На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Денежные средства как составная часть оборотных активов. Закупка товарно-материальных ценностей и служебные командировки и расчет с подотчетными лицами. Сущность денежных средств, их состав, значение, цели и задачи аудита. Нормативные документы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 12.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

введение

Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Без них не может обойтись практически не одна операция, будь то расчеты с поставщиками или покупателями, сотрудниками предприятия, расчеты с бюджетом. Везде денежные средства принимают непосредственное участие, как в наличной, так и в безналичной форме.

В процессе функционирования каждого предприятия возникают вопросы, связанные с расчётами с подотчётными лицами. В основном, это закупка товарно-материальных ценностей за наличный расчет и служебные командировки.

Тема денежных средств и расчётов предприятий с подотчетными лицами, достаточно хорошо изучена и освещена в экономической прессе и специальных изданиях. Контроль за правильным оформлением денежных средств, их выдачей и движением, находиться под пристальным внимание проверяющих органов, то же можно сказать и про расчеты с подотчетными лицами, а если учесть, что командировочные расходы относятся к категории затрат предприятия, регламентированных законодательством, то интерес проверяющих особо возрастает. Большинство публикаций на эти темы сводится, как правило, к рассмотрению действующих нормативных документов и описанию порядка оформления первичных документов. Несомненно, такие публикации имеют определённую значимость для практикующего бухгалтера, так как правильно организованный учет в значительной степени является залогом достоверного формирования финансовой отчетности и, соответственно, налогооблагаемой базы по ряду налогов. Однако опыт показывает, что на практике возникает более широкий спектр проблем учёта и налогообложения, чем описывается в нормативных документах. Отсюда и главная цель работы - осветить как можно шире проблемы бухгалтерского учёта денежных средств и расчетов с подотчетными лицами.

1. значение денежных средств в хозяйственном обороте предприятия

1.1. Сущность денежных средств, их состав, значение, цели и задачи учета и аудита

Важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями, за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.

Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью векселей и чеков, замещающих наличные деньги, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги в оборот. Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств предприятий, обеспечивает их более надежную сохранность.

Денежные средства предприятий находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, в чековых книжках и пр. Их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью - важнейшая задача бухгалтерии. От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность предприятия, своевременность выплаты заработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др. Бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций имеет важное значение для правильной операции организации денежного обращения расчетов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов.

Целью бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций - является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики бухгалтерия должна исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).

Из этой цели вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств:

-проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, своевременное и полное отражение их в учете;

-обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженностей, средств в расчетах в иностранной валюте;

-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов, обеспечение взыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженностей и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;

-обеспечение сохранности денежных средств, документов в кассе и других местах их выдачи, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью всех неотложных нужд предприятия, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности, она необходима;

-изыскание возможности наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

Текущими заботами этого участка бухгалтерии являются:

-контроль за оплатой счетов,

-получение долгов с заемщиков и дебиторов;

-наблюдение за кассовой дисциплиной;

-правильное заполнение первичной документации.

Предприятия, осуществляют текущую, инвестиционную и финансовую деятельность, вступают во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, в том числе с членами своего трудового коллектива. Эти взаимоотношения основаны на денежных расчетах.

Большая часть расчетов по взаимным обязательствам проводится через учреждения банков, т.е. путем безналичных расчетов. При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

Оплачивать товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги в безналичной форме расчетов предприятия могут по акцептной форме, аккредитивами, платежными поручениями, чеками, векселями

Для бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций применяется система счетов бухгалтерского учета, объединенных в Плане счетов бухгалтерского учета в разделы “Денежные средства” и “Расчеты”. Они включают в себя счета учета денежных средств и финансовых документов (кассы, расчетного, валютного и специальных счетов т.д.), и расчетов.

1.2. Основные нормативные документы, определяющие порядок совершения операций с денежными средствами

Учет, порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен Инструкцией Национального банка РБ “О порядке ведения кассовых операций в Республике Беларусь”, утвержденная Постановлением Министерства по налогам и сборам и Министерством финансов Республики Беларусь от 20.04. 2006 г. № 50/45.

