На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом Ученический договор как новый вид договора в трудовом праве

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 13.04.2013. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 3
1 УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДОГОВОРА ТРУДОВОГО ПРАВА 10
1.1 Договор в трудовом праве как важнейшее правовое средство регулирования трудовых правоотношений 10
1.2 Ученический договор как вид соглашения в трудовом праве России 19
2 СООТНОШЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА С БЛИЗКИМИ ВИДАМИ ДОГОВОРОВ 31
2.1 Общие подходы к классификации договоров 31
2.2 Особенности гражданско-правового и трудового договора и их соотношение с ученическим 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52


ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам (руководителям, специалистам, рабочим), к организации и содержанию их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Организации переходят на новую технологию, выпуск новой про-дукции, меняют профиль деятельности, в связи с чем многие работники высвобождаются со своих рабочих мест.
Эти обстоятельства серьезно влияют на структуру потребно¬стей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготов¬ленности к работе, которую они могут или смогут выполнять. Многие организации испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая приходи¬ла бы на производство для приобретения профессии, ее после¬дующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.
Сложившаяся за многие годы система подготовки и переподго-товки кадров на производстве оказалась, по существу, вне полно¬ценного государственного регулирования. Разрушилась и утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов в отраслях экономики.
Актуальной задачей становятся подготовка, повышение квали-фикации, обучение смежным и вторым профессиям рабочих, формирование предпринимательского корпуса с учетом экономи¬ческих условий, российских традиций и мирового опыта.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работ¬ников на сегодняшний день занимает одно из ве-дущих мест среди форм обеспечения занятости населения . Рассматриваемые формы очень многообразны. Первостепенное значение имеют правовые основы подготовки и повыше¬ния квалификации кадров непосредственно в организации, у ра¬ботодателя.
В условиях стремительного развития техники и технологии в про-цессе организации подготовки кадров постоянно возникает ряд вопросов, напри¬мер, какими критериями прогрессивности технических и экономических знаний необходимо руководствоваться при подготовке специалистов и рабо¬чих; каков срок «жизни» знаний, получаемых ими; какова динамика этого процесса; каковы закономерности обновления знаний; что в них является достаточно установившимся; как учить работающих и т.д.
Их решение позволит организовать соответствующую подготовку кадров в настоящем и повышение квалификации в дальнейшем. И одним из путей является создание моделей специалистов по отдельным профес-сиям. Эти мо¬дели не только должны строиться на основе набора специальных знаний, но и органически включать в себя развитие физических и духовных качеств с тем, чтобы можно было формировать у работников целостное мировоззре¬ние. Проблема подготовки не только специалиста, но и образованного, культурного человека сегодня становится все более острой, ибо недостаток культуры, как указывает профессор В.А. Веников, «мстит иногда неожидан¬ным образом, мешая по-настоящему овладеть специальностью» . В этой ситуации особенно важно правовое регулирование процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Конвенция МОТ №142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ре¬сурсов» предусматривает, что каждый член организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью.
МОТ разработала и приняла рекомендации № 136, 150 и ряд других по во¬просам профориентации, подготовки и переподготовки кадров .
В Трудовом Кодексе РФ (ТК РФ) впервые в истории трудового законодательства включен раздел IХ, содержащий основные нормы, регламентирующие профес¬сиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников (ст.ст. 196—208).
Кодекс определил права и обязанности работодателя по подготовке и переподготов¬ке кадров. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации названо среди основных прав работника (ст. 21 ТК РФ). В Ко¬дексе право на повышение квалификации конкретизируется. В него включено право на обучение новым профессиям (ч. 2 ст. 197).
В прежнем законодательстве отсутствовало указание на то, в какой форме реализуется это право работника, на каком право¬вом основании возникают соответствующие отношения между обучающимися в органи-зации и этой организацией.
ТК РФ определяет форму и правовые основания таких отно¬шений. Если работник состоит в трудовых отношениях с органи¬зацией, то право на профессиональную подготовку, переподготов¬ку и повышение квалификации реализуется путем заключения до¬полнительного договора между работником и работодателем (ч. 2 ст. 197). Таким договором является ученический договор. Помимо ученического договора, работодатель имеет право заключать с образовательным учреждением договор оказания образовательных услуг . Это две главные формы, с помощью которых предприятие может пополняться квалифицированными кадрами.
