На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом социализация личности ребенка в условиях детского дома

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 14.04.2013. Страниц: 80. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОРРЕКЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ. 7
§1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ. 7
§1.2 СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. МЕТОДОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
§2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 37
§2.2 АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. 52
ВЫВОДЫ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 80


Введение
На начало 1993 года в Российской Федерации учтено 426,2 тыс. детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них под опекой находились 190,4 тыс. детей сирот; 135,8 тыс. были усыновлены. В 2002 году их количество составило около одного миллиона. В интернатных учреждениях находилось 100,4 тыс. детей – сирот, из них 32,0 тыс. (т.е. каждый третий ребёнок) воспитывались в школах – интернатах для детей с недостатками умственного и физического развития; 35,5 тыс. в детских домах; 7, 7 тыс. в домах ребёнка; 25 тыс. в школах – интернатах.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Из 150 обследованных в 1986 г. детских учреждений хорошие и показательные составляют лишь пятую часть .
Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, препятствуют социальному развитию детей, их адаптации в обществе.
С 1987г. в детских домах и школах-интернатах введена должность психолога. Введение этой должности означает признание того факта, что для обеспечения полноценного психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, необходима специальная психологическая помощь. В связи с этим, актуальность избранной нами темы дипломной работы определялась теоретическими и практическими запросами, стоящими перед практическим психологом, работающим в учреждении интернатного типа. Реализация программ воспитания, обучения и формирования личности подрастающего человека в условиях детского дома не мыслима без учёта конституционально-генетических (биологических) и социально-психологических (средовых) факторов в развитии человека, психологического анализа тенденций первоначального проявления тех или иных аномалий личности в онтогенезе.
Раскрытие проблемы становления самосознания, у детей воспитывающихся вне семьи, позволяет эмпирическим путём выявить некоторые психологические особенности развития ребёнка-сироты. А это в свою очередь, способствует разработке комплекса воспитательно-педагогических, психопрофилактических, и психокоррекционных мероприятий, направленных на преодоление деформирующего влияния сиротского образа жизни, и поэтому так нужных на практике.
Цель данной работы: Выявить взаимосвязь особенностей жизнедеятельности в условиях детского дома с процессом становления самосознания у ребёнка-сироты. Определить приоритетные методики, способствующие социальной адаптации детей, воспитывющихся в условиях детских домов.
Задачи: 1. Изучение связанных с проблемой теоретических, литературных источников и практических исследований; 2. Выбор методов оценки интересующих факторов по заявленной проблеме; 3.Проведение исследований; 4.Обработка и анализ результатов с помощью методов математической статистики; 5.Проверка выдвинутой гипотезы; 6.Формулировка выводов и практических рекомендаций, вытекающих из проведённого исследования.
Предмет исследования: Предметом нашего исследования является становление самосознания и социологизации у детей, воспитывающихся вне семьи.
Объект исследования: В исследовании приняло участие 68 человека (18 девочек и 16 мальчиков). Все они – воспитанники детского дома, имеющего статус детского дома для детей с нормальным интеллектом в возрасте от 3 до 17 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком в период с февраля по апрель 2002 года. В ходе исследования были использованы метод наблюдения, анализ документации учебно-воспитательного процесса и личных дел воспитанников, психометрические и проективные методики.
В рамках данных исследований мы выдвигаем гипотезу, что социологизация у детей-сирот тесно связана с процессом жизнедеятельности в условиях детского дома, их депривацией от семейных уз и отношений. Замещая эти отношения внутригрупповыми связями включая взрослых (педагогов, воспитателей), глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка, воспитывающегося в условиях детского дома, особенностей его эмоционального реагирования, социальной зрелости, структуры и особенностей функционирования системы отношений, актуальных отклонений в нервно-психической сфере; коррекция среды, т.е. исправление неадекватных методов воспитания (непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных особенностей ребенка) и отрицательных воздействий социальной среды, неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, ликвидация факторов, приводящих к педагогической запущенности и накоплению опыта неадекватного поведения; индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с девиантным поведением, осуществляемые совместно педиатром, детским психиатром и психологом, направленные на разрешение внутри- и межличностных конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе-«семье», на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание ребенка и окружающих его людей; преодоление педагогической запущенности, воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических, эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции, стимуляции созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего развития; терапия средой за счет создания в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания. Одна из эффективных форм реализация этой задачи - проведение групповых психокоррекционных занятий совместно с детьми и их педагогами(воспитателями); психокоррекционная помощь самим педагогам в снятии эмоционального стресса, связанного со спецификой их профессиональной деятельности, внедрение психокоррекционных принципов и приёмов в работу каждого педагога. Повышение квалификации педагогов в области сравнительно-возрастной и социальной психологии и обучение их (в перспективе) специальным психокоррекционным методикам; составление рекомендаций для воспитателей по индивидуализации общепедагогического подхода к детям и подросткам с девиантным поведением. Психокоррекция детей и подростков выступает в своих психотерапевтическом, психопрофилактическом и общевоспитательном аспектах. Проведённое исследование некоторых аспектов становления самосознания органично вплетается в структуру коррекционных мероприятий, направленных на обучение и развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Решение всего спектра психокоррекционных задач может быть обеспечено совместными усилиями педагогов, воспитателей, психологов и врачей (прежде всего педиатров, детско-подростковых психиатров и психотерапевтов)........


