На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность аудита и аудиторской деятельности. Краткая характеристика предприятия ООО Сахалинцемент. Объекты аудита и порядок его проведения. Аудиторское заключение по результатам аудита. Порядок проведения внутреннего и внешнего аудита на предприятии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


61
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО АУДИТА
1.1. Сущность аудита и аудиторской деятельности
1.2. Порядок проведения внутреннего аудита
1.3. Порядок проведения внешнего аудита
2. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ В ООО «САХАЛИНЦЕМЕНТ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Объекты аудита и порядок его проведения
2.3. Аудиторское заключение по результатам аудита
2.4. Мероприятия по устранению замечаний, отраженных в аудиторском заключении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности. Появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов.
В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности превратился в важнейший инструмент, способствующий повышению качества бухгалтерской отчетности, ведущей составляющей которого является ее достоверность. Ни один солидный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, так же как и ни один серьезный инвестор не будет иметь дело с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них одно из ведущих мест принадлежит институту аудиторства, главная цель которого - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.
В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22 декабря 1993 г., которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) подтверждает окончательное становление системы российского аудита и открывает перспективы его дальнейшего развития. В соответствии с Законом Правительством РФ и Министерством финансов России принят ряд постановлений и положений по регулированию аудиторской деятельности, способствующему её развитию и становлению.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что аудит является независимым контролем, который обеспечивает пользователей бухгалтерской отчетности экономических субъектов информацией о ее достоверности, на основании чего пользователи отчетности принимают соответствующие решения, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность.
Цель работы - изучить методику проведения внешнего и внутреннего аудита.
Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:
определить сущность аудита и аудиторской деятельности;
изучить порядок проведения внутреннего и внешнего аудита;
охарактеризовать объекты аудита и порядок его проведения на действующем предприятии;
дать оценку аудиторского заключения по результатам аудита;
предложить мероприятия по устранению замечаний, отраженных в аудиторском заключении.
Объектом исследования работы является ООО «Сахалинцемент».
В процессе выполнения работы были использованы методические материалы, монографии, учебные пособия, а также публикации в специальных журналах, связанные с изучением аудита и аудиторской деятельности.
Практическая часть работы написана на основе данных ООО «Сахалинцемент», основным видом деятельности которого является производство асфальтобетона.
1. методика проведения внешнего и внутреннего аудита

1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности

Аудит - это внешний независимый финансовый контроль деятельности предприятия, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими в данной организации. Аудит: Учебник для вузов/ под ред. Ильенкова А.В. -- М.: Альфа-М, 2001. - 495 с.
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по проведению проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также в оказании иных аудиторских услуг с целью установления достоверности этой отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. - М.: Приор, 2004. - 511 с.
Аудит не заменяет функций органов государственного финансового контроля над работой предприятий, учреждений и организаций.
Аудитор - это подсказчик, советник для экономических субъектов, защищающий, прежде всего, интересы собственника. В то же время аудитор не имеет права скрывать нарушения, установленные при исчислении НДС, налога на прибыль и др., так как, в случае сокрытия этих фактов в аудиторском заключении, он может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности. Иванова Н.В., Адам В.И. Бухгалтерский учет в промышленности. М.: Академия, 2003. - 412 с.
Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, с состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое о компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность или неправомерность совершаемых или совершенных действий клиента. При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объекта, аудитор должен своевременно предупредить клиента о незаконной его деятельности и об их возможных неблагоприятных действиях.
Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.
Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента. Аудит. Учебник /Под ред. Подольского В.И. М.: ЮНИТИ, 2002. - 150 с
Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ.
В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита: Руководителю предприятия, фин. директору, главбуху. - М.: ДИС, 2004. - 301 с.
I уровень - это закон об аудиторской деятельности, который определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как государственный контроль исторически превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать , что становление аудита в России состоялось.