В соответствии с этим документом, организации, независимо от организационно - правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Национальным банком РБ в соответствии с законодательством РБ.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при однородных расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).

Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены.

При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 “Специальные счета в банках”, субсчет 2 “Чековые книжки “, с кредита счетов 51 “Расчетный счет “, 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам”, субсчет 1 «Расчеты по краткосрочным кредитам банка» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами “ и других подобных счетов.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РБ. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки.

За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в соответствии с «Инструкцией о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь», утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 125 от 27.06. 2003г., с организации взимаются штрафы:

- за выдачу наличных денежных средств под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы без полного отчета по ранее выданным суммам - 10% от суммы вновь выданных под отчет наличных денежных средств, за исключением случаев, установленных абзацем первым части второй статьи 107 Трудового кодекса Республики Беларусь.

- за использование выручки сверх установленных банком размеров использования выручки - 10% от суммы нарушения.

- за нецелевое использование наличных денежных средств, полученных из касс банков - 10% от суммы нарушения.

- за другие нарушения правил ведения кассовых операций, приведшие к сокрытию превышения установленного лимита остатка кассы - 25% от суммы нарушения за каждый рабочий день согласно расчету суммы превышения лимита остатка кассы.

Порядок ведения кассовых операций в РБ утвержден Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.03. 2003 N 57 (редакция от 03.06. 2005)"Об утверждении правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01. 2006).

Этот документ включает в себя:

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Порядок приема и выдачи наличных денег, оформления кассовых документов

Глава 3. Порядок ведения кассовой книги и хранения наличных денег

Глава 4. Инвентаризация кассы и контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций

Приложение 1. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях (Форма 1, 1-а)

Приложение 2. Книга учета принятых и выданных кассиром наличных денег

Приложение 3. Акт инвентаризации наличных денег и других ценностей. Расписка

Как уже отмечалось выше, для учета расчетов с населением организации обязаны использовать кассовые суммирующие аппараты. Порядок использования кассовых суммирующих аппаратов разъяснен в Постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 сентября 2004г. № 103 «Об утверждении инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг (в редакции постановлений МНС от 16.03. 2005 N 37, от 19.07. 2006 N 75). Данная Инструкция определяет порядок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями аппаратов и систем для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Аппараты и системы, за исключением используемых в своей деятельности Национальным банком Республики Беларусь и банками, подлежат регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели используют модели (модификации) аппаратов и (или) систем в соответствии с областями применения, определенными Государственным реестром.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе использовать для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг аппараты и системы без средств контроля либо с поврежденными средствами контроля, либо установленными с нарушением порядка, предусмотренного законодательством Республики Беларусь.

Аппараты и системы, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат техническому обслуживанию и ремонту в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Ввод в эксплуатацию аппаратов и систем производится уполномоченным работником центра технического обслуживания, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт указанных аппаратов, систем, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Запрещается использование аппаратов и систем без договора на их техническое обслуживание и ремонт.

На каждый аппарат и (или) систему (за исключением аппаратов и систем, используемых в своей деятельности Национальным банком Республики Беларусь, банками, организациями республиканского унитарного предприятия электросвязи "Белтелеком", индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога, Белорусской железной дорогой, использующей межгосударственную автоматизированную систему управления "Экспресс") ведется книга кассира-операциониста по форме согласно Приложению 4.

Книга кассира-операциониста подлежит регистрации в инспекции МНС по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Книга кассира-операциониста предназначена для ежедневной контрольной регистрации показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) аппарата, системы и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя организации и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации, и печатью организации либо подписью индивидуального предпринимателя, а также подписью уполномоченного должностного лица и печатью инспекции МНС.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие аппараты и (или) системы, за исключением Национального банка Республики Беларусь и банков ежеквартально не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в инспекцию МНС по месту постановки на учет отчет о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через эти аппараты, системы, машины, таксометры, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг по форме согласно Приложению 5, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, взыскиваются в доход республиканского бюджета.

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь разработаны на основании статьи 216 Банковского кодекса Республики Беларусь и утверждены Постановлением Правления национального банка Республики Беларусь от 28.09. 2000 г. № 24.12 (редакция от 30.04. 2004 г)"Об утверждении правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь».

