Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Безналичное денежное обращение в организации. Наличное денежное обращение в организации. Учет подотчетных сумм. Инвентаризация денежных средств. Порядок отражения операций с денежными средствами в формах бухгалтерского учета и отчетности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 30.01.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


32
Министерство образования
Российской Федерации

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа по дисциплине: Бухгалтерский (финансовый) учет

Тема:

«Учет денежных средств»

Выполнил:

Студент IV курса

группы № 472

Герасимов Д.А.

Проверил:

г. Москва-2001 год

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ЧАСТЬ I, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.
Глава 1. Безналичное денежное обращение
в организации 3
Порядок открытия и оформления расчетного счета 5
Учет денежных средств на расчетных счетах в банках 5
Учет денежных средств на валютном счете 10
Учет денежных средств на других счетах в банках 12

Глава 2. Наличное денежное обращение в организации 15
Учет денежных средств и денежных документов в кассе 16
Осуществление операций с использованием
контрольно-кассовых машин 20

Глава 3. Учет подотчетных сумм 21

Глава 4. Инвентаризация денежных средств 23
Инвентаризация кассы 24
Инвентаризация счетов денежных средств безналичного расчета 25
Инвентаризация подотчетных сумм 25
Оформление результатов инвентаризации 25

Глава 5. Порядок отражения операций с денежными средствами в формах бухгалтерского учета и отчетности 26

Глава 6. Применение ЭВМ в организации учета денежных
средств 27

Глава 7. Сравнительный анализ отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету (ПБУ) с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) 27
Сравнительный анализ МСФО 21 и ПБУ 3/2000 28
ЧАСТЬ II, ПРАКТИЧЕСКАЯ
Описание конкретных операций 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

