На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Анализ основных принципов и методов осуществления налогового и бухгалтерского учета на предприятии. Проблемы оптимизации налогового и бухгалтерского учета в РФ. Формы организации учетной политики и работы с документами в бухгалтерском и налоговом учете.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 03.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


79
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по курсу «Бухгалтерский анализ и аудит»
«Сравнение бухгалтерского и налогового учета»
Содержание

Введение
1. Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета
1.1 Бухгалтерский учет и методы его осуществления на предприятии
1.2 Цели и методы налогового учета в России
2. Проблемы оптимизации налогового и бухгалтерского учета в РФ
2.1 Проблемы осуществления налогового учета в современной России
2.2 Оптимизация налогового и бухгалтерского учета в РФ
3. Соотношение налогового и бухгалтерского учета в РФ на примере ООО "Бизнес-контракт"
3.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "Бизнес-контракт"
3.2 Учетная политика в бухгалтерском и налоговом учете ООО "Бизнес-контракт"
3.3 Сходства и различия в бухгалтерском и налоговом учете ООО "Бизнес-контракт"
Заключение
Литература
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Тема правильной организации учетной политики на предприятии в современных условиях имеет сейчас большую актуальность, так как от правильного выбора технологии работы зависит успех любой организации. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо совершенствование учетной политики и, в первую очередь, работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. При проверках предприятий налоговыми органами много внимания уделяется правильному оформлению документов. Несвоевременное оформление или неоформление произведенных хозяйственных операций запутывает бухгалтерский учет, и становятся, как правило, причиной разногласий с налоговой инспекцией. Именно, исходя из проверки имеющихся документов, налоговая служба делает вывод о верности расчетов с бюджетом, и итог этих разногласий практически всегда легко предсказать - финансовые санкции по отношению к предприятию.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России.
Официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
Однако выполняемая бухгалтерским учетом функция проведения единой налоговой политики в настоящее время имеет принципиально новое содержание по сравнению с тем, как это устанавливалось при формировании новой российской налоговой системы, действующей с 1 января 1992 г. Действующим законодательством о налогах и сборах установлена система налогового учета, представляющая собой систему обобщения информации об объектах налогообложения для исчисления налоговой базы на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.
Налоговый учет существует либо как самостоятельная учетная система, либо как дополнительная учетная система по отношению к системе бухгалтерского учета. В последнем случае эти две учетные системы совпадают в части использования данных бухгалтерского учета для налогообложения. В этих условиях тема соотношения бухгалтерского и налогового учета является актуальной.
Степень изученности данной темы очень высока. Достаточно глубокая проработка данной проблемы нашла отражение, в частности, в исследованиях Д.И. Илинзера, Г.А. Чистяковой и А.И.Левиной.
Цель данной работы - проанализировать теоретические и практические аспекты соотношения бухгалтерского и налогового учета. Задачи работы:
· анализ основных принципов бухгалтерского и налогового учета;
· выявить проблемы осуществления и оптимизации бухгалтерского и налогового учета в нашей стране;
· проанализировать осуществление бухгалтерского и налогового учета и их соотношение на конкретном предприятии.
Предмет исследования данной работы - система методов бухгалтерского и налогового учета. Объект исследования - предприятие ООО «Бизнес-контракт», которое занимается продажами продуктов питания. Для повышения и оптимизации деятельности предприятия нуждается в грамотном и своевременном бухгалтерском и налоговом учете.

1. Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета

1.1 Бухгалтерский учет и методы его осуществления на предприятии

Согласно Федеральному закону №129 от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» (далее - Закон) бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе. обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, и не ведут бухгалтерского учета.