II уровень - распоряжение президента, постановления правительства РФ, такие как:
№80 от 06/02/2002 по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;
постановления правительства РФ от 29/03/2002 №190 о лицензировании аудиторской деятельности;
приказ Минфина РФ от 27/10/1999 №69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
III уровень - система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная федеральными правилами - стандартами аудиторской деятельности. Основное значение стандартов - установление нормативного аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
IV уровень - методики аудиторской деятельности, регулирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к отдельным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемыми профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им.
V уровень - документы, необходимые для регламентации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Внутрифирменные стандарты базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный руководителем фирмы и утвержденный советом учредителей аудиторской фирмы.
Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита - общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. - М.: Дело и сервис, 2003. - 464 с.
1.2 Порядок проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей.
Цель внутреннего аудита -- помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Перспектива, 2004. - 321 с.
Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита осуществляется ревизионной комиссией или штатными сотрудниками бухгалтерии.
Основная задача внутреннего аудита -- решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Богомолов А.М., Голощанов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: Метод. Пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 413 с.
Внутренний аудит -- неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям. Лабынцев Н.Т. Аудит. Теория и практика. М.: ПРИОР, 2004. - 316 с.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от: Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. -- М.: ЮНИТИ, 2005. - 654 с.
содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
сложившейся системы управления экономического субъекта;
состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры.
К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства. Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. - М.: Дело и сервис, 2005. - 405 с.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников.
Как правило, функции внутреннего аудита включают: Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. /Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. - 250 с.
проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
проверку деятельности различных звеньев управления;
оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п. Петров А.М. Внутренний аудит расчетов с дебиторами //Аудитор - 2004. - №9 - с. 21-24
Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний аудит -- это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита -- помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок. Крупченко Е.А. Аудит в экзаменационных вопросах и ответах. М.: Феникс, 2005. - 322 с.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.
Эти функции включают: Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М.:Инфра-М, 2003. - 326 с.
проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
оценку экономичности и эффективности операций компании;
проверку уровня достижений программных целей;
подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия. Терехов М.А. Аудит и компьютеризированная обработка данных// Бухгалтерский учет - 2006 - № 2. - с. 31-36
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие задачи: Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет. М.: ФУ, 2003. - 420 с.
Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.
В таблице 1 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
Таблица 1.1
Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита
Элементы
Внутренний аудит
Внешний аудит
Постановка задач
Определяется руководством, исходя из потребностей управления: как внутренними подразделениями предприятия, так и предприятием в целом
Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия
Главным образом система учета и отчетности предприятия
Цель
Определяется руководством предприятия
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдений действующего законодательства
Средства
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)
Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Вид деятельности Организация работы
Исполнительская деятельность Выполнение конкретных заданий руководства
Предпринимательская деятельность. Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения
Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него
Равноправное партнерство, независимость
Субъекты
Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалификация
Определяется по усмотрению руководства предприятия
Регламентируется государством
Оплата
Начисление заработной платы по штатному расписанию
Оплата предоставленных услуг по договору
Ответственность
Перед руководством за выполнение обязанностей
Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
Методы
Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности
Отчетность
Перед руководством
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту
1.3 Порядок проведения внешнего аудита

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Аудит: Учебник для вузов/ под ред. Подольского В.И. -- М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001. - 495 с.
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора.
Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита».
Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии: Практический аудит. /Учебное пособие. Под ред. Соколова Я.В. СПб: Издательство «Юридический центр «Пресс», 2004. - 296 с.
предварительное планирование;
изучение системы бухгалтерского учета;
оценка системы внутреннего контроля;
установление уровня существенности;
построение аудиторской выборки;
подготовка общего плана и программы аудита.
В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.
Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии).
Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п.
Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Стандарт аудиторской деятельности “Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта”(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ15.07.1998 Протокол N 4)
Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.
Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов.
Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). М.: Экономика, 2004. - 316 с.
Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.
Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета.
Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.
