На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сплоченность малой группы

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 07.05.2013. Страниц: 59+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Стр.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Психология малой группы………………………………………
1.1.Определение малой группы и ее границы. Функции групп…
1.2.Динамические процессы в малой группе. ……………………
1.3.Сплоченность…………………………………………………...
Глава 2. Исследование групповой сплоченности………………………..
2.1. Выявление социометрического статуса личности
и структуры межличностных связей в группе………………..
2.2. Изучение сплоченности группы (показатели
ценностно-ориентационного единства)……………………….
2.3.Методика «самооценка»………………………………………...
Глава 3. Анализ результатов исследования и выводы…………………...
3.1.Анализ результатов исследования……………………………..
3.2.Выводы…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Приложения………………………………………………………………....


Проблемы сплоченности, малая группа, эмоциональная сплоченность, ценностно-ориентированное единство, самооценка, творческая деятельность

ВВЕДЕНИЕ


В обширном перечне разделов современной социально – психологической науки малые группы занимают особое место. Это старейшая и интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений, находятся в центре внимания многих исследователей.
Тема данной дипломной работы – «Проблемы сплоченности группы». Гармония человеческих отношений… Как она важна и каким трудным кажется ее достижение, если речь идет о конкретной человеческой общности, будь то производственная бригада, спортивная команда, учебная группа, группа школьников, собранных по интересам. Потому, что и люди все разные и обстоятельства сложные, и интересы могут не совпадать. Человеческие отношения многосложны. И что такое сплоченность как высшее проявление гармонии человеческих отношений? Обычно дается такое определение: «Психологическая сплоченность членов группы – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность, как черта психологии группы выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства .» [ 21.С.385 ]
Трудно назвать психологическую проблему, которая привлекала бы внимание современных зарубежных социальных психологов в большей степени, чем групповая сплоченность. Литература, ей посвященная, насчитывает тысячи названий. Большинство из них приняв в качестве исходных эмоционально – психологические отношения между индивидами, находящие выражения в коммуникативной практике малой группы, и, прежде всего в частоте, длительности и порядке взаимодействия. В тоже время, зарубежные социальные психологи, по существу, не ставили перед собой задачи установить, от чего зависят этапы отношения, не пытались проследить их истоки в экономике, идеологии, политике. В результате ведущим способом выявления сплоченности стала регистрация взаимодействий, коммуникативных актов, взаимных выборов и предпочтений, базирующихся на симпатиях, антипатиях, а практические рекомендации психолога относительно повышения сплоченности группы по преимуществу были связаны с возможным изменением ее социометрической структуры.
Легко понять, что такая программа исследования сплоченности не предусматривает изучения норм и ценностных ориентаций, которые складываются в группе на наиболее важной для нее основе – на основе активной совместной деятельности, имеющей предметный характер, определенную направленность, социальный смысл и цель. В большинстве своем принятые в зарубежной психологии методики исследования сплоченности опираются на гипотезу о том, что между количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе и ее сплоченностью существует прямая связь, а по этому количество и сила взаимных положительных и отрицательных выборов – это свидетельство сплоченности. При этом даже не предполагается, что частота и количество межиндивидуальных контактов, а так же их продолжительность могут быть как раз следствием внутреннего единства группы. Источники групповой и индивидуальной активности, формирование установок, ценностных ориентаций и норм – все это таким образом, рассматривается как производное от уровня межличностного общения и эмоциональной окраски коммуникаций. [ 30.]
В работах отечественных психологов сплоченность коллектива рассматривается в качестве его важнейшей характеристики, меры его единения, вызванного осознанием общности цели, задач и идеалов, а так же межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи. Поэтому для выявления сплоченности и получения индексов ее выраженности отечественные ученые обратились к содержательной характеристике групповой совместной деятельности. Так возникло представление о сплоченности как ценностно-ориентационном единстве коллектива. [30.]