Банки не вправе отказать предприятию, его обособленному подразделению, выделенному предприятием на отдельный баланс, предпринимателю, физическому лицу в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка и банк имеет соответствующую лицензию Национального банка Республики Беларусь.

Для открытия расчетного счета, организация должна предоставить в учреждение, выбранного ею банка, следующие документы:

1. Заявление на открытие счета по форме, приведенной в Приложениях 6 и 7. Нерезиденты кроме предусмотренных в заявлении реквизитов указывают тип счета.

2. Копия документа о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия, предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации, выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа, Министерства юстиции Республики Беларусь и т.д.). Указанные копии должны быть удостоверены нотариально или регистрирующим органом.

Нерезиденты представляют в банк копию документа, подтверждающего статус иностранного предприятия либо предпринимателя, удостоверенную в установленном порядке, с переводом на белорусский (русский) язык (например, выписку из Торгового реестра страны происхождения и т.п.). Представительство нерезидента представляет копию разрешения Министерства иностранных дел Республики Беларусь на открытие представительства.

3. Копию учредительного документа, установленного законодательством Республики Беларусь для владельца счета, удостоверенную нотариально или регистрирующим органом. При открытии текущего счета представляются два экземпляра копий учредительных документов, установленных законодательством для владельца счета, при этом на одном из них должен быть проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально либо регистрирующим органом. Уполномоченный работник банка делает отметку об открытии текущего счета с указанием его номера, даты открытия и порядка функционирования (наименования счета) на обоих экземплярах, после чего один экземпляр, на котором проставлен штамп регистрирующего органа, возвращается владельцу счета, а второй остается в банке в деле по оформлению счета.

4. Дубликат извещения о присвоении УНН. Дубликат необходим при открытии (переоформлении) счетов в соответствии с настоящими Правилами, если иное не предусмотрено законодательством. Открытие нескольких счетов в банке по одному дубликату извещения о присвоении УНН, открытие счетов по копиям, ксерокопиям дубликата извещения о присвоении УНН не допускается. Не допускается внесение каких-либо изменений в дубликат извещения о присвоении УНН при открытии счета. Дубликат извещения о присвоении УНН действителен до закрытия счета в банке.

5. Справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда (далее - справка Фонда). Справка Фонда необходима при открытии счетов в соответствии с настоящими Правилами, если иное не предусмотрено законодательством.

6. Карточка с образцами подписей и оттиска печати предпринимателя, должностных лиц предприятия, имеющих право распоряжаться счетом, подлинность которых удостоверена нотариально, либо вышестоящим органом и оттиском его печати если и содержащая реквизиты, указанные в Приложении 8.

В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него, банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению суда, налоговых или финансовых органов.

В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.

В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

Очередность списания денежных средств с расчетного счета клиента банка включает шесть групп очередности платежей:

- платежи за закупаемые у физических лиц молоко и скот (обозначение очередности платежа-01);

- Внеочередные платежи:

неотложные нужды (обозначение очередности платежа-02);

Заработная плата в пределах установленного минимума (обозначение очередности платежа-03);

погашение банковского кредита, выданного на выплату задолженности по заработной плате в пределах установленного минимума (обозначение очередности платежа-04);

- Платежи, осуществляемые в первую очередь:

по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет денежных средств, полученных от реализации заложенного имущества (обозначение очередности платежа-11);

платежи по исполнительным документов судов, предмет иска по которым относится к первой очереди (обозначение очередности платежа-12);

иные платежи, осуществляемые в первую очередь (обозначение очередности платежа-13);

- Платежи, осуществляемые во вторую очередь:

платежи по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится ко второй очереди (обозначение очередности платежа-21);

иные платежи, осуществляемые во вторую очередь (обозначение очередности платежа-22);

- Платежи, осуществляемые в третью очередь:

платежи по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к третьей очереди (обозначение очередности платежа-31);

иные платежи, осуществляемые в третью очередь (обозначение очередности платежа-32);

- Платежи, осуществляемые в четвертую очередь:

платежи по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к четвертой очереди (обозначение очередности платежа-41);

иные платежи, осуществляемые в четвертую очередь (обозначение очередности платежа-42);

1.3. Особенности учета денежных средств в международной учетной практике.

