На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Сущность аудита, его содержание, цели и задачи. Аудиторская деятельность и ее регулирование. Договорная работа. Планирование аудиторской проверки. Исследования в аудите. Аудиторское заключение. Методика проведения аудита основных объектов проверки.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 16.03.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ АУДИТА

Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи

1.1. Сущность аудита и аудиторской деятельности

1.2. Цели и задачи аудита

1.3. Принципы проведения аудита

1.4. Виды аудита

1.5. Услуги, сопутствующие аудиту

1.6. Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации
Тема 2. Аудиторская деятельность и ее регулирование
2.1. Регулирование аудиторской деятельности
2.2. Ответственность аудиторов и аудиторских фирм
2.3. Аудиторские стандарты
Раздел ii. Методология аудита
Тема 3. Договорная работа
3.1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита
3.2. Понимание деятельности экономического субъекта
3.3. Договор в аудиторской деятельности
Тема 4. Планирование аудиторской проверки
4.1. Определение стратегии аудиторской проверки
4.2. Планирование аудита
4.3. Аудиторская программа
4.4. Процесс аудита бухгалтерской отчетности

Тема 5. Исследования в аудите

5.1. Аудиторский риск

5.2. Существенность в аудите

5.3. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита

5.4. Аудиторская выборка

5.5. Методы аудиторской проверки

5.6. Аналитические процедуры

5.7. Аудиторские доказательства. Виды. Источники

5.8. Документирование

5.9. Искажения бухгалтерской отчетности

5.10. Аудит в условиях компьютерной обработки данных

Тема 6. Заключительная стадия аудита

6.1. Оценка результатов аудиторской проверки

6.2. Контроль качества работы аудиторов

6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Тема 7. Аудиторское заключение

7.1. Понятие аудиторского отчёта и аудиторского заключения

7.2. Основные элементы аудиторского заключения

7.3. Виды и содержание аудиторского заключения

Раздел ііі. Методика проведения аудита основных объектов проверки
Тема 8. Аудит активов предприятия
8.1. Аудит кассовых операций
8.2. Аудит операций на счетах в банке
8.3. Аудит денежных документов и денежных средств в дороге
8.4. Аудит расчетов с подотчетными лицами
8.5. Аудит основных средств
8.6. Аудит нематериальных активов
8.7. Аудит материальных ценностей
8.8. Аудит операций с малоценными и быстроизнашиваемыми предметами
8.9. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
8.10. Аудит расчетов по претензиям
8.11. Аудит расчетов по возмещению причиненных убытков
Тема 9. Аудит пассивов предприятия
9.1. Аудит формирования и использования собственного капитала
9.2. Аудит краткосрочных, долгосрочных кредитов и векселей
9.3. Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками
9.4. Аудит расчётов по налогам и другим обязательным платежам
9.5. Аудит расчётов по заработной плате
Тема 1. СУЩНОСТЬ АУДИТА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению ком-мерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отноше-ний должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Досто-верность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники, и, прежде всего, коллективные собственники -- акционеры, пайщики, -- а также кредиторы лишены возможнос-ти самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и за-частую очень сложные операции предприятия законны и правиль-но отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нужда-ются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятель-ности предприятий и соблюдении ими законодательства необходи-мо государству для принятия решений в области экономики и нало-гообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтвержде-ния достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Правильные данные нужны не только непосредственным инве-сторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежнос-ти погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков инте-ресует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия -- ста-бильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходи-мой для разработки экономической политики, включая налого-вые меры.
Компании, в которых администрация и собственники пред-ставлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традицион-ный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:
возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;
упрощение процедуры привлечения нового партнера благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о фи-нансовом состоянии компании;
упрощение процедуры получения финансовой помощи благо-даря представлению заверенных аудитором документов о финан-совом положении компании;
упрощение отношений с налоговыми органами, так как прове-ренные аудитором счета вызывают большее доверие;
возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбит-ра при разборе специфических спорных вопросов между партне-рами.
1.1. Сущность аудита и аудиторской деятельности
Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая сво-им результатом выражение мнения аудиторской организации о сте-пени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудитом занимается аудитор -- частное лицо или фирма, про-водящие аудит предприятия.
Аудиторская деятельность представляет собой предпринима-тельскую деятельность по проведению собственно аудита и ока-занию сопутствующих ему работ и услуг.
Сопутствующие аудиту работы и услуги -- предприниматель-ская деятельность аудиторов или аудиторских организаций, вклю-чающая следующие основные направления: бухгалтерские услуги; услуги по проведению проверок и экспертизы не являющихся соответственно аудитом; консультационные услуги; обучение и прочие услуги аудиторского профиля. Все эти виды деятельности требуют от исполнителя компетенции в областях собственно аудита, бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятель-ности, финансов и экономики в целом, налогообложения, хозяй-ственного права.
Собственно аудитом имеет право заниматься только аттесто-ванный аудитор, имеющий сертификат, дающий право заниматься аудиторской деятельностью.
Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образо-вания юридического лица и зарегистрированных в качестве инди-видуальных предпринимателей.
1.2. Цели и задачи аудита
Цель проверки финансовых отчетов:
подтверждение достоверности отчетов или констатация их не-достоверности;
контроль за соблюдением законодательства и нормативных до-кументов, регулирующих правила ведения учета и составления от-четности, методологии оценки активов, обязательств и собствен-ного капитала;
подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности активов, обязательств, собственных средств, затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
выявление резервов лучшего использования собственных ос-новных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет ква-лифицированному пользователю информации отчетности делать на основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемых организаций и принимать со-ответствующие обоснованные решения.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными до-говором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления нало-гов, разработкой мероприятий по улучшению финансового поло-жения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельно-сти, доходов и расходов.
Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.
1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчет-ность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не со-держит ли противоречивой информации;
2) обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;
3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие суммы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат ком-пании;
4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;
5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;
6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;
7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге;
8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.
1.3. Принципы проведения аудита
Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятель-ности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.
Независимость -- это обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношение по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов.
Честность -- это обязательная приверженность аудитора про-фессиональному долгу и следование общим нормам морали.
Объективность -- это обязательность непредвзятости, бесприст-растности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмот-рении любых профессиональных вопросов и формировании суж-дений, выводов и заключений.
Профессиональная компетентность -- это обязательность владе-ния необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.
Добросовестность -- это обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.
Конфиденциальность -- это обязанность аудиторов и аудитор-ских организаций обеспечивать сохранность документов, получа-емых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти доку-менты или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведе-ния без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законода-тельными актами Украины. Принцип конфиденци-альности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не может нанести ему, по представлениям аудитора, ма-териального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиден-циальности обязательно, независимо от продолжения или прекра-щения отношений с клиентом, и не имеет ограничений по времени.
Профессиональное поведение -- это соблюдение приоритета об-щественных интересов и обязанность аудитора поддерживать вы-сокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и спо-собных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанес-ти ущерб ее общественному имиджу.
Аудиторская организация обязана осуществлять профессио-нальную деятельность, т.е. проведение аудита и подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответ-ствии с национальными стандартами аудиторской деятельности.
1.4. Виды аудита
Основные виды аудита представлены в таблице 1.
Таблица 1. Виды аудита

