На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом Профилактика нарушений письменной речи у детей с ОНР

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.04.2013. Страниц: 125+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение …….……………………………………………………………………….. 4
Глава 1.К проблеме изучения нарушений письменной речи ……...……..………. 7
1.1. Психологический процесс письма …………………………………………….. 7
1.2. Профилактика нарушений письменной речи ………………………………… 11
1.2.1. Формирование фонетической стороны речи в онтогенезе………………… 11
1.2.2. Формирование фонематической системы языка в онтогенезе …………..... 17
1.2.3. Формирование лексико-грамматического строя речи в онтогенезе ..…….. 22
1.2.4. Формирование связной речи в онтогенезе …………………………………. 30
1.2.5. Формирование психических функций у детей дошкольного возраста……. 33
1.3. Понятие общего недоразвития речи ………………………………………….. 52
Глава 2. Содержание и организация исследования ……………………………….. 56
2.1. Научно-теоретическое обоснование исследования …………………………... 56
2.2. Цель и задачи исследования …………………………………………………… 56
2.3. Методика и организация исследования ……………………………………… 57
Глава 3. Особенности неречевых психических функций и речи у дошкольников 71
3.1Исследование неречевых и речевых психических функций у детей с нормальным речевым развитием ………………………………………………….. 71
А. Психомоторные функции ………………………………………………………. 71
Б. Импрессивная речь ……………………………………………………………… 78
В. Фонематическая система языка ………………………………………………… 78
Г. Лексическая система языка ..…………………………………………................. 81
Д. Грамматическая система речи ………………………………………………….. 81
Е. Синтаксическая система речи …………………………………………………... 82
3.2. Анализ анамнестических данных детей с общим недоразвитием речи ……. 83
3.3. Исследование состояния неречевых и речевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи ……………………………………………………… 84
А. Психомоторные функции ……………………………….………………............ 84
Б. Импрессивная речь …………..…………………………………………………... 94
В. Звукопроизношение …………………………………………………………….. 94
Г. Фонематическая система языка ……………………………………………….. 95
Д. Лексическая система языка ………………………………………………......... 99
Е. Грамматическая система речи ….……………………………………………… 100
Ж. Синтаксическая система речи ………………………………………………… 102
3.4.Сравнительный анализ экспериментальных данных изучения неречевых и речевых психических функций у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи ………..…………………………………….. 104
3.5. Достоверность различий исследуемых психических функций …………… 109
Глава 4.Методические рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста ……………………………………………… 111
4.1. Профилактика нарушений письменной речи у детей с нормальным речевым развитием …………………………………………………………………………… 111
4.2. Профилактика нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи …………………………………………………………………………………. 117
Заключение …………….…………………………………………………………… 122
Список литературы ……….. ………………………………………………………. 125
Приложение 1. Экспериментальные данные неречевых и речевых психических функций у детей с нормальным речевым развитием ……………………………. 128
Приложение 2. Экспериментальные данные неречевых и речевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи ………………………………….. 151
Приложение 3. Данные математического анализа ………………………………. 175


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной нами проблемы обусловлена широким прогрессирующим распространением дисграфии в среде младших школьников, что требует комплекса предупредительных мер по предупреждению расстройств при овладении чтением и письмом в дошкольном возрасте.
В последнее время среди учащихся начальных классов нарушения письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. Замедленное усвоение навыков письма и чтения отрицательно влияет на весь процесс обучения. Так как обучение всем предметам тесно взаимосвязано, то у этих детей возникают проблемы и в усвоении других предметов. В частности, из-за возникновения затруднения при работе с учебником и в тетрадях учащиеся недостаточно успевают по таким предметам, как математика и природоведение.
