На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теодор Адорно и Макс Вебер

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.4.2013. Сдан: 2010. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: 73.

Описание (план):


Оглавление.
Ведение…………………………………………………………………3
1. «Рационализация» в трудах М. Вебера.
1.1. Концепция рационализации М. Вебера………………………5
1.2. Рациональные и социологические основания музыки…..…13
2. Идея рационализации в социологии музыки Теодора Адорно.
2.1. Социология музыки как особое социологическое направление…………………………………………………...29
2.2. Музыка как модель рационализации в теории Теодора Адорно…………………………………………………………36
Заключение…………………………………………………....………44
Список литературы……………………………………………….…..46


Ведение.
Рассмотрение музыки как социального феномена в начале XXI столетия остается одной из актуальных тем в социологии. Воздействие социальных изменений на процессы протекающие в культурной сфере общества безусловно играют большую роль в развитии социума. Однако обратный процесс, характеризующийся трансформацией культуры в целом, и музыки в частности, также оказывает серьезное влияние на общественное развитие. Связь развития музыкальной культуры с изменениями, происходящими в обществе, сегодня неоспоримо доказана многочисленными исследователями. Еще древние философы отмечали влияние музыки на социальную сферу. Дискуссии о том, как под воздействием социальных изменений происходят трансформации музыкального искусства, изначально были предметом исследований ведущих социологов музыки. Сейчас становится очевидным, что музыка должна рассматриваться как отдельный социальный институт, влияние которого на общественную жизнь не должно оставаться вне поля зрения социологии.
В теоретической социологии музыка рассматривается в связи с концепцией рационализации. Исследования в данной области принадлежат таким известным западноевропейским социологам как Макс Вебер и Теодор Адорно.
Хотя социологические исследования музыки стали проводиться в XX столетии, ее социальное значение было в полной мере осознано в учениях древних. У Платона, Пифагора, Аристотеля и других мыслителей прошлого имеются «праидеи», которые в дальнейшем развивались ведущими социологами музыки.
Целью данной работы является рассмотрение основных особенностей концепций в сфере социологии музыки таких известных социологов как Макс Вебер и Теодор Адорно. Это позволит исследовать процесс воздействия одной из сфер искусств - музыки - на ход общественного развития, на социальные изменения и отчасти преобразования. Для достижения поставленной цели необходимо, во-первых, изучить концепцию «рационализации» предложенную М. Вебером, во-вторых, используя работы М. Вебера исследовать рациональные и социологические основания музыки. Кроме того, следует рассмотреть и выявить характерные черты социологии музыки в качестве самостоятельного направления в социологии и исследовать особенности музыку в качестве модели рационализации, предложенную в работах Теодора Адорно.
Что такое музыка сегодня и каковы тенденции ее развития, изменения, чем музыка дня сегодняшнего отличается от того, что складывалось и проверялось в ней веками, какое место в современном социокультурном пространстве музыка занимает и какое должна занять - все эти и смежные с ними вопросы образовали своего рода проблемное поле, на котором сходятся носители весьма различных подходов и позиций.


1. «Рационализация» в трудах М. Вебера.
1.1. Концепция рационализации М. Вебера.
Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер в конце XIX - начале XX века разработал концепцию рационализации общественного развития. Данная теория отражает основные взгляды ученого на процесс развития социальной реальности и является одной из основополагающих концепций социологии М. Вебера.
Концепция «рационализации» Вебера нашла отражение в таких известных работах ученого как «Хозяйственная этика мировых религий», «Протестантская этика и дух капитализма», а также в его незавершенном труде «Рациональные и социологические основания музыки».[15]...........