Критерии


Виды
По отношению к пользовате-лям информации
Внешний
Внутренний
По отношению к требовани-ям законодательства
Обязательный
Инициативный
По объектам аудита
Общий
Банковский
Аудит страховых организаций
Аудит бирж, инвестиционных ин-ститутов и внебюджетных фондов
5. Государственный
По назначению
Аудит финансовой отчетности
Налоговый
Аудит на соответствие требованиям
Аудит хозяйственной деятельности
Управленческий (производствен-ный) аудит
Специальный (экологический, опе-рационный и др.)
По времени осуществления
1. Первоначальный
2. Согласованный (повторяющийся)
3. Оперативный
По характеру проверки
Подтверждающий
Системно-ориентированный
Аудит, базирующийся на риске
Внутренний аудит -- организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит -- неотъемлемая часть управ-ленческого контроля предприятия; он может быть и независи-мым, т. е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных пред-приятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших уп-равленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менед-жеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предот-вращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Как правило,
к функциям внутреннего аудита относятся:
проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентифика-ции, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остат-ков по бухгалтерским счетам;
проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
проверка деятельности различных звеньев управления;
оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изу-чение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности иму-щества экономического субъекта;
работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
оценка используемого экономическим субъектом программно-го обеспечения;
специальные расследования отдельных случаев, например по-дозрений в злоупотреблениях;
разработка и представление предложений по устранению выяв-ленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективно-сти управления.
Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед собственниками и (или) руководством пред-приятия.
Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.
Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутрен-них аудиторов могут быть выполнены приглашенными независи-мыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внеш-ние аудиторы могут использовать одинаковые методы -- разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.
По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.
Обязательный аудит регламентируется государством. Законом Украины «Об аудиторской деятельности» установлены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обяза-тельной ежегодной аудиторской проверке.
По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страхо-вых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюд-жетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) необходимо иметь сертификат соответ-ствующего вида.
В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.
Аудит финансовой отчетности -- представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правила бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются.
Налоговый аудит -- это аудиторская проверка правильности, полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.
Аудит на соответствие требованиям -- это анализ определение финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правила или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.
Управленческий (производственный) аудит -- это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффек-тивности производства и финансовых вложений, производитель-ности, рациональности использования средств, их экономии.
Аудит хозяйственной деятельности, довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для отдельных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации, преследует следующие цели:
оценка эффективности управления;
выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельно-сти,
внесение рекомендации относительно улучшения деятельности
или дальнейших действий.
Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Специальный аудит (экологический, операционный и др.) -- это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эф-фективность деятельности управляющих, правильность составле-ния налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
По времени осуществления различают первоначальный, согла-сованный (повторяющийся) и оперативный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличи-вает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располага-ют необходимой информацией об особенностях деятельности кли-ента, его системе внутреннего контроля.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудито-ром (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и от-рицательных сторон в организации бухгалтерского учета, резуль-татах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).
Оперативный аудит -- это кратковременная аудиторская про-верка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего конт-роля, оценки деятельности.
По характеру проверки различают:
подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);
системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятности ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внут-реннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучше-нию);
аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской ра-боты в областях с более высоким возможным риском, что значи-тельно упрощает аудит в областях с низким риском).
1.5. Услуги, сопутствующие аудиту
Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита.
Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа.
Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида:
услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;
услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области:
постановки бухгалтерского учета;
контроля ведения учета и составления отчетности;
контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
анализа хозяйственной и финансовой деятельности;
оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
представления интересов экономического субъекта по доверенности перед третьим лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций;
научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву;
компьютеризации бухгалтерского учета составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализ хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;
консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, оптимизации налогообложения, реги-страции, реорганизации и ликвидации предприятий;
информаци-онного обслуживания;
экспертного обслуживания;
подбора и тес-тирования бухгалтерского персонала экономического субъекта и др.
Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области:
веде-ния бухгалтерского учета;
восстановления бухгалтерского учета;
составления налоговых деклараций;
составления бухгалтерской от-четности.
Аудиторские организации, оказывающие услуги, должны:
действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик и которое сформулировано в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, пись-ма-обязательства, письменного запроса и т.п.);
планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;
документировать ход выполнения работ или оказания услуг;
при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организа-ции, четко разграничивать ответственность и функции исполните-лей;
подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто вы-полняемым видам работ или услуг (эти формы рекомендуется применять на постоянной основе);
иметь систему контроля качества выполненных работ или ока-занных услуг, сопутствующих аудиту (это относится к крупным аудиторским организациям);
подготовить документ по итогам выполнения работ (оказания услуг), отражающий результаты выполнения задания и выводы; аудиторской организации.
1.6. Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации
Взаимоотношения аудитора и экономического субъекта основаны на добровольности и возмездности. Конфликты между ними разрешаются в суде или арбитражном суде. Экономический субъект и аудитор вправе выбирать друг друга самостоятельно, аудиторская услуга оплачивается согласно договору.
