На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Русская Православная церковь в XV-XVI веках.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.5.2013. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава I.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО. 5
1.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В XV-XVI ВЕКАХ. 5
2.ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XV-XVI ВЕКАХ. 15
Глава II. ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ 15-16 ВЕКОВ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В 16 ВЕКЕ. 18
1.ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ XV-XVI ВЕКА. 18
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА НА РУСИ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 36


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность данной темы обуславливается большой ролью церкви в социально-
экономическом и политическом развитии государства. Положение Церкви в современной России переживает не менее кризисное состояние, чем в ХV - ХVI веков. С одной стороны рост цивилизации, создающей в противовес подлинной культуре, бездуховную «технокультуру». С другой стороны, на смену эпохи атеизма приходит, наконец, осознание, какой урон понесла наша культура из-за того, что целый пласт ее оказался на многие десятилетия вычеркнут из реального процесса духовной жизни. В условиях упадка общественной нравственности, проявления откровенного аморализма, распада культурных традиций религия и Церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического наследия и нравственных устоев. Поэтому «легализация» религии и религиозной культуры, восстановление нормальных, цивилизованных отношений между государством и религиозными организациями, действительная организация принципа свободы совести, - процессы позитивные, оказывающие благотворное влияние на развитие духовной культуры нашего общества. Процессы «легализации» религии в современной России обнаружили также тенденцию идеализацию религии.
Вместе с тем, современные социологические исследования показали, что в современной России основной контингент, причисляющих себе к православию, а таких насчитывается 74%, составляют люди, не принявшие еще веру не только как образ жизни, но и как образ мыслей. Тем не менее, за последние годы заметно возросла доля тех, кто стремиться соблюдать православные каноны.
Несмотря на то, что в православии свобода личности, веротерпимость, демократический договор не стали до сих пор религиозными ценностями, наши соотечественники хотят приобщиться к православию не только как к религии как к таковой, дающей новое обоснование смысла жизни и моральных императивов, но именно к вере предков, включая себя тем самым в историю своего народа. Но в этой истории Русская Православная Церковь (РПЦ) со времен Петра управлялась государственными чиновниками и сама была частью системы управления огромной империей. Столетиями РПЦ избегала всякого реформирования. Независимые религиозные движения начинались и обрывались, «уступая» свои места новым движениям.
Объектом изучения данной работы являются взаимоотношения государства и Церкви, церкви и общества в XV-XVI веках. Предметом изучения является русская церковь в XV-XVI в.в.