На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться.
Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию. Шеремет А.Д., Суйу В.П. Аудит на коммерческих предприятиях - М.:Инфра-М, 2006. - 350 с.
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.
Т.е. величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите». Стандарт аудиторской деятельности “Существенность и аудиторский риск” (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ22.01.1998 Протокол N 2)
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. М.: Форум: ИНФРА-М, 2002. - 529 с.
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и покупателями можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить: Коваль Л.С. Бухгалтерский (финансовый) учет. М.: Гелиос АРВ, 2006. - 410 с.
заключены ли договора поставки продукции;
реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60 и 62;
соответствие записей аналитического учета по счетам 60 и 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.
По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.
Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.
Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций. Стандарт аудиторской деятельности “Аудиторские доказательства”(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 протокол N 6)
Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. /Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. - 250 с.
Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта". Овсийчук М.Ф. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями //Аудитор - 2005. - №3 - с. 23-28
Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.
Специфика экономического субъекта, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”. Глушков И.Е. Практический аудит на современном предприятии. Эффективное пособие по практическому аудиту. -- Москва-Новосибирск: КНОРУС-ЭКОР, 2005. - 400 с.
План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана: предварительно определить объем и характер необходимых тестов; оценить затраты времени и труда по их проведению; достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки; иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента. Коваль Л.С. Бухгалтерский (финансовый) учет. М.: Гелиос АРВ, 2006. - 410 с.
Для детальной проверки товарных операций разработан общий план аудита, который служит руководством при разработке программы аудита.
Аудиторскую проверку операций товарных операций целесообразно проводить в такой последовательности: Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). М.: Экономика, 2004. - 316 с
изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;
оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении товарных операций, для этого: провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений; изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;
проанализировать состав товаров на отчетную дату;
проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета товарных операций.
Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ.
Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов.
В программе аудиторской проверки указываются: Стандарт аудиторской деятельности “Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности”(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ20.08.1999 Протокол N 5)
Содержание процедуры;
Используемые документы;
Характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);
Закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов.
Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.
Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами.Шеремет А.Д., Суйу В.П. Аудит на коммерческих предприятиях - М.:Инфра-М, 2006. - 350 с.
Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы: Стандарт аудиторской деятельности “Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита” (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 Протокол N 6)
Инспектирование - это проверка записей, документов или материальных активов. Этот метод в приведенной программе аудита товарных операций используется во всех пунктах аудиторских процедур.
Наблюдение - это отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (наблюдение аудитора за пересчетом материальных ценностей или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).
Запрос - поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами экономического субъекта. Запрос по форме может быть как официальный письменный, адресованный третьим лицам, так и неформальный устный вопрос, адресованный работникам экономического субъекта.
Пересчет - проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
В процессе проверки аудиторы составляют рабочие документы, являющиеся основой для подтверждения объема и качества выполняемой ими работы и обоснованности сделанных ими выводов. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. -- М.: ИНФРА-М, 2004. - 510 с.
Рабочие документы составляются по произвольной форме, однако они должны содержать необходимую справочную информацию о клиенте; краткое описание выполненной работы; метод проведения аудита (сплошной или выборочный); замечания по результатам проверки; перечень документов, не представленных для проверки; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; описание системы внутрихозяйственного контроля в проверяемой организации (с выделением слабых мест и положительных сторон); программа аудита с отметками о ходе ее выполнения и причинах отклонений; объяснения и справки персонала проверяемой организации по вопросам, заданным аудитором; прочие другие свидетельства и разъяснения.
В результате именно на основании рабочих документов аудитора производятся выводы и рекомендации, отражаемые затем в аудиторском заключении. Поэтому все основания для таких выводов должны недвусмысленно опираться на рабочие документы аудитора. Практический аудит. /Учебное пособие. Под ред. Соколова Я.В. СПб: Издательство «Юридический центр «Пресс», 2004. - 296 с.
