Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Аспекты учета и контроля социальных выплат. Задачи бухгалтерского учета социальных выплат и нормативная база формирования государственных расходов. Потребность на выплату пенсий и пособий, корреспонденция счетов, акт проведения внутреннего контроля.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 30.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты учета и контроля социальных выплат
1.1 Механизм организации социальных выплат
1.2 Задачи бухгалтерского учета социальных выплат и нормативная база формирования государственных расходов
1.3 Государственный контроль социальных выплат
2 Учет социальных выплат на примере РГКП Государственный центр по выплате пенсии
2.1 Характеристика деятельности предприятия и учетная политика
2.2 Особенности бухгалтерского учета операций по выплате пенсий, пособий и других социальных выплат
2.3 Отчетность по социальным выплатам
3. Государственный контроль социальных выплат
3.1 Оценка эффективности системы внутреннего контроля
3.2 Порядок осуществления государственного контроля
3.3 Оформление результатов проверки
Заключение
Список использованных источников

Приложение А. Потребность на выплату пенсий и пособий

Приложение Б. Организационная структура Павлодарского ГЦВП
Приложение В. Корреспонденция счетов
Приложение Г. Бухгалтерский баланс по хозяйственной деятельности
Приложение Д. Выписка лицевого счета с АО « Казпочта»
Приложение Е. Акт сверки о взаиморасчетах с народным банком и АО « Казпочта»
Приложение Ж. Оборотно - сальдовая ведомость
Приложение И. Акт проведения внутреннего контроля
Приложение К. Графическая часть
Введение

Стратегический курс Республики Казахстан на переход к устойчивому и долгосрочному экономическому росту неразрывно связан с решением ключевой макроэкономической задачи - обеспечением социальных гарантий населения в пенсионной системе.
Пенсионное обеспечение занимает ведущее место в системе социальной защиты населения. Эта система в Казахстане затрагивает интересы свыше трех миллионов человек, свыше 20 % всего населения страны.
За прошедший год на социальное обеспечение из республиканского бюджета было выделено 217,0 миллиардов тенге, что означает, что социальные вопросы были, и будут оставаться для государства в числе приоритетных.
В условиях рыночных отношений учет и контроль социальных выплат приобретает особое значение. Учет поступления и расходования средств государственного бюджета строится на основе общих принципов и положений , закрепленных в стандартах бухгалтерского учета , изданных в соответствии с Законом Республики Казахстан « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности ».
Основными задачами учета социальных выплат является формирование полной и достоверной информации о финансовых процессах, результатах деятельности предприятия и его структурных подразделений.
Научно обоснованная система бухгалтерского учета социальных выплат содействует эффективному использованию всех ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имущественного положения предприятия.
Выплаты пенсий и пособий производятся за счет средств республиканского бюджета в пределах утвержденного бюджета на год .
Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечиваются порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля.
Переход к рыночной экономике обусловил необходимость развития в Республике Казахстан такого вида деятельности как контроль социальных выплат с целью оценки достоверности и соответствия социальных выплат, а так же совершения финансовых операций, согласно законодательным актам Республики Казахстан.
Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется ведение учета социальных выплат, выявляются причины отклонений, проверяется соответствие выплаты и назначения установленным нормативным актам и закону « О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», а при нарушении в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.
Данная дипломная работа состоит из трех разделов:
- первый раздел включает в себя теоретическую часть. Подробно рассмотрен механизм организации социальных выплат, структура функционирования пенсионной системы и нормативная база формирования пенсий и пособий;
- во втором разделе отражена организационная структура предприятия, дана характеристика деятельности учреждения и учетной политики. Отражены особенности ведения бухгалтерского учета социальных выплат, а так же подробно рассмотрены виды отчетности, применяемые в учете социальных выплат;
- в третьем разделе освещена сущность, роль и необходимость процедуры государственного контроля социальных выплат, организация проведения контроля за расходованием государственных средств и учетом социальных выплат, дана оценка эффективности ведения внутреннего контроля.
Целью дипломной работы является углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков ведения учета и осуществления контроля социальных выплат, а так же обоснование учета, формирования и использования средств выделяемых государственным бюджетом, ведение учета и государственного контроля по совершенствованию механизма функционирования Государственного центра по выплате пенсии.
Предметом исследования являются содержание, методы и средства учета и контроля в Государственном центре по выплате пенсии
При написании дипломной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала данной работы, а также нормативные документы по учету и контролю пенсий и пособий, которые позволили утвердить сделанные во время работы выводы.
Данными для исследования послужили документация Павлодарского городского отделения ГЦВП.
1 Теоретические аспекты учета и контроля социальных выплат
1.1 Механизм организации социальных выплат

Казахстан одним из первых среди стран СНГ начал реформировать систему социального обеспечения. Суть реформы заключается в планомерном переходе от солидарной системы к многоуровневой системе социальной защиты, в которой сохраняется гарантированный государством объем социальной помощи гражданам и появляется возможность дополнительных социальных выплат за счет средств из накопительных пенсионных фондов, из государственного фонда социального страхования и страховых компаний.
Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны. Существовавшая в республике до 1 января 1998 года система пенсионного обеспечения была основана на принципе солидарной ответственности. Финансовая система пенсионного обеспечения основывалась на принципах государственного обеспечения, за счёт общества без участия личных доходов трудящихся. Эти средства пенсионного фонда сливались с государственным бюджетом и были представлены как инструмент перераспределительной политики государства. Данная система пенсионного обеспечения была эффективна в условиях плановой экономики, при наличии практически полной занятости трудоспособного населения и благоприятного соотношения численности пенсионеров и работающих граждан [1].
Основу построения такой многоуровневой системы защиты составляет персонифицированный учет всех поступающих взносов и социальных выплат, что является главным направлением деятельности Государственного центра по выплате пенсии (далее ГЦВП).
Новая система пенсионного обеспечения в республике начала действовать 1 января 1998 года. Основными законами, регулирующими процесс реформирования пенсионной системы, являются закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года, закон Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 года, закон Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» от 27 июня 1997 года, закон Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» от 5 апреля 1999 года, закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года, закон Республики Казахстан «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда» от 13 июля 1999 года, закон Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года, закон Республик Казахстан
«О реабилитации жертв массовых политических репрессий от 14 апреля 1993 года.
Постановление правительства Республики Казахстан «Об утверждении правил выплаты единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка» от 25 февраля 2003 года.
В отношении пенсионного возраста новый закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» изменений не внес. Как и в Законе 1996 года постепенное повышение пенсионного возраста составило к 1 июля 2001 года - 63 года для мужчин и 58 для женщин. Реформа не затронула нынешних пенсионеров и тех, кто вышел на пенсию до 1 января 1998 года. Им гарантировано получение пенсии из Государственного центра по выплате пенсий, который заменил существующий пенсионный фонд. Правительством республики производилась индексация этих пенсионных выплат с целью компенсации потерь от инфляции. Новый Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» снимает ограничение на выплату пенсий работающим пенсионерам, тем самым, улучшая их положение. Начиная с 1 января 1998 года, работающие пенсионеры получают свою пенсию в полном объеме независимо от доходов. Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, и социальные пенсии по возрасту переводятся в разряд государственных пособий и финансируются государственным бюджетом. Смешанная пенсионная система состоит из пенсий, складывающихся из выплат ГЦВП и накоплений на индивидуальном пенсионном счете гражданина. Но работает она на людей, чей трудовой стаж с 1 января 1998 года составил как минимум 6 месяцев. Размер неполной пенсии из Государственного центра по выплате пенсий определяется пропорционально имеющемуся с 1 января 1998 года трудовому стажу. Полная пенсия из Государственного центра по выплате пенсий может быть получена по достижении пенсионного возраста, если до 1 января 1998 года трудовой стаж составил не менее 20 лет для женщин, не менее 25 лет для мужчин. Размер полной пенсии составил 60 % от среднемесячного дохода, учитываемого для назначения пенсий. При этом размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год с 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 %, но не более 75 % дохода, учитываемого для исчисления пенсий. Доход для исчисления пенсионных выплат из ГЦВП не может превышать пятнадцатикратного расчетного месячного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. С января 2006 года, месячный расчетный показатель составил 1030 тенге. Долю от полной пенсии пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года получают по достижении возраста граждане, которые проработали меньше указанного срока. Специальным нормативным правовым актом «О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 1997 года № 1355» от 14 июля 1999 года № 969 введено льготное исчисление трудового стажа для проживавших в зоне чрезвычайного или максимального радиационного риска. Это граждане, которые проживали в период с 1949 по 1963 годах на отдельных территориях Абайского, Бескарагайского и Жанасемейского районов Семипалатинской области, Акжарского и Малдарского района Павлодарской области. Льготы касаются граждан, проживавших в 1949 - 1963 годах непосредственно в зонах радиационного заражения не менее 10 лет. При общем стаже работы не менее 25 лет для мужчин установлен возрастной порог в 50 лет. Женщины имеют право на назначение пенсии по достижении 45 лет, если имеют трудовой стаж не менее 20 лет. Льгота распространяется на женщин села, родивших 5 и более детей, воспитавших их до восьмилетнего возраста и имеющих на 1 января 1998 года стаж работы не менее 20 лет. До января 2003 года эта льгота распространялась только на женщин проживавших в селе, с 1 января 2003 года этой льготой пользуются все женщины. С 1 июля 2003 года данной категории женщин пенсия назначается при достижении -53 года [2].
Проведенные в стране социальные реформы в первую очередь отразились на материальном положении, уязвимых слоев населения пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, учащейся молодежи. Понятно, что в условиях экономического спада и острого бюджетного дефицита 90-х годов прошлого столетия возможности Правительства в проведении активной социальной политики были ограничены. Тем не менее, и в этот период предпринимались меры по адаптации системы социальной защиты к стремительно изменявшимся экономическим условиям. Так повышение пенсий с 1992-го по 1995 год проводилось с учетом меняющегося уровня заработной платы. Начиная с 1995 года пенсии в стране повышались на основе индексации, а также путем поэтапного, значительного повышения минимальных пенсий.
На начало текущего года минимальная пенсия составила 6700 тенге, которая приблизилась к прожиточному уровню. Но в конечном итоге политика постоянного повышения минимальных пенсий и индексация пенсий на уровень инфляций привели к тому, что многие размеры пенсий потеряли связь от трудового стажа и той заработной платы, с которой пенсионер уходил на пенсию. В результате в настоящий момент более миллиона человека получают пенсию от шести до семи тысяч тенге. Подавляющее большинство получает сумму, ненамного превышающую прожиточный минимум, который на 1 квартал 2005 года составляет 6600 тенге.
Правительством в соответствии с действующим законодательством разработан механизм дифференцированного повышения пенсий. В его основу положен алгоритм своеобразного перерасчета всех пенсий в зависимости от стажа работы и заработной платы. То есть, новый механизм призван исправить ту диспропорцию в размерах пенсий, которая сложилась из-за подтягивания уровня минимальной пенсии. Как известно, большинство пенсионеров получают одинаковые пенсии, несмотря на то, что во время выхода на пенсию имели различные стаж работы и размер заработной платы. И это, естественно, вызвало определенное недовольство: проблема часто поднималась депутатами и самими пенсионерами.
Поэтому механизм дифференцированного повышения пенсий предполагает установление зависимости размеров пенсий от трудового стажа, заработной платы, предоставленной для исчисления пенсии и среднемесячной заработной платы той отрасли экономики, с которой осуществлен выход на пенсию. Этот принцип применен ко всем состоявшимся пенсионерам, независимо от времени выхода на пенсию. Учет же отраслевого принципа в повышении пенсий необходим в силу существовавших в прежние годы диспропорций в уровнях оплаты труда работников различных сфер [3]. Повышение было осуществлено в рамках действующего закона «О пенсионом обеспечении», и размеры всех пенсий были приведены в единую базу исчисления. То есть, при определении размера пенсий были применены нормы закона, указанные в статьях 13 и 14, по учету предельного размера дохода и процента замещения от дохода.
Общие дополнительные расходы на повышение пенсий в 2003-2004 годах составили около 60 млрд. тенге. Дифференцированное повышение пенсий не коснулось тех пенсионеров, у кого низкий уровень заработной платы и трудового стажа и их пенсии соответствуют прежнему трудовому вкладу, и те, у кого размер пенсий установлен сверх максимальных ограничений по заработной плате и проценту замещения предусмотренных законом. Их пенсия была повышена с начала 2004 года на уровень инфляции. Подводя итоги можно сказать, что эти меры позволили значительно увеличить размер средней пенсии, которая составила более восьми тысяч. Размер пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете зависит от размера и продолжительности отчислений на счет пенсионера, а также от размера инвестиционного дохода, получаемого в результате инвестирования средств накопительного пенсионного фонда. Добровольные пенсионные взносы наряду с обязательными взносами значительно увеличивают пенсионные накопления. Если трудовой стаж гражданина продолжается после 1 января 1998 года, то его пенсия формируется за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов на его индивидуальном пенсионном счете.
Если им осуществляются обязательные взносы в накопительные пенсионные фонды в течение периода, равного не менее трех четвертей от срока, оставшегося после 1 января 1998 года до достижения пенсионного возраста, а размер пенсии окажется ниже установленного законодательным актом минимального размера пенсии, то ему будет предоставляться государственное пособие в виде соответствующих доплат до установленного минимального размера пенсии.
Если же у человека нет права на какие-либо пенсионные выплаты, то по достижении установленного пенсионного возраста он получает месячное государственное пособие по возрасту в размере 3-месячных расчетных показателей[4].
Отделения ГЦВП производят проверку необходимых документов для пенсионных выплат; формируют макет дела; осуществляют доставку макета дела; создают базу данных. Затем областной филиал производит регистрацию макета дела и передает его на утверждение в департамент Министерства труда и социальной защиты населения, получив решение департамента о назначении пенсий или пособия, производит обработку документов.
На основании предоставленных заявок потребности на выплату пенсий и пособий отделением ГЦВП, составляется сводная потребность средств на выплату, которая и передается в республиканское ГЦВП до 23 числа текущего месяца в электронном виде.
На основании предоставленных заявок потребности на выплату пенсий и пособий, РГКП до 25 числа каждого месяца представляет в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан заявку потребности республиканского бюджета. Потребность на выплату пенсии за май 2005 года представлена в Приложении А . Министерство перечисляет средства в республиканское ГЦВП в пределах сумм, выделенных казначейским разрешением. Перечисление производится в соответствии с утвержденным графиком выплат в филиалы Народного банка, в банки 2 уровня, в АО «Казпочту».
