На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Философия, ее роль в жизни общества и человека

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Философия. Добавлен: 3.5.2013. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Содержание
1. Определение философии…………………………….…………………………………...3
2. Основной вопрос философии. Линия материализма и линия идеализма в истории философии..………………………………………………………………………………..9
3. Функции и задачи философии……….. ………….……………………………………..11
Литература………………………………………………………………………………..16

Введение

1. Определение философии
“Философия” (?????????) – это прежде всего слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, “фило”, происходит от “филео”, “люблю”, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. “София” – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. “Философос”, соответственно, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей.
Согласно сообщениям древних писателей, первым человеком, который назвал себя философом, был Пифагор. Он создал религиозно-философский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному. И когда тиран Леонт назвал его мудрецом, он ответил: мудры только боги, я же – человек, который может лишь стремиться к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его.
Называя себя “философом”, Пифагор, не желая, видимо, становиться объектом своеобразного идолослужения, слепого обожания и подражания, давал понять, что его знание о мире – обыкновенное, естественное, т. е. такое, которое человек может создать сам, своими собственными силами, опираясь на присущую всем людям способность чувственного восприятия – зрение, слух и т. д., – на свой жизненный опыт, на свою естественную и присущую всем людям способность мыслить, думать, размышлять.
“Философия” – лишь то знание, которое человек добывает своими собственными силами, опираясь на свои собственные самостоятельные размышления. Но поскольку “мудрость” – это далеко не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, поэтому то и философия – это не все размышления вообще, а самостоятельное размышление над наиболее важными для всех людей вопросами. Философия – размышления над такими вопросами, которые одинаково важны и равно интересны для всех разумных существ, обладающих способностью свободного самоопределения.
Слово “мудрость” означает также совершенство человека и обладание совершенным знанием, т. е. обладание истиной. Мудр тот, кто знает тайну – тайну строения мира, тайну смысла и назначения человеческой жизни. Пифагор же сказал, что он лишь стремится к истине, ищет её, что он не считает свои познания совершенными. “Философия” – не обладание истиной, а жажда истины, неустанный поиск истины, и пока человек остаётся философом, он не останавливается в этом поиске и не считает себя “мудрецом”.
Поэтому “философствовать” начинает лишь тот, кто понял, что не обладает полнотой истины. “Философом” становится тот, кто начинает осознавать несовершенство своего знания, не может более ограничиваться обычным кругом принятых в обществе “мнений” и повседневного, практически полезного знания. Тот, кто стремится усовершенствовать свои познания и найти истину, тот и “философствует”. Платон и Аристотель писали, что причина появления философии – удивление. Удивляется и спрашивает тот, кто осознал своё незнание. Привычное и обычное вдруг становится непонятным, сомнительным, ставится под вопрос. Для того, чтобы преодолеть сомнение и незнание, человек и начинает “философствовать”.
Платон, опираясь на мысль Пифагора, даёт такое замечательное определение: философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил. Бог – не философ, он не “философствует”. Бог просто знает. Бог, согласно одному из классических, традиционных определений, есть существо бесконечное и абсолютно совершенное, а потому, в частности, – всеведущее. Его знание о себе, о мире и человеке абсолютно истинно, совершенно. Собственно, лишь один Бог мудр в точном и полном смысле этого слова. Человек – не Бог, он – конечен, несовершенен. Его знание несовершенно. Именно поэтому он “философствует”. Философия – это то, что отличает человека от Бога и от животного. Животные, как и Бог, не философствуют. Они, как и человек, конечны, и их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”. Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, “божественное”, совершенное, вечное и бесконечное.
Если как “любознательность” вообще, как жажда знания, философия родственна всем наукам, то в своём стремлении к абсолютному она сходна с религией, которая по своей сути и есть сфера личного отношения к абсолютному. Однако в религии само абсолютное представляется как личность и отношения с абсолютной личностью опираются прежде всего на веру, традицию, авторитет, чувство и воображение. Целью религии является не познание абсолютного, а “спасение”. В философии приобщение души к абсолютному осуществляется исключительно посредством самостоятельного размышления и познания. В религии же, главным образом, – посредством культа: отношение личности к Богу опосредствуется духовенством и церковью, авторитетом и традицией.
Теперь подойдём к определению философии с другой стороны – с позиций обычного современного человека. Что в человеке вообще самое важное, существенное? Что делает его собственно “человеком”? Древнее определение, сохранившее своё значение, гласит: человек есть мыслящее, разумное животное. Разум обнаруживает себя в человеке как способность говорить, высказывать свои суждения, умозаключать, или рассуждать, и, наконец, совершать поступки в соответствии со своими понятиями и размышлениями. Это и означает, что человека отличает от животных замещение чисто инстинктивного поведения (т. е. форм поведения, определяемых законами природы и выработанных эволюцией биологического рода) – свободным самоопределением. Собственно человеческие поступки, в отличие от инстинктивных действий, присущих и животным, всегда явно либо неявно совершаются свободно, т. е. предполагают возможность выбора, а этот выбор, поскольку он свободен, определяется (опосредствуется) нашими понятиями. Выбор блюда в кафе определяется понятиями о том, что “вкусно” или “невкусно”, что “дорого” или “дешево”, что “полезно” для здоровья или “вредно” для него, что “можно” и чего “нельзя”, если я, например, “на диете” и хочу “похудеть”. Анализируя и сравнивая возможности, обычно практически мгновенно, не осознавая даже этого процесса, мы делаем выбор, который определяется прежде всего нашими ценностями, иначе говоря, нашими представлениями о “благе” – о том, что для нас “хорошо” или “полезно”, к чему мы “должны” стремиться. Тот, кто возмущается, например, роскошью миллионеров перед лицом бедности и страданий огромного большинства людей, – тот имеет понятие о “справедливости”. Это понятие определяет отношение к общественной действительности и поведение в ней. Образ жизни человека, далее, во многом зависит от его понятий о “свободе” или “счастье”. Многое в жизни человека зависит от того, верит ли он в “бытие Бога” или не верит, признаёт “бессмертие души” или не признаёт, представляется ли ему мир “храмом” или “мастерской”, большим “магазином”, где всё продаётся и покупается, или абсурдным хаосом, отвратительной “слизью”. Эти и многие другие понятия определяют наше поведение, и от их содержания, следовательно, зависит наша жизнь. Понятия наши, однако, не равнозначны – среди них можно найти наиболее общие и важные, от которых зависят все другие понятия. В уме каждого человека есть такие общие понятия, которые он постоянно употребляет, без которых он вообще не может мыслить, рассуждать и принимать решения, – о хорошем и дурном, о полезном и вредном, о существенном и неважном, о причинах и следствиях и т. д. Сами эти основополагающие понятия, категории мышления, при помощи которых мы мыслим обо всём другом, обычно не становятся предметом размышления, применяются некритически, и остаются смутными, неясными – хотя именно от них, в конечном счёте, зависит всё наше свободное поведение. Они формируются в уме и усваиваются незаметно, в процессе усвоения языка, воспитания и образования, под влиянием родителей, школы, друзей, авторитетов и кумиров, прочитанных книг и увиденных кинофильмов, складываясь постепенно в мировоззрение и здравый смысл человека, в его картину мира и его отношение к этому миру, т. е. его представление о базовых ценностях жизни, определяющее его жизненную позицию. До тех пор, пока человеку “всё ясно” и жизнь его стабильна, пока он не испытывает крупных сомнений в своих жизненных ценностях и представлениях о мире, он не философствует, философия ему непонятна, неинтересна и не нужна. Отрицательное отношение к философии нередко поддерживается со стороны властей, государства и церкви, заинтересованных в подчинении и единомыслии, чтобы все думали о важнейших предметах мировоззрения одинаково, так, как это, по их мнению, необходимо для поддержания общественного “порядка”, обычно выгодного тем, кому временно принадлежит власть.
В ходе этих сомнений и самостоятельных размышлений о собственном мировоззрении, о главных ценностях жизни, о своём пути в мире и рождается “философствование”. Философия – это рефлексия над “здравым смыслом” и мировоззрением. Это – стремление к ясности и самостоятельности в своём представлении о мире и о себе самом, о своём месте в мире. Результатом философских размышлений может быть отказ от привычного, некритически усвоенного мировоззрения, либо его прояснение, углубление и рациональное обоснование, либо формирование принципиально нового мировоззрения и т. д. Лишь философия может сделать мировоззрение ясным, целостным, упорядоченным, продуманным, рационально обоснованным. Философы – люди, которые смогли сами создать своё, новое мировоззрение, которые создали новый способ мыслить, новый способ представлять себе мир. Всё, что входит сегодня в “здравый смысл” и считается “само собой разумеющимся”, было когда-то впервые придумано свободным и оригинальным умом.
Платон же писал, что философствующий человек отличается от других как бодрствующий от спящих. Философия – бодрствующее присутствие в мире, которое требует постоянного усилия понимания, требует выхода из привычного и обыденного. Для философа становится проблематичным и мир, и свое присутствие в нём. Философия – знание о своём незнании, “знающее незнание”.
Философствование – это способность человека сознавать дистанцию, “зазор” между миром, как он есть поистине, сам по себе, и нашими представлениями о нем, двигаться по краю нашего знания, по границе между известным и неведомым. Это – попытка понять мир “заново”, “с начала”.
Философствование, по мысли Канта, – это выход человека из состояния духовного несовершеннолетия, в котором он сам виноват, т. е. неспособности жить своим умом без помощи и руководства других. В этом смысле философия есть просвещение, и “философ” – это человек просвещенный, т. е. не нуждающийся в духовной опеке, человек, духовно самостоятельный, имеющий мужество самому определять, что есть добро и зло, самому распоряжаться своей жизнью и самому нести за нее ответственность. Освободиться от духовной зависимости трудно, и одного желания для этого мало. Изучение истории философии даёт своеобразные “техники умственной свободы”, позволяющие увидеть тонкие нити духовного порабощения и многократно усиливающие способность мыслить самостоятельно. Правда, надо признать и то, что далеко не все стремятся возложить на себя бремя свободы. Неприятие философии или неприязнь к философам обычно связаны с сознательным или инстинктивным отказом от свободы, желанием подчинения, преклонения, единения и т. п. Многие люди чувствуют потребность в опеке, защите, опоре на авторитет и отказываются от свободы и самостоятельности ради спокойствия, безопасности, разного рода гарантий обеспеченности. Пока человек предпочитает подобную “золотую клетку”, философия кажется ему бесполезной, бессмысленной, непонятной или даже вредной и опасной. В разные времена и в разных странах философы, свободные умы, нередко становились предметом ненависти и подвергались преследованиям, подобно Сократу, казнённому за то, что он “не чтит богов, которых чтит государство, и развращает молодёжь”.
Философствование, как и другие человеческие занятия, вызвано некоторой потребностью. Речь идет при этом, во-первых, об интеллектуальной, духовной потребности, и, во-вторых, не о частной и временной потребности, которая возникает в конкретных ситуациях и время от времени может быть, а может и не быть, но о наиболее глубокой, фундаментальной, сущностной потребности, которая сопровождает человека всю жизнь и никогда не находит окончательного и полного удовлетворения – о потребности в употреблении и реализации собственного разума, потребности в размышлениях, в рассуждениях, в понимании и объяснении окружающего мира и своей собственной жизни. Но разум, способность мыслить – это сущность человека, то, что отличает его от животных и растений. Поэтому стремление к знанию, пониманию, самостоятельному размышлению – это стремление человека реализовать свою собственную сущность, своё человеческое назначение – свою способность быть разумным существом. Поэтому и Спиноза утверждал, что страсть познания – самая сильная из человеческих страстей, которая может подчинить себе все остальные страсти, – и лишь благодаря этому человек может стать свободным.