В данной работе использовано три источника. Воскресенская летопись представляет собой общерусский летописный свод XVI века доводящий свое повествование до 1535года. Время написания этого повествования оценивают по-разному. В исторической науке традиционно было принято считать временем написания летописи (текста Синодального списка, датировку других списков считается невозможным проверить) период с 19 марта 1542 г. по 8 октября 1544 г. Однако после внимательного ознакомления с текстом летописи дату написания первого списка определяют после 1556г. Автором списка считается непосредственный участник событий и военных походов периода 42-44 гг. Подлинность летописи не вызывает сомнения. Летопись делится на 70 глав, разных по своему размеру. Другим источником, использованным в данной работе, является Судебник 1550 года, дошедший до нас более чем в сорока списках. К источникам самого судебника можно отнести правые и жалованные грамоты, указы, инструкции, касающиеся суда и управления. В основу Судебника 1550 г. был положен Судебник Ивана III, а отдельные его положения и принципы получили дальнейшее развитие и в последующем законодательстве. Судебник Ивана Грозного явился памятником, направленным на ликвидацию последствий боярского правления и дальнейшее развитие и укрепление экономических и политических позиций тех социальных групп, на которые опиралось правительство Ивана IV - дворян-помещиков и верхов посада. Судебник 1550г. имеет определенную систему норм: нормы о суде центральном (1 - 61 статьи), из которых часть относится к уголовному праву, норм о суде местном (статья 62 - 75), норм материального, преимущественно гражданского права и процесса (статьи 76-97), дополнительные статьи (98 - 100), посвященные процессуальному праву. Судебник 1550 г. состоит из глав и статей, большей частью тематически сгруппированных. Также при написании доклада был использован другой источник - Стоглав. Это сборник постановлений церковно-земского собора, состоявшегося в 1551 г. в Москве. Название «Стоглав» утвердилось за ним лишь с конца XVI века. В самом же тексте памятника упоминаются и иные наименования: «соборное уложение»[9] или «святительское уложение»[10]. Этот итоговый документ, составленный на соборе 1551 г., при редактировании был разбит на 100 глав, вероятно, в подражание Судебнику 1550 г. Деление на главы весьма условно, тем более, что многие списки заканчиваются 101 главой, содержащей приговор царя со священным собором о вотчинах, датированной 11 мая 1551 г.
В советской историографии история русской православной Церкви долгие годы оставалась одной из наименее разработанных областей. В дооктябрьский период было создано немало значительных и ярких работ по истории Церкви. В масштабных трудах - «История русской Церкви» о. Макария (Булгакова), «История русской Церкви» Е.Е. Голубинского, Церковь как институт исследовалась во всех сколько-нибудь значительных деталях. Это и характеристика иерархического устройства Церкви, и поэлементное рассмотрение богослужебного культа, и события внутрицерковной жизни, и богословие, и миссионерство и т.д.
К сожалению, многие исследования, касающиеся проблем церковно-общественных отношений, отношений церкви, а также архивные документы и церковные ведомости труднодоступны. Поэтому приходится довольствоваться их изучением в контексте современных исследований.
Будучи первым марксистско-ленинским трудом по истории русского православия, старообрядчества и сектантства, книга Н.М. Никольского «История русской церкви» в свое время именно новизной рассматриваемых им проблем и самим стилем научного мышления и изложения не только обогатила советскую историческую науку, но и наметила дальнейшие пути изучения истории русской церкви. Впервые книга была издана в Москве в 1930 году, а затем переиздана в 1983 и 1988 годах. Никольский с позиций марксистско-ленинской методологии, с учетом требований формировавшейся советской исторической науки на конкретном историческом материале пытался показать, что Церковь была лишена ореола исключительности, который создавали ей богословы и служители культа. Автор пытается убедить нас в том, что Церковь является продуктом человеческой деятельности, порожденным определенными условиями человеческого бытия. В силу явной атеистической направленности, нужно с известной степенью осторожности относиться к данной работе Н.Н. Никольского. К тому же в книге полностью обойден вниманием внутренний кризис русского православия.
Еще одним крупным исследованием, обратившим на себя внимание в советской историографии, стала коллективная монография «Русское православие: вехи истории». Работа вышла под научной редакцией А.И. Клибанова в 1984 году, затем несколько раз переиздавалась.
Для раскрытия темы курсовой работы интерес представляет глава «Церковь в обществе развитого феодализма», хотя она и не претендует на исчерпывающее исследование проблемы церкви и общественного сознания этого периода. Тем не менее, в данной главе содержатся некоторые общие сведения о состоянии церкви и духовенства в частности. История русской церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные религиозные настроения на своем историческом пути. Авторы стремились разносторонне и многопланово показать историю Церкви, основываясь на строго проверенном материале. Однако монографии не удалось избежать общей идеологической направленности советской историографической науки.
Благодаря общей демократизации современного общества уже вышел в свет ряд ценных исследований, где есть нетрадиционный подход к теме. К ним относится книга профессора русской истории Поспеловского Д.В. «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР», опубликованная в 1995 году в Москве. В книге рассматривается роль Православной Церкви в истории России и ее взаимоотношения с государством на разных этапах развития. В книгу вошла раннее опубликованная в журнале «Вопросы истории» за 1993 год статья «Русская православная Церковь XV-XVI века».
Интересна работа А.В. Карташева тем, что он отдельно рассматривает биографию каждого митрополита, пересказывая ее, говорит о влиянии каждого, что достаточно облегчает понимание тех или иных поступков церковных.
Цель настоящей курсовой работы показать изменения в церкви в XV -XVI вв., исследовать истоки и сущность проблем официальной Церкви и взгляды представителей различных общественных групп от церковных деятелей и философов на пути выхода из него.
Задачами курсовой работы являются:
1) Рассмотреть вопросы организации, идеологии, экономики РПЦ в условиях изменения жизни церкви в XV-XVI вв.
2) Проанализировать влияние православия на общество.
3) Рассмотреть экономическое положение церкви.
4) Рассмотреть вклад деятелей церкви (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек и др.) в попытку модернизации православия.

Глава I.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО.


1.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В XV-XVI ВЕКАХ.