В определении бухгалтерского учета нашли свое отражение Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете». - М., Юстицинформ, 2005. С. 14.:
· объекты бухгалтерского учета - имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции;
Под имуществом организации подразумеваются средства организации по их составу и размещению (активы организации), под обязательствами организации - средства организации по источникам их формирования и целевому предназначению (пассивы организации).
· последовательные этапы бухгалтерского учета - сбор, регистрация и обобщение информации;
· основные требования к ведению бухгалтерского учета - ведение учета в денежном выражении (п. 1 ст. 8 Закона); ведение учета организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона); своевременная регистрация без каких-либо пропусков или изъятий на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации (п. 5 ст. 8 Закона); оформление всех хозяйственных операций, проводимых организацией, оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона).
Конституционный Суд РФ в п. 4 мотивировочной части Постановления от 1 апреля 2003 г. № 4-П по делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной выразил следующую правовую позицию в отношении официального бухгалтерского учета:
· «из ст. 71 (п. п. «ж», «р») Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. «б» ч. 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации;
· исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности».
Целями и задачами бухгалтерского учета являются:
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34-н (с изменениями и дополнениями, далее - ПБУ 1/98) определены следующие основные принципы бухгалтерского учета Рубаева Е. Учетная политика предприятия: различия между бухгалтерским и налоговым учетом. / www.klerk.ru:
· Последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому.
· Непрерывность деятельности организации обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке.
· Временная определенность факторов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
· Имущественная обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других организаций.
· Полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.
· Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
· Осмотрительность (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов).
· Приоритет содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования).
· Непротиворечивость (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца).
· Рациональность ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Бухгалтерский учет ведется только на основании первичных учетных документов, оформляемых при проведении хозяйственных операций. Эти документы должны составляться по унифицированным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ (при их отсутствии - разрабатываться самой организацией) и иметь ряд обязательных реквизитов.
Бухгалтерский учет ведется с использованием стандартного плана счетов (организация может на его основе сформировать свой рабочий план счетов).
Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Понятия синтетического и аналитического учета определены в ст. 2 Закона. Синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Аналитический и синтетический учет - два уровня, на которых осуществляется бухгалтерский учет. Первый из них - детализированный, ведется на счетах аналитического учета, второй - обобщенный, ведется на счетах синтетического учета.
В определениях понятий «аналитический учет» и «синтетический учет», отражены виды объектов бухгалтерского учета, указанные в п. 2 ст. 1 Закона, - имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Пункт 2 статьи 6 Закона определяет способы организации бухгалтерского учета, которые руководители организаций выбирают самостоятельно в зависимости от объема учетной работы:
а) учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения организации, возглавляемого главным бухгалтером;
б) введение в штат организации должности бухгалтера;
в) передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.
В п. 7 ПБУ 1/98 в точности воспроизведены положения п. 2 данной статьи.
Пунктом 7 также рекомендовано случаи, предусмотренные в подп. «б», «в» и «г», применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства. Однако в п. 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. №64н (с изменениями и дополнениями), такая рекомендация не продублирована, и соответственно воспроизведены все четыре подпункта п. 2 данной статьи Закона.
Главный бухгалтер организации Шинкин А.В. Бухгалтерский учет и учетная политика. / www.klerk.ru:
· Назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему подчиняется.
· Несет ответственность за формирование учетной политики, соблюдение требований и правил ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
· Обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, за отражением всех операций на счетах бухгалтерского учета.
· Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
· Денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства (документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры и договоры по товарному и коммерческому кредитам) считаются недействительными без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица и не должны приниматься к исполнению. Отсутствие в счете-фактуре подписи главного бухгалтера при не подтверждении того, что в штате организации отсутствует должность бухгалтерского работника, или того, что счет-фактура подписана иным уполномоченным лицом, является нарушением требований законодательства к оформлению счета-фактуры. Об этом говорится в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 4 февраля 2003 г. № 11253/02 и №11254/02 (последнее из указанных Постановлений доведено до налоговых органов письмом МНС России от 6 марта 2003 г. №ШС-6-14/274).
· С главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и т.д.).
· Главным бухгалтером могут выполняться обязанности кассира (в организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате этой должности).
· При освобождении от должности главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру, бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя организации), в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению по письменному распоряжению руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.
В ст. 6 Закона вводится понятие «учетная политика», в которой определяются основные положения осуществляемого организацией бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Согласно ч. 2 п. 3 статьи 6 подлежат утверждению:
· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Пунктом 4 статьи 6 установлено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
Изменение учетной политики согласно п. 4 статьи 6 может производиться в случаях:
· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
· существенного изменения условий деятельности организации.
Пунктом 4 статьи 6 также установлено, что в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), установлены ПБУ 1/98.
Для целей ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика организации, как определено п. 5 ПБУ 1/98, формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе данного Положения и утверждается руководителем организации.
Согласно п. 8 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.
Принятая организацией учетная политика в соответствии с п. 9 ПБУ 1/98 подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
В соответствии с п. 10 ПБУ 1/98 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Положение ПБУ 1/98 также устанавливает основы раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, которые распространяются на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Согласно п. 11 ПБУ 1/98 организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
Пунктом 12 ПБУ 1/98 определено, что к способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в п. 11 ПБУ 1/98. Основные элементы учетной политики приведены в Приложении 1.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных п. 6 ПБУ 1/98, то согласно п. 13 ПБУ 1/98 эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных п. 6 ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то в соответствии с п. 14 ПБУ 1/98 организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Пунктом 15 ПБУ 1/98 определено, что существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Согласно п. 17 ПБУ 1/98 изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для оформления принятия организацией самой учетной политики (оформление соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации).
Изменение учетной политики, как указано в п. 18 ПБУ 1/98, должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
В соответствии с п. 19 ПБУ 1/98 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 20 ПБУ 1/98 установлено, что последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 21 ПБУ 1/98.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, как установлено п. 23 ПБУ 1/98, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