Сущность проблемы исследования заключается в определении фактов, влияющих на сплоченность группы. А актуальность определяется неиссякаемым запросом педагогов, родителей, руководителей коллективов в совершенствующихся методах психолого – педагогического воздействия на группы с целью обеспечения условий для ее сплоченности. А так же различием в подходах и в характере данных не проблему сплоченности различными исследователями.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать конкретно цель исследования: выявить факторы, влияющие на сплоченность группы, механизмы сплочения группы.
Объектом данного исследования являются учащиеся тринадцати – семнадцати лет, объединенные в группах – кружках, для занятий творчеством: это хореографический коллектив, кружок художественной росписи и другие группы, а так же дети, объединенные в обычные школьные классы.
Предмет исследования – особенности эмоциональной и ценностной сплоченности, а также факторы, влияющие на сплоченность данных групп.
Исходя из проблемы, цели и предмета можно выдвинуть рабочую гипотезу о том, что группы сплоченные вокруг единой цели – на основе активной творческой деятельности более сплоченные, чем обычные школьные классы.
В качестве дополнительных гипотез выдвигаются:
1.Адекватная самооценка участников группы положительно сказывается на эмоциональной сплоченности.
2. Творческая деятельность влияет на самооценку индивида и на структуру межличностных связей в группах.
Исходя из гипотезы, определим задачи исследования:
1. С помощью социометрической методики определить структуру межличностных связей в группах.
2. Определить эмоциональную сплоченность групп.
3. Вычислить ценностно-ориентационое единство (ЦОЕ) каждой группы.
4. Определить с помощью теста самооценку каждого участника группы.
Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования:
Социометрия – методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе. Определение значения показателя эмоциональной сплоченности группы.
Методика «Самооценка» - высчитываем коэффициент ранговой корреляции.
Опросник Ценностно-ориентационного единства. Опросник составлен при помощи исследуемых групп и адаптирован на возраст исследуемых.
Эмпирическая база исследования.
Общий объем выборки составляет сто сорок три ребенка. Предложен комплексный подход к формированию выборочной совокупности: исследовано четыре кружка Дворца культуры, одна цирковая студия Дворца культуры, три класса художественной школы, три класса общеобразовательной школы.
Практическая значимость работы.
Результаты исследования определяют проблемные места в работе с детскими группами:
- влияние творческой деятельности на самооценку детей;
- как индивидуальная творческая деятельность и кооперативная влияют на эмоциональную и ценностно-ориентационную сплоченность;
- влияние адекватной высокой самооценки детей на эмоциональную сплоченность........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Абрамова Г.С.Практическая психология.- М.: Академия,1997.-368 с.
2.Абрамова Г.С.Введение в практическую психологию.- Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академия, 1996.-224с.
3.Аванесов В.С.Тесты в социологическом исследовании.- М.: Наука, 1982.-200с.
4.Анастази А. Психологическое тестирование. Перевод с английского./ Под ред. К. М.Гуревича, В.И.Лубовского.-М.: Педагогика, 1982.-438с.
5.Андреева Г. М.Социальная психология: Учебник.- М.:Аспект пресс, 2000.-376с.
6.Беккер Г., Босков А.Современная социологическая теория.- М.:1961.-215с.
7.Бурлачук Л.Ф.,Морозов С.М.Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер,2000.-528с.
8.Волков И. П. Социометрические методы в социально- психологических исследованиях.-Л.1970.-88с.
9.Волков И.П.Художественная студия в школе.-М.:Просвящение,1993.-127с.
10.Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование.- Л.: Изд. Ленинградского института, 1982.-101с.
11.Гришина Н. В.Я и другие.- Л.: Лениздат. 1990.-125с.
12.Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования.- М.: Изд. Московского университета, 1984.-61с.
13.Донцов А. И.О понятии «группа» в социальной психологии. //Вестник Московского университета. Сер. 14.Психология. 1997. № 4. С.17-25.