Необходимо обратить особое внимание на конфиденциальный характер рабочих документов аудитора, которые могут представляться в распоряжение третьих лиц только с разрешения клиента.
Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения Стандарт аудиторской деятельности “Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности”)одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ09.02.1996 Протокол N 1) - таким образом, вся информация, как собранная аудитором и отраженная в его рабочих документах, так и предоставленная им исполнительной дирекции и общему собранию акционеров, может составлять коммерческую тайну.
В соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (от 09.02.96 г.) по результатам осуществляемой проверки аудитор (аудиторская фирма) должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения. Стандарт аудиторской деятельности “Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности” одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ09.02.1996 Протокол N 1)
Аудиторское заключение не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность, не существуют.
Если в результате аудиторской проверки экономический субъект устранил существенные недостатки и нарушения в бухгалтерском учете, в соблюдении законодательства, а также внес соответствующие поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки. Стандарт аудиторской деятельности “Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 Протокол N 6)
Формы аудиторских заключений, рекомендованы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и одобрены этой же Комиссией в качестве правил (стандарта) аудиторской деятельности. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.01 г.
2. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ В ООО «САХАЛИНЦЕМЕНТ»
2.1. Краткая характеристика предприятия

ООО «Сахалинцемент» зарегистрировано администрацией г. Южно-Сахалинска от 14.12.1999, свидетельство о государственной регистрации № 2281, с учетом изменений от 19.09.2001 г. № 2896, от 08.01.2002 г. № 3013, от 30.01.2002 г. № 3043,
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и учредительным договором. Учредительный договор предприятия от 22.11.1998 г. Устав сохраняет свою юридическую силу на весь срок деятельности Предприятия, в него могут быть внесены изменения.
Предприятие является юридическим лицом, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения предприятия, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, обладает хозяйственной самостоятельностью, владеет обособленным имуществом на праве хозяйственного ведения, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные, в том числе валютный, счета в банках, может выступать умаем пиком гражданскою оборота, может быть истцом и ответчиком в суде.
Основным видом деятельности предприятия является выпуск асфальтобетонной смеси для выполнения муниципального заказа по капитальному ремонту и текущему содержанию дорожного покрытия в городе.
В 2000 году на эти цели предприятием было выпущено - 29,3 тыс. тонн а/б смеси; В 2001 году - 22,0 тыс. тонн; В 2002 году - 26,8 тыс. тонн; В 2003 году - 40,8 тыс. тонн, в 2004 году - 24,6 тыс. тонн. В 2005 году - 27,8 тыс. тонн, из которых было отремонтировано порядка 218 тысяч квадратных метров дорожного покрытия.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности предприятия (табл.2.1):
Таблица 2.1
Основные экономические показатели деятельности предприятия
Показатели
Ед.
изм.
Значение показателя
Изменения
2005 г.
2006 г.
Абсолютное
(+,-)
Относительное, %
Выручка от продаж а/б смеси
Т.руб.
18207
32122
13915
176,43
Себестоимость а/б смеси
Т.руб.
17371
27547
10176
158,58
Среднесписочная численность работников
Чел.
83
85
2
102,41
Прибыль от продаж
Т.руб.
836
4575
3739
547,25
Чистая прибыль
Т.руб.
532
4642
4110
872,56
Производительность труда
Т.руб/чел.
219,36
377,91
158,54
172,28
Основные фонды
Т.руб.
3542
6289
2747
177,55
Фондоотдача
Т.руб.
5,14
5,11
-0,03
99,36
Фондоемкость
0,19
0,20
0,001
100,64
Фондовооруженность
Т.руб./ чел.
42,67
73,99
31,31
173,38
Затраты на 1 руб. выручки
Коп/ руб
0,95
0,86
-0,10
89,88
Рентабельность продаж
%
1,05
1,17
0,12
111,25
Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы:
Наблюдается рост выручки от продаж асфальтобетонной смеси в 2006 г. на 76,43 %, при этом себестоимость смеси так же возросла на 58,58 %, с расширением реализации смеси возникла необходимость в незначительном увеличении производственного персонала на 2,41 %, но при этом производительность труда возросла на 72,28 %, что говорит о стимулировании персонала и его заинтересованности в работе в ООО «Сахалинцемент».
Прибыль от продаж возросла в 2006 г. в сравнении с 2005 г. более чем в пять раз, что является положительным результатом деятельности предприятия, при этом чистая прибыль предприятия возросла более чем в 8 раз, что обусловлено наличием значительными операционными доходами по вложению акций в деятельность ООО «Фар-Ист-Стар».
Основные фонды предприятия в 2005 г. увеличились на 77,55 % в связи с приобретением новой бетономешалки, оборудованию по производству железобетонных конструкций, при этом наблюдается незначительное снижение фондоотдачи менее чем на 1 %, при этом фондовооруженность увеличилась на 73,38 % за счет изменения объема основных средств.
Затраты на 1 руб. выручки снизились в 2006 г. по сравнению с 2005 г. до 89,88 %, что является положительным результатом деятельности предприятия.
Рентабельность продаж в 2005 г. относительно 2004 г. возросла на 11,25 %, что является результатом как роста выручки и операционных доходов предприятия.
Анализируемые экономические показатели свидетельствуют о рентабельности деятельности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
2.2. Объекты аудита и порядок его проведения

Ежегодной целью аудиторской проверки ООО «Сахалинцемент» является подтверждение достоверности бухгалтерского отчета за 2005 год в соответствии с Федеральным законом от 07.08.01г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Основными объектами аудита в ООО «Сахалинцемент» являются показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период.
Внутренних аудиторских проверок на предприятии не проводится. На предприятие приглашают независимых аудиторов для проведения внешнего аудита.
Аудит бухгалтерской отчетности в 2006 г. проведен ООО «Экспресс-аудит» на основании договора № 58 от 24.12.06 г. и письма-обязательства №158 от 25 12.06 г.
Для аудиторской проверки ООО «Сахалинцемент» представляет следующие документы:
устав ОАО «Сахалинцемент»; Устав ООО «Сахалинцемент» от 20.09.1998 г.
Учетную политику предприятия Учетная политика ООО «Сахалинцемент» от 23.05.2005 г.
- бухгалтерский баланс (форма № 1); Бухгалтерский баланс ООО «Сахалинцемент» за 2006 г.
- отчет о прибылях и убытках (форма № 2); Отчет о прибылях и убытках ООО «Сахалинцемент» за 2006 г.
- отчет о движении капитала (форма № 3):
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- данные главной книги и регистры бухгалтерского учета;
- выборочно первичные документы, необходимые для выполнения проверки.
Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности ООО «Сахалинцемент» осуществлялась аудитором Орловым А.А., квалификационный аттестат № 009846, выданный ЦАЛАК МФ России 29.01.96 (продлен в 2004 году) и бухгалтером - экспертом Кудряшовой Г. В.
Ответственность за организацию бухгалтерской отчетности на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор предприятия М.А.Пономарев c правом первой подписи.
Бухгалтерскую службу как структурное подразделение возглавляет главный бухгалтер Ларина Е.П. c правом второй подписи.
За достоверность и полноту представленных документов ответственность несет ООО «Сахалинцемент».
Проверка соответствия данных бухгалтерского учета первичным документам в соответствии с программой и письмом-обязательством была осуществлена выборочным методом (по согласованию с Заказчиком - декабрь месяц 2005 г.), при том акцент был сделан на аудит ОС предприятия.
В результате аудита установлено следующее:
Уставный капитал Предприятия согласно Уставу составляет 10 тыс. руб., что соответствует данным бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет на Предприятии осуществлялся бухгалтерией в составе четырех человек, включая главного бухгалтера. Должностные инструкции на сотрудников бухгалтерии разработаны.
На Предприятии применяется журнально-ордерная форма учета, обобщающий учет по результатам журналов - ордеров ведется в Главной книге.
Основные средства, расположенные на территории ООО «Сахалинцемент» охраняются сторожами Предприятия.
При проведении аудита установлено, что аналитический учет основных средств ведется на унифицированных формах первичной документации.
На каждый объект основных средств заведены «Инвентарные карточки учета основных средств» по форме № ОС-6. С материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности. В нарушении п. 4 учетной политики Предприятия в 2005 году инвентаризация основных средств не проводилась.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/01) основные средства отражались в учете по первоначальной стоимости, то есть по сумме фактических затрат организации на их приобретение. Основные средства приходовались на основании актов (накладной) приема-передачи основных средств по форме № ОС-1 и списывались на основании актов на списание основных средств по форме № ОС-4.
В 2006 году на Предприятии введено в действие основных средств на сумму 3169,0 тыс. руб.; выбыло - 2647,5 тыс. руб., в том числе реализовано - 2460,6 тыс. руб.; списано - 186,9 тыс. руб.
Начисление и учет амортизационных отчислений по объектам основных средств велось линейным способом. Данные аналитического учета основных средств соответствуют данным главной книги и баланса.
При проведении аудита нематериальных активов установлено, что за 2005 год нематериальных активов на Предприятии не было.
При проверке финансовых вложений установлено, что Предприятием произведены долгосрочные финансовые вложения в уставный капитал ООО «Фар-Ист-Стар» в сумме 25,0 тыс. руб. Данные вложения соответствует данным главной книги и баланса Предприятия.
При проведении аудита учета производственных запасов установлено, что товарно-материальные ценности закреплены за материально-ответственными лицами. Со всеми материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
Приказом № 36 от 03.05.00 установлен круг лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада с образцами их подписей.
Контроль за правильностью складского учета осуществлялся бухгалтерией путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материальных запасов и МБП в карточках складского учета и их остатков в сальдово-оборотной ведомости. Материальный отчет ежемесячно утверждается директором Предприятия.
В материальном отчете на начало и конец декабря месяца 2005 г. (материально-ответственное лицо Кокарев В.В) числился остаток товарного бетона в количестве 8,167 куб. м. на сумму 6779,1 руб. По его техническим свойствам товарный бетон используется в производстве в течение дня. Учет приготовления асфальтобетонной смеси на Предприятии, предназначенной для реализации отражался: Дебет счета 10-1 «Материалы»,
Кредит счета 23 «Вспомогательное производство» - по фактической себестоимости. В 2006 году асфальтобетонной смеси было реализовано на сторону в количестве 577 тонн на сумму 355816 руб. В учетной политике Предприятия отсутствовал порядок ведения учета готовой продукции.
Основные средства формируют главную составляющую материально-технической базы ООО «Сахалинцемент» и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений его деятельности.
С развитием производственной деятельности ООО «Сахалинцемент» в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости, учета операций, связанных с арендой имущества; оценки и переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных средств.
Аудиторская проверка в ООО «Сахалинцемент» ежегодно проводится по указанным направлениям. Конкретная цель аудита основных средств - проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности амортизации их стоимости.
Прежде всего, необходимо представить состав, структуру и динамику ОС сформированных по результатам аудиторской проверки за период 2004-2006 г.г.
Таблица 2.2
Структура и динамика основных средств ООО «Сахалинцемент» за 2004-2006 г.г.
Группы ОФ
2004 г. тыс.руб.
2005 г. тыс.руб.
2006 г., тыс.руб.
Структура, %
Динамика
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Тыс.руб.
%
Здания
22603
21407
20182
79,97
75,76
76,79
-2421
89,29
Сооружения и передаточные устройства
648
904
843
2,29
3,20
3,21 и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.