На руководителей и иных должностных лиц проверяемого экономического субъекта возлагаются следующие обязанности:
а) создание аудитору (аудиторской фирме) условий для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предс-тавление аудитору разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;
б) оперативное устранение выявленных аудиторской проверенной нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничить круг вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
В ходе аудиторской проверки и составления заключения ауди-торы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
самостоятельно определять формы и методы аудиторской про-верки, исходя из требований нормативных актов Украины, а также конкретных условий договора с экономически субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокуро-ра, следователя, суда и арбитражного суда;
проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие де-нежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:
а) при осуществлении аудиторской деятельности неукоснительно соблюдать требования законодательства;
б) немедленно сообщать заказчику:
о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие родственных, должностных или экономических связей, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;
о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать получен-ные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использо-вания этих сведений в целях предпринимательской деятельности.
Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законода-тельства, касающихся проведения аудиторской проверки, прав и обязанностей сторон, а после ознакомления с заключением аудитора о нормативных актах, на которых основываются замеча-ния и выводы.
Аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответствен-ность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
б) аудиторскими фирмами:
в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страхов-щиками, а также экономических субъектов, в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
в отношении экономических субъектов, являющихся их дочер-ними предприятиями, филиалами (отделениями) и представи-тельствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
г) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими дан-ному экономическому субъекту услуги по восстановлению и веде-нию бухгалтерского учета, а также составлению финансовой от-четности.
д) если существует финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации кредитование, кроме банковского, и др.);
е) если существует косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) организации клиента через родственников, служащих фирмы, ос-новные и дочерние организации и т.п.;
ж) если существуют родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;
з) при наличии чрезмерной гостеприимности клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным по сравнению с реальными рыночными ценами;
и) если имела наличие прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;
к) если существует рассмотрение вопроса о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.
Независимость считается нарушенной, если перечисленные обстоятельства возникли, продолжали существовать или были прекращены в период выполнения профессиональных аудиторских услуг.
Тема 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Регулирование аудиторской деятельности
В Украине организацию государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Аудиторская палата.
Основные направления деятельности Аудиторской палаты:
разработка на основе законодательства Украины проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую дея-тельность, в том числе стандартов аудиторской деятельности и связанных с ее осуществлением услуг;
выдача сертификатов на осуществление аудиторской деятельности;
организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений.
Аудиторской деятельностью на Украине имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы).
При этом аудиторы, осуществляющие свою деятельность само-стоятельно, обязаны зарегистрироваться как предприниматели без образования юридического лица.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, созда-ваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Украины, за исключением фор-мы открытого акционерного общества.
Аудиторские фирмы в Украине осуществляют свою деятельность при условии, что в их уставном капитале (ус-тавном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.
Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельности.
Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ас-социации и другие объединения для координации своей деятель-ности или защиты своих профессиональных интересов. Обще-ственные аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.
Претендент может быть допущен к аттестации при наличии у него диплома об экономическом или юридическом (высшем или среднем специальном) образовании, стаже работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, на-учного работника или преподавателя по экономическому профилю.
Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, полу-чают сертификат аудитора.
2.2. Ответственность аудиторов и аудиторских фирм
Ответственность аудиторов и аудиторских организа-ций можно разделить на несколько видов:
гражданско-правовая ответственность за причинение вреда (материальная ответственность);
административная ответственность;
уголовная ответственность.
Гражданско-правовая ответственность (материальная ответствен-ность) за причинение вреда. В случае обнаружения неквалифици-рованного проведения аудиторской проверки, приведшего к убыткам для государства или экономического субъекта, с аудито-ра (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании ре-шения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому ор-ганом, сертификат:
понесенные убытки в полном объеме;
расходы на проведение перепроверки;
штраф, зачисляемый в доход бюджета, в сумме до 100-кратного установленного законом МРОТ -- с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятель-но, и от 100- до 500-кратного установленного законом МРОТ -- с аудиторской фирмы.
Административная ответственность. Основная форма админист-ративной ответственности аудиторов и аудиторских фирм -- при-остановление действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:
выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиа-том лицензионных требований и условий;
невыполнения лицензиатом требований лицензирующего орга-на об устранении выявленных нарушений.
Осуществление юридическим или физическим лицом аудитор-ской деятельности без полученной в установленном порядке ли-цензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами го-сударственной налоговой службы и органами налоговой полиции:
полученных в результате незаконной деятельности доходов -- в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах поне-сенных этими заказчиками расходов;
штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного установленного за-коном МРОТ -- в доход бюджета Украины.
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность распрос-траняется только на физических лиц. В действующем УК введена специальная статья 202 «Злоупотребление полномочиями частны-ми нотариусами и аудиторами»:
1. Использование частным нотариусом или частным аудито-ром своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -- наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда ... либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные долж-ности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное ... неоднократно, -- наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда ... либо арестом на срок от четырех до шес-ти месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лише-нием права занимать определенные должности или заниматься оп-ределенной деятельностью на срок до трех лет».
2.3. Аудиторские стандарты