14.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1997.-256с.
15Квинн В. Прикладная психология.- СПб.: Питер, 2000.-560с.
16.Каломенский Я. Л.Психология взаимоотношения в малых группах.-Минск. 1976.-350с.
17.Краткий психологический словарь/Ред. состав.Л.А. Карпенко.- Ростов-на- Дону.: Феникс,1999.-256с.
18.Краткий психологический словарь./ Под ред. Л. А. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М.: Политиздат,1985.-432с.
19.Кричевский Р. Л. , Дубовская Е. М.Социальная психология малой группы: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.-318с.
20.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты.-М.: Изд. Московского университета, 1991.-283с.
21.Крысько В. Г.Социальная психология. Словарь – справочник - Минск: Харвест: М.:АСТ,2001.-688с.
22.Крайг Г.Психология развития.- СПб.: Питер,2000.-992с.
23.Курчевский В.В.А что там за окном? - М.:Педагогика,1985.-144с.
24.Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ.- М.: Прогресс,1980.391 с.
25.Левин С.Д.Ваш ребенок рисует.-М.:Советский художник,1980.-271 с.
26.Максимов Ю.В.Родник творчества.-М.:Просвещение,1988.-126 с.
27.Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте.- М. 1990.-256с.
28.Немов Р. С. Психология.- М.: Владос,1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-632с.
29.Немов Р. С. Психология: Учебник.- М.: Владос, 1999.Кн.1.Общие основы психологии,-688 с.
30.Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования /Составитель Е.И.Рогов.- М.: Владос,1998.-448с.
31.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.- СПб.: Питер, 2001.-528с.
32.Петровский А. В. Коллектив./ Общая психология.-М.1986.-185с.
33.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. /В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.//Под общей редакцией А.А.Крылова, С. А. Маничева.- СПб.: Питер 2000.-560с.
34.Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других.- М.: АСТ-Пресс книга, 2001.-400с.
35.Психологическая диагностика. Проблемы и исследования./ Под ред. К. М. Гуревича.- М. 1981.-232с.
36.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. -СПб.1999.-720с.
37.Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления.-Ростов-на-Дону.:Феникс,1997.-512с.
38.Словарь психолога практика. / Сост. С. Ю. Головин.-М.: Харвест, 2001.-976с.
39.Словарь прикладной социологии.// Под ред. Г. П. Давидюка.- Минск: Изд. Минского университета, 1984.-317с.
40.Соколова В. П.Основы психологии.-Ростов-на-Дону.:Феникс, 2000.-192с.
41.Социальная психология и этика делового общения. / В. Ю. Дорошенко,Л. И. Зотова, Н. А. Нартов и другие.; Под общей ред. проф. В. Н. Лавриненко.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1995.-160 с.
42. Социальная психология личности в вопросах и ответах./ Под ред. проф.В. А. Лабунской.-М.: Гардарики 2001.-397 с.
43.Социально – психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие./Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко.-М.1990.-205 с.
44.Столяренко Л. Д. Основы психологии.-Ростов-на-Дону.:Феникс,1996-736 с.
45.Фанталова Е. Б.Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал.1992,Г. 13. № 1.
46.Хрестоматия по психологии./ Составитель В. В. Мироненко, под ред.А. В. Петровского .- М.: Просвещение, 1987.-447с.
47.Шапкин С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: Компонентный анализ структуры и стратегии адаптации. // Психологический журнал. 1996. №1. с 19-23.
48.Шевандрин Н. И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Владос,1999.-512с.
49.Шевандрин Н. И.Социальная психология в образовании. Ч.1.Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.- М.1995.-544с.
50.Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов-на-Дону.:Феникс, 1998.-544с.
51.Я, Ты, Мы в зеркале познания. / Сост. С. Ф. Спигак.- М.: Институт практической психологии: Воронеж: Модек, 1995.-96с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.