На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Учет основных средств. Особенности учета арендованных основных средств. Налог по хозяйственным операциям движения основных средств. Учет нематериальных активов. Учет амортизации нематериальных активов. Учет выбытия нематериальных активов.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 04.06.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Министерство общего и профессионального образования РФ.
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.
Кафедра:
Курсовая работа.
Учет основных средств и нематериальных активов.

Выполнила: ст. гр. ЭУ-63
Уткина Г.Ю.
Проверила: Понамарева Е.Б.
Кемерово 1999г.
Содержание.
Введение 3
Глава 1.
Учет основных средств. 4
1.1 Задачи, классификация и оценка основных средств. 4
1.2 Учет наличия и движения основных средств. 6
1.3 Учет износа основных средств. 9
1.4 Учет ремонта основных средств. 13
1.5 Особенности учета арендованных основных средств. 15
1.6 Инвентаризация основных средств. 20
1.7 Налог по хозяйственным операциям движения основных средств. 21
Глава 2.
Учет нематериальных активов. 24
2.1 Понятие, классификация и оценка нематериальных активов. 24
2.2 Учет поступления и создания нематериальных активов. 27
2.3 Учет амортизации нематериальных активов. 28
2.4 Учет выбытия нематериальных активов. 29
Заключение. 31
Список использованной литературы. 32
Приложение 1. 32
Введение.
Бухгалтерский учет, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движения путем сплошного, непрерывного документального оформления всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет должен: формировать полную и достоверную информацию о деятельности организации и ее имущественном положении; предотвращать отрицательные результаты хозяйственной деятельности организаций; обеспечивать необходимой информацией пользователей. Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. Одной из таких задач - учет основных средств.
Основные средства - совокупность материально-вещественных ценностей, используемых длительное время в качестве средств труда в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. Они передают свою стоимость на готовый продукт по мере снашивания. Следовательно, основные средства - это часть имущества, используемая в качестве работ или оказания услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются: правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа; точное определение результатов при ликвидации; учет затрат на ремонт; контроль за сохранностью и эффективностью использования. Все эти задачи рассмотрены в этой работе.
Другой задачей бухгалтерского учета является учет нематериальных активов. Материальные активы являются одним из новых объектов российского бухгалтерского учета, и методика их учета остается проблематичной, что объясняется в значительной степени несоответствием различных нормативных актов. Поэтому до устранения этих противоречий исходят из нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Определение нематериальных активов содержится в п.48 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
В соответствии с установленными правилами к нематериальным активам относятся затраты предприятия в материальные объекты, используемые в течении долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, “ноу-хау”, программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности), организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию предприятия, брокерское место и т.п.), торговые марки и товарные знаки и т.п. современные правила учета и отчетности в России выделяют такие группы как: права на объекты интеллектуальной собственности; права на пользование обособленными природными ресурсами; организационные расходы; деловая репутация фирмы; прочее. Однако классификация объектов учета по группам нематериальных активов, а также первоначальное признание объекта нематериальных активов до сих пор составляет серьёзную проблему. Трудности идентификации объектов сопровождаются и дополнительными проблемами учета операций с объектами, которым могут быть признаны материальными активами, в частности, с учетом затрат на поддержание объектов в рабочем состоянии, исчислением и учетом амортизации и т.п.
Глава 1
Учет основных средств.
1.1 Задачи, классификация и оценка основных средств.
Основные средства - это средства труда, за исключением МБП, к которым относятся объекты стоимостью до 50-кратного, установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу и сроком службы до года.
Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств является правильное документальное оформление и своевременное отражение в учётных регистрах поступление основных средств, их внешнего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте сумм износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств; за их сохранностью и эффективностью использования.
Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеет:
наличие научно-обоснованной классификации основных средств;
установление принципов оценки основных средств;
установление единицы учёта предметов основных средств.
Применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По назначению основные средства предприятий подразделяются на: производственные основные средства основной деятельности; производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные средства.
По видам основные средства предприятий подразделяются на следующие группы: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь; хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктовый скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства.
К основным средствам относятся также капитальные вложения в арендованные объекты, относящиеся к основным средствам.
Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования - на находящиеся в эксплуатации (действующее); в реконструкции и техническом перевооружении; в запасе (резерве); на консервации. Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.
