На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 53828


Наименование:


Курсовик Качество и конкурентоспособность продукции в рыночных условиях

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.04.2013. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ………………..4
1.1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………4
1.2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ………...……………………………………5
1.3. МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………...10
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА……………………..13
2.1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ……………………………………………..14
2.2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ………………………………………...17
ГЛАВА 3. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ФИРМЫ……………………...20
3.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРЫ…………………………….........................................................................21
3.2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...27
ВВЕДЕНИЕ.
Тема курсовой "Качество и конкурентоспособность продукции в рыночных условиях". Эта тема очень актуальна, потому что 21 век - век рыночных отношений. В связи с развитием рынка и рыночных отношений обостряется конкуренция. Ведь все больше производителей готовы предложить свой товар на рынок, поэтому увеличивается ассортимент товаров и услуг. Вместе с тем повышаются доходы населения, соответственно растет спрос. При этом покупатели хотят приобрести качественный товар, удовлетворяющий их потребности. А для того, чтобы выдерживать конкуренцию, противостоять конкуренции и при этом удовлетворить потребности населения товар должен быть конкурентоспособным.
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ.
1.1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ.
Конкуренция есть фундаментальное свойство рынка, обеспечивающее эффективное использование ограниченных ресурсов, приспособление спроса и предложения.
Конкуренция - это соперничество фирм, работающих на одном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику фирмы. Она
представляет собой состязание между экономическими агентами - участниками рыночного процесса, нацеленное на получение экономической прибыли.
Конкуренция означает наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для них свободно выходить на рынок и покидать его. Это процесс, посредством которого люди получают, передают и ищут пути лучшего использования способностей и знаний.
Конкуренция непосредственно влияет на качество продукции. Качество продукции страны - это престиж страны, это удовлетворение потребностей граждан страны. Только на основе выпуска качественной продукции предприятие способно выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль. Поэтому понятно, что деятельность по повышению качества в условиях конкурентных рыночных отношений является приоритетной, как в рамках предприятия, так и в рамках страны.
Чтобы глубже понять сущность конкуренции, следует определить при-чины ее возникновения.
Основная причина конкуренции - наличие у организаций пересекающихся целей, приводящее к тому, что полное достижение цели одной организацией сопряжено с отстранением других организаций от дости¬жения своих целей. Как правило, ведущей целью фирмы считается полу¬чение
экономической прибыли, которая дает возможность не только окупать затраты, но и развивать компанию.
Другие причины конкуренции - ограниченность круга покупателей, возможностей рыночного продвижения товара, ресурсов, географичес¬кие.
В большинстве случаев главным объектом конкуренции являются потребители, а конкурентная борьба выражается в борьбе за долю рынка.
Конкуренция требует рационального поведения, как условия пребы-вания на рынке, это динамичный и развивающийся процесс, непрерыв¬но меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
1.2. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.
Конкуренция - сложная и многогранная категория рыночной экономики. Познать ее без глубокого анализа структуры, т. е. ее видов, из которых она состоит и которые взаимодействуют между собой, затруднительно. Поэтому целесообразно классифицировать конкуренцию на виды по определенным критериям (рис. 1).

Рис. 1. Классификация видов конкуренции
Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли. Функцией внутриотраслевой конкуренции является сведение индивидуальной стоимости товаров к их единой общественной (рыночной) стоимости, которая определяется средними затратами в отрасли. При таком соперничестве побеждают владельцы тех предприятий, у которых вследствие передовой техники, технологии и организации производства индивидуальная стоимость товаров меньше чем их общественная стоимость, что дает им возможность получать сверхприбыль. Следствием внутриотраслевой конкуренции является внедрение новых достижений науки и техники, снижение издержек производства, повышение качества продукции. Однако внутриотраслевая конкуренция не устраняет различий в величине норм прибыли на одинаковые капиталы, вложенные в разные отрасли. Эту проблему решает межотраслевая конкуренция.
Межотраслевая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение капитала. Она осуществляется в форме стихийной миграции капиталов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизводители по принципу: "Равновеликая прибыль на равновеликий капитал". Перемещая капиталы в более эффективные отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способствует оптимальному использованию производственных ресурсов общества и одновременно установлению необходимых пропорций в экономике.
Креативный тип конкурентного поведения предусматривает обеспечение субъекту преимуществ над соперником путем введения новых компонентов (продукция, технологии, формы организации производства и т. д.). Важным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.
Приспособленческий тип конкурентного поведения состоит в упреждении действий конкурентов в области модернизации производства. Он применяется, когда предприниматель не уверен в своих инновационных возможностях и старается скопировать прежде всего в сжатые сроки достижения своих соперников.
Гарантирующий тип конкурентного поведения призван обеспечить стабилизацию на продолжительную перспективу достигнутых позиций на рынке и повысить их за счет улучшения качества продукции, обновления ее ассортимента, предоставления дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием и др. Этот тип конкурентного поведения применяется, как правило, тогда, когда предприниматель не обладает возможностью существенно изменить производственную и коммерческую программы и имеет слабую инновационную базу.
С образованием и развитием мирового хозяйства возникает и международная конкуренция. Международная конкуренция - это конкуренция национальных и транснациональных экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и реализации экономических благ на мировом рынке. Она объединяет внутриотраслевую и межотраслевую формы конкуренции. Она способствует движению капиталов и товаров между разными государствами, обеспечивает сбалансированное развитие мирового рынка и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и транснациональные компании наиболее развитых стран мира.
Совершенная (свободная) конкуренция - это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.
Рынок совершенной конкуренции - это идеальная модель, к которой приближались рынки классического капитализма ХУЩ - XIX вв., когда их субъектами были разрозненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конкуренции в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков является несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция возникает там, где отсутствуют указанные выше условия свободной конкуренции. Главный признак несовершенной конкуренции - способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль.
Различают три типа рыночных структур несовершенной конкуренции: рынок абсолютной (чистой) монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистической конкуренции.
Абсолютная монополия (греч. «моно» - один и «поло» - продаю) — это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необходимый товар по предложенной цене.
Вход новых фирм в отрасль закрыт экономическими, техническими или юридическими барьерами, поэтому одна фирма фактически представляет всю отрасль. Продукция недифференцированная и не имеет близких заменителей. Все это обеспечивает монополисту получение монопольной сверхприбыли.
Аналогичная ситуация, при которой в роли монополиста выступает не продавец, а покупатель, определяется как чистая монопсония. Это рынок, где множество продавцов предлагает свою продукцию лишь одному покупателю. Ситуацию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем, называют двусторонней, или билатеральной, монополией. Такой тип монополии возникает на рынках водо-, тепло и газоснабжения, рынках оружия, стратегических ресурсов и т. п.
Однако рынок абсолютной монополии встречается очень редко. Он, как и рынок абсолютной (свободной) конкуренции, является лишь идеальной моделью, к которой стремятся реально существующие рынки.
Монополистическая конкуренция - это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции.
Монополистическая конкуренция синтезирует некоторые черты совершенной конкуренции и монополизма.
Совершенную конкуренцию она напоминает двумя аспектами:
— большое количество продавцов и покупателей;
— вход на рынок и выход из него — практически свободны, хотя и есть некоторые препятствия.
Отличие состоит в том, что при совершенной конкуренции выпускается и продается продукция идентичная (стандартизированная), а при монополистической — дифференцированная (гетерогенная).
Дифференциация товаров создается благодаря высокому качеству продукции, совершенной форме, дизайну, более приемлемой упаковке, фирменным маркам и знакам, лучшим условиям продажи и после реализационного обслуживания, интенсивности рекламы, удобного места продажи и т. п. Все это создает определенные преимущества продавцам этих товаров, привлекает покупателей, которые платят более высокую цену за такие товары. В этом и заключается монопольность производителей на свою дифференцированную продукцию, позволяющая им повышать цену и получать дополнительную прибыль.
Наиболее распространенными рынками монополистической конкуренции являются рынки одежды, обуви, безалкогольных напитков, парфюмерии, сельхозпродукции, услуг предприятий общественного питания, шоу-бизнеса и т. п. Участниками монополистической конкуренции могут быть как крупные, так и средние и малые предприятия.
Олигополистическая конкуренция (греч. «олигос» - мало) - это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.
Для олигополии характерны следующие черты:
— малое количество предприятий в отрасли, которые могут контролировать основную часть рынка как однородной, так и дифференцированной продукции;
— высокие барьеры для входа в отрасль;
— большая взаимозависимость предприятий - олигополистов между собой как по цене, так и по выпуску продукции;
— контроль над ценой является существенным в случае согласования действий конкурирующих предприятий.
В зависимости от количества субъектов различают "жесткую" олигополию, когда на рынке главную роль играют 3 - 5 предприятий, и "мягкую" олигополию, когда основную часть продукции отрасли выпускают и продают 10 и больше предприятий. Существует еще и такая форма несовершенной конкуренции, как олигопсония. Это тип рыночной структуры, при которой функционирует небольшое количество покупателей определенного товара. Предприятия - олигополисты владеют способностью реализовывать свою сверхприбыль на основе понимания своей взаимозависимости и прогнозирования реакции конкурентов в процессе принятия решений об объемах производства, или об уровне цен на свою продукцию. Они готовы идти или за олигополистом, "лидером по ценам", или присоединиться к общему курсу на рынке и согласовывать свою цену с другими предприятиями. Осознание своей зависимости каждым предприятием - олигополистом от реакции конкурентов называют олигополистической разумностью.


1.3. МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся, возможно, дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме
возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и соответствующего повышения массы прибыли. Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства. Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать. Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку. Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных
свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА.
Иногда между данными категориями ставят знак равенства. Однако между ними есть существенные различия.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется совокупностью только тех свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. В силу этого товар с более высоким уровнем качества может оказаться менее конкурентоспособным, если товару придали новые свойства, значительно повысившие его стоимость, но не представляющие интереса для основной группы его покупателей. И наоборот, низкая цена может повысить конкурентоспособность товара низкого качества.
Другое различие между рассматриваемыми категориями кроется в их оценке. Оценка качества устанавливается сравнением значений показателя качества продукта с базовыми значениями этого же показателя, например, по долговечности, надежности, ремонтопригодности и т.д. В оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность, а сопоставляться могут при этом как однородные товары (перевозка пассажиров по железной дороге в вагонах плацкартных или купейных), так и разнородные (перевозка пассажиров железнодорожным или воздушным транспортом).
Есть еще одно различие между этими терминами. Качество - категория, присущая любому экономическому укладу, тогда как конкурентоспособность- только рыночной экономике, фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка неустанно заниматься решением двуединой задачи: с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей, с другой - достижение этого меньшими затратами, с тем чтобы удержать конкурентоспособную иену товара. Такое качество называют экономически оптимальным.
Безусловно, в условиях насыщенного рынка главным направлением маркетинга является изучение и удовлетворение локальных потребностей. Однако в распоряжении производителей остаются достаточно эффективные инструменты поддержания массового производства: реклама, престижность, мода, традиции и некоторые другие.
Итак, конкурентоспособность товара - категория более широкая, чем качество, она является решающим фактором коммерческого успеха на развитом рынке. Это понятие многоаспектное и означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по качественным характеристикам, но и по условиям его реализации, таким как сроки поставки, уровень обслуживания, продажная цена, цена потребления.
Качество же является главным, хотя и не единственным фактором конкурентоспособности, составляя ее «стержень».
2.1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ.
С техническими параметрами товара связывается первый шаг потребителя к выбору изделия в качестве потенциального “кандидата” на покупку. Этот шаг возможен только тогда, когда такие параметры показывают, что данный товар удовлетворяет соответствующую потребность. Если не все параметры соответствуют требованиям потребителя, то это означает, что данное изделие не конкурентоспособно по отношению к потребителю, который вынужден в данном случае обращаться к другим изделиям. Такую оценку покупателя можно выразить в количественной форме как процентное отношение величины того или иного технического параметра к величине параметра, при которой элемент потребности полностью удовлетворяется. Все эти частные индексы параметров принято называть относительными параметрами качества. Но не следует забывать, что при исследовании группы технических параметров, среди них выделяются наиболее важные по значимости и менее значимые в потребительских предпочтениях. Поэтому принимается значимость всех исследуемых технических параметров за 100% или за 1 и уже, затем параметрам присваивается коэффициент значимости или вес параметров. Созидание весовой базы технических параметров наиболее сложный процесс всего анализа конкурентоспособности. Основным источником для построения весовой базы технических параметров являются рыночные исследования – изучение спроса и опроса потребителей, выставки образцов с демонстрацией в деле и т. п.
На практике, чаще всего, оценку весовых параметров дают специалисты (сбытовики; торговые агенты, знакомые с требованиями потребителей; экспертные группы, а также специальные исследовательские фирмы). Если просуммировать индексы параметры ij, умноженные на соответствующий вес j-го параметра a (исследуемой группы параметров), то получится сводный параметрический индекс качества (индекс технических параметров). Так в Таблице 1 приводятся технические параметры на корпусную мебель (стенки) различных крупных предприятий, веса параметров (коэффициенты значимости) и балльная оценка (по 5-балльной шкале) каждого параметра, а также сводный параметрический индекс качества.
Таблица 1 – Технические параметры
Название товара Набор технических параметров J
Дизайн Удобство Материал Фурнитура Долговечность
Вес параметров 20% (0,2) 15% (0,15) 30% (0,3) 10% (0,1) 25% (0,25)
ОАО “СМК” “Заречье-6” 5 5 4 4 4 4,35
ОАО “Стайлинг”
“Этюд-3” 4 4 5 4 5 4,55
“ВОГ” “Формат-10” 3 4 4 4 5 4,05
ООО “ШМП” “Гранит М1” 4 4 3 4 4 3,70


Рисунок 2
Исходя из данных Таблицы 1 по техническим параметрам (дизайн, удобство, материал, фурнитура, долговечность) можно отметить следующее:
1. По дизайну.
Учитывая современные направления в конкуренции дверей корпусной мебели, которые в основном задают ее стилевые черты, наивысшую оценку имеет ОАО “СМК” - “Заречье-6”. ОАО “Стайлинг” - “Этюд-3” и ООО “ШМП” - “Гранит-М1” поделили второе место. Аутсайдером данной категории стала “ВОГ” - “Формат-10”.
2. По удобству.
Глядя на то, как мебель обеспечивает возможность осуществления перекомпоновок, наивысшую оценку имеет также ОАО “СМК” - “Заречье
6”. Остальные модели имеют примерно одинаковый уровень удобства.
3. По материалу.
Рассматривая физико-химические свойства материала, применение натурального шпона, позволяющего увеличить срок службы мебели, текстуры материала, создающего благоприятное воздействие на психологическое состояние человека: улучшает общее самочувствие, дает заряд бодрости, можно выделить ОАО “Стайлинг” - “Этюд-3”. От него немного отстали ОАО “СМК” - “Заречье-6”, “ВОГ” - “Формат-10” и последнее место в данной категории имеет и ООО “ШМП” - “Гранит-М1”.
4. По фурнитуре.
Учитывая, что покупатели чаще отдают предпочтение золотистому декору и фурнитуре в том же стиле, здесь нельзя четко выделить лидера. Все рассматриваемые изделия имеют сравнительно одинаковый уровень оценки фурнитуры.
5. По долговечности.
Обращая внимание на тонкослойные, матовые и полуглянцевые покрытия, обеспечивающие сохранение естественного цвета мебели на более долгий срок, на материал, используемый при изготовлении, и на качество петель и креплений, первое место поделили ОАО “Стайлинг” - “Этюд-3” и “ВОГ” - “Формат-10”. От них отстали и соответственно поделили второе место ОАО “СМК” - “Заречье-6” и ООО “ШМП” - “Гранит-М1”. Учитывая бальные оценки и вес параметров каждой технической характеристики, получаем сводный параметрический индекс качества (индекс технических параметров). Значит, по техническим параметрам более конкурентоспособной является стенка ОАО “Стайлинг” - “Этюд-3” (4,55), от нее незначительно отстала стенка ОАО “СМК” - “Заречье-6” (4,35), “ВОГ” - “Формат-10” заняла третье место (4,05) и на последней позиции находится ООО “ШМП” - “Гранит-М1”.
2.2. Оценка конкурентоспособности товара по экономическим параметрам.
Расходы покупателей, связанные с данным изделием, зависят от экономических показателей (параметров), прямо или косвенно показывающих издержки, которые понесет потребитель в момент покупки товара и в процессе ее использования.
Таблица 2 – Экономические параметры
Параметры ОАО “СМК” “Заречье-6” ОАО “Стайлинг” “Этюд-3” “ВОГ” “Формат-10” ООО “ШМП” “Гранит М1”
Цена приобретения 2479 рублей. 2052 рублей. 2360 рублей. 2052 рублей.
Цена эксплуатации (цена ремонта) 7%
(174 рублей.) 5%
(26 рублей.) 11%
(260 рублей.) 15%
(308 рублей.)
Исходя из данных Таблицы 2 по экономическим параметрам (цена приобретения и цена эксплуатации) можно отметить следующее:
1. По цене приобретения.
Хотя всю мебель по цене можно отнести к одной категории и каждая из представленных моделей отлична от другой, тем не менее, довольно условно можно сравнить эти модели. Дороже всего нам обойдется “Заречье-6” от ОАО “СМК” (2479 руб.). “Формат-10” от “ВОГ” можно приобрести за 2360 руб., дешевле обойдется “Этюд-3” от ОАО “Стайлинга” (2052 руб.) и столько же мы заплатим за “Гранит-М1” от ООО “ШМП” (2052 руб.).
2. По цене эксплуатации.
Наименьшие затраты по эксплуатации мы понесли, если приобрели “Этюд-3” от ОАО “Стайлинга” (5%). Цена эксплуатации “Заречье-6” от ОАО “СМК” составит 7%, “Формат-10” от “ВОГ” потребует 11%, а самые высокие расходы на эксплуатацию приходятся на “Гранит-М1” от ООО “ШМП” (15%). Таким образом, экспериментально-расчетная оценка показывает разную значимость вероятного спроса по техническим и экономическим параметрам, что, впрочем, подтверждается результатами реального опроса потребителей, так как исследования показывают, что 72% опрошенных интересуются эстетическим видом изделия, его ценой и функциональными возможностями.
Все потенциальные потребители желают, чтобы мебель обеспечивала возможность осуществления перекомпоновок, включая разделение крупногабаритных наборов корпусных изделий на отдельные сборочные единицы. 54% покупателей предпочитают золотистый декор, строгие формы мебели классического стиля. В настоящее время предприятия выпускают различные виды наборов корпусной мебели. Путём дифференцирования изменяют ассортимент отдельно компонуемых изделий: шкафов для одежды, белья, книг, посуды, тумб-подставок и полок различного назначения, угловых секций и др. Применяется вариация изделий по видам отдельных материалов, декоративного убранства и фурнитуры. Изделия изготовляют с различными фасадами рельефной формы, разнообразными сочетаниями открытых, остеклённых и глухих проемов – с применением разных компонентов внутреннего устройства, в том числе выдвижных ящиков, кассет и вращающихся витрин-баров.












ГЛАВА 3. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ФИРМЫ.
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:
• соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
• соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
• соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.
Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.
Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом.
3.1.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМЫ.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:
• технико-экономические;
• коммерческие;
• нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкое(tm) продукции и пр.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:
• конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
• предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
• рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
• имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.
Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.
3.2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:
1. оценка с позиции сравнительных преимуществ – сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности;
2. оценка с позиции теории равновесия - в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов;
3. оценка исходя из теории эффективности конкуренции – выделяют два подхода при использовании данного метода:
- структурный подход - сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;
- Функциональный подход - оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли;
4. оценка на базе качества продукции - данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции. Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре. Различают единичные, сводные и интегральные индексы.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году. Поэтому каждый руководитель должен отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
Поэтому, чтобы продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством.

















Список используемых источников и литературы.
1. Конституция РФ: издательство Омега-Л, 2011 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ О защите конкуренции.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4. Г.Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн «Маркетинг» 2- е изд., перераб. И доп. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009.
5. М. И. Бухалков «Маркетинг», изд. Инфра – Н. 2009.
6. Н.Я. Калюжнова, А. Я. Якобсон «Маркетинг общий курс"– 2-е издание., испр. – Москва: Омега – Л, 2011.
7. А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Карасильников «Маркетин» ЮНИТИ 2008.
8. Б.А. Соловьев «Управление маркетингом» М.: ИНФРА-М, 2010.
9. Юданов А.Ю. «Конкуренция: теория и практика» А.Ю. Юданов. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2010
10. inventech.ru/lib/predpr/predpr0041/ (дата посещения 04.05.12 г.).



Подать заявку на покупку Курсовик по не указаному предмету

Ваше предложение по стоимости за работу: