На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Методологические аспекты учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции. Учет выпуска и реализации готовой продукции. Анализ выпуска и реализации готовой продукции. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 30.05.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


170
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ МГИУ)

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»



Д И П Л О М Н А Я Р А Б О ТА

По специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

На тему «Учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции (на примере ЗАО «ЦИМС»)»



Студент-дипломник А.В. Тархова
(Личная подпись) И.О. Фамилия
Руководитель работы,
должность, звание Н.В. Цыпкина.
(Личная подпись) И.О. Фамилия
ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой,
к.э.н., профессор __________________ В.А. Клячин
(Личная подпись)
МОСКВА 2006 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель декана ИДО МГИУ
по экономическому образованию
_________ к.э.н., доц. Ищенко М.М.
З А Д А Н И Е
на дипломную работу

студента Тарховой Анастасии Владимировны

1. Тема Учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции (на примере ЗАО «ЦИМС»)

(утверждена приказом ректора МГИУ от 14.03.2006г251 ѕ )
2. Срок сдачи студентом законченной работы 01 июня 2006г
3. Исходные данные к работе Материалы преддипломной практики; Бухгалтерский баланс; Отчет о прибылях и убытках; Внутренние отчеты ЗАО «ЦИМС».


4. Содержание дипломной работы (перечень подлежащих разработке вопросов)
Введение; Методологические аспекты учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции; Учет выпуска и реализации готовой продукции в ЗАО «ЦИМС»; Анализ выпуска и реализации готовой продукции; Заключение; Список использованных источников и литературы


5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)
Ассортимент продукции ЗАО «ЦИМС», основные технико-экономические показатели за 2005г. ЗАО «ЦИМС»; Выписка из ведомости №16 за январь 2006г. «Движение готовых изделий в ценностном выражении (счет 40); Приемо-сдаточная накладная №17 за 1-6 февраля 2006г; Схема процесса оформления и передачи накладных при реализации готовой продукции в ЗАО «ЦИМС»; Динамика производства и реализации товарной продукции ЗАО «ЦИМС».
6. Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы)
По 2 части - «Учет выпуска и реализации готовой продукции в ЗАО «ЦИМС» главный бухгалтер ЗАО «ЦИМС» Коняхина Светлана Викторовна



Дата выдачи задания _01.03.2006г.___ Задание принял (дата) 01.03.2006г.
Руководитель _______________________ Подпись студента
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....стр.6
1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………….стр.9
1.1.Понятие, оценка и учет готовой продукции……….…….…..стр.9
1.2.Учет реализации готовой продукции………………………..стр.18
1.3.Анализ выпуска и реализации готовой продукции……..…..стр.24
2.УЧЕТ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
В ЗАО «ЦИМС»………………………………………………...…стр.28
2.1.Краткая характеристика и технико-экономические показатели
предприятия ЗАО «ЦИМС»……………………………………….стр.28
2.2. Организация учета выпуска и реализации
готовой продукции…………………………………………….…..стр.31
2.3.Инвентаризация готовой продукции………………….….….стр.45
3.АНАЛИЗ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………………….…………...стр.48
3.1.Анализ динамики и выполнения плана производства и
реализации готовой продукции…………………………………...стр.48
3.2.Анализ ассортимента и структуры готовой продукции……стр.53
3.3Анализ ритмичности производства и
реализации продукции…………………………………………….стр.60
3.3.Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации
готовой продукции…………………………………………………стр.62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……...……стр.70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………..…..……….стр.75
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………….………стр.78


АННОТАЦИЯ
Дипломная работа: 78 с., 14 табл., 33 источника, 10 приложений.
Объектом исследования в данной дипломной работе является продукция, выпускаемая ЗАО «ЦИМС».
Предметом исследования является учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции.
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции.
В процессе работы:
1. рассмотрен учет выпуска и реализации готовой продукции;
2. проведен анализ выпуска и реализации готовой продукции;
3. разработаны мероприятия по совершенствованию учета выпуска и реализации готовой продукции.
Практическая значимость данной дипломной работы в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы для совершенствования учета выпуска и реализации готовой продукции.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
_________________
(подпись студента)
ВВЕДЕНИЕ

Вопросам организации бухгалтерского учета готовой продукции в методических и учебных материалах традиционно уделяется недостаточно внимания. Тем не менее, актуальность и важность этой темы для формирования, детализации и группировки бухгалтерской информации о движении готовой продукции, необходимой для принятия управленческих решений, очевидна.
Основной задачей промышленных пред-приятий является наиболее полное обеспече-ние спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производ-ства продукции, повышение ее качества непо-средственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми задани-ями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка.
В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам -- важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.
Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссу-дам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать произ-водственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невы-полнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.
Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;
- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
- контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию;
- выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.
Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте изготовления, комплектации и сборки.
Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.
Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции.
Верно учтенные объемы реализованной продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукций - это залог правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.
Объект исследования - ЗАО «ЦИМС», на примере которого анализируется бухгалтерский учет операций, связанных с выпуском и реализацией готовой продукции.
Задача данной работы состоит в том, чтобы выявить существующие недостатки и прорехи в ведении бухгалтерского учёта и в частности учёта реализованной продукции, а также выработать конкретные рекомендации по устранению указанных недостатков и совершенствованию учёта и системы внутреннего учёта и контроля.
Именно поэтому очень важно уделять особое внимание учету готовой продукции на предприятии, т.к. это основное звено любого предприятия.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.

1.1 Понятие, оценка и учет выпуска готовой продукции.

