Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сущность гарантийных систем и способов страхования депозитов в Международном валютном фонде. Принципы построения гарантийных систем в различных странах. Национальная система гарантирования возврата банковских вкладов и депозитов в Республике Беларусь.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


13
Гарантии для вкладчиков. правовое регулирование. международный опыт

Привлечение средств юридических и физических лиц, проведение операций по депозитным счетам традиционно являются одними из основных видов деятельности для банковских учреждений. Однако мировой практике известны также случаи банкротств банков, приводящие к полной либо частичной потере вкладчиками своих денег. Проблема сохранности вкладов и депозитов, размещенных в банках, не является особенностью экономической ситуации стран с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь. В разные периоды времени с этим вопросом сталкивались практически все государства. Как следствие практически во всех развитых странах были разработаны в различной форме гарантийные системы компенсации банковских депозитных вкладов, представляющие собой комплекс мер, обеспечивающих защиту вкладов на случай невыполнения коммерческими банками обязательств по возврату привлеченных денег.
По принятой Международным валютным фондом методологии существующие гарантийные системы и способы страхования депозитов условно подразделяют на две группы:
- систему не выраженных прямо гарантий;
- систему положительно выраженных гарантий.
В странах, где используется первая система, как правило, нет специального законодательства и других нормативных актов, которыми регламентируется порядок, формы, размеры возмещения потерь вкладчикам банка в случае его банкротства. Кроме того, в таких странах отсутствует практика создания специальных фондов, предназначенных для возмещения указанных потерь, а существуют лишь абстрактные обязательства государства или иных органов по сохранности вложенных в банки средств. При этом в каждом конкретном случае порядок компенсации потерь определяется по усмотрению государства. Основными принципами системы с положительно выраженными гарантиями является наличие законодательно установленной процедуры гарантирования возврата банковских вкладов, а также формирование специального фонда.
Принципы построения гарантийных систем в различных странах
Из-за национальных условий в каждой стране система гарантирования вкладов имеет свои особенности, связанные с различием структуры институтов, принципов построения системы, степени охвата системой кредитных учреждений, работающих с вкладами населения, а также, порядком образования страховых фондов.
В некоторых странах вся гарантийная система управляется одним институтом 1 . В других - каждый институт системы защиты сбережений контролирует свой сектор, содержащий учреждения определенного типа 2  .
По формам выделяют обязательное и добровольное страхование депозитов. Обязательная форма предполагает установленные законодательством условия проведения страхования, его субъекты и объекты, механизм определения размеров страховых взносов (используется в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Японии).
При добровольной форме страхования каждый банк самостоятельно решает вопрос о своем участии или неучастии в страховании. При этом банки обычно ставятся в такие условия, что они вынуждены иметь страховое обеспечение, поскольку неучастие банка в системе страхования отрицательно сказывается на его конкурентоспособности (такая система применяется во Франции, Германии, Италии).
Страховщиками могут быть государственные, частные и смешанные организации. Государственные организации создаются, как правило, при наличии обязательного страхования. В этом случае операции осуществляются на бесприбыльной основе специально созданным государственным органом. В формировании ресурсной базы такой страховой организации могут использоваться, кроме взносов банков, также и государственные средства (США).
В Германии, Франции, Люксембурге страхованием занимаются организации, созданные в рамках банковских ассоциаций, а государство не вмешивается в деятельность таких фондов и не осуществляет их кредитование. Руководство фондами возлагается на банковские ассоциации, в то время как ресурсы формируются исключительно за счет взносов банков-участников.
При смешанной форме создания гарантийных организаций уставный капитал формируется как органами государственного управления, так и коммерческими структурами (Япония).
Объектами защиты могут быть вклады физических и юридических (либо только физических лиц); вклады только в национальной валюте либо также и в иностранной; только вклады резидентов либо включая вклады нерезидентов. Страховая защита может распространяться в отношении только местных банков либо в отношении как местных, так и иностранных банков, функционирующих в стране; а также действовать только на банки, действующие в стране, либо также на отделения местных банков за рубежом.
Мировая практика выработала два различных способа формирования гарантийных фондов. Первый заключается в сборе средств "по факту" и предполагает, что при наступлении банкротства банка иные участники системы предоставляют средства, необходимые для осуществления расчетов с вкладчиками банка-банкрота. Такой вариант аккумулирования резервов обычно используется частными системами страхования вкладов, управляемыми их членами.
Главным недостатком подобного варианта является отсутствие твердых гарантий достаточности средств для проведения расчетов. При наступлении страхового случая одновременно в нескольких банках может оказаться, что у других участников системы нет достаточных средств для срочного формирования фонда компенсации вкладов. Система, построенная по такому принципу, испытывает также сложности при определении размера обязательных сборов, поскольку не располагает необходимой информацией о финансовом состоянии и принятых банками рисках.
Второй вариант предполагает образование специализированного фонда, находящегося в распоряжении управляющей организации, за счет поступления регулярных взносов. Данный вариант позволяет аккумулировать ликвидные ресурсы для быстрой выплаты сумм возмещения, обеспечивает участие в покрытии расходов системы всех ее участников, распределяет по времени нагрузку на участников системы, связанную с компенсацией депозитов при закрытии несостоятельных банков. Ресурсы таких институтов формируются за счет взносов кредитных организаций (обычно это вступительный взнос и постоянные платежи в зависимости от объема привлеченных средств), кредитов монетарных властей и международных финансовых организаций. В международной практике регулярные взносы кредитных организаций варьируются в пределах 0,008% в Японии до 0,3% суммы обязательств в Великобритании.