Список литературы

1.Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. Под ред. Р.Р. и С.А. Римских., М.,1997.
2.Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. — Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.
3.Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей. Дошкольное воспитание, 1953, № 2.
4.Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1—4 классов учебной деятельности. — Вопр. психлогии. 1968, № 3.
5.Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. — В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М.,1981.
5а.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания., М.,1995.
6.Бехтерев В. М. Сознание и его границы. 1888.
7.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
8.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии.—1979.—№ 2, 4.
9.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
10.Боришевский М. И. Влияния позиции подростка на саморегуляцию поведения.- Вопр.психологии , 1972,№ 5.
11.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
12.Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3.Самосознание.) – Вопр. психологии,1990,№6,с.121-133.
13.Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации больных. — В кн.: Клинические и организационные основы реабилитации психических больных. Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе. М.,1980.
14.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
15.Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. — В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
16.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. сочинений.
Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5—328.
17.Выготский Л. С. Конкретная психология человека - Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 1. С. 52—65.
18.Выготский Л. С. Кризис семи лет. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 376—385.
19.Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования. Собр. сочинений. Т. 1. М.: Педагогика. 1982. С. 43—62.
20.Выготский Д. С. Младенческий возраст. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 269—317.
21.Выготский Д. С. Мышление и речь. Собр. сочинений. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.С. 5— 361.
22.Выготский Л. С. О психологических системах. Собр. сочинений. Т. 1. М.: Педагогика,
1982. С. 109—131.
23.Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 5—242.
24.Выготский Л. С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 340—367.
25.Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. сочинений.
Т. 1.,М.: Педагогика. С. 78—98.
26.Герцен А. И. Былое и думы. Л., 1978.
27.Гордеева О.В. Представления Л.С.Выготского о самосознании и марксизм. – Психол. журн.,1996,т.17,№5,с.31-41.
28.Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте. – Дефектология ,1994, №3, с.10-16.
29.Джемс У. Психология. Спб., 1906.
30.Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
31.Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития детей.,М.,1982.
32.Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи - Вопросы психологии., 1985,№4.
33.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., l982.
34.3axаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1.
35.Информационный бюллетень по реализации региональной программы «Дети-сироты»,Челябинск,1996.
36.Информационный бюллетень (№2) о ходе реализации целевой программы «Дети-сироты» (Региональная программа «Дети ЮжногоУрала»,Челябинск,1997.
37.Кон И. С. Категория «Я» в психологии. — Психол. журн.,1981, т. 2, № 3,с.25-37.
38.Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
39.Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения., М,Воронеж,1997.
40.Кричевский P. Л., Дубовская Е..М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. — В кн.:Психология межличностного познания. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
41.Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.—Прага, 1984.
42.Левин К.. Дембо Т„ Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний. — В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, М.,1982.
43.Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
44.Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.
45.Липкина А. И, Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968.
46.Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника - Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.— М., 1979.
47.Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста – Вопр. психологии,1961,№3,с.117-124.
48.Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. Ред-сост В.С.Мухина,М.,1991.
49.Люблинская А. А. Очерки психического развития ребёнка. М.,1959.
50.Магун B.C. Оценки н самооценки в структуре индивидуальности. — В кн.: Пcиxoдиaгнocтичecкиe методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.,1976.
51.Маслоу А. Самоактуализация. — В кн.: Психология личности. Тексты. М„ 1982.
52.Мейли P. Структура личности. — В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975,вып V.
53.Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка - Возрастные особенности психического развития детей.— М., 1982.
54.Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа – Вопр. психологии,1989,№1,с.32-39.
55.Мухина В.С. Возрастная психология, М, 1997.
56.Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения, к ней человека. — В кн.: Проблема сознания, М., 1966.
57.Новохатько А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания – Вопр. психологии,1992,№1-2,с.129-137.
58.О надзирателях при воспитании. Спб., 1770.
59.Прихожан А. М. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната - Возрастные особенности психического развития детей.—М., 1982.
60.Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи - Вопросы психологии , 1982.,№2.
61.Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах., М.,1986.
62.Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребёнка, детских домах и школах-интернатах., М.,1986.
63.Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой., М.,1995.
64.Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной, М., 1991.
65.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М.,1946.
66.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии, М., 1973.
67.Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста, - Вопр. психологии,1969. № 4.
68.Сафин В. Ф. Устойчивоть самооценки и механизм ее сохранения. — Boпp. психологии, 1975, № 3.
69.Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
70.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии., Спб., 1996.
71.Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
72.Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской и др., М.,1991.
73.Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
74.Столин В.В. Самосознание личности., М.,1983.
75.Толстых Н. Н. Отношение к будущему - Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту.—М., 1987.
76.Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов, Л., 1980.
77.Чамата П. Р. Об условиях и путях формировании самосознания ребенка. М., 1956.
78.Чамата П. P. К вопросу о генезисе самосознания личности. — В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
79.Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
80.Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. – В кн.: Принцип развития в психологии., М.,1978.
81.Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.
82. Шорохова Е. В. Проблема «Я» и самосознание. — В кн.: Проблемы сознания. М„ 1966.
83.Шнирман А. Л. Формирование отношений к коллективу и pазвитие самосознания старших школьников.—Изв. АПН РСФСР,1948, вып. 18.
84.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника. — Вопр. психологии, 1971,№ 4.
85.Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А Карелина., М.,1997.
86. Юферева Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате - Возрастные особенности психического развития детей.— М., 1982.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.