В этом отношении философия обладает абсолютной ценностью, самоценностью, “довлеет себе”. Если знание, даваемое частными науками, можно назвать технически-практическим, прагматическим, то философия – это сфера абсолютно-практического. Её назначение состоит не в том, чтобы быть средством для каких-либо частных и ограниченных целей и служить религии, наукам, экономике или политике, хотя эти последние, несомненно, многим обязаны философии, постоянно черпают из неё, а иногда и стремятся подчинить её и поставить себе на службу – что никогда не удаётся в полной мере. Напротив, в философствовании и философии человек достигает конечной цели, реализует своё высшее назначение в мире. “Все другие науки, – говорит Аристотель, – более необходимы, нежели она [метафизика], но лучше нет ни одной” [4]. Поэтому неточно говорится иногда о “познавательной функции” философии. Философия – это высшая форма проявления и реализации способности и страсти человека к познанию. Это высшая форма интеллектуального романтизма, стремление к мирообъемлющему, вселенскому познанию “первых начал” и “последних оснований”, “сущего как такого”. Это высшая дерзость человека и самое смелое из человеческих предприятий – попытка понять Бога, мир и душу, обнять весь мир своей мыслью, всё понять и всё объяснить – или сознать пределы своего знания. Поэтому и Хайдеггер говорит, что философия – не рядовое занятие, которому можно предаваться, но которым можно и пренебречь, которое одному нравится, а другому совершенно ни к чему. Философия – предмет всеобщего интереса. Человека не могут не интересовать философские вопросы, он не может быть безразличным к ним. В каждом человеке живёт естественная и неистребимая, по выражению Канта, “метафизическая склонность”, поэтому философствование, по Хайдеггеру, – главное событие человеческого присутствия в мире. Вопрос о том, “зачем нужна философия?” и “какая от неё польза?” предполагает, что цели и ценности якобы уже известны, нужно найти лишь средства. Однако самый главный вопрос относится именно к целям и высшим ценностям жизни.
Первые философы стремились к совместному поиску истины, к общему пониманию сути вещей посредством диалога. Диалог философов – не просто разговор, не просто общение. Это такой разговор, в котором ставится вопрос о сущности и проблема обсуждается основательно, так, что собеседники стремятся дойти до оснований, до основы всех основ, до первого основания или первой причины. Философия – поиск первых причин, начал и оснований, наука о началах и причинах, о принципах. В ней всегда речь идет о первом, общем, принципиальном, о первых началах и последних основаниях.
Поэтому философия – это исследование первых оснований и предпосылок мышления и деятельности. Твёрдую почву, основу в науках и в практической деятельности, в жизни обычно дают некоторые предпосылки, принимаемые без обоснования, ибо именно они сами образуют первую основу всякого обоснования или поступков – аксиомы, постулаты, символ веры, убеждения и т. п. Однако и эти предпосылки могут быть сделаны снований познания и деятельности, в том числе – оснований морали, оснований науки, оснований религии. Философия – универсальная рефлексия, аналитика, критика, которая в принципе и в пределе стремится выявить, прояснить, рационально-критически проверить и обосновать все формы духовной и практической деятельности, имеющие универсальное, общечеловеческое значение.
Поэтому философия представляет собой синтез и обобщение самых разнородных знаний. Она опирается на предельно широкий и разнообразный опыт, черпает из всех форм материальной и духовной жизни человека. Наиболее выдающиеся философские учения представляют собой энциклопедический синтез знаний эпохи, ее духовную квинтэссенцию – эпоху, постигнутую и выраженную в мыслях. Философия объединяет в одно целое, логически упорядоченное, продуманное, теоретически обоснованное, те знания, которые наиболее важны для понимания мира в целом и места в нем человека, важны для определения смысложизненной позиции, универсальной ориентации, генеральной стратегии жизни. Философ не тот, кто просто много знает, имеет многочисленные сведения и многое повидал, философ – тот, кто сумел увидеть единое во всём этом многообразии, всеобщую связь, проявление одного начала во всём кажущемся разрозненным многообразии. Философия есть единая универсальная духовная “система отсчета”, позволяющая оценить и понять любую информацию, привести её в связь с тем, что было известно раньше, увидеть её место в одном всеобъемлющем целом.
Философия, наконец, всегда была и остается квинтэссенцией, сводом житейской мудрости, учением о том, как мудро жить, к чему надо стремиться, а чего следует избегать и что в жизни важнее всего. Раньше или позже перед человеком встает вопрос о конечной цели, ради которой, в конечном счете, делается всё остальное, а также вопрос о высших или абсолютных ценностях, т. е. о том, что мы ценим и к чему стремимся ради него самого, а не ради чего-нибудь другого, о таких целях, которые уже не являются и не могут быть средством для других целей. Философия и есть учение о высшем благе, о конечных целях и назначении человека, об абсолютных ценностях жизни. Вопросы мудрого, разумного, правильного образа жизни, цели и смысла жизни (или её бессмысленности), путей достижения счастья ( или трагизма существования ), свободы, долга – все это вечные, << сквозные >> проблемы философии.......

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М., 2004.
2. Библер В.С. Что есть философия// Вопросы философии. – 1995, № 1.
3. Канке В.А. Философия. Учебник. – М, 2001
4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990
5. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2004.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.