1.2 Цели и методы налогового учета в России

Законодательно определение понятию «налоговый учет» дано только в отношении порядка исчисления налога на прибыль организаций. Согласно ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ (гл. 25 введена в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ), налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.
В разделе 9 Методических рекомендаций по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. №БГ-3-02/729 (далее также - Методические рекомендации МНС России по применению гл. 25 НК РФ), система налогового учета охарактеризована следующим образом: это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания. Система подразумевает особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов (т.е. расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным гл. 25 НК РФ).
Статьей 313 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. №57-ФЗ) также установлено, что на основе данных налогового учета налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода. До внесения Федеральным законом от 29 мая 2002 г. №57-ФЗ изменений и дополнений в гл. 25 НК РФ абз. 1 ст. 313 НК РФ был изложен в следующей редакции: налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.
Изложенное позволяет утверждать, что налоговый учет имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. При этом применение налогового учета не ограничивается рамками исчисления налога на прибыль. Даже предписывая использовать данные бухгалтерского учета, законодатель устанавливает учитывать положения законодательства о налогах и сборах, что осуществляется в рамках налогового учета. Согласно п. 1 ст. 375 гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Однако там же, в п. 1 ст. 375 НК, предусмотрено ведение налогового учета - в случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Примером установления ведения налогового учета без использования данных бухгалтерского учета является упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл. 26.2 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.
В гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ понятие «налоговый учет» не упоминается, а говорится только о бухгалтерском учете и учете объектов налогообложения - согласно п. 7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Тем не менее не вызывает сомнений то, что гл. 21 НК РФ предусматривает ведение именно налогового учета. В частности, в п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. №37-О упоминается о том, что признание лица налогоплательщиком налога на добавленную стоимость возлагает на такое лицо дополнительную обязанность по ведению налогового учета.
Однако в данной работе налоговый учет будет рассматриваться в основном применительно к главе 25 «Налог на прибыль», исходя из его законодательного определения.
Целями и задачами налогового учета являются:
1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается:
1) при изменении применяемых методов учета - с начала нового налогового периода;
2) при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать:
1) порядок формирования суммы доходов и расходов;
2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;
5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций.
Подтверждением данных налогового учета служат:
1) первичные учетные документы;
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов налогового учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
В Методических рекомендациях МНС России по применению гл. 25 НК дополнительно установлены значения следующих понятий:
Объекты налогового учета - имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода или налоговой базы последующих периодов.
Единицы налогового учета - объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.
Показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта налогового учета.
В указанном документе предложены основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению специалистов МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 НК РФ.
При практическом использовании указанного документа, а также Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 25 НК РФ необходимо учитывать следующее Толкушкин А.В. Комментарий к главе 25 НК РФ «Налог на прибыль». - М., 2006. С. 37.:
1) перечень регистров налогового учета, как и сами разработанные формы регистров, не является обязательным для налогоплательщиков;
2) регистры налогового учета были разработаны в соответствии с редакцией НК РФ, действовавшей по состоянию на 15 декабря 2001 г. (после этого неоднократно в статьи гл. 25 НК РФ вносились существенные изменения);
3) перечень рекомендованных регистров не является исчерпывающим (при этом отсутствие регистра в числе предложенных, равно как и отсутствие дополнительных необходимых показателей регистров, а также описание регистров не может служить основанием для применения организацией порядка исчисления налоговой базы, не соответствующего правилам, установленным гл. 25 НК РФ).
Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренных как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве РФ о налогах и сборах.
К способам ведения налогового учета, утверждаемым организацией, относятся Рубаева Е. Учетная политика предприятия: различия между бухгалтерским и налоговым учетом. / www.klerk.ru:
· Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации;
· Формы аналитических регистров налогового учета;
· Определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности.
· Другие решения, необходимые для организации налогового учета.
Законодательство, посвященное налоговому учету, постоянно совершенствуется. При этом законодателем предпринимаются усилия, направленные на уменьшение различий между бухгалтерским и налоговым учетом. Так начиная с 1 января 2006 года, налогоплательщики определяют свои доходы не только на основании первичных учетных документов для бухгалтерского учета, но и на основании иных документов, подтверждающих получение дохода. Данные изменения нашли отражение в ст.248 НК РФ.
Для подтверждения расхода налогоплательщик имеет право использовать документы, оформленные не только в соответствии с законодательством РФ, но и в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, а именно:
· таможенной декларацией,
· приказом о командировке,
· проездными документами,
· отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.
С 1 января 2008 года амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Это сравняло правила бухгалтерского и налогового учета таких объектов Фомичева П.Л. Бухгалтерский и налоговый учет в 2008 году - самые важные изменения. // www.audit-it.ru.

2. Проблемы оптимизации налогового и бухгалтерского учета в РФ

2.1 Проблемы осуществления налогового учета в современной России

Среди проблемы осуществления налогового учета в нашей стране можно выделить две группы - проблемы целесообразности введения и применения налогового учета и проблемы применения основных принципов налогового учета.

С момента введения в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль», в которой было произведено законодательное разделение бухгалтерского и налогового учета, не утихают споры о целесообразности его применения. Подавляющее большинство директоров и главных бухгалтеров относятся к этому разделению резко отрицательно. И, в первую очередь, ими ставится под сомнение задачи налогового учета, по поводу чего и приводятся нижеперечисленные аргументы Волкова М. Зачем нам налоговый учет? // www.klerk.ru.

Основной задачей налогового учета является обобщение информации для определения налоговой базы по налогу прибыль. Однако до введения 25 главы НК РФ в действие расчет налогооблагаемой прибыли велся по данным бухгалтерского учета обязательного (легального) инструмента описания финансово-хозяйственной деятельности большинства экономических субъектов. Таким образом, получается, что налоговый учет по существу только дублирует функции бухгалтерского.

Основной принцип ведения бухгалтерского учета - двойная запись. Таким образом, известны:

а) источник формирования (пассив);

б) что приобретено (актив);

в) цена операции (сумма проводки).

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. При этом Методические рекомендации МНС России по применению гл. 25 НК предлагают способ ведения учета в виде таблиц, где в одни регистры записываются доходы, в другие расходы. Затем результаты суммируются в столбиках (доходы/расходы), а положительная разность между доходами и расходами - искомая налогооблагаемая база. Но экономическая наука давно отказалась от примитивных таблиц для ведения учета хозяйственных операций.

Следующий аргумент - необходимость введения в штатную структуру предприятия дополнительных специалистов, занимающихся непосредственно налоговым учетом. За постановку бухгалтерского учета, как правило, отвечает главный бухгалтер, но нигде не сказано, что он же отвечает за ведение налогового учета. Так как принципы ведения бухгалтерского и налогового учета различны, то было бы некорректно одному специалисту отвечать за их ведение одновременно. Таким образом, необходимы новые вакансии налоговых консультантов.

