «Оборотным активам» Минфин не добавил ничего нового и также убрал подробные расшифровки статей. Оставлены только дополнительные сведения о запасах фирмы. Их по-прежнему следует отражать в разрезе конкретных видов запасов.

Краткосрочная и долгосрочная дебиторские задолженности раскрываются только в части долгов перед покупателями и заказчиками. Остальные их виды не указываются.

Следует обратить внимание, что в состав краткосрочных финансовых вложений теперь не включаются собственные акции, выкупленные у акционеров. Их нужно отражать в разделе «Капитал и резервы» со знаком «минус».

Пассив

Из раздела «Капитал и резервы» исключили несколько показателей. В частности, теперь в нем не отражаются отдельные сведения:

- о фонде социальной сферы;

- о целевых финансировании и поступлениях;

- о нераспределенной прибыли прошлых лет;

- о непокрытом убытке прошлых лет.

Строки «Нераспределенная прибыль отчетного года» и «Непокрытый убыток отчетного года» объединены.

Кроме того, в раздел включена новая строка «Собственные акции, выкупленные у акционеров». Такие акции учитываются на счете 81 «Собственные акции (доли)» в сумме фактических затрат на их приобретение независимо от номинальной стоимости.

В «Долгосрочные обязательства» добавлена строка «Отложенные налоговые обязательства» и исключена расшифровка полученных займов и кредитов.

Согласно ПБУ 18/02, отложенное налоговое обязательство - это отрицательная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисленным с балансовой прибыли. Оно показывает, насколько нужно будет увеличить сумму этого «искусственного» налога в следующих отчетных периодах. Его сумма отражается на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Раздел «Краткосрочные обязательства» не сильно изменился. Как и во всем балансе, в нем заметно сокращены расшифровки обязательств фирмы. В частности, не нужно сообщать дополнительные сведения о займах и кредитах, а также о полученных векселях и авансах. Кроме того, теперь не показывается отдельной строкой задолженность перед дочерними и зависимыми обществами.

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах

В перечень показателей, отражаемых в справке, добавлена строка «Нематериальные активы, полученные в пользование». Владелец исключительных прав на изобретение, компьютерную программу, товарный знак и т. п. может передать право пользования этим имуществом другой организации. Получатель должен учитывать такие активы за балансом в оценке, принятой в договоре.

Строка «Износ основных средств» заменена на строку «Износ жилищного фонда». Она по-прежнему заполняется на основании данных, учтенных на забалансовом счете 010.

В отличие от старой формы, в новой справке нет строки «Стоимость других ценностей». Другие показатели справки не изменились.

3.3 Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

Отчет о прибылях и убытках тоже сократился, но не так заметно, как баланс. Из формы № 2 исключены расшифровки выручки и себестоимости.

Минфин изменил в отчете разбивку на разделы. Вместо четырех их теперь только два: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» и «Прочие доходы и расходы». Первый раздел оставлен без изменений, а во втором соединились все операционные и внереализационные доходы и расходы. Чрезвычайные доходы и расходы в отчете больше не упоминаются. Если они возникнут, фирма может самостоятельно отразить их в свободной строке.

Основные показатели Отчета о прибылях и убытках сохранены в прежнем виде. К ним добавились «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства». Показатели этих строк заполняются на основании данных, отраженных по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Минфин значительно изменил раздел «справочно» формы № 2. Вместо дивидендов по обычным и привилегированным акциям здесь указываются базовая и разводненная прибыли на акцию. Чтобы рассчитать эти показатели, нужно воспользоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, которые утверждены приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н.

3.4 Отчет об изменениях капитала (форма № 3)

Форма № 3 утверждена приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н. В ней отражаются данные о движении собственного капитала фирмы. К нему относятся, например:

- уставный (складочный) капитал;

- добавочный капитал;

- резервный капитал;

- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

В Отчете об изменениях капитала нужно указать также суммы резервов, сформированных или израсходованных фирмой.