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требова-ния, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они уста-навливают единые требования к процедуре аудирования, аудитор-скому заключению и самому аудитору.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экза-менов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудитор-ские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методо-логию аудита, а также базовые принципы, которым должны сле-довать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей прак-тике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить при-чину этого.
С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные груп-пы появилась необходимость унификации аудита в международ-ном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинако-вы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разра-батывающих аудиторские стандарты.
В настоящее время выделяют три группы стандартов:
национальные;
международные;
внутрифирменные.
Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и т. д.
Национальные стандарты аудита в Украине со-здавались на основе международных аудиторских стандартов.
Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут также применяться аудиторами при выполнении ими сопутству-ющей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над местными установлениями в той или иной стране, регламентиру-ющими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой информации.
Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме.
Внутрифирменные стандарты не должны противоречить нацио-нальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам).
В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департа-менты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача ко-торых -- разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, про-ведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и опе-раций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформ-ления.
Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, ав-торскими в каждой аудиторской фирме, их содержание -- закры-тая информация. Внутрифирменные стандарты -- это набор внут-рифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.
Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детали-зацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конк-ретных методик и конкретных указаний конкретным исполните-лям, осуществляющим аудиторскую проверку.
Тема 3. ДОГОВОРНАЯ РАБОТА
3.1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита
Письму-обязательству должно предшествовать официальное обращение экономического субъекта, содержащее просьбу об ока-зании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.
Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий пред-стоящего договора. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие с условиями аудита, предложенными ауди-торской организацией. Если подтверждение получено, условия письма-обязательства остаются в силе в течение действия согла-шения о проведении аудиторской проверки.
Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо-обязательство может не со-ставляться либо его содержание должно представлять дополни-тельную информацию для экономического субъекта.
Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.
Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания:
по условиям аудиторской проверки;
по обязательствам аудиторской организации;
по обязательствам экономического субъекта.
По условиям аудиторской проверки письмо-обязательство долж-но содержать следующие обязательные указания:
об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о поряд-ке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;
должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтер-ской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний:
о законодательных актах и нормативных документах, на осно-вании которых проводится аудит;
о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.
По обязательствам аудиторской организации письмо-обязатель-ство должно содержать следующие обязательные указания:
о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;
об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;
о соблюдении аудиторской организацией коммерческой тай-ны;
о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выбо-рочным характером применяемых аудиторских процедур и несо-вершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.
По обязательствам экономического субъекта письмо-обязатель-ство должно содержать следующие обязательные указания:
об ответственности экономического субъекта и его исполни-тельного органа за полноту и достоверность представленной доку-ментации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведе-ния аудиторской проверки;
о направлении экономическим субъектом по указанию ауди-торской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задол-женности;
о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерс-кой отчетности экономического субъекта.
Аудиторская организация по своему усмотрению или в соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст письма-обязательства:
общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организаци-ях и союзах;
примерный календарный план проведения аудита и состав на-правляемой группы аудиторов;
общую характеристику применяемых методов проведения про-верки;
условия оплаты аудита;
предложение об использовании услуг других аудиторов (рези-дентов и нерезидентов), независимых экспертов в тех аспектах де-ятельности проверяемой организации, которые аудиторская орга-низация и экономический субъект сочтут необходимыми;
согласие экономического субъекта на использование результа-тов предшествующей аудиторской организации;
описание важнейших ограничений ответственности аудитор-ской организации;
рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;
предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.
3.2. Понимание деятельности экономического субъекта
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна в достаточной мере оз-накомиться с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская орга-низация должна понимать деятельность проверяемого экономи-ческого субъекта в достаточной степени, чтобы идентифициро-вать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заклю-чении.
Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации на всех стади-ях проведения аудита, являются:
основная деятельность;
инвестиционная деятельность;
прочие операции, в том числе внереализационные.
Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятель-ность экономического субъекта, можно разделить на внешние (об-щеэкономические и отраслевые) и внутренние, определяющие деятельность экономического субъекта.
При повторных аудиторских проверках экономического субъекта аудиторская организация может откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее. Аудиторская организация должна также выявлять существенные изменения, произошедшие со вре-мени проведения последней аудиторской проверки, в тех явлени-ях и процессах, которые отражаются этой информацией.
Основными методами получения знаний о деятельности эко-номического субъекта являются:
изучение общеэкономических условий деятельности проверяе-мого экономического субъекта (например, национальная эконо-мическая политика, система налогообложения и таможенного контроля, установление лимитов и квот);
анализ региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического субъекта (например, географическое положение, экономические и налоговые условия региона);
учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономи-ческого субъекта;
знакомство с организацией и технологией производства;
сбор информации о персонале экономического субъекта, ас-сортименте выпускаемой продукции, применяемых методах веде-ния бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень авто-матизации);
сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;
сбор информации об организационной и производственной структурах; проводимой маркетинговой политике; основных по-ставщиках и покупателях;
анализ деятельности экономического субъекта на рынке цен-ных бумаг (например, выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);
учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в рас-поряжении организации;
сбор информации о юридических и финансовых обязательствах экономического субъекта (имеет важное значение на этапе плани-рования при определении уровня существенности и расчета внут-рихозяйственного риска);
знакомство с организацией системы внутреннего контроля.