Применительно к Республике Беларусь, с ее относительно неразвитой банковской системой важен не столько опыт развитых стран, сколько принципы построения системы страхования в развивающихся странах, где такие системы остаются преимущественно государственными, формализованными и финансируются государством.
Белорусская модель: нереальные гарантии
Рассмотрим действующую на данный момент национальную систему гарантирования возврата банковских вкладов и депозитов. Согласно ст. 121 Банковского кодекса сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном фонде которых государству принадлежит более 50% голосующих акций 3  , гарантируются государством.
Декретом Президента Республики Беларусь от 20.04.1998 № 4 "О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь" (далее - Декрет № 4) установлено, что государство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в ОАО "Сберегательный банк "Беларусбанк"", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк"", ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "Приорбанк", уполномоченных обслуживать государственные программы, и возврат этих средств с учетом начисленных по ним процентов в валюте счета или вклада (депозита) по первому требованию вкладчиков.
При этом органом, обеспечивающим безусловное выполнение обязательств по возврату в полном объеме физическим лицам средств в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в уполномоченных банках, выступает Национальный банк Республики Беларусь.
Как видим, положения Декрета № 4 выделяют из всей банковской системы страны группу из 6 банков, для которых устанавливаются государственные гарантии возмещения вкладов в иностранной валюте в полном объеме без каких-либо предельных ограничений и по первому требованию вкладчиков. Но поскольку источником данного возмещения выступают средства Национального банка, т.е. бюджетные средства, правильнее говорить, что такие государственные гарантии означают полное возмещение валютных вкладов за счет средств всех без исключения налогоплательщиков Республики Беларусь.
Обратим внимание, что белорусская система гарантирования возврата вкладов в полном объеме не соответствует мировой практике, исходящей из того, что ограничение размера гарантийных выплат отражает необходимость справедливого перераспределения рисков между государством и кредиторами банков, побуждая вкладчиков к взвешенной инвестиционной политике, а также препятствует искажению рыночной конъюнктуры. Частичная гарантия депозитов заставляет вкладчиков более осознанно подходить к выбору банка и в конечном счете компенсирует недостаточную конкуренцию и недостаточно эффективное управление банковскими рисками.
Принятые международные стандарты, как правило, базируются на соотношении размера возмещения и ВВП. В частности, Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1-2% долей ВВП на одного жителя. В странах Западной Европы этот показатель колеблется от 0,3% в Норвегии и 0,5% в Швейцарии до 1,2% в Швеции и 1,4% в Великобритании. В России предельный размер возмещения по вкладам составляет 1,5% доли ВВП на одного гражданина России.
Мировая практика показывает, что установленная законом 100%-ная гарантия на самом деле "не работает", поскольку у государства может не оказаться средств для обеспечения полной и своевременной компенсации его вкладчикам. Соответственно в отсутствие единого установленного законом механизма компенсации будут выплачиваться исходя из реальных возможностей бюджета, т.е. не всем, не сразу, и в размерах, очень далеких от прежних сбережений.
Подобная ситуация имела место в Таиланде, где в августе 1997 г. после банковского кризиса Банк Таиланда предоставил гарантию на получение вкладчиками компенсации в размере первоначальной суммы их депозитов без учета капитализированных процентов. Но исходя из реальных финансовых возможностей страны выплаты растянули на 10 лет, что фактически уже сегодня означает потерю почти половины сбережений вкладчиков.
Кроме того, следует отметить, что для успешной реализации права на полное возмещение вкладов необходимо дополнительно зарезервировать соответствующую статью расходов на компенсацию в белорусском бюджете, чего не было проделано ни разу с момента вступления в силу президентского акта. Отсутствие такой статьи расходов приведет к невозможности для вкладчиков защитить свое право на получение возмещения даже в судебном порядке, как это случилось, например, с гарантиями, выдаваемыми местными исполнительными и распорядительными органами и советами депутатов по банковским кредитам.
Так, согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2003 № 10 "О некоторых вопросах, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов, выступающих гарантами или поручителями" судам следует учитывать, что действующим законодательством 4 , предусмотрено перечисление бюджетных денег в пределах, установленных распорядителю средств бюджетных ассигнований по предъявленным им заявкам. Обязательства распорядителей средств по осуществлению расходов сверх установленных им бюджетных ассигнований за счет бюджетных средств не оплачиваются.
Получение денег после полной ликвидации банка
Декрет № 4 устанавливает, что средства в иностранной валюте, размещенные на счетах и во вкладах (депозитах) в других банках Республики Беларусь, возмещаются в установленном Национальным банком размере за счет средств гарантийного фонда защиты вкладов и депозитов физических лиц.
Пунктом 3 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 75 "Об утверждении Правил гарантирования возврата привлекаемых банками средств физических лиц" установлен предельный размер средств физического лица, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в одном банке, независимо от количества и видов с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.