Раздел I «Изменения капитала»

Столбец 3 «Уставный капитал»

В строке «Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему» нужно отразить сумму уставного капитала фирмы на 31 декабря 2001 года.

В строке «Остаток на 1 января предыдущего года» указывается сумма уставного капитала на 1 января 2002 года.

Эти суммы равны кредитовому остатку по счету 80 «Уставный капитал» на соответствующие даты.

Строка «Увеличение величины капитала за счет» заполняется в том случае, если в течение 2002 года фирма увеличила свой уставный капитал. Это может произойти в результате:

- дополнительного выпуска акций;

- увеличения номинальной стоимости акций;

- реорганизации фирмы.

В каждом из этих случаев сумма увеличения уставного капитала отражается по соответствующим строкам раздела: «Дополнительного выпуска акций», «Увеличения номинальной стоимости акций» или «Реорганизация юридического лица».

Все эти суммы составят кредитовый оборот по счету 80 «Уставный капитал» за 2002 год.

Уменьшение капитала в течение 2002 года указывают по строке «Уменьшение величины капитала за счет». В зависимости от причины, сумму, на которую был уменьшен капитал, отражают по строкам:

- «Уменьшения номинала акций»;

- «Уменьшения количества акций»;

- «Реорганизации юридического лица».

Общая сумма этих строк будет равна дебетовому обороту по счету 80 «Уставный капитал» в 2002 году.

По строке «Остаток на 31 декабря предыдущего года» указывают кредитовый остаток по счету 80 на 31 декабря 2002 года.

Затем в разделе нужно отразить увеличение или уменьшение уставного капитала фирмы в 2003 году. Для этого заполняются строки «Увеличение величины капитала за счет» или «Уменьшение величины капитала за счет». Как и в предыдущих строках, сумму изменений капитала в зависимости от причин нужно указать по соответствующим строкам.

В строке «Остаток на 31 декабря текущего года» нужно отразить сумму уставного капитала фирмы на 31 декабря 2003 года.

Столбец 4 «Добавочный капитал»

Здесь указываются данные об изменении добавочного капитала фирмы.

По строке «Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему» нужно отразить сумму добавочного капитала на 31 декабря 2001 года. Она равна кредитовому сальдо по счету 83 «Добавочный капитал» на эту дату.

Строка «Результат от переоценки объектов основных средств» заполняется в том случае, если фирма проводила переоценку основных средств на 1 января 2002 года. В ней нужно указать сумму увеличения или уменьшения добавочного капитала. Если в результате переоценки добавочный капитал уменьшился, сумма уменьшения пишется в круглых скобках.

В строке «Остаток на 1 января предыдущего года» отражается сумма добавочного капитала фирмы на 1 января 2002 года. Она равна сумме строк «Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему» и «Результат от переоценки основных средств», а также должна совпадать с кредитовым остатком по счету 83 «Добавочный капитал» на 1 января 2002 года.

По строке «Результат от пересчета иностранных валют» нужно указать положительные или отрицательные курсовые разницы. Они возникают у фирмы в том случае, если в 2002 году вклад учредителей в уставный капитал был выражен в иностранной валюте.

По строке «Остаток на 31 декабря предыдущего года» отражается сумма добавочного капитала на 31 декабря 2002 года. Она равна сальдо по кредиту счета 83 на эту дату.

По строке «Результат от переоценки объектов основных средств» нужно указать увеличение или уменьшение добавочного капитала за счет переоценки основных средств, проведенной на 1 января 2003 года. Сумму уменьшения капитала нужно поставить в круглые скобки.

В строке «Остаток на 1 января отчетного года» следует отразить сумму добавочного капитала фирмы на 1 января 2003 года. Она равна кредитовому сальдо по счету 83 на эту дату.

Следующая строка - «Результат от пересчета иностранных валют» - заполняется в том случае, если в 2003 году учредители фирмы вносили деньги в ее уставный капитал, и эта сумма была выражена в иностранной валюте. Здесь нужно указать возникающие в этом случае положительные или отрицательные курсовые разницы.

В строке «Остаток на 31 декабря отчетного года» показывается сальдо по кредиту счета 83 на 31 декабря 2003 года.

Столбец 5 «Резервный капитал»

Резервный капитал (фонд) фирма формирует из своей чистой прибыли. В некоторых случаях это нужно сделать обязательно.

Например, резервный фонд акционерного общества обязательно должен составлять не менее 5 процентов от суммы его уставного капитала. Акционерное общество обязано направлять часть чистой прибыли в резервный фонд до тех пор, пока он не достигнет размера, указанного в его учредительных документах.

Общества с ограниченной ответственностью могут направлять чистую прибыль в резервный фонд в том порядке, который закреплен в их учредительных документах и учетной политике.

По строке «Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему» фирма отражает кредитовое сальдо по счету 82 «Резервный капитал» на 31 декабря 2001 года.

По строке «Остаток на 1 января предыдущего года» указывается остаток по кредиту счета 82 на 1 января 2002 года.

Кредитовый оборот по счету 82 за 2002 год отражают по строке «Отчисления в резервный фонд».

В строке остаток на 31 декабря предыдущего года указывается сальдо по счету 82 на 31 декабря 2002 года. Эту же сумму нужно показать по строке «Остаток на 1 января 2003 года».

Сумму чистой прибыли, которую фирма направила на формирование резервного капитала в 2003 году, нужно отразить по строке «Отчисления в резервный фонд».

В строке «Остаток на 31 декабря отчетного года» указывается кредитовый остаток по счету 82 по состоянию на 31 декабря 2003 года.

Столбец 6 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Здесь отражаются данные о движении нераспределенной прибыли фирмы.

В строке «Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему» нужно указать сумму прибыли на 31 декабря 2001 года. Она равна кредитовому остатку по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на эту дату.

Если в 2001 году в соответствии с учетной политикой фирмы часть ее средств была направлена на увеличение прибыли, эту сумму нужно показать по строке «Изменения в учетной политике».

По строке «Результат от переоценки объектов основных средств» отражается уменьшение нераспределенной прибыли за счет уценки основных средств, проведенной на 1 января 2002 года. Эту сумму нужно поставить в круглые скобки.

В ходе переоценки можно уменьшить стоимость тех основных средств, которые до этого были дооценены. В этом случае сумма уценки, равная сумме предыдущей дооценки, будет уменьшать добавочный капитал. Превышение суммы уценки над суммой дооценки относится в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В строке «Остаток на 1 января предыдущего года» нужно отразить сумму нераспределенной прибыли по состоянию на 1 января 2002 года. Она равна кредитовому остатку по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на эту дату. Эта сумма указывается с учетом переоценки основных средств, которая была проведена в 2001 году.

По строке «Чистая прибыль» показывается сумма нераспределенной прибыли, полученной в 2002 году. Она уменьшается на сумму дивидендов, начисленных в 2002 году, и сумму отчислений в резервный фонд. Уменьшение чистой прибыли 2002 года отражается по строкам «Дивиденды» и «Отчисления в резервный фонд».

В строке «Остаток на 31 декабря предыдущего года» фирма указывает сальдо по кредиту счета 84 на 31 декабря 2002 года.

В следующей строке - «Изменения в учетной политике» - показываются суммы, которые были направлены в 2002 году на увеличение прибыли фирмы согласно ее учетной политике.

По строке «Результат от переоценки объектов основных средств» нужно отразить уменьшение нераспределенной прибыли фирмы за счет уценки основных средств, проведенной на 1 января 2003 года. Сумму уменьшения нужно поставить в круглые скобки.

В строке «Остаток на 1 января отчетного года» отражается кредитовое сальдо по счету 84 на 1 января 2003 года. Эту сумму указывают с учетом переоценки основных средств, которая была пров и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.