При выявлении аспектов деятельности экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор может пригласить эксперта.
Для получения более глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор может использовать следующие ис-точники:
официальные публикации в юридических изданиях, професси-ональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;
статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;
нормативные и законодательные акты, регламентирующие дея-тельность проверяемого экономического субъекта результаты посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;
разъяснения и подтверждения, полученные от персонала про-веряемого экономического субъекта, беседы с внутренним ауди-тором и другими компетентными лицами;
запросы третьим лицам;
консультации с аудитором, который проводил аудит в преды-дущие периоды;
учредительные документы, протоколы собраний совета директо-ров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и прово-док; схема организационной и производственной структур;
осмотр цехов, складов и служб проверяемого экономического субъекта, а также опрос персонала, непосредственно не связан-ного со сферой учета;
результаты проведения аналитических процедур;
выполнение необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых неоднозначно трактуется действующим за-конодательством;
идентификация филиалов и структурных подразделений, выде-ленных на отдельный баланс, хозяйственных операций, методов учета и налогообложения в них;
результаты работы с привлеченными специалистами-экспертами;
знакомство с реестром акционеров;
использование знаний, накопленных за время предыдущей ра-боты аудитора;
материалы налоговых проверок и судебных процессов.
Перед проведением аудиторской проверки и в ходе ее все про-изведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.
3.3. Договор в аудиторской деятельности
В аудиторской деятельности используются различные виды до-говоров: на проведение аудита, на абонентское обслуживание, на консультационно-информационное обслуживание и т.д.
Договор на проведение аудиторской проверки -- это офици-альный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Как и другие договоры предпринимательской деятельности, договор на проведение аудита юридически отражает и фиксирует согласован-ные интересы сторон-участниц (в данном случае заказчика -- клиента и исполнителя -- аудитора). Однако договор на проведе-ние аудита существенно отличается от других договоров.
После предварительного ознакомления с деятельностью эконо-мического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определе-ние трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, по-требности в привлечении консультантов и экспертов
Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер.
В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.
Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законода-тельством в области аудита.
Если договор не сопровождается письмом-обязательством, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будуще-го сотрудничества, права и обязанности сторон.
Договор оформляется в соответствии с требованиями ГК.
Текст договора должен в обязательном порядке содержать сле-дующие пункты:
предмет договора на оказание аудиторских услуг;
условия оказания аудиторских услуг;
права и обязанности аудиторской организации;
права и обязанности экономического субъекта;
ответственность сторон и порядок разрешения споров;
стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты.
Наряду с этим текст договора может содержать и другие важ-ные для сторон пункты.
В пункте «Условия оказания аудиторских услуг» должны быть указаны:
цель оказания услуг и объект (в частности, при проведении аудита -- порядок аудита филиалов и подразделений экономичес-кого субъекта, а также его дочерних компаний в случае их нали-чия);
сроки и этапы оказания аудиторских услуг;
ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых оказаны аудиторские услуги.
Пункт «Права и обязанности аудиторской организации» предус-матривает:
неукоснительное соблюдение при оказании аудиторских услуг требований законодательства Украины;
самостоятельное определение форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Украины;
проверку любой документации экономического субъекта, не-обходимой для проведения аудита, а также получение разъясне-ний и дополнительных сведений по возникшим в ходе проверки вопросам;
получение по письменному запросу необходимой для осуще-ствления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе государственных органов;
отказ от проведения аудиторской проверки в случае непред-ставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;
доступ в систему компьютерной обработки данных;
обращение к консультанту или эксперту в случае выявления такой необходимости;
распоряжение своей рабочей документацией;
необходимость привлечения к участию в проверке дополни-тельных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объе-мом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возник-шими после заключения договора;
квалифицированное проведение аудиторской проверки и со-блюдение конфиденциальности и коммерческой тайны;
обеспечение сохранности документов, получаемых и составля-емых в ходе аудиторской проверки, и неразглашение их содержа-ния без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законода-тельными актами Украины.
Пункт «Права и обязанности экономического субъекта» предус-матривает:
получение информации о требованиях законодательства, каса-ющегося проведения аудита, в том числе являющихся основания-ми для замечаний, сделанных аудитором;
создание аудитору (аудиторской фирме) условий для свое-временного и полного проведения аудиторской проверки, предоставление всей необходимой документации, доступ в систему компьютерной обработки информации, а также дача по запросу аудитора разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;
оперативное устранение выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
отсутствие действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
отсутствие давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерс-кой отчетности экономического субъекта.
Пункт «Ответственность сторон и порядок разрешения споров» предусматривает:
полноту и достоверность представленной для аудита докумен-тации, функционирование системы внутреннего контроля;
качество оказания аудиторских услуг в соответствии с законо-дательством Украины;
ответственность за частичное или полное неисполнение обяза-тельств;
возможность и необходимость разрешения возникших споров путем переговоров либо в судебном порядке.
В текст договора на оказание аудиторских услуг в соответствии с пожеланиями сторон по договору могут быть включены:
общие сведения об оказываемых аудиторской организацией ус-лугах, квалификации персонала;
примерный календарный план проведения аудита и состав на-правляемой группы аудиторов;
общая характеристика применяемых методов проведения про-верки;
предложения об использовании услуг других аудиторов (ауди-торских фирм), независимых экспертов в тех аспектах деятельно-сти проверяемой организации, которые аудиторская организация и экономический субъект сочтут необходимыми;
уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;
согласие экономического субъекта на использование результа-тов, полученных предшествующей аудиторской организацией;
описание важнейших ограничений ответственности аудиторс-кой организации;
рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;
предложения о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом;
финансовые санкции за просрочку оплаты аудиторских услуг;
условия оплаты дополнительных расходов, возникших в ходе проверки.
При составлении договора, предусматривающего оказание со-путствующих аудиту услуг, целесообразно предусмотреть раздел, уточняющий содержание аудиторского задания.
Изменения или дополнительные соглашения прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.
Можно также указать сумму значимой ошибки в отчетности (существенность), значимость неточностей, которые необходимо исправить, перечень сведений, составляющих коммерческую тай-ну клиента, порядок зачета времени, потраченного на аудит, раз-мер ответственности аудиторской фирмы.

Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

4.1. Этапы аудита бухгалтерской отчетности

1. Сбор информации. Сначала необходимо собрать (а в случае по-вторного аудита -- обновить) и задокументировать информацию о клиенте и определить, каким образом эта информация может повлиять на план аудиторской проверки. Этот этап включает также изучение бизнеса клиента и конъюнктуры его отрасли. При этом учитываются два фактора: во-первых, должен быть собран доста-точный объем достоверных данных для выполнения задач аудита, а во-вторых, затраты на сбор этих данных должны быть миними-зированы. Первый фактор, разумеется, более важен, однако нельзя недооценивать и второй, так как это обеспечивает конку-рентоспособность и рентабельность аудиторской фирмы.

2. Планирование. Необходимо оценить степень риска того, что финансовый отчет может содержать существенные погрешности в записях, и на основе этой оценки разработать эффективный и ра-циональный план аудиторской проверки.

3. Осуществление аудита. На этом этапе аудитору необходимо собрать, зарегистрировать и оценить определенное количество фактов, чтобы подтвердить правильность данных, содержащихся в отдельных счетах и в финансовом отчете в целом.. Результаты проверок структуры внутреннего контроля клиента являются основой для оценки сте-пени риска того, что в остатках по счетам могут содержаться су-щественные ошибки, а при сборе и оценке доказательств относи-тельно остатков на счетах могут обнаружиться проблемы в струк-туре внутреннего контроля клиента.

Представление отчета. На заключительном этапе от аудитора требуются формулирование и написание аудиторского заключе-ния и уведомление клиента о недостатках в структуре его внутрен-него контроля.

4.2. Планирование аудита

Назначение и принципы планирования аудита. Аудиторская орга-низация должна начинать планировать аудит до написания пись-ма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторс-кой организацией объективного и обоснованного мнения о бух-галтерской отчетности организации.

Планирование аудита аудиторской организации состоит из сле-дующих основных этапов:

предварительное планирование аудита;

подготовка и составление общего плана аудита;

подготовка и составление программы аудита.

Содержание предварительного планирования аудита.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита. Начи-ная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита ауди-торская организация оценивает эффективность системы внутрен-него контроля (СВК), которой располагает экономический субъект, и оценивает ее риск (контрольный риск). СВК может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет не-достоверную информацию.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторс-кой организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бух-галтерскую отчетность достоверной.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально доку-ментировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита

Подготовка и составление общего плана аудита. Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству эконо-мического субъекта), аудиторского заключения.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита.

Подготовка и составление программы аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой де-тальный перечень содержания аудиторских процедур, необходи-мых для практической реализации плана аудита. Программа слу-жит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для ру-ководителей аудиторской организации и аудиторской группы -- одновременно и средством контроля качества работы.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских проце-дур по существу.

Программа тестов средств контроля -- это перечень совокуп-ности действий, предназначенных для сбора информации о функ-ционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу -- это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу пред-ставляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бух-галтерского учета.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фак-тическим материалом для составления аудиторского отчета (пись-менной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности эконо-мического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и зави-зированы в установленном порядке.

Тема 5. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ

5.1. Аудиторский риск

Аудиторский риск -- это предпринимательский риск аудитора (аудиторской фирмы), он означает вероятность нали-чия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта невыяв-ленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверж-дения ее достоверности или вероятность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие искажения отсутствуют.

При проведении аудита аудитор должен принять необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного ми-нимального уровня.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов: внутрихозяй-ственный риск; риск средств контроля; риск необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки.
Под внутрихозяйственным риском понимается субъективно определяемая аудитором вероятность появления суще-ственных искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономи-ческого субъекта в целом до того, как такие искажения будут выяв-лены средствами системы внутреннего контроля или при условии до-пущения отсутствия таких средств.
Под риском средств контроля (контрольным риском) понимается субъективно определяемая аудитором вероятность того, что суще-ствующие на предприятии и регулярно применяемые средства систе-мы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препят-ствовать возникновению таких нарушений.
Риск средств контроля характеризует степень надежности сис-темы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля эко-номического субъекта.
Аудитор тестирует средства контроля во всех случаях, кроме тех, когда он оценивает риск средств контроля как высокий. Чем в большей степени аудитор собирается опираться при подготовке своего мнения на определенные средства контроля, тем тщатель-нее он должен проверять их надежность и эффективность.
Под риском необнаружения понимается субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.
Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора и зависит от порядка проведения конк-ретной проверки, а также от квалификации аудиторов и степени их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.
В случае если аудитор хочет снизить риск необнаружения, он должен модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути; увеличить затраты времени на проверку; повысить объемы аудиторских выборок.
Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:
1) оценочный (интуитивный);
2) количественный.
Оценочный (интуитивный) метод, заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и малове-роятный и используют эту оценку в планировании аудита.
Количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска. Рассмотрим одну из них (более простую):
АР=СР*РК*РН
где АР -- аудиторский риск;
СР -- собственный риск;
РК -- контрольный риск (риск средств контроля);
РН -- риск необнаружения (процедурный риск).
Предварительно установленная величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической среде, в которой он действует. Если, например, вероятность того, что клиент сможет возбудить судебный иск про-тив аудитора или предпринять другие действия, которые суще-ственно могут сказаться на его репутации, достаточно мала, то предварительно установленная величина аудиторского риска мо-жет быть большой.
Как уже говорилось, аудиторский риск является предпринима-тельским риском аудиторской фирмы, поэтому его величина от-ражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентности рынка, что также нужно учитывать.
Для практического применения можно применять четыре уровня риска необнаружения:
минимальный риск -- в случае, когда СВК клиента предвари-тельно была оценена аудиторской фирмой как эффективная и аудитор полагается на нее, делая акцент на проверке контроля,
а не на детальных процедурах;
низкий риск -- в случае, когда СВК клиента была оценена аудиторской фирмой как эффективная, но аудитор не полагается полностью на нее, планируя детальные процедуры, достаточные для обнаружения возможных значительных ошибок;
средний риск -- в случае, когда СВК клиента была оценена аудитором как неэффективная и аудитор планирует детальные процедуры;
высокий риск -- в случае отсутствия СВК клиента планируется практически сплошная проверка.
Для снижения аудиторского риска следует руководствоваться правилом: чем больше аудитор проверяет элементов, предназна-ченных для полного изучения, и чем более убедительным являет-ся анализ, тем меньшим будет объем выборки.
5.2. Существенность в аудите
В ходе проведения проверок аудиторские организации не долж-ны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точнос-тью, но обязаны установить ее достоверность во всех существен-ных отношениях.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех суще-ственных отношениях понимается такая степень точности показа-телей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицирован-ный пользователь этой отчетности сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические ре-шения.
Под уровнем существенности понимается предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифи-цированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, кото-рые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе.
Многие аудиторы считают, что самым объективным измерите-лем существенности является прибыль до налогообложения. Для экономических субъектов, имеющих проблемы с ликвидностью или платежеспо-собностью, в качестве критического компонента могут быть взяты оборотные активы или уставный капитал. В других случаях это мо-жет быть выручка от реализации товаров, работ, услуг.
Обычно существенность рассчитывается как величина из интервала 5 -- 10% от выбранного критического компонента.
При оценке материальности преследуются следующие цели:
определение приемлемого уровня искажений в финансовой от-четности;
оценка объема предстоящего аудита;
оценка последствий выявленных искажений.
При определении приемлемого уровня искажений в финансовой от-четности руководствуются следующим: если обнаруженные искаже-ния по своей величине равны или превышают уровень материально-сти, есть все основания полагать, что финансовая отчетность эконо-мического субъекта недостоверна; если обнаруженные искажения не превышают уровень материальности, то есть основания полагать, что финансовая отчетность достоверна и данные искажения не влия-ют на достоверность этой отчетности. Следует сразу заметить, что в данном случае речь идет о сумме всех обнаруженных искажений.
Ошибки, превышающие уровень материальности, могут воз-никнуть при проверке тех статей финансовой отчетности, остаток по которым также превышает уровень материальности. Это озна-чает, что при проведении аудиторской проверки этим статьям следует уделить особое внимание, поскольку в процессе проверки существует большая вероятность возникновения материальной ошибки.
Все обнаруженные во время аудита искажения, превысившие уровень материальности, должны быть представлены в письме-ре-комендации руководству экономического субъекта в виде испра-вительных проводок. Оценка последствий обнаруженных искаже-ний выражается в оценке того, насколько сильно изменится фи-нансовая отчетность экономического субъекта при внесении в нее исправительных проводок.
5.3. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита
Аудитор в ходе аудиторской про-верки обязан в достаточной мере убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную часть проверяемого экономического субъекта. В том случае, если аудитор убеждается, что он может использо-вать данные соответствующих средств контроля, он получает воз-можность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, а также вносить изменения в суть приме-няемых аудиторских процедур и предполагаемые затраты времени на их осуществление.
Серьезные недостатки системы бухгалтерского учета и СВК, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению аудитор должен представлять в виде письменно-го отчета руководству проверяемого экономического субъекта.
Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы бухгал-терского учета.
Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хо-зяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:
учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерско-го учета,
организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетно-сти;
распределение обязанностей и полномочий между работника-ми, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчет-ности;
организация подготовки, оборота и хранения документов, от-ражающих хозяйственные операции;
порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бух-галтерского учета, формы и методы обобщения данных таких ре-гистров;
порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности;
критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
средства контроля, предусмотренные в отдельных областях си-стемы учета.