ВВЕДЕНИЕ

Устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством, представляет собой денежную систему. Денежная система России функционирует в соответствии с федеральными законами «О Центральном банке РФ (Банке России (БР))» от 26 апреля 1995г. и «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. с последующими дополнениями и изменениями. Эти законы определили правовые основы денежной системы, а также, задачи, функции и полномочия БР в организации денежного обращения и денежной системы.
Официальная денежная единица (валюта) России - рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Официальный курс рубля к иностранным валютам определяется БР ежедневно.
Денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное. При наличном обращении средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. При безналичном - без использования наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов. Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории РФ платежей в наличной и безналичной формах, и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.
Предприятия и организации, имея хозяйственные связи с поставщиками, покупателями и своими работниками, а также с государством (бюджетом и внебюджетными фондами), должны иметь с ними расчетные отношения. В основном расчеты между организациями всех видов осуществляются безналичным образом, то есть с помощью открытия счетов в банках ( статья 861 ГК РФ прямо указывает на это). Банковский счет в первую очередь предполагает безопасное хранение средств предприятия. Но банки не только хранят средства предприятий, но и производят большое количество различных расчетно- платежных операций по поручению предприятий и государственных органов. Именно банки, таким образом, являются посредниками в расчетных операциях.
Когда предприятие организуется заново или реорганизуется, то по законодательству РФ оно обязано открыть расчетный счет в любом банке ( по своему выбору) и сообщить номер этого счета и реквизиты банка регистрирующим предприятие органам ( в настоящее время предприятия могут иметь несколько расчетных счетов в различных банках). Это делается для того , чтобы всегда можно было проверить направление денежных потоков предприятия, получение им выручки и соответственно прибыли, что существенно для налогового контроля за деятельностью этого предприятия. Именно поэтому важно грамотно вести учет денежных средств предприятия - они чаще других подвергаются проверке.
Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов и на счетах в банках.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
Глава 1. Безналичное денежное обращение в организации
Безналичное обращение в России регулируется Положением « О безналичных расчетах в РФ» Центробанка РФ от 12.04.2001 года № 2-П.
Взаимоотношения между кредитным учреждением (банком) и предприятием регулируются договором банковского счета. Это важный документ, оговаривающий обязанности банка перед клиентом : принимать и зачислять поступающие на счет клиента средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении сумм и их выдаче, начислять( или не начислять) проценты за пользование деньгами клиента, взимать( или не взимать) плату за совершение операций по вкладу клиента и т.д.
Банк не в праве отказать в открытии счета, совершение операций по которому не противоречит закону.
В зависимости от вида деятельности и конкретной потребности предприятие может открывать в банках счета различных видов:
расчетный открывается всеми предприятиями имеющими статус юридического лица и самостоятельный баланс,
текущий для некоммерческих учреждений или организаций которые не являются юридическим лицом. Владелец текущего счета распоряжается средствами строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящим органом и перечень операций по счету регламентирован.
бюджетный (на него поступают целевые средства из бюджета, требующие затем отчета перед органами, перечислившими их)
депозитный (на этом счете хранятся средства предприятия, приносящие ему доход в виде процентов на помещенную сумму),
аккредитивный (для расчета предприятия с другими предприятиями путем выдачи и оплаты аккредитивов)
валютные (учитывающие поступление и расходование иностранных валют)
специальные (частные счета открываемые предприятиям для обособленного хранения части его безналичных средств в чековых книжках и т.д.)
Каждый счет имеет свои особенности, которые должен учитывать главный бухгалтер предприятия - с ними банк знакомит своих вкладчиков при открытии счетов.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на сч.60;62;45. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, учебными заведениями и т.д. Их учитывают на сч.76.
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. Формы безналичных расчетов определены ст.862 ГК РФ и Положением « О безналичных расчетах в РФ» Центробанка РФ от 12.04.2001 года № 2-П.:
расчеты платежными поручениями
расчеты по инкассо
расчеты по аккредитиву
расчеты чеками
Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ- это оформленное на бумажном носители или в электронном виде распоряжение:
плательщика - о списании денежных средств со своего счета и перечисления их на счет получателя;
получателя - о списании денежных средств со счета плательщика и перечисления на счет, указанный покупателем.
В Положение « О безналичных расчетах в РФ» Центробанка РФ от 12.04.2001 года № 2-П. Изложены требования к оформлению расчетных документов на бумажных носителях информации ( расчетные документы ( кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или ЭВМ шрифтом черного цвета; заполнение чеков производится ручкой с пастой, чернилами черного или синего цвета или пишущей машинке шрифтом черного цвета и др.)
Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая выписки расчетного документа. В банк предоставляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают уполномоченные лица. Кроме того, на документы ставится оттиск печати.
Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществления расчетов с их использованием регулируется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами.
Порядок открытия и оформления расчетного счета
Для открытия расчетного счета предприятие должно предоставить в банк следующие документы:
Заявление на открытие расчетного счета
Документ о законности открытия предприятия (решение учредителей, заверенное нотариальным образом)
Экземпляр устава в подлиннике
Две карточки с образцами подписей распорядителей кредитов предприятия ( т.е. тех лиц которые имеют право подписывать финансовые документы) с оттиском печати предприятия, заверенные нотариально.
Справку о регистрации предприятия
Справку налоговой инспекции о постановке на учет
Копию приказа руководителя предприятия о назначении главного бухгалтера и кассира. Если бухгалтер и кассир представлены в одном лице, это должно быть указано в приказе специально.
Учет денежных средств на расчетных счетах в банках
На расчетный счет предприятия поступают выручка за проданную продукцию, ссуды банка, дебиторская задолженность (возврат долгов от наших должников), авансы всех видов, наличные деньги из кассы при оплате наличными и т.п. Это дебет расчетных счетов.
С расчетного счета производятся все виды безналичных платежей, выдаются суммы на выплату заработной платы, на оплату командировочных и хозяйственных расходов и т.д. Это кредит расчетного счета.