Заключение.
Исследовав концепции М. Вебера и Т. Адорно, необходимо отметить, что музыка - это феномен, который ассоциируется нами, прежде всего, со сферой искусства, с художественным творчеством. С момента своего возникновения и на протяжении многих веков музыка выполняла множество функций, лежащих далеко за пределами собственно эстетических исканий человека. Возникнув на ранних этапах человеческой истории, как значимая компонента совместной, общественной жизнедеятельности, музыка изначально была включена в практики, более связанные с выживанием, чем с проявлением собственно чувства прекрасного, с эстетическими наслаждениями человека.
Социология музыки Макса Вебера была основана на концепции рационализации общественной жизни. Наиболее важными с социологической точки зрения Вебер считает два фактора, приведших к формированию специфического облика западноевропейской музыкальной культуры: во-первых - это роль монашества в деле рационализации гармонической музыки, во-вторых - это значение экспериментаторов эпохи Возрождения, осуществивших темперацию европейского музыкального строя. «...Только Запад, - пишет Вебер, - проложил путь к развитию гармонической музыки». Социология музыки, является лишь частным «приложением» общесоциологической теории Вебера Она строится им как всецело наука, основанная на опыте из которой должны быть изъяты всякие ценностные установки.
В полном соответствии со своей основной идеей Вебер рассматривает процесс развития западноевропейской музыки (и искусства в целом) как лишенный какой бы то ни было цели, каких бы то ни было содержательных оснований прогресс ее технических средств, направляемый идеей формальной рациональности.
Продолжателем идей М. Вебера был Теодор Адорно, высказывавший идеи культурного отчуждения.
Для того чтобы постичь музыку как язык социальный (как выражение общественных противоречий), так и язык специальный, т.е. как язык с присущей ему внутренне завершенной структурой, необходимо преодолеть односторонние подходы формального содержательного понимания музыки. Спором между этими двумя концепциями была наполнена музыкальная эстетика XIX века. Первым, кто сделал шаг в преодолении этих противоречий, и был М. Вебер, рассмотревший феномен музыкального искусства в контексте процесса рационализации общества. Однако наиболее полно логический процесс взаиморазвития музыки и общества конкретизируется у Т. Адорно. Музыка выступает у него как форма отчуждения.


Список литературы:
1. Адорно Т. Введение в социологию музыки // Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1998.
2. Адорно Т.В . Как устаревает «новая музыка» // Современное буржуазное искусство. Критика и размышления. М., 1975.
3. Ансерме Э. Музыка и смысл музыки // Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М., 1999
4. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. М., 1992.
5. Асафьев Б.В . Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.
6. Вебер М . Рациональные и социологические основания музыки // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
7. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История ирациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М.:Политиздат, 1991.
8. Громов И.А. Западная теоретическая социология. - Спб. 1996.
9. Елсуков А.Н., Соколова Г.Н. Историясоциологии: учебное пособие. - Мн. Выш. Шк. 1997.
10. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
11. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
12. Лосев А.Ф . Очерк о музыке // Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. М., 1995.
13. Теплов Б.М . Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
14. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993.
15. Кравченко Е. И. Макс Вебер. - М.: Весь Мир, 2002. - 224 с. - «Весь мир знаний».
16. Вебер Мариана. Жизнь и творчество Макса Вебера. - М.: РОССПЭН, 2007.
17. Льюис Дж. Марксистская социологических концепций Макса Вебера. - М., 1981.
18. История буржуазной социологии первой половины 20 в./ отв. Ред.: Л. Г. Ионин, Г. В. Осипов: АН СССР ин - т соц. Иследований. - М.: Наука, 1979. - с. 62.
19. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для ВУЗов.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
20. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. - М.: Издательство МГУ, 1992. - 203 с.
21. Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для ВУЗов - М.: Издательская группа Норма-Инфра М., 1999.
22. Громов И.А. и др. Социология XIX-XX вв.: Учебное пособие.-СПб.: ОАО Типография №6, 1997.
23. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
24. Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. - М.: Университетская книга, 1999. - 445 с. - (Культурология. XX век).
25. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. - М. : Республика, 2000. - 238 с - (Библиотека этической мысли).
26. Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения : Филос. фрагменты . - М.: Медиум, 1997. - 310 с.
27. Адорно Теодор В. Философия новой музыки : пер. с нем. - М. : Логос, 2001. - 343 с - (Сигма).
28. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
29. Адорно Теодор В. Эстетическая теория :. - М.: Республика, 2001. - 526 с. - (Философия искусства).
30. Громов И.А. и др. Социология XIX-XX вв.: Учебное пособие.-СПб.: ОАО Типография №6, 1997.
31. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. . - М.: Прогресс, Политика, 1992. - 605 с.
32. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2 - М.: Канон, 1997.
33. Макс Вебер, «Хозяйство и общество».


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.