Так как бухгалтерский учет является системой записи и оценки результатов деятельности предприятия, эти результаты должны быть сообщены заинтересованным пользователям. В этом разделе мы обсудим вопросы, касающиеся пользователей финансовой отчетности, а также концепций и положений, которые составляют основу Международных стандартов бухгалтерского учета. Мы также проанализируем основные особенности финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с IAS.

Важнейшей задачей финансовой информации является отражение текущего финансового положения компании и предшествующей деятельности, что позволяет пользователю финансовой отчетности принимать экономические решения. Несмотря на то, что руководство компании - это один из основных пользователей финансовой отчетности, существует много других потенциальных пользователей. Следовательно, руководство должно отвечать за финансовую информацию, предоставляемую компанией.

Для целей руководства предприятием бухгалтерская информация имеет некоторые ограничения. Финансовая отчетность на момент ее подготовки отражает финансовые результаты прошедших событий, и ее польза для прогнозирования полезна, но ограничена. Также финансовая отчетность не обязательно отражает всю информацию, необходимую для принятия правильных управленческих решений. Принимая во внимание эти два фактора, пользователь финансовой отчетности должен понимать основные принципы и положения, которые лежат в основе ее составления.

Финансовая отчетность составляется и представляется внешним пользователям на многих предприятиях по всему миру. Хотя финансовая отчетность может быть похожа в разных странах, существуют различия, определяемые разными социальными, экономическими и законодательными причинами. Национальные требования по составлению финансовой отчетности варьируются в зависимости от пользователей финансовой отчетности.

Финансовая информация обычно подготавливается для определенных целей и для использования определенными группами. Если финансовая информация, подготовленная компанией, не отвечает этим двум требованиям, то эта информация является всего лишь сводкой данных и ее нельзя использовать.

Финансовая информация существует во многих формах. Отчеты для внутреннего пользователя по месячной заработной плате, затратам, дебиторской и кредиторской задолженности являются примерами финансовой информации, подготовленной для внутреннего использования компанией. Финансовая информация для внешних пользователей включает финансовую отчетность, состоящую из баланса, отчета о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, а также пояснительную записку. Прогнозирование прибыли является примером других отчетов, которые дают информацию для определенных пользователей. Далее следуют примеры конкретных пользователей финансовой отчетности, помимо внутреннего руководства:

Инвесторы

Сотрудники

Заимодавцы

Поставщики и торговые кредиторы

Покупатели

Налоговые органы

Общественность

Решения, принятые пользователями финансовой отчетности, требуют того, чтобы пользователи оценили степень способности предприятия генерировать средства. Это имеет первостепенное значение при определении возможности предприятия добиваться успеха в ежедневной деятельности. Анализируя финансовое положение, производительность и движение денежных средств предприятия, пользователи могут оценить способность предприятия генерировать средства.

Финансовое положение предприятия изменяется в зависимости от средств, которыми оно располагает, показателя соотношения краткосрочных и долгосрочных активов и пассивов, а также от способности перестраивать деятельность применительно к конъюнктуре рынка. Информация о финансовом положении прежде всего отражается в балансе.

Рентабельность предприятия используется для оценки потенциальных поступлений средств в будущем. Оценка текущего положения дел на предприятии может быть основана на текущем и предшествующем финансовом положении. Информация о результатах деятельности содержится в отчете о прибылях и убытках.

Отчет о движении денежных средств предприятия имеет значение для оценки его инвестиционной, финансовой и основной деятельности за отчетный период. При подготовке отчета о движении денежных средств изменения в остатках денежных средств могут быть определены в соответствии с их влиянием на деятельность предприятия. Отчет о движении денежных средств может быть использован для оценки расходования поступлений денежных средств за последние несколько лет. Информация о движении денежных средств представлена в финансовой отчетности отдельно.

Пояснительная записка, сопровождающая финансовую отчетность, помогает пользователю понять сферу деятельности и операции, включенные в отчетность.

