На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 4.4.2013. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

В условиях рынка одной из главных проблем становится обеспечение сбыта выпускаемой продукции, и её конкурентоспособности. Проблема конкурентоспособности белорусской продукции в настоящее время - одна из важнейших не только для торговли страны. От решения данной проблемы зависит эффективность и выживаемость многих производящих отраслей нашей экономики, оказывающих прямое воздействие на благосостояние и уровень жизни людей.
Современный мировой рынок является ареной острой конкурентной борьбы поставщиков, которая охватила все сферы их деятельности и заставляет применять разнообразные формы и методы такой борьбы, направленные на привлечение покупателей и обеспечение преимуществ поставляемых товаров перед изделиями конкурентов. В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом каждый товар вынужден вести жесткую борьбу за предпочтение потребителя. Всегда следует помнить, что попытка торговли неконкурентоспособным товаром теряет всякий смысл, так как приносит как финансовые, так и моральные убытки. Именно поэтому фирмы уделяют большое внимание исследованию конкурентоспособности товара.
Кроме того, нет и не может быть «абсолютной» конкурентоспособности или не конкурентоспособности: оба эти понятия связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок. Под воздействием научно-технического прогресса, моды и возрастающих требований рынка уровень конкурентоспособности постоянно понижается. Этот процесс можно замедлить, но остановить невозможно. Поэтому вновь создаваемая продукция должна обладать определенным запасом конкурентоспособности, и тем большим, чем длительнее период ее освоения.
Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны.
Конкурентоспособность товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.
Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения.
Оценка уровня конкурентоспособности и изучения, воздействующих на него факторов на всех стадиях жизненного цикла является важнейшей предпосылкой коммерческого успеха и составной частью системы управления производством и реализацией товаров предприятий, функционирующих на принципах маркетинга. Вместе с тем на пути ее создания имеются значительные трудности. Прежде всего, они связаны с недостаточной научной проработкой теоретико-методологических аспектов категории «конкурентоспособность», механизма ее обеспечения, анализа, оценки и прогнозирования. Между тем изменяющиеся условия хозяйствования требуют от руководителей и специалистов глубоких знаний в данной области.
Данная курсовая работа выполнена на примере РУП «МТЗ», которое является типичным экспортоориентированным предприятием, осуществляющим широкомасштабные торговые операции в течение всего периода своего существования.
Целью данной работы является систематизация разрозненных теоретико-методологических данных, и на базе их, проведение анализа конкурентоспособности продукции РУП «МТЗ» (на примере трактора «Беларус-1221»).
Задачей курсовой работы является тщательная и взвешенная разработка комплекса конкретных мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции РУП «МТЗ» с целью устранения существующих недостатков в каждом аспекте и повышения в конечном итоге эффективности экономической деятельности одного из ведущих предприятий Республики Беларусь. Это позволит РУП «МТЗ» сохранить свое приоритетное положение, как ведущего производителя сельскохозяйственной техники на рынке стран СНГ и усилить свои позиции в условиях «жесткой» конкуренции на внешнем рынке.

1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ

В настоящее время в ряде источников понятие конкурентоспособности активно используется в анализе теоретической и практической проблематики. Прежде чем преступить к изучению конкурентоспособности как экономической категории, целесообразно рассмотреть опыт использования этого понятия в исследовательской практике. В литературе можно встретить различные трактовки самого понятия конкуренции. Конкуренция может преследовать удовлетворение потребностей потребителя, а может состоять в борьбе за его свободные средства. Именно отсюда можно сделать вывод, различают товары конкурентные, то есть товары-аналоги, и конкурирующие, применительно к которым правильнее было бы говорить о конкуренции потребностей потребителя. Очевидно, что второй из упомянутых аспектов представляет собой гораздо более общую, а, следовательно, и более неопределенную проблему, которая требует для своего решения специфических методов и средств.
Одной из первых работ, весьма полных по охвату различных аспектов конкурентоспособности является монография М.Г. Долинской и И.А. Соловьева. В данной работе понятие конкурентоспособности анализируется в сопоставлении с другой важнейшей технико-экономической категорией качеством продукции. При этом качество продукции авторы рассматривают, основываясь на определении этого понятия, зафиксированного в ГОСТ 15467-79. «Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». [7, стр.11]
Авторы разделяют понятия «качество» и «потребительная стоимость», исходя из той посылки, что «...потребительная стоимость аккумулирует в себе все свойства продукции, которые связаны с ее способностью, удовлетворять человеческие потребности, тогда как качество характеризуется лишь частью этих свойств, имеющих отношение к заданным характеристикам конкретной продукции» [7, стр.9]. Можно предположить, что под потребительной стоимостью продукции авторы подразумевают набор свойств, непосредственно связанных с тем, что обыденное сознание связывает с конкурентоспособностью. В то же время качество, как известно, представляет собой не что иное, как набор свойств, обуславливающих способность продукции удовлетворять определенные потребности. Фактически речь идет о том, чтобы продукция удовлетворяла требованиям, определенным в технической документации. Соответствие продукта эталону в значительной мере определяет качество, но не исчерпывает его. Авторы в рассматриваемой работе выдвигают ряд тезисов, которые значительным образом снижают неопределенность в их трактовке конкурентоспособности.
Во-первых, конкурентоспособность продукции определяется совокупностью только тех ее свойств, которые представляют интерес для потребителя и обеспечивают удовлетворение определенных его потребностей. [7, стр.11]
Во-вторых, конкурентоспособность оценивается в сопоставлении параметров рассматриваемого изделия, конкурента и требований потребителя. [7, стр.13]
Третьим, является тезис о необходимости и возможности оценки конкурентоспособности неоднородных продуктов. [7, стр.13]
Таким образом, можно выделить следующие признаки понятия конкурентоспособности:
-соответствие свойств продукции и потребностей потребителя (равенство свойств качества и конкурентоспособности);
-наличие трех элементов конкурентоспособности - потребителя, продукта и продукта-конкурента (различие свойств качества и конкурентоспособности);
-тождественность разнородных продуктов в плане конкурентоспособности (развитие категории качества).
Результат анализа конкурентоспособности, может объяснить параллельное существование двух близких по смыслу терминов. Наиболее полно их различие охарактеризовал в своей работе А.П. Дурович. [9, стр.46]
Во-первых, если под качеством понимается совокупность свойств продукции, то конкурентоспособность характеризует их соответствие конкрет­ной общественной потребности. В этом смысле при оценке конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Во-вторых, показатели качества определяются, как правило, исходя из интересов производителя, а показатели конкурентоспособности - прежде всего из интересов потребителя. Иными словами, конкурентоспособность обусловливается только теми показателями, которые представляют суще­ственный интерес для потребителя (и естественно гарантируют удовлетво­рение его потребностей). Все показатели изделия, выходящие за указанные границы, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
В-третьих, уровень качества задается уровнем технически современной продукции, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставле­ние ее показателей с уровнем развития потребностей.
В-четвертых, если качество представляет собой более или менее статич­ную характеристику товара, то конкурентоспособность является его динами­ческой характеристикой. На уровень конкурентоспособности значительное влияние оказывают такие факторы рынка и маркетинга, как степень удовлет­ворения спроса на товар и емкость отдельных сегментов рынка, наличие конкурентов, ассортимент и структура товарного предложения, социально-демографические характеристики потребителей, стадии жизненного цикла изделий, реклама, а на качество - в основном факторы производства. [9, стр.45]
Профессор Р.А. Фасхутдинов определяет конкурентоспособность как «...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке». [20, стр.5] К множеству объектов, обладающих свойством конкурентоспособности автор относит помимо продукции еще и нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторскую документацию, технологию, производство, персонал («рабочий», «специалист», «менеджер»), ценные бумаги, инфраструктуру (окружающую среду), информацию.
В работе Ю.А. Сухачева, Г.В. Серова конкурентоспособность определяется как «комплексная оценка способности конкретной продукции (товара) отвечать требованиям данного внешнего рынка в опре­деленный период времени, определяемая совокупностью свойств продукции, а также условиями ее продажи и потребляемая в дан­ном регионе (стране)». [17, стр.4]
Анализ определений конкурентоспособности, и представления о предмете исследования позволяют выделить целый ряд моментов, безусловно, важных для изучения данного понятия и определения его места среди других экономических категорий:
1.Конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности для потребителя;
2.Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований;
3.Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида продукции, так и типа ее потребителя;
4.Конкурентоспособность как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
5.Конкурентоспособности присущ динамический характер - имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры;
6.Проблема конкурентоспособности относится лишь к нестационарному недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;
7.Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;
8.Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от предыстории, т.е. доли рынка в предыдущий период.
Делая вывод сказанному, можно предложить следующее определение:
«Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов».
Следствиями приведенного определения являются следующие достаточно очевидные утверждения:
-полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими соответствующим показателям проданного товара в условиях конкретного рынка;
-основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторый абстрактный «базовый образец», но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка;
-при приобретении товара потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. Каждая потребность, независимо от того, относится ли она к сфере производства, или к сфере личного пользования, характеризуется совокупностью параметров, описывающих область ее существования и содержание необходимого полезного эффекта. Для того чтобы рассматриваемый вид продукции был пригоден для удовлетворения данной потребности и представлял интерес для покупателя, он также должен обладать комплексом соответствующих параметров. Можно считать идеальным случай, когда совокупности параметров товара и параметров потребностей совпадают. Поэтому для изготовления конкурентоспособной продукции необходимо стремиться, максимально точно прогнозировать потребности потенциального покупателя;
-для покупателя товара большое значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей. При этом в случае наукоемкой продукции покупатель обычно несет затраты как при приобретении товара, так и при его эксплуатации. Общую сумму затрат при анализе конкурентоспособности называют «ценой потребления»;
-доля фирмы на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент времени: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу; низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы.
Основой для построения системы показателей конкурентоспособности являются анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг дру­гу. Суммарный полезный эффект каждого товара по существу представ­ляет производную нескольких факторов, важнейшим из которых является качество изделия. Именно оно является основным критерием успеха това­ров в конкурентной борьбе на рынке и образует группу качественных показателей конкурентоспособности.
Достаточно близко к экономическим показателям находится группа организацион­но-коммерческих показателей, которые характеризуют условия и ком­мерческие затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта товаров на конкретном рынке.
Таким образом, конкурентоспособность товаров определяется качественными, экономическими и организационно-коммерческими показателями.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную обще­ственную потребность (рисунок 1). [5, стр.160, рис.18] Выделяют классификационные и оценочные показатели.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Они могут быть представлены как количественные (показатели, параметры) и качественные (признаки) характеристики.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товара, отнесенных к одному классу по классификационным показателям...........




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреев П.А., Драгайцев В.И., Буклагин Д.С. Тенденции развития и эффективность зарубежной сельскохозяйственной техники. - М.: Информагротех, 2000
2. Борисов В.Г Машиностроение: инновации и конкурентоспособность.// Экономист. - 2000 - №9 - с. 38-42
3. Беларусь в цифрах. Статистический справочник. - Мн.: Информстат Миинстата РБ - 2003
4. Воронов А.А. Оценка состояния и перспектив развития конкурентоспособности машиностроительного производства.// Машиностроитель. - 2000 - №7 - с. 24-27
5. Гейзлер П.С., Завьялова О.В. «Управление проектами: практическое пособие»: - Мн.: «Книжный дом», «Мисанта», 2005
6. Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. - СПб.: СПбУЭФ, 1998
7. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - СПб.: СПбУЭФ, 1999
8. Дурович А.П. Обеспечение конкурентоспособности товаров. - Мн.: БГЭУ, 1994
9. Дурович А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга. - Мн.: БГЭУ, 1993
10. Дурович А.П. Экономические показатели конкурентоспособности товаров. - Мн.: БГЭУ, 1995
11. Интернет ресурс РУП «Минский тракторный завод»
12. Магомедов Ш. Определение показателей конкурентоспособности товаров.// Стандарты и качество. - 2000 - № 9 - с. 78-79
13. ПО «МТЗ» - флагман белорусской индустрии: очерки истории Производственного объединения «Минский тракторный завод». - Мн.:УП «Новик», 2001
14. Промежуточные отчеты №95-97 о ходе специальных испытаний трактора Беларус-1221 с комплексом с/х машин, используемых и вновь разрабатываемых в Республике Беларусь. - Мн.: Минпром РБ. 1999
15. Система машин для комплексной механизации сельхозпроизводства. - Мн.: Минпром РБ. 1998
16. Справка о результатах производственно-хозяйственной деятельности РУП «Минский тракторный завод» за 2004 год.
17. Сухачев Ю.А. Оценка конкурентоспособности продукции: обзор по материалам отечественной и зарубежной печати за 1979-1992гг. - Калининград: ЦНИИмаш, 1992
18. Технический отчет по результатам контрольных испытаний установочного образца трактора «Беларус-1221». - МТЗ: зав.№800340, арх. №10835/Б
19. ТУРБ 05 786206.382-2000. Трактор «Беларус-1221» и его модификации. Технические условия
20. Фасхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товаров. - М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1999


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.