И, наконец, последний и самый важный аргумент, с которым выражает согласие и автор этой работы - расхождения между величинами налога на прибыль, исчисленного из данных бухгалтерского учета (с поправками, как это делалось в 2001 и более ранних годах) и из данных налогового учета, для громадного большинства предприятий значительно меньше, чем издержки предприятий по организации и ведению этого самого налогового учета. Для российской экономики, было бы лучше не вводить в организациях налоговый учет параллельно с бухгалтерским, а подумать о том, как упростить бухгалтерский учет, с тем, чтобы уменьшить издержки по определению налога на прибыль. А неизбежную при этом погрешность в определении величины налогооблагаемой прибыли можно компенсировать некоторым увеличением ставки этого налога Машков С.А. Готовы ли предприятия осуществлять налоговый учет? // Все для бухгалтера. 2003. №1..

Аргументы сторонников налогового учета можно свести к следующему Коршунов А.Г. Налоговый учет был, есть и будет. Может все не так страшно? // www.klerk.ru. В первую очередь, налоговый учет осуществлялся и до введение в действие главы 25 НК.

Отдельные нормы Налогового кодекса РФ предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие Главы 25 НК РФ.

Вот несколько примеров:

1. Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС РФ. Во исполнение данного положения МНС РФ утвердило форму №1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», которая по своему назначению и содержанию является регистром налогового учета.

2. В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. При этом Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. №914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Аналогичные примеры можно найти практически в любой иной главе НК РФ, которая посвящена тому или иному налогу, а также в нормативных актах МинФина РФ и МНС (ФНС) РФ, принятых в целях реализации положений этих глав.

Таким образом, налоговый учет, как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, существовал и существует не только в связи с принятием 25 главы НК РФ.

В соответствии со ст. 313 НК РФ целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога. Признать, что ведение налогового учета не требуется одновременно означает, что нам не нужна достоверная информация о прядке исчисления того или иного налога.

Таким образом, необходимо исходить из того, что налоговый учет был с момента появления обязанности платить налоги, есть требование его вести сейчас и, скорее всего, это требование будет сохранено.

Больше всего негативных эмоций вызывает предполагаемая необходимость дублировать регистры и иную документацию для целей бухгалтерского и для целей налогового учета в тех случаях, когда они полностью совпадают. Однако в налоговом учете достаточно лишь отражать только отдельные операции, которые не были отражены в бухгалтерском учете. Налоговый учет был, есть и будет, но выделять его из бухгалтерского учета надо только в тех случаях, когда это действительно необходимо и методом двойной записи учет не возможен.

Что касается проблем применения бухгалтерского учета можно выделить следующие основные заблуждения в этой области Пальмина Е. Налоговый учет - мифы и реальность.//Расчет. 2006. №12.:

1. Если фирма применяет ПБУ 18/02, то вести налоговый учет не обязательно.

ПБУ 18/02 лишь предписывает организовать бухгалтерский учет так, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль, но не освобождает фирму от ведения налогового учета.

2. Если фирма ведет налоговый учет, то ПБУ 18/02 можно не применять.

Применять ПБУ 18/02 должны фирмы-налогоплательщики налога на прибыль (п. 1 ПБУ 18/02). Исключение в Положении сделано только для малых предприятий. У них есть право выбора: применять Положение или нет (п. 2 ПБУ 18/02). Особая ситуация складывается с фирмами, которые находятся на специальных налоговых режимах. Прямого разрешения не применять ПБУ 18/02 для них не написано. Однако Минфин РФ в письме от 14 июля 2004 г. № 16-00-14/220 разъяснило эту ситуацию. Чиновники указали, что действие ПБУ 18/02 распространяется только на те виды деятельности, в результате ведения которых организация становится налогоплательщиком по налогу на прибыль.

3. Регистры налогового учета обязательно нужно распечатывать. Отсутствие налоговых регистров влечет налоговую ответственность.

Требования об обязательной распечатке регистров налогового учета в Налоговом кодексе нет. В статье 313 установлено, что фирма может вести регистры налогового учета на бумаге, в электронном виде или на любых машинных носителях. Порядок ведения налогового учета нужно установить в учетной политике. При этом можно установить, что организация распечатывает регистры «по требованию» или «ежеквартально».