В исследованиях разных авторов приводятся довольно высокие показатели распространённости дислексии и дисграфии у детей школьного возраста. К сожалению, среди имеющихся исследований на сегодняшний день существует недостаточное количество работ, которые наиболее полно отразили бы специфические особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Проблеме профилактики нарушений письменной речи посвящены работы ряда учёных (Р.Е. Левиной [23], Л.Н. Ефименковой [14], И.Н.Садовниковой [35], Л.Г.Милостивенко [28], Л.Г. Парамоновой [32] и др.), но в связи со сложностью проблемы некоторые задачи ещё не решены до настоящего времени. На данный момент не существует единой универсальной методики по профилактике нарушений письменной речи.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в уточнении механизмов нарушения письменной речи, а именно в выявлении отклонений в формировании неречевых и речевых функций.
Практическая значимость состоит в использовании полученных экспериментальных данных о мерах профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и у дошкольников с общим недоразвитием речи в повседневной практике логопедов.
Новизна заключается в сравнительном анализе отклонений в неречевых и речевых психических функциях, как факторов, влияющих на усвоение письменной речи у детей с речевой патологией и у детей с нормальным речевым развитием.
В связи с этим объектом нашего исследования стали неречевые и речевые психические функции.
Предмет исследования – формирование психомоторных и слуховых функций, импрессивной и экспрессивной речи, языковой системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблемой нашего исследования было выявление группы риска в отношении появления дислексии и дисграфии среди детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В ходе исследования нами выдвинута следующая гипотеза: у детей с общим недоразвитием речи имеется предрасположенность к дислексии и дисграфии.
Целью нашего исследования являлось изучение неречевых и речевых психических функций в плане профилактики нарушений процессов чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения выдвинутой цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение литературных источников по проблеме исследования.
2. Разработка и адаптация методики исследования детей.
3. Проведение констатирующего эксперимента.
4. Обработка результатов исследования.
5. Определение средств, способов и видов коррекционного процесса по профилактике нарушений письменной речи.
Для реализации поставленных задач нами были адаптированы методики диагностики нарушения речи у детей, представленные в трудах Волковой Г.А.[6], Серебряковой Н.В.[36] и Нищевой Н.В.[31].
Положения, выносимые на защиту:
1. У детей с общим недоразвитием речи несформированы лексико-грамматический строй речи, фонематическая система языка и неречевые психические функции, которые могут вызвать у детей в школьном возрасте трудности овладения письменной речью.
2. Поскольку у детей с ОНР в дошкольном возрасте отмечаются отклонения в развитии речи и неречевых психических функций, то необходимо комплексное изучение их речевого и психического развития в плане профилактики нарушений письменной речи........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.,1989.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., 1977.
3.Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.,1964.
4.Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системы языка //Вопросы психологии. 1975 № 5.
5.Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухих произношению. – М., 1960.
6.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.
8. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии. - М., СПб., 1997.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. т.2
10. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР. - М., 1959.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
12.Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М., 1987. Автореф. Канд. Дис.
13.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию //Дефектология.1994 №4.
14.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
15.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.
16.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,1982.
17.Кольцова М.М.Ребёнок учится говорить. - М., 1973.
18.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.
19.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975.
20.Ладыженская Т.А. Связная речь //Методика развития речи на уроках русского языка. - М.,1980.
21.Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 1998.
22.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.,2001.
23.Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. - М., 1940.
24.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1999.
25.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.,1950.
26.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2002.
27.Лурия А.Р. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии. – М., 1975.
28. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
29.Мухина В.С. Возрастная психология. - М.,2002.
30.Основы теории и практики логопедии / Под ред.Р.Е.Левиной. М.,1968.
31.Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи от4 до 7 лет. – СПб., 2003.
32.Парамонова Л.Г. Как научить ребёнка правописанию. – М.,1997
33.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина.- М.,1984
34.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958
35.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995.
36.Серебрякова Н.В. Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи// Диагностика нарушения речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2002.
37.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999.
38.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 1999.
39.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. - М., 1993 1.2 ч.
40.Хватцев М.Е. Логопедия. - М, 1959.
41.Шахнорович А.М. Проблемы психолингвистики. – М., 1987.
42.Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией //Патология речи: Уч. Зап. МГПИ. – М.,1971. т.406.
43.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте //Известия АПН РСФСР 1948., вып. № 13.
44.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты //Вопросы психологии. 1956.№5.
45.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте . - М., 1958.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.