В современных условиях многие вопросы решаются на уровне от-дельной организации, поэтому вполне логична позиция законодателя, закрепившего в ст. 196 ТК правило о том, что не¬обходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет сам работодатель. Го¬воря о праве работников на профессиональную подготовку, пе¬реподготовку и повышение квалификации, в следующей, 197 статье ТК РФ, законодатель предусмотрел, что указанное право реа¬лизуется путем заключения дополнительного договора между ра¬ботником и работодателем. Именно этот дополнительный дого¬вор и является прин-ципиально новым, так называемым ученичес¬ким договором.
Новым для российского законодательства является введение в тру-довое законодательство ученического договора. При этом, ч.2 ст.198 ТК РФ определяет, что ученический договор является гражданско-правовым и дополнительным к трудовому договору. В то же самое время большое количество исследователей справедливо утверждает о разграничение в трудовых и гражданско-правовых отношений , а также о несовпадении природы гражданско-правового договора и договоров трудового права . Это приводит к неизбежному вопросу о соотношении ученического договора и гражданско-правовым и трудовым договором. Тем более, что в проекте ТК РФ, принятом в первом чтении в статье 198 не было второй части . Более того, учитывая, что ученический договор – это договор на профессиональное обучение или переобучение встает вопрос о его соотношении с договор оказания образовательных услуг.
Вызывает недоумение отсутствие интереса ученых как к указанным проблемам ученического договора, так и в целом к ученическому договору как новому виду договоров. Как и любая новелла законодательства он должен был бы вызывать повышенный интерес. Отмеченные выше спорные моменты его квалификации также не могут вызывать вопросы. Однако, за исключением коротких комментариев в учебной литературе, комментариях и периодической печати (даже не каждый учебник по трудовому праве содержит параграфы, посвященные этой новелле трудового законодательства) , автору данной работы не удалось найти ни одной работы, посвященной подробному анализу ученического договора как нового вида договоров в российском праве. И это несмотря на то, что с момента вступления в силу Трудового кодекса РФ прошло уже около полутора лет.
Таким образом, в настоящее чрезвычайно важной и актуальной является проблема анализа природы и специфики ученического договора как нового вида договора в российском трудовом праве.
Актуальность, отсутствие разработанности в литературе указанной проблематики определило выбор темы и цель данной работы, которой является анализ правовой природы ученического договора как нового вида договоров в российском трудовом праве, а также установление его специфики на основании действующего законодательства и анализа научной и учебной литературе, посвященной анализу смежных правовых институтов.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
проведен анализ правовой природы ученического договора как одной из разновидностей договоров российского трудового права;
установлена специфика ученического договора на основе анализа его соотношения со смежными видами договоров: гражданско-правовым, трудовым и договором оказания образовательных услуг.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что ученический договор не является по своей природе самостоятельным видам договора, в связи с чем введение его в трудовое законодательство выглядит крайне необоснованным.
Данная работа выполнена на основе следующей нормативной базы:
1.Конституционные установления, закрепляющие право на труд, а также на профессиональное обучение.
2. Блок законодательных актов, регулирующих данную сферу общественных отношений. Прежде всего, нормы ТК РФ и ГК РФ.
3. Подзаконные акты.
4. Блок международных документов, характеризующих междуна-родные принципа регулирования профессиональной подготовки и пере-подготовки.
5. Использовалась судебная практика рассмотрения дел, связанных со спорными вопросами правоприменительной практики по делам о защите трудовых прав в аспекте рассматриваемой в работе проблематики.
Нормативная и иная документальная база, использованная при подготовке работы, позволила решить поставленные задачи исследования.
При работе над темой исследования автор работы пользовался следующими методами: теоретическим, формально-юридическим, сравнительным. С помощью теоретического метода исследования автор смог углубиться в теорию вопроса в целом, а также обратиться к теоретическим аспектам различных частных вопросов. С помощью формально-юридического метода автор смог проанализировать действующее законодательство. Сравнительный метод был использован, например, при сопоставлении дефиниций действующего и уже не действующего законодательства, прежде всего Трудового кодекса РФ и Кодекса Законов о Труде РФ, а также при сопоставлений понятий гражданско-правового и трудового договора в ТК РФ и ГК РФ.
Цель, задачи и применённые методы исследования предопределили структуру работы. В 1 разделе рассмотрены теоретические вопросы договорного регулирования в трудовом праве, о понятии, сущности, правовой природы ученического договора, а также его месте, роли в таком регулировании. Во 2 разделе проведен сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договора, а также установлено их соотношение с ученическим.
В результате проведённых исследований автор выявил ряд «белых пятен» в российском законодательстве о регулировании вопросов ученического договора, а также ряд серьезных противоречий и непоследовательность законодателя в регулировании договорных отношений в трудовом праве. В заключении работы содержатся практические рекомендации по совершенствованию законодательства об ученичестве и по гармонизации интересов работодателя и работника при профессиональном обучении, переподготовки и повышении квалификации.......