Выдача наличных денег производится в соответствии с заявкой предприятия - так называемым квартальным кассовым планом, который сдается в банк до начала квартала и позволяет ему спланировать выдачу наличных средств. Для определения ежедневной нормы выдачи средств на неотложные нужды на каждый квартал предприятие представляет в свой банк сведения (до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом) о поступлении на этот счет средств от реализации продукции за истекший квартал.
Выдача денег и все безналичные перечисления с расчетного счета банк производит на основании приказов владельца счета или при его согласии на оплату, которое в банковском деле называется акцептом. Акцепт- это разрешение владельца счета на проведение банком денежных операций со средствами, лежащими на счете предприятия.
В исключительных случаях банк производит принудительное списание денежных средств с расчетного счета - это касается просроченных налогов, внебюджетных платежей и сборов. Список без акцептных платежей должен выдать сам банк на основании действующего законодательства (в без акцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих, водопроводно-канализационных организаций).При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности определенной Гражданским кодексом РФ (ст.855).
Банк за все свои услуги берет плату в процентах от сумм операций, и эти средства списываются со счета предприятия без особого разрешения предприятия, так же, как и проценты за выданный предприятию банком кредит.
Расходы по оплате услуг банка бухгалтер должен отнести на затраты предприятия, а доходы предприятия от средств, лежащих на счете (депозитный процент) считаются внереализационными доходами.
Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств. Перечисление денежных средств с расчетного счета организации осуществляется на основании представленных ею платежных поручений, а получение с расчетного счета наличных денежных средств - по предъявляемому в обслуживающий банк чеку из получаемой в этом банке чековой книжке.
Платежное поручение (Положением « О безналичных расчетах в РФ» Центробанка РФ от 12.04.2001 года № 2-П установлена новая форма бланка платежного поручения.) выписывается одновременно в нескольких экземплярах. Как правило, в банк предоставляется четыре экземпляра (по одному для плательщика, банка плательщика, получателя и банка получателя). Никакие исправления при заполнении платежного поручения не допускаются. Перед выпиской платежное поручение регистрируется в журнале регистрации платежных поручений ( форма нормативно не утверждена).В платежном поручении указываются :
реквизиты плательщика и его банка
реквизиты получателя и его банка
сумма прописью и цифрами
назначение платежа (за что он производится - номер договора или его формулировка)
Первый экземпляр платежного поручения подписывают главный бухгалтер и руководитель организации (либо иные лица, обладающие правом первой и второй подписи). После этого данный экземпляр платежного поручения заверяется печатью организации. Все экземпляры платежного поручения представляются в обслуживающий банк.
Последний экземпляр платежного поручения банк должен возвратить клиенту с отметкой «ПРИНЯТО К ИСПОЛНЕНИЮ» и указанием даты принятия поручения. При этом на данном экземпляре платежного поручения ставится штамп банка и подпись операционного работника, принявшего поручение к исполнению.
Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение получения денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным первичным документом. Этот документ имеет три части: объявление, талон к объявлению и квитанцию. Это позволяет вести учет сданных денег параллельно в банке и на предприятии.
Чековые книжки выдаются представителю организации банком, в котором открыт расчетный счет и заключен договор на расчетно-кассовое обслуживание на основании поданного в банк заявления о выдаче денежных и расчетных чековых книжек по форме 0401017. Денежная чековая книжка выпускается в виде сброшюрованных бланков чеков (обычно содержится 50 пронумерованных чеков).
Денежный чек считается приказом банку о выдаче с расчетного счета предприятия указанной в нем суммы денег наличными. В чеке две части- одна из них( корешок чека) остается в чековой книжке и является контролирующим документом, вторая (отрывная ) часть собственно чек- она идет в банк. Чек заполняется от руки чернилами или шариковой ручкой любого цвета, кроме желтого, красного и зеленого, и одним человеком. Ошибки, помарки и исправления при заполнении чека не допускаются. Испорченные бланки чеков остаются в чековой книжке( подклеиваются к корешку) и погашаются надписью «ИСПОРЧЕН».
На лицевой стороне чека указывается сумма на которую выписывается чек. При этом свободные места впереди и после суммы рублей должны быть прочеркнуты двумя линиями. Указывается место и дата выдачи чека, фамилия, имя и отчество кассира или сотрудника получающего деньги, сумма прописью (свободное место прочеркивается двумя линиями).На оборотной стороне чека указываются цели расхода получаемых средств (заработная плата (шифр 40), пенсии и пособия (шифр 50), другие цели (шифр 53) и т.п.). Это нужно для контроля расходования средств. Нижняя часть чека предназначена для проставления отметок удостоверяющих личность получателя. На корешке чека указывается сумма подлежащая получению, дата заполнения чека, фамилия и инициалы получающего деньги. Чек и корешок чека подписываются должностными лицами организации ( в специально предназначенных для этого строках), имеющие право подписи кассовых и банковских документов, и скрепляются оттиском печати.
Кассир предъявляет полученный им чек операционисту банка, который проверяет его достоверность и передает чек для оплаты в кассу банка. При этом от чека отрывается контрольная марка и отдается кассиру организации. Эта контрольная марка предъявляется при получении денег в кассе банка. Полученные по чеку денежные средства приходуются в кассу организации, и на них выписывается приходный кассовый ордер . На обратной стороне корешка проставляется отметка об оприходовании полученных по данному чеку средств в кассу организации.
Расчеты по инкассо - это банковская операция , посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.
Платежные требования применяются при расчетах предусмотренных договором плательщика с его контрагентом. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику ( плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору ( но не менее пяти рабочих дней).При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считают пять рабочих дней. Плательщик вправе отказаться от акцепта полностью или частично от акцепта платежного требования по основаниям , предусмотренным в договоре.
Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции не заказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной, досрочной поставки товаров или досрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согласованных в установленном порядке цен на товары и услуги и др. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен , скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или товарно- транспортном документе, поступлении части не заказанной, недоброкачественной , нестандартной продукции и др.
Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, которое составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями соответствующих должностных лиц и оттиском печати плательщика. При полном отказе от акцепта платежное требование в тот же день возвращается банку-эмитенту вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств. Первый экземпляр заявления вместе с копией платежного требования остается в банке плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику.
При частичном отказе от акцепта платежное требование оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования остаются в банке плательщика, второй экземпляр заявления направляется в банк эмитента, а третий экземпляр возвращается плательщику. Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока оплаты оплачиваются со счетов плательщика, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счете оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности установленной законодательством.
Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то , что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика ( 5 дней на акцепт и двойной срок почтового пробега).
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке. Применяются :
если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими законами
для взыскания по исполнительным документам
в случаях предусмотренных сторонами по основному договору
Инкассовое поручение составляется по установленной Положением « О безналичных расчетах в РФ» Центробанка РФ от 12.04.2001 года № 2-П форме. В поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий закон, исполнительный документ или договор. К поручению должен быть приложен подлинник исполнительного документа или его дубликат. При отсутствии и недостаточности денежных средств на счете плательщика инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.
Предприятие периодически (ежедневно или в установленные банком сроки) получает от «своего» банка, в котором оно имеет расчетный счет, выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием. Эта выписка является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого в данном банке. Это чрезвычайно важный документ для бухгалтерии предприятия.
Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя их должником ( для банка это кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет банк в своей отчетности в выписке записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга перед предприятием ( выдача наличности, списанное по платежным поручениям)- по дебету счета. Выписка банка заменяет собой реестр аналитического учета по расчетному счету предприятия и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено» во избежании повторного использования. Бухгалтерия проверяет правильность сумм указанных в выписке и при обнаружении ошибки немедленно сообщает в банк для дальнейшего исправления. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки. Ошибочно списанные или зачисленные на расчетный счет суммы проводятся по счету 76-2 «Расчеты по претензиям».В следующей выписке банк внесет исправления, по которым предприятие скорректирует счет 76-2 на указанную сумму.
На полях проверенной бухгалтером выписке против сумм операций и в документах проставляются номера счетов, корреспондирующих со счетом 51 , а в документах указывается дополнительно и порядковый номер его записи в выписке ( это важно для контроля).Проверка и обработка выписок должна производиться в день их поступления, чтобы сразу обнаружить возможные ошибки или неверно полученные документы и средства. В выписке указываются коды банковских операций, по которым бухгалтер судит о виде этих операций. Перечень кодов можно получить в банке, это поможет читать выписки без ошибок.
Для формирования информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах, открытых в банках, предназначены счета V раздела «Денежные средства» Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 « Специальные счета в банках» , 57 «Переводы в пути»). В соответствии с положениями инструкции по применению Плана счетов организации могут уточнять содержание субсчетов и вводить дополнительные субсчета, в частности, к счетам учета денежных средств в рабочем плане счетов могут быть введены дополнительные субсчета.. Так, с учетом специфики деятельности организации (наличие нескольких расчетных счетов в разных банках, валютных счетов, условий сдачи денег в банк и др.) в рабочем плане счетов должны быть предусмотрены соответствующие субсчета для учета денежных средств на этих счетах исходя из потребностей управления, контроля и анализа.
Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетные счета».
Организация может иметь несколько расчетных счетов (письмо ГНС России № ВГ-4-13/23 н, Минфина России № 46, ЦБ РФ N 171 от 02.06.95 «Об изменении п.2 применения положений Указа Президента РФ от 23.05.94 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»)
Это активный счет, по дебету которого отражаются остатки свободных денежных средств предприятия на начало месяца ( начальное сальдо счета), поступления на счет предприятия средств от покупателей и заказчиков, полученные ссуды и наличные средства, переданные из кассы и др.
По кредиту этого счета отражаются все выплаты с расчетного счета ( погашение кредитов, оплата приобретений, выплаты в бюджет и внебюджетные фонды и т.д.)
Для отражения оборотов по кредиту сч.51 служит специальный учетный регистр- журнал-ордер 2
Журнал-ордер №2
за__________2002 г.
с кредита счета №51 «Расчетные счета» в дебет счетов:
Дата
выписки
Номера корреспондирующих счетов
Итого
По Кт 51
50
51
58
66
И т.д.
01-02
…..
…..
…..
…..
……
…….
03-07
Сумма…
……
…….
……..
Сумма
…….
…….
…….
…….
…….
……
…….
Итого
…….
…….
……..
…….
……..
…….
Хотя журнал-ордер собирает сведения по кредитовому обороту этого счета: проводка Дт51-Кт51 может иметь место при переводе средств с одного расчетного счета предприятия на другой расчетный счет этого же предприятия. В бухгалтерии должен вестись четкий учет по каждому из расчетных счетов. Обороты по дебету счета 51 записываются в различных журналах ордерах, но собираются в ведомости 2.
Ведомость №2
за__________2002 г.
В дебет счета №51 «Расчетные счета» с кредита счетов:
Сальдо на начало месяца_________руб.
Дата
Выписки
Номера корреспондирующих счетов
Итого
По Дт 51
50
51
58
66
И т.д.
01-02
…..
…..
…..
…..
……
…….
03-07
Сумма…
……
…….
……..
Сумма
Итого
…….
…….
……..
…….
……..
…….
Сальдо на конец месяца_________руб.
Основанием для заполнения этих учетных регистров служат выписки банка из расчетного счета предприятия, подтвержденные первичными документами на каждую операцию.
Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и ведомость итогами.
При заполнении этих регистров обязательно использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена (за один, два или пять дней). Поэтому число занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно быть одинаковое (по числу выписок банка).
Как в журнале - ордере 2, так и в ведомости 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов (указаны все проводки на пересечении строк и столбцов), что позволяет проверить поступление и расход средств с расчетного счета не только по количеству, но и по времени( есть указание даты выписок).Эти два документа как бы встречные: по одному из них фиксируется дебеты разных счетов в корреспонденции с кредитом Сч.51, а по другому- кредиты различных счетов в корреспонденции с дебетом этого счета. Вместе они дают полную картину поведения этого счета при описании хозяйственного процесса на предприятии.
Такая же система применяется и в других счетах.
Основные проводки по счету 51 « Расчетные счета»