Дела, по которым приостановлены выплата пенсий или пособия, в связи с не предоставлением получателем справки об учебе, об очередном переосвидетельствовании инвалида МСЭК, хранятся отдельно от действующих карточек с отметкой " На контроле" в течение 6- месяцев до обращения самого получателя. По истечении 6- месяцев, дело снимается с учета с указанием даты последней выплаты, и сдается в архив отделения ГЦВП. Возобновление приостановленных выплат пенсий или пособий производится при предоставлении соответствующего документа, на право получения социальной выплаты, в соответствии с законодательством Республики Казахстан [5].
В случае смерти получателя или прекращения выплаты по другим причинам, отделение ГЦВП производит закрытие дел, карточки учета получателя и передает их на хранение в архив отделения ГЦВП.
Архивные дела получателей пенсий или пособий до истечения срока их хранения могут высылаться по запросу других государств, областей, районов.
Выплата пенсий или пособий производится до момента прекращения права на ее получение.
Иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, выплата пенсий и пособий производится на основании удостоверения лица без гражданства, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан.
Выплата пенсий или пособия иностранцу в Республике Казахстан производится в течение срока действия его паспорта (копия паспорта или удостоверения предоставляется в Государственный центр по выплате пенсии).
Выплата пенсий или пособия производится за истекший месяц по месту жительства получателя.
До получения удостоверения лица без гражданства и вида на жительство иностранца в Республике Казахстан временные выплаты производятся на основании вкладыша с отметкой о прописке и консульского учета прибытия в посольстве страны или иными, предусмотренными законодательством документами.
Гражданам Республики Казахстан, временно проживавшим на территории других государств, при возвращении в Казахстан, приостановленные выплаты пенсий и пособий возобновляются в соответствии с действующим законодательством.
По окончании выплаты пенсий и пособий, ежемесячно до 5 числа следующего месяца составляются акты-сверки о взаиморасчетах по выплатам между обслуживающим банком и ГЦВП.
Выплата пенсий и пособий производится обслуживающим банком по способам выплат. Обязательным условием для выплаты пенсий и пособий через обслуживающий банк является письменное заявление гражданина о его получении путём зачисления на счета по вкладам или картсчетам.
В случае изменения фамилии, имени, отчества, номера лицевого счета в обслуживающем банке получателем подается заявление об этих изменениях в отделение ГЦВП, с документами, подтверждающими соответствующее изменение.
В случае смерти получателя, на основании заявления лица осуществившего погребение, а так же копии свидетельства о смерти, засвидетельствованное нотариально или работниками Баянаульского отделения ГЦВП выплачивается единовременное пособие на погребение в размере 15-ти кратного месячного расчетного показателя, определенного на момент смерти получателя. Участникам войны - 35-ти кратный месячный расчетный показатель. Отделение ГЦВП, по мере поступления заявлений на погребение, представляет заявку в областной Павлодарский филиал ГЦВП.
Недополученная сумма пенсий или пособия умершего оформляется на лицо, имеющее право на ее получение, и включается в потребность на выплату с указанием реквизитов наследника.
Получателям пенсий или пособий, выезжающим за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства, отделением ГЦВП выплачивается пенсия или пособие по месяц снятия с регистрации включительно на основании заявления о выезде с приложением документов, подтверждающих факт выезда, а именно листок убытия с отдела миграции.
Отделение ГЦВП составляет заявку по соответствующей форме и направляет в областной филиал ГЦВП.
Областной филиал ГЦВП представляет республиканскому ГЦВП ежедневную заявку- потребность на выплату пособий на погребение и сводную заявку - потребность на выезд в разрезе подразделения обслуживающего банка.
Республиканское ГЦВП формирует заявку потребности средств для выплаты пособий на погребение и выезжающим получателям, и на основании заявок филиалов ГЦВП направляет ее в министерство социальной защиты для финансирования. При поступлении указанных средств республиканское ГЦВП производит перечисление областному обслуживающему банку в разрезе отделений ГЦВП.
После получения уведомления на финансирование данных выплат, работники банков или АО «Казпочты» предоставляют платежные поручения в отделение ГЦВП, после чего формируется список-ведомость на выплату пособий на погребение, либо список - ведомость в связи с выездом получателей пенсий и пособий.
В случае лишения свободы получателей пенсий или пособий для возмещения расходов по их содержанию выплата производится в соответствии с пунктами 1.3 статьи 103 уголовного - исполнительного кодекса Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года.
Для возмещения расходов по его содержанию осужденный получатель с письменным заявлением обращается в администрацию исправительного учреждения, указав какой вид выплат получал. Исправительное учреждение обращается с письмом в соответствующее отделение ГЦВП, где указывает фамилию, имя, отчество осужденного, прежний адрес его жительства, а также срок отбытия (в том числе и при досрочном освобождении) наказания и реквизиты исправительного учреждения.
Отделение ГЦВП по месту нахождения исправительного учреждения, получив сообщение из исправительного учреждения, запрашивает дело осужденного получателя из отделения ГЦВП по прежнему месту жительства. Получив дело, ставит его на учет и включает осужденного получателя в список-ведомость с указанием реквизитов для перечисления пенсий или пособия на специальный счет исправительного учреждения.
Филиал ГЦВП включает в сводный график потребности на выплату пенсий или пособий общую сумму, подлежащую к перечислению в исправительное учреждение, и передает ее в республиканское ГЦВП, которое производит финансирование указанных сумм в установленном порядке на специальный счет в казначействе. В исправительных учреждениях, на лицевой счет осужденных производится зачисление, независимо от всех видов удержания, не менее 25 % начисленных им пенсий или пособий, и не менее 50 % начисленных пенсий пособий на счет мужчин - старше 60 лет, женщин - старше 55 лет, инвалидов 1 и 2 групп, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин имеющих детей в домах ребенка.
Отделением ГЦВП по окончании выплаты пенсий и пособий ежемесячно ведется учет движения выплат пенсий и пособий.
Отделение ГЦВП ежемесячно представляет в Павлодарский филиал ГЦВП сведения об удержании из пенсии или пособия, которые далее передаются в республиканское ГЦВП.
В отделении ГЦВП ведется учет исполнительных документов на удержание алиментов и других видов удержания, ежемесячно производятся отметки об удержании сумм с получателей пенсий и пособий и перечислении, их лицам, в пользу которых производится удержание.
В настоящее время ГЦВП администрирует выплату пенсий свыше 20 видов пособий в солидарной системе. В среднем 3,5 миллионам получателям ежемесячно выплачивается более 20 млрд. тенге. Динамика численности получателей пенсий и пособий представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Численность получателей пенсий и пособий тыс. человек
Наименование
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
1
2
3
4
5
6
7
8
Пенсии
2079,9
1921,8
1830,5
1750,0
1690,8
1659,3
1647,1
Государственные социальные пособия
-
619,9
645,7
651,7
652,9
650,5
655,0
Государственные социальные пособия (список №1)
-
-
2,8
6,0
9,4
12,6
14,0
Специальное государственное
пособие
-
1036,9
993,9
910,8
1006,9
993,8
995,9
Единовременное пособие по
рождению ребенка
-
-
-
-
-
158,7
183,5
Компенсация жертвам политических репрессий
-
-
-
-
-
21,1
8,9
Всего
2079,9
3578,6
3472,9
3318,5
3360,0
3496,0
3504,4
Присвоено социальных индивидуальных кодов (с
нарастающим итогом)
786,0
1568,0
2873,0
3524,0
4449,7
5659,8
8956,5
Согласно приведенным цифрам можно сделать вывод, что количество граждан, обслуживающихся в ГЦВП, с каждым годом возрастает. Общий объем финансового потока, проходящего через ГЦВП, возрос по сравнению с 1999 годом почти в 4,7 раза и составил в 2005 году свыше 348 млрд. тенге [6]. Структура и динамика финансовых потоков приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Объемы финансовых потоков в ГЦВП В млрд. тенге
Виды социальных выплат
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
прог
ноз
Солидарная накопительная система
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Пенсии
51,7
101,1
101,7
107,4
120,2
147,6
172,2
181,0
Государственные социальные пособия
-
25,4
27,7
29,1
32,6
35,3
39,9
51,7
Специальные
государственные
пособия
-
10,7
11,5
23,5
25,8
29,4
32,9
35,8
Экологические выплаты
-
-
0,4
5,6
5,0
0,8
0,2
0,4
Государственные специальные пособия (по списку №1)
-
-
-
0,3
0,6
1,0
1,4
1,6
Единовременное пособие по рождению ребенка
-
-
-
-
-
21,1
3,1
3,4
Компенсация жертвам политических репрессий
-
-
-
-
-
0,8
0,9
0,8
Накопительная пенсионная система
Перечисление взносов, пени, возвратов
22,5
26,2
39,4
55,3
67,7
87,3
98,2
110,4
Общий объем финансовых потоков
74,2
163,4
180,7
221,2
251,9
304,3
348,8
385,1
Темпы роста за год
%
-
120,2
10,6
22,4
13,9
20,8
14,6
6,6
Темпы роста по отношению к 1999 году %
-
120,2
143,5
198,1
239,5
310,1
370,1
400,9
Приведенные цифры показывают, что ГЦВП развивается стабильно.
За прошедший 2005 год на социальное обеспечение из республиканского бюджета было выделено 217,0 миллиардов тенге, что означает, что социальные вопросы были, и будут оставаться для государства в числе приоритетных.
1.2 Задачи бухгалтерского учета социальных выплат и нормативная база формирования государственных расходов
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово - экономических отношений, который выполняет функции особой информационно - технической системы, обеспечивающий непрерывность и устойчивость работы предприятия, предсказуемость ее финансового результата.
В сфере действия предприятия любой формы собственности бухгалтерский учет выступает как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отражаются сущность и специфика хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную и регламентированную информационную систему, отражающую состояние и движение имущества, расчетов и обязательств, собственных финансовых результатов хозяйственного субъекта, а так же фиксирует количественную сторону хозяйственный явлений в неразрывной связи их с качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций, как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.
Основными задачами бухгалтерского учета социальных выплат являются:
формирование полной и достоверной информации о финансовых процессах, результатов деятельности предприятия и его структурных подразделений;
контроль за назначением и выплатой финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами Республики Казахстан и нормативными актами;
предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности финансовой деятельности;
подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой налоговой, финансовой и другими государственными структурами;
определение финансовых результатов деятельности предприятия.
Данные бухгалтерского учета должны быть обоснованными, достоверными и своевременными [7].
Научно обоснованная система организации бухгалтерского учета содействует эффективному использованию всех ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имущественного положения предприятия.
На сегодняшний день к системе бухгалтерского учета предприятия предъявляются повышенные требования в связи с ориентацией на международные стандарты учета и отчетности, и более широкое использование положительного отечественного и зарубежного опыта, на обработку бухгалтерской информации с применением различных средств вычислительной техники.
Радикальные преобразования в экономике стран, осуществляющих переход к рынку, неизбежно сопровождаются реформированием социальной сферы и, в первую очередь, системы пенсионного обеспечения. Это вызвано существенными изменениями экономических, социальных и демографических факторов развития пенсионной системы. В комплексе постоянно меняющихся условий, отражающихся на пенсионном обеспечении, главным является состояние экономики. Пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально - экономических проблем для всех стран независимо от их экономической стабильности и благополучия. Это вызвано, с одной стороны, изменением экономических возможностей большинства стран в последние годы, вследствие снижения темпов экономического роста и занятости, с другой, - старением населения в результате снижения рождаемости, естественного прироста и, соответственно, увеличения доли в нем лиц старше трудоспособного возраста. Одновременно происходит трансформация социально - экономических взаимоотношений государств¬С и гражданина, работодателей и наемных работников, родителей и детей. Это характерно в первую очередь для стран, осуществляющих переход к рыночной системе на основе радикальных преобразований форм собственности, становления новых хозяйствующих субъектов [8] .
С 1 января 1998 года, согласно пенсионной реформе Республики Казахстан, для осуществления социальных выплат из государственного бюджета создано республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий»
Государственный центр по выплате пенсий - юридическое лицо, осуществляющее пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», за счет ассигнований на выплату пенсий из Республиканского бюджета на соответствующий год.
В государственном бюджете Республики Казахстан ежегодно предусматриваются расходы на социальные нужды. В государственном бюджете самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты
Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями маслихатов.
Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности и самостоятельности всех бюджетов.
Республиканский бюджет - централизованный денежный фонд, утверждаемый законом Республики Казахстан, формируемый за счет поступлений и финансирования дефицита бюджета и предназначенный для финансирования бюджетных программ, определяемых правительством Республики Казахстан для осуществления функций, возложенных на него Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан [6].
Расходование средств из республиканского бюджета выделяемых из госбюджета на безвозвратной основе расходуются в пределах утвержденного бюджета. В республиканском бюджете предусмотрено финансирование следующих социальных выплат - пенсий, государственных социальных пособий, специальных государственных пособий категориям граждан, получающим данные пособия из республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами, государственных пособий на погребение пенсионеров, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, получателей государственных социальных пособий, пособий на рождение ребенка, установленных законодательными актами [9].
До января 2006 года, средства местных бюджетов расходовались на финансирование выплат специальных государственных пособий категориям граждан, получающих данные пособия из местного бюджета, в соответствии с законодательными актами. С января 2006 года выплата всех видов выплат проходящая через ГЦВП производится только из средств республиканского бюджета.
Для улучшения качества работы проведены мероприятия по обновлению и укреплению технической базы ГЦВП, внедрению новых технологий, современных методов обработки информации и обслуживания получателей социальных выплат.
Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 1999 года № 1464 ГЦВП проводит работу по организации выплаты пенсии и пособия по выбору получателей путем зачисления на их лицевые счета в банках и банковских организациях, имеющих лицензию Национального Банка.
Проведена работа по введению электронного макета дел получателей пенсий и пособий, разрабатываются и вводятся в действие новые формы отчетности, дорабатываются и усовершенствуются существующие программные приложения.
На сегодня заключены договора на выплату пенсий и пособий с АО «Туран-Алем», АО «Наурызбанк», АО «Казпочта», АО «Дана-Банк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Банк Центр Кредит», АО «Альянс банк», «Цесна банк», АО «Банк Каспийский», АО «Нефтебанк», АО «ТемирБанк».
Также ГЦВП выплачивает пенсии и пособия через банки второго уровня по выбору получателя путем зачисления на карточные счета получателей-владельцев карточек международных и локальных систем, обслуживаемых или эмитированных банками. Наглядно схема зачисления на лицевые или карточные счета представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема зачисления на лицевые или карточные счета
Внедрение подобной технологии позволило значительно ускорить зачисление пенсий и пособий получателям. На сегодняшний день получатели имеют возможность получать социальные выплаты посредством карточных счетов [6].
Ведение строгого статистического учета и обеспечение прозрачности поступления и расходования финансовых ресурсов на счете ГЦВП дают возможность ежедневно предоставлять информацию в Министерство труда и социальной защиты населения.
По состоянию на 1 января 2006 года обслуживаемый контингент получателей пенсионных выплат и госпособий по Павлодарской области составляет - 129 084 человек, получателей спецгоспособий - 41798 человек..
За 2005 год всего было выплачено пенсий и пособий на сумму - 12 772 435,2 тыс. тенге, из них:
- пенсий - 9 941 597,5 тыс. тенге (77,8% от всей суммы);
- госсоцпособий - 1 797 756,7 тыс. тенге (14,1%);
- госспецпособий - 51 785,3 тыс. тенге (0,41%);
- спецгоспособия (Республиканский бюджет)-219 938,4 тыс. тенге (1,7%);
- спецгоспособия (Местный бюджет) - 506 019,1 тыс. тенге (4,0%);
- пособие на погребение - 84 827,2 тыс. тенге (0,66%);
- единовременное пособие на рождение - 125 530,8 тыс. тенге (0,98%);
- пособие реабилитированным - 44 980,2 тыс. тенге (0,98%).
Согласно закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2005 год», в связи с изменением размера МРП было пересмотрено 29 610 дел получателей госпособий; 43 035 дел получателей спецгоспособий и 518 дел получателей госспецпособий. С 1 января 2005 года произведена работа по повышению пенсионных выплат на среднегодовой индекс потребительских цен на 2005 год 5,4%. Данное повышение произведено - 84 503 получателям пенсий, а 7 475 получателям размеры пенсии доведены до минимального размера 5 800 тенге. Средний размер пенсионных выплат после повышения составил 8 720 тенге.
Кроме того, перечислено удержаний по исполнительным листам на сумму более 18 млн. тенге, а также перечислено пенсий и пособий лицам, проживающим в домах-интернатах, признанным недееспособными, и осужденным лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, на сумму 1,5 млн. тенге.
В данном направлении проведена консультационно-разъяснительная работа с филиалами по реализации положений постановления Правительства о порядке проведения на местах разъяснительной работы среди получателей пенсий и пособий и сбор индивидуальных заявлений-намерений с тем, чтобы определить банки, желающие осуществлять социальные выплаты по выбору получателей, утверждены РГЦВП тарифы комиссионного вознаграждения.
Всего за 2005 год комиссионное вознаграждение банкам второго уровня за услуги по доставке пенсий, пособий выплачено:
- по выплатам из республиканского бюджета - 66 693,2 тыс. тенге;
- по выплатам из местного бюджета - 3 053,6 тыс. тенге.
В разрезе банков второго уровня и АО «Казпочта» выплаты распределились следующим образом:
- Народный банк - 8 242 680,8 тыс. тенге (64,814 %);
- АО «Казпочта» - 4 148 087,8 тыс. тенге (32,617 %);
- Банк Туран Алем - 96 924,9 тыс. тенге (1,30 %);
- Альянс банк - 65 272,6 тыс. тенге (0,51 %);
- Темирбанк - 58 967,6 тыс. тенге - (0,46 %);
- Наурызбанк - 2 572,3 тыс. тенге - (0,02 %);
- Данабанк - 21 255,8 тыс. тенге - (0,167 %);
- Центркредит банк - 3 096,9 тыс. тенге (0,02 %);
- Цесна банк - 9 755,6 тыс. тенге (0,087 %);
- Банк Каспийский - 666,0 тыс. тенге (0,005 %).
Учитывая, что Народный банк остаётся одним из основных партнеров ГЦВП в вопросах организации пенсионных выплат, проведена работа по улучшению взаимного сотрудничества:
- для обеспечения возможности перечисления пенсий и пособий на индивидуальные карточные счета получателей проведена работа по анализу и внесению изменений в действующие соглашения, заключено Генеральное соглашение № 37 с АО «Народный Банк»;
- для оптимизации филиальной сети Народного банка в ряде сельских районных центрах, и передачи функций закрытых филиалов субагенту банка АО «Казпочта», заключено Генеральное соглашение с АО «Казпочта» на обслуживание получателей пенсий и пособий в подобных районах. Утверждены РГЦВП ГЦВП тарифы комиссионного вознаграждения, урегулирован механизм взаимодействия подразделений ГЦВП с филиалами АО «Казпочта» в вопросах составления контрольных документов;
Проведена работа с Народным банком Казахстана по документальному оформлению соглашений, регламентирующих обязанности сторон в осуществлении формирования и доставки пенсий и пособий на дом нуждающейся в этом категории получателей [10].
Основной нормативной базой формирования социальных выплат являются следующие законы и нормативные документы Республики Казахстан:
«О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;
«О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»;
- «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним»;
«О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
«О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;
- «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан»;
- инструкция № 17-п «О порядке организации, назначения и выплаты пенсионных выплат, государственных социальных пособий и государственных специальных пособий из Центра».
1.3 Государственный контроль социальных выплат

Государственный контроль - это проверка соответствия законодательству Республики Казахстан деятельности объектов государственного финансового контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местного бюджетов.
Государственный контроль подразделяется на следующие виды:
- комплексный контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля за конкретный период сплошным методом;
- тематический контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного контроля по отдельным вопросам за конкретный период сплошным методом;
- встречный контроль - контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта государственного контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций. Встречный контроль проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного контроля и в рамках проверяемого вопроса.
Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.
Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется и наблюдается деятельность всех объектов управления, выявляются причины отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.
Обеспечение сохранности собственности - эта функция тесно связана с совершением системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Научно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты и хищения, но и предупреждать их.
Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, произошедшие в составе собственности.
Основной целью государственного контроля социальных выплат является - выявление достоверности и объективности составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями установленными законодательством в Республике Казахстан, строгое соблюдение финансово - бюджетной дисциплины и максимальная экономия материальных ценностей и денежных средств.
Главная цель осуществляющего контроль социальных выплат - это собрать материал, подтверждающий сведения, представленные отделением ГЦВП относительно полноты и своевременности поступления и выплаты социальных выплат.
Контроль социальных выплат начинают с изучения данных финансовой отчетности и правильности формирования макетов дел получателей пенсий и пособий, а так же правильность оформления проекта решения.
Для осуществления контроля социальных выплат используется специальная программа «Программа проведения государственного контроля
правильности назначения и выплаты пенсий и пособий».
При проведении контроля вопросов пенсионного обеспечения необходимо проверить следующие вопросы:
правильность исчисления общего и непрерывного стажа работы;
правильность определения заработной платы;
правильность данных о возрасте пенсионеров;
правильность исчисления пенсионных выплат, которые с 1 января 1998 года определяется из расчета 60 % среднемесячного дохода. Необходимо учесть, что размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого стажа увеличивается на 1 %, но не более 75 % . При этом доход для исчисления пенсионных выплат не должен превышать 15-кратного расчетного показателя.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с законом о бюджете на соответствующий год предусмотрено выделение средств на выполнение обязательств прошлых лет. По данной программе предусмотрены средства на надбавки к пенсиям граждан, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Задачей данной бюджетной программы является выполнение обязательств государства перед гражданами, вышедшими на пенсию до 1 января 1998 года по выплате надбавок к пенсиям.
При проведении проверок правильности назначения и выплаты пособий следует обратить внимание на правильность выплаты государственных социальных пособий, определения сроков назначения государственных социальных пособий, своевременность их выплаты, где необходимо проверить и учесть, что:
выплата пособий производится за истекший месяц;
начисленная сумма пособий, не востребованная получателем своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за 3 года перед обращением за их получением;
суммы пособий, не полученные своевременно по вине органа, назначающего и выплачивающего пособие, выплачивается единовременно за прошлое время, без ограничения каким - либо сроком;
в случае смерти получателя государственных социальных пособий членам семьи, либо лицу, осуществившему погребение, выплачивается единовременная выплата на погребение в размере пятнадцатикратного расчетного показателя.
При проведении проверки по данному вопросу следует так же иметь ввиду, что в порядке исполнительного производства из суммы пособия, причитающейся к выплате, могут производится удержания, размер которых не может превышать 25 % от причитающейся суммы;
Не подлежат удержанию суммы, излишне выплаченные в виде пособий по вине органов, назначающих и выплачивающих пособия.
Инвалидам имеющим право на пособие по инвалидности, пособие устанавливается с учетом вида заболевания и группы инвалидности. При назначении инвалиду пенсионных выплат выплата пособия по инвалидности прекращается или пересматривается с учетом размера получаемых пенсионных выплат из ГЦВП.
Установление инвалидности и степени утраты трудоспособности лица осуществляется путем проведения медико-социальной экспертизы территориальными подразделениями уполномоченного органа в области социальной защиты населения.
Группа инвалидности устанавливается с шестнадцатилетнего возраста
Социальная помощь инвалидам включает выплаты в виде государственных пособий, компенсаций и иных выплат, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Местные исполнительные органы и работодатель вправе оказывать дополнительные виды социальной помощи.
Пособие по инвалидности работающим получателям выплачивается в полном размере.
Выплата пособия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца и выплачивается на нетрудоспособных членов семьи до 18 лет. При достижении 18 лет выплата может быть продлена только по предъявлению справки с места обучения (с определенными требованиями) до 23 лет.
При проверке правильности установления размера социального пособия по возрасту необходимо учесть следующее:
месячное пособие по возрасту назначается в размере трех минимальных расчетных показателей;
При проверке правильности порядка выплаты пособий на погребение, необходимо иметь в виду следующее:
- в случае смерти получателя пенсии или пособия лицу, осуществившему погребение выплачивается единовременная выплата на погребение в размере пятнадцатикратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год на момент смерти получателя, участника или инвалида Великой отечественной войны - тридцатипятикратного месячного расчетного показателя.
Для назначения единовременной выплаты на погребение в отделение Центра по месту жительства умершего получателя или пособия физическим или юридическим лицом, осуществившим погребение, предоставляется заявление по форме с приложением необходимых документов и их копий. Копии документов должны быть засвидетельствованы начальником отделения Центра после сличения с представленными подлинниками, которые возвращаются заявителю. Допускается прием документов, засвидетельствованных в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О нотариате».
Единовременная выплата на погребение осуществляется на основании следующих документов:
- копии удостоверения личности, осуществившего погребение, либо копии лицензии юридического лица, осуществившего погребение, засвидетельствованных Законом Республики Казахстан «О нотариате»;
- страховой справки, выданной органами по регистрации актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Казахстан;
- копии свидетельства о смерти.
При выплате денежной компенсации жертвам массовых репрессий необходимо проверить достоверность и правильность заявлений по установленной форме, документов подтверждающих право на получение денежной компенсации.
Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».
Действие настоящего Закона распространяется на всех без исключения лиц, непосредственно подвергшихся политическим репрессиям на территории бывшего Союза ССР и в настоящее время являющихся гражданами Республики Казахстан.
Жертвами политических репрессий признаются также лица, подвергшиеся насильственному противоправному переселению в Казахстан и из Казахстана на основании актов высших органов государственной власти Союза ССР.
Пострадавшими от политических репрессий в настоящем Законе признаются дети жертв политических репрессий, находившиеся вместе с родителями или заменявшими их лицами в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении, а также дети жертв политических репресий, не достигшие восемнадцатилетнего возраста на момент репресии и в результате ее применения оставшиеся без родительского попечения.
Сумма выплаты единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка составляет пятнадцатикратный месячный расчетный показатель, так же необходимо установить правильность и достоверность предоставленных документов.
Проведение государственного контроля осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности [11].
2 Учет социальных выплат на примере государственного центра по выплате пенсии
2.1 Характеристика деятельности предприятия и учетной политики
Государственный Центр по Выплате Пенсий - является правопреемником Государственного Пенсионного Фонда Республики Казахстан. Одна из задач государства в области реформирования пенсионного обеспечения - помочь состоявшимся пенсионерам иметь возможность сохранить уровень жизни, который они имели в период активного участия в общественном производстве. Решение этой задачи достигается комплексом мер. Среди которых особое место занимает Государственный Центр по Выплате Пенсий - посредством которого, осуществляется выплата пенсий состоявшимся пенсионерам по солидарной системе.
Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республикик, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда республики.
Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.
Международные договоры, ратифицированные Республикой имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения требуется издание закона.
Все законы, международные договора, участником которого является Республика, публикуются. Официальное опубликование норматиивных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязонностей граждан является обязательным условием их применения.
Совместный приказ « О взаимодействии организаций по обеспечению своевременности документооборота, регистрации и представления документов, удостоверяющих факты относительно получателей пенсионных выплат, пособий и других видов социальных выплат» Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.12.2005 года № 328-п, Генеральной прокуратурой Республики Казахстан № 11 от 28.02.2006 года, Министерства внутренних дел Республики Казахстан № 13 от 09.01.2006 года, Министерства здравоохранения Республики Казахстан № 37 от 01.02.2006 года, Министерства иностранных дел Республики Казахстан № 08-1/20 от 07.02.2006 года, Министерства образования и науки Республики Казахстан № 13 от 14. 01.2006 года, Министерства юстиции Республики Казахстан № 55 от 16.02.2006 года.
Республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан основано во исполнении постановления Правительства Республики Казахстан от 04.06.1997г №926 "О создании Республиканского Государственного предприятия "Государственный Центр по выплате пенсий".
Государственный центр по выплате пенсии является государственным казенным предприятием на праве оперативного управления.
Учредителем государственного центра по выплате пенсии является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Предприятие зарегистрировано 14 ноября 2000 года в Управлении юстиции города Астана (свидетельство № 9028 -1901-ГП) и осуществляет свою деятельность на основании устава.
Устав утвержден приказом № 268-П от 12 декабря 2000 года и зарегистрирован в органах юстиции 07 февраля 2001 года.
Предприятие является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства Республики Казахстан и своего устава [8].
Производственная и финансовая деятельность предприятия осуществляется в соответствии с законом «О госпредприятии». Предприятие имеет самостоятельный баланс, текущий счет, гербовую печать с указанием своего наименования на государственном языке, РНН.
Государственные базовые социальные пособия - ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые за счет бюджетных средств, предоставляемые гражданам при наступлении инвалидности, потере кормильца и по возрасту.
Государственная базовая пенсионная выплата - ежемесячная денежная выплата, представляемая гражданам Республики Казахстан по достижении пенсионного возраста, установленного законодательством Республики Казахстан.
Государственное специальное пособие - денежная выплата лицам, имевшим по состоянию на 1 января 1998 года установленный законодательством Республики Казахстан стаж работы на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Формирование централизованной базы данных по вопросам выплаты пенсий и пособий, а так же представление консультационных и иных видов услуг.
Целью деятельности предприятия является выполнение государственного заказа по обслуживанию всех состоявшихся к началу пенсионной реформы пенсионеров, а также граждан, имеющих трудовой стаж на начало реформы.
Предметом деятельности предприятия является осуществление выплаты пенсий, государственных социальных и специальных государственных пособий и других социальных выплат. Ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Республики Казахстан, формирование базы данных по выплате пенсий, пособий и других социальных выплат, осуществление транзита 10%-ных обязательных пенсионных отчислений.
Предприятие состоит на учете в качестве налогоплательщика и плательщика 10 процентных обязательных пенсионных отчислений в Алмаатинском ГНК г. Астаны.
В состав предприятия входят 14 областных филиалов и 2 городских (г. Алматы,г.Астаны).
Органы управления и ответственность должностных лиц: предприятием руководит генеральный директор, назначаемый Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Лица, уполномоченные выполнять управленческие функции - первый заместитель генерального директора и заместители генерального директора.
Лицом, уполномоченным для ведения бухгалтерского учета, является главный бухгалтер, который возглавляет бухгалтерскую и планово-бюджетные службы.
Генеральный директор РГКП ГЦВП несет ответственность за:
- подбор специалиста на должность главного бухгалтера;
- организацию системы бухгалтерского учета, отчетности и налогового учета, а так же принятие учетной политики;
- установление порядка внутреннего и внешнего контроля;
- обеспечение выполнения требований учетной политики и положений, принятых для ее исполнения.
Главный бухгалтер несет ответственность за:
- подбор и организацию работы специалистов бухгалтерии;
- общее ведение бухгалтерского учета и расчета налогов;
- соблюдение требований закона РК " О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", стандартов бухгалтерского учета РК и других нормативных актов, а так же учетной политики.
Ответственность генерального директора и главного бухгалтера возникает по результатам деятельности предприятия за период отчетного года по инициативе уполномоченного органа или контролирующих органов Республики Казахстан.
Функциональные обязанности работников бухгалтерии определяются должностными инструкциями.
Учет и отчетность, документооборот и хранение документов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Павлодарское городское отделение государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения» является структурным подразделением Государственного центра по выплате пенсии и входит в единую централизованную систему пенсионного центра.
В своей деятельности Павлодарское городское отделение ГЦВП руководствуется положением об областном филиале, городском и районных отделениях Республиканского государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Организационная структура предприятия представлена в приложении Б.
Учетная политика разработана в соответствии с требованиями Указа Президента РК, имеющего силу закона, №2732 от 26.12.1995г «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», СБУ РК № 1-26, с законами Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных юридических лиц" от 16 декабря 1998 года № 320-1 ЗРК, "О республиканском бюджете на 1999 год" от 16 декабря 1998 года № 318-1 ЗРК, постановлением Правительства "Вопросы учреждений-администраторов программ, финансируемых из республиканского бюджета" от 25 декабря 1998 года № 1335 Республики Казахстан, Письма Департамента методологии учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 11 марта 1999 года № 23-3-1/42/689, других законодательных и нормативных актов Республики Казахстан и с учетом конкретных производственно-экономических условий деятельности "Государственный центр по выплате пенсий" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан [9].
Под учетной политикой следует понимать совокупность приемов, принципов, традиций, правил и процедур, которые применяются в процессе ведения бухгалтерского учета, и составление на их данных финансовой, производственной и налоговой отчетности.
Порядок формирования учетной политики, цель и сфера деятельности, ее раскрытие определены в стандарте бухгалтерского учета №1 «Учетная политика и ее раскрытие», который утвержден Национальной комиссией Республики Казахстан по бухгалтерскому учету 13 ноября 1996 года.
Формирование учетной политики - это выбор некоторой совокупности известных способов ведения бухгалтерского учета, и установление порядка их изменения в конкретной хозяйственной ситуации. Иными словами, учетная политика - это порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета [10].
При изменении законодательства или существенных условий работы предприятия отдельные положения учетной политики подлежат немедленной корректировке.
При необходимости включения в учетную политику дополнений, они оформляются в виде приложений со сквозной нумерацией.
Павлодарское городское отделение государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения» является структурным подразделением Государственного центра по выплате пенсии и входит в единую централизованную систему пенсионного центра.
Павлодарское городское отделение ГЦВП расположено на территории Павлодарской области в г. Павлодар ул. Ак. Сатпаева 44 .В своей деятельности Павлодарское городское отделение ГЦВП руководствуется положением об областном филиале и районных отделениях Республиканского государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Основные задачи Павлодарского городского отделения ГЦВП:
- прием документов на назначение пенсионных и других социальных выплат, формирование макета пенсионных дел и дел получателей пособий, передача их в Павлодарский областной филиал в соответствии с действующими положениями и инструкциями;
- учет, хранение и обеспечение сохранности дел получателей пенсий и пособий;
- ведение и внесение изменений в централизованную базу данных получателей пенсий и пособий;
- формирование потребности на выплату пособий из местного бюджета с дальнейшей передачей в филиал и органы труда, занятости и социальной защиты населения;
- формирование списков - ведомостей получателей пособий из средств республиканского бюджета, с дальнейшей передачей их в банк второго уровня или отделение АО «Казпочта»;
- осуществление контроля за выплатой пенсий и пособий, согласно договора с банками второго уровня;
- ведение учета фактически произведенных выплат пенсий и пособий по Павлодарскому городскому отделению, предоставление в Павлодарский областной филиал сведений о выплаченных пособиях, численности получателей пенсий и пособий с учетом ежемесячного обновления;
- организация работы для присвоения социального индивидуального кода населению, учета и систематизации этого вопроса на основании данных местных статистических органов и органов самоуправления;
- предоставление консультационных и иных видов услуг накопительным пенсионным фондам и другим организациям;
- информационно- консультационное обслуживание населения по вопросам выплаты пенсий и пособий из Республиканского бюджета;
отделение возглавляет начальник отделения, назначаемый РГЦВП по представлению Павлодарского областного филиала ГЦВП.
Начальник Павлодарского городского отделения ГЦВП несет персональную ответственность за организацию деятельности и обеспечение функционирования отделения. В составе работников Павлодарского городского отделения ГЦВП четыре главных специалиста, десять старших специалистов и восемь специалистов среднего уровня квалификации.
Все специалисты Павлодарского городского отделения ГЦВП несут административную ответственность за достоверность данных, внесенных в централизованную базу данных получателей пенсий и пособий.
2.2 Особенности бухгалтерского учета операций по выплате пенсий пособий, других социальных выплат

Назначение и выплата пенсий, государственных социальных пособий и государственных специальных пособий производится в соответствии с Инструкцией «О правилах назначения и осуществления выплаты государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пенсионных выплат из государственной базовой пенсионной выплаты государственных специальных пособий», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан № 189 от 25 августа 2006 года.
Операции по удержанию сумм из пенсий и пособий осуществляются за счет средств республиканского бюджета, перечисляемых со счета Центра на специальные текущие счета отделений ГЦВП.
Формирование платежных документов по выплате пенсий и пособий за счет средств республиканского бюджета, первичный учет операций по перечислению средств и зачислению сумм возвратов осуществляется Департаментом банковских операций.
Особенностью ведения бухгалтерского учета является то, что вся система учета деятельности предприятия подразделяется на основную деятельность предприятия заключающуюся в учете социальных выплат и хозяйственную.
Корреспонденция счетов по операциям, связанным с выплатой пенсий и пособий отражена в Приложении В.
Учет социальных выплат и основные средства предприятия состоят на балансе в Республиканском ГЦВП, в филиалах ГЦВП данный учет ведется на забалансовых счетах.
Забалансовые счета предназначены для учета тех объектов, которые по действующим законоположениям не могут быть учтены на балансовых счетах, а так же ценностей, временно находящихся у субъектов и не принадлежащих им (арендованные средства и так далее), активы требующие дополнительного учета и контроля.
Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе счетоводства, без применения двойной записи. Все активы и обязательства, учтенные за балансом, подлежат инвентаризации в сроки и порядке, установленные для собственных активов, обязательств, доходов и расходов.
Забалансовые счета для учета социальных выплат:
- счет 016 «Обязательства организаций по выплате пенсий и пособий»;
- счет 017 « Суммы переплат по пенсиям и пособиям»;
счет 018 « Исполнительные документы по удержанию алиментов из пенсии и пособия»;
- счет 019 « Обязательства по прочим удержаниям»;
счет 020 « Дебиторская (кредиторская) задолженность по социальным выплатам с истекшим сроком исковой давности».
Рассмотрим данные счета:
- забалансовый счет 016 «Обязательства организаций по выплате пенсий и пособий за счет средств республиканского бюджета».По дебету этого счета отражаются суммы отправленных Центром денежных средств в банки (другие организации) для осуществления выплат пенсий и пособий. Основанием для совершения операции служат уведомления, полученные из Центра. По кредиту отражается сумма возвратов из банков в Центр и фактических выплат пенсий и пособий в соответствии с актами сверок. В течение месяца отделом учета социальных выплат принимаются письменные обращения филиалов банков, подразделений АО «Казпочта», подразделений ГЦВП по поводу неправильных зачислении сумм возвратов на счет ГЦВП. По окончании месяца на основании писем подразделений ГЦВП, банков и АО «Казпочта» отделом учета социальных выплат формируется распоряжение департаменту банковских операций. Аналитический учет ведется в разрезе банков (других организаций), видов выплат и способов выплат;
- забалансовый счет 017 «Суммы переплат по пенсиям и пособиям ». По дебету этого счета проводятся суммы переплат в соответствии с решениями судов, исполнительных листов, или суммы в соответствии с заявлениями на добровольное погашение суммы. По кредиту счета списываются суммы произведенных удержаний. В случае смерти плательщика на основании свидетельства о смерти, нотариально заверенного, производится полное списание недовзысканной суммы. Аналитический учет ведется в разрезе плательщиков;
- забалансовый счет 018 «Исполнительные документы по удержаниям сумм алиментов из пенсий и пособий», предназначен для учета исполнительных документов на удержание алиментов и задолженности по коммунальным услугам. На этом же счете могут учитываться заявления пенсионеров (получателей) на добровольную уплату алиментов. Исполнительные листы учитываются в оценке 1 тенге. Списание в расход осуществляется в случае прекращения срока уплаты алиментов или в других случаях в соответствии с действующим законодательством. Аналитический учет ведется в разрезе плательщиков;
- забалансовый счет 019 « Обязательства по прочим удержаниям».Счет предназначен для учета операций по удержанию сумм переплат по умершим и выехавшим получателям на основании письменных заявлений виновных лиц. По дебету счета проводятся фактические суммы переплат по умершим и выехавшим получателям, установленные на основании документов полученных от органов ЗАГС и миграционной полиции, по которым имеются письменные заявления виновных лиц на добровольное гашение. По кредиту отражаются суммы фактически перечисленных в бюджет сумм переплат на основании выписок банков;
счет 020 « Дебиторская (кредиторская) задолженность по социальным выплатам с истекшим сроком исковой давности». Предназначен для учета кредиторской или дебиторской задолженности социальных выплат. Аналитический учет ведется в разрезе плательщиков.
Забалансовые счета для учета основных средств:
- 01 « Лицензионные соглашения»;
- 11 « Нематериальные активы»;
- 21 « Земля »;
- 22 « Здания»;
- 23 «Машины и оборудование»;
- 24 « Транспорт»;
- 25 « Прочие основные счета».
Финансовый учет хозяйственной деятельности предприятия ведется на синтетических счетах подразделов типового плана счетов, где формируются все затраты и доходы в процессе финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
Финансовый учет открыт для внешних пользователей и контролируется государственными органами в пределах их компетенции.
Основные проводки по хозяйственной деятельности отделений ГЦВП представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные проводки по хозяйственной деятельности
отделений ГЦВП
Содержание хозяйственной операции
Д-т
К-т
Денежные переводы от дочерних предприятий, находящиеся в пути
411
321
Получены денежные средства, числящиеся в пути
441,451
411
Авансы выданные под оказание услуг, ТМЦ
351,352
441,451
Возврат неиспользованных сумм ранее выданного аванса
441,451
351,352
Арендные платежи за арендуемые помещения
687/1
451,441
Перечисление в бюджет социального налога, подоходного налога, других налогов и платежей
635,
639/1
441
С расчетного счета перечислена заработная плата
681
441
Удержаны 10% отчисления из з/платы сотрудников
639/1
681
Закрытие счета в конце отчетного периода
571
821
Налоговый учет формируется на базе конечных результатов бухгалтерского учета в соответствии с налоговым законодательством и не предусматривает альтернативных методов учета.
Управленческий учет является сводной информацией, составляемой по заданию руководства предприятия по данным финансового, статистического и налогового учета, необходимой для анализа текущих и перспективных ситуаций и принятия эффективных управленческих решений [11].
Бухгалтерские записи по операциям, связанным с выплатой пенсий и пособий за счет средств государственного бюджета ведутся в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях).
Синтетический учет ведется в книгах или ведомостях, а для аналитического учета используются книги ведомости карточки.
На каждую хозяйственную операцию составляется мемориальный ордер. Главное содержание мемориального ордера - это проводка (корреспонденция счетов) дата ее составления и сумма.
После отражения а регистрационном журнале сведений о хозяйственных операциях данные мемориальных ордеров записываются в Главную книгу.
Итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги записываются в оборотную ведомость, построенную с использованием синтетических счетов [12].
Аналитический учет по счетам на которых ведется учет социальных выплат ведется в разрезе банковских счетов и видов выплат.
Счет 424 «Деньги на прочих счетах в банках » открывается для учета денежных средств, поступающих из республиканского бюджета для осуществления социальных выплат.
В филиалах этот счет открывается для проведения операций удержании из пенсий и пособий.
По дебету счета учитываются суммы поступления финансирования согласно выписке из банковского лицевого счета перечисленных средств из РГЦВП - с кредита счета 687.5 «Прочие ».
По кредиту счета учитываются суммы расходных операций, согласно выписке из банковского лицевого счета, перечисленные на расчетные счета банков:
- счет 334.2 «Задолженность банков по выплате пенсий и пособий»;
- счет 334.4 «Задолженность исправительных учреждений по выплате пенсий и пособий»;
- счет 334.5 «Задолженность домов интернатов по выплате пенсий и пособий»;
счет 423 «Текущий счет для учета операций по выплате
спецгоспособий за счет средств местных бюджетов».
В таблице 2 приведем корреспонденцию счетов п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.