Два фундаментальных положения лежат в основе составления финансовой отчетности в соответствии с IAS:

1. Принцип начисления

Согласно данному принципу, поступление и использование средств в результате операций признается в момент совершения операций, независимо от того, получены или нет денежные средства. Будучи признанными, эти операции отражаются в бухгалтерских регистрах и включаются в финансовую отчетность того периода, к которому они относятся.

2. Принцип действующего предприятия

Данный принцип предполагает, что предприятие осуществляет деятельность без значительных изменений в объеме своих операций, не намеревается принимать решения о ликвидации или другие решения, которые могли бы существенно изменить характер деятельности по сравнению с тем, что отражено в финансовой отчетности.

Существуют четыре основные качественные характеристики финансовой отчетности, составленной в соответствии с IAS, включающие понятность, соответствие, надежность и сравнимость.

1. Понятность

Качество информации, содержащейся в финансовой отчетности, определяется ее понятностью для пользователя. Поэтому финансовая отчетность составляется с учетом того, что пользователь обладает базовыми знаниями деловой активности и способностью проанализировать информацию. По более сложным вопросам необходимо приводить пояснения для того, чтобы финансовая отчетность была более понятна.

2. Соответствие

Согласно принципу соответствия финансовая информация должна иметь отношение к принимаемым решениям. Информация должна влиять на решения пользователей, помогая им оценивать прошлую и настоящую деятельность предприятия, его положение и движение денежных средств. Для того, чтобы информация была уместна, она должна обладать качествами прогнозирования и обратной связи. Качество прогнозирования помогает пользователям предвидеть исход событий. Информация, которая подтверждает правильность или неправильность прогнозов пользователя, обладает качеством обратной связи. Используя эти две характеристики соответствия, пользователь может формировать свои решения на основании финансовой информации.

3. Надежность

Информация считается надежной, если она правдиво сообщает пользователю те факты, которые должна сообщать. Таким образом, финансовая информация является надежной, если пользователь может полагаться на отраженные основные финансовые операции предприятия. Надежность информации зависит от достоверности, подтверждаемости и нейтральности. Информация должна быть полной и непредвзятой.

Достоверность представления достигается тогда, когда бухгалтерская отчетность, отражающая экономическую деятельность, соответствует действительному положению вещей. Если такого соответствия нет, то информация либо предвзята, либо не полная.

Бухгалтерская оценка является предвзятой, если она значительно завышена или занижена. Предвзятость в бухгалтерской оценке может появиться из-за неправильного выбора метода либо умышленно, либо из-за отсутствия должных знаний у исполнителя.

Для того, чтобы быть непредвзятой, информация должна наиболее полно отражать основные события. Полнота означает то, что вся значительная информация должна быть отражена таким образом, чтобы обеспечить понимание и не вводить в заблуждение.

Подтверждаемость присутствует тогда, когда финансовая информация может быть продублирована независимым экспертом, который использует те же самые методы оценки. Подтверждаемость направлена скорее на устранение предвзятости эксперта, чем предвзятости метода оценки. Требование к финансовой информации, которое заключается в том, что она должна быть основана на объективных данных, исходить из потребности пользователей в надежной, непредвзятой финансовой информации.

Нейтральность бухгалтерской информации означает, что информация должна быть свободна от предвзятости метода оценки. Основной задачей является соответствие и надежность информации при применении принципа, а не влияние этого принципа на конкретный вопрос. Подтверждаемость стремится уменьшить предвзятость оценщика, нейтральность стремится исключить предвзятость метода оценки.

4. Преобладание содержания над формой

В соответствии с IAS, если информация должна верно отражать те операции, которые она должна отражать, то необходимо, чтобы они представлялись в соответствии с их содержанием и экономическим положением, а не просто в соответствии с их юридической формой. Содержание операций или других событий не всегда совпадает с тем, что вытекает из их юридической или другой формы.

5. Предусмотрительность

Предусмотрительность предполагает осторожность и консерватизм при отражении операций. Необходимо придерживаться этого для того, чтобы чистые активы и чистая прибыль не были завышены. В случае неуверенности в том, нужно ли отражать конкретную операцию, бухгалтер должен использовать принцип предусмотрительности. Данный принцип предполагает точную оценку и применяется по-разному в различных организациях, но в большей степени он используется для того, чтобы не ввести в заблуждение пользователя финансовой отчетности.