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I. Нормативные акты Российской Федерации

1. Конституция РФ (с изменениями от 9 сентября 1996 г., 10 февраля 1996 г., 9 июня 2001 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; СЗ РФ. – 1996. - №3. – Ст.125; №7. – Ст.676.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г.) // СЗ РФ. – 2002 (Часть I). – №1. – Ст.3; №30. – Ст.3014; Ст.3033.
3. Гражданский кодекс РФ (с изменениями и дополнениями от 20 фев-раля 1996 г., от 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.) // СЗ РФ. – 1994. – №32. – Ст.3301; 1996. – №9. – Ст.773; №34. – Ст. 4025; Ст. 4026; 1997. – №43. – Ст.4903; 1999. – №28. – Ст.3471; №51. – Ст.6288; 2001. – №17. – Ст.1644; №21. – Ст.2063; 2002. – №12. – Ст.1093.
4. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями от 29 апреля 2002 г.) // СЗ РФ. – 2000. – №26. – Ст.2729; 2002. – №18. – Ст.1722.
5. Указ Президиума ВС СССР от 5 марта 1979 г. №8955-IX «О ратификации конвенций Международной организации труда» // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1979. – №11. – Ст.257.
6. Приказ МНС РФ от 5 июля 2002 г. №БГ-3-05/344 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога» // Нормативные акты для бухгалтера. – 2002. – №14. – С.15.
7. Письмо Фонда социального страхования РФ от 20 мая 1997 г. №051/160-97 «Рекомендации по разграничению трудового договора и смежных гражданско-правовых договоров» // Межведомственный информационный бюллетень. – 2001. – №10. – С.110

II. Международные акты

8. Конвенция Международной Организации Труда №142 о профессио-нальной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Женева, 23 июня 1975 г.) // СПС «Гарант»
9. Рекомендация Международной Организации Труда №136 «О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития» (1970 г.) // СПС «Гарант»; Рекомендация Международной Организации Труда от 23 июня 1975 г. №150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» // СПС «Гарант»
10. Рекомендация Международной Организации Труда №88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» // СПС «Гарант»

III. Правоприменительная практика

11. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2000 г. №506/00 «В силу п.1 ст.516 ГК РФ покупатель по договору поставки оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки, либо платежными поручениями в случаях, когда порядок и форма расчетов договором не определены» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2000. – №8. – С.27-28.
12. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 23 июня 1999 г. «Суд первой инстанции обоснованно признал право собственности на автомобиль» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2000. –№6. С.10
13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 1998 г. №6930/97 «Принимая решение об отказе в иске, кассационная инстанция исходила из того, что соглашение о поставке не подпадает под признаки договора комиссии и не содержит элементов коммерческого кредита. Данный вывод нельзя признать правомерным, так как стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Стороны свободны в формировании условий договора и в определении содержания своих прав и обязанностей. Дело передано на новое рассмотрение» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1998. – №7. – С.35-36.