1.2. ЦЕРКОВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Высший церковный орган - Освященный Собор в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.
Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей - управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.
Власть Патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей Церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.
Свою судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем. Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.
В 1551 году был создан Стоглав, который содержал в себе нормы церковного права. Он явился результатом законодательной деятельности Собора, созванного правительством и предложившего программу церковной реформы.
В 1551 году Иван IV принялся за дело созыва собора, считая себя преемником византийских императоров и не желая ни в чем от них отставать, в том числе и в созыве церковных соборов. Глава 2 «Стоглава», помимо описания открытия Собора и текста первой речи царя Собору, содержит сообщение о великой радости иерархов по поводу царского приглашения. Это объясняется не только данью уважения царю, но и тем, что духовенству этот Собор был необходим для разрешения ряда вопросов, приобретших к середине XVI века особую значимость. Это, прежде всего, вопросы укрепления церковной дисциплины среди духовенства, полномочия церковного суда, борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей, против пережитков язычества среди населения, унификации церковных обрядов и служб, жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т.д. Созыв Собора по этим соображениям был не только оправдан, но и необходим.
Название первой главы («В лето 7059-е месяца февраля в 23 день…»), казалось бы, дает точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 г. (15551 г.). Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседаний Собора или определяет время начала составления Соборного уложения. Работу Собора можно разделить на два этапа - совещание с обсуждением ряда вопросов и обработка материала, хотя возможно, что это и были одновременные процессы. Это предположение подтверждается и самой структурой «Стоглава», последовательностью расположения глав и их содержанием.
В первой главе в общих чертах намечена программа Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники Собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием мнений по предложенным темам. В первой главе круг вопросов Собора излагается бегло, несколько путано, иногда приводятся ответы, иногда - нет. Хотя составитель не всегда приводит ответы Собора на вопросы, он знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения на соборе. По существующим правилам Собор имел право принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть памятников этой литературы упомянута в первой главе «Стоглава»: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, а также поучения канонизированных святых. В следующих главах этот список расширяется.
В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлек лиц из своего окружения, прежде всего членов «Избранной рады». Двое из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна. Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах. Это связано, видимо, с возникновением так называемых «вторых царских вопросов», которые изложены в 41 главе «Стоглава». Они касаются в основном вопросов богослужения и нравов мирян. Царские вопросы можно разделить на три группы:
- преследующие интересы государственной казны;
- обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни;
- касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян.
Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.
Уложение Собора 1551 года затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов.
Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов.
Финансовые вопросы
Вопреки постановлению Собора 1503 года «Стоглав» разрешил взимание ставленнических пошлин, но установил для, равно и как для треб, твердую таксу. При этом было решено, что все пошлины должны собирать не архиерейские чиновники, а поповские старосты с десятскими.
Вопросы нравственности и контроля за жизнью духовенства и мирян.
Собор был вынужден признать существование известных беспорядков, порочивших русскую церковь, и даже угрожавших её будущему. Поэтому одним из самых важных нововведений Сбора является повсеместное введение института поповских старост. Это были выборные от священников. Поповские старосты должны служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. «Стоглав» зафиксировал обязанность этих лиц контролировать правильное ведение службы в подведомственных церквях, благочиние священников.
Собор 1551 года вынес важное решение относительно «двойных» монастырей, в которых одновременно проживали монашествующие обоих полов: монастырям было приписано строго соблюдать обособленность полов и выполнять общежительный устав. Но все это лишь было принято, а на практике осталось мертвой буквой.
В соборном постановлении осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство.
Другое постановление Собора касалось осуждения безбожных и еретических книг. Этими книгами были объявлены: «Secveta secvetoum», сборник средневековой мудрости, известный на Руси под названием «Аристотель», астрономические карты Эммануила Бена Якоба, называвшиеся у нас «Шестокрылом» - то есть вся светская литература в стране. Также был наложен запрет на общение с иностранцами, к........


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Источники.

1. Судебник 1550 года (Судебник Ивана IV) . // Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952.
2. «Стоглав». // Российское законодательство X-XX веков. М., 1984 г. Т. 2 C. 241-439.


Литература.

1. Никольский Н.М. История русской церкви. - 3 изд. - М.: Политиздат, 1983.
2. История России (IX-XXвв) / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика. М.: Гардарики,2003
3. И.А. Исаев История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ,1999
4. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченко История Отечества. М., 2001
5. Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. / Под ред. Е.И. Индова. - М.: Юридическая литература.
6. История государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибряева. - М.,1998
7. Клибанов, А. И. Русское православие: вехи истории. / Под ред. А.И. Клибанова. - М.: Политиздат, 1989.
8. Василенко Л.И. «История Русской Православной Церкви» М., 2001.
9. Прохоров Г.М., «Житие преподобного отца нашего Нила Сорского», М.: Московский рабочий, 1992.
10. Соколова Т.А. «Преподобный Иосиф Волоцкий», М.,: Институт экономических стратегий, 2010.
11. «Житие преподобного отца нашего Нила Столобенского» М.: Синодальная типография, 1908.
12. «Жития Святых» М.: Синодальная типография, 1908

Дополнительные источники.
1. Беседа с настоятелем храма Пресвятой Богородицы села Богородск, протоиреем Александром Митрофановым.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.