6. Полнота

Информация должна быть достаточно полной и включать все необходимые факты для обеспечения ясного понимания финансовой отчетности.

7. Сравнимость

Сравнимость применяется в финансовой информации в случае, если различия и сходство записей за конкретные периоды действительно существуют, а не являются результатом применения различных учетных политик. Преимущество обладания сравнимой финансовой информации состоит в том, что она раскрывает сильные и слабые стороны предприятия в течение определенного времени.

1. Требования к соответствию и надежности информации

Для того, чтобы финансовая информация была полезна пользователю, он должен иметь доступ к информации в то время, когда информация может быть использована для принятия решений. С течением времени полезность финансовой информации уменьшается. Если информация представляет какой-нибудь интерес для принятия решений, она должна быть представлена до принятия решения.

2. Баланс между прибылью и затратами

Финансовая информация является продуктом, который нужен только тогда, когда полученная выгода больше, чем затраты на подготовку информации.

Ниже определены основные элементы финансовой отчетности:

1. Финансовое положение

Элементами, имеющими прямое отношение к оценке финансового положения, являются активы, обязательства и капитал компании. Они определяются следующим образом:

a) Активы - ресурсы, контролируемые компанией, представляющие собой результат предыдущих событий и операций, и от которых ожидаются предстоящие экономические прибыли.

b) Обязательства - текущие обязательства компании, возникающие из предшествующих событий, оплата которых ожидается в результате выбытия из компании ресурсов, содержащих экономическую прибыль.

c) Капитал компании - остаточный интерес в активах компании после вычета из них всех обязательств.

2. Деятельность

Прибыль часто используется для оценки деятельности предприятия, такой как доходы по инвестициям или доходы на одну акцию. Элементы, прямо связанные с оценкой прибыли, - это доходы и расходы.

Доходы и расходы определяются следующим образом:

a) Доход - увеличение экономической прибыли за отчетный период в форме поступлений, увеличения активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала компании, отличному от вклада участников. Доход включает в себя выручку и прочие доходы. Выручка представляет собой увеличение прибыли (доход), возникающий как результат основной деятельности компании при размещении активов или оказании услуг. Прочие доходы - это также доходы, приносящие прибыль, но которые могут возникнуть, а могут и нет в условиях обычной деятельности компании.

b) Расходы - уменьшение экономической выгоды за отчетный период в форме расходования средств или уменьшения стоимости активов или увеличения пассивов, которое выражается в уменьшении капитала компании, но не в результате распределения средств среди акционеров. Определение расходов предполагает убытки и другие затраты, которые возникают в результате обычной деятельности предприятия. Расходы, возникающие в результате обычной деятельности предприятия, включают, например, себестоимость реализованной продукции, расходы на оплату труда и износ. Убытки представляют собой другие статьи, которые отвечают определению расходов и могут возникать или не возникать в результате деятельности предприятия.

З. Определение элементов финансовой отчетности

Признание - это процесс включения в баланс или отчет о прибылях и убытках статьи, которая отвечает определению элемента и удовлетворяет критерию признания, указанному ниже:

a) Имеется вероятность того, что предприятие может получить или не получить будущую экономическую выгоду, имеющую отношение к данной статье;

b) Статья может быть достоверно оценена.

И. Оценка элементов финансовой отчетности

Оценка - это процесс определения денежного выражения, в котором элементы финансовой отчетности признаются и отражаются в балансе и отчете о прибылях и убытках.

a) Первоначальная стоимость. Активы отражаются в сумме, которая была за них уплачена, по достоверной оценке принятых обязательств или других привлеченных ресурсов, для приобретения активов. Пассивы отражаются в сумме поступлений в обмен на обязательства, возникающие при нормальном функционировании предприятия.

b) Текущая стоимость. Активы учитываются в сумме, которая была бы уплачена в настоящий момент для приобретения активов, а пассивы учитываются в сумме, которая потребовалась бы для выполнения обязательств в настоящий момент.

c) Цена реализации (расчетов). Активы учитываются в сумме, которая была бы получена в настоящий момент от продажи активов, а пассивы учитываются по цене расчетов.

d) Приведенная стоимость. Активы учитываются по приведенной дисконтированной стоимости будущих нетто-поступлений денежных средств, которые будут сгенерированы при нормальном функционировании предприятия. Пассивы учитываются по приведенной дисконтированной стоимости будущих нетто-расходов денежных средств, необходимых для выполнения обязательств при нормальном функционировании предприятия.