IV. Специальная литература

14. Акопова Е.М., Еремина С.Н. Договоры о труде. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
15. Акопова Е.М., Еремина С.Н. Комментарии к законодательству о трудовых договорах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
16. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. – 1987. – №6. – С.12-19.
17. Аскназий С.И. Очерки хозяйственного права СССР. – Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1956.
18. Бахрах Д.Н., Демин А.В. Административный договор: вопросы теории // Российский юридический журнал. – 1995. – №2. – С.68-77.
19. Безина А.К., Бикеев А.А., Сафина Д.А. Индивидуально-договорное регулирование труда рабочих и служащих. – Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1984
20. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. – Минск.: Изд-во Минского гос. ун-та, 1967.
21. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. – М.: Норма, 1997.
22. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. – М.: Юридическая литература, 1992.
23. Веников В.А. Роль научного исследования в высшем образовании. – М.: Наука, 1962.
24. Волчанская Л. Определить в законе форму и содержание договора на оказание образовательных услуг // Российская юстиция. – 2002. –№9. – С.33-34.
25. Гавзе Ф.И. Обязательственное право. – М.: Юридическая литература, 1975
26. Гавзе Ф.И. Социалистический гражданско-правовой договор. – М.: Юридическая литература, 1972
27. Гейц И.В. Сравнительная характеристика положений нового Трудового кодекса Российской Федерации с ранее действующей нормативной базой по вопросам труда и его оплаты // Консультант бухгалтера. – 2002. – №3. – С.25-31.
28. Годэмэ Е. Общая теория доказательств. – М.: Юридическая литература, 1948.
29. Гордон М.В. Система договоров в советском гражданском праве // Ученые записки Харьковского юридического института. – Харьков: Изд-во Харьковского гос. ун-та, 1954. – Выпуск 5.
30. Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве при формировании рыночной экономики. – М.: Изд-во МГУ, 1993..
31. Демин А.В. Административные договоры. – Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургского гос. ун-та, 1996.
32. Дивеева Н.И. Договорные основы трудового права России. – М.: Норма, 1999.
33. Дивеева Н.И. Общеправовые средства в механизме правового регулирования трудовых отношений // Правоведение. – 2002. – №3. – С.56-62.
34. Егоров Н.Д. Классификация обязательств по советскому гражданскому праву // Советского государство и право. – 1989. – №3. – С.40-41.
35. Иоффе О.С. Обязательственное право. – М.: Юридическая литература, 1975.
36. Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. – М.: Юридическая литература, 1984
37. Карсетская Е. Новый Трудовой Кодекс РФ // ФПА АКДИ «Экономика и жизнь». – 2000. – Выпуск 3. – С.15-34.
38. Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современ-ность. – СПб.: Питер, 1993.
39. Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. – 1995. – №7. – С.118-128.
40. Коробченко В.В. Трудовые правоотношения: теоретические пробелы и современные научные подходы // Правоведение. – 2002. – №1. – С.223-229.
41. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ – М.: Спарк, 2002
42. Красавчиков О.А. Гражданско-правовой договор: понятие, содер-жание и функции // Гражданско-правовой договор и его функции. – Свердловск: Изд-во Свердловского гос. ун-та, 1980
43. Красавчиков О.А. Система отдельных обязательств // Советская юстиция. – 1960. – №5. – С.41-43.
44. Курс российского трудового права. Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. – СПб., Питер, 1996.
45. Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы Общей части. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та.
46. Маврин С.П. Правовые средства управления трудом на предприятии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
47. Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. – 1999. – №2. – С.4-16.
48. Минкина Н.И. Правовой анализ ученического договора // Трудовое право. – 2002. – №10. – С.81-82.
49. Минц Б.И. Понятие и роль правовых средств в хозяйственных отношениях // Правоведение. – 1983. – №2. – С.69-74
50. Миронов В.И. Постатейный комментарий Трудового кодекса РФ. – М.: Проспект, 2002
51. Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. – М.: Юридическая литература, 1954.
52. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. – М.: Юридическая литература, 1950
53. О различии между трудовыми договорами и договорами гражданско-правового характера // Предпринимательская практика: вопрос-ответ. – 1996. – Выпуск 14.
54. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998.
55. Орловский Ю. Трудовой кодекс РФ // Хозяйство и право. – 2002. – №3. – С.3-20
56. Полозов В., Ионова Е. Нельзя подменять трудовой договор гражданско-правовым // Российская юстиция. – 2002. – №7. – С.28-30
57. Преддоговорные соотношения в соответствии с российским законодательством и некоторыми иными правовыми системами // Хозяйство и право. – 2002. – №11. – С.96-106.
58. Пугинский Б.И. Гражданско-правовой договор // Вестник Московского университета. – Серия 11. – Право. – 2002. – №2. – С.38-56.
59. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. – М.: Юридическая литература, 1984.
60. Пугинский Б.И. Правовые средства обеспечения эффективности производства. – М.: Юридическая литература, 1980.
61. Скловский К.И. Собственность в праве. – М.: Проспект, 2000.
62. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. – М.: Норма, 1999.
63. Смолянов С., Макалкин И. Расходы на обучение // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». – 2002. – Выпуск 12. – С.23-27.
64. Сулейманова Г.В. Некоторые новеллы регулирования трудоустройства и занятости в Трудовом кодексе РФ // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2003. – №1. – С.136-144.
65. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. – 1990. – №5. – С.27-35
66. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Проспект, 2003.
67. Трудовой кодекс РФ (согласованный вариант) // Труд и право. – 2001. – №8-9.
68. Трудовой кодекс РФ в сопоставлении с КЗоТ РФ: Сравнительная таблица / Под общ. ред. Б.П. Елисеева. – М.: Норма, 2002.
69. Французова Л.В. Испытательный срок // Трудовое право. – 2002. – №12. – С.78-86.
70. Халфина Р.О. Значение и сущность договора в советском граждан-ском праве. – М.: Юридическая литература, 1952.
71. Шкловец И.И. Новое трудовое законодательство // Аудиторские ведомости. – 2002. – №6. – С.48-55.
72. Экономика предприятия / Под ред. Грузинова В.П. – М.: ЮНИТИ, 1999.
73. Ярков В.В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права. – М. : Юридическая литература, 1992.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.