Операция
Первичные
Документы
Дебет
Кредит
1
Получено на расчетный счет от покупателей и заказчиков
Вып. банка
51
62
2
Получены кредиты, займы
Вып. Банка
51
66,67
3
Перечислено поставщикам, подрядчикам
Вып. Банка
60
51
4
Денежные средства сданы из кассы на расчетный счет
Вып. Банка
РКО
51
50-1
5
Возвращены кредиты, займы
Вып. Банка
66,67
51
6
Перечислены платежи в бюджет, во внебюджетные фонды
Вып. Банка
68,69
51
7
Перечислена заработная плата на лицевые счета работников в банк
Вып. Банка
70
51
8
Выявлена ошибочно списанная с расчетного счета сумма
Вып. Банка
Бухг. справка
76-2
51
9
Получены суммы удовлетворенных претензий
Вып. Банка
Бухг. справка
51
76-2
10
Перечислены налоги и сборы
Вып. Банка
68
51
11
Перечислены отчисления по соц. страхованию
Вып. Банка
69
51
12
Получены наличные в кассу с расчетного счета
Вып. Банка
ПКО
50-1
51

Учет денежных средств на валютном счете
Бухгалтерский учет операций с иностранной валютой организуется строго в соответствии с правилами, установленными Центральным банком Российской Федерации.
При получении организацией разрешения на совершение валютных операций она имеет право открыть в банке валютный счет ( внутри счета ведется раздельный учет на каждый вид валюты), операции по которому учитываются на счете 52 «Валютные счета» ( Организация может иметь несколько валютных счетов: транзитный валютный счет и текущий валютный счет согласно Инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 № 7 « О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем рынке РФ»).
К этому счету могут быть открыты субсчета:
1 «Транзитные валютные счета»
2 «Текущие валютные счета»
3 «Специальный транзитный валютный счет»
4 «Валютные счета за рубежом».
Транзитный валютный счет открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте , в том числе и не подлежащих обязательной продаже. Исключение составляют следующие поступления иностранной валюты, зачисляемые сразу в дебет счета 52-2 «Текущие валютные счета»:
перевод посреднической организацией после обязательной продажи ею части валютной выручки с отметкой в платежном поручении о произведенной продаже части валютной выручки ( п.8 Инструкции №7)
иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке за российские рубли ( п.25 Инструкции) и за иностранную валюту другого вида ( п.1.15 Положения ЦБ РФ « Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» №39)
Транзитный валютный счет выполняет в основном функции счета , аккумулирующего поступающие в пользу организации средства в иностранной валюте, и функции счета, контролирующего эти поступления в части осуществления организацией обязательной продажи валютной выручки. Функции счета расчетов транзитный валютный счет выполняет очень ограниченно.
Текущий валютный счет открывается организациями для учета средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством( иностранная валюта может быть использована на любые цели в соответствии с действующим законодательством.)
По дебету сч. 52-2 «Текущие валютные счета» отражаются суммы в иностранной валюте, перечисленные с кредита счета 52-1 «Транзитные валютные счета», а также суммы, которые зачисляются сразу на текущий валютный счет, минуя транзитный счет.
С кредита счета 52-2 валюта списывается в безналичном и наличном порядке. Снятие наличной валюты со сч.52-2 разрешается на оплату расходов, связанных с командированием работников организаций в иностранные государства, а также по специальному разрешению БР.
Валютные счета за рубежом открываются с разрешения БР.
Все организации осуществляют обязательную продажу 50 % валютной выручки от экспорта товаров ( работ, услуг) на внутреннем рынке( Федеральный закон от 8 августа 2001 года. № 130-ФЗ).
Обязательная продажа валюты осуществляется с транзитного валютного счета. При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет организации уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом организацию с приложением выписки по транзитному счету. По получении указанного извещения организация дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и перечисление оставшейся части валютной выручки на текущий валютный счет. Обязательная продажа средств в иностранной валюте в Валютный резерв Банк России производится по курсу рубля БР, действовавшему на день продажи валюты.
Продажа валюты может осуществляться как обязательная (50 % валютной выручки), а также в иных случаях с целью получения рублевых средств.
Операции по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке организации осуществляют через уполномоченные банки. Купленная валюта зачисляется в полном объеме на текущие счета в уполномоченных банках.
В целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи резиденту параллельно с текущим и транзитным валютным счетом открывается специальный транзитный валютный счет. Покупка валюты за рубли на валютном рынке без открытия специального транзитного валютного счета не допускается. Основанием для покупки валюты является Поручение на приобретение иностранной валюты.
Указаниями ЦБ РФ « О порядке покупки юридическими лицами -резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для осуществления платежей по договорам об импорте товаров в РФ « от 22 марта. 1999 года. №519-У введены особые требования покупки иностранной валюты, предназначенной для оплаты импортных товаров.
Порядок покупки иностранной валюты различается в зависимости от того, ввезены импортные товары на территорию России или это только предстоит сделать.
Общий порядок работы валютного счета тот же что и расчетного счета: основанием для совершения всех операций являются первичные документы по хозяйственным операциям, а регистраций - выписка банка. При этом в аналитическом учете операции отражаются в конкретной иностранной валюте ( долларах, марках, фунтах, и т.д.) и параллельно в российской валюте (рублях).
При подобном отражении операции возникает необходимость пересчета валюты в рубли, что приводит к образованию курсовых разниц (положительных или отрицательных в зависимости от изменения курса валюты по бюллетеню Центрального банка). При реализации валюты продажный реальный курс может быть ниже того, по которому в день продажи показывался результат в рублях, тогда предприятие несет убыток в размере разницы этих сумм, и этот убыток поступает на дебет счета 91 « Прочие доходы и расходы». В случае превышения суммы реализации валюты над учетным уровнем - предприятие имеет доход.
Так как в нашей стране существует законодательно утвержденный порядок обязательный продажи определенной части полученной предприятием валюты и переводе ее, таким образом в рубли (передачи суммы выручки от продажи на счет 51), то бухгалтер должен отслеживать эти операции и оформлять соответствующие проводки. Сальдо по счету выводится также в двойном формате - в рублях и в валюте.
Основные проводки по счету 52 « Валютные счета»

Операция
Первичные
Документы
Дебет
Кредит
1
Зачислена на транзитный валютн. счет экспортная валютная выручка
( по курсу ЦБ РФ)
Вып. банка
52-2
62,76
2
50 % валютной выручки направлено на обязательную продажу
( по курсу ЦБ РФ на день списания валюты с транзитного счета)
(Сч.57 используется, если списание с тр.сч. и продажа происходят в
разные дни).
Вып. Банка
57
52-2
3
Зачислены на расчетный счет рубли, полученные от обязательной
Продажи
Вып. Банка
51
91-1
4
Списана стоимость прод-й валюты ( по курсу ЦБ РФ на день продажи)
Вып. Банка
91-2
57
5
Удержано банком комиссионное вознаграждение
Вып. Банка
91-2ком
51
6
Зачислена на текущий валютный счет сумма экспортной выручки,
остав-ся от обязательной продажи( по курсу ЦБ РФ на день зач-ния)
Вып. Банка
52-1
52-2
7
Определение курсовой разницы :
- положительной
Расчет
52-1,2
(57)
91-1кур.р.
- отрицательной
Расчет
91-2кур.р
52-1,2
(57)
Учет денежных средств на других счетах в банках
Кроме счета 51 «Расчетные счета» предприятия могут по мере необходимости использовать и счет 55 « Специальные счета в банках».
Общий порядок работы этого счета тот же, что и расчетного счета. Этот счет применяется, если предприятие имеет аккредитивные расчеты, выдает своим работникам чековые книжки для расчетов по мере производственной необходимости и использует депозитные счета банков для хранения своих средств. Счет активный и имеет субсчета по видам банковских документов, применяемых в его рамках.
К счету 55 могут быть открыты субсчета:
1. «Аккредитивы»
2. « Чековые книжки»
3. «Депозитные счета» и др.
Для перечисления денег с расчетного счета предприятия на расчетный счет другого предприятия могут применяться также расчетные чеки, которые имеют несколько другую форму, чем денежные чеки. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями). Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Их хранение осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
В соответствии с Положением « О безналичных расчетах в РФ» Центробанка РФ от 12.04.2001 года № 2-П для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Эти чеки могут использоваться клиентами данной кредитной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Вместе с тем они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.
Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Особенностью аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитив - это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитеннтом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условий аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
покрытые (депонированные)
непокрытые (гарантированные)
отзывные (могут быть подтвержденными)
безотзывные (могут быть подтвержденными)
При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств.
Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов представляемых получателем средств и др.).
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. Форма аккредитива установлена Положением « О безналичных расчетах в РФ» Центробанка РФ от 12.04.2001 года № 2-П
Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки(отпуска) товара.
Аккредитив учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы». Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита.
Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до наступления аккредитива. Вместе с тем он гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно- платежной дисциплины.
Субсчет «Депозитные счета» предназначен для учета движения денежных средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады( сберегательные сертификаты на депозитные счета в кредитные организации и т.п.). Сертификаты могут выпускаться в разовом порядке или сериями, быть именными или на предъявителя. Сертификат не может служить расчетным документом за проданные товары или оказанные услуги.
Проценты по сертификату кредитная организация начисляет не реже одного раза в месяц, а выплачивает одновременно с погашением сертификата при его предъявлении.
Основные проводки по счету 55 « Специальные счета в банках»

Операция
Первичные
Документы
Дебет
Кредит
1
Операции с аккредитивами :
- открытие аккредитива за счет собственных средств
Вып. Банка
55-1
51
-выставлен аккредитив за счет банковского кредита
Вып. Банка
55-1
66
2
Оплата счетов поставщиков с аккред. счета
Вып. Банка
60
55-1
3
Зачисление неиспользованных средств с аккредитива на р/сч.
Вып. Банка
51
55-1
4
Операции с чеками :
Вып. Банка
- депонирование средств при выдаче чековых книжек
Вып. Банка
55-2
51,52,66
- оплата выданных чеков
Вып. Банка
62,76
55-2
- возврат неиспользованных чеков
Вып. Банка
51,52
55-2
5
Осуществление денежных вкладов
Вып. Банка
55-3
51,52
Иногда может возникнуть реальная ситуация, когда денежные средства перечислены на расчетный счет, но на момент проверки или на конец месяца не поступили на него. В этом случае применяется счет 57 «Переводы в пути». После получения средств на расчетный счет сумма, указанная в нем, должна быть перенесена на счет 51.
Некоторые организации не могут сдавать денежную наличность в течение рабочего дня в обслуживающий их банк. В этом случае организации в соответствии с заключенными договорами вносят подготовленную денежную наличность в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений, как правило, через инкассаторов банка и отделения связи.
Основанием для принятия денежных средств на учет по счету 57 являются квитанции кредитных организаций, сберегательных касс или почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные документы.
Движение денежных средств (переводов) в иностранной валюте учитывают на сч. 57 обособленно. Стоимость иностранной валюты, подлежащей продаже, на основании выписки из валютного счета отражается по Кт 52-1 и Дт 57 ( если списание валюты с транзитного счета и ее продажа , согласно выписке, происходят в разные дни) в сумме, определенной путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции( списания средств с валютного счета организации). При зачислении выручки от продажи иностранной валюты на расчетный счет организации на основании выписки из расчетного счета дебетуется сч. 51 в корреспонденции со сч. 57.
В случае текущего изменения курса рубля по отношению к проданной валюте за период между списанием валютных средств с валютного счета и зачислением их рублевого покрытия на расчетный счет образовавшаяся на сч. 57 курсовая разница подлежит списанию в дебет(кредит) сч. 91 «Прочие доходы и расходы».
Основные проводки по счету 57 « Переводы в пути»