Первоначальная стоимость - принцип оценки, наиболее часто применяемый предприятиями в процессе подготовки финансовой отчетности. Он обычно применяется совместно с другими принципами оценки.

2. Учет денежных средств субъектами хозяйствования

2.1. Порядок открытия, переоформления и закрытия текущих и других счетов

Любой нормальной работающей организации необходим банковский счет. Открытие расчетного счета - один из самых первых шагов каждой организации после ее государственной регистрации. Этим обусловлена необходимость для бухгалтеров, непосредственно осуществляющих в организациях работу с банковским счетом, владеть основными знаниями о взаимных правах и обязанностях владельцев счетов и обслуживающих их банков, а также о правильном оформлении расчетных документов по движению денежных средств по счету.

Банк обязан заключить договор банковского счета с любым клиентом, обратившимся в данный банк с предложением открыть счет в соответствии с банковскими правилами. [4, ст.486] Следует отметить, что банк не вправе отказать организации в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ, вызван отсутствием у банка принять еще одну организацию на банковское обслуживание. Организация вправе открыть несколько расчетных счетов в различных банках и вправе выбирать коммерческий банк.

В каждом банке свои требования к пакету документов для открытия расчетного счета, но обычно это: учредительные документы (Устав, Учредительный договор); свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на налоговый учет; заявление на открытие расчетного счета (Приложение 6); банковская карточка с образцами подписей и оттиском печати (Приложение 8). Также довольно часто требуются страховое свидетельство из Фонда Социального Страхования. Копии всех документов, должны быть нотариально заверены.

Между предприятием и банкам заключается кредитный договор, открывается расчетный счет, которому присваивается определенный номер, в соответствии с которым в дальнейшем производят все расчеты и ведется учет движения денежных средств предприятия.

После открытия расчетного счета организация обязана уведомить об этом налоговую инспекцию, в которой состоит на учете по установленной форме.

Предприниматель при открытии текущего счета в иностранных валютах представляет следующие документы:

заявление на открытие расчетного счета (Приложение 6 и 7);

учредительные документы (Устав, Учредительный договор); свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на налоговый учет;

банковская карточка с образцами подписей и оттиском печати (Приложение 8).

При наличии в данном банке текущего счета в белорусских рублях представляет следующие документы:

Дубликат извещения о присвоении УНН

Заявление на открытие счета по форме, приведенной в Приложениях 6 и 7

Дубликат извещения о присвоении УНН представляется при открытии счета по каждому виду иностранной валюты.

Решение о функционировании текущего счета в белорусских рублях в режиме счета-контокоррента принимает руководитель банка или уполномоченный орган (кредитный комитет, Правление, Совет директоров, Наблюдательный совет, дирекция). Перевод клиента на обслуживание по счету-контокорренту допускается на основании заключенного двухстороннего договора и только при отсутствии задолженности по ранее полученным кредитам в оборотные активы и процентам за пользование ими.

Субсчет в белорусских рублях открывается предприятию, его обособленному подразделению, выделенному предприятием на отдельный баланс, предпринимателю в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. При этом порядок зачисления и использования денежных средств определяет непосредственно банк, в котором открывается данный субсчет, с учетом требований нормативного правового акта, во исполнение которого субсчет должен быть открыт, если иное не установлено законодательством.

Для открытия субсчета в банке, где открыт текущий счет клиента, предприятие и предприниматель представляют в банк следующие документы:

заявление на открытие расчетного счета (Приложение 6 и 7);

Дубликат извещения о присвоении УНН

Справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда (далее - справка Фонда).

Для открытия субсчета в банке, где нет счетов клиента, предприятие представляет документы полный пакет документов, как и для открытия текущего счета. Предприятие и предприниматель также сообщают номер текущего счета и наименование банка, в котором этот счет открыт. Банк, открывший субсчет предприятию, предпринимателю, обязан в течение трех рабочих дней направить письменное сообщение об этом банку, в котором открыт текущий счет данного клиента.