Готовой считается продукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю.
Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» под готовой продукцией понимается «часть МПЗ органи-зации, предназначенной для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям дру-гих документов, установленных законодательством».
Готовая продукция, как и другие виды материально-производственных запасов, оценивается по фактической себестоимости. Разумеется, при оценке готовой продукции следует учитывать особенности, характерные для экономического содержания данного вида активов. Основным источником поступления материалов и товаров является приобретение за плату. Готовая продукция не может быть приобретена за плату в принципе, так как это противоречит ее экономическому содержанию, вытекающему из определения - готовая продукция должна представлять собой конечный результат производственного цикла.
Фактическая себестоимость запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции. В соответствии с пунктом 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат. Таким образом, при формировании учетной политики организации бухгалтерского учета готовой продукции допускается сделать выбор из следующих вариантов оценки:
по фактической себестоимости;
по нормативной или плановой себестоимости;
по прямым статьям затрат.
В соответствии со статьей 61 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ отгруженная продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой. Разницу между полной и производственной себестоимостью составляют так называемые «внепроизводственные расходы» (в бухгалтерском учете отражаются на счете 44 «Расходы на продажу»), которые представляют собой затраты, связанные с продажей (включая затраты по продвижению готовой продукции на рынок). Это значит, что в любом случае (включая вариант учета готовой продукции по плановой себестоимости) расходы на продажу не могут быть списаны на счет учета готовой продукции до момента ее отгрузки. Другое следствие, вытекающее из процитированных требований, состоит в том, что термин «полная себестоимость» не может быть применен к готовой продукции, находящейся в организации (в процессе предпродажной подготовки, ожидания отгрузки, в составе гарантийного или страхового запасов и т.п.).
Выпущенная из производства продукция передается на склад готовой продукции. Передача продукции из цеха на склад оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указывается номер цеха-сдатчика, номер склада, получившего продукцию, наименование изделий, номенклатурный номер, количество сданных на склад изделий, учетная цена и сумма.
На форму и содержание приемо-сдаточных накладных, порядок их оформления оказывает влияние сложность продукции, ее комплектование и периодичность сдачи на склад.
В большинстве организаций применяется накопительная приемосдаточная накладная. В ней производятся записи в течение нескольких дней и по нескольким изделиям. В ряде случаев вместо накопительных применяются разовые накладные, которые оформляются на каждый выпуск продукции. Если продукция изготовляется по разовым заказам, то в накладной перечисляются изделия, входящие в заказ, и номер договора или письма, по которому выполняется данный заказ.
При изготовлении сложной и многокомплектной продукции вместо накладной составляется приемо-сдаточный акт, в котором указываются наименование изделий, количество, стоимость, а также отмечается, что изготовленные изделия закончены производством, полностью укомплектованы, отвечают техническим условиям (условиям договора) и согласно актам технической приемки в окончательно готовом и упакованном виде ого учета.
Если предприятие выполняет работы для сторонних организаций, то в этом случае оформляется акт сдачи-приемки работ. Акт, так же как и накладная, выписывается в двух экземплярах. Один экземпляр с подписью представителя предприятия-исполнителя передается заказчику, а другой экземпляр с подтверждением принятых работ представителем заказчика остается у исполнителя и используется в дальнейшем для расчетов и отражения работ на счетах бухгалтерского учета.
Приемо-сдаточные накладные после записей в карточках складского учета готовой продукции передаются в бухгалтерию, где на их основе формируются данные о выпуске продукции и ведется учет. Первичные документы на работы и услуги также поступают в бухгалтерию.
Для обобщения данных о выпуске продукции за отчетный период используется накопительная ведомость, в которую из сдаточных накладных и актов переносятся данные о количестве выпущенных изделий за смену или рабочий день с указанием даты и номера документа, проставляется учетная цена (плановая (нормативная) себестоимость или продажная цена).
Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (ра-бот, услуг)» и с использованием счета 40.
При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учет-ной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом сче-те 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себе-стоимости. Однако аналитический учет отдельных видов готовой про-дукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (плановой себестоимости, оптовым ценам и др.) с выделением отклонений фак-тической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитичес-ком счете.
Синтетический учет готовой продукции отгруженной ведется на счете 45 «Товары отгруженные», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции, выручки, от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции). На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. Готовая продукция отгруженная учитывается на счете 45 по стоимости, складывающейся из фактической производственной себестоимости и расходов по отгрузке продукции. Дебетуется счет 45 в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» в соответствии с оформленными документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий или передаче их для комиссионной продажи. Принятые на учет по счету 45 «Товары отгруженные» суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи» одновременно с признанием выручки от продажи продукции либо при поступлении извещения комиссионера о продаже, переданных ему изделий.
Счет 45 применяется в двух случаях. Во-первых, он используется после отгрузки товаров покупателю, когда выручка от их продажи не может быть признана к бухгалтерскому учету. Торой случай использования счета 45 это передача продукции комиссионеру для продажи, поскольку до отгрузки в дальнейшем покупателю продукции они остаются собственностью комитента. Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформля-ют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оп-риходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнитель-ной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно».
Если готовая продукция полностью используется в самой органи-зации, то ее можно приходовать по дебету счета 10 «Материалы» и других аналогичных счетов с кредита счета 20 «Основное производ-ство».
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку про-дукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 43 «Готовая про-дукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» или 90 «Продажи». По окончании месяца определяют отклонение фактической себестои-мости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее, но учет-ным ценам и списывают с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом «красное сторно» в дебет счетов 45 или 90.
Готовую продукцию, переданную другим организациям для реа-лизации на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 и дебет счета 45 «Товары отгруженные».
При использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет гото-вой продукции осуществляют на счете 43 по нормативной или плановой себестоимости.
По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту -- нормативную пли плановая себестоимость.
Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40.
Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, ус-луг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продук-ция», 90 «Продажи» и других счетов (10, 11, 21, 28, 41 и др.).
Сопоставлением дебетовых и кредитных оборотом по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимос-ти продукции, от нормативной или плановой и списывают с кредита счёта 40 в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой спи-сывают дополнительной проводкой, а экономию -- способом «крас-ное сторно». Счет 40 закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет.
При использовании счета 40 отпадает необходимость в составле-нии отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости про-дукции от стоимости ее по учетным ценам готовой, отгруженной и проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи».
В бухгалтерском балансе готовую продукцию отражают:
по фактической производственной себестоимости (если не исполь-зуется счет 40);
по нормативной или плановой себестоимости (если используется смет 40);
по неполной (сокращенной) фактической себестоимости (по пря-мым статьям расходов), когда косвенные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи»;
по неполной нормативной или плановой себестоимости (при использовании счета 40 и списании общехозяйственных расходов со счета 26 на счет 90).
При журнально-ордерной форме учета сумма фактической себестоимости выпущенной продукции указывается и журнале-ордере № 10/1 в дебете счета 43 «Готовая продукция» и кредите счета 20 «Основное производство». Счет 43 «Готовая продукция» - активный, инвентарный. Сальдо счета показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах организа-ции; оборот по дебету - фактическую себестоимость выпущенной продукции основного производства и прочих изделий, возвращенной покупателями продукции и полуфабрикатов соб-ственного производства, отгруженных на сторону; оборот, но кредиту - фактическую себестоимость отгруженной отчетном месяце продукции.
Для определения фактической себестоимости остатка гото-вой продукции на складах и отгруженной продукции на отчет-ный месяц используется ведомость № 16 «Движение готовых из-делий в ценностном выражении».
В первом разделе ведомости № 16 формируются данные пол-ной характеристики счета 43 «Готовая продукция» в двух оценках - фактической и учетной. Это необходимо для определения удельного веса (процента) фактических затрат в общем объеме готовой продукции, которой располагала организация в отчетном месяце (остаток на начало месяца плюс поступило из производства) к учетной (плановой) их стоимости.
Если этот процент составляет 100%, это означает, что факти-ческие затраты соответствовали плановым затратам. Если процент ниже 100, организация достигла снижения себестоимости продукции и в результате реализации данной продукций она получит сверхплановую прибыль; если процент выше 100, организация допус-тила перерасход по статьям калькуляции и превысила плановую норму затрат.
Это же процентное отношение фактической себестоимости всей продукции к ее учетной (плановой) себестоимости может использоваться бухгалтерией и для расчета фактической себес-тоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращен-ной покупателями, и остатка готовой продукции на конец месяца. Остаток па ко-нец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки с Главной книгой, а с книгами учета остат-ков складов сверяется остаток по учетным ценам.
Учет готовых изделий на складе организуется по оператив-но-бухгалтерскому методу, т.е. на каждый номенклатурный но-мер изделий открывается карточка учета материалов (ф. № М-17). По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в карточках количество цен-ностей (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи.
Бухгалтер обязан ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы- на-кладные, товарно-транспортные накладные). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.
На основе карточек складского учета материально ответственное лицо ежемесячно заполняет ведомость учета остатков гото-вых изделий в разрезе номенклатуры готовых изделий, единиц измерения, количества и передает ее в бухгалтерию. Здесь произ-водится взаимосверка показателей складского и бухгалтерского учета в суммовом выражении (остаток по учетным ценам).
Выпущенная готовая продукция переходит из сферы произ-водства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первич-ных документах - приемо-сдаточных накладных, актах, ведомо-стях, планах-картах и др.
Отпуск готовой продукции, и ее отгрузка оформляются при-казом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соот-ветствующая служба, на основе условий договора с покупателя-ми, с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции, срока отгрузки.
Для того чтобы отразить продукцию или работы, услуги реализованные, бухгалтерия должна иметь документы, подтверж-дающие исполнение договора и в первую очередь переход прав собственности на них. Кроме указанной ранее приказа-накладной, это могут быть железнодорожные, авиа, товарно-транспортные накладные с отметками станции отправления или назначения, коносаменты, акты выполненных работ, и др.
1.2. Учет реализации готовой продукции.
Продажа продукции и поступления от выполненных работ и услуг представляют собой завершающую стадию оборота средств любой организации. Выручка от продажи продукции и поступления, связанные с выполнением работ и услуг, представляют собой доходы от обыч-ных видов деятельности. Порядок отнесения поступлений к доходам от обычных видов деятельности определен в ПБУ 9/99 «Доходы организации» исхо-дя из предмета деятельности организаций.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
1) доходы от обычных видов деятельности;
2) операционные доходы;
3) внереализационные доходы.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату своих активов по договору аренды, вы-ручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изоб-ретения, промышленные образцы и других видов интеллектуаль-ной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).
В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой счи-таются поступления, связанные с этой деятельностью.
Если перечисленные выше услуги не являются предметом де-ятельности организации, то поступления, получаемые организа-циями от их предоставления, относятся к операционным доходам. Указанным Положением подчеркивается, что доходы по обычным видам деятельности признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, выте-кающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности.
Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления или дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставление во временное пользование аналогичных активов.
При продаже продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
Величина поступления также определяется с учетом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленному по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.
При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.
Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
А) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным способом;
Б) сумма выручки может быть определенна;
В) существует уверенность в том, что в результате конкретной операции организация получит экономическую выгоду;
Г) право собственности на продукцию перешло от организации (продавца) к покупателю или работа принята заказчиком;
Д) расходы, произведенные в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из выше перечисленных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключен-иями договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.
В договорах на поставку готовой продукции указывают постав-щики и покупатели, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.
Продажи продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:
по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сум-му НДС;
по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным ни сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекс» и услуги производственно-технического назначения);
по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом и соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания ему услуг).
При установлении отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от постав-щика до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расхо-ды по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправления означа-ет, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта и т.д.) должны оплачиваться покупателем.
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации.
На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансо-вом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписывают в не-скольких экземплярах платежные поручения или платежные тре-бования для расчетов с покупателями через банк.
Данные платежных требований ежедневно записывают в ведо-мость учета и реализации продукции (работ, услуг). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате сче-тов. Ведомость является формой аналитического учета товаров от-груженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам.
Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга (сбыта) в спе-циальных карточках, книгах или журналах, а при использовании ЭВМ -- в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции.
Отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС) от-ражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».
Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция».
С суммы выручки организации исчисляют налог на добавленную стоимость.
Сумма начисленного НДС от-ражается по дебету счета 90 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этой проводкой отражается задолженность организации пе-ред бюджетом по НДС, которая потом погашается перечислением де-нежных средств бюджету (дебет счета 68, кредит счетов денежных средств).
Стоимость сданных работ и оказанных услуг списывается по фак-тической или нормативной (плановой) себестоимости с кредита счета 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции (работ, ус-луг)» в дебет счета 90 «Продажи» по мере предъявления счетов за выполненные работы и услуги. Одновременно сумму выручки отра-жают по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Нужно также иметь в виду, что если выручка от продажи продук-ции, выполнения работ и оказания услуг не может быть определена, то она принимается к учету в размере признанных расходов по изго-товлению этой продукции, выполнению этой работы и оказанию этой услуги (п. 14 ПБУ 9/99). Из этого следует, что в составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
о порядке признания выручки организации (по отдельным этапам работ или по всем этапам сразу);
о способе определения готовности продукции, работ, услуг.
1.3. Анализ выпуска и реализации готовой продукции.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:
оценки выполнения степени плана реализации продукции и производственной программы;
оценки динамики выпуска и реализации продукции;
оценки выполнения договоров по объему. Ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;
установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;
количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.
Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.
Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.
Объем производства, и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Объекты анализа готовой продукции указаны в Приложении 1.
Организация анализа хозяйственной деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:
научный характер анализа, т.е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строить с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик;
обоснованное распределение обязанностей по проведению АХД между отдельными исполнителями, т.е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений;
аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.
Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:
1 этап - выделение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными исследователями.
2 этап - планирование аналитической работы.
3 этап - информационное и методическое обеспечение АХД.
4 этап - аналитическая обработка данных о деятельности предприятия.
5 этап - оформление результатов анализа.
6 этап - контроль за внедрением производства при вложении, сделанных по результатам анализа.
Документальным оформлением результатов анализа может быть: объяснительная записка, справка или заключение.
Объяснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Ее содержание должно быть достаточно полным, т.е. кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, она должна содержать общие вопросы - экономический уровень развития предприятия, результаты выполнения планов.
При оформлении записки особое внимание нужно уделять предложению, которое вносится по результатам анализа, они должны быть обоснованными, и направлены на улучшение результатов хозяйственной деятельности.
Содержание справки и заключения в отличие от объяснительной записки может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений.
2. УЧЕТ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ЗАО «ЦИМС».
2.1. Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия ЗАО «ЦИМС».
Акционерное общество «ЦИМС», в дальнейшем именуемое «Общество», является закрытым акционерным обществом. Общество зарегистрировано Администрацией Ногинского района Московской области 07 августа 1995 года с присвоением номера государственной регистрации №2499. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ. Место нахождения ЗАО «ЦИМС»: Российская Федерация, Московская область, Ногинский район, г.Ногинск, ул.Индустриальная, д.41.
Уставный капитал общества составляет: 100000 (сто тысяч) рублей. Он составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, в том числе из: 1000 (одна тысяча) обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 100 (сто) рублей каждая. Учредителям ЗАО «ЦИМС» является Открытое акционерное общество «Ногинский завод топливной аппаратуры». Филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ ЗАО «ЦИМС» не имеет.
Основной целью Общества является удовлетворение потребностей организации и граждан извлечение прибыли в интересах акционеров, реализация социальных и экономических интересов трудового коллектива. Основными видами деятельности Общества является:
- производство металлических изделий,
- оптовая торговля.
Другие виды деятельности:
- сбор, переработка, реализация вторичного сырья и отходов производства, в том числе лома, утилизация отходов;
- операции с ценными бумагами;
- оказание услуг по хранению промышленных товаров;
- разработка научно-технических проектов.
Таблица 2.1
Ассортимент продукции ЗАО «ЦИМС»
Виды продукции
Количество проданной продукции, 2005г.
шт.
Цена за ед. изделия, 2005г., руб.
1
2
3
Фланец ЭКТ 02.01.001
45000
100
Вал ЭКТ 02.01.002
27500
200
Барабан ЭКТ 02.01.003
26000
250
Колодка УМ 03.01-2
25000
300
Таблица 2.2
Основные технико-экономические показатели ЗАО «ЦИМС» за 2005г.
Показатели
2005г.
1
2
1.Выручка от продаж, млн. руб.
23044,0
2.Объем продаж, шт.
119030
3.Себестоимость продаж, млн. руб.
21850,0
4.Внереализационные доходы,
тыс. руб.
500,0
5.Внереализационные расходы,
тыс. руб.
120,0
6.Прибыль (убыток) от обычной
деятельности, млн. руб.
1930,0
7.Рентабельность продукции, %
8,3
8.Среднегодовая стоимость
основных произв.фондов. тыс.руб.
243,1
9.Среднесписочная численность
работников, чел.
86
ЗАО «ЦИМС» использует автоматизированную форму бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. При значительных объемах учетной информации обеспечить полноту, достоверность, своевременность и объективность информации можно лишь, используя преимущества новых информационных технологий. Поэтому выбор системы «1С: Предприятие 7.7» не является случайным, поскольку это мощная универсальная система нового поколения.