Оценка основных средств. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
В бухгалтерском учёте и отчётности основные средства отражают, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:
изготовленных на самом предприятии, а также приобретённых у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;
внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставной капитал - по договорённости сторон;
полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа - экспертным путём или по данным документов приёмки-передачи.
Основные средства, бывшие в эксплуатации и приобретённые за плату, принимаются на учёт по покупной стоимости с добавлением расходов по доставке и установке, а также сумм износа по этим объектам, указанным в документах на куплю-продажу.
Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на величину расходов, связанных с технической реконструкцией или капитальной модификацией (перестройкой), если в результате их осуществления увеличивается срок полезной службы или производственная мощность объекта, повысится количество выпускаемой продукции или снизится её производственная себестоимость.
Остаточную стоимость основных средств определяют вычитанием из первоначальной стоимости износа основных средств.
С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.
Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и др.). Переоценка основных фондов по восстановительной стоимости производится по соответствующим решениям правительства.
Предпоследняя переоценка основных средств произведена в соответствии с постановлением Правительства РФ “О переоценке основных фондов” от 25 ноября 1995 года №1148.
В соответствии с данным постановлением переоценке подлежат находящиеся на балансе организаций здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных фондов независимо от технического состояния, как действующие, так и находящиеся на консервации, в резерве, запасе или незавершённом строительстве.
Переоценка основных средств осуществлена двумя методами: путём индексации их балансовой стоимости и путём прямого пересчёта балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1996 года на соответствующие виды основных средств.
Последняя переоценка основных средств была проведена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 года № 627 “Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов”.
В целях определения реальной стоимости основных фондов правительство РФ постановляет: “Предоставить право организациям в случае, когда стоимость объектов основных фондов превышает текущие рыночные цены, провести в 1998 году переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 1998 года путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившихся на рынке на 1 января 1998 года”.
Единицей учёта основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющих вместе одну функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивают определённый инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на всё время нахождения его в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляют или обозначают на учитываемом предмете и обязательно указывают в документах, связанных с движением основных средств.
По сложным инвентарным объектам, то есть включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном, объединяющем их объекте.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим вновь поступившим основным средствам не ранее чем через три года после выбытия.
Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
1.2 Учет наличия и движения основных средств.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учётной документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приёмки комиссия составляет в одном экземпляре акт приёмки-передачи основных средств (форма №OС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учёта основных средств.
После оформления акт приёмки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту.
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передачи основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах - для сдающей и принимающей основные средства организации.
Приёмку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта оформляют актом приёмки-передачи отремонтированных объектов (форма№OС-3). В акте указывают изменения в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванные реконструкцией или модернизацией. Акт подписывают работник цеха, уполномоченный на приёмку основных средств, и представитель цеха, проводящего реконструкцию, и сдают его в бухгалтерию предприятия, которое производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учёту основных средств. Если ремонт осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах.
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма №OС-2). Она должна содержать фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха-сдатчика. Первый экземпляр передаёт в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остаётся у сдатчика для отметке о выбытии объекта в инвентарном списке основных средств.
Операции по ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом о ликвидации основных средств (форма №OС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом о ликвидации автотранспортных средств (форма №OС-4а).
В актах о ликвидации основных средств указывают техническое состояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации объекта, результат их ликвидации.
Аналитический учёт основных средств. Основным регистром аналитического учёта основных средств являются инвентарные карточки, содержание и форма которых зависит от вида основных средств.
Здания и сооружения учитываются на инвентарных карточках формы №OС-6, машины, оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь - форма №OС-7; животные и многолетние насаждения - в форме №OС-8. Указанные инвентарные карточки различаются в основном содержанием оборотной стороны, предназначенной для краткой индивидуальной характеристики объекта. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приёмке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат, сумму износа на дату приёмки или переоценки объекта. Впоследствии в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннее перемещение объекта и причину выбытия.
Инвентарные карточки формы №OС-6,OС-7 и OC-8 составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Учёт однотипных предметов может осуществляться в инвентарных карточках группового учёта основных средств (форма №OС-9) с указанием в ней отдельных инвентарных номеров по каждому объекту.
При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений, по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению затрат с пометкой “Для начисления износа” в соответствии с утверждённым распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между пользователями.
В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, по объектный учёт может быть организован в инвентарной книге учёта основных средств (форма №OС-11). Записи в книге производят по классификационным группам основных средств и по местам их нахождения.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов, которые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.
С целью контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в описи инвентарных карточек по учёту основных средств (форма №OС-10) с указанием их номера карточки, инвентарного номера объекта и его назначения. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не составляют.
По месту нахождения основных средств для контроля за их сохранностью ведут инвентарные списки основных средств (форма №OС-13). В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии - дату и номер документа, и причину выбытия.
На арендованные основные средства в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открывают. Для аналитического учёта поступивших основных средств используют копии инвентарных карточек арендодателя или же выписки из инвентарной книги.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют его инвентарную картотеку, построенную с учётом классификационных групп по видам основных средств.
На основании инвентарной картотеке на каждую классификационную группу основных средств открывают карточку учёта движения основных средств (форма №OС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт.
Синтетический учёт наличия и движения основных средств. Синтетический учёт наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности осуществляется на следующих счетах:
01 “основные средства”
02 “износ основных средств”
47 “реализация и прочее выбытие основных средств”
Приходование основных средств, внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставной капитал, оформляется следующей бухгалтерской проводкой:
Дебет счёта 01 “основные средства”, кредит счёта 75 “Расчёты с учредителями”.
Основные средства, приобретённые за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражают по дебету счёта 01 “основные средства” и кредиту счёта 08 “капитальные вложения”.
Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа, отражают по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 87 “Добавочный капитал” и счета 88 “Нераспределенная прибыль”.
Учет операций по выбытию основных средств на операционном активно-пассивном счете 47 “Реализация и прочие выбытие основных средств”.
Схема записей на счете 47“Реализация и прочее выбытие”.
Дебет
Кредит
Первоначальная стоимость выбывших основных средств.
Расходы, связанные с выбытием основных средств.
НДС по реализуемым основных средств.
Прибыль от выбытия основных средств.
Сумма износа по выбывшим основным средствам.
Выручка от реализации основных средств и стоимость полученных от ликвидации основных средств материалов.
Убыток от выбытия основных средств.
К счету 47 целесообразно открыть 4 субсчета для учета выбытия основных средств по причинам выбытия:
1 “Реализация основных средств”;
2 “Ликвидация основных средств”;
3 “Безвозмездная передача основных средств”;
4 “передача основных средств в уставной капитал других организаций”.
При реализации основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счетов 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” или 76 “Расчеты с различными дебиторами и кредиторами” и кредиту счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств. Одновременно первоначальную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 в дебет счета 47, а сумму износа по реализованным основным средствам - в дебет счета 02 “Износ основных средств” и кредит счета 47. В дебет счета 47 списывают также налог на добавленную стоимость основных средств и расходы по реализации основных средств с кредита счетов 43 “Коммерческие расходы”, 23 “Вспомогательные производства” и др.
Списание основных средств оформляют следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”;
Кредит 01 “основные средства”.
( на первоначальную стоимость основных средств)
Дебет счета 02 “Износ основных средств”;
Кредит 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”.
(на сумму износа основных средств)
Дебет счета 10 “материалы”;
Дебет счета 12 “МБП”
Дебет других счетов
Кредит 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”.
(на стоимость поступивших в результате ликвидации основных средств)
Дебет счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”.
Кредит 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”.
Кредит 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” (на расходы по ликвидации основных средств)
При безвозмездной передачи основных средств их первоначальную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 47, а сумму износа - с кредита 47 в дебет 02. Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 47 с кредита соответствующих счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают на счет 87 “Добавочный капитал” и 88 “Нераспределенная прибыль”.
Основные средства, переданные в счет вклада в уставной капитал других организаций, отражают по стоимости, определяемой по соглашению сторон, по дебету счета 06 “Долгосрочные финансовые вложения” и кредиту счета 47. Первоначальную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 в дебет счета 47, а сумму износа по переданным основных средств - с кредита счета 47 в дебет 02. Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 47 с кредита соответствующих счетов.
При окончании отчетного периода определяют разность между дебетовым и кредитовым оборотами по каждому субсчету счета 47 и списывают ее на счет 80 “Прибыль и убытки”. Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 80 и кредиту счета 47, а превышение кредитового оборота над дебетовым - по дебету счета 47 и кредиту счета 80.
По безвозмездно выбывшим основным средствам финансовый результат, как уже отмечалось, списывают на счета 87 или 88 в зависимости от назначения основных средств.