Обособленному подразделению, выделенному предприятием на отдельный баланс, по ходатайству предприятия с обоснованием целей и режима использования, на основании разрешения банка, в котором открыт текущий счет предприятия, может также открываться субсчет для зачисления выручки и осуществления расчетов в безналичном порядке, а в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, - в наличной форме по платежам для обеспечения функций данного обособленного подразделения, в том числе уплаты платежей в бюджет. При наличии в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" расчетных документов, оплата которых относится к группам очередности платежей, предшествующих оплате расчетных документов с субсчета, банк, где открыт текущий счет предприятия, направляет распоряжение банку, в котором открыт субсчет подразделения, о ежедневном перечислении денежных средств в необходимой сумме на текущий счет предприятия, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Банк, обслуживающий субсчет, имеет право возобновить на субсчете проведение приостановленных операций в случае полного перечисления с субсчета денежных средств, указанных в распоряжении. Субсчета обособленному подразделению, выделенному предприятием на отдельный баланс, открываются в порядке, аналогичном открытию субсчета предприятию.

Колхозу, совхозу, крестьянскому (фермерскому) хозяйству субсчет открывается для зачисления выручки, полученной от торгово-заготовительных и перерабатывающих предприятий, и осуществления расчетов с физическими лицами за закупленную у них сельскохозяйственную продукцию путем зачисления средств с субсчета на текущие счета данных физических лиц либо выдачи наличными денежными средствами. Субсчет колхозу, совхозу, крестьянскому (фермерскому) хозяйству открывается по разрешению банка, обслуживающего текущий счет данного клиента, для получения которого в банк представляется ходатайство клиента с указанием его полного наименования и адреса, номера текущего счета в банке, назначения и условий целевого использования субсчета. В разрешении банк определяет порядок зачисления и использования денежных средств с учетом назначения данного субсчета. Разрешение заверяется руководителем и главным бухгалтером банка и скрепляется печатью банка. Банк, открывший субсчет, должен обеспечить контроль за целевым использованием средств, поступивших на этот счет.

Обособленному подразделению предприятия, не выделенному на отдельный баланс и расположенному вне места нахождения предприятия, по усмотрению банка и ходатайству предприятия, при наличии разрешения банка, в котором открыт текущий счет предприятия, может открываться субсчет для аккумуляции выручки от реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ. Помимо названных документов в банк представляются заявление, карточка с образцами подписей должностных лиц и оттиска печати, удостоверенная предприятием, дубликат извещения о присвоении УНН, выданный на имя предприятия, а также положение об обособленном подразделении, утвержденное предприятием. При отсутствии печати у обособленного подразделения представляется карточка с образцами подписей должностных лиц, удостоверенная предприятием и оттиском его печати.

Для получения разрешения на открытие субсчета предприятие представляет в банк, где открыт текущий счет предприятия, ходатайство с обоснованием целей и режима использования счета. В разрешении банка на открытие субсчета указывается периодичность перечисления остатка средств с субсчета на текущий счет предприятия, сроки направления выписок из субсчета банку, в котором открыт текущий счет предприятия, другие условия, определяющие режим использования субсчета. Разрешение заверяется руководителем и главным бухгалтером банка и скрепляется печатью банка.

При отсутствии претензий к текущему счету предприятия средства с субсчета могут использоваться для расчетов только в безналичном порядке для расчетов по основной деятельности обособленного подразделения предприятия, на уплату платежей в бюджет, а также на выплату заработной платы, пособий, пенсий, стипендий и командировочных расходов работникам подразделения как путем зачисления средств с субсчета на текущие счета работников данных подразделений, так и выдачи наличными денежными средствами, для выплаты физическим лицам в наличной форме страхового обеспечения и страхового возмещения, а также для возврата в наличной форме излишне полученных денежных средств от страхователей - физических лиц. При наличии в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" расчетных документов, оплата которых относится к группам очередности платежей, предшествующих оплате расчетных документов с субсчета, банк, где открыт текущий счет пр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.