2.2. Организация учета выпуска и реализации готовой продукции.
Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только no окончании отчетного периода (месяца). Дви-жение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, от-грузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движе-ния готовой продукции ведется в ЗАО «ЦИМС» по плановой (нормативной) производствен-ной себестоимости.
В конце месяца плановая себестоимость доводится до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты откло-нений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продук-ция, и записываются сторно - экономия или обычной записью - перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость от-груженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую се-бестоимость и остаток на складах на конец месяца. При организации бухгалтерского учета в данном случае используется дополнительный инструмент для аккумулирования оборотов по плановым величинам затрат (счет 40 «Выпуск продукции»). Что закреплено в учетной политике предприятия.
Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии организации, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех рас-четов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой про-дукции поступают в бухгалтерию, которая ведет натуральный количественный учет выпуска по видам изделий. По окончании ме-сяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства).
Синтетический учет готовой продукции в ЗАО «ЦИМС» осуществляется с использованием счета 40 «Выпуск продукции». По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту -- нормативную пли плановая себестоимость.
Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40. Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, ус-луг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продук-ция».
Сопоставлением дебетовых и кредитных оборотом по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимос-ти продукции, от нормативной или плановой и списывают с кредита счёта 40 в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой спи-сывают дополнительной проводкой, а экономию -- способом «крас-ное сторно». Таким образом, себестоимость продукции, отнесенная в дебет счета 40, списывается с него фактически дважды - сначала нормативная себестоимость, а затем, после считывания необходимой информации, и отклонения между фактической и нормативной себестоимостью. В этом случае на счет 43 относится только нормативная себестоимость готовой продукции. Разумеется, что в этом случае на счет реализации со счета 43 будет также списываться нормативная себестоимость готовой продукции. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату не имеет (Приложение 3).
При использовании счета 40 отпадает необходимость в составле-нии отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости про-дукции от стоимости ее по учетным ценам готовой, отгруженной и проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи».
Поясним применяемую схему ЗАО «ЦИМС»:
в январе 2006г. была выпущена готовая продукция по нормативной стоимости 2 млн. руб., фактическая себестоимость продукции составила 2,1 млн. руб. Продаж продукции в январе не было. В феврале продано продукции по нормативной себестоимости на сумму 1,9 млн. руб., выпущено продукции по нормативной себестоимости - на 1,8 млн. руб., по фактической себестоимости - на 2 млн. руб. В начале марта продано продукции по фактической себестоимости на сумму 1,7 млн. руб.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.
в январе:
дебет счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» кредит счета 40 - 2 млн. руб. - на сумму нормативной себестоимости выпущенной продукции;
дебет счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» кредит счета 40 - 100 тыс. руб. - на сумму разницы между фактической и нормативной себестоимостью выпущенной продукции.
Процент отклонений определяется как частное от деления суммы отклонений на начало месяца (на начало февраля по нашим условиям остатка отклонений не было) и отклонений в течение месяца на сумму остатка готовой продукции на начало месяца и стоимостью продукции, выпущенной в течение месяца. В данном случае процент отклонений будет равен
5 = (0 + 100) : (0 + 2000).
в феврале месяце будут оформлены проводки:
дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» - 1,9 млн. руб. - на сумму стоимости проданной продукции по нормативной себестоимости;
дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» - 95 тыс. руб. (1900 тыс. руб. * 5%) - на сумму отклонений в части, соответствующей стоимости проданной продукции;
дебет счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» кредит счета 40 - 1,8 млн. руб. - на сумму нормативной себестоимости выпущенной продукции;
дебет счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» кредит счета 40 - 200 тыс. руб. - на сумму разницы между фактической и нормативной себестоимостью выпущенной продукции Процент отклонений будет равен 7,89% (100 + 200) : (2000 + 1800). При этом сальдо по счету 43 субсчет «Готовая продукция по нормативной себестоимости» составит 1,9 млн. руб. (2000 + 1800 - 1900), субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» 205 тыс. руб. (100 + 200 - 95). То есть фактически размер отклонений превысит 20%.
в марте будут сделаны проводки:
дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» - 1,7 млн. руб. - на сумму нормативной себестоимости проданной продукции;
дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» - 134130 руб. (1,7 млн. руб. * 7,89%) - на сумму отклонений в части, относящейся к проданной продукции.
Так как ЗАО «ЦИМС» использует журнально-ордерную форму учета, то сумма фактической себестоимости выпущенной продукции указывается в журнале-ордере № 10/1 в дебете счета 43 «Готовая продукция» и кредите счета 40 «Основное производство». Счет 43 «Готовая продукция» - активный, инвентарный. Сальдо счета показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах организа-ции; оборот по дебету - фактическую себестоимость выпущенной продукции основного производства и прочих изделий, возвращенной покупателями продукции и полуфабрикатов соб-ственного производства, отгруженных на сторону; оборот, но кредиту - фактическую себестоимость отгруженной отчетном месяце продукции.
Для определения фактической себестоимости остатка гото-вой продукции на складах и отгруженной продукции на отчет-ный месяц используется ведомость № 16 «Движение готовых из-делий в ценностном выражении».
В первом разделе ведомости № 16 формируются данные пол-ной характеристики счета 43 «Готовая продукция» в двух оценках - фактической и учетной. Это необходимо для определения удельного веса (процента) фактических затрат в общем объеме готовой продукции, которой располагала организация в отчетном месяце (остаток на начало месяца плюс поступило из производства) к учетной (плановой) их стоимости.
Если этот процент составляет 100%, это означает, что факти-ческие затраты соответствовали плановым затратам. Если процент ниже 100, организация достигла снижения себестоимости продукции и в результате реализации данной продукций она получит сверхплановую прибыль; если процент выше 100, организация допус-тила перерасход по статьям калькуляции и превысила плановую норму затрат. На каждую группу материальных ценностей составляются отдельные ведомости № 16. Если по одному расчетному документу значатся данные об отгрузке или отпуске продукции или материальных ценностей, относимым к разным расчетным группам обособленные ведомости не составляются, а необходимые показатели по группам приводятся в отдельных графах ведомости.
Это же процентное отношение фактической себестоимости всей продукции к ее учетной (плановой) себестоимости может использоваться бухгалтерией и для расчета фактической себес-тоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращен-ной покупателями, и ее остатка на конец месяца. Остаток па ко-нец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки с Главной книгой, а с книгами учета остат-ков складов сверяется остаток по учетным ценам.
В ведомости № 15 группируются в необходимом разрезе расходы на продажу, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу», списываемые на счет 90 «Продажи» и включаемые в себестоимость реализованной продукции. Затраты, отражаемые по дебету счета 44 показываются в ведомости № 15 по статьям аналитического учета и корреспондирующим счетам, за исключением сумм этих расходов, произведенных из кассы через банк или подотчетных лиц и стоимости услуг сторонних организаций и готовых изделий. Последние приводятся в ведомости № 15 только в аналитическом разрезе, без разбивки по корреспондирующим счетам, поскольку они уже нашли отражение в надлежащих журналах-ордерах.
Для хранения материально-производственных запасов в ЗАО «ЦИМС» существует склад. Прием, хранение, отпуск и учет материальных запасов возлагается на заведующего складом и кладовщиков, которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С указанными лицами заключены договора о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учет готовой продукции, находящейся на складе предприятия, ведется на карточках складского учета по каждому наименованию, сорту, марке, размеру. Учет готовых изделий на складе организуется по оператив-но-бухгалтерскому методу, т.е. на каждый номенклатурный но-мер изделий открывается карточка учета материалов (ф. № М-17). По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в карточках количество цен-ностей (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи.
Бухгалтер обязан ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-на-кладные, товарно-транспортные накладные) (Приложения 1,2). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.
По окончании отчетного периода бухгалтер перепроверяет организацию складского учета (все первичные документы, требования-накладные и карточки складского учета), подсчитывает итоги карточек и после этого переносит их в «Ведомость учета готовой продукции» по учетной цене единицы продукции, рассчитанной в «Акте производства (изготовления) готовой продукции». Затем по итогам ведомости делаются бухгалтерские проводки, через которые данные о движении готовой продукции за отчетный период переносятся в Главную книгу, а затем в Бухгалтерский баланс (Приложение 8).
Выпущенная готовая продукция переходит из сферы произ-водства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первич-ных документах - приемо-сдаточных накладных, актах, ведомо-стях, планах-картах и др.
Отпуск готовой продукции покупателям осуществляется в ЗАО «ЦИМС» на основании накладных (форма №М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону»). Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, является распоряжение директора предприятия, а также договор с покупателем (Приложения 4,5).
В ЗАО «ЦИМС» используется следующая схема движения накладной М-15:
в отделе сбыта выписывается 4 экземпляра накладной;
4 экземпляра накладной передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером;
бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта, где один экземпляр остается у кладовщика как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета-фактуры; третий и четвертый экземпляры накладной передаются покупателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной покупатель ставит подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;
при вывозе готовой продукции через пропускной пункт четвертый экземпляр накладной остается в службе охраны, третий - у получателя в качестве сопроводительного документа на готовую продукцию;
служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерию по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;
бухгалтерская служба совместно с отделом сбыта и службой охраны систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе, путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.
На основании накладных на отпуск готовой продукции выписывают счет-фактуру (Приложение 6). Продажа готовой продукции производится ЗАО «ЦИМС» по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сум-му НДС. При отгрузке готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ. В платежном поручении указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, сумму НДС, выделяемую отдельной строкой. Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции (Приложение 7).
Отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС) от-ражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка».
Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателем относятся в дебет счета учета продаж:
фактическая производственная себестоимость отгруженной готовой продукции:
дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 43 «Готовая продукция» - на сумму фактической производственной себестоимости отпущенной продукции;
налог на добавленную стоимость:
дебет счета 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» на сумму налога по стоимости отгруженной продукции;
расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж:
дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 44 «Расходы на продажу».
Поясним на примере: ЗАО «ЦИМС» в феврале реализована готовая продукция на сумму 2,36 млн. руб., в том числе НДС - 360 тыс.руб., производственная себестоимость готовой продукции - 1,9 млн. руб., общехозяйственные расходы - 50 тыс. руб. (в соответствии с учетной политикой общехозяйственные расходы списываются непосредственно на счет учета продаж), расходы на продажу - 30 тыс. руб., в том числе оплата услуг транспортной организации - 20 тыс. руб., рекламные расходы, оплаченные наличными деньгами через подотчетных лиц - 10 тыс. руб.; в марте месяце 2006 года реализована готовая продукция на общую сумму 2,124 млн. руб., в том числе НДС - 324 тыс. руб., производственная себестоимость готовой продукции - 1,7 млн. руб., общехозяйственные расходы - 25 тыс. руб., расходы на продажу - 20 тыс. руб., в том числе оплата услуг транспортной организации - 15 тыс. руб., представительские расходы, оплаченные наличными деньгами через подотчетных лиц - 5 тыс. руб. Учетной политикой ЗАО «ЦИМС» принят метод определения выручки по мере отгрузки готовой продукции.
В бухгалтерском учете ЗАО «ЦИМС» будут оформлены следующие проводки:
в феврале месяце:
дебет счета 40 кредит счета 20 - 1,9 млн. руб.;
дебет счета 43 кредит счета 40 - 1,9 млн. руб.;
дебет субсчета 90-2 кредит счета 43 - 1,9 млн. руб.;
дебет субсчета 90-2 кредит счета 26 - 50 тыс. руб.;
дебет счета 44 кредит счета 76 - 30 тыс. руб.;
дебет счета 44 кредит счета 71 - 10 тыс. руб.;
дебет счета 76 кредит счета 51 - 20 тыс. руб.;
дебет счета 71 кредит счета 50 - 10 тыс. руб.;
дебет субсчета 90-2 кредит счета 44 - 30 тыс. руб.;
дебет счета 62 кредит субсчета 90-1 - 2,36 млн. руб.;
дебет субсчета 90-3 кредит счета 68 - 360 тыс. руб.;
дебет субсчета 90-9 кредит счета 99 - 20 тыс. руб.
Таким образом, на 1 февраля 2006 года будут иметь место следующие остатки на субсчетах к счету 90:
90-1 - 2,36 млн. руб. (кредитовый);
90-2 - 1,98 млн. руб. (дебетовый);
90-3 - 360 тыс. руб. (дебетовый);
90-9 - 20 тыс. руб. (дебетовый);
Сальдо по счету 99 (кредитовое) - 20 тыс. руб.
в марте месяце:
дебет счета 40 кредит счета 20 - 1,7 млн. руб.;
дебет субсчета 90-2 кредит счета 43 - 1,7 млн. руб.;
дебет субсчета 90-2 кредит счета 26 - 25 тыс. руб.;
дебет счета 44 кредит счета 76 - 20 тыс. руб.;
дебет счета 44 кредит счета 71 - 5 тыс. руб.;
дебет счета 76 кредит счета 51 - 15 тыс. руб.;
дебет счета 71 кредит счета 50 - 5 тыс. руб.;
дебет субсчета 90-2 кредит счета 44 - 20 тыс. руб.;
дебет счета 62 кредит субсчета 90-1 - 2,124 млн. руб.;
дебет субсчета 90-3 кредит счета 68 - 324 тыс. руб.;
дебет субсчета 90-9 кредит счета 99 - 55 тыс. руб.
Таким образом, на 1 апреля 2006 года будут иметь место следующие остатки на субсчетах к счету 90:
90-1 - 4484 млн. руб. (кредитовый);
90-2 - 3725 млн. руб. (дебетовый);
90-3 - 684 тыс. руб. (дебетовый);
90-9 - 75 тыс. руб. (дебетовый);
Сальдо по счету 99 (кредитовое) - 75 тыс. руб. 
В соответствии с ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерско-му учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной вели-чине поступления денежных средств и иного имущества и (или) вели-чине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, вы-ручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой по-ступлением). При заключении договора между поставщиком и покупате-лем в нем определяются условия поставки продукции, в соответ-ствии с которыми распределяются обязанности и состав расхо-дов, связанных с доставкой продукции. Эти расходы включаются в состав расходов на продажу (коммерческих). В процессе сбыта продукции, т. е. при ее отгрузке и передаче покупателям, возникают расходы на про-дажу. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и возмещаются покупателями.
В бухгалтерском учете ЗАО «ЦИМС» к расходам на продажу относятся все фак-тические затраты по отгрузке и сбыту продукции, в том числе расхо-ды, связанные с погрузкой в транспортные средства, упаковкой, хра-нением; оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций; другие расходы, связанные с продажей продукции.
Расходы по содержанию складских помещений готовой продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанных с этим начислений по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.
Расхо-ды на продажу продукции в бухгалтерском учете нашего предприятия группируются по статьям аналитического учета:
- "Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продук-ции";
- "Расходы на транспортировку продукции";
- "Комиссионные сборы";
- "Прочие расходы по сбыту".
Все перечисленные выше расходы по сбыту продукции учиты-ваются на счете 44 "Расходы на продажу", по дебету которого отра-жаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете по стать-ям, по кредиту -- их списание на проданную продукцию. По принятой на предприятии учетной политики расходы на продажу списываются на проданную продукцию в полной сумме.
Стоимость услуг сторонних транспортных организаций (желез-нодорожных, автомобильных и т. д.) относится на расходы на прода-жу. В этом случае дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и счет 19 "Налог на до-бавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредитуют счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В бухгалтерском учете ЗАО «ЦИМС» все фактически произведенные расходы на рекламу в полном объеме включаются в себестоимость проданной продукции. Затраты, отраженные на счете 44 "Расходы на продажу" списываются в дебет счета 90 "Продажи".
При исчислении полной себестоимости и составлении отчетных калькуляций расходы на продажу относятся на себестоимость отде-льных видов продукции. При этом расходы на упаковку и транспор-тировку включаются в себестоимость прямым путем на основе пер-вичных документов. При невозможности прямого отнесения они распределяются косвенным путем. В качестве базы распределения используется производственная себестоимость, что закреплено в учетной политике организации. Все осталь-ные расходы на продажу распределяются между соот-ветствующими видами продукции косвенным путем пропорциональ-но той же базе, что и расходы на упаковку и транспортировку.
Учет расходов на продажу осуществляется в ведомости по анали-тическим статьям. Ведомость заполняется на основе первичных до-кументов (лимитно-заборных карт, требований-накладных, актов приемки выполненных работ, нарядов на сдельную работу и др.) и ведомостей распределения затрат по их направлениям.
По учетной политике нашего предприятия расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, включаются в себестоимость соответ-ствующих видов продукции прямым путем. Все остальные коммерческие расходы (за ис-ключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесяч-но относятся на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
С целью расчета полной себестоимости выпущенной продук-ции по ее видам коммерческие расходы распределяются пропорционально плановой себестоимости реализованной или выпущен-ной продукции.
При составлении отчетных калькуляций определяется полная себестоимость выпущенной продукции, поэтому коммерческие расходы распределяются непосредственно по отдельным видам продукции путем прямого учета. Если указанные расходы па еди-ницу продукции нельзя определить прямым путем, их распреде-ляют пропорционально весу, объему или плановой производ-ственной себестоимости отгруженной продукции.
2.3. Инвентаризация готовой продукции.
Инвентаризация готовой продукции в ЗАО «ЦИМС» осуществляется таким же об-разом, как и по материалам. При инвентаризации товаров отгружен-ных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций проверяют обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета ЗАО «ЦИМС».
На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящих-ся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только сум-мы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути -- расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; по отгруженным -- копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, век-селей и т.д.); по просроченным оплатой документам -- с обязатель-ным подтверждением учреждением банка; по находящимся на скла-дах сторонних организаций -- сохранными расписками, переоформ-ленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно производится сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Това-ры отгруженные» т устанавливается, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-то отражена на других счетах, или сум-мы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателя-ми и находящиеся на складах других организаций.
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наи-менование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке при-водятся наименование покупателя, наименование товарно-материаль-ных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетно-го документа.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносят в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указывают их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
Когда в результате инвентаризации выявляют отклонения от учетных данных, то составляют сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. На ценности, не принадлежащие ЗАО «ЦИМС», но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.
Результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности ЗАО «ЦИМС» того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризаций.
Выявленные излишки готовой продукции и товаров оценивают, но рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают и состав внереализационных доходов. В бухгалтерском учете оприходование излишествующей готовой продукции оформляется проводкой:
дебет счета 43 «Готовая продукция» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачи и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости. При порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи. При отражении в учете недостач и порчи материалов будут оформлены следующие проводки:
дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 43 «Готовая продукция» - на сумму стоимости недостающего имущества;
дебет счета 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам) кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - на сумму стоимости материалов по цене возможного использования.
3. АНАЛИЗ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
3.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации готовой продукции.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 3.1). Таблица 3.1

Динамика производства товарной продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем

производства, млн.руб.

аа

продукции, млн. руб.
Темпы роста, %
базисные
цепные
1
2
3
4
2001
19300
100,0
100,0
2002 200З

20000

21300

103,6

110,4

103,6

106,5
2004
23600
122,3
110,8
2005
24000
124,4
101,7

Таблица 3.2

Динамика реализации товарной продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем реализации,

млн.руб.

млн. руб.
Темпы роста, %
базисные
цепные
1
2
3
4
2001
20000
100,0
100,0
2002

19600

94300
98,9
98,9
2003
20800
104,0
106,1
2004
22900
114,5
110,1
2005
23400
117,0
102,2

Из таблиц 3.1 и 3.2 видно, что за пять лет объем производства воз-рос на 24,4 %, а объем реализации - на 17,0 %. За последний 2005 год темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельс-твует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реали-зации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 5,6 %, а реализации продукции - 2,3 %.

Динамика производства товарной продукции

Рис.1

Таблица 3.3

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации товарной продукции ЗАО «ЦИМС» за 2005 год

Изделие
Объем производства продукции, млн. руб.

Реализация продукции,

млн. руб.
план
факт
+,-
% к плану
план
факт
+,-
% к плану
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Фланец
4000
4500
+500
+12,5
4300
4250
-50
-1,2
Вал
6000
5500
-500
-8,3
5200
5100
+100
+1,9
Барабан
6000
6500
+500
+8,3
6400
6300
-100
+1,6
Колодка
7900
7500
-400
+6,3
7200
7750
+500
+6,9
Итого
23900
24000
-100
-0,42
23100
23400
+550
+2,38

Анализ реализации продукции тесно связан с анали-зом выполнения договорных обязательств по постав-кам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конку-ренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определим выполнение плана поста-вок за месяц и с нарастающим итогом в целом по ЗАО «ЦИМС», в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясним причины недовыполнения плана, и дадим оценку деятель-ности по выполнению договорных обязательств (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Анализ выполнения договорных обязательств

по отгрузке продукции за март 2006г.

Изделие
Потребитель

План поставки по договору

т.руб.

Фактически отгружено

т.руб.

Недопоставка продукции

т.руб.

Зачетный объем в пределах плана

т.руб.
1
2
3
4
5
6

Фланец

Вал

1

2

3

1

2

200,0



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.