Выявленные при инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 с кредита счета 80 с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
1.3 Учет износа основных средств.
Износ основных средств, подлежащих отражению в учете, определяется ежемесячно исходя из установленных норм амортизационных отчислений на их полное восстановление.
В соответствии с Положением о порядке начисления амортизации по основным фондам в народном хозяйстве изменен состав средств, являющихся объектом для начисления амортизации. В частности, перечень основных фондов для начисления амортизации дополнен внутрихозяйственными дорогами, оборудованием и транспортными средствами, находящимися в запасе и числящимися на балансе основной деятельности действующих организаций.
Вместе с тем стоимостной передел средств труда за единицу, не относящихся к косвенным средствам труда и не являющихся объектами для начисления амортизации, увеличен до 50-кратного размера оплаты труда.
Начисление амортизации не производится во время реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также в случае их перевода в установленном порядке на консервацию. На время реконструкции и технического перевооружения срок службу основных средств продлевается.
Существенные изменения внесены в порядок начисления амортизации. С 1 января 1991 года амортизационные отчисления производятся только на полное восстановление основных средств. При этом по всем основным фондам начисление амортизации производят только в течение нормативного срока их службы. С 1 июля 1992 года износ основных средств начисляется исходя из их восстановительной стоимости.
Начисление амортизации по основным фондам, поступившим по импорту, производится по нормам амортизационных отчислений на аналогичные основные фонды.
В Положении предусмотрен различный порядок начисления амортизации по арендованным основным средствам, зависящим от вида аренды. Если в аренду сдается объект на условиях долгосрочной аренды, то амортизация по этим основным фондам начисляется арендатором с отражением отчислений в себестоимости продукции (работ, услуг). Если в аренду сдаются объекты основных средств на условиях текущей аренды, то амортизация по ним начисляется арендодателем с отнесением отчислений в состав расходов от внереализационных операций и с зачислением арендной платы в состав доходов от внереализованных операций.
Положение разрешает осуществлять ускоренную амортизацию активной части основных фондов (за установленным исключением), введенных в действие после 1 января 1991 года. Ускоренная амортизация может производиться организациями по основным средствам, используемым для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции с случаях, когда ими осуществляется массовая замена изношенной и морально устаревшей техники новой, более производительной (при согласовании этого вопроса с Минэкономики РФ и Минфином РФ).
Метод начисления ускоренной амортизации не распространяется на:
машины, оборудование и транспортные средства, нормативный срок использования которых не превышает 3 лет;
отдельные виды оборудования самолетно-моторного парка Аэрофлота, нормативный срок службы которых определятся количеством часов работы самолетов и вертолетов;
подвижной состав автомобильного транспорта, по которому начисление амортизации на реновацию производится в процентах от стоимости автомашины, отнесенной к тысяче километров фактического пробега;
уникальную технику и оборудование, предназначенные для использования только при определенных видах испытаний и производства ограниченного количества видов конкретной продукции.
При ускоренной амортизации организации применяют равномерный метод исчисления. Однако норма годовых амортизационных отчислений на полное восстановление увеличивается не более чем в два раза.
Изложенный в Положении порядок начисления ускоренной амортизации уточнен постановлением Совета Министров РСФСР “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР” от18 июля 1991 года №406, постановлением Правительства РФ “ Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” от 19 августа 1994 года №967 и Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ.
Постановлением №967 в целях создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования предоставлено право организациям применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов.
Перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
При введении ускоренной амортизации применяется равномерный ( линейный ) метод ее
исчисления, при котором утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения, который не должен превышать 2.0.
Необходимость применения механизма ускоренной амортизации в большем размере согласовывается с финансовыми органами субъектов Российской Федерации.
Малые предприятия в соответствии с Федеральным законом от14 июня 1995 года №88-ФЗ в праве применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. На ряду с применением механизма ускоренной амортизации малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет.
При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли предприятия ( дебетуют счет 02 “ Износ основных средств” и кредитуют счет 80 “Прибыль и убытки” ).
Увеличенные амортизационные отчисления производят в течение нового расчетного амортизационного срока их службы до полного перенесения всей стоимости на изготовляемую продукцию или оказываемые услуги и отражают в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 и дебету счетов учета затрат на производство в установленном порядке.