Операция
Первичные
Документы
Дебет
Кредит
1
Наличные денежные средства сданы инкассаторам или на почту
РКО, квитанции
57
50-1,2
2
Зачисление на расчетный счет средств
Вып. Банка
51
57
Глава 2. Наличное денежное обращение в организации
Организации независимо от организационно-правовых форм и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Расчеты по своим обязательствам они проводят, как правило, в безналичном порядке через банки. В отдельных случаях (для оплаты труда сотрудников, закупки материалов, а также при осуществлении расчетов с физическими или юридическими лицами) организации применяют налично-денежное обращение, которое регулируется Положением «О правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Советом директоров Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П, а также Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22 июля 1993 г. № 40.
Согласно действующему законодательству организация вправе держать в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителем организации. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банками ежегодно всем организациям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления такого лимита организация представляет в учреждение банка, расчет по установленной форме При наличии у организации нескольких счетов в разных учреждениях банков она по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. По организации, не представившей расчет на установление такого лимита ни в одно из обслуживающих учреждений банка, данный лимит считается нулевым, а не сданная организацией в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
Суть лимитирования хранения денежных средств состоит в том, что остаток денег в кассе на конец дня (конечное сальдо по счету 50 «Касса» за день) не должен превышать установленного лимита. Не использованные в 3-дневный срок наличные денежные средства, полученные в банке на оплату труда, а также вся денежная наличность, превышающая установленный лимит хранения наличных денег, подлежат сдаче в банк.
. Для этого кассир организации выписывает объявление на взнос наличных денег, в котором указывает источник образования вносимых денежных средств, не выданную заработную плату, выручку за работы и услуги и пр. Учреждение банка выдает кассиру квитанцию о приеме денег. Эта квитанция служит основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера.
Условия при которых организации имеют право хранить в своих кассах сверхлимитные денежные средства :
1) данные сверхлимитные средства должны предназначаться для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий;
2) срок нахождения сверхлимитных средств в кассе не должен превышать 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 5 дней);
3) указанные сверхлимитные остатки должны быть получены в обслуживающем предприятие банком, а не накоплены за счет выручки, поступающей в кассу.
Организации имеют право совершать не только безналичные, но и наличные платежи.
Согласно Указаниям Банка России от 7 октября 1998 г. № 375-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» предельный размер расчетов по одному платежу составляет:
между юридическими лицами - не более 10 тыс. руб.;
для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье - не более 15 тыс. руб.;
для предприятий торговли ГУИН МВД при закупке товаров у юридических лиц - не более 15 тыс. руб.
В соответствии с письмом Банка России от 16 марта 1995 г. № 14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых опе и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.