В ходе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с внут-ренними документами проверяемого экономического субъекта, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние не соответ-ствует положениям вышеперечисленных документов. В необходи-мых случаях для такой сверки рекомендуется прослеживать движе-ние отдельных сумм в учете от первичных документов до внесения их в отчетные документы.
Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы внут-реннего контроля. СВК экономического субъекта должна включать в себя надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля.
Под контрольной средой понимаются осведомленность и практи-ческие действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.
Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение СВК. От него зависит, что-бы СВК отвечала размерам и специфике деятельности экономи-ческого субъекта, функционировала регулярно и эффективно.
Эффективная организационная структура экономического субъекта предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников, должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспе-чивать разделение несовместимых функций. Функции данного со-трудника считаются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение та-ких ошибок и нарушений.
Обычно подлежат распределению между различными лицами следующие функции:
непосредственный доступ к активам экономического субъекта;
разрешение на осуществление операций с активами;
непосредственное осуществление хозяйственных операций;
отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
5.4. Аудиторская выборка
Сущность и методы. Поскольку время аудиторской проверки ограничено, аудитор не в состоянии проверить все операций и до-кументы. Сплошные проверки проводятся, как правило, лишь в наиболее важных сферах, а контроль за основной массой опера-ций осуществляется выборочно, что ускоряет и удешевляет аудит. Основной принцип аудиторской выборки использован уже в пла-нировании аудита: выбор «болевых точек» в ведении учета клиен-том.
Как уже говорилось, число отобранных операций и документов для аудиторской проверки зависит от оценки аудитором системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Чем выше эта оцен-ка, тем меньше объем выборки, и наоборот.
Виды выборок. Аудиторская организация может использовать один из следующих методов выборки:
а) случайный отбор (может проводиться по таблице случайных чисел);
б) систематический отбор (элементы отбираются через посто-янный интервал, начиная со случайно выбранного числа; интер-вал строится либо на определенном числе элементов совокупнос-ти, либо на стоимостной их оценке);
в) комбинированный отбор (комбинация различных методов случайного и систематического отбора).
Аудиторская организация может проверить правильность отра-жения в бухгалтерском учете сальдо и операций по счетам или проверить средства системы контроля сплошным образом, если число элементов проверяемой совокупности настолько мало, что применение статистических методов неправомерно, либо если применение аудиторской выборки менее эффективно, чем прове-дение сплошной проверки.
Аудиторская организация обязательно отражает в рабочей до-кументации аудитора все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.
5.5. Методы аудиторской проверки
Метод аудита -- это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Многообразные при-емы можно объединить в три группы: определение реального со-стояния объектов, анализ, оценка.
Приемы первой группы -- это осмотр, пересчет, измерение, по-зволяющие определять количественное состояние объекта; лабо-раторный анализ, цель которого -- определение качественного со-стояния объекта; запрос; документальная проверка.
Для сравнения отдельных показателей отчетности используют-ся аналитические процедуры (приемы второй группы).
На стадии планирования анализ помогает аудитору планиро-вать характер, время и объем других аудиторских процедур; на стадии проведения существенных проверок -- обрабатывать зна-чительную детализированную информацию (например, если план счетов компании включает 20 счетов затрат, то аудитору проще вывести тенденции изменения этих затрат по месяцам, чем выбо-рочно проверять некоторые суммы, чтобы обнаружить нетипич-ные затраты или проводки), на финальной стадии -- делать об-щий обзор финансовой информации.
Приемы третьей группы -- это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита, логическое завершение про-цесса сопоставления. Оцениваются состояние ресурсов, целесооб-разность и законность хозяйственных операций, достоверность экономической информации, касающиеся событий и, соответ-ственно, не отраженные в бухгалтерском учете. Методом учетной оценки обычно определяются размеры резервов по гарантийным обязательствам, резервов по сомнительным долгам, стоимость ценных бумаг и т.д.
Помимо указанных приемов аудитор может привлекать внеш-ние по отношению к проверке методические положения, заим-ствованные из других наук:
математические теории (формальные выборки, регрессионный и кластерный анализ);
экономические теории (ценность денег во времени, теория оценки капитала);
теории бухгалтерского учета и финансов (теория процентов, финансовый анализ и прогнозирование банкротств);
теории информации и коммуникации (способность аудитора вступать в контакт с третьими лицами, составление заключения);
информационные технологии (экспертные системы, компью-терные системы, технология баз данных);
управление (планирование и контроль, организационные тео-рии и теории мотивации);
вопросы права и налогообложения.
Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. Все методы аудита условно можно разбить на две группы: методы организации аудита в целом и конкретные методы провер-ки операций, сальдо счетов и т.п.
Конкретные методы проверки операций, счетов, документов.
Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет).
Пересчет -- это проверка арифметической точности источни-ков документов и бухгалтерских записей и выполнение независи-мых подсчетов; как правило, осуществляется выборочно.
Если экономический субъект ведет бухгалтерский учет с при-менением компьютерных средств, аудиторская организация может осуществлять проверку расчетов, применяя ЭВМ.
Инвентаризация.
Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвен-таризации подлежат имущество клиента и его финансовые обяза-тельства.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных опе-раций.
Этот метод позволяет аудиторской организации осуществить контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.
Подтверждение.
Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторс-кой задолженности аудиторская организация должна получить под-тверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.
Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде до-кумента от имени руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требо-вание предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.
При необходимости аудиторская организация может самостоя-тельно установить непосредственный контакт с независимой (тре-тьей) стороной, которой был направлен запрос на подтвержде-ние.
Если полученная аудиторской организацией от независимой (третьей) стороны информация расходится с учетными данными экономического субъекта, необходимо применить дополнитель-ные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.
Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны.
Устный опрос персонала, руководства экономического субъек-та и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.
Результаты устных опросов должны быть записаны в виде про-токола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено.
Для проведения типовых опросов аудиторская организация мо-жет готовить бланки с перечнями вопросов. В этих бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц.
Проверка документов.
Документальная информация может быть внутренней, внеш-ней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, под-готовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними.
Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого реко-мендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесооб-разность выполнения этой операции.
Виды проверки документов:
формальная проверка (правильность заполнения всех реквизи-тов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и в цифрах; подлинность подписей должностных и матери-ально ответственных лиц);
арифметическая проверка (правильность подсчетов в докумен-тах, т.е. правильность показанных итогов в первичных документах, Учетных регистрах и отчетных формах);
проверка документов по существу (законность и целесообр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.