Если организация принимает решение о применении механизма ускоренной амортизации активной части производственных основных средств ( в пределах установленного перечня высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования), то оно должно быть оформлено как элемент учетной политики.
Решения о применении механизма ускоренной амортизации в месячный срок доводятся организациями до соответствующих налоговых органов.
Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются организациями строго по целевому назначению. В случае их нецелевого использования дополнительная сумма амортизации, соответствующая расчету по ускоренному методу, включается в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением № 967 организациям разрешено применять начиная с 1 июля 1994 года понижающие коэффициенты (в размере до 0,5) к амортизационным отчислениям в случаях, когда финансово-экономические показатели предприятий и организаций после переоценки основных фондов существенно ухудшаются.
При решении вопроса о введении ускоренной амортизации следует иметь в виду , что вследствие этих мер существенно увеличивается себестоимость продукции и снижается сумма валовой прибыли ,что может сказаться на финансовой устойчивости организации.
Суммы амортизации организации рассчитывают ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы и составляют специальную разработочную таблицу “Расчет износа (амортизации) основных средств” (при журнально-ордерной форме учета) или машинограмму аналогичного содержания. Эти регистры служат основанием для отражения амортизации и износа основных средств на соответствующих счетах бухгалтерского учета (при журнально-ордерной форме учета в журналах-ордерах № 10, 10/1, ведомостях № 12, 13 ,15 и др.).
На практике сумму амортизации за отчетный месяц определяют следующим образом: к сумме, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступающих основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.
Для учета износа основных средств используют пассивный счет 02. К этому счету могут быть открыты 2 субсчета:
1 “Износ собственных основных средств”.
2 “Износ долгосрочно арендованных основных средств”.
На первом субсчете учитывают движение износа основных средств, принадлежащих организации на правах собственности, на втором - движение износа долгосрочно арендуемых основных средств.
Начисленную сумму износа по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Обще производственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы” и других счетов и кредиту счета 02 “Износ основных средств”).
По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумму износа отражают по дебету счета 80 “Прибыли и убытки” и кредиту счета 02 “Износ основных средств”, а по основным средствам производственного назначения - по дебету счета 29 “Обслуживающие производства и хозяйства” или счетов 81 “Использование прибыли” и 88 “Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)” и кредиту счета 02.
По объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства сумму износа начисляют по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовых счетах 014 “Износ жилищного фонда” и 015 “Износ объектов внешнего благоустройства”.
На продуктивный скот, буйволов, оленей, волов, библиотечные фонды, сооружения городского благоустройства и автомобильные дороги общего пользования, фонды, переведенные на консервацию, фонды бюджетных организаций, земельные участки, находящиеся в собственности организаций и зачисленные в состав основных средств, износ не начисляется.
Сумма износа по полностью амортизированным основным средствам не начисляется.
При выбытии собственных основных средств сумму износа по ним списывают в дебет счета 02 с кредита счета 47.
Аналитический учет по счету 02 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.
Накопление и использование амортизационного фонда в бухгалтерском учете не отражают. В составе выручки от реализации продукции (работ, услуг) амортизационные отчисления зачисляют на расчетный счет или другие счета предприятия или списывают с этих счетов на финансирование капитальных вложений в основные средства.
Методы начисления амортизации основных средств, применяемые в международной практике. Наиболее распространенными являются следующие методы начисления амортизации (износа) основных средств:
метод равномерного (прямолинейного) списания стоимости;
метод начисления износа пропорционально объему выполненных работ (производственный);
метод списания стоимости по сумме чисел (метод суммы чисел), или кумулятивный метод;
метод уменьшающегося остатка.
Два последних метода считаются методами ускоренного списания.
Метод равномерного (прямолинейного) списания. Пи данном методе амортизируемую стоимость объекта равномерно списывают на счета издержек производства (обращения) в течение срока его службы. Накопленный износ увеличивается равномерно и так же равномерно уменьшается остаточная стоимость основных средств. Этот метод используется и в отечественной практике учета.
Метод начисления износа пропорционально объем выполненных работ основан на предположении о том, что износ ряда объектов основных средств является только результатом их эксплуатации, а наличие объекта во времени во внимание не принимается. Сумму износа на единицу работы определяют по формуле:
Первоначальная стоимость - ликвидационная стоимость
Планируемый (предполагаемый) объем работы.
Если, например, пробег легкового автомобиля составит в первый год 100000 км., а во второй - 200000 км., то сумма износа во второй год в два раза превысит сумму первого года.
Метод начисления износа пропорционально объему выполненных работ также применяется в отечественной практике, но со строгими ограничениями. Например, износ некоторых видов автомобилей определенной грузоподъемности начисляется в процентах от стоимости машины на 1000 км. пробега; норма износа ряда машин и оборудования корректируется на коэффициент сменности: по асфальтосмесительным установкам при работе в 2 смены применяется коэффициент 2,0, а при работе в 3 смены - 2,6. Поправочные коэффициенты норм износа могут применяться при работе в особых условиях.
Метод списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод). При данном методе сумма износа на каждый год определяется умножением амортизируемой стоимости объекта на коэффициент, исчисляемый отношением числа лет, остающихся до конца службы объекта, на кумулятивное число (сумма чисел - лет эксплуатации).
С годами сумма износа уменьшается. Соответственно изменяются накопленный износ и остаточная стоимость.
Метод уменьшающегося остатка. При данном методе применяется любая увеличенная твердая ставка. Чаче всего применяется удвоенная норма амортизации по сравнению с нормальной, используемой при прямолинейном методе.
При сроке службы в 5 лет норма амортизации при прямолинейном методе составляет 20% в год (100%/5лет). При методе уменьшающегося остатка с удвоенной нормой списания норма амортизации будет равна 40 % (20%*2). Это фиксированная ставка в 40% относится к остаточной стоимости в конце каждого года. Предполагаемая ликвидационная стоимость не принимается во внимание при расчете износа по годам, кроме последнего года. В последний год сумма износа исчисляется вычитанием из остаточной стоимости на начало последнего года ликвидационной стоимости.
По данным проведенных обследований на 600 крупнейших фирмах США метод прямолинейного списания использует 94% фирм, производственный метод - 8%, метод уменьшающегося остатка - 8% и метод суммы чисел - 2%.
Выбор метода начисления основных средств в соответствии с международным учетным стандартом №4 “Учет амортизации” осуществляется администрацией по своему усмотрению. В отчетности обычно указывают данные о выбранном методе, а также о сумме износа за год и накопленном износе на конец года.
1.4 Учет ремонта основных средств.
По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств, характеризующиеся разной сложностью, объемом и сроками выполнения.
Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом ( силами самого предприятия) или подрядным способом( силами сторонних организаций). В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.
Если капитальный ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают наряд-заказы в трех экземплярах. Первый экземпляр наряд-заказа передается цеху- производителю ремонта, второй - в бухгалтерию для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий - остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряд- заказа выписывают документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов , рабочие наряды на изготовление , монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов.
Расходы по ремонту основных средств относят на затраты продукции того периода, в котором они возникли.
Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, предприятия могут быть отнесены прямо на счета издержек производства и обращения (счет20 “Основные производства” и др.) с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета10 “Материалы”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” и др.). На счетах издержек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут отражаться по соответствующим элементам затрат( материальные затраты , расходы на оплату труда и др.).
Организации могут создать ремонтный фонд для накопления средств на осуществление ремонтных работ, особенно на предприятиях с сезонным производством. Для учета ремонтного фонда целесообразно открывать субсчет “ Ремонтный фонд” по пассивному счету 89 “ Резервы предстоящих расходов и платежей”.
Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта.
Отчисления в ремонтный фонд оформляют следующей бухгалтерской записью:
дебет счета 25 “Общепроизводственные расходы” (и других счетов производственных затрат),
кредит счета 89 “Резерв предстоящих расходов и платежей”.
При образовании ремонтного фонда операции по учету ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, предварительно отражают, как правило, на активном синтетическом счете 23 “Вспомогательные производства”. По дебету этого счета учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных основных средств, а с кредита фактическую себестоимость ремонтных работ списывают за счет ремонтного фонда. Сальдо по счету 23 дебетовое и показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств. В балансе эти затраты отражаются по статье “ Незавершенное производство”.
Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляют по дебету соответствующих материальных счетов (10 и 12) и кредиту счета 23 “Вспомогательные производства”.
Приемку отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реставрированных и модернизированных объектов (ф. № OC - 3). По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.
Списание фактической себестоимости ремонта, осуществленного хозяйственным способом с использованием счета 23, оформляют следующей проводкой:
дебет счета 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей”,
кредит счета 23 “Вспомогательные производства”.
На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, предприятие заключает договор с подрядчиком. Приемку законченного капитального ремонта оформляют актом приемки-сдачи (ф. №OC - 3). Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости фактического их объема. На стоимость законченных капитальных работ подрядчики представляют заказчику счета, акцепт которых оформляется следующей бухгалтерской записью:
дебет счета 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей”, субсчет “Ремонтный фонд”,
кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, могут быть списаны с кредита счета 60 в дебет счетов издержек производства и обращения.
Оплату счетов подрядчиков производят с расчетного или другого счета и оформляют следующей бухгалтерской записью:
дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,
кредит счета 51 “Расчетный счет” и других счетов.
По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат. Сальдо по субсчету “Ремонтный фонд” счета 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей” не должно быть.
В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостатке ремонтного фонда на величину недостатка составляют либо дополнительную проводку по начислениям в ремонтный фонд, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения.
Организации вначале могут учитывать затраты по ремонту основных средств по дебету счета 31 “Расходы будущих периодов” (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывать на счета издержек производства (обращения). Данный вариант учета расходов по ремонту основных средств целесообразно использовать на тех предприятиях сезонных отраслей промышленности, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд.
Ремонт и содержание основных средств непроизводственного назначения осуществляют за счет чистой прибыли организации (счет 81 “Использование прибыли”) или фондов специального назначения (счет 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”). Фактические расходы по ремонту указанных объектов списывают с кредита материальных денежных и расчетных счетов (10, 70, 69, 60, 76 и др.) в дебет счетов 81 или 88.
Однако предприятие может проводить не только ремонты, но и реконструкцию и модернизацию производства. Очень важно различать эти понятия. Неправильная классификация проводимых работ приводит к ошибкам в учете, т.к. понесенные финансовые расходы вызывают у предприятия желание возместить из полную стоимость сразу же по окончании ремонтных работ.
Типичными являются следующие нарушения:
искажается показатель себестоимости производимой продукции из-за включения в себестоимость расходов по реконструкции и модернизации;
неправильно определяется инвентарная стоимость отремонтированных (реконструированных, модернизированных) основных средств из-за включения в инвентарную стоимость расходов, не увеличивающих стоимость основных средств.
Неправильно определяется НДС и налог на пользователей автомобильных дорог из-за отсутствия в обороте объемов работ, выполненных собственными силами.
Особенно много ошибок возникает при проведении “комбинированного” варианта ремонта, сочетающего и капитальные и текущие затраты. Например, проведение реконструкции одной части здания вместе с текущим ремонтом фасада либо проведение капитального ремонта с частично модернизацией оборудования.
Для разграничения таких затрат, следует руководствоваться письмом Госплана СССР, Госстроя СССР, стройбанка СССР, ЦСУ СССР от 8 мая 1984 года № НБ-36-Д/144/6-14 “Об определении понятий строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий”.
1.5 Особенности учета арендованных основных средств.
Арендные отношения могут принимать различные формы, прежде всего в зависимости от сроков арены и условий на которых она представляется.
В зависимости от условий представления различают текущую и долгосрочную аренду. Текущая аренда предполагает сдачи арендодателем своего имущества на определенный срок арендатору для удовлетворения последним своих потребностей в этом имуществе с обязательным возвратом арендованного имущества арендодателю. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом.
К долгосрочно арендуемым основным средствам относят объекты, договор аренды (или дополнительное соглашение) по которым предусматривается переход их в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены. Аренду основных средств с правом последующего выкупа называют также финансовой арен
Если предприятия используют текущую аренду, то арендодатель сданное в аренду имущество учитывает на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки группируют а отдельную группу. Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемопередаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента ( арендный процент ).
Финансовые результаты от сдачи в аренду имущества арендодатель отражает на прибыли или доходах будущих периодов.
Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 80 “ Прибыли и убытки” с кредита материальных, расчетных и денежных счетов ( 10,70,69 и др.).
Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет следующей проводкой :
дебет счета 80 “Прибыли и убытки”,
кредит счета 02 “Износ основных средств”, субсчет 1 “Износ собственных основных средств”.
По объектам , по которым амортизацию не начисляют ( объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства), указанную запись не производят.
Начисление арендной платы за отчетный период отражают по дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и кредиту и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.