Невозможно также оштрафовать организацию за отсутствие налоговых регистров. «По статье 120 Налогового кодекса, - объясняет Ирина Ким, налоговый консультант компании «Что делать Консалт», - за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в этом случае оштрафовать нельзя. Так как перечень ситуаций, которые признают грубыми нарушениями, закрытый и отсутствие налоговых регистров в него не входит. Ответственность по статье 126 Налогового кодекса, наступает в том случае, если фирма не предоставила в установленный срок документы и другие сведения, предусмотренные налоговым законодательством. Однако налоговые органы не вправе устанавливать для фирм обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК). А раз нет утвержденных форм налоговых регистров, то и потребовать их не получиться. Ведь, чтобы запросить документы, инспекция должна знать их перечень и количество. Значит, оштрафовать фирму за неведение регистров налогового учета по статье 126 Налогового кодекса нельзя. В статье 122 Налогового кодекса установлена ответственность за неуплату или недоплату налога, в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий. Как видим, речи о наличии налоговых регистрах в этой статье не идет. И даже если их отсутствие привело к недоимке по налогу, то штраф назначат именно за недоплату, а не за отсутствие налоговых регистров. Таким образом, штрафные санкции за отсутствие налоговых регистров, Налоговым кодексом не предусмотрены».

4. Если бухгалтер ведет налоговый учет на основе бухгалтерских регистров, то можно в них лишь поменять название - и налоговые регистры готовы.

Точное совпадение регистров бухгалтерского и налогового учета - ситуация редкая. И, вероятнее всего, организации все же придется делать корректировочные расчеты.

5. Если грамотно составить учетную политику, то разницы между бухгалтерским и налоговым учетом не будет.

Синхронизировать налоговый и бухгалтерский учеты получается лишь у некоторых фирм - как правило, малых предприятий с небольшим количеством операций. Дело в том, что в самих ПБУ и Налоговом кодексе есть принципиальные различия по учету некоторых видов доходов и расходов. Например, в бухгалтерском учете - суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов включают в их фактическую стоимость (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом же учете эти затраты включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК). Поэтому в этом и некоторых других случаях сблизить два вида учетов не получится.

6. Если фирма не использует рекомендованные налоговыми органами формы налоговых регистров, то ее оштрафуют.

«Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета» (ст. 313 НК). Так что рекомендации налоговиков, не более чем советы, к которым можно и не прислушиваться.

7. Если фирма ведет налоговый учет, то бухгалтерский можно не вести.

Закон о бухучете устанавливает обязанность вести бухучет всем организациям, которые находятся на российской территории. Исключение сделано для фирм, которые перешли на упрощенный режим налогообложения - они могут вести только бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона), а также для представительств и филиалов иностранных компаний. Они могут не вести бухгалтерский учет, если это предусмотрено международными договорами, либо вести его, исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат МСФО. Остальные организации бухгалтерский учет вести обязаны, независимо от наличия налогового.

На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к ведению налогового учета Педченко И.В. Как совместить бухгалтерский и налоговый учет. // Российский налоговый курьер. 2003. №8..

1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета.

Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет.

При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.

2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета.

Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета), но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Они мотивируют свою позицию тем, что налоговые органы интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который как бы становится ненужным.

Однако, как уже отмечалось выше, согласно Закону все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета.

Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете совместить два учета в одном не представляется возможным.

4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения.

Сторонники этого подхода предлагают исчислять прибыль для целей налогообложения так же, как и в прошлом году. Свою позицию они мотивируют следующим.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ). Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра - регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения.

Такой порядок не нарушает требований Налогового кодекса. Регистр корректировки - это не что иное, как прошлогодняя Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета по налогу на прибыль (разумеется, переработанная с учетом требований главы 25 НК РФ). Иначе говоря, в регистре корректировки должна отражаться разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех случаях, когда такая разница возникает.

Однако такой способ может применяться только небольшими организациями, причем теми, в которых различия между бухгалтерским и налоговым учетом минимальны.

Применение этого способа более крупными организациями весьма проблематично. Дело в том, что в первом квартале такие организации, возможно, смогут успешно применять этот способ, но во втором, третьем и четвертом кварталах это будет делать все сложнее. Необходимо будет учитывать корректировки всевозможных показателей не только в течение квартала, но и по входящим остаткам, то есть поправлять корректировки, сделанные ранее. При таком объеме корректировочной работы можно легко запутаться и допустить ошибки, выявить которые будет очень трудно, так как ведь это не бухгалтерский баланс, в котором актив должен равняться пассиву.

5. Налоговый учет ведется в обособленном налоговом Плане счетов.

Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов.

Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать реквизиты, перечисленные в ст. 313 НК РФ.

Это удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских проводок к хозяйственным операциям дополнительные проводки по налоговым счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

Следует отметить, что по тому же пути пошли разработчики большинства бухгалтерских компьютерных программ.

2.2 Оптимизация налогового и бухгалтерского учета в РФ

Учетная политика организации является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. Не секрет, что все большее количество организаций и индивидуальных предпринимателей переходят на путь легального бизнеса, тем более что этому способствует и реформа в налоговой политике, проводимая государством. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует не уводить денежные поступления из под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения, и, с помощью учетной политики, создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики необходимо решить следующие задачи:

1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия.

2. Создать оптимальную систему налогового учета.

3. Предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ.

4. Создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики необходимо также учитывать специфику деятельности организации.

Основными разделами учетной политики являются:

1. Порядок организации бухгалтерского учета.

2. Методы оценки активов и обязательств.

3. Порядок контроля за хозяйственными операциями.

4. Порядок документооборота и технология обработки учетной информации.

5. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

6. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

7. Формы первичных учетных документов.

8. Порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения.

Одним из первых подвергается тщательному анализу положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Указанное положение устанавливает, что в качестве основного средства организация принимает к бухгалтерскому учету активы, отвечающие одновременно следующим условиям:

· используются в производстве продукции, при выполнении работы или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

· используются в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

· способны приносить организации экономические выгоды в будущем.

Организация должна правильно подойти к понятию единицы бухгалтерского учета при принятии к учету объектов основных средств. В ПБУ 6/01 установлено, что инвентарным объектом основных средств, признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Итак, в зависимости от способа выполнения работы основное средство может быть оприходовано на учет либо как:

· обособленный предмет

· обособленный комплекс.

И в том и в другом случает, это инвентарный объект. Если организация нарушит в своем бухгалтерском учете этот принцип, то ее ждут негативные последствия и в части налогообложения. Следующим методом оценки основного средства является формирование первоначальной стоимости основного средства. Первоначальной стоимостью основного средства является сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объектов, которая включает в себя:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

· суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основного средства;

· регистрационные сборы и государственные пошлины;

· таможенные пошлины;

· невозмещаемые налоги;

· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основного средства;

· проценты по заемным средствам, если они начислены до момента принятия объекта основного средства к бухгалтерскому учету;

· суммовые разницы, возникающие в случае, когда оплата производится в рублях в сумме эквивалентной сумме в иностранной валюте;

· иные суммы, непосредственно связанные с приобретением основного средства.

Формируя первоначальную стоимость объекта с учетом вышеуказанных требований правильно формируется и налоговая база для расчета налога на имущество организаций.

Следующим элементом формирования учетной политики должно быть определение правильности признания доходов организации. В бухгалтерском учете доходы организации признаются исходя из следующих условий, установленных положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99:

· организация должна иметь право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

· сумма выручки должна быть определена;

· есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

· право собственности на продукцию, работы, услуги перешло к покупателю;

· расходы по указанной операции могут быть определены.

Указанные условия подчеркивают, что в бухгалтерском учете доходы следует признавать исходя из требований, установленных ПБУ 9/99 в отличие от признания момента формирования выручки для целей налогообложения. При чем, в отдельных случаях признание доходов и момент формирования выручки для целей налогообложения могут совпадать, однако это не должно быть общей закономерностью, подход к каждому моменту формирования должен определяться исходя их норм и требований законодательства.

Следующий элемент учетной политики устанавливается исходя из условий признания расходов организации. В ПБУ 10/99 «Расходы организации» дано определение расходов. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации. В силу ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

· производятся в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательства и нормативных актов, обычаями делового оборота;

· сумма расходов может быть